Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Автор:
Коннова Елена Геннадьевна

Аннотация:

 

Коннова Елена Геннадьевна,

 учитель-дефектолог МБДОУ д/с №5

г. Златоуст, Челябинской области.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

            В статье рассматривается использование проектной деятельности на основе календарно-тематического планирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР на примере темы «Моя семья».

 

 

Статья:

 

 

Коннова Елена Геннадьевна,

 учитель-дефектолог МБДОУ д/с №5

г. Златоуст, Челябинской области.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

            Одним из положений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является следующее: «Программа основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса». Этот принцип успешно реализуется  в специальной коррекционной педагогике. Наш детский сад компенсирующего вида свой образовательный процесс строит  на основе  календарно-тематического планирования,  разработанного педагогами  ЧИППКРО и адаптированного в соответствии со спецификой нашего ДОУ. Календарно-тематический принцип планирования позволяет совершенствовать и видоизменять образовательный процесс в дошкольном учреждении.

            Все виды деятельности, так или иначе,  связаны  с запланированной темой. Для родителей предлагаются  краткие рекомендации о проведении наблюдений в окружающем мире, игр, домашнего чтения. Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть  принципы дошкольной дидактики:

  1. Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  2. Принцип последовательности.
  3. Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  4. Принцип повторности: тема недели проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.

           Наряду с тематическим планированием воспитательно-образовательной работы в ДОУ используется метод создания педагогических проектов, который давно вошел в практику работы с детьми с ОВЗ. Такая форма работы позволяет интегрировать усилия всех участников педагогического процесса,  давая  возможность решать одновременно несколько задач. Проект выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации.  Практика показывает, что дети гораздо легче и быстрее усваивают материал, который вызвал у них эмоциональный отклик, стал частью собственного сенсомоторного опыта. Участие детей в проектной деятельности дает им возможность экспериментировать, синтезировать полученные на занятиях знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также способствует формированию положительной мотивации к организованной учебной деятельности.

            Основные положения ФГОС подводят к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям выделяют формы совместного творчества детей, родителей и педагогов.

            Проект «Мы вместе» был разработан и апробирован педагогами старшей группы для детей с ЗПР во время проведения тематической недели «Моя семья». Решением к созданию данного проекта стало желание педагогов повысить мотивацию и вовлеченность родителей в педагогический процесс. Практика показывает, что достижение коррекционно-развивающего эффекта только со стороны педагогов недостаточно для позитивной динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.

            Многочисленные опросы родителей ДОУ показали, что они не знают, как помочь малышу. 85% родителей слабо представляют возрастные особенности своего ребенка, 55% испытывают тревожность и страх за его будущее. Анализ семей старшей группы показал, что 45% детей воспитывается в неполных семьях, 20% детей находится под опекой, 50% воспитанников группы находится в саду на круглосуточном пребывании, 30% семей группы педагогически несостоятельны, в 50% семей бабушки и дедушки по разным причинам не участвуют в воспитании внуков.

            Целью проекта «Мы вместе» является повышение мотивации и вовлеченности родителей  в образовательный процесс, психопрофилактическая работа с родителями.

Задачи проекта:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для успешного психического развития детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  2. Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития эмоционального,  социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивных качеств.
  3. Привлечь родителей к участию в создании развивающей среды группы и ДОУ.
  4. Донести до понимания родителей значения всей действенности и силы семейного воспитания, его несопоставимость ни с каким, даже высококвалифицированным, воспитанием  в детском саду и в школе.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Вид проекта – творческо-педагогический.

Участники проекта – дети, родители, педагоги старшей группы.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности

Образовательные области

Виды детской  деятельности

Физическая культура

 Цель: Закреплять у детей желание заниматься физической культурой, привлекать родителей к этим занятиям, формировать потребность семьи  в здоровом образе жизни.

  Ежедневно: утренняя гимнастика под любимые музыкальные произведения мам воспитанников, физкультминутки по теме недели, подвижные игры, игры – эстафеты.

  Физкультурный досуг: «Армейская гимнастика вместе папой» с участием пап, дедушек и старших братьев детей.

  Материал: картотеки комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр, коллекция  игр на свежем воздухе семьи Вани Г., фонотека «Любимая музыка наших мам», фотовыставка из семейных архивов «Защитники Отечества». 

Социально-коммуникативное развитие

 

 

  Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью, организация здоровьесберегающей образовательной среды.

  Ежедневно: пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».

  Беседа: «Микробы и мыло».

  Знакомство с рецептами любимых блюд из овощей Захара М.

