Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Естественно-математическое / Химия в школе
Образовательный проект «Химия, экология, здоровье»
Автор: Маринина Ольга Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 города Крымска, Краснодарского края организована в 1992 году. С момента организации школы основным направлением её работы стало экологическое образование и воспитание. В рамках президентской программы «Новая школа», изменились требования к образованию и воспитанию нового поколения. Это поиск и поддержка талантливых детей, их успешная социализация. Из опыта урочной и внеурочной работы при переходе к новым стандартам , был разработан образовательный проект «Химия, экология, здоровье», который успешно реализуется. Цель проекта: создать образовательную среду, способствующую повышению интереса к предметам естественного цикла, в частности химии, экологии. Предусматривает интеграцию предметов, использование информационных технологий, осуществление химического эксперимента, освоение содержания раннего курса химии в седьмом классе, расширить кругозор и углубить знания по программам элективного и факультативного курсов, а исследовательская работа развивает творческие способности учащихся.Данный проект – это интеграционный комплекс урочной системы и сферы дополнительного образования, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения и ориентирует на развитие практических навыков и умений учащихся седьмых классов, через раннее обучение химии, экологии, 9-11- х через факультативы. Всё это необходимо для повышения эмоционально - позитивного отношения к предметам естественного цикла, в частности химии, биологии, географии, экологии. Организация познавательной исследовательской деятельности, через работу в школьном научном обществе учащихся, способствует формированию социальных ориентиров учеников старших классов. Результатами реализации проекта являются:- итоговый экзамен по химии в 9 классе сдавали 26 человек при 100 % качестве;- открытие профильного класса (10 – 11) естественно – математической направленности;- успешная сдача экзамена по химии в новой форме (ЕГЭ);- поступление в профильные вузы (медицинская академия, химико – технологический факультет технологического университета; факультеты аграрного университета). Данный проект позволил привлекать к исследовательской работе большое число учащихся школы, что активизировало участие в районных, краевых, всероссийских конференциях учащихся среднего звена. Экскурсионные маршруты, совместная экологическая работа, летний отдых в профильных лагерях, объединяет и изменяет (экологизирует) мировоззрение учащихся. Экология – это не только наука, это образ жизни. Изменив себя, мы сможем изменить мир, сделать его добрей, отзывчивым на чужую беду.

Химические загадки (шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы).
Автор:

  Составленные мною химические загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, я использую при объяснении нового учебного материала с целью привлечения внимания учащихся к изучаемому веществу или химическому явлению, при повторении изученного материала, на химических вечерах, КВНах, викторинах, при выпуске стенной газеты «Юный химик».

Урок-практикум по теме «Химическая связь»
Автор: Макаров Юрий Борисович

В статье дана краткая  технология  урока-практикума , которая подробно рассмотрена на примере урока химии в 8 классе по теме «Химическая связь». Обращено внимание на развитие компетенций, планируемые результаты обучения, создание ситуации успеха, актуализацию опорных знаний, постановку учебных задач и их решение через конкретные дифференцированные задания; контроль и коррекцию знаний, оценку результатов достижения учебной цели.

Топливо: характеристика и способы сжигания. Охрана атмосферного воздуха
Авторы: Бухтиярова Антонина Петровна, Смык Любовь Петровна

 1.Дать понятие топлива. Рассмотреть способы сжигания различных видов              топлива;  познакомить с видами  топлива, имеющимися на территории района.  2. Развивать экологическое мышление; умение анализировать.  3. Воспитывать любовь к природе родного края.  Данный урок проводится по принципу два учителя - два класса. По предмету «Окружающий мир» обучающиеся рассматривают виды топлива, учатся давать им характеристику. На уроках химии также рассматривается тема  «Способы сжигания топлива». Мы решили объединить похожие темы и разработали интегрированный урок. На данном уроке повторяются виды топлива, дается им характеристика. Большое внимание уделяется экологическим проблемам, которые возникают при сжигании топлива. В ход урока введен краеведческий компонент.  Практическая значимость урока состоит в том, что обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, использовать краеведческий материал. 

ХИМИЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ
Автор: Артёмова Галина Юрьевна

Автор делится опытом проведения ХИМИЧЕСКИХ КАНИКУЛ в школе, которые были проведены и подготовлены учащимися 10-х классов для семиклассников, с целью поддержания и повышения интереса к предмету у уч-ся разного уровня, применения знаний, расширения кругозора по химии и поддержания дружеских отношений между учащимися по вертикали. Опыт может быть полезен учителям химии во внеклассной работе и  на уроках.

Интегрированный урок по биологи и химии « Распознавание белков в продуктах питания и изучение каталитической активности фермента»
Автор: Румянцева Елена Анатольевна

Аннотация . doc.                                                                                       SC- 4962 Интегрированный урок по биологи и химии « Распознавание белков в продуктах питания и изучение каталитической активности фермента» Предлагается интегрированный урок по биологии и химии. Цели и задачи работы: углубление знаний учащихся по предметам. Развитие интереса к биологии и химии. Формирование  умений работы с источниками информации, групповой работы. Формирование  лабораторных умений, исследовательской компетенции, способности проводить наблюдения и делать выводы, обобщать материал, обсуждать его со своими коллегами. Румянцева Е. А.

«Природные явления»
Автор: Тарасюк Эльвира Павловна

Аннотация к статье Тарасюк Эльвиры Павловны Урок по теме: «Природные явления» или физические и химические явления. Разработка урока в 8 классе по теме «Физические и химические явления» по учебнику «Химия. 8 класс» Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Учащимся в начале урока объявляется тема в другой интерпретации – «Природные явления» для обеспечения возможности проблемного обучения, на данном уроке осуществляется начальный этап освоения учащимися технологии деятельностного подхода в обучении. В качестве приложения приводится презентация, которая может сопровождать урок.   Тарасюк Э.П.

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств
Автор: Терновская Ольга Вячеславовна

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств             Методическая разработка урока по химии в 9 классе.  Цель этой работы обобщить знания о физических и химических свойствах углекислого газа, его роли в природе и жизни человека. Продолжить развивать навыки химического эксперимента. Применять полученные  знания на практике, развивать мыслительную деятельность учащихся, умение формулировать и высказывать свои мысли,  умение наблюдать, анализировать и делать выводы.      В работе  приводятся   физические свойства углекислого газа. Выясняется, что собой представляет углекислый газ, и к какому классу веществ он относится. Приводятся способы  его обнаружения. Закрепляются знания о  значение углекислого газа для растений, в природе  и жизни человека. Приводятся химические свойства, способы получения. Проводится экспериментальная часть (получение углекислого газа и подтверждение его свойств). Вспоминаются правила техники безопасности при выполнении практических работ. Выполняются опыты.        Методическая разработка  может быть использована учителями на уроках  химии в 9 классах, а также при повторении материала в курсе химии в 11 классах.   Составитель                                                                                          / О.В. Терновская./    

Витамины
Автор: Латыпова Эльвира Фаатовна

Витамины. Латыпова Эльвира Фаатовна, МАОУ СОШ №17 г. Белебей, Республики Башкортостан. Витамины и их роль в жизни человека давно интересуют учёных. Каждый из овощей и фруктов, каждая чашка сока скрывает огромное богатство витаминов и питательных веществ. Они укрепляют организм, наполняют энергией и жизненной силой. Чтобы по – настоящему сбалансировать ваш рацион питания, необходимо знать, какие наиболее важные витамины и минералы необходимы в жизни человека. Цель данной работы: знакомство с понятием «витамины», их классификацией, значением их в жизни человека. Задача работы: научить правильно употреблять витамины на благо здоровья. Практическое значение: уметь с помощью химических реакций определять присутствие тех или иных витаминов.  

Разработка урока свободного выбора "Анализ напитков"
Автор: Сайкинова Любовь Юрьевна

Анализ напитков Учитель: Сайкинова Л.Ю.   В рамках эксперимента по модернизации основной школы введены уроки свободного выбора. Это 8-16 часовые курсы по различным областям, которые дети выбирают, исходя из своих интересов. Эти уроки позволяют учащимся попробовать себя в различных областях, определить для себя те области, которые им больше подходят. Это способствует более осознанному выбору будущей профессии. Вашему вниманию представлено одно из занятий курса «Химическое путешествие по кухне», для учащихся 5-6 классов. Цель занятия: формирование умений работать с инструктивной карточкой, наблюдать, сравнивать, формулировать выводы. Совершенствовать умение работать с информацией. В процессе выполнения практических работ учащиеся знакомятся с элементами качественного анализа, учатся пользоваться химической посудой, приобретают навыки проведения химического эксперимента, развивают наблюдательность и умение делать выводы.                                                                       _______________  (Сайкинова Л.Ю.)      

