Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок-практикум по теме «Химическая связь»

Автор:
Макаров Юрий Борисович

Аннотация:

В статье дана краткая  технология  урока-практикума , которая подробно рассмотрена на примере урока химии в 8 классе по теме «Химическая связь». Обращено внимание на развитие компетенций, планируемые результаты обучения, создание ситуации успеха, актуализацию опорных знаний, постановку учебных задач и их решение через конкретные дифференцированные задания; контроль и коррекцию знаний, оценку результатов достижения учебной цели.

Статья:

   Урок-практикум- это система приёмов совместной деятельности учителя и учащихся по подкреплению знаний, умений и навыков через систему заданий.

  Как правило выделяют четыре уровня:

1 уровень- уровень узнавания. Задания типа: выделить, узнать, распознать на основе имеющихся знаний.

2 уровень- задание на применение знаний в стандартной, типичной ситуации. Могут присутствовать элементы самостоятельной работы.

3 уровень- включаются задания, в которых требуется выполнение заданий на сравнение, доказательства и применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.  На данном уровне обязательными являются проблемные задания.

4 уровень- задания высокой теоретической и практической трудности.

По содержанию задания могут быть алгоритмическими, программированными, исследовательскими, аналитическими и другими.

По форме: коллективные, групповые, индивидуальные.

   Качество знаний учащихся определяется их  самостоятельной работой.

   Тщательный отбор предметного содержания с учётом психологических закономерностей формирования понятий повышает эффективность образовательного процесса за счёт обеспечения комфортного режима умственного труда. Комфортность обеспечивают два ключевых условия: выбор и успех. Учащиеся имеют возможность выбора формы представления материала, способа учебной деятельности, уровня сложности и формы контроля. На каждом этапе формирования понятий предлагается не менее трёх вариантов заданий, отличающихся не только уровнем сложности, но и способом кодирования информации. Успех каждого ученика гарантируется эмоциональной поддержкой и дозированной помощью учителя- от направляющей подсказки и вспомогательных задач до коррекции учебного задания и прямых указаний.

 

 Данный урок проводится после прохождения материала по темам: «Электроотрицательность элементов», «Ковалентная связь», «Ионная связь», «Металлическая связь».

   Домашним заданием было повторить материал п. 10-12 по учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8».

  Время проведения- 1 четверть.

 

Задачи урока:

Закрепить знания учащихся по теме «Химическая связь», осуществить проверку знаний и умений по данной теме, наметить пути ликвидации  пробелов в знаниях учащихся.

 

Развитие компетенций:

  1. Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.
  2. Знаниевый компонент: типы химических связей, схемы образования связей.
  3. Деятельностный компонент: объяснять природу и способы образования химической связи ; находить причинно-следственные связи между составом вещества и типом химической связи; правильно использовать химическую символику; развивать общеучебные умения и навыки при работе с учебником, креативность, умение выступать перед аудиторией, формировать познавательный интерес, используя нестандартную форму урока и включая в содержание урока элементы новизны знаний.

  Воспитывать коммуникативную культуру, толерантное отношение к    окружающим людям, целеустремлённость и инициативность.

 

Оборудование:

Таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица электроотрицательности элементов, технологическая  карта урока.

 

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-определения химической связи, ковалентной, ионной, металлической связи;

-понятие «электроотрицательность элементов».

 

Учащиеся должны уметь:

- определять тип химической связи по формуле вещества;

- записывать схемы образования связей.

 

 

Х О Д   У Р О К А :

 

1. Создание ситуации успеха- 1 мин.

 

Перед началом урока ученики заполняют первую часть диагностического  листа « Ваше самочувствие»:

 

Самочувствие

До урока

После урока

Восторженное, приятное

 

 

Неудовлетворённое, грустное

 

 

Тревожное, напряженное

 

 

Упадок, уныние

 

 

 

Цель урока: обобщить знания учащихся о типах химической связи, проверить сформированность навыка в определении типа связи по формуле вещества, умение записывать схемы образования химической связи.

 

2. Актуализация опорных знаний.

 

Время

Деятельность учащихся

Методы,

средства обучения

Развитие компетенций

7 мин

Развитие понятий:

Электроотрицательность; химическая связь; ковалентная, ионная, металлическая связь; полярная, неполярная связь.

Взаимопроверка знаний по теории вопроса

 (система «ученик- ученик» ; парная работа)

Знаниевый компонент: типы химических связей, электроотрицательность.

 

Информационная компетенция.

Коммуникативная компетенция: устная речевая.

Социальная компетенция: роль отвечающего, роль проверяющего.

 

 

 

3. Постановка  1 учебной задачи и её решение:

 

Фронтальная работа с классом по заданиям  1-4 уровня сложности. Тексты заданий на каждом столе в распечатанном виде.

