Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коррекционная педагогика / Коррекционно-развивающие технологии и методические находки
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ «РАБОТА СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ»
Автор: Николаева Ольга Валериевна

Особенную трудность у младших школьников с общим недоразвитием речи вызывает написание слов с непроверяемыми орфограммами. При разработке занятия учитывались со-временные научные представления о процессе овладения орфографией, использовались нейропсихологические приемы коррекции нарушений письменной речи. Логопедическое за-нятие развивает слухо-речевую память, способствует совершенствованию фонематической, лексико-грамматической стороны речи. На занятии решаются задачи развития логического мышления, связной речи, а также используются упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук. 

Реализация принципа «полноценное обучение через максимальное развитие» в деятельности педагогов начальной школы.
Автор: Назаренко Ирина Вячеславовна

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Назаренко Ирины Вячеславовны. Автор определяет основные направления деятельности педагога по созданию нового типа урока, в ходе которого реализуется принцип «полноценное обучение через максимальное развитие». Автор подчеркивает актуальность данного принципа и предлагает оригинальную систему «многоступенчатых» упражнений обучающей и развивающей направленности.

Использование коррекционных тренажеров в работе с детьми с нарушением зрения
Автор: Кондракова Елена Ивановна

В статье рассматривается проблема развития мелкой моторики и тактильной чувствительности у детей с нарушением зрения через коррекционную работу на тренажерах. Предложенные игры способствуют развитию зрительно-моторной координации, точности движений, развитию зрительных функций, умению ориентироваться в микропространстве.

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Авторы: Воронова Елена Михайловна, Раевская Жанна Геннадьевна

Работа по формированию интонационных характеристик у дошкольников с общим недоразвитием речи должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду и должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителя, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Цель данной статьи заключается в информировании читателей о формировании интонационной стороны речи у детей с ОНР. Основная задача статьи — познакомить читателей с отдельными направлениями этой работы, поделиться практическим опытом.

Карта педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в специальном (коррекционном) детском доме
Авторы: Сяурис Анна Антоновна, Лукьянова Ольга Викторовна, Шевель Людмила Васильевна

Карта педагогического сопровождения детей составлена с учетом особенностей развития, воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Карта поможет в реализации значимых для коррекции аспектов личностно-ориентированного обучения воспитанников. Карта предназначена учителям-дефектологам в специальных дошкольных учреждениях.Карта педагогического сопровождения создана творческой группой учителей-дефектологов Тулунского специального (коррекционного) детского дома: Шевель Людмила Васильевна ____________; Сяурис Анна Антоновна ____________; Лукьянова Ольга Викторовна ______________.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с нарушением слуха
Авторы: Дмитриева Любовь Сергеевна, Ермолаева Наталья Александровна, Арестова Валентина Захаровна

Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Но есть особенности построения взаимоотношений с окружающими у детей с нарушением слуха. Цель педагогики – нормализация общения ребенка с нарушением слуха с окружающими. Задача – формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для ребенка с нарушениями слуха. В школе используется современная качественная звукоусиливающая аппаратура, компьютерные программы, мультимедийный проектор, индивидуальные слуховые аппараты. Создана «Сводная таблица слуховых данных учащихся». Коллективом ведется работа по формированию навыков коммуникативной компетенции у учащихся с нарушением слуха. Ведется работа по формированию у учащихся самосознания в повышении уровня речевого общения и побуждения его к совместной практической деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает увеличение письменных инициативных работ учащихся. Устраиваются встречи с ветеранами войны и труда, со слышащими сверстниками.

Технология работы по формированию речи у неслышащих учащихся с кохлеарным имплантом в условиях специальной (коррекционной) школы
Автор: Хименкова Елена Сергеевна

Кохлеарная имплантация – один из самых эффективных методов помощи глухим в настоящее время, который позволяет им реагировать на окружающие звуки,  различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные, и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Однако, дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, нуждаются в специальной работе по развитию речевого слуха. Актуальность проблемы изучения данной категории детей продиктована современными требованиями теории и практики коррекционной педагогики, направленной на поиск новых оптимальных путей реабилитации после кохлеарной имплантации. В статье описан опыт работы по формированию устной речи имплантированных первоклассников, обучающихся в коррекционной школе интегрированного типа, где созданы все необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи: наличие речевой среды, постоянная коррекционная помощь,  практика речевого общения. Все это положительно влияет на слухоречевое развитие имплантированных учащихся. У них постепенно накапливается активный словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации, у имплантированных детей  в ходе коллективной речевой деятельности появляется речевая активность. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется в комплексе, дает положительные результаты в речевом развитии ребенка. В статье дана характеристика учащихся на начало обучения в школе, раскрыты основные направления работы по формированию устной речи имплантированных учащихся и показаны результаты эффективности коррекционной работы по формированию устной речи  и развитию речевого слуха учащихся после кохлеарной имплантации с применением данных приемов в специальной школе интегрированного типа.  Приведен пример индивидуального занятия с имплантированным первоклассником, где отражены основные этапы работы по развитию речевого слуха. Как показала практика работы, описанная в статье, опыт включения детей с кохлеарным имплантом в образовательно-коррекционное пространство школы оказался успешным. Поэтому, специальная (коррекционная) школа играет огромную роль для развития и реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации. Обучение  в классе со слышащими сверстниками, где созданы все необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи, а также есть практика речевого общения, дает положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха имплантированных учащихся.

Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Автор:

  Краткая аннотация   Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Данные уроки разработаны на основе модифицированной программы для работы с детьми VII вида. Построены таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность повторить материал по строению каждой оболочки, закрепить основные понятия. В ходе урока производится частая смена видов деятельности, в результате чего дети могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания. С целью активизации мыслительной функции мозга использован прием создания проблемной ситуации, работа с картой способствует развитию памяти, а коррекция речи осуществляется при составлении рассказа. Особое значение имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность учеников, способствуют повышению мотивации к обучению.   В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ следует уделять здоровье сберегающим технологиям. Поэтому в урок включены гимнастика для глаз, физминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи. Благоприятный психологический климат создает игровая ситуация. Роль учителя заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в оказании помощи.