Разработка урока по теме «Гидролиз солей» (11 класс, О.С.Габриелян, базовый уровень)
Автор: Хабибуллина Эндже Анасовна

Разработка урока по теме «Гидролиз солей» (11 класс, О.С.Габриелян, базовый уровень)                 Разработка урока «Гидролиз солей» предназначена для учащихся 11 классов, занимающихся по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Ба­зовый уровень» (2008 год).                   Цель курса химии в этом классе – обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся, полученных в 8-10 классах, осуществление интеграции материала по органичес-кой и неорганической химии на основе общности их понятий, законов, теорий, подходов к классификации веществ и закономерностей протекания реакций.               Для более эффективного достижения данной цели целесообразно использование различных форм и методов.  В предлагаемой разработке урока гармонично сочетаются теоретический материал, химические кроссворд и диктант, лабораторные опыты, групповая работа, проектная деятельность, проблемно-исследовательский метод.         Организация групповой работы создает условия для развития коммуникативных навыков, для самореализации учащихся в коллективе. Работая в группах, школьники учатся распределять обязанности и планировать деятельность, проявлять инициативу и подчиняться правилам, работать самостоятельно и в команде, представлять результаты своего труда и критически анализировать материал, представленный другими учащимися. Одним из видов групповой работы является выполнение проектов. Проектный метод способствует формированию умений ставить цели и задачи дея­тельности, выполнять работу в соответствии с намеченным планом, презентовать ее результаты. При этом понимание, запоминание и усвоение содержания и спо­собов действий происходит более эффективно.         Большим развивающим потенциалом обладают проблемный и исследовательский методы обучения. Наличие проблемы, проти­воречия, нерешенного вопроса привлекает учащихся к активному поиску решения: выдвижению предположений и гипотез, их про­верке с помощью химического эксперимента. Самостоятельное со­зидание нового знания делает его  личностно значимым и, значит, прочно усвоенным и действенным.                 Педагогическое руководство учебной и познавательной деятельностью школьников строится так, чтобы ведущее значение приобрело самообразование и самовоспитание, при этом позиция учителя – наставник, советчик, помощник.               Разработка адресована учителям химии и учащимся, ориентирующимся на выбор медико-биологической специальности.        

Проблемное обучение на уроках химии
Автор: Мельникова Нина Ивановна

В данной работе сравниваются  подходы к организации проблемного обучения разных авторов. Используя технологию, предложенную Мельниковой Е.Л., дается конкретное описание  приемов создания проблемных ситуаций  на предметном материале химии. Эти приемы применяются на практике много лет, обеспечивают стабильный и высокий интерес учащихся к изучению химии.

Нетрадиционная форма контроля знаний по химии – зачет – «вертушка»
Автор: Курысева Надежда Геннадьевна

Учитель химии МБОУ СОШ № 36 г. Владимира Курысева Надежда Геннадьевна Работа содержит задания для проведения зачета в нетрадиционной форме по трем темам курса химии: «Основные классы неорганических соединений»  8 класс, «Повторение вопросов курса 8 класса» 9 класс, «Растворы. Электролитическая диссоциация. Реакции в водных растворах электролитов» 11 класс. Данная форма проведения зачета позволяет комплексно проверить теоретические  знания учащихся, практические умения  в составлении уравнений реакций, решения расчетных  задач, выполнения химического эксперимента.

