Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Гуманитарное / Обществознание в школе
Тематический контроль по обществознанию
Автор: Раздобурдина Татьяна Николаевна

                   В последнее время единый государственный экзамен (ЕГЭ) в общеобразовательных школах стал главным видом аттестации выпускников. Это экзамены, которые должны сдавать учащиеся средней образовательной школы. Единство этих экзаменов заключается в 2-х особенностях: их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы. При проведении этих экзаменов на территории России применяется единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Возникла проблема: как подготовить учащихся к данному экзамену? В выпускном классе это делать уже поздно. Детей нужно заранее готовить к экзаменам. Чтобы они сдавали их успешно, необходимо учить выполнять такие задания. Экзамен по обществознанию в последние годы стал пользоваться большой популярностью. Достаточно много контрольно – измерительных материалов для выпускников, а для учащихся средних классов их нет. Поэтому, я и решила начать подготовку с 5-го класса и составить контрольно – измерительные материалы по темам обществознания для учащихся 5-8 классов. Это помогает также и во время обобщения учебного материала. Материал построен от простого к более сложному, т.е. учащиеся постепенно     привыкают к различным контрольно – измерительным заданиям. 5 класс - в течение года после каждой темы проводится урок обобщения, практикум, где вводятся элементы будущих заданий. В конце учебного года  проводится итоговый контроль. 6 класс – здесь уже после каждой темы вводится контроль. 7 - 8 класс – на данном этапе задания усложняются, и их количество увеличивается.

Модульное обучение на уроках истории
Автор: Коршунова Елена Александровна

 Требования стандарта направлены на кардинальное изменение подходов к процессу обучения истории и обществознания, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к предмету, развить стремление к самосовершенствованию.

"Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи"
Автор: Симаева Марина Анатольевна

"Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи" АННОТАЦИЯ материала для публикации Симаевой Марины Анатольевны    Урок  "Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи» является второй темой при изучении второго раздела курса обществознания в 11 классе «Проблемы социально-политического развития общества».Тема урока занимает важное место в курсе обществознания и имеет большое практическое значение, так как выпускники школы - будущие супруги и родители.    Цели урока: Донести до учащихся значимость полноценной семьи для государства и всех его граждан. Убедить учащихся в необходимости серьезного, осознанного отношения к своей будущей семейной жизни. Основные задачи урока:      1. Познакомить учащихся с основными тенденциями развития семьи в современном обществе в России. 2.   Показать статистику неполных семей в России. 3.   Показать специфику и основные проблемы неполной семьи. 4.   Охарактеризовать основные параметры демографической ситуации в России и своем районе. 5.   Показать последствия и прогнозы демографического развития современной России.    Тема урока интересна и актуальна для учащихся старшего подросткового возраста и призывает их серьезно относиться к вопросам семейного строительства.                                                                                         __________________(М.А. Симаева)

«Права потребителя»
Автор: Зотова Вера Матвеевна

Аннотация методического материала к занятию «Права потребителя» элективного курса «Этот заманчивый мир профессий» (обществознание и профориентация школьников) разработан учителем истории и обществознания Зотовой Верой Матвеевной. Занятие «Права потребителей» было разработано для элективного курса в 1010-2011 учебном году, но в настоящее время использую этот материал в 11 классе в разделе «Экономика по обществознанию. Цели:  - познакомить учащихся  с законом РФ «О защите прав потребителя» (07.02.02 г.); - выявить методы обмана потребителей; - запомнить алгоритм своих действий по защите прав потребителя. Занятие построено на групповой аналитической работе учащихся.      

Мастерская по обществознанию «Сократ»
Автор: Запрягаева Наталья Юрьевна

                                                            Технологии гуманной педагогики:                                                         мастерская по обществознанию «Сократ»                                                                        В первой части статьи описан алгоритм технологии. Во второй представлена  разработка мастерской.      Цель: развитие навыков работы учащихся с текстом.      Задачи урока: получение опыта проектной деятельности; обучение в сотрудничестве. Может использоваться в преподавании курсов истории, обществознания, при проведении зачета.   Запрягаева Наталья Юрьевна,  SC-4805 Подпись__________________________

«Проблема общественного прогресса».
Автор: Шаряфетдинова Гюльнара Ингильевна

«Проблема общественного прогресса».   Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из важнейших проблем. Использование разнообразных методов способствует формированию у школьников навыков и умений осуществлять поиск социальной информации из различных источников (иллюстрированный материал, социологическое исследование, стихи, учебный текст, документы, электронные материалы), развивает познавательный интерес школьников, критическое мышление и определение  позиции.                                                                       Шаряфетдинова Г.И.  

