Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении слабослышащих и позднооглохших детей на индивидуальных занятиях

Автор:
Щербакова Елена Константиновна

Аннотация:

  В статье  рассказывается о возможностях использования ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется значение новых технологий. Приводятся приемы создания пособий по автоматизации звуков. Во второй части рассказывается о подборе текстов по развитию слухового восприятия в соответствии какому-либо направлению духовно-нравственному воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья:

Использование информационно-коммуникационных

технологий при обучении слабослышащих и позднооглохших детей на индивидуальных занятиях

 

Е. К. Щербакова

учитель-дефектолог

 «ГКС(К)ОУ Калужской школы-интернат №5»

 

За окном XXI век – век компьютерных технологий. Нет ни одной области в нашей жизни, которой бы не коснулись изменения. Компьютер дома, на работе, в школе. Дети, имеющие недостатки слуха, должны быть полностью подготовлены к жизни, которая ждет их за стенами школы. Кроме умения общаться, дети должны овладеть многими навыками, знаниями, которые помогут им найти место в жизни. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют более эффективно реализовать возможности детей с недостатками слуха.

Широкое применение информационно - коммуникационных технологий открывают путь к новым педагогическим возможностям при обучении детей: педагог, овладевая компьютерными технологиями, развивается сам, способствует росту интереса учащихся к своему предмету, что ведет к достижению успеха в своей профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают современность качества образования на основе сохранения лучшего, что было выработано до этого. Использование компьютера при обучении слабослышащих и позднооглохших имеет особое значение: при работе с компьютером используются такие же средства коммуникации, что и со слышащими детьми. Компьютерные технологии выступают одновременно как инструмент познания окружающего мира, коррекции нарушений речевого и психического развития, реабилитации, профориентации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Очень важно уже с детства заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат, а инструмент решения определенных задач.

Использование ИКТ не должно быть данью моде. Работа учителя должна быть тщательно продумана и направлена на повышение мотивации обучения. С помощью информационно - коммуникационных технологий учитель может активизировать познавательную деятельность учащихся. Возможность самостоятельно действовать доставляет ребенку удовольствие и желание выполнить задание как можно лучше. Компьютер позволяет работать более оперативно как учителю, так и ребенку. Задания можно составлять разной степени сложности, что позволит осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

При работе с компьютером надо учитывать возрастные особенности детей и не превышать время, которое ребенок может провести у компьютера.

Пособия, разрабатываемые для детей с недостатками слуха, должны иметь всю необходимую учебную информацию и по своей структуре быть простым и наглядным.

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и сурдопедагога особое место занимает использование компьютерных программ, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Использование ИКТ на индивидуальных занятиях в школе для детей с недостатками слуха требует от учителя создания собственных пособий. Существует множество обучающих игр, пособий, опирающихся на слуховой анализатор ребёнка. А это, чаще всего, недоступно нашим детям. Но основной трудностью является ограниченный активный словарь неслышащих детей, что приводит к непониманию текстов заданий и пояснений.

Отсутствие на рынке необходимых пособий для неслышащих детей подтолкнуло наш коллектив к разработке собственных пособий. Работа была выполнена с учетом возрастных особенностей развития детей с недостатками слуха. Структурно-содержательное оформление пособия определяется спецификой и логикой развития слуха и произносительной стороны устной речи слабослышащих и глухих детей в соответствии с программными требованиями специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида.

На подготовительном этапе проводился сбор материала, разрабатывались виды упражнений, которые необходимы для закрепления правильного произношения звука  и его дальнейшей автоматизации в речи. Каждый учитель создавал свои пособия конкретно для детей своего класса Было создано несколько вариантов, которые постоянно дорабатывались. В итоге получились компьютерные тренажеры для выработки умений и навыков по автоматизации звуков [с], [ш], [ц], [ч], [р] в  речи у слабослышащих детей. В них можно легко внести изменения для каждого ребенка, т.е. происходит индивидуализация.

Эти пособия были созданы и оформлены иллюстрациями, использованы эффекты анимации для того, чтобы на экране изображение не было статичным.

В пособии используется наглядно-тематический материал, который соответствует программным требованиям по развитию речи учащихся первого года обучения. Речевые умения и навыки, приобретенные на общеобразовательных уроках, создают надежную базу для работы учителя-дефектолога на индивидуальных занятиях, то, есть, связь с другими предметами. Так, например, есть задания «Составь и реши задачу». На экране нарисованы две тарелки. В одной тарелке три сливы, в другой – пять. Ребенок ставит вопрос: «Сколько всего слив?» и самостоятельно отвечает на него.

