Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коррекционная педагогика / Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ
Формирование понятий и представлений о величине и форме у дошкольников с ЗПР
Автор: Нещерет Татьяна Юрьевна

Овладение ребенком представлениями о величине и форме является немаловажным фактором его социализации, развитием познавательных процессов и важным моментом в пропедевтическом периоде для формирования представлений о числе и счете.Учитывая практическую важность восприятия форм и величины в обыденной жизни, а также для более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации, необходимо проводить коррекционно- развивающую работу с дошкольниками с ЗПР по этому направлению.

Интегрированные занятия - один из путей повышения результативности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями.
Автор: Синицына Любовь Викторовна

В статье описан опыт проведения интегрированных занятий логопедом и музыкальным руководителем с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легче адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Комплексные итоговые занятия
Автор: Агалдинова Зульфия Ризвановна

Не секрет, что многие дети с ОВЗ относятся к определённым видам занятий без энтузиазма. Причин много, но главная – отсутствие у них интереса к учебной деятельности, потому что она даётся им с трудом. Агалдинова Зульфия Ризвановна, учитель-дефектолог Тулунского коррекционного детского дома разработала конспекты комплексных занятий по годам обучения. И теперь на её занятиях «не до скуки», ведь путешествие куда-либо – это игра, во время которой дошкольники учатся решать примеры, считать, составлять рассказы по сюжетным картинкам, образовывать новые слова, называть признаки времён года и персонажей программных сказок и многому другому.

Использование спортивных тренажеров в процессе формирования двигательных качеств детей с нарушением слуха в условиях специальных дошкольных учреждениях 1-2 вида.
Автор: Кальметова Надежда Никифоровна

В статье излагаются актуальные проблемы физического воспитания детей с нарушением слуха, так как в настоящее время значительно возросло количество детей с ухудшенным здоровьем, появилось больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Автор Кальметова Надежда Никифоровна раскрывает в статье взаимосвязь двигательных умений и двигательных качеств, описывает характерные особенности развития у детей с нарушением слуха быстроты, ловкости, силы, выносливости. Излагает основные проблемы поражения функции слухового анализатора, которые приводят к це¬лому ряду вторичных отклонений, что сказыва¬ется на процессе овладения двигатель¬ными навыками у детей с нарушением слуха. Для физического развития таких детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. Наблюдается также, низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей).Анализируя результаты диагностики двигательных качеств детей, автор констатирует низкий уровень развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости). В частности, у детей понижена быстрота реакция на сигнал, нарушена координация движений, недостаточная сила рук и ног, дети не способны длительно выполнять физические упражнения. В статье рассматриваются эффективные пути формирования двигательных качеств воспитанников ДОУ, работа по созданию оптимальных условий для их развития. Практический опыт работы с детьми с помощью детских спортивных тренажеров «Гребля», «Велосипед», «Бегущая по волнам», «Беговая дорожка», «Штанга» позволяет проводить работу на развитие детей выносливости и координационных способностей, укрепления мышц ног, рук, спины. Автор в статье раскрывает основные принципы работы: учет индивидуальных показателей физического развития детей, особенностей и уровня развития их двигательных качеств, рекомендации врачей. Методические рекомендации, данные в статье, помогут правильно и эффективно организовать коррекционные занятия с детьми с помощью тренажеров, быстрее и лучше освоить детям разнообразные двигательные умения, комплексно развивать физические качества.

Активное использование предметно-схематических моделей в ознакомлении с окружающим миром и трудовой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Автор: Никифорова Анжела Владимировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы специального (коррекционного) обучения детей с нарушением слуха. Раскрываются проблемы детей с двусторонним сенсоневральным снижением слуха, которые приводят к резкому недоразвитию или отсутствию речи, что отрицательно сказывается на общем психофизическом и личностном развитии ребенка.  Автор статьи  Никифорова Анжела Владимировна излагает основные особенности понимания детьми  причинно-следственных зависимостей  в окружающем мире, отмечает  наиболее проблемные вопросы развития их мыслительной деятельности.  Дети с нарушением слуха длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно- логического мышления они  резко отстают от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Возникают трудности в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами.  Они не умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий, нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Часто отождествляют причинно - следственные связи и пространственно- временные связи. В статье описывается опыт работы с детьми в условиях детского сада компенсирующей направленности. Приводятся результаты исследования воспитанников детского сада старшего дошкольного возраста: 20 % всех детей имеют уровень развития наглядного мышления, соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников. Кроме того, 15 % глухих детей по уровню развития словесно - логического мышления приближается к средним показателям слышащих сверстников. Однако имеются воспитанники (65%) со значительным отставанием в развитии словесно - логического мышления. На основании полученных исследований раскрывается вопрос  формирования словесно-логического мышления воспитанников в процессе ознакомления с окружающим  миром и трудовой деятельности детей. В частности, на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений, трудовой деятельности детей. Активное использование предметно-схематических моделей в работе с детьми позволяет повысить уровень развития логического мышления ребенка.  Вместе с тем, формировать умения устанавливать логические связи и отношения  между явлениями, событиями, поступками в трудовой деятельности и ознакомлении с окружающим миром.