Образец составления рабочей программы по СБО для учащихся коррекционных классов VIII вида, интегрированных в общеобразовательную школу.
Автор: Чипизубова Лариса Валерьевна

                                                                                                              Аннотация.                                         Образец составления рабочей программы по СБО для учащихся коррекционных классов VIII вида,                                                                 интегрированных в общеобразовательную школу.              Представлен  образец составления рабочей программы по социально-бытовой ориентировке для учащихся специальных коррекционных классов VIII вида (8 класс),  интегрированных в  общеобразовательною школу.  Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения детьми риска основной образовательной программы, общими положениями ФГОСа , концепцией СФГОСа и требованиям к результатам обучающихся: личностным,  метапредметным, предметным. И дополненных группой специальных требований  к развитию жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Учитель-дефектолог:  Чипизубова Л.В.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Особенности применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
Автор: Чередниченко Вера Васильевна

 В этой работе отражена актуальность проблемы подготовки детей с задержкой психического развития к школе. Отмечается, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Особое место отводится дидактической игре (обучающая игра), через которую происходит и обучение и коррекция психических процессов ребенка.    Демонстрируется  особая роль дидактической игры, через которую решается важная задача – подготовка детей  с ЗПР к школьному обучению.

Методическая разработка урока с использованием компьютера
Автор: Лежнина Евдокия Николаевна

 Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Данные уроки разработаны на основе модифицированной программы для работы с детьми VII вида. Построены таким образом, чтобы обучающиеся имели возможность повторить материал по строению каждой оболочки, закрепить основные понятия. В ходе урока производится частая смена видов деятельности, в результате чего дети могут проявить себя при выполнении коллективного, группового либо индивидуального задания. С целью активизации мыслительной функции мозга использован прием создания проблемной ситуации, работа с картой способствует развитию памяти, а коррекция речи осуществляется при составлении рассказа. Особое значение имеет использование на уроке компьютерных технологий, которые позволяют решить вопрос наглядности, активизируют деятельность учеников, способствуют повышению мотивации к обучению.   В процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ следует уделять здоровье сберегающим технологиям. Поэтому в урок включены гимнастика для глаз, физминутка для снятия напряжения с мышц спины и шеи. Благоприятный психологический климат создает игровая ситуация. Роль учителя заключается в организации различных форм работы учеников, а при необходимости – в оказании помощи

Использование музейной педагогики в познавательно - речевом развитии дошкольников с задержкой психического развития.
Автор: Кузьмина Ольга Евгеньевна

Использование музейной педагогики в познавательно -  речевом развитии дошкольников с задержкой психического развития. Автор – Кузьмина Ольга Евгеньевна. В статье освещены вопросы  использования мини – музеев в познавательном и речевом развитии детей с задержкой психического развития в подготовительной группе. Большое внимание уделяется организации разных видов детской деятельности, самостоятельной деятельности детей. Предлагается перспективный план работы на год и описание наиболее интересных заданий.

«Зернышко души»
Автор: Дубинина Лариса Дмитриевна

Программа «Зернышко души» по формированию духовно-нравственной культуры воспитанников в условиях специальной (коррекционной) школы- интерната. Цель: формировать духовно-нравственную культуру воспитанников. Задачи: · воспитывать нравственно-этическую культуру; · развивать и корректировать познавательные процессы; · формировать историко-культурное самосознание. Ожидаемый результат: социализация ребенка-сироты в условиях школы- интерната посредством формирования духовно-нравственной культуры.

"Социально-педагогическое сопровождение» в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Автор: Медведева Ольга Вадимовна

АННОТАЦИЯ Статья «Социально-педагогическое сопровождение» в специальной (коррекционной) школе-интернате является важным в практической деятельности социального педагога. В основе статьи представлена система по защите прав и интересов воспитанников с особенностями развития в социально-педагогическом сопровождении. Автор статьи О.В. Медведева — социальный педагог высшей категории, отличник народного образования ГОУ школы-интерната № 53 г. Москва

Коррекционная работа на уроках истории. Комплекс методических приемов и средств индивидуального обучения детей с ДЦП
Автор: Киселева Наталия Александровна

Коррекционная работа на уроках истории. Комплекс методических приемов и средств индивидуального обучения детей с ДЦП.   автор:             Киселева Наталия Александровна   Тяжелые двигательные нарушения в сочетании с сенсорными проблемами развития детей не дают возможности педагогу использовать традиционные методы, приемы, а также пособия для работы с такими учениками. В статье представлен опыт индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога на уроках истории (4-7 класс) с детьми, имеющими множественные нарушения развития. Предлагаемые автором пособия для индивидуальной работы позволяют доносить сложный для восприятия исторический материал до всех учеников, независимо от тяжести двигательных и (или) сенсорных проблем.     Киселева Н.А.  

Обучение детей элементов глобального чтения при различных речевых нарушениях
Авторы: Шарафутдинова Гюзелия Гаязовна, Журавлева Ирина Германовна

Журавлева Ирина Германовна Шарафутдинова Гюзелия Гаязовна   Обучение детей элементов глобального чтения при различных речевых нарушениях               Предоставлен опыт работы учителей-дефектологов коррекционного детского сада. Освещена актуальная проблема сегодняшнего дня – обеспечение необходимого уровня подготовки детей с различными речевыми нарушениями к обучению грамоте в школе. Авторы обосновывают положительную роль глобального чтения для развития детей с речевыми проблемами.     

«Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения».
Авторы: Пояркова Елена Ивановна, Садова Елена Александровна

                                                             Аннотация Пояркова Е.И., Садова Е.А.   «Развитие ориентировки в пространстве у детей с патологией зрения».     В работе представлены учебно-тематические планы и определение результативности по восприятию пространства и ориентировке в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Данный материал предназначен для тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп и родителей.

Эффективность использования мультимедийного сопровождения коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками
Авторы: Анодина Татьяна Петровна, Светличная Елена Николаевна

 В статье предложены принципы и условия внедрения разработанной авторами программы корреционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста с использованием мультимедийных презентаций. Представлены результаты сравнительного анализа уровня развития детей до и после коррекции

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) посредством серии игр «Игры из бамбука»
Автор: Яремчук Галина Сергеевна

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) посредством серии игр «Игры из бамбука»          Одним из приоритетных направлений работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения зрения, является развитие их сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов, расширение их чувственного опыта. Формированию представлений о сенсорных эталонах и развитию зрительного восприятия помогают дидактические игры, которые тифлопедагог включает в специальные коррекционные занятия. В своей работе по развитию зрительного восприятия я использую игры из серии «Игры из бамбука», в которые входят следующие игры: «Цветные дощечки» («Contina»); «Разноцветные дуги» («Kreata»); «Фиеста» («Fiesta»); «Мозайка» («Trapelo»); «Кто быстрее» и др.          Мной разработана и опробована серия игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Использование этих игр способствует развитию: цветовосприятия; представления о форме; представления о величине; ориентировки в пространстве; тактильных ощущений; зрительных функций; глазомера; умения анализировать изображения; образного мышления; мелкой моторики; памяти; внимания; усидчивости, а так же является тренировочным комплексом в помощь лечению зрительных заболеваний; игры способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста самоконтроля за своей  деятельностью.          Предлагаю Вашему вниманию ряд игр на развитие зрительного восприятия.  