«Гендерное поведение мусульманских женщин Кавказского и Урало-Поволжского регионов (конец XIX - начало XX в.)
Авторы: Салимова Рамиля Муфасимовна, Белянкина Вера Валерьевна

Тема «Гендерное поведение мусульманских женщин Кавказского и Урало-Поволжского регионов  (конец XIX -  начало XX в.) Белянкина Вера Валерьевна Цель и задача:  изучения гендерного поведения мусульманской женщины; изучение и соблюдение гендерных норм необходимо для поддержания социальной стабильности и для выработки правильного гендерного поведения у  подрастающего поколения; проведение социологического обследования подростков (девушек и юношей) разной конфессиональной и этнической принадлежности. Материал может быть использован  на  уроках  обществознания, социологии.

Методическая разработка« Выборы – долг и ответственность»
Автор: Белозерцева Наталья Геннадьевна

Урок « Выборы – долг и ответственность» Белозерцева Н. Г. СОШ №4 г. Камызяк Тема изучается в курсе обществознания в 9-11кл. В ней заложены основы гражданско-правового воспитания, рассматривается проблема выборов. Урок нацелен на повышение правовой культуры и развитие самостоятельного мышления. Игровая форма развивает творческие,  коммуникативные способности учащихся, формирует социально- значимые компетенции. Урок рекомендован учителям обществознания и классным руководителям.                                                                                                                    .

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе
Автор: Лекомцева Галина Васильевна

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе учителя истории и обществознания МОУ Кушьинская СОШ Лекомцевой Г. В.             Тема:   Межличностные отношения. Эпиграф к уроку:     Половина тайны обхождения с людьми заключена                                        умении быть внимательным к их убеждениям; вторая                                      половина – терпимость в своих собственных убеждениях                                                                                    Даниел Формэн Тип урока: изучение нового материала. Цель: показать назначение межличностных отношений как особой связи человека с другими людьми; учить вести диалог и уметь слушать.

Гражданское воспитание на уроках обществознания и во внеклассной работе
Автор: Николаева Дарима Дондоковна

Статья «Гражданское воспитание на уроках обществознания и во внеклассной работе» обобщает работу учителя по данному направлению. В условиях формирования гражданского общества необходимо осуществлять воспитание нового, демократического типа личности, способной к инновационной деятельности, к управлению своей собственной жизнью, собственным трудом обеспечивать материальную независимость и быть полезным своей стране. Целью работы является систематизация накопленного опыта, осмысление авторской концепции гражданского воспитания. Работа может быть полезна молодым учителям, а также тем педагогам, которые интересуются темой «гражданского воспитания школьников».     Подпись: ______________   /Николаева Д.Д., учитель истории и обществознания                                                 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4                                                  г.Ленска»      

Как подготовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию
Автор: Кашаева Татьяна Николаевна

Полный курс рассчитан на 68 часов консультаций по подготовке к ЕГЭ и состоит из следующих частей: 1. Рабочая программа 2. Тематические тесты Использовать данную работу можно как для подготовки целого класса к экзамену, так и для репетиторства. Кашаева Татьяна Николаевна    

Семейное право. Урок в 11 классе.
Автор: Кузоваткина Светлана Викторовна

  Семейное право. Урок в 11 классе. Цели урока: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи, аргументировано доказывать собственную точку, работать с правовыми документами, способствовать формированию уважительного отношения к семье, формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности. Урок  обществознания в 11 классе, разработан Кузоваткиной С.В.

Урок обществознания на тему: «Общение»
Автор: Лебедева Елена Васильевна

Потребности современного общества,   прежде всего  развитие духовной  сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной.  Общение имело и будет иметь всегда огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении культурного поведения. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Как показывают многочисленные  психолого-педагогические  исследования, именно в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, воспитателями, учителями, сверстниками и т.д.) происходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Поэтому данная тема особенно важна, прежде всего с точки зрения становления личности.