Частушки педагогические, коррекционно – логопедические
Автор: Минаева Анна Анатольевна

Частушки  педагогические,  коррекционно – логопедические   Аннотация                  В данной работе представлены авторские частушки, которые в шуточной форме отражают  все направления коррекционной работы логопеда. Автор  работы – логопед высшей категории Минаева Анна Анатольевна. Материал может быть использован специалистами логопедических групп ДОУ.  

Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом с помощью специальных компьютерных средств обучения
Автор: Крылова Екатерина Александровна

Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом  с помощью специальных компьютерных средств обучения В статье излагаются актуальные проблемы особенностей формирования  устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей. Это является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. При этом, известно, что  без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольных не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения. По мнению отечественных педагогов, развитию связной речи должно уделяться особое значение на занятиях со слабослышащими детьми, особенно старшего дошкольного возраста ( А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волкова, Н.Ф. Слезина, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская). В своей статье автор Крылова Екатерина Александровна описывает реализацию проекта «Слышу, вижу, говорю». Проект решает проблему повышения качества обучения и коррекция речи детей через использование информационных ресурсов. В нем раскрываются основные принципы построения коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха. Рассматривается вопрос о создании специальных условий для повышения качества обучения и развития связной речи детей.  В содержании статьи автор описывает пути решения вопроса применения  специфических методов обучения и всевозможных технических средств, компьютерных игровых программ для коррекции речи детей. Подробно освещается методика работы по формированию связной речи детей с использованием компьютерных игровых программ. Методические рекомендации, данные в статье, помогут правильно и эффективно организовать коррекционные занятия с детьми, включающие развитие произносительных навыков, связной речи; игры на развитие слухового внимания фонематического слуха, игры и упражнения на формирование словарного запаса и правильного грамматического оформления речи. Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.    _____________________               Крылова Екатерина Александровна

Утренник 8 Марта «Секрет кукольного городка».
Авторы: Герок Елена Юрьевна, Секерина Тамара Васильевна, Завертилюк Людмила Николаевна, Поздеева Ольга Валерьевна

Утренник 8 Марта «Секрет кукольного городка».   Сценарий адаптирован для работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Сценарий составили Герок Е.Ю., Поздеева О.В., Секерина Т.В., Завертилюк Л.Н. МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 61 «Алёнушка» г. Набережные Челны РТ. Особенности сценария: Простота игр; Большое количество песен, исполняемых вместе с родителями. Активное посильное участие как можно большего количества детей. Учёт индивидуальных возможностей детей при подборе материала.  

Частушки педагогические, коррекционно – логопедические
Автор: Минаева Анна Анатольевна

 В данной работе представлены авторские частушки, которые в шуточной форме отражают  все направления коррекционной работы логопеда. Автор  работы – логопед высшей категории Минаева Анна Анатольевна. Материал может быть использован специалистами логопедических групп ДОУ

Использование сказки в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Авторы: Зайцева Татьяна Сергеевна, Майорова Людмила Викторовна

Использование сказки в коррекции общего недоразвития речи дошкольников Статья посвящена проблеме использования сказки в системе развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Авторы рассматривают положительное влияние сказок на всестороннее развитие ребенка и на формирование всех сторон его речи, дают рекомендации по использованию сказок в коррекционном процессе с детьми.    

