Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Время… Что это?

Автор:
Дмитриева Елена Борисовна

Аннотация:

Цель урока:  Формирование представления учащихся о социологических законах развития общества через осмысление философских понятий «время, пространство, материя».

Задачи урока:

−        Актуализировать и обобщить знания по теме «время, пространство, материя».

−        Вызвать интерес к изучаемой теме.

−        Целостное осмысление новой информации, обобщение полученной информации.

−        Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Тип: эвристическая  лекция с использованием приемов развития « критического мышления».

Статья:

Обществознание, 9 класс.

Время… Что это?

Составила учитель истории и обществознания

высшей категории

Дмитриева Елена Борисовна

 

Цель урока:  Формирование представления учащихся о социологических законах развития общества через осмысление философских понятий «время, пространство, материя».

Задачи урока:

−        Актуализировать и обобщить знания по теме «время, пространство, материя».

−        Вызвать интерес к изучаемой теме.

−        Целостное осмысление новой информации, обобщение полученной информации.

−        Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Тип: эвристическая  лекция с использованием приемов развития « критического мышления».

Оборудование: интерактивная доска, документы.

 

Ход  урока

 

I. Мотивационный этап: организационный момент, актуализация, целеполагание, постановка задач.

Учитель: Вашему вниманию предлагается несколько высказываний, в которых встречается понятие «время».

1.      Время - одно из основных понятий физики и философии, одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел, а также сознание.

2.      Время – лира существования материальных живых существ, неживой материи и взаимоотношений между ними.

3.      Жизнь и Время царят на земле

Ты владыками их назови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

                                         Вл. Соловьев.

По мере того, как у вас возникают идеи, вы их записываете; выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

 

Время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация субъектного опыта школьников

 

 Давайте посмотрим, какие вопросы вы сформулировали?  (Ответы ребят)

Мы видим  4 основных понятия,  которые здесь встречаются:

·        Время                               Они  являются основными философскими понятиями

·        Пространство                   

·        Движение

·        Материя

Выдающийся математик Н.И. Лобачевский  пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу:  свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, они изменяются.  Идеи Лобачевского получили свое подтверждение и конкретизацию в современной физике. Теория относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущийся материей и друг с другом.  Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитации. Если бы не было масс, не было бы гравитации, не было бы времени и пространства. Следовательно, пространство и время вне материи не существуют. А так как материя находится в непрестанном движении, то пространство и время меняют свои свойства в зависимости от этого движения.

Согласно общей теории относительности, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Представим себе астронавта, летящего в глубинах галактики на ракете. Отправляясь в полет, он обещал каждую секунду посылать на Землю сигнал. Теперь представим себе такую картину: этот астронавт подлетает к затерявшейся где-то в галактике чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз больше плотности атомного ядра.  Земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что, по мере приближения к этому телу,  радиосигналы стали поступать не через секунду, а все реже и реже. И вот уже между ними стали проходить минуты, затем часы, затем годы и века. В конце концов, сигналы совсем перестали поступать, а между тем астронавт, как и было условлено, посылал сигналы ежесекундно. Оказалось, что из этой плотной звезды не выходят ни излучения, ни какие-либо частицы, взаимодействующие с миром.

Таким образом, в теории относительности Эйнштейна нашел свое подтверждение принцип единства пространства и времени с движущийся материей. Т.е., изучая материю в тех или иных формах и проявлениях, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время. Об этом говорили еще античные мудрецы, которые представляли себе пространство в виде различным образом натянутой струны.

 

III. Операционный этап.

  1. Создание синквейна. Работа в группах.

Познакомившись с основными идеями теории относительности Эйнштейна, составим синквейн –  стихотворение, которое требует синтеза информации.

 

Существительное

Прилагательное Прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Фраза и 4 слов (ваше личное отношение к нему)

Существительное.

Синквейн 1.

Время

Стремительное         Вечное

Рождает         Правит           Убивает

Историю мира навечно слагает

Жизнь

 

Синквейн 2.

