Автор:
Макаров Юрий Борисович
В статье дана краткая технология урока-практикума , которая подробно рассмотрена на примере урока химии в 8 классе по теме «Химическая связь». Обращено внимание на развитие компетенций, планируемые результаты обучения, создание ситуации успеха, актуализацию опорных знаний, постановку учебных задач и их решение через конкретные дифференцированные задания; контроль и коррекцию знаний, оценку результатов достижения учебной цели.
Статья:Урок-практикум- это система приёмов совместной деятельности учителя и учащихся по подкреплению знаний, умений и навыков через систему заданий.
Как правило выделяют четыре уровня:
1 уровень- уровень узнавания. Задания типа: выделить, узнать, распознать на основе имеющихся знаний.
2 уровень- задание на применение знаний в стандартной, типичной ситуации. Могут присутствовать элементы самостоятельной работы.
3 уровень- включаются задания, в которых требуется выполнение заданий на сравнение, доказательства и применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях. На данном уровне обязательными являются проблемные задания.
4 уровень- задания высокой теоретической и практической трудности.
По содержанию задания могут быть алгоритмическими, программированными, исследовательскими, аналитическими и другими.
По форме: коллективные, групповые, индивидуальные.
Качество знаний учащихся определяется их самостоятельной работой.
Тщательный отбор предметного содержания с учётом психологических закономерностей формирования понятий повышает эффективность образовательного процесса за счёт обеспечения комфортного режима умственного труда. Комфортность обеспечивают два ключевых условия: выбор и успех. Учащиеся имеют возможность выбора формы представления материала, способа учебной деятельности, уровня сложности и формы контроля. На каждом этапе формирования понятий предлагается не менее трёх вариантов заданий, отличающихся не только уровнем сложности, но и способом кодирования информации. Успех каждого ученика гарантируется эмоциональной поддержкой и дозированной помощью учителя- от направляющей подсказки и вспомогательных задач до коррекции учебного задания и прямых указаний.
Данный урок проводится после прохождения материала по темам: «Электроотрицательность элементов», «Ковалентная связь», «Ионная связь», «Металлическая связь».
Домашним заданием было повторить материал п. 10-12 по учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8».
Время проведения- 1 четверть.
Задачи урока:
Закрепить знания учащихся по теме «Химическая связь», осуществить проверку знаний и умений по данной теме, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Развитие компетенций:
- Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.
- Знаниевый компонент: типы химических связей, схемы образования связей.
- Деятельностный компонент: объяснять природу и способы образования химической связи ; находить причинно-следственные связи между составом вещества и типом химической связи; правильно использовать химическую символику; развивать общеучебные умения и навыки при работе с учебником, креативность, умение выступать перед аудиторией, формировать познавательный интерес, используя нестандартную форму урока и включая в содержание урока элементы новизны знаний.
Воспитывать коммуникативную культуру, толерантное отношение к окружающим людям, целеустремлённость и инициативность.
Оборудование:
Таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица электроотрицательности элементов, технологическая карта урока.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-определения химической связи, ковалентной, ионной, металлической связи;
-понятие «электроотрицательность элементов».
Учащиеся должны уметь:
- определять тип химической связи по формуле вещества;
- записывать схемы образования связей.
Х О Д У Р О К А :
1. Создание ситуации успеха- 1 мин.
Перед началом урока ученики заполняют первую часть диагностического листа « Ваше самочувствие»:
Самочувствие |
До урока |
После урока |
Восторженное, приятное |
|
|
Неудовлетворённое, грустное |
|
|
Тревожное, напряженное |
|
|
Упадок, уныние |
|
|
Цель урока: обобщить знания учащихся о типах химической связи, проверить сформированность навыка в определении типа связи по формуле вещества, умение записывать схемы образования химической связи.
2. Актуализация опорных знаний.
Время |
Деятельность учащихся |
Методы, средства обучения |
Развитие компетенций |
7 мин |
Развитие понятий: Электроотрицательность; химическая связь; ковалентная, ионная, металлическая связь; полярная, неполярная связь. |
Взаимопроверка знаний по теории вопроса (система «ученик- ученик» ; парная работа) |
Знаниевый компонент: типы химических связей, электроотрицательность.