Развитие художественного творчества детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Автор: Дудник Ирина Николаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ   Программа кружка по ручному труду «Умелые ручки» ориентирована на развитие детского творчества – как первоначальную ступень художественной деятельности, которая позволяет ребенку познавать новое как для самого себя, так и для окружающих людей. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический, где дети имеют определенный уровень подготовки. «От простого – к сложному» – принцип данной программы.   Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности, программа предусматривает решение следующих задач: 1.     Создание самодостаточной развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы. 2.     Побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение. 3.     Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей, способствующих самореализации детской личности. 4.     Установление правильных взаимоотношений между воспитателем и ребенком, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка. 5.     Вариативность творческих заданий.   Основным условием успешной реализации программы «Умелые ручки» является творческое отношение к работе самого воспитателя. Выдумка, педагогический такт, умение разжечь в детских сердцах огонек творчества – главное руководство в работе по данной программе.            

Мультимедийные презентации как средство обучения дактильной речи глухих детей.
Автор: Кондратова Светлана Юрьевна

 «Мультимедийные презентации  как средство обучения   дактильной речи глухих детей». Автор  Кондратова Светлана  Юрьевна сурдопедагог высшей категории.   Использование компьютерных технологий в обучении неслышащих детей является актуальной проблемой в современной специальной науке. Основное содержание работы включает анализ современных подходов к проблемам компьютеризации  в коррекционной педагогике. В статье автор раскрывает опыт использования в обучении дактильной речи составленных  презентаций в программе Microsoft Power Point. Показывает, что при правильном творческом подходе учитель – дефектолог с помощью компьютерной техники может создавать адаптированные учебные программы.  Автором показаны пути применения слайдовых презентаций в обучении детей дактильной речи. Была проведена исследовательская работа и доказана эффективность использования дидактической игры, реализованной в компьютерной среде.    Описанный в статье способ применения мультимедийных презентаций может стать еще одним эффективным методическим приемом в процессе формирования правильной дактильной речи и коррекции ее недостатков. Использование данного вида разработки на уроках обучения дактильной речи, позволяет сделать занятия увлекательными информационно и эмоционально насыщенными.          

Мнемотаблицы для автоматизации и дифференциации звуков [C], [Cь], [З], [Зь], [Ц] в связной речи.
Авторы: Дрыгина Светлана Владимировна, Илюхина Светлана Ухтияровна, Шубина Разина Давлетгараевна, Хасаншина Светлана Витаиловна

 Мнемотаблицы для автоматизации и дифференциации звуков  [C], [Cь], [З], [Зь], [Ц] в связной речи.     В данной работе собраны материалы  для автоматизации звуков в связной речи с использованием элементов мнемотехники. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.  Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Постепенно память дошкольников укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При воспроизведении текста стихотворения самостоятельно дети получают возможность осознанно контролировать собственное произношение автоматизируемого звука в связной речи. Разучивание становится делом весёлым, интересным, при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. При подборе материала ставилась цель не только исправить недостатки произношения, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор, развить память и мышление детей для более успешной подготовки  их к обучению в школе.            Предложенные  в  работе мнемотаблицы  и речевой материал можно  успешно использовать  на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации  звуков, на фронтальных занятиях по развитию фонематического слуха, речи и обучению грамоте. Материалы данного практического пособия рекомендованы учителям – логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов специальных (коррекционных) учреждений и родителям.           Апробация представленного материала на базе дошкольных образовательных учреждений  №1,  №5, №6 города Азнакаево Республики Татарстан даёт хорошие результаты: уменьшается время, затрачиваемое на автоматизацию поставленных звуков и введение их в связную речь, увеличивается объём слуховой и речевой памяти, у детей обогащается словарный запас. Эти факты позволяют надеяться, что предложенное пособие окажет педагогам помощь в работе с детьми, а детям лучше овладеть правильной  речью.   Шубина  Разина Давлетгараевна ( SC-3730) - учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»    г.Азнакаево РТ __________________________________________________________   Дрыгина Светлана Владимировна (SC -3632)  - учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»  г.Азнакаево РТ ____________________________________________________________   Илюхина Светлана Ухтияровна ( SC-3647) - учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звёздочка»                                       г.Азнакаево РТ    ___________________________________________________________   Хасаншина Светлана Витаиловна ( SC-4294) - учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» г.Азнакаево РТ                                                __________________________________________________________________________  

Программа «Мир чувств и цветов"
Автор: Попова Виктория Ивановна

В данной работе педагог-психолог КРО Попова Виктория Ивановна предлагает программу по адаптации детей с ОВЗ к обучению в классах КРО в условиях общеобразовательной школы.

Снижение агрессивности младших подростков с нарушением интеллекта средствами арт-терапии
Автор: Павлюкевич Ольга Ивановна

Снижение агрессивности младших подростков с нарушением интеллекта средствами арт-терапии     В работе обобщены теоретические сведения о сущности арт-терапии, выделены  методологические принципы использования данного направления в деятельности педагога-психолога коррекционной школы VIII вида. Предложено тематическое планирование коррекционных занятий с применением арт-терапевтических методов для снижения агрессивных проявлений у младших подростков.     Автор: педагог-психолог Каменской коррекционной школы № 15 _________ О.И.Павлюкевич  

Нарушение чтения и пути их коррекции.
Автор: Валишина Разина Хатмулловна

Нарушение чтения и пути их коррекции. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных процессов ребенка. А быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебных процессов для самых различных уровней обучения. Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема трудностей в обучении чтению. Учащиеся с задержкой психического развития, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при освоении навыка чтения. Они долго овладевают техникой чтения, при чтении допускают много ошибок, недостаточно понимают смысл прочитанного. Обучение чтению учащихся с задержкой психического развития в младших классах направленно на коррекцию имеющихся у них нарушений развития. Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен знать основные проблемы при обучении чтения: - неправильное дыхание - плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом - низкий уровень развития познавательных способностей - плохая дикция - неправильная интонация Учителю необходимо овладеть педагогической диагностикой и на основе ее использовать в системе комплекса упражнений по обучению чтения. На каждом уроке чтения, как обязательный этап, мы проводим динамическую разминку, включающую в себя пять последовательно выполняемых упражнений: 1.     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса 2.     Чтение трудных сочетаний, блоков 3.     Отработка дикции 4.     Интонационная разминка 5.     Развитие внимания, памяти         Валишина Р.Х.