Правовые основы брака и семьи. (Урок обществознания в 9 классе) Реформы Петра Великого. Урок истории в 10 классе.
Автор: Сухонос Наталья Анатольевна

на урок обществознания в 9 классе по теме «Правовые основы брака и семьи». Аннотация написана учителем истории и обществознания Сухонос Натальей Анатольевной. Данный урок проведён в рамках технологии проблемного обучения с использованием некоторых приёмов критического мышления. Урок может быть использован при изучении данного материала в основной школе. Цели урока: ребята узнают что такое брак, условия заключения брака, обязанности и права супругов, а также необходимость правового регулирования семейных отношений; смогут определить свою жизненную позицию в брачно-семейных отношениях; сформируют своё отношение к условиям заключения брака и созданию семьи. Организация деятельности на уроках с использованием проблемного обучения не только решает задачи познавательного, интеллектуального характера, но и воспитывающего. Учащийся постепенно приучается вникать в суть происходящего, критически относится к собственным действиям, рефлексировать. Всё это подготавливает школьника к жизни после школы, его успешной социализации.    на урок истории  в 10 классе по теме «Реформы Петр Великого». Данный урок проведён по технологии позиционного обучения. Цели урока: учащиеся узнают основные понятия по темы, внутренние преобразования Петра I; смогут составлять схемы государственного и территориального устройства в данную эпоху; сформируют своё отношение к важности проведённых реформ. Изучение предметного материала включает три последовательные этапа работы: информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный. Третий этап является наиболее интересным. Группы не повторяют выступления друг друга, что является следствием различия занимаемых позиций.  В процессе такой деятельности осуществляется осмысление материала с разных позиций, моделируется ситуация многоголосья, что ведёт к многомерной репрезентации всего изучаемого материала. Данный урок может быть использован при изучении темы в 10 классе, как в профильных классах, так и в базовых.

Время… Что это?
Автор: Дмитриева Елена Борисовна

Цель урока:  Формирование представления учащихся о социологических законах развития общества через осмысление философских понятий «время, пространство, материя». Задачи урока: −        Актуализировать и обобщить знания по теме «время, пространство, материя». −        Вызвать интерес к изучаемой теме. −        Целостное осмысление новой информации, обобщение полученной информации. −        Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Тип: эвристическая  лекция с использованием приемов развития « критического мышления».

Гражданином быть обязан
Автор: Крам Татьяна Александровна

1.     Аннотация Тема избирательного права в системе правовых знаний современного школьника – одна из ключевых в формировании гражданской позиции учащихся. В концепции модернизации российского образования говорится, что образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении динамичного развития российского общества с высоким уровнем гражданскоправовой культуры. Условия современного общества требуют формирование активной личности, которая может регулировать свою деятельность, определять перспективу развития. Отсюда вытекает выбор темы методической разработки и формы ее реализации. 1.     Цели и задачи. Цели работы: 1.Воспитание гражданской ответственности учащихся, их нравственности, патриотических чувств, толерантности и политкорректности. 2.Формирование у школьников навыков участия в дискуссии по обществен-нозначимым темам. Задачи: 1.Создать инициативную группу из старшеклассников. 2.Организовать работу по изучению Конституции РФ, Конституции РК, «Закона о выборах» 3.Смоделировать политическую ситуацию подготовки и проведения выборов на школьном уровне.   3. Основная идея. Основная идея предлагаемой работы заключается в том, чтобы спроектировать ситуацию выборов через игровую деятельность: в основном звене – сюжетно-ролевая игра «Сказка о лесных выборах» в основном звене – ученический проект «Выборы» в старшем звене – интерактивная игра «Избирательное право». 4.     Новизна разработки. Новизна данной работы заключается в системном подходе к изучению избирательного права, гражданских прав личности; в использовании информационных технологий и организации проектной деятельности учащихся. Таким образом, данная разработка дополняет, развивает и совершенствует имеющийся опыт преподавания обществознания, носит характер практических рекомендаций. III.            Вывод. Предлагаемая разработка поможет учителям, классным руководителям довести в доступной для учащихся форме принципы демократичных ценностей, основных законов Российской Федерации, формы и приёмы работы позволяют проявить творческие способности учащихся. Использование этих форм в нашей школе дало заметные положительные результаты. *появился интерес учащихся к изучению предмета «Обществознание» *повысилось качество знаний учащихся по обществоведческим дисциплинам *повысилась активность учащихся в предметных олимпиадах по обществознанию *осознанное участие школьников в организации и проведении выборов в детскую организацию «Школьная страна». Методический материал актуален, современен и может заинтересовать учителей обществознания, учителей начальных классов, организаторов внеклассной работы с детьми.   Крам Т. А.