Информационная компетенция. Коммуникативная компетенция: устная речевая. Социальная компетенция: роль отвечающего, роль проверяющего.
|
3. Постановка 1 учебной задачи и её решение:
Фронтальная работа с классом по заданиям 1-4 уровня сложности. Тексты заданий на каждом столе в распечатанном виде.
Время |
Деятельность учащихся |
Методы, средства обучения |
Развитие компетенций |
15 мин |
1.Расположите фрагменты приведённого ниже текста в логически правильном порядке, указывая их номера снизу вверх:
( Ответы : 1, 2, 4, 6,5, 3) |
Программа-определение.
Метод- демократическая беседа
|
Знаниевый компонент: типы химических связей, схемы образования связей.
Толерантность.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция: устная речевая
Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.
|
2. Даны формулы веществ: Н2, HCl, Mg, KCl, O2, CaCl2, H2O. Определите тип связи в веществах. Ответ обоснуйте.
|
Программа- классификация
|
Анализ, доказательство, наблюдение, причинно-следственные связи |
|
3. Используя перечисленные атомы и ионы: H+,Cl-, P, K+ , C , I- , O, -напишите формулы семи веществ, определите тип химической связи в них.
|
Программа-достраивание
|
Письменная речевая коммуникативная компетенция |
|
4. Найдите признаки, объединяющие ковалентную полярную и ионные связи:
|
Программа-сходство
|
Анализ |
|
5. В какой из молекул- HF или HI- ковалентная связь более полярна и почему?
|
Программа-осмысление
|
Сравнение |
|
6. Объясните схемы образования связи: А) HBr , Б) CaCl2 , В) Al .
|
Слайд-схема |
Коммуникативная компетенция: устная речевая
|
4. Постановка 2 учебной задачи и её решение:
Индивидуально-дифференцированная проверка знаний учащихся:
Время |
Деятельность учащихся |
Методы, средства обучения |
Развитие компетенций |
10 мин |
Выберите самостоятельно один из вариантов, выполните письменно задания: «3» 1. Перепишите формулы веществ, укажите вид химической связи: KCl , Br2 , HCl , Ca . 2. Запишите схему образования связи для молекул: H2 , NaI Образец: .. .. .. .. : Cl . + .Cl : ---- : Cl : Cl: .. .. .. .. Атомы молекула
«4» 1. Перепишите формулы веществ, укажите вид химической связи:Cl2 , NaCl , H2 , HBr , Na . 2. Запишите схему образования связи для молекул: А) MgCl2 или NaBr ; Б) O2 или HCl .
«5»
1. Перепишите формулы веществ, укажите вид химической связи: H2 , PH3, Br2 , Zn , NaI . 2. Запишите схему образования связи для молекул: А) CaF2 ; Б) N2 или HBr .
|
Дифференцированная письменная работа учащихся под копировальную бумагу |
Знаниевый компонент: типы химических связей, схемы образования связей.
Учебные действия: письмо, наблюдение
Мотивационный компонент: стремление к самовыражению и индивидуальности.
|
- Контроль и коррекция :
Вариант копировальной записи сдаётся учителю, в тетради ученики самостоятельно исправляют ошибки по слайд-схеме.
Время |
Деятельность учащихся |
Методы, средства обучения |
Развитие компетенций |
5 мин |
Самопроверка. Коррекция ошибок.
|
Самопроверка, самокоррекция Слайд-схема. |
Самоконтроль, самокоррекция |
7. Оценка результатов достижения учебной цели. Итоговая рефлексия- 1 мин
Ученики самостоятельно выставляют себе оценку исходя из качества выполнения письменной работы, сообщают учителю.
Учитель выставляет в журнал результат проверки работ учащихся, сравнивает полученный результат с самооценкой. ( Цель : добиться совпадения в оценивании работ на основе критериев оценивания).
Наиболее отличившиеся учащиеся в 3 части урока получают дополнительную оценку за устную работу.
После звонка, в момент выхода из кабинета, ученики заполняют вторую часть диагностического листа « Ваше самочувствие». Учитель сравнивает полученные результаты, делает выводы.
8. Сделаем выводы:
Время |
Деятельность учащихся |
Методы, средства обучения |
Развитие компетенций |
5 мин |
|
Программа- дополнение |
Учебные действия: общение, чтение |
9. Домашнее задание- 1 мин.
Ученики получают индивидуальное задание на основе самоанализа своей деятельности и полученных результатов определить, над чем необходимо работать, что необходимо доработать.