Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Социализация детей с особыми потребностями, через интеграцию

Автор:
Шашерина Антонина Николаевна

Аннотация:

«Социализация детей с особыми потребностями через интеграцию».

 

Музыкальный руководитель Шашерина Антонина Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки»

г. Вологда

 

 

В новой общеобразовательной программе «От рождения до школы» написанной  с учётом ФГТ, в раздел «Коррекционная работа» включена образовательная область «Социализация». Это говорит о том, что вся работа проводимая в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы ребёнок с ОВЗ смог адаптироваться в детском коллективе, научился общаться, был принят окружающими (сверстниками, родителями, воспитателями).

Цель: Интеграция в условиях комбинированного детского сада. 

Задачи: Социализация детей с ОВЗ через детские интегрированные праздники, развлечения, спектакли;

 Вовлечение  родителей в интеграционный процесс.

Практическое значение: Сценарий интегрированной сказки « У Солнышка в гостях» для детей массовых групп и групп компенсирующей направленности.

 

 

Статья:

Социализация детей с особыми потребностями, через интеграцию

 

 

То, что детям с ОВЗ нужна интеграция,  говорится очень много. В примерной основной общеобразовательной программе  « От рождения до школы», построенной с учётом ФГТ в разделе «Коррекционная работа» выделена образовательная область «Социализация», где работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется  в том числе следующим образом:

  • участие в коллективных мероприятиях;
  • в процессе специальных игр и упражнений
  • в процессе обучения театрализованным играм, играм - драматизациям.

«У ребёнка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что даёт возможность ребёнку с ОВЗ занять определённое положение в коллективе здоровых сверстников »(Программа   « От рождения до школы»). В разделе -  «Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» подчёркивается то, что для оптимального осуществления интеграции необходимо организовать безбарьерную среду их жизнедеятельности. Этой теме в  ДОУ уделяется большое внимание, все педагоги хорошо понимают, что только через интеграцию можно достигнуть одной из главных целей работы – социализации ребёнка с ОВЗ, подготовить его к взрослой жизни. 

 Наш детский сад комбинированного вида предоставляет детям с ОВЗ возможность частичной интеграции, при которой дети с особыми нуждами, ещё не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, приходят в массовую группу лишь на часть дня по 1-2 ребёнка; и временную интеграцию, при которой все воспитанники компенсирующей группы, вне зависимости от уровня психического развития, объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий.

 Было проведено анкетирование родителей здоровых детей и родителей детей с особыми потребностями, консультирование педагогов массовых и компенсирующих групп. Создана творческая группа, в которую кроме заведующей и старшего воспитателя входят: психолог, учителя – дефектологи, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Именно  творческой группой составляется план работы по интеграции

Частые гости в детском саду артисты ТЮЗа, областной Филармонии,  театра кукол « Теремок». В последние годы, по мере возможности,  их  концерты стали посещать и дети компенсирующих групп. На первый взгляд, это не требует никакой подготовки, но с нашими  детьми,  чтобы принять участие в  простом просмотре спектакля или игровой программе, необходима предварительная работа и, конечно,  сопровождение, поддержка взрослого. Мы предупреждаем артистов об особенностях наших детей, возможных  неадекватных реакциях, и всегда находим понимание со стороны артистов, это говорит о том, что общество становиться более терпимо к людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Интегрированные детские праздники и развлечения

 

 

Интегрированные детские праздники -  один из видов временной интеграции. В ходе таких развлечений дети, сами того не замечая, учатся взаимодействовать, дружить, принимать друг друга такими, какие они есть.

В ходе праздника дети участвуют в совместных играх, соревнованиях, танцах.

Как правило, детям компенсирующих групп сложно выучить песню, стараемся разучить с ними хотя бы припев, чтобы они могли подпевать, участвовали во всех видах совместной  музыкальной деятельности. Более низкий, по сравнению со здоровыми детьми, «образовательный» уровень детей с отклонениями в развитии не должен служить препятствием для их совместной деятельности. Для праздника дети готовят и сольные номера, причём не только в исполнении воспитанников общеобразовательных групп. Всегда очень зрелищно и трогательно смотрится выступление совместного оркестра шумовых инструментов в исполнении детей групп компенсирующей направленности и педагогов группы. Перед праздником  с детьми общеобразовательных групп провожу предварительные беседы, о  том, чем они могут помочь детям компенсирующих групп. На праздниках и развлечениях воспитанники с удовольствием взаимодействуют. В детском коллективе не было случая неприятия ребёнка из компенсирующей группы.

Именно интеграция помогает детям с особыми потребностями становиться более открытыми, менее агрессивными, в их настроении чаще преобладают положительные эмоции.