Время

Милосердное                        Упрямое

Не сбить         Не остановить           Не обуздать

Дарует жизнь и может отобрать

Течение

 

Синквейн 3.

Время

Кровавое       Страшное

Следит           Судит             Карает

И выбор нам не оставляет

Путь

Синквейн 4.

 

Время

Непостижимое                        Прекрасное

Лечит              Бежит             Изменяет

Раны души человека заживляет

Надежда

  1. Эвристическая беседа.

Свою собственную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время – это уже иная характеристика времени, по сравнению с физическим временем, о котором мы с вами рассуждали выше.

−              Что мы имеем в виду, когда мы говорим, что время ускоряет свой бег? Что это значит? (События текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм социальной жизнедеятельности).   

−              Как исчисляется социально-экономическое время? (Поколениями, веками, тысячелетиями).  Его особенным свойством является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды.

−              Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходят человеческая цивилизация в своем развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них я предлагаю вам сейчас открыть. Используя раздаточные материалы, заполните  шаблон графика «Этапы развития человеческого общества» (см. Приложение), произведите необходимые математические расчеты  и сформулируйте закономерность. (Закон ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот в свою очередь короче рабовладения и т.д. Каждая последующая формация короче предыдущей в 3-4 раза.)

−              Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными экономическими и политическими событиями период. Докажите.  (Обсуждение в группах.)

−              Археологи, каждую фазу в эволюции человечества называют исторической эпохой. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее и динамичнее. Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. С чем это связано? (В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений  и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например, чоппер – массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевая незначительные изменения на протяжении десятков и сотни поколений.)

−              Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы развиваются с неодинаковой скоростью. Докажите.  (Обсуждение в группах.) (В Америке или России с индустриально развитыми  регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

−              К чему приводит неравномерность развития? Назовите позитивные и негативные  последствия этой закономерности. (Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только позитивные, но и негативные моменты. Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения).

 

Итак, мы рассмотрели общие законы эволюции человеческого общества и установили, что главными среди них являются:

·        Закон ускорения истории

·        Закон неравномерного развития общества

\"\\"C:\\\\Documents\"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексивно-аналитический этап.

 

Творческая работа: сочинение-миниатюра на основе цитаты.

 

«Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой».

(Н.В. Гоголь.)

Время- это незримая река, проходящая мимо каждого сердца, затрагивающая всех людей. Можно быть простым наблюдателем, но есть и другой вариант, как скоротать свое существование: войти в эту реку и предаться её течению, тогда будущее не будет казаться таким туманным.

Неизведанное нас пугает, а если стать этим течением, то не покажется нам время с этой стороны.

Вопрос времени актуален сейчас, как никогда. Нам его всегда катастрофически не хватает, не хватало, и не будет хватать; потому что, как бы не менялись люди, поколения за поколениями - время будет неизменным.

Скорее всего, идея автора- это призыв всему человечеству не пускать свою жизнь на самотек, ибо мы строители судьбы своей. А время- это неотъемлемая часть её.

Дарья Бабак (9б)

«Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту,

ибо умрет она и никогда не повторится». (Я. Корчак.)

 

Как много раз в жизни мы жалеем, что упустили возможность что-то сделать ил сказать важные слова! Много. Очень. Может, пора все-таки понять, что нужно жить не прошлым, не будущим, а настоящим. Именно оно нашу жизнь определяет и направляет время. Будущее – туманно и неизведанно, а прошлое – пыльно и забыто.

Автор призывает мир жить настоящим и уважать его. Время- живое существо, а, как известно, все живое рано или поздно умирает. Тогда оно уже не вернется, а только останется в памяти.

Ничто не повторимо в этой жизни. Даже восход солнца каждый день разный. А время… не зависит оно от людей.

Люди! Живите этой минутой! Цените, храните и уважайте все! Так как путь в жизни каждого человека останется в истории нашей цивилизации, будет ярким и запоминающимся.

 

Мольков А. (9б)

 

\"\\"F:\\\\Закон\"Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010