Каждый раздел содержит материалы (слова, предложения, иллюстрации), которые помогают учителю планировать и реализовывать на практике задачи, которые стоят перед учителем-дефектологом по обучению произношению и развитию слухового восприятия детей с недостатками слуха. Речевой материал подобран в соответствии с принципами аналитико-синтетического метода обучения произношению.

Первый раздел начинается с характеристики звука, его артикуляционных особенностей. Далее идет работа по автоматизации звука  в прямом слоге. Задания-инструкции ребенок видит на экране (идет опора на зрительный анализатор). Все задания позволяют учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка (состояние слуха, речевые умения и навыки) и в соответствие с этим определять объем речевого материала, которое в состоянии усвоить ребенок. Например: «Прочитай, запомни».

Работа идет как совместно с учителем, так и самостоятельно. Характер подачи материала направлен не только на автоматизацию звука, но и на развитие познавательной активности ребенка, способности осознано употреблять в речи поставленный звук и самостоятельно с помощью компьютера закреплять его. Идет работа и над развитием внимания, памяти. Так, например, ребенок, запомнив порядок расположения картинок, должен увидеть, что изменилось, после того как он отворачивался от экрана. Появляется новая картинка. Ученик должен четко проговаривать названия картинок, запомнить их месторасположение. Далее ребенок отворачивается и две картинки меняются местами. Следующим этапом является смена надписей под картинками. Если ребенок затрудняется, то задание можно повторить.

Перед каждым упражнением появляется задание: «Запомни», «Закрой глаза», «Что изменилось?».

Есть задание, которое можно выполнить, опираясь на остаточный слух ученика. Ребенок слушает и запоминает три слова (для более сильного ученика – пять слов). Например, «сова», «самолет», «собака». На экране девять картинок. Ученик самостоятельно кликает мышью на нужную картинку. Результаты выполненного задания сразу выводятся на монитор. Например: «Молодец!», «Ты ошибся».

Структура материала каждого раздела последовательно усложняется (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты).

Виды заданий                     Приложение 1

Работа над изолированным звуком

  1. Изображение статичное.  Ребенок протяжно произносит звук «Р»  (слайд №2)
  2. Буква движется, все это время ребенок произносит протяжно звук «С» (слайд №3)

Автоматизация звука в слогах

  1. Изображение с анимацией звук «Р». На слайде изображение движущейся машины. Пока машина едет надо протяжно произносить звук «Р» (слайд № 4)

Автоматизация звука в словах

  1. Надо составить самостоятельно слова, с помощью картинок ребенок проверяет себя (слайд № 5)
  2. Называние картинок. Все картинки подписаны (для детей с глубоким недоразвитием речи) (слайд № 6)
  3. Называние картинок самостоятельно. Картинки появляются постепенно. В конце ребенок может проверить себя (слайд № 7)
  4. Слова закрыты до половины. Этот вид работы вызывает у детей большой интерес (слайд №8)
  5. Ребенок должен самостоятельно подписать картинки (слайд № 9)

      Работа над предложением

  1. Дополнить предложения с помощью картинок, которые появляются по клику мыши. Грамматическая форма слов не меняется  (слайд №10)
  2. Составить предложение по картинке. Грамматическая форма слов меняется. Картинка сдвигается и ребенок может проверить себя (слайд № 11)
  3. Ребенок должен составить предложения по картинке самостоятельно (слайд №12)
  4. С помощью вопросов ребенок составляет предложения (слайд № 13)

Работа над текстом

Заключительным разделом является работа с текстом. Тексты небольшие, направленные на автоматизацию звука в связной речи. Например, текст «Снеговик». Выполняя задание, ребенок знакомится с текстом целиком, потом идет работа над каждым предложением. К каждому предложению есть картинка. Постепенно задания усложняются. На экране ребенок видит рассказ в картинках, некоторые из которых закрыты. Надо рассказать текст, проверяя себя, открывая картинки  (слайды №№ 14, 15)

     

Апробация этих пособий в нашей школе позволяет сделать следующие выводы: информационно-коммуникационные технологии способствуют активизации  процесса обучения и позволяет обеспечить дифференцированный подход к слабослыщащим и позднооглохшим детям, значительно улучшить усвоение материала различных учебных дисциплин, повысить эффективность обучения, ввести элементы творчества, разнообразить виды деятельности, способствовать психическому и интеллектуальному развитию детей. Внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших направлений эффективности работы с детьми с нарушениями слуха и речи.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: работа над произношением (об этом говорилось выше) и работа над развитием слухового восприятия. В первой части уделяем внимание постановке звуков и их автоматизации в речи. Во второй части происходит работа над текстом.