Формирование и отработка понятий при изучении химии
Автор: Табачная Ольга Вячеславовна

Формирование и отработка понятий при изучении химии   Работа Табачной О.В. посвящена формированию речевой культуры учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Цель работы – выявить оптимальные методические приёмы и условия для обучения учащихся химическому языку. Проанализированы ошибки учащихся при оперировании понятиями и их причины, на основании этого подробно раскрыты особенности каждого из приёмов, приводятся конкретные примеры их применения из практике учителя. Табачная Ольга Вячеславовна            

« Серная кислота: состав и свойства . Распознавание сульфатов »
Автор: Савин Руслан Александрович

Тема: «  Серная  кислота: состав и свойства . Распознавание  сульфатов »            Урок посвящен изучению состава серной кислоты, свойств разбавленной и концентрированной кислоты . Урок проводится с учетом присутствия в классе разноуровневых учащихся ( 1 уровень- компенсирующие дети, 2 уровень – репродуктивные дети, 3 уровень- творческие дети) . Цели : 1.Познакомить с составом серной кислоты, ее областями применения, названиями и формулами солей серной кислоты. 2. Сформировать знания о составе и свойствах серной кислоты , её применение, состав её солей. 3. Доказать  взаимосвязь отличительных свойств концентрированной кислоты  с  ёё строением. 4.Отработать  навык  записи уравнений химических реакций при описании свойств раствора  серной кислоты и уметь расставлять коэффициенты в уравнениях  реакций. 5. Развитие письменной речи. Довести до автоматизма навык комментирования при записи уравнений химических реакций, учитывая коэффициенты. 6. Воспитание аккуратности и бережного обращения с веществами, лабораторным оборудованием. В процессе проведения урока используется слайд-презентация , которая помогает учащимся понимать состав и отличительные свойства раствора и концентрированного раствора кислоты. В слайд-презентации представлены видео-опыты  по данной теме.                                            Савин  Руслан Александрович

Как выиграть войну в огороде
Автор: Верхотурова Марина Николаевна

\"Как выиграть войну в огороде\" М.Н. Верхотурова. МОУ «Ушаковская СОШ», Шимановского района Амурской области Воспитание активных членов общества – одна из задач, стоящих перед российской школой. Будущим гражданам недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их изменению, стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к самообразованию, самосовершенствованию. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должно быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а не посредственно в её процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Для решения этой задачи необходимо соблюдать в преподавании основной  дидактический принцип – единство обучения, воспитания и развития. Школьное обучение – сложный, многоплановый процесс формирования личности учащихся, подготовки их к труду, к самостоятельной жизни, выбору профессии, который включает в себя не только обучение основам науки, но и развитие мышления, а также познавательной деятельности. При этом формируется мировоззрение учащихся, воспитываются черты их характера и активная жизненная  позиция. Для решения проблем выдвинутых жизнью составила программу.   Дата:    Подпись:                                                                   (М.Н. Верхотурова)                

Разработка обобщающего урока по теме «Этот удивительный мир неметаллов»
Автор: Шагимарданова Зульфира Мансуровна

                                           (урок – соревнование) Начиная изучение темы «Неметаллы» в 9 классе, предупреждаю учащихся о том, что обобщающий урок будет проведен в форме урока – соревнования, и предлагаю дополнительную литературу для чтения – список вывешиваю в кабинете. Класс делю на 4 команды. Каждая команда заранее получает задание – подготовить презентацию, которая соответствует названию команды (подгруппа азота, галогены и.т.д.). К уроку составлена презентация, которая применяется учителем от начала до конца урока. В составлении презентации принимали участие   учащиеся 9 классов, а в подготовке конкурсов для 9-ых классов принимали  учащиеся 10-ых классов, и студенты Башкирского Государственного Медицинского Университета – выпускники нашей школы. Для достижения желаемого результата  при проведении этого урока важно использовать различные способы деятельности учащихся: изучение литературы, сбор информации о неметаллах, составление презентаций, выполнение опытов, решение задач. Разноплановая деятельность способствует успешному формированию знаний и умений, развитию творческих способностей и эмоционально – ценностных отношений учащихся.

Химические загадки (шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы).
Автор: Ломаченко Николай Дмитриевич

  Очень бедный и богатый. Дом и поле, скот рогатый. Добровольно братья сами   Теперь дети ее легко отгадали – это реакция замещения. Игры и загадки в тексте располагаются частями, по разделам.