Грамматика для дошкольного логопункта.
Авторы: Лахонина Светлана Вячеславовна, Родина Елена Юрьевна, Никитина Светлана Михайловна

Грамматика для  дошкольного логопункта.  Коррекционная методическая разработка предназначена для устранения грамматического недоразвития у детей со стёртой формой дизартрии и автоматизации исправленных звуков. В первой части раскрываются основные особенности речевых нарушений дошкольников и методика их преодоления. Во второй - приводятся игры и упражнения. В приложениях - представлен картинный материал. Особенностью методики является систематизация грамматических игр и упражнений с учётом исправляемого звука.                                             Авторы-составители: Е.Ю.Родина, С.В.Лахонина, С.М.Никитина                                                                                                                                                                                                         

Развитие психических функций детей с задержкой психического развития через проектную деятельность.
Автор: Буркацкая Татьяна Афанасьевна

 Развитие высших психических функций детей с задержкой психического развития через проектную деятельность.  В долгосрочном проекте «Путешествие по сказкам» обобщён практический опыт работы воспитателя высшей категории МКДОУ № 66 «Аистенок» г. Железногорска Т.А. Буркацкой. Методические материалы посвящены одной из важнейших проблем специальной педагогики – развитию и коррекции психических функций детей с задержкой психического развития (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Разработка проекта продиктована необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера. Проект имеет чёткую структуру изложения материала: цель и задачи, участники, продукты проекта, диагностика, последовательность работы, итог проекта.                                                                                                                            Автор Т.А. Буркацкая    

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности
Автор: ЗАХАРОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

В статье Захаровой С.А. раскрываются вопросы организации работы творческих групп ГМО логопедов ДОУ. Каждый участник творческой группы имеет возможность реализовать себя, найти ответы на актуальные вопросы теории, практики, повысить уровень профессиональной компетенции, организованно заниматься инновационной деятельностью.

Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения. Конспект организованной коррекционной деятельности «В стране зелени и овощей».
Автор: Бурякова Ольга Фёдоровна

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, в котором восприятие цвета занимает одно из ведущих мест. Проблема развития цветовосприятия у детей со зрительной депривацией не такая простая, как кажется на первый взгляд. Представленный конспект организованной коррекционно-образовательной деятельности направлен на развитие восприятия цвета у детей с нарушением зрения в средней группе. Чтобы коррекционные задачи решались интересно и увлекательно, автор использует стихотворную форму.

Интегрированный блок истории и математики в 8 классе коррекционной школы VIII вида.
Авторы: Герасимова Светлана Александровна, Лихачёва Ирина Владимировна

И. В. Лихачёва, учитель истории и обществознания, С. А. Герасимова, учитель математики, Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области. Авторами создана и апробирована последовательность интегрированных блоков истории и математики 8-9 классов коррекционной школы VIII вида. Основополагающей в работе стала технология интегрированного обучения, разработанная методистом Ростовского областного ИПК и ПРО Е. Ю.Сухаревской. Использование данной технологии способствует формированию целостной картины мира и повышению познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Определяя содержание  последовательности интегрированных блоков, мы старались выбрать тему по истории с учётом большого количества числовых данных, на основе которых строились математические задания и задачи, дающие возможность расширить кругозор учащихся по истории и рассмотреть изучаемый объект с различных сторон. Представленный на Форум блок является одним из данной последовательности.

Методическая разработка урока по предмету «Живой мир» для учащихся 2 класса
Автор: Мутовкина Татьяна Анатольевна

Урок построен таким образом, чтобы вызывать у детей бережное отношение к живому, желание учиться, возбуждать любознательность. Именно это составляет трудность у учителей, обучающих детей с интеллектуальной недостаточностью.             Методическая разработка может пригодиться учителям коррекционных школ, воспитателям детских садов.

Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Прошина Алла Константиновна

В статье раскрывается значение игры в коррекционных занятиях, анализируется её позитивный эффект в преодолении речевых нарушений и развитии неречевых процессов, составляющих психологическую базу речи старших дошкольников. Автор делится опытом   работы по созданию на логопедических занятиях «игрового поля», которое способствует расширению речевой активности ребёнка-дошкольника в повседневной жизни.  Предлагаются некоторые проверенные практикой конспекты со сквозной сюжетно-игровой линией.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ЗПР )
Автор: Томилова Наталья Алексеевна

            В коррекционной педагогике и специальной психологии известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают разные виды игры (Д.Б. Эльконин, Л.В. Кузнецова). Сказкотерапия занимает среди них особое место. Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, реализовывать навыки ролевого поведения, оказывать влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё перечисленное содержание составляет основу организации коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР).              На основе теоретико-методологических разработок использования сказки и элементов сказкотерапии в работе с нормально развивающимися детьми и опираясь на положения отечественной дефектологии о принципах, условиях, методах работы с детьми с задержкой  психического развития, выстроены подходы и возможности адаптации некоторых элементов сказкотерапии к психологическим и индивидуальным особенностям дошкольников с ЗПР.                      Анализ результативности использования  метода сказкотерапии представлен в виде мониторинга  уровня развития социальных эмоций как регулятора поведения и уровня сформированности общей способности к интеллектуальной деятельности.

ФИГУРНЫЕ ШКАТУЛКИ И ОДНА ИЗ НИХ «СНЕГУРОЧКА»
Автор: Колотвина Галина Ивановна

ключевые слова: обучение технологии, коррекционная работа, декоративно - прикладное искусство, лоскутная техника, аппликация, болванка. очти 18 лет веду уроки трудового обучения «швейное дело» в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Трудовое  обучение играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми вспомогательной школы. Это не просто один из школьных предметов, его значение и влияние на судьбу ребёнка гораздо больше. Ведь мы готовим школьников к жизни в современном технологическом обществе, важно чтобы полученные знания и навыки практических умений дети могли использовать в жизни.  Для  достижения высоких результатов использую разные приёмы и методы в работе с детьми: например, некоторые  изделия  предлагаю украсить элементами декоративно- прикладного искусства (вышивка, аппликация, лоскутное шитьё, роспись по ткани), элементы для целевого использования предлагаю выбрать самостоятельно.  Разнообразие в работе увлекает детей, создаёт атмосферу творчества –это частица духовной жизни ребёнка ,они не просто переносят в процесс труда что-то из окружающего мира, они живут в этом мире, входят в него как творцы ,ощущая себя ими, наслаждаются тем, что сотворили. В процессе работы ребёнок открывает для себя такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «ритм», с помощью педагога  преодолевает  нерешительность, страх перед новой работой, а главное, развивает положительную самооценку. Иногда взрослые, да и сами родители  удивляются тому, что дети с ограниченными  возможностями создают декоративные тапочки, коврики, сумки, создают узоры  из  лоскутков. Но на самом  деле  эти дети всегда горят желанием творить и порой, делают такие необыкновенные вещи, которые являются  наглядным доказательством  того, что это дети с поистине безграничными возможностями. А сделать подарок себе и близким  вызывает у них восторг, желание «начать прямо сейчас». Одним из любимых предметов для подарка к празднику является  « фигурная шкатулка».