  Материал: Самодельная книга рецептов мамы Захара М. «Любимые блюда моего сына».

 

 Цель: Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Привлечение родителей в работу по организации развивающей среды группы.

  Дидактические игры «Пожароопасные предметы», «Уроки Светофора Светофорыча», «Один дома».

  Материал: дидактические игры по теме недели, макет «Перекресток», изготовленный руками родителей.

  Цель: Продолжать учить детей выбирать и развивать  сюжет игры по своему усмотрению, переносить личный опыт на игру.

Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «К нам пришли гости».

   Материал: кукольный уголок, фотоальбомы детей с фотографиями

семейных  мероприятий.

   Цель: Продолжать учить детей работать с бумагой и ножницами, учить получать удовольствие от работы над подарком, учить самостоятельно выбирать сюжет открытки из ряда предложенных и объяснять свой выбор.

   Изготовление открытки к 23 февраля.

     Материал: цветной картон, ножницы, клей, образцы открыток.

Познавательное развитие

   Цель: Закреплять знания детей о профессиях, умение составлять рассказ из личного опыта, продолжать формировать математические представления, закреплять умение создавать постройки по замыслу. Формировать чувство гордости за свою семью.

   Беседа о профессиях «Я работаю продавцом» (рассказ мамы Ильи Б.).

   Беседа «Моя семья».

   Игра «Поможем маме сварить кашу» (измерение сыпучих продуктов).

   Конструирование «Мой дом».

  Материал: Выставка «Мое генеалогическое древо», семейные фото детей, строительный набор на каждого ребенка, кукольный уголок, наборы круп и посуды.

Речевое развитие

 

   Цель: Закреплять умение детей составлять рассказ о семье по заданному плану.

   Дидактические игры «Найди маму», «Чья мама?».

   Составление рассказа о членах семьи по заданному плану.

   Беседа по сказке «Кот, петух и лиса».

  Материал: книжки-малышки «Моя семья», дидактические игры, иллюстрации к сказке.

   Цель: Продолжать знакомить детей с художественным словом о семье, заучивание стихов по выбору ребенка.

   Чтение детской художественной литературы о семье.

   Заучивание стихов о  семье.

   Знакомство с пословицами о семье.

   Материал: хрестоматия для детей, картотека пословиц.

Художественно-эстетическое

развитие

 

   Цель: Закреплять умения детей выполнять работы по замыслу, самостоятельно выбирать сюжет, объяснять свой выбор.

   Коллективная работа на тему «Букет для мамы».

   Лепка «Три медведя».

   Рисование по замыслу «Моя семья».

  Материал: бумага, кисти, краски, пластилин.

 

  Цель: Учить детей эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений, получать удовольствие от исполнения песен о маме.

Музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного слуха «Мама и детки», «Где мои детки?»

Разучивание новых песен о маме.

  Материал: Музыкально-дидактические игры, сборник песен.

 

Взаимодействие с родителями

  1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия, участие детей в обсуждении семейных праздников и  некоторых проблем семьи.
  2. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье, изготовлении генеалогического древа семьи, изготовлении книжек-малышек «Моя семья».
  3. Участие родителей, бабушек и дедушек в жизни группы: ремонт стульчиков дедушкой Паши М. совместно с мальчиками группы, обучение девочек вязанию крючком бабушкой Вани Г., рассказ мамы Захара М. «Я работаю продавцом», участие дяди Ильи Б. в мероприятии «Встреча с защитником Отечества», выставка вязаных изделий бабушки Вани Г., самодельная иллюстрированная книга рецептов «Любимые блюда моего сына» мамы Захара М..

Итоги проекта

  1. Проектная деятельность помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, воспитательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности.
  2. 2.      Повысился уровень знаний детей о своей семье, о месте работы родителей, о значимости их труда, появилось уважение к труду взрослых, чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
  3. Использование разнообразных  форм работ создало условия, при которых родители постепенно из «наблюдателей» становятся активными участниками жизни группы и ДОУ. Создана атмосфера взаимоуважения, растет педагогическая компетентность родителей.
  4. У родителей выросло уважительное отношение к продуктам детской деятельности, поддержка самостоятельности и инициативы ребенка.
  5. Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов ДОУ, развить интерес к истории семьи, а главное, у всех участников проекта возникло желание продолжать эту работу.

       Опыт работы, организованный  в рамках проектной деятельности показывает, что у «особых» детей появляется не только определенный запас представлений, знаний, умений и навыков, но и внутренние мотивы, способность к развитию познавательной активности и переходу их на другой психологический возраст и новую социальную ситуацию развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010