Урок по теме: «Дисперсные системы»
Автор: Атауллина Ильсия Имшбулатовна

Цели урока: углубить и обобщить знания учащихся о составе и свойствах растворов; сформировать понятие о дисперсной системе, о классификации и практическом значении дисперсных систем, о важной роли, которую играют в жизни природы и человека аэрозоли; ознакомить с отрицательным воздействием аэрозолей на окружающую среду. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: исследовательский.      Оборудование и реактивы: таблица «Дисперсные системы», карточки с тестовыми заданиями, пробирки, химические стаканы; окрашенные и неокрашенные эмульсии, суспензии, коллоидные растворы, водные растворы сульфата меди (II), 1 М раствор гексацианоферрата (III) калия, 2% раствор хлорида железа (III), силикатный клей, растворы мыла, какао, молока; крем, духи, лаки, дезодоранты, лекарства, гели.         Подпись автора: ---------/Атауллина И.И./

Химия в быту
Автор: Гришанова Елена Михайловна

 Урок-путешествие «Химия в быту» проводится в 11 классе.  Цель урока: познакомить учащихся с составом и свойствами средств гигиены, показать, как знание химии позволяет грамотно выбирать эти средства; дать полезные советы по уходу за кожей, полостью рта, волосами; выведению пятен различного происхождения; показать работу «весёлой кухни»; закрепить и обобщить знания учащихся о химии, как науки. Урок способствует формированию у учащихся познавательного интереса к химии, расширению кругозора и усвоению учащимися знаний по предмету. Урок может быть полезен учителям-предметникам при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по химии. Автор работы Гришанова Елена Михайловна  учитель биологии-химии МКОУ Издешковской СОШ.  

Элективный курс для 10 класса « Экспериментальная органическая химия»
Автор: Румянцева Елена Анатольевна

                                                                      Аннотация Элективный курс для 10 класса « Экспериментальная органическая химия» включает в себя следующие Цели: 1 Расширить представление учащихся о химическом эксперименте.        2 Способствовать формированию научного мировоззрения.        3 Оказать помощь в выборе профиля дальнейшего образования. Задачи: 1  Совершенствовать экспериментальные умения. 2  Расширение представлений учащихся о свойствах веществ. 3   Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах 4  Развивать познавательный интерес, мыслительные  процессы, способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания. 5  Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни. Практическое значение: учащиеся расширяют свои представления о химии, совершенствуют свои умения, развивают компетенции. Курс в разных вариациях используется уже около 5 лет в разных по составу и уровню развития  классах, неизменно вызывал успех и интерес у учащихся возможностью «почувствовать» химию руками, глазами, обонянием. Теоретические знания, полученные на уроках,  воплощаются в реальные осязаемые результаты – полученные ароматы, окрашенные ткани, сваренное мыло.

План открытого урока по химии на тему:«Щелочные металлы»
Автор: Ямбулатова Оксана Владимировна

План открытого урока по химии на тему: «Щелочные металлы». Щелочные металлы, возможно, и не имеют большого значения в повседневной жизни, но их соединения применяют в огромных масштабах. Поэтому знакомство со щелочными металлами и их важнейшими соединениями обязательно. Вашему вниманию представлен план открытого урока, цель которого не только помочь освоить новый материал, но и сформировать у обучающихся систематическую потребность в выполнении самостоятельной работы с использованием технических средств обучения. Данный вид занятия можно применять на занятии по химии для 9 класса.

Использование операционального подхода для становления и развития ученика-исследователя в условиях реализации специализированной программы в сельской школе
Автор: Шелопугина Наталья Сергеевна

Статья «Использование операционального подхода для становления и развития ученика-исследователя  в условиях реализации специализированной программы в сельской школе» Автор: Шелопугина Наталья Сергеевна Проблема формирования исследовательских компетенций учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода на примере общеобразовательной школы в настоящий момент является весьма актуальной. В ракурсе данной проблематики, основным противоречием является то, что есть актуальная потребность в формировании учебно – исследовательских умений, но отсутствует опыт проектирования и реализации специализированных программ по подготовке ученика как исследователя, основанных на операциональном подходе. Таким образом, проблема исследования состояла в том, чтобы выявить и обосновать – каким должно быть содержание и логика программы подготовки ученика – исследователя в рамках изучения химии  и формы её реализации. Цель педагогической идеи  определилась быть таковой: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования ключевых компетентностей исследовательской деятельности разновозрастной группы одарённых учащихся естественно – научного цикла на основе операционального подхода. Для последовательного (операционального) формирования исследовательских умений – операций используется матрица (приложение 1), которая позволяет обеспечить целенаправленный процесс обучения школьников проектно – исследовательской деятельности. Научный руководитель развивает у школьников обобщенные умения «пошагово», доводя каждый шаг (операцию) до оптимального уровня усвоения на уроках или внеурочной деятельности. Очень важно планировать результат и достигать его на каждом уроке, на каждом разделе темы, на каждой ступени обучения. Программа по становлению и развитию ученика – исследователя в процессе естественно – научного образования наибольшую эффективность применения  имеет в общеобразовательной школе, работающей в условиях деятельностного подхода. Более того, заданная проблема имеет достаточные перспективы развития. В Федеральных Государственных Образовательных стандартах  нового поколения заложены основные требования по развитию универсальных учебных действий, социализации и воспитании обучающихся, в котором проектно – исследовательской деятельности отводится приоритетная роль. Шелопугина Н. С.  

