Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Творческие проекты по теме «Спирты» на основе информационных технологий

Автор:
Макаров Юрий Борисович

Аннотация:

Творческие проекты по теме «Спирты» на основе информационных технологий

 

   Как показывает практика, нравоучительные беседы нередко вызывают у подростков негативную реакцию и даже желание поступить вопреки наставлениям взрослых, чтобы доказать свою самостоятельность при выборе образа жизни. А если инициативу передать ученикам? Если сместить акценты, не изменяя основную цель?

   Один из возможных путей решения этой проблемы - использование проектной методики на основе информационных технологий

   Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

  Предлагаю вариант проекта по теме «Спирты». Проект выполняется, как межпредметный (химия, биология, ИКТ, литература, обществознание), долгосрочный, групповой.

  

Статья:

 

Творческие проекты по теме «Спирты» на основе информационных технологий

 

   Как показывает практика, нравоучительные беседы нередко вызывают у подростков негативную реакцию и даже желание поступить вопреки наставлениям взрослых, чтобы доказать свою самостоятельность при выборе образа жизни. А если инициативу передать ученикам? Если сместить акценты, не изменяя основную цель?

   Один из возможных путей решения этой проблемы- использование проектной методики на основе информационных технологий

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

  Учащиеся получили домашнее задание: подготовить творческий проект на тему «Социальные и нравственные проблемы при изучении спиртов» и его презентацию: web- квесты , синквейны , буклеты , эссе , информационный бюллетень, тезисы и т.д.

Проект выполняется как межпредметный (химия, биология, ИКТ, литература, обществознание), долгосрочный, групповой.

   При использовании данной методики вся инициатива по отбору фактов, фотоматериалов, созданию дизайна презентации принадлежит учащимся. Они стремятся построить своё выступление, опираясь на наиболее веские, с их точки зрения, аргументы. Каждый старается убедить других, но главное - в ходе работы убеждает самого себя в необходимости вести здоровый образ жизни. Учитель выступает в роли консультанта, он помогает отобрать для конференции наиболее удачные фрагменты работ так, чтобы выступления не повторялись, а дополняли друг друга.

   Вот один из вариантов работ по теме «Спирты» для  учащихся 10 класса.

Дидактическая цель:

Создание условий для решения учебных проблем с помощью исследовательского  метода на основе интеграции, структурирования и систематизации имеющихся знаний и умений из разных естественно-научных дисциплин на основе предоставленной учащимся информации.

Образовательные цели:

Систематизация, обобщение знаний и умений по теме «Спирты», раскрытие сущности социально значимых проблем и разработка способов их устранения на основе интеграции знаний и умений со знаниями смежных наук.

Развивающие цели:

Совершенствование общеучебных умений (метапредметных компетенций):учебно-организационных (умения мотивировать свою деятельность, вникать в смысл учебного задания), учебно-интеллектуальных (умения анализировать, сравнивать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать), учебно-информационных (умения работать с книгой, преобразовывать информацию, использовать компьютер для поиска и оформления результатов учебного труда), учебно- коммуникативных ( умения использовать монологическую речь , вести конструктивный диалог, работать в команде).

Воспитательные цели:

Воспитание нравственной культуры, чувства ответственности за своё здоровье, формирование навыков осознанного поведения учащихся в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Форма работы: тематическая конференция.

   На подготовительном этапе подготовки конференции учащиеся получают задание - найти ответы на следующие вопросы:

  1. Какова история использования алкогольных веществ?
  2. Какие алкогольные вещества вам знакомы?
  3. Каково их воздействие на организм человека?
  4. Приведите статистические данные об употреблении спиртов в России.
  5. Каковы последствия употребления алкоголя?
  6. Какие меры предпринимаются для помощи людям, попавшим в алкогольную зависимость.
  7. Какова мера ответственности за употребление, распространение и хранение алкогольных средств?
  8. Создайте список сайтов, на которых можно найти требуемую информацию.
  9. В процессе поиска ответов и отбора информации оформите отчёт в виде электронной презентации, которую представите на конференции.

 

Х О Д   У Р О К А :

           I. Ориентировочно-мотивационный этап

 Задача этапа - создание условий для мотивации учащихся к активной деятельности путём ознакомления их с предметной областью, содержанием предстоящего урока.

  Учитель называет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадях и формулируют значимые для них цели урока с позиции «Я-человек».

           II. Операционально-исполнительский этап.

Задача этапа - создание условий для реализации развивающего потенциала урока с помощью организации самостоятельного ученического исследования на основе интеграции, структурирования и систематизации имеющихся знаний и умений из разных естественно-научных дисциплин.

Ученик: Стихотворение В.В.Маяковского «Душа общества».

Учитель: Часто приходится слышать, читать в газетах, журналах, что злоупотребление спиртными напитками губительно, алкоголь- яд, алкоголь- враг будущих поколений… Откуда и как появился этот враг? С чего началось влечение людей к алкоголю? ( Ответы учеников)

Учитель: Алкоголь, как социальное зло, особенно опасен для молодого поколения. Какое действие оказывает алкоголь на организм человека?

Проект  ученика «Влияние алкоголя на организм человека» (презентация ученика).

Учитель: Справедливо ли мнение, что алкогольные напитки обладают лекарственными свойствами? Что происходит  со спиртом в организме? ( ответы учеников).

Справка: 100г пива убивает 3000 клеток мозга,

                  100г вина-500,

                  100г водки- 7500.

Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свёртыванию кровяных клеток.

Учитель: 10% спирта в неизменном виде выводятся из организма через лёгкие, почки и кожу. 90% в виде углекислого газа и воды через лёгкие и почки. Алкоголь выводится из организма со скоростью 1 г чистого спирта на 1 кг веса тела в час.