У детей массовых и компенсирующих групп складываются дружеские взаимоотношения, которые являются предпосылкой принятия и формирования чувства толерантности по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Проводя интегрированные детские праздники и развлечения,  учу  детей общаться, понимать и принимать друг друга. Такие совместные праздники полезны и обычным детям, они  развивают в них нравственные качества, учат их  доброте, сопереживанию, желанию помогать людям с ограниченными возможностями здоровья. Такой опыт нередко способствует росту их самооценки и  развитию навыков межличностного общения,  который прокладывает путь к формированию отношений с множеством людей – живущими по соседству, родными и близкими, сослуживцами.

 

 

Роль родителей в интеграционном процессе

 

 

На начальном этапе работы по интеграции некоторые родители детей общеобразовательных групп, узнав о том, что будут проводиться совместные праздники, выражали удивление, а иногда и категоричное неприятие.  Часть родители детей с ОВЗ также выражали обеспокоенность и тревогу по поводу того, как смогут их дети не потеряться, не будут ли они выглядеть «белыми воронами»  на таком празднике. Мы, педагоги ДОУ, хорошо понимали, что изменить отношение родителей здоровых детей к детям с ОВЗ возможно в результате повторяющейся совместной деятельности детей обеих категорий. Именно благодаря проведению интегрированных детских праздников, становится возможным решение этой задачи.  В настоящее время ни у кого не возникает сомнения по вопросам проведения  таких мероприятий. Интегрированные детские праздники являются частью коррекционной работы, способствуют решению главной задачи – социализации ребёнка с ОВЗ.

На таких праздниках часто можно увидеть слёзы на глазах родителей. Это говорит о том, что взрослые люди сопереживают детям с ограниченными возможностями здоровья, начинают больше дорожить тем,  что их дети здоровы.  Конечно же, родители детей с особыми образовательными потребностями могут надеяться на то, что их ребёнок не будет отвергнут.

Это результаты достигнутые, но есть результаты отсроченные.

Никакими процентами не выразить сформированное в будущем толерантное отношение к «особым» людям - терпимость, сопереживание, принятие их во взрослой жизни.

Рискую выразить свою мысль, прибегнув к музыкальной терминологии: взрослым необходимо «перетранспонироваться» в тональность ребенка. Лишь в этом случае мы будем понимать друг друга, будем вместе. Тем более, что наши дети отличаются особой искренностью, доверчивостью. И пусть они не могут петь и танцевать как дети массовых групп, радости от своей порой неуклюжей пляски они, да и взрослые, получат ничуть не меньше. Им не разыграть забавную сценку, но зато у нас много замечательных, артистичных педагогов, которые умело, поведут за собой детей, вовлекая их в сказку, именно поэтому наши праздники такие яркие, веселые. Но есть у них и одно отличие, они более искренние и теплые, ведь в них нет деления на зрителей и артистов. Мы учимся сами, и учим родителей не  оставаться со своей бедой наедине, а жить вместе с ребенком полнокровной жизнью.

Не жалеть ребенка, а помогать ему адаптироваться, поддержать его, дать почувствовать ребенку, что он сам может чего-то добиться.

Мы, педагоги, родители, дети  учимся жить полноценной жизнью.

 

 

У  Солнышка в гостях

( по мотивам словацкой народной сказки)

 

 

Действующие лица: Рассказчица – взрослый

Курочка, цыплята, заяц, сорока, ёжик, утка –            

  дети   компенсирующей и массовой групп.

Декорации: на ширме: гора, туча, солнце; в зале: деревья, болото.

Дети в костюмах входят в зал, встают перед зрителями

Дети:

-Очень часто, вечерами пристаём мы к нашей маме

-Чтобы сказку рассказала,

- Чтобы книжку прочитала.

- Мы теперь большими стали

Все: И покажем сказку сами!  ( дети рассаживаются на места)

Рассказчица: Однажды большая туча занавесила небо, солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята, без солнечного света.

(  под музыку « Мои цыплята» Г. Гусейили, грустные цыплята ходят по залу.)

- Грустно цыплятам, темно на дворе, зёрнышек не видно, собрались они в кружок… посовещались… и решили  солнышко искать, но сначала  маме курочке сказать .

Цыплята: (зовут маму-курочку)  Мама, мама, мы пойдём солнышко искать!

Курочка: Да разве вы знаете, где солнышко живёт?

Цыплята: Мы не знаем, а кого встретим, спросим.

Рассказчица: Собрала их наседка в дорогу, дала им с собой мешочки с крупой, зёрнами, корзинки с хлебными крошками (раздаёт цыплятам) и отправились они в путь. ( цыплята идут под музыку ) И вдруг откуда не возьмись, вылетела сорока.  (Сорока летает по залу, подлетает к цыплятам)

Срока: (тараторит) Цыплята, куда вы идёте, куда, куда  идёте?