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР
Автор: Семенова Елена Александровна

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста  с ОНР     Краткая аннотация: Фронтальное логопедическое занятие «Путешествие в страну гласных звуков» составлено учителем – логопедом Семёновой Е. А.  для детей старшей группы с ОНР (общим недоразвитием речи)  и направлено на развитие фонематического восприятия слуха на материале гласных звуков  А, У, И.    Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с лексической темой. Занятие содержит пять этапов работы, которые взаимосвязаны между собой. Предлагаемые  автором  игры и упражнения помогают сформировать у детей такие понятия, как «звук», «буква», «слово».   Необходимые в работе различные предметы, символы и атрибуты позволяют детям в ходе манипуляций предметами закрепить звуковой анализ и синтез.    Речевой материал - потешки и стихотворения, используемые в ходе занятия, способствуют развитию  у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия.     Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован  учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.                           Автор: Семёнова Е. А. ___________________

«Подготовка к обучению руки ребёнка письму»
Авторы: Биккужина Фатыма Вагаповна, Калиновская Наталья Николаевна

Система коррекционной работы специалистов МБДОУ №9 и родителей  «Подготовка к обучению руки ребёнка письму»              Учитель-дефектолог Биккужина Ф.В.  

«Подготовка к обучению руки ребёнка письму»
Автор:

Аннотация Система коррекционной работы специалистов МБДОУ №9 и родителей  «Подготовка к обучению руки ребёнка письму» Система коррекционной работы составлена с учетом возрастных особенностей детей. 3 раздела содержат структуру коррекционной работы, блок оценки  коррекционных воздействий, направления работы педагогов группы, диагностику состояния моторик рук, календарно-тематическое планирование.           Учитель-дефектолог Калиновская Н.Н.

Модель коррекционно - образовательной среды
Авторы: Симонова Надежда Анатольевна, Колпакова Марина Андреевна

Модель коррекционно - образовательной среды Н.А. Симонова, учитель-логопед № SC-3228 М.А. Колпакова, учитель-дефектолог № SC-3229 Аннотация В работе представлена модель коррекционно-образовательной среды в ДОУ комбинированного типа (для детей с тяжелыми нарушениями речи и глазной патологией).  Преемственность в работе всех педагогов детского сада и четкая организация пребывания детей в ДОУ, правильное распределение учебной нагрузки в течение дня, способствовала повышению эффективности коррекционной работы с детьми.    

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте"Покорение вершины" в полдготовительной группе для дошкольников с ОНР
Автор: Корепанова Юлия Юрьевна

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня. Занятие-развлечение «Покорение вершины».   Автор: Корепанова Ю.Ю., учитель-логопед, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 54, г. Апатиты. Занятие относится к разряду логопедических досугов, развлечений, которые проводятся как итоговые. В занимательной игровой форме обобщаются и закрепляются навыки фонематического анализа и синтеза, начальные навыки письма и чтения. Занятие позволяет продемонстрировать полученные детьми знания.  

Формирование связной речи и логического мышления с использованием моделированного обучения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Автор: Будникова Наталья Ивановна

Формирование связной речи и логического мышления с использованием моделированного обучения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Автор: Будникова Наталья Ивановна               Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей. Спонтанное речевое развитие не достигает того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.             Использование символической и графической наглядности способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР способности логически запоминать текст через смысловое соотношение. Применение мною опорных сигналов, в которых в образно-символической форме отражен главный смысл того или иного факта или явления, простота рисунка помогают дошкольнику с ЗПР понять смысл, вспомнить и воспроизвести материал, удерживая последовательность действий и событий, сохраняя его основное содержание. Дети учатся быстро и без особых усилий запоминать текст и рассказывать его с опорой на картинки-схемы, что обеспечивает осмысленность рассказа и правильную тренировку памяти .             Существенную помощь при выполнении подобных заданий оказывает графическая программа смысловой структуры рассказа, в которой данные слова представлены стрелками. Опираясь на эту программу, ребенок вспоминает глагольные слова. В процессе работы я уделяю особое внимание подбору слов-синонимов, стремясь накапливать их в речевой памяти детей с задержкой психического и речевого развития. Такая деятельность создает широкие возможности для преодоления речевой замкнутости, побуждает ребят к высказыванию, способствует их речевой активности. Предлагаю примерный конспект занятий по развитию связной речи с использованием моделированного обучения. Учитель-логопед Будникова Н.И.    