Интегрированный урок по математике, письму, чтению во 2 классе.
Автор: Зыкова Марина Александровна

 Интегрированный  урок по математике, письму, чтению во 2 классе. Тема урока: Систематизация знаний по математике, письму, чтению. Цель: Систематизировать знания учащихся по математике, письму, чтению. С практической точки зрения данный урок предполагал усиление межпредметных связей, содействовал снижению перегрузок учащихся, расширению сферы получаемой информации учащимися, подкреплению мотивации обучения. Для улучшения зрения учащихся и эмоционального равновесия на данном уроке мною использовались авторские «зеленые» тетради. Автор: Зыкова Марина Александровна.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Автор: Дрёмова Галина Васильевна

Тема:  восприятие пространства. Актуализация пространственных характеристик   тела. Цели: формировать умение ребёнка ориентироваться в собственном теле и окружающих объектах, выработку умений пользоваться своим телом как эталоном для определения своего местоположения в окружающем пространстве, прививать интерес к учебной деятельности.

Нетрадиционные формы учебных занятий как средство формирования познавательных интересов.
Автор: Шестакова Татьяна Степановна

Отказ  от  традиционных  этапов  занятия  привлекает  учащихся,  ведь  игра  вызывает  дух  соревнования,  будит  эмоции,  заставляет  удивляться,  открывать  новое  в  неизвестном. Нетрадиционные  формы  учебных  занятий  можно  применять  на  обобщающих  уроках  (урок-лабиринт,  урок-соревнование,  урок-КВН  и  так  далее).

Оздоровительное плавание – комплексное физическое развитие детей с ДЦП
Автор: Морозова Татьяна Николаевна

Для детей, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VI  вида, имеющих диагноз детский церебральный паралич, занятия плаванием является важной частью системы воспитания, обучения и лечения.

Значение овощей в питании человека
Автор: Баранова Нина Александровна

  В системе обучения и воспитания детей с церебральным параличом важное место отводится трудовой  подготовке, в процессе которой решаются образовательные, воспитательные, лечебные задачи, а также задачи  социальной адаптации.   Основной формой учебного процесса остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся.   Нетрадиционным уроком, для специальных коррекционных школ, может быть урок- комплекс.   На уроках - комплексах, имеющих специфическую направленность, с помощью совместной деятельности педагога и узкого специалиста (педагога - психолога, врача-ортопеда, медсестры-ортоптистки, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) можно решать вопросы диагностического характера, вырабатывать направления и методы коррекционно-педагогической работы по развитию и коррекции мелкой моторики, психических и речевых нарушений, а также преодоление пространственных нарушений у детей с ДЦП. Велика роль трудовой деятельности и в процессе социальной адаптации. На таких уроках широко используются различные виды деятельности, а также сотрудничество с учителем и узким  специалистом, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии обучающихся. У ребят появляется ощущение радости, веры в себя.

Урок-комплекс как одна из форм коррекционной работы, направленной на развитие познавательной деятельности детей с ДЦП
Автор: Устюгова Светлана Владимировна

  В данной статье представлен опыт  коррекционной  работы в обучении и воспитании  детей с ДЦП  в условиях комплексного воздействия специалистов различного профиля. Чтобы  процесс обучения детей  с  наличием различных  нарушений,  был эффективен, возникла  необходимость  создания  условия комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: учителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога  Монтессори,  врача-невролога, инструктора ЛФК. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы с  разными специалистами нашло отражение в уроках-комплексах.  Включение в урок-комплекс специалистов обусловлено  спецификой их работы и тесно связано с содержанием, целями и задачами конкретного  урока. В статье предлагается модель проведения уроков –комплексов и  два урока-комплекса.  

Упражнения и игры для развития мышления детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Автор: Родина Елена Юрьевна

Методическая разработка содержит систему заданий, способствующих развитию элементов словесно-логического мышления детей с задержкой психического развития. Особенностью данной методической разработки является  использование игр и упражнений без применения наглядной опоры. Серия развивающих упражнений «Игры Зайчишки - спросишки» поможет заботливым родителям, воспитателям детского сада, дефектологам расширять знания малышей об окружающем мире, увеличивать словарный запас.

Роль предметно-пространственной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Автор: Леонтьева Юлия Владимировна

Как сделать предметно-пространственную среду развивающей? Чему следует уделять внимание при ее оформлении? Какие существуют требования? Для развития ребенка важным условием являются социальные условия жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений - оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды, играющей большую роль в воспитании детей.

Здоровьесберегающие технологии
Автор: Стешина Алевтина Николаевна

В своей работе я хочу представить «здоровьесберегающие технологии», которые использую на занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Уникальность этих технологий в том, что они  не требуют дополнительных финансовых затрат, комплексно воздействуют на психику ребёнка, помогают создать здоровьесберегающую среду, развивают творческий потенциал всех участников педагогического процесса.