Реализация деятельностного подхода в преподавании химии
Автор: Зоркина Анна Алексеевна

                                                               «Реализация деятельностного подхода в преподавании химии».  Основой, обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего и среднего (полного)  образования второго поколения, является системно – деятельностный подход. В данной статье рассматривается опыт работы по реализации деятельностного подхода в преподавании химии. Предлагается план урока  по теме «Получение и применение водорода», составленный в виде логико – смысловой модели с описанием методики построения основных этапов урока. Целью данной работы является оказание методической помощи учителям, планирующим использование деятельностного подхода в практике своей  работы.

Решение задач повышенного уровня сложности
Автор: Новикова Раисия Александровна

Урок – лекция по химии:  «Гидролиз солей» Автор: Новикова Раисия Александровна  Аннотация.   Уроки - лекции являются основной формой изложения нового материала. В 9-11 биолого-химических классах они проводятся по всем разделам химии. Цели и задачи работы: углубление знаний учащихся по химии, развитие интереса к  предмету, формирование  лабораторных умений, исследовательской компетенции, развитие наблюдательных способностей, умения делать выводы, обобщать материал. В ходе занятия обучающиеся ищут ответы на проблемные вопросы, поставленные  в начале лекции,  и делают самостоятельные выводы. Опираясь на полученные на уроке знания, обучающиеся впоследствии выполняют проектные работы. В качестве приложения приводится презентация, которая может сопровождать урок.   Новикова Р.А.   Программа элективного курса «Задачи повышенного уровня сложности» Автор: Новикова Раисия Александровна  Аннотация. В курсе представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются на базовом уровне курса химии, а ориентированы на углубление знаний учащихся по предмету. Актуальность данного элективного курса в том, что он совершенствует умение учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся. Целью данного курса является: закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по химии; обучение решению задач разного уровня сложности, встречающихся в вариантах ЕГЭ  по химии и соответствующих требованиям вузов. Новикова Р.А.                          

Творческие проекты по теме «Спирты» на основе информационных технологий
Автор: Макаров Юрий Борисович

Творческие проекты по теме «Спирты» на основе информационных технологий      Как показывает практика, нравоучительные беседы нередко вызывают у подростков негативную реакцию и даже желание поступить вопреки наставлениям взрослых, чтобы доказать свою самостоятельность при выборе образа жизни. А если инициативу передать ученикам? Если сместить акценты, не изменяя основную цель?    Один из возможных путей решения этой проблемы - использование проектной методики на основе информационных технологий    Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.   Предлагаю вариант проекта по теме «Спирты». Проект выполняется, как межпредметный (химия, биология, ИКТ, литература, обществознание), долгосрочный, групповой.   

Тема «Еда с нашего стола»
Автор: Гришанова Елена Михайловна

Аннотация к устному журналу «Еда с нашего стола».   Устный журнал «Еда с нашего стола» можно провести в 10-11 классах.  Цель урока: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, научить           заботиться о своём питании. В ходе проведения устного журнала решаются следующие задачи: расширение знаний учащихся по проблеме питания; изучение классификации пищевых добавок, их значение и последствия применения; привлечение внимания учащихся к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине. Устный журнал способствует формированию у учащихся познавательного интереса к химии, расширению их кругозора. Устный журнал может быть полезен учителям-предметникам при подготовке и проведении внеклассных мероприятий по химии. Автор работы Гришанова Елена Михайловна  учитель биологии-химии МКОУ Издешковской СОШ.    