   В крови содержание алкоголя остаётся постоянным в течение 2 часов. В мозге- 36-38 часов, а продукты его распада- до 20 суток!

   Печень здорового мужчины способна перерабатывать 80 г чистого алкоголя в день, а печень женщины- 20г .

   Здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках!

Ученик : В произведении Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт» есть забавный случай из воспоминаний Владимира Высоцкого. «Когда немцы подошли к Москве, вас с матерью оправили в тыл. Вы жили в большом посёлке, где из свеклы гнали спирт на горючее для танков и самолётов. Свекольным жмыхом кормили скот. И однажды работница повернула не ту ручку и не заметила, как спирт вылился в корм для животных. Те поели- и опьянели и учинили на улицах посёлка настоящую вакханалию: коровы гонялись друг за другом и бодались, лошади ржали и перепрыгивали через изгороди в сады, свиньи катались по земле, а куры, утки и гуси пытались взлететь. Женщины и дети бегали по всему посёлку, тщетно стараясь успокоить расходившуюся скотину. А потом животные стали засыпать. И вскоре весь посёлок превратился в сонное царство... Там и сям фыркали во сне коровы и лошади, да тихонько покудахтывали куры.

Учитель: Смертельная доза спирта 7 г на 1 кг веса.  1-2 чайные ложки метанола вызывают непоправимую слепоту, 30-100 мл- смерть! Сходен  с этанолом по свойствам, внешнему виду, запаху. Сегодня опасность усиливается: замена, подделка.

 Этанол действует на центры сознания и мышления.

    Ученые провели опыты:

Добавили спирт в воду и замочили семена растений. Семена прорастали хуже.

Поставили сосуд со спиртом в инкубатор с яйцами кур. Пары алкоголя действовали через скорлупу яиц: из 160 яиц вывелось 78 цыплят, из них 40 быстро погибли, а 25 оказались уродами. Сколько осталось нормальных цыплят?

Учитель: Алкоголь и ребёнок

Знаете ли вы, что…

Ещё в конце XIXв французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибали в раннем детстве, 10% страдали эпилепсией и водянкой головного мозга, 12 % росли идиотами и только 10% были здоровы.

    Зачатие в момент, когда хотя бы один из родителей пьян, может привести к рождению неполноценных детей с различными физическими и умственными дефектами: шестипалость, заячья губа ,дебильность , олигофрения , пороки сердца , глухонемота .

Около 30-40% женщин не способны вскармливать детей грудным молоком из-за регулярного потребления алкоголя . От употребления коктейлей, может родиться ребёнок с тяжелыми психическими расстройствами , который будет обречен до конца своей жизни.

Учитель : Почему люди начинают пить? ( Анализ  группы социологов).

Учитель: Справка: «Самая большая победа- это победа над собой, а самое постыдное- это быть побеждённым своими страстями» (Демокрит).

Ученик : Стихотворение «Хватит!» А.Ветров  (Клинский поэт)

Что хмель для разума - угроза,

Понять не может лишь болван.

Где меры нет, метаморфоза

Там ждёт того, кто слишком пьян,

Из человека- в обезьяну

(Хотя таким сравненьям рану

Приматам можно нам нанесть

На их достоинство и честь).

Вино глупит людей безбожно;

И умный в дружбе с ним - дурак,

Но выпить рад почти что всяк ,

И без вина уж невозможно

Ни похорон, ни именин

Нам провести хоть час один.

Мы любим честность и свободу,

В душе не признаём цепей.

За что же огненную воду

Любить мы стали всё сильней?

Ведь в ней безумия коварство,

Ведь в ней инстинктов диких царство,

Ведь в ней простой самообман,

Ведь в ней иллюзий лишь дурман.

Что ж это с нами происходит?

Как эту дурость в нас понять?

Пришла, пришла пора сказать

Тому, кто вечно сумасбродит,

Что он такой, что он сякой,

Что выпивоха он чумной.

Но гневных слов уже немало

В пьянчужкин адрес прозвучало, -

Проблема всё не решена:

Один на дно легко спустился,

Второй с подонками сроднился,

Другой забыл семью и дом,

Для всех четвёртый стал шутом.

Такая рать кругом уродов !

Так много стало дураков !

Нет, меньше тратить надо слов,

Не городить здесь огородов,

А тех, кто входит в эту рать,

Пора серьёзнее карать.

 

Учитель:  Пьянство среди несовершеннолетних… К чему оно приводит ? (ответы учеников).

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с отклонениями в их поведении. В этой связи заключена самая главная опасность алкоголизма для подростков- он резко ослабляет самоконтроль. Так, большинство преступлений совершается в нетрезвом состоянии.

Справка: 22% краж личной собственности;

                 76% хулиганских действий;

                 61% изнасилований;

                 57% разбоев;

                 40% подростков, осуждённых за имущественные преступления, совершили хищения для приобретения спиртных напитков.

( Приложение  1.  Творческие проекты учащихся )

  1. Рефлексивно-оценочный этап

   Задача этапа- создать условия для осознания учащимися значимости своей деятельности на уроке, выражения своего отношения к уроку, своего ощущения успеха или неуспеха на данном занятии.

   Учитель предлагает вернуться к поставленным целям и выяснить, достигнуты ли они. Учащиеся подводят итоги своей деятельности на уроке, делают вывод.

   На столах перед учащимися лежат три кружка: красный- азарт, интерес, радость победы, достижение цели; жёлтый- спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину; серый- скука, безразличие, недовольство собой, уроком.

  Учитель просит оценить каждому свою деятельность, подняв соответствующий круг.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010