Развитие творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения с помощью элементов технологии ТРИЗ (из опыта работы)
Автор: Крылова Людмила Петровна

Развитие творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения с помощью элементов технологии ТРИЗ (из опыта работы) Автор статьи: Крылова Людмила Петровна В статье представлен опыт работы учителя – дефектолога. Работа посвящена актуальной теме – развитию творческой личности. Цель данной статьи - представление читателям информации о развитии творческих способностей и воображения у дошкольников с нарушением зрения (косоглазие и амблиопия). Задача статьи – познакомить читателей с методическими находками использования элементов технологии ТРИЗ на коррекционных занятиях.                                                                                                                                            Крылова Л.П._____________            

Военно-патриотическая литературная композиция «...И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ»
Автор: Титова Наталья Сергеевна

  «...И ГОВОРЯТ НАЗВАНЬЯ УЛИЦ О ВОЙНЕ» Предлагаемый конспект занятия по патриотическому воспитанию поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, сопричастности поколений к истории Отечества, воспитании уважения к подвигам героев. Пройдись по улицам с героическими названиями, и они о многом вам расскажут. И говорят названья улиц о войне…! Только их нужно уметь слушать. Данное занятие разработано и рекомендовано воспитателям коррекционной школы, т.к. адаптировано для детей с умственной недостаточностью.                                                                                                                    Титова Наталья Сергеевна                                                  

Опора на сохранные анализаторы детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях
Автор: Зарипова Наиля Альбертовна

Опора на сохранные анализаторы детей с нарушением слуха на индивидуальных занятияхАвтор: Зарипова Наиля Альбертовна, сурдопедагог Использование сохранных анализаторов оказывает положительное воздействие на развитие речи ребёнка и в немалой степени компенсирует основной дефект. В этом качестве при обучении и воспитании глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-обучающей деятельности определяется состоянием сохранных функций и умением их использовать. Основная задача статьи — познакомить начинающих специалистов со спецификой этой работы, поделиться практическим опытом. Данная статья будет полезна сурдопедагогам, логопедам специальных коррекционных школ и детских садов.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями обучения.
Автор: Писарева Татьяна Сергеевна

                                  Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями обучения.      Даннаяметодическая разработка посвящена теме вариативности организационных форм, внедрению инновационных подходов, форм и средств коррекционно-педагогической помощи в обучении детей с разным уровнем психофизического развития.      Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов  обновления  коррекционной работы по преодолению письменной и устной речи.     Практика и поиски новых путей повышения результативности в коррекционной работе, показали, что, для достижения положительного результата, необходимо усовершенствовать форму и содержание обучающегося занятия. Одно из основных направлений  в данной методике, это - поэтапное планирование и организация работ с установлением индивидуального образовательного маршрута, внедрение памятки, посвящённые алгоритму выполнения конкретной практической деятельности. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями обучения. Основная цель данной методике- это коррекция нарушений устной и письменной речи с применением бланковой методики, способствует выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе.      Бланковая методика помогает решать разнообразные задачи:  обогатить словарный запас по лексическим темам, формировать фонематическое восприятие, а также развивать произвольность внимания и распределение внимания.       Практическая значимость  бланковой методике: задания соответствуют особенностям  школьника 7-11 лет с особыми  образовательными потребностями, которому понятно и интересна игровая деятельность.      Бланковую методику рекомендуется использовать как на занятиях со школьниками имеющими нарушения письменной речи, так и с учащимися, имеющими ошибки роста, то есть ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка. Ключевые слова: образовательный маршрут,  бланк, алгоритм, памятка, развитие, устная речь, письменная речь.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении слабослышащих и позднооглохших детей на индивидуальных занятиях
Автор: Щербакова Елена Константиновна

  В статье  рассказывается о возможностях использования ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется значение новых технологий. Приводятся приемы создания пособий по автоматизации звуков. Во второй части рассказывается о подборе текстов по развитию слухового восприятия в соответствии какому-либо направлению духовно-нравственному воспитанию.                      

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Авторы: Введенская Нина Алексеевна, Смирнова Галина Александровна, Шабалина Зоя Ивановна

  ЭТАПЫ  РЕЧЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ   НА  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.   (диагностика, эпикризные сроки, разделы этапов, возрастные особенности, этапы обучения 1-10, с первого месяца до 3-х лет. Схема планирования занятий по звукопроизношению Принципы работы логопеда с детьми-сиротами раннего возраста в условиях Дома ребенка.)   Логопедическая работа носит  комплексный характер и строится поэтапно, в зависимости от развития речи  в доречевом и предречевом  периодах на первом году жизни ребенка. Логопед обследует всех детей  по развитию  речевой  деятельности, определяет уровень  развития каждого ребенка и определяет задачи коррекционного  обучения, обеспечивающие своевременное развитие речи и мышления.         А В Т О Р Ы:  ВВЕДЕНСКАЯ Н.А. –  логопед в/ к                             СМИРНОВА Г.А.     – логопед в/к                              ШАБАЛИНА З.И.    – логопед в/к     Москва, Cпец. дом ребенка №8, 2012 год        

Технология проблемного диалога на уроках математики в 1 классе
Автор: Раганян Аида Пайлаковна

Урок был проведён в коррекционной школе II вида с использованием технологии проблемного диалога.  Изучение натуральных чисел строится на основе практических работ и задач, содержание которых взято из жизни и связано с трудом учащихся. Поэтому формирование каждого нового понятия всегда связывается  с решением тех или иных задач, помогающих уяснить его значение и требующих его применения. В соответствии с целью и  задачами на уроке использовались различные формы и приёмы работ:  подбор примеров, повторение темы с устными ответами по нему, заслушивание ответов учащихся, подготовка к комплексному применению знаний и к обобщающей деятельности, создание проблемной ситуации,  элементы занимательности,  игра с опорой на жизненный опыт,  творческие задания. Обучение математике на уроке было тесно связано с формированием речи  слабослышащих учащихся. Проводимая работа была направлена как на овладение математической терминологией, так и на формирование умения употреблять их в самостоятельной речи.  При подготовке к уроку был продуман  переход от одного вида деятельности  к другому, подобран наглядный материал (иллюстрации, картинки). Для недопущения перегрузки на уроке проводилась физкультминутка, была организована игровая деятельность. Примеры игр и игровых упражнений были сгруппированы в соответствии  с их дидактическим содержанием. Работа на уроке была направлена на развитие мышления,  памяти, внимания, творческого воображения и наблюдательности. Всё это способствовало развитию логического  мышления, умению кратко, ясно и правильно излагать свои мысли. Урок был проведён с учётом индивидуальных особенностей детей.           