Элективный курс «Но гражданином быть обязан»
Автор: Сидоренко Людмила Николаевна

Аннотация Элективный курс  «Но гражданином быть обязан»   Задача становления гражданского сознания подрастающего поколения является одним из приоритетов развития любого общества в соответствии с его потребностями в стабильности и преемственности в стабильности и преемственности, консолидации и социальном согласии. Данная задача является приоритетной не только для государства или определенных политических сил, но и для общества в целом, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития. Учебно - воспитательное образование является одним из важнейших институтов, формирующих ценностные ориентиры гражданина. Особенно значимым представляется акцентирование внимания на становлении гражданских ценностей молодежи в современном мире, характеризующемся резким усилением взаимопроникновением культур. Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что в нашей стране на рубеже 20 -21 веков произошла резкая смена ценностной парадигмы общественного развития, приведшая к усилению социальной энтропии и дефициту согласия по ключевым вопросам общественной жизни. В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль образования в гражданском становлении молодого поколения.   Учитель истории МБОУ СОШ № 2  г. Вилючинск, Камчатского края Сидоренко Людмила Николаевна (SC-3973).  

Участие граждан в политической жизни
Автор: Сыроватко Валентина Николаевна

Урок обществознания «Участие граждан в политической жизни» 9 класс               Урок обществознания, разработанный учителем истории и обществознания Сыроватко Валентиной Николаевной,  имеет важное практико-ориентированное значение. Материал урока побуждает к размышлениям, активизирует интерес, помогает сформировать чувство личной ответственности за свою гражданскую позицию, расширить и закрепить знания учащихся, что способствует развитию гражданской и политико-правовой культуры будущих избирателей.

Электронные образовательные ресурсы в преподавании истории и обществознания.
Автор: Джалмухамбетова Зомарат Тюлегеновна

Аннотация           «Электронные образовательные ресурсы в преподавании истории и обществознания».           В условиях работы по ФГОС нового поколения значение имеет применение ЭОР. Цель состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путём организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности, использование ЭОР для повышения познавательной активности учащихся. ЭОР - условие успешности деятельности педагогов и учащихся. Автор приводит примеры применения ЭОР в преподавании истории и обществознания. Думаю, что каждый учитель будет исходить из того, что подсказывает его опыт.                                                                   Джалмухамбетова Зомарат Тюлегеновна  

Урок «Монархия в современном мире»
Автор: Ведерникова Наталья Ивановна

Урок «Монархия в современном мире»   Автор:  Ведерникова Наталья Ивановна, учитель истории МБОУ СОШ № 11 нп. Раякоски Мурманской области. В ходе учебного занятия предполагается рассмотрение особенностей монархической формы правления на примере ряда современных стран мира.  Урок разработан на основе использования информационных материалов сети интернет и позволяет развивать умение анализировать различные источники информации.   Автор: Ведерникова Н.И.   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное , Модуль: Обществознание в школе

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) на уроках обществознания
Автор: Рудакова Марина Михайловна

 В данной работе представлен материал по применению компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) на уроках обществознания. Использование компетентностно-ориентированных заданий в образовательной практике активизирует учебную деятельность, изменяя характер работы обучающего и обучающегося: позицию и характер деятельности учителя как консультанта и тьютора; работу обучающихся по решению проблем, формированию и развитию компетенций.  В статье показано практическое применение КОЗ в практике учителя .   2015-05-10   Журнал: Открытый педагогический форум-2015, Направление: Гуманитарное   , Модуль: Обществознание в школе


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010