«Формирование познавательной активности детей с задержкой психического развития в процессе естественной игровой деятельности»
Автор: Покидюк Альбина Афкатовна

  «Формирование познавательной активности детей с задержкой психического развития в процессе естественной игровой деятельности» представлена система игровых упражнений с песком, направленная на приобщение детей к обучающему материалу в ходе коррекционно – развивающего обучения. Дополнительный методический приём – игры на песке – обогащает организованную образовательную деятельность, затрагивая как познавательную, так и эмоциональную сферу ребёнка.     

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Буланкова Ангелина Николаевна

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ    В статье излагается практический опыт работы со слабослышащими  детьми старшего дошкольного возраста  МДОУ «Детский сад №26 компенсирующего вида»  города Чебоксары по проблеме формирования эмоциональной сферы. Автор Буланкова Ангелина Николаевна раскрывает в статье актуальные проблемы поведенческих нарушений слабослышащих детей. Обоснует  необходимость проведения коррекционной работы, для успешного дальнейшего обучения детей в школе. Реализуя педагогический проект «Улыбка», автор раскрывает систему игр-упражнений «Лучики радости», в которой большое внимание уделяет индивидуальной образовательно-коррекционной работе в процессе формирования эмоционального развития слабослышащих детей. Результаты  комплексной диагностики показали востребованность коррекционно- образовательных услуг как со стороны сотрудников ДОУ, так и со стороны родителей и детей. Положительная динамика удачно решенных проблем показала эффективность научно-методического и организационного обеспечения педагогического проекта. Данный педагогический опыт воспитателя позволяет рекомендовать систему развивающих игр-упражнений «Лучики радости» в помощь педагогам, родителям гувернерам  как органическое дополнение к традиционной развивающей системе воспитания и образования детей с ОВЗ.                                                                             _______________________ Буланкова А. Н.  

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания
Автор: Барышева Ольга Витальевна

Цель разработки:  организация  психолого-медико-педагогического  сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья  в  группе кратковременного пребывания.    Автор разработки - заместитель заведующего по коррекционной работе МДОУ «Детский сад№35 «Лесная сказка» Барышева Ольга Витальевна.     Материал может быть использован  воспитателями, учителями – логопедами, педагогами – психологами для работы с детьми с ОВЗ.

Музыкально-логопедический спектакль «Дюймовочка»
Авторы: Минаева Анна Анатольевна, Карпушова Светлана Викторовна

Музыкально-логопедический спектакль «Дюймовочка» (по мотивам одноимённой сказки Г.Х. Андерсена) Краткая аннотация           Основные задачи   проекта - развитие коммуникативных способностей и выразительных средств речи дошкольников старшего возраста с ОНР. Для решения этих задач   использовались элементы  инновационных технологий - пескотерапия  и музыкотерапия.                Автор сценария – учитель - логопед высшей категории Минаева Анна Анатольевна. Постановка и музыкальное оформление  музыкального руководителя первой категории Карпушовой Светланы Викторовны.           Материал может быть использован специалистами логопедических групп в ДОУ.

Особенности коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда со слепым ребёнком в ДОУ.
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Особенности коррекционно-образовательной   работы учителя-логопеда со слепым ребёнком в ДОУ. Максименко О.Л. Учитель-логопед ДОУ № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области Нарушения устной речи у слепых детей следует рассматривать как сложный дефект. В статье представлены основные направления  по активизации познавательной деятельности, формированию знаний об окружающем мире и коррекции психического и физического развития.  

Подвижная игра как одно из средств развития в коррекционно – образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Автор: Феденых Наталья Владимировна

Подвижная игра как одно из средств развития в коррекционно – образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта   Подвижная игра - незаменимое средство развития ребенка. Е.А.Аркин     В системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья физическое воспитание имеет немаловажное значение. В данной статье представлен педагогический проект, разработанный зам.зав по ВМР Н.В. Фоминой и инструктором по физической культуре Н.В. Феденых. Эта разработка направлена на осуществление  коррекционно-педагогической работы по физическому развитию детей с ОВЗ. Проект построен на основе  общепедагогических принципов и принципов специальной педагогики. Авторами разработан алгоритм внедрения подвижных игр в разные виды деятельности детей и подобрана  серия подвижных игр коррекционного содержания, направленная на развитие физических умений, навыков; психофизических качеств, а так же на развитие психических процессов. Особое внимание  уделено взаимодействию педагогического состава ДОУ.    