СЦЕНАРИЙ исторической сказки Бориса Сергуненкова «Сердце Кутузова».
Авторы: Ермолаева Наталья Александровна, Арестова Валентина Захаровна

 Арестова Валентина Захаровна сурдопедагог  Ермолаева Наталья Александровна  учитель СБО ГБОУ      Уфимская специальная школа – интернат  1  вида.   Аннотация Что есть самое важное в жизни человека? В каждый период жизни – свой выбор и свои приоритеты. Но неизменно общечеловеческое, данное свыше и завещанное поколениями – семья, Родина. В истории России, крупнейшего в мире государства, было очень много выжных событий. В год российской истории мы вспоминаем величайшее в истории Бородинское сражение. Русской армией командовал мудрый и опытный полководец – Михаил Илларионович Кутузов. Весь российский народ поднялся на защиту Отчизны. Наполеон был изгнан из России. Но в народной памяти осталось дело великого русского полководца М.И.Кутузова. Его вера в простого солдата. В дни Великой Отечественной войны его имя было на устах солдат. С его именем бойцы шли на защиту Родины. Партизаны отчаянно, смело действовали по лесам. Храброе сердце Кутузова билось в груди каждого солдата. Наша страна оказалась победительницей и в этой войне. Поэтому ребята решили поставить на речевую конференцию «В мире звуков» сценарий по исторической сказке Сергункова «Сердце Кутузова»

Групповые занятия как форма организаций работы по развитию слуховых функций и произносительной стороны речи у глухих школьников
Автор: Арестова Валентина Захаровна

В школе, где обучаются неслышащие дети, предусматривается работа над развитием слуха и речи в ходе всего общеобразовательного процесса /на любом уроке и внеклассное время/. Групповые занятия – это форма организации работы по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи учащихся с нарушением слуха.  

«Мы вместе» Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 1-4 классов
Автор: Суманова Ольга Викторовна

Коррекционно-развивающая  программа для обучающихся 1-4 классов   «Мы вместе»   Коррекционно-развивающая программа для обучающихся младших классов «Мы вместе» составлена педагогом-психологом МКОУ С(К)ОШ VIII вида Сумановой О.В. Цель программы – формирование навыков общения умственно отсталых школьников через коррекционное воздействие посредством сочетания двух методов: психологического и иппотерапевтического. Решение психолого-педагогических задач достигалось посредством применения инновационного метода – иппотерапии.             Данная программа включает подробное обоснование, описание психофизических особенностей детей, с которыми проводилась работа. Методическое обеспечение и диагностический инструментарий также соответствует этим особенностям. Реализация программы включала в себя три этапа -  диагностический, коррекционный и оценочный. Описана структура коррекционных занятий, проводимых в условиях школы и конно-спортивного клуба. Учебно-тематический план занятий составляет 36 часов. В содержании программы представлены темы занятий. Из полученных результатов в ходе реализации можно судить о положительной динамике в развитии сферы общения обучающихся.     О.В. Суманова

Учим дошкольников с нарушением зрения ориентироваться на микроплоскости
Автор: Кондракова Елена Ивановна

АННОТАЦИЯ Учим дошкольников с нарушением зрения ориентироваться на микроплоскости (из опыта работы)   В статье рассматривается проблема развития микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения. Предложенные задания и дидактические игры  способствуют формированию умения ориентироваться на микроплоскости, развитию зрительных функций, мышления и внимания, а также подготовке детей к школе.         Кондракова Елена Ивановна –                    учитель-дефектолог высшей категории,                                      отличник образования республики Башкортостан                           МБДОУ д/сад № 5 компенсирующего вида                                                  города Стерлитамак                                                                                  

Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Автор: Булатова Светлана Анатольевна

Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация на уроках трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.         Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы, которая ставит своей основной целью,  опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, исправление наиболее нарушенных процессов деятельности.                                                                                                   Автор: Булатова Светлана Анатольевна  

Использование метода проектирования в работе учителя-логопеда у детей с нарушением зрения.
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Использование метода проектирования в работе учителя-логопеда у детей с нарушением зрения.   Максименко О.Л. Учитель-логопед МБДОУ № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста - это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекций недостатков произношения звуков достаточно полно разработаны, тем не менее, резервы для развития данного направления исследований имеются. Одним из таких резервов можно назвать применение метода проектной деятельности для коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста. Механизм   осуществления проектной деятельности мы хотели бы показать на примере логопедического проекта "Страна «Рычандия»”. Ведущей идеей проекта стала целенаправленная работа по автоматизации поставленных звуков [р] и [р’]  и введению их в свободную речь детей посредством игровой деятельности. В ходе проектной деятельности был использован целый комплекс методов и приёмов воспитательно-образовательной, коррекционной работы, основным звеном которой, являлась дидактическая игра.  

Применение метода"Сказкотерапия" на уроках в младших классах в школе VIII вида
Авторы: Столярова Мария Юрьевна, Спирина Александра Михайловна

                         Применение метода «Сказкотерапия» на уроках в младших классах в школе VIII вида     Учитывая психофизические особенности школьников младшего возраста, мы постарались разработать программу для работы на уроках, используя нетрадиционный метод в обучении воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, «Сказкотерапия».  Программа «Путешествие в сказку» , состоит из трех этапов. Каждый этап включает в себя игры- драматизации, коррекционно-развивающие упражнения и упражнения направленные на релаксацию. Занятия по сказкотерапии формируют учебную мотивацию, тем самым способствуют развитию речи, а также активизируют мыслительные процессы. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия с использованием арт-терапевтических средств, помогут ему не потерять способность к  активному развитию. Целью работы представленной в данной статье является :разработка программы по коррекции негативных проявлений у школьников младшего возраста с особенностями в развитии. Задачи поставленные нами были следующие: -развитие активизации мыслительных процессов -оптимизация эмоционального фона -развитие коммуникативных навыков Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована логопедами, психологами и педагогами образовательных учреждений. Проведенная работа доказывает, что использование арт-терапевтических методов в педагогической работе  позволяет добиться положительных результатов в формировании мышления детей младшего школьного возраста.                                                   

Урок «Звук и буква «р» в 1 классе "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида"
Автор: Федорова Татьяна Васильевна

Аннотация  Урок «Звук и буква «р».  в 1 классе «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, учитель: Федорова Татьяна Васильевна. Цель данного урока: продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; познакомить со звуком и буквой «р»; зрительно-пространственного восприятия, координации движений мелких мышц кисти рук; воспитывать общекультурные навыки обращения с книгой. Практическое значение работы: пополнение педагогических копилок, освоение новых приемов и методов обучения звукобуквенного анализа. Занятие было направлено на воспитание грамотного участника дорожного движения.           Результатом данного урока считаю следующее: обучающиеся познакомились со звуком «р», научились правильно читать открытые и закрытые слоги.    

Проект «Мастерская успеха».
Автор: Котомина Ирина Валерьевна

Проект «Мастерская успеха». Статья посвящена проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вынужденных обучаться на дому. Предлагаем конспект коррекционно-развивающего занятия направленного на развитие навыков бесконфликтного общения, навыков сотрудничества, развитие у школьников гордости за свой коллектив, развитие самопознания.                                                                                                                        CS - 6292 Котомина И.В.