Работа над текстом – это очень важный вид работы по произношению и развитию слухового восприятия в специальных школах для детей с ОВЗ. Работа над текстом отработана годами и проходит по схеме: восприятие целиком, восприятие по фазам, восприятие слов и словосочетаний, ответы на вопросы. Часто текст адаптируется учителем. Это допустимо в самом начале обучения, но дальше нельзя бесконечно упрощать, так как словарь ребенка должен расширятся. Если ребенок привыкнет механически запоминать слова, не понимая до конца их смысл, то в дальнейшем в старших классах детям будет очень трудно справляться с более сложными текстами. Уже в начальной школе надо учить ребенка не пропускать незнакомые слова.

Если ребенок хорошо понял текст, то ему легче ответить на вопросы по тексту, пересказать его. Привычка работать над каждым словом поможет детям лучше учиться в старших классах, развивает познавательную активность ребенка. Растет пассивный словарь. Если ребенок будет понимать, что  прочитал, то, в дальнейшем, может развиться интерес к чтению книг. Чтобы детям легче было понять текст, нужна хорошая наглядность. К каждому тексту подбирается картинки в тексте для 1 класса «Школа» показывается фотография нашей школы. А к тексту для 5 класса «Не будь неряхой в лесу» подобраны картинки практически для каждого предложения.

    Раньше существовали программы по РСВ, где приводились тексты, над которыми мы работали. Сейчас, когда большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, необходимо более внимательно подбирать сами тексты. Ни один текст не должен быть подобран просто так. Каждый  текст должен соответствовать какому-либо направлению духовно-нравственного воспитания. В 90-е годы произошли изменения в нашей жизни. Распад СССР, отказ от советской идеологии, все это сказалось на общественной нравственности. Все идеалы старшего поколения разрушены. Мы стали копировать западные формы жизни. Героями становятся «малиновые пиджаки». Они везде: на экране, в книгах. Наши мультфильмы, детские книги уходят. В России происходит быстрый распад советской идеологии. Мы перестаем быть единой историко-культурной и социальной общностью. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В обществе растет агрессивность и жестокость, растет уровень детской преступности. 

 Бездомность, невежество…

  Ценности личности формируются в первую очередь в семье.

Многие родители убеждены: вырастет, поймет. Не поймет! Только в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных требований и образцов поведения на основе подражания.  Но наиболее системно, последовательно духовно-нравственное воспитание происходит в области общего образования. В работе по новым стандартам духовно-нравственному воспитанию уделяется очень большая роль. Школа должна воспитывать гражданина и патриота, человека, способного жить в социуме, быть терпимым к людям других вероисповедованием, занимать активную гражданскую позицию. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является самой главной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. «Содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению» из программы по духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное  воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках. Примерная программа по духовно-нравственному воспитанию рассматривает пять направлений тесно связанных между собой.

«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, свободы совести и вероисповедания.   

Принципы гражданского воспитания:

  • включение учащихся в опыт гражданского действия;
  • единство гражданского и морально- нравственного воспитания;
  • приоритет групповых форм работы.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 

Базовые национальные ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение достоинства человека; забота и помощь; равноправие, ответственность и чувство долга, мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Принципы современного воспитания, воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • целенаправленная ориентированность воспитанников на нравственные ценности;
  • единство, целостность и преемственность в нравственном воспитании младших школьников;
  • использование оптимума педагогических факторов во взаимодействии с воспитанниками;
  • приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;
  • развитие интереса к человеку как высшей ценности, учет индивидуальных, возрастных особенностей детей;
  • приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;
  • создание фольклорно-воспитательной среды жизнедеятельности;
  • применение  технологий духовно-нравственного развития.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Базовые национальные ценности: стремление к познанию и истине; творчество и созидание;   целеустремленность и настойчивость; бережливость и трудолюбие

Принципы  трудового воспитания:

  • принцип активности в труде;
  • принцип посильности труда;
  • принцип сознательного и ответственного отношения к труду;
  • принцип созидательности;
  • принцип творческого подхода к труду;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

 

Базовые национальные ценности:жизнь; эволюция; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Принципы  организации экологического воспитания:

  • процесс формирования ответственного отношения к природе как составная часть общей системы воспитания, актуальное ее направление;
  •  единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению как основа формирования бережного отношения к природе»

(из программы)              

Приложение 2

  Все это надо учитывать при подборе текстов в работе по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях. Кроме этого надо учитывать возраст ребенка, его развитие, речевой запас. Работа по развитию слухового восприятия продолжается на протяжении всех лет обучения, поэтому духовно-нравственное воспитание на индивидуальных занятиях не заканчивается в начальной школе. Тексты  становятся более гражданской направленности, больше текстов по истории, по эстетическому, экологическому воспитанию.

 

 

 

Литература

  1. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под ред. В.Ю. Гриценко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева. – Киев: Наукова думка, 1999. – 213с.
  2. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ /
  1. “Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников», «Просвещение»,           2011
  2. Базовые ценности (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания)

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010