"Смотрим и видим" система занятий по развитию зрительного восприятия.
Автор: Образцова Елена Васильевна

Смотрим и видим. Система занятий по развитию зрительного восприятия и стимуляции познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения       В статье представлена система коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия и стимуляции познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения. Работа по развитию зрительного восприятия – основное направление коррекционно-развивающего процесса в группах для детей с нарушениями зрения, так как «Высокий уровень сформированности межфункциональных отношений зрительного восприятия…- важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением» (Л.П.Григорьева).  Представленная  система занятий  построена на основе  коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушением зрения «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» под редакцией В.А. Феоктистовой. Структурно  каждое занятие состоит из 3 частей:         1.Формирование сенсорных эталонов.         2.Развитие предметности восприятия         3.Развитие анализирующих свойств зрительного восприятия.      Основной методический прием, используемый в данном практическом пособии – дидактическая игра и дидактическое упражнение, что позволяет реализовать важный принцип  успешности в коррекционной работе – принцип деятельности. В пособии имеются ссылки на практические авторские разработки, которые можно  использовать в качестве наглядного и игрового материала.  Занятия представлены в тематической последовательности в соответствии с изучаемым материалом на других занятиях.  Данный практический материал может быть интересен и педагогам, работающим с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Известна тесная связь восприятия с другими психическими функциями (внимание, память, мышление).  Через развитие умения организовать свою перцептивную  деятельность, обнаружить и различить информационные признаки, сформировать образ объекта, можно  влиять и на развитие более сложных познавательных процессов.                                                                                           Е.В. Образцова  

«Интегрированный подход к проведению занятий- инсценировок знакомых сказок с детьми задержкой психического развития».
Автор: Черникова Елена Геннадьевна

В процессе воспитания детей 5—6 лет с задержкой психического и речевого развития особую роль играет выбор доступных и интересных форм проведения интегрированных занятий, которые способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Цель данных занятий – объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, математике, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, изобразительных).                                                     Основными задачами занятий являются: развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; В статье представлены раз­работки интегрированных занятий на основе ска­зочных сюжетов , вы­полненные на основе двух рус­ских народных сказок: «Ко­лобок» и «Теремок», и адаптированных с учетом  вербальных и не­вербальных возможностей детей с ЗПР, где максимально ис­пользуются наглядные средства обучения,  способствует развитию и закреплению навыков, содей­ствует развитию умений сотруд­ничать в                  коллективной игре и других видах деятельности.

«Взаимодействие ребенка и взрослого на основе проектного метода в познавательно-исследовательской деятельности»
Автор: Кулачинская Лилия Владимировна

Данный опыт работы раскрывает возможность применения проектной технологии в исследовательской деятельности с детьми с тяжелым нарушением речи. Проект «Юный исследователь» содержит описание развивающей среды, занятий в научной лаборатории. Представлены групповые проекты, построенные на алгоритме действий каждого опыта с учетом классификации (живая, неживая природа, рукотворный мир). В построениипознавательно-исследовательской деятельности рекомендуются инновационные приемы и формы работы с детьми 5-7 лет. Автор работы: Кулачинская Лилия Владимировна

Воспитание самостоятельности, как средство социальной адаптации
Автор: Ледышева Людмила Ивановна

Данная статья описывает опыт работы по методу Марии Монтессори с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.           Работа рекомендована воспитателям коррекционных дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к школе
Автор: Мутюкова Владимира Андреевна

Бисероплетение благотворно влияет на психоэмоциональное и физическое состояние детей, а самое главное -  на развитие мелкой моторики рук,  что имеет большое значение для успешного овладения письмом в школе. Работа с бисером может проводиться в детских садах с 5 –летнего возраста в форме кружковой деятельности.