Состав и название солей
Автор: Тукачёва Виктория Михайловна

 Аннотация к уроку химии по теме: "Состав и название солей" Задачи урока. Образовательные:  формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований;  познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей;  формирование навыков работы с химическим оборудованием. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; Воспитывающие: воспитывать умение работать самостоятельно; воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи; воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения; способствовать формированию художественного вкуса у учащихся.  Методы: словесно - наглядный. Тип урока: комбинированный.  Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь: составлять формулы солей; давать им названия; отличать соли от других классов неорганических соединений.  Системно-деятельностный подход и индивидуализированный подход предполагает собственную деятельность ребенка. Чтобы создать условия для возникновения этой деятельности, даю возможность  опираться на личный опыт учащихся .  На данном уроке – это лабораторные опыты с веществами, с которыми встречаются в жизни: разная вода, почва, чипсы. И смысл работы в том, чтобы получить соль выпариванием -  реально видеть объект урока. Здесь дети в диалоге показали свои первоначальные знания о солях на основе метапредметных связей.  Личный опыт детей учитываю при демонстрации слайдов по применению солей и демонстрации образцов солей, в том числе минеральных удобрений. Чтобы воздействовать на мотивационную сферу, сообщаю о том на доске план урока,  в конце урока – самооценка по оценочной скале. Критерии оценивания на листе с тестированием. У учащихся в тетради приклеены «мордашки» с уровнем мотивации к предмету химия: 50% класса отобразили хорошую мотивацию, 10% высокую,35% среднюю, 5% низкую, негативного нет.                        Тукачева В.М.  

Индикаторы своими руками
Авторы: Тукачёва Виктория Михайловна, Данилова Мария Александровна

Аннотация  к работе Даниловой Марии  «Индикаторы своими руками»    Актуальность и новизнатемы в том, что в результате неконтролируемого обществом научно- технического прогресса на планете, вообще, и в России, в частности, из года в год ухудшается экологическая обстановка, как в городах, так и в сельской местности. В продаже появляются  пищевые добавки - красители, тысячи лекарственных препаратов, сделанных из новых полимеров, качественно отличающихся от природных. Целью даннойработы является научиться готовить индикаторы из растительного сырья и исследовать изменение их окраски в различных средах. Цель исследования определяет следующиезадачи: провести химический анализ почвы учебно - опытного участка; приготовить растворы индикаторов, которые бы указывали на присутствие кислоты или основания; приготовить бумажные индикаторы, показывающие наличие оснований и кислот. Гипотеза:Могут ли растения данной местности служить биоиндикаторами кислотности как экологически безопасные для здоровья человека. Объект исследования: Цветки, листья, ягоды, плоды, кора, корни растений.  Предмет исследования: Содержание пигментов в растительном сырье. В ходе исследования среды растворов растительными индикаторами,  по изменению окраски экстрактов растительных индикаторов под действием различных реактивов, мы пришли к следующим выводам: красящие вещества растений в кислой среде дают оттенки красных тонов, в щелочной среде -  зелёные, синие, жёлтые; растительные пигменты некоторых ранних овощей (свекла, фиолетовая капуста) и ягод нашего края дают менее яркую окраску в кислой среде по сравнению с растениями западной части нашей страны, возможно, это связано с тем, что у нас слабокислая реакция среды, очень затяжная холодная весна; преимущество растительных индикаторов в том, что они доступны; недостаток растительных индикаторов в том, что они изменяют окраску независимо от концентрации кислот и щелочей. Концентрация реакционной среды лишь влияет на интенсивность окраски; в качестве индикаторов кислотности нашей местности предлагаем следующие растения: а) ягоды (их часто замораживает местное население,  и они всегда могут оказаться под рукой): брусника, голубика, черная и красная смородина, черёмуха. б) Лепестки цветов: вьюн (фиолетовый), портулак (розовый и красный), горошек, подснежник, живокость полевая, василёк (огородный сорняк), малинка (фиолетовая), комнатная герань, полевая герань, клевер (красно-фиолетовый); красящие вещества растений могут иметь применение для кондитеров, продавцов, кулинаров, домохозяек, лаборантов, учителей химии, тифлопедагогов; опыты с черёмухой и живокостью полевой дают основания для характеристики местных  почв как карбонатных.                                                                                                 