 

 

 

Время

Деятельность учащихся

Методы,

средства обучения

Развитие компетенций

15 мин

1.Расположите фрагменты приведённого ниже текста в логически правильном порядке, указывая их номера снизу вверх:

  1. химическая связь;
  2. возникает между атомами;
  3. ковалентная неполярная связь;
  4. двух неметаллов;
  5. за счёт образования общих электронных пар;
  6. с одинаковой электроотрицательностью.

( Ответы : 1,  2,  4, 6,5, 3)

Программа-определение.

 

 

Метод- демократическая беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаниевый компонент: типы химических связей, схемы образования связей.

 

Толерантность.

 

Информационная компетенция.

 

Коммуникативная компетенция: устная речевая

 

Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.

 

 

2.  Даны формулы  веществ: Н2, HCl, Mg, KCl,  O2, CaCl2, H2O.  Определите тип связи в веществах. Ответ обоснуйте.

 

 

Программа- классификация

 

 

 

Анализ, доказательство,

наблюдение, причинно-следственные связи

3. Используя перечисленные атомы и ионы: H+,Cl-, P, K+ , C , I- ,  O, -напишите формулы семи веществ, определите тип химической связи в них.

 

Программа-достраивание

 

 

 

Письменная речевая коммуникативная компетенция

4. Найдите признаки, объединяющие ковалентную полярную и ионные связи:

  1. Возникает между атомами разного вида.
  2. Образуется за счёт общей электронной пары.
  3. Происходит смещение электронов.
  4. Возникают заряды.
  5. Прочная связь

Программа-сходство

 

 

 

 

 

 

 

Анализ

 

5. В какой из молекул-  HF или HI-

ковалентная связь более полярна и почему?

 

 

Программа-осмысление

 

 

Сравнение

6. Объясните схемы образования связи:

А) HBr   ,    Б)  CaCl2   ,     В)  Al .

 

 

Слайд-схема

Коммуникативная компетенция: устная речевая

 

 

4. Постановка  2  учебной задачи и её решение:

 

 

Индивидуально-дифференцированная проверка знаний учащихся:

 

Время

Деятельность учащихся

Методы,

средства обучения

Развитие компетенций

10 мин

Выберите самостоятельно один из вариантов, выполните письменно задания:

«3»

1. Перепишите формулы веществ, укажите вид химической связи: KCl  , Br2 ,  HCl , Ca .

2. Запишите схему образования связи для молекул: H2 ,   NaI

Образец:

   ..               ..                    ..           ..

: Cl .   +      .Cl  :   ----    : Cl    :    Cl:

   ..               ..                    ..          ..

      Атомы                         молекула

 

«4»

1. Перепишите формулы веществ, укажите вид химической связи:Cl2  , NaCl ,  H2 , HBr ,  Na  .

2. Запишите схему образования связи для молекул:

А)  MgCl2  или   NaBr ;

Б)   O2       или    HCl  .

 

«5»

 

1. Перепишите формулы веществ, укажите вид химической связи: H2  , PH3,  Br2 , Zn ,  NaI  .

2. Запишите схему образования связи для молекул:

А)  CaF2 ;

Б)   N2       или    HBr  .

 

 Дифференцированная письменная работа учащихся под копировальную бумагу

Знаниевый компонент: типы химических связей, схемы образования связей.

 

Учебные действия: письмо, наблюдение

 

Мотивационный компонент:  стремление к самовыражению и индивидуальности.

 

 

  1. Контроль и коррекция  :

 

Вариант копировальной записи сдаётся учителю, в тетради ученики самостоятельно исправляют ошибки по слайд-схеме.

Время

Деятельность учащихся

Методы,

средства обучения

Развитие компетенций

5 мин

Самопроверка.

Коррекция ошибок.

 

Самопроверка, самокоррекция

Слайд-схема.

Самоконтроль, самокоррекция

 

 

7. Оценка результатов достижения учебной цели. Итоговая рефлексия- 1 мин

 

Ученики самостоятельно выставляют себе оценку исходя из качества выполнения письменной работы, сообщают учителю.

  Учитель выставляет в журнал результат проверки работ учащихся, сравнивает полученный результат с самооценкой. ( Цель : добиться совпадения в оценивании работ на основе критериев оценивания).

  Наиболее отличившиеся учащиеся в 3 части урока получают дополнительную оценку за устную работу.

  

   После звонка, в момент выхода из кабинета, ученики заполняют вторую часть диагностического  листа « Ваше самочувствие». Учитель сравнивает  полученные результаты, делает выводы.

 

8.  Сделаем выводы:

 

Время

Деятельность учащихся

Методы,

средства обучения

Развитие компетенций

5 мин

  1. Химическая связь-это…
  2. В образовании химической связи принимают участие…
  3. Химическая связь бывает…
  4. Ковалентная связь- это…
  5. Ионная связь-это…
  6. Металлическая связь-это…

 

Программа- дополнение

Учебные действия: общение, чтение

 

 

 

9. Домашнее задание-  1 мин.

 

Ученики получают индивидуальное задание на основе самоанализа своей деятельности и полученных результатов определить, над чем необходимо работать, что необходимо доработать.

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010