Развитие мелкой моторики и осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, посредством специальных игр и упражнений.
Автор: Озимчук Светлана Николаевна

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.   Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. В процессе специально подобранных  игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Озимчук Светлана Николаевна SC-6388

Метод интегративной песочной терапии в работе с подростками группы риска.
Автор: Никифорова Татьяна Федоровна

                                                   Аннотация к работе «Метод интегративной песочной терапии в работе с подростками группы риска». Метод интегративной песочной терапии – это метод психологического воздействия, который дает возможность  естественного и безболезненного вмешательства в психику подростка. Цель: коррекция протестного, демонстративного поведения, компенсация тревожности, снижение уровня агрессивности. Задачи: -выражение негативных чувств и эмоций. -изменение отношения к своему прошлому, настоящему и будущему. -избавление от причиняющих страдания зависимостей. -ориентировка на принятие новых принципов жизни и ценностей.     Педагог-психолог ОГБУСО «СРЦ для несовершеннолетних Братского района»                                                  Т.Ф. Никифорова.    

Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыкой, досуговой деятельности и в семье детей с ограниченными возможностями в развитии
Автор: Мартина Евгения Васильевна

В статье рассказывается об активизации методической работы по вопросу интеграции здоровьесберегающих технологий в творческое развитие ребенка инвалида, цели этой работы и пути их решения. Так же в данной статье даны некоторые методические материалы, которыми могут воспользоваться как музыкальные руководители так и воспитатели и родители.  

Включение инновационных технологий в специальные образовательные услуги для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Автор: Ткаченко Лариса Анатольевна

      Включение инновационных технологий в специальные образовательные услуги для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Автор: Ткаченко Лариса Анатольевна Аннотация: Цель данной статьи показать, что использование инновационныхтехнологий в специальных образовательных услугах, позволяет сделать процесс обучения и развития дошкольников  с нарушениями  слуха достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности раннего развития и образования.   Подпись: ___________Ткаченко Л.А.       2014-11-10       Журнал: Открытый педагогический форум-2014,   Направление: Коррекционная педагогика , Модуль: Коррекционно-развивающие технологии и методические находки  

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения
Авторы: Максименко Ольга Леонидовна, Озимчук Светлана Николаевна

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения     Озимчук С.Н. учитель-дефектолог Максименко О.Л. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. На сегодняшний день – это поиск новых подходов, позволяющих выстраивать процесс формирования и развития творческой личности в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребёнком. Развивая у ребёнка положительное, чувственное отношение, мы тем самым корректируем личностные нарушения и одновременно создаем оптимальный режим для развития других психических функций. Создание психологических условий помогает ребёнку быть раскованным и свободным за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний. 2014-12-19   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ Направление: Коррекционная педагогика, Модуль: Коррекционно-развивающие технологии и методические находки   

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития посредством коррекционной работы.
Автор: Асадуллина Рида Анасовна

Аннотация  Развитие  внимания  у  детей  с  задержкой  психического  развития  посредством   коррекционных  занятий. Асадуллина  Рида Анасовна,  учитель высшей категории           Внимание  -  важное  и  необходимое  условие  эффективности  всех  видов деятельности   школьников.  У  детей  с  задержкой  психического  развития  отмечаются  существенные  отклонения  в  развитии  внимания,  что  отрицательно  сказывается  на  их деятельности.  Для  успешной  продуктивной  учебной  работы  необходимо  развивать  внимание  с  помощью  коррекционной  работы  на  уроках  и   специальных коррекционных  занятиях.  В  статье  раскрываются  особенности  развития  внимания  детей  с  задержкой  психического  развития, даны  результаты  проведенной  диагностики. Показано, что   проводимая  коррекционная    работа  по  развитию  всех  видов  внимания   даёт    положительные  результаты.           Данная  работа  может быть  использована  педагогами в коррекционных  школах, где  обучаются  дети  с  задержкой  психического  развития.   2015-16-06   Журнал: Открытый педагогический форум-2015, Направление: Коррекционная педагогика  , Модуль: Коррекционно-развивающие технологии и методические находки

«Методические разработки по развитию речевых навыков у учащихся младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Автор: Алёнкина Ольга Арнольдовна

Алёнкиной Ольги Арнольдовны, учитель-дефектолог Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, выпускников с ограниченными возможностями здоровья «Волжской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»   Актуальность статьи:         Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основной коммуникативной функцией, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы слова – формируются и развиваются такие психические процессы как – восприятие, воображение и память. Л. С. Выготский указывал, что речь является основополагающим фактором для развития мышления и формирования «Я».           Краткое содержание работы: Автор в данной статье предлагает рассмотреть методы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение в речи и с неговорящими детьми. Работу с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. Эту работу, прежде всего, необходимо начинать с родителей. Когда ребенок не говорит в три, четыре года они объясняют, что он ленится, стесняется, хотя все понимает, либо похож на кого-то из родственников и т.д. но подобная задержка сама по себе должна насторожить родителей. Приходит школьный возраст, ребенок по-прежнему молчит или говорит отдельные слова и здесь у многих родителей позиция такая: «Пойдёт в школу и его научат говорить, писать, читать».   Эффективность описанной работы: методические разработки были оформлены в книгу «Учимся читать, играя!», которую широко применяют в  своей работе педагоги общеобразовательных и коррекционных школ.   Целевая аудитория: Педагоги специальных (коррекционных) школ VIII – VIII вида, классов компенсирующего обучения массовых школ.   «15» декабря 2014 г.                                 Подпись:  

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения.   Максименко О.Л. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Неполноценная речевая деятельность у детей с нарушением зрения накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением зрения не всегда понимают речь окружающих. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей с патологией зрения наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность, таким образом, ограничивается овладение социальным опытом. Игры с мячом широко применимы для интеграции физических упражнений, игровых действий, закрепления звукопроизношения и речевого сопровождения,  способствуют повышению эмоционального тонуса, что при правильном коррекционно-развивающем подходе побуждает ребёнка с нарушением зрения к общению.

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности «Умелые пальчики – говорливый язычок»
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности «Умелые пальчики – говорливый язычок»   Максименко О.Л. учитель-логопед муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 25 компенсирующего вида» г. Мончегорска, Мурманской области   Проект по развитию мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи обоснован на том, что состояние зрения так же оказывает влияние на развитие речи. У детей с нарушениями зрения проявляется отставание в формировании, как речевых навыков, так и в двигательной сфере. В этом случае общение ребёнка с окружающими взрослыми очень важно – при этом малыш получает материал для подражания Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010