«Изучение минеральных удобрений»
Автор: Гришанова Елена Михайловна

Аннотация к уроку «Изучение минеральных удобрений».   Урок «Изучение минеральных удобрений» рассчитан на 2 часа. Его можно провести в 9 классе при изучении темы «Химия в сельском хозяйстве», а также в качестве занятия при кружковой работе и как одну из тем при выборе элективного курса, например «Значение минеральных удобрений и пестицидов для человека», «Основы агрохимии».  Целью урока является знакомство учащихся с классификацией и составом минеральных удобрений, а также выяснение биологической роли питательных элементов удобрений для растений. В ходе проведения урока учащиеся научаться распознавать минеральные удобрения с помощью качественных реакций, а также рассчитывать питательную ценность удобрения и дозу внесения его в почву. Урок позволяет развивать у учащихся интерес к проблемам химизации сельского хозяйства, воспитывает чувство ответственности за окружающую среду, способствует расширению кругозора учащихся, в результате чего они получают навыки практической работы в сфере сельскохозяйственного производства. Урок может быть полезен учителям-предметникам при подготовке и проведении кружковой работы и выборе  элективного курса сельскохозяйственного и естественно-научного профилей. Автор работы Гришанова Елена Михайловна  учитель биологии-химии, МКОУ Издешковской СОШ.       2014-11-10   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Естественно- математическое, Модуль: Химия в школе  

Занимательная химия.
Автор: Запольская Елена Николаевна

  Занимательная химия.   Цель: Продолжить развитие логического мышления, применение теоретических знаний, полученных в ходе уроков; повышение познавательного интереса  учащихся  к предмету. Обучающая: реализация межпредметной связи химии и других дисциплин. Развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения; положительно отношения к знаниям; Воспитательная: воспитание любознательности, наблюдательности, изобретательности, внимательности.  Расширить кругозор.                                                                           Запольская Елена Николаевна, учитель химии                                                              МБОУ «СОШ №3 г.Мамадыш» Мамадышского района    

Клуб юных любителей химии
Автор: Макаров Юрий Борисович

SC-3074 Макаров Юрий Борисович, учитель химии и биологии МОУ-Малеевская СОШ Клинский район Московской области   Клуб юных любителей химии           Предлагаю вариант Устава клуба; формы организации деятельности учащихся, ориентированной на развитие познавательных интересов к изучению эколого – химического материала; учебные экскурсии на местном материале, циклограмму внеклассной деятельности учителя химии и биологии. Приложения размещены на персональном сайте http://nsportal.ru/makarov-yuriy-borisovich.     Данный материал поможет учителю при планировании и организации внеурочной деятельности с учащимися по химии и биологии.                                               Автор                                                         Ю.Б.Макаров   2015-25-05   Журнал: Открытый педагогический форум-2015, Направление: Естественно-математическое  , Модуль: Химия в школе

А что у нас в аптечке?
Автор: Гришанова Елена Михайловна

Аннотация к уроку «А что у нас в аптечке?».   Урок - путешествие «А что у нас в аптечке?» рассчитан на 2 часа. Целью урока является знакомство учащихся с химическими веществами, находящимися в домашней аптечке, и их свойствами, что позволяет расширить кругозор, развить любознательность, обучить умению правильно обращаться с химическими веществами.  На уроке большое внимание уделено химическому эксперименту, который используется как источник знаний, метод и средство познания, способствует закреплению практических умений при работе с лабораторным оборудованием, нагревательными приборами и реактивами. Урок позволяет развить у учащихся интерес к решению задач, способности самостоятельно приобретать знания, анализировать литературные источники, выбирать из них необходимые сведения, составлять сообщения. На уроке реализуются межпредметные связи с биологией (действие веществ на организм человека), математикой, физикой (решение расчётных задач), основами безопасности жизнедеятельности (правила безопасности при работе в химическом кабинете). Материал урока можно использовать в  9 и 11 классах для предпрофильной подготовки и в классах химико-биологического профиля, а также в качестве занятия при кружковой работе и как одну из тем при выборе элективного курса, например «Соли в быту», «Химия окружает нас».  Автор работы Гришанова Елена Михайловна  учитель биологии-химии МКОУ Издешковской СОШ.  


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010