«Система работы воспитателя группы компенсирующей направленности по коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с неврологическими нарушениями»
Автор: Капля Инна Иосифовна

   В статье «Система работы воспитателя группы компенсирующей направленности по коррекции отклонений эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с неврологическими нарушениями»  Капля  И.И.  рассматривает одну из актуальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики – коррекция  негативных проявлений в эмоционально- волевой сфере, такие как тревожность, импульсивность и агрессия у детей дошкольного возраста.. Капля И.И. представила теоретическое обоснование проблемы у детей с неврологическими нарушениями разной степени выраженности. На примере конкретной группы дошкольников рассматривается система взаимодействия воспитателя, педагога-психолога и родителей воспитанников по коррекции выявленных нарушений . В содержании работы воспитателя представлены задачи, направления, методология и формы организации детей  в разные режимные моменты. Особый интерес вызывают нетрадиционные формы работы воспитателя с родителями по преодолению эмоционально-волевых нарушений. Данный опыт работы является конкретным примером продуктивного взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса для детей с неврологическими нарушениями.   Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики НГПУ им. К.Минина Максимова Ирина Валентиновна.

Сказкотерапия детям с особыми возможностями здоровья помогает развивать речь и личность
Автор: Кольман Татьяна Арсентьевна

 Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств  других людей, — вы обязательно должны довериться детям, сохранить и не разрушить их веру в сказку, в волшебство, в чудеса. Только от Вас зависит сделать работу со сказкой увлекательной, интересной и развивающей. Эта статья адресована педагогам и психологам, специалистам, работающим с детьми 5-7 лет, имеющими проблемы познавательного, речевого развития и нарушения эмоционально-волевой сферы. Она представляет собой поэтапную работу со сказкой.

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода»
Автор: Шмакова Валентина Алексеевна

«Формирование  основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе проектного метода»   Шмакова Валентина Алексеевна, воспитатель МК ДОУ, г.Новокузнецк  Работа  рассчитана  на детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Она позволяет формировать у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта основные представления, знания, умения  и навыки об основах безопасности жизнедеятельности, стимулировать развитие у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности, а также повышает уровень развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обозначена проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Для реализации поставленных задач используется  «метод проектов», как метод развивающего обучения детей в качестве способа постановки проблемы и практического ее разрешения. Выявлены  условия  реализации проектного метода в деле приобщения дошкольников с нарушением интеллекта. В результате нашей работы было осуществлено поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей), дети получили навыки безопасного поведения, материальная база группы пополнилась дидактическими играми, подвижными играми, иллюстрированными инструкциями по правилам безопасности.

Интегрированный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор: Будникова Наталья Ивановна

Интегрированный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) Будникова Наталья Ивановна, учитель – дефектолог, МБДОУ «Детский сад «Чебурашка».     В последние годы всё чаще используются новые формы образования и воспитания дошкольников, в том числе и в области развития  элементарных  математических представлений. Одна из таких форм, а именно интегрированный подход к проведению занятий по ФЭМП, использована в предложенном конспекте занятия для детей подготовительной группы с задержкой психического развития  (ЗПР). В конспекте отражена цель соединить математическое содержание занятия со сказкой, игрой, творчеством, чтобы открыть в детях радость познания, снять усталость, напряжение воспитанников за счёт  переключения на разнообразные виды деятельности. Содержание занятия повышает познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивает вариативное и образное мышление, коммуникативные навыки, а также умение сотрудничать в совместных играх, желание взаимодействовать, искать способы решения поставленных задач и применять для этого полученные знания в различных игровых ситуациях.   К воспитанникам приходит осознание, что математика – это интересно. Интегрированный подход к занятиям по ФЭМП обеспечивает восприятие ребёнком целостной картины мира. Через систему увлекательных игр и упражнений обобщаются знания детей, активизируется их словарь, становятся произвольными высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление. Такие занятия приносят радость воспитанникам, не вызывают усталости и страха, делают детей счастливыми. А счастливых детей легче обучать и воспитывать, легче развивать их интеллектуальный и духовный потенциал.                                                                                    

Современные технологии в развитии личностного потенциала ребёнка с ОВЗ
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Современные технологии в развитии личностного потенциала ребёнка с ОВЗ   Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств. В работе важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у ребёнка с ОВЗ навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему,  развитию речи и др. Данные технологии использовались учителем-логопедом Максименко О.Л. при организации индивидуального обучения на дому ребёнка с ОВЗ. Все мероприятия коррекционно-развивающегося процесса базировались на развитии личности ребёнка в целом, а не на тренировке отдельных функций. В работе применялись следующие технологии обучения: 1. Формирование социального поведения, коммуникативных умений; 2. Укрепление физического развития; 3. Развитие познавательной деятельности; 4. Формирование и развитие коммуникативной функции речи; 5. Развитие игровой  и продуктивной деятельностей. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья позволили активизировать и реализовать его сохранный познавательный и личностный потенциал.   __________________      Максименко О.Л  

Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок.
Автор: Жамойда Людмила Николаевна

Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок.  (Конспект занятия по развитию связной речи в старшей  группе компенсирующей направленности).   Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.   Цель данного занятия - закрепить навык подробного пересказа текста у дошкольников с задержкой психического развития с опорой на серию сюжетных картинок. На протяжении занятия дети учатся  задавать проблемные и поисковые  вопросы. Многие задания способствуют  развитию речеслуховой  памяти, активизации мыслительной деятельности, формированию навыка речевого самоконтроля. Занятие, построенное в игровой форме, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к домашним животным.    

«Клуб зимующих птиц»
Автор: Вирина Надежда Валентиновна

Аннотация мероприятия «Клуб зимующих птиц»   тифлопедагог: Вирина Надежда Валентиновна             На данном мероприятии закрепляются представления детей по теме «Зимующие птицы». Материал закрепляется в рамках сюжетно-ролевой игры. Формирование целостного восприятия объектов, правильного восприятия пространства, развитие зрительно-двигательной координации, развитие любознательности и воображения происходит через развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.         Мероприятие предназначено для детей подготовительной группы.  При планировании  учтены диагнозы, острота зрения, этапы лечения, уровень познавательного развития    детей.        

Использование метода проектирования в работе учителя-логопеда у детей с нарушением зрения.
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Использование метода проектирования в работе учителя-логопеда у детей с нарушением зрения.   Максименко О.Л. Учитель-логопед МБДОУ № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста - это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекций недостатков произношения звуков достаточно полно разработаны, тем не менее, резервы для развития данного направления исследований имеются. Одним из таких резервов можно назвать применение метода проектной деятельности для коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста. Механизм   осуществления проектной деятельности мы хотели бы показать на примере логопедического проекта "Страна «Рычандия»”. Ведущей идеей проекта стала целенаправленная работа по автоматизации поставленных звуков [р] и [р’]  и введению их в свободную речь детей посредством игровой деятельности. В ходе проектной деятельности был использован целый комплекс методов и приёмов воспитательно-образовательной, коррекционной работы, основным звеном которой, являлась дидактическая игра.  

Социализация детей с особыми потребностями, через интеграцию
Автор: Шашерина Антонина Николаевна

«Социализация детей с особыми потребностями через интеграцию».   Музыкальный руководитель Шашерина Антонина Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки» г. Вологда     В новой общеобразовательной программе «От рождения до школы» написанной  с учётом ФГТ, в раздел «Коррекционная работа» включена образовательная область «Социализация». Это говорит о том, что вся работа проводимая в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы ребёнок с ОВЗ смог адаптироваться в детском коллективе, научился общаться, был принят окружающими (сверстниками, родителями, воспитателями). Цель: Интеграция в условиях комбинированного детского сада.  Задачи: Социализация детей с ОВЗ через детские интегрированные праздники, развлечения, спектакли;  Вовлечение  родителей в интеграционный процесс. Практическое значение: Сценарий интегрированной сказки « У Солнышка в гостях» для детей массовых групп и групп компенсирующей направленности.    

«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта»
Автор: Серова Ольга Александровна

 «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта».   Учитель-дефектолог Серова Ольга Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки» г. Вологда   Проблеме безопасности детей в последнее время уделяется серьёзное значение. Это прописано практически во всех программах воспитания и обучения, в Федеральных государственных стандартах. Особую тревогу в плане безопасности  вызывают дети с нарушениями в интеллектуальном развитии, так как являются наиболее незащищённым звеном нашего общества. Основной акцент в работе с детьми с проблемами в развитии делается на их социальную адаптацию. Одной из составных частей социальной ориентации является обучение детей навыкам безопасного поведения. Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие дошкольнику планомерно накапливать навыки безопасного поведения в быту. Цель - формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта. Задачи: -сформулировать задачи по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта, -разработать направления деятельности по формированию навыков безопасного поведения. Практическое значение: показать педагогическому сообществу актуальность данной проблемы и пути реализации задач по формированию навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.                        