Цыплята: Мы идём солнышко искать, три дня его на небе не видно.

Сорока: Ия пойду с вами, и  я пойду!

Цыплята: А ты знаешь, где солнышко живёт?

Сорока: Я не знаю, а может заяц знает, он здесь рядом живёт, под большой сосной.

Цыплята: Отведи нас пожалуйста к зайцу!

Рассказчица: И повела сорока цыплят к зайцу (под музыку сорока летит впереди цыплята идут за ней)  Подошли они к большой сосне, а заяц увидел, что к нему гости идут, (выполняет движения по тексту )выскочил,

 поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

Цыплята: Заяц, заяц, ты знаешь, где солнышко живёт?

Заяц:  Я не знаю, может утка знает, она в болоте живет, здесь не далеко.

Цыплята: Отведи нас пожалуйста к утке.

Рассказчица: И повёл всех заяц к утке. Заяц впереди скачет, дорогу показывает, сорока за ним летит, цыплята следам идут, не отстают.

Подошли они к болоту, стали все вместе утку звать.

Цыплята, сорока, заяц: Утка, утка, ты дома или нет?

Утка: Дома, дома, три дня не могу просохнуть (выходит переваливаясь)

Три дня солнышка не видно.

Цыплята: А мы солнышко идём искать, та не знаешь где солнышко живёт?

Утка: Я не знаю, может ёжик знает, он под дубом живёт.

Цыплята: Отведи нас пожалуйста к ёжику!

Рассказчица: И отправились они все вместе к ёжику ( идут под музыку с характерными движениями)

Наконец подошли они к большому дубу. А ёж сидел под дубом и дре5мал.

Цыплята: Ёжик, ёжик ты знаешь где солнышко живёт?

Ёжик: ( просыпаясь)  Знаю, солнышко живёт за большой горой, а гора за лесом.

Цыплята: Отведи нас пожалуйста к солнышку!

Рассказчица: Взял ёжик палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать.  (зверята идут под музыку передавая характер  движениями)

Рассказчица: Долгой и трудной была дорога, наконец, подошли они к большой горе, стали солнышко звать. Цыплята запищали, сорока затрещала, заяц лапами захлопал, утка закрякала, ёжик палочкой застучал и все вместе закричали..

Все: Солнышко, вёдрышко, выгляни, высвети

Рассказчица: Не услышало солнышко, тогда зверята и цыплята забрались на большое облако, обнялись они покрепче, чтобы не упасть и полетели к самой вершине горы. ( под музыку Э. Григ « Утро»)

Стали они снова солнышко звать (повторяют)

Солнышко: Кто здесь кричит? Кто мне спать мешает?

Цыплята: Это мы, цыплята!

Сорока: Это я, сорока!

Заяц: Это я, заяц!

Утка: Это я, утка!

Ёжик: Это я, ёжик!

Все: Пришли тебя будить - утро настало!

Солнышко: Ох, ох, да как мне на небо выглянуть, три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла, я теперь и заблестеть не могу…

Рассказчица: Услыхал про это заяц, схватил ведро и за водой побежал, утка водой стала солнце умывать, сорока полотенцем вытирать, ёжик колючей щетинкой начищать. А цыплята стали с солнышка соринки сдувать                  ( движения в соответствии с текстом)

Выглянуло солнце чистое, да ясное, (солнышко появляется под мкуз. «Утро») повсюду стало светло и тепло.

Вышла курочка на солнышко погреться, всем старо радостно и весело.

(Под весёлую музыку зверята танцуют парами)

Рассказчица: В театре есть такой закон, артист выходит на поклон.

                      Надо чтобы зритель знал, кто какую роль играл.

               (представляет детей участвовавших в постановке. Предлагает детям спеть песню.)

 

Заключительная песня  (сл. Т.М. Корюкиной)

 

Солнце однажды за тучей скрылось, стало совсем темно.

Очень не весело и тоскливо, если не светит оно.

Дружно решили тогда цыплята, солнышко надо искать,

Смелых цыплят собрала в дорогу добрая курочка мать.

 

Припев: Солнышко ты проснись, солнышко появись

               Ярким лучом золотым и ясным с неба нам улыбнись.

 

Верных друзей повстречали цыплята, вместе отправились в путь.

Утке с Сорокой и Зайцу тоже солнце хотелось вернуть.

И пусть никто не знал сначала солнышко где ты живёшь,

Всем указал дорогу добрый, старенький дедушка ёж.

Припев:

                                                         

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010