Развитие мелкой моторики и осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, посредством специальных игр и упражнений.
Автор: Озимчук Светлана Николаевна

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.   Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику и осязание. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. В процессе специально подобранных  игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Озимчук Светлана Николаевна SC-6388

Конспект итогового занятия с детьми старшей и подготовительной к школе группы « В гости к осени».
Авторы: Городинская Людмила Валерьевна, Чепурных Наталья Николаевна

Аннотация к конспекту  итогового занятия с детьми старшей и подготовительной к школе группы « В гости к осени». Авторы: учитель-дефектолог (тифлопедагог)  высшей квалификационной категорииН.Н.Чепурных; учитель-дефектолог (тифлопедагог) первой квалификационной категорииЛ.В.Городинская. Данное занятие составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание и материал занятия адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в  изменившейся ситуации. Занятие носит комплексный интегрированный характер. Занятие может быть полезно практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений всех видов. ___________ Л.В.Городинская __________ Н.Н.Чепурных      

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения
Авторы: Максименко Ольга Леонидовна, Озимчук Светлана Николаевна

Развитие творческого потенциала у детей с нарушением зрения     Озимчук С.Н. учитель-дефектолог Максименко О.Л. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. На сегодняшний день – это поиск новых подходов, позволяющих выстраивать процесс формирования и развития творческой личности в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребёнком. Развивая у ребёнка положительное, чувственное отношение, мы тем самым корректируем личностные нарушения и одновременно создаем оптимальный режим для развития других психических функций. Создание психологических условий помогает ребёнку быть раскованным и свободным за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний. 2014-12-19   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление:Коррекционная педагогика , Модуль:Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ Направление: Коррекционная педагогика, Модуль: Коррекционно-развивающие технологии и методические находки   

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет «Маленькими шагами в мир хороших манер»
Авторы: Максименко Ольга Леонидовна, Озимчук Светлана Николаевна

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет «Маленькими шагами в мир хороших манер»   Максименко О.Л. учитель-логопед Озимчук С.Н. учитель-дефектолог МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. В наши дни материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, справедливости, что ведёт к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому система нравственного воспитания дошкольника требуем переосмысления и в силу сложившихся обстоятельств, нравственное развитие должно ставиться на первое место в воспитании. В возрасте 4 – 5 лет способность осуществлять нравственный выбор складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания, который обусловлен их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.   2014-12-19   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Коррекционная педагогика, Модуль:Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ Направление: Коррекционная педагогика, Модуль : Инновации в воспитании и обучении         

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения.   Максименко О.Л. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Неполноценная речевая деятельность у детей с нарушением зрения накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением зрения не всегда понимают речь окружающих. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей с патологией зрения наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность, таким образом, ограничивается овладение социальным опытом. Игры с мячом широко применимы для интеграции физических упражнений, игровых действий, закрепления звукопроизношения и речевого сопровождения,  способствуют повышению эмоционального тонуса, что при правильном коррекционно-развивающем подходе побуждает ребёнка с нарушением зрения к общению.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Автор: Коннова Елена Геннадьевна

  Коннова Елена Геннадьевна,  учитель-дефектолог МБДОУ д/с №5 г. Златоуст, Челябинской области.   ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ             В статье рассматривается использование проектной деятельности на основе календарно-тематического планирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР на примере темы «Моя семья».    

Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова»
Автор: Жамойда Людмила Николаевна

Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».   Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Апача,  Усть-Большерецкий район, Камчатский край.   Совместная игровая деятельность детей подготовительной группы и их родителей посвящена изучению творчества камчатского писателя Виктора Евдокимова. Рассказы  писателя обогащают детей впечатлениями, воспитывают  интерес и любовь к родному краю, расширяют представления о животном и растительном мире.  

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности «Умелые пальчики – говорливый язычок»
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Развитие мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи в процессе проектной деятельности «Умелые пальчики – говорливый язычок»   Максименко О.Л. учитель-логопед муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 25 компенсирующего вида» г. Мончегорска, Мурманской области   Проект по развитию мелкой моторики как одного из средств формирования коммуникативной функции речи обоснован на том, что состояние зрения так же оказывает влияние на развитие речи. У детей с нарушениями зрения проявляется отставание в формировании, как речевых навыков, так и в двигательной сфере. В этом случае общение ребёнка с окружающими взрослыми очень важно – при этом малыш получает материал для подражания Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010