Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова»

Автор:
Жамойда Людмила Николаевна

Аннотация:

Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».

 

Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Апача,  Усть-Большерецкий район, Камчатский край.

 

Совместная игровая деятельность детей подготовительной группы и их родителей посвящена изучению творчества камчатского писателя Виктора Евдокимова. Рассказы  писателя обогащают детей впечатлениями, воспитывают  интерес и любовь к родному краю, расширяют представления о животном и растительном мире.

 

Статья:

Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».

Конспект совместной коррекционно-игровой деятельности детей подготовительной группы компенсирующей направленности и родителей  по ознакомлению с художественной литературой.

 

 

Сведения об авторе:

Л.Н. Жамойда

Учитель-логопед высшей квалификационной категории.

МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида»,  с.Апача, Усть-Большерецкий район,  Камчатский край.

 

Аннотация статьи

Совместная игровая деятельность детей подготовительной группы и их родителей посвящена изучению творчества камчатского писателя Виктора Алексеевича Евдокимова. Рассказы этого писателя способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к родному краю, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость.

 

Ключевые слова

Малая родина, рассказ, писатель, художественная литература, загадки.

 

 

Литературная гостиная «По страницам рассказов Виктора Евдокимова».

 

Цель: Воспитание любви к малой родине, приобщение к чтению художественной литературы через знакомство с творчеством Виктора Алексеевича Евдокимова.

 

Программные задачи: 

1. Познакомить детей с творчеством В. Евдокимова. Развивать речевые способности детей.

2. Развивать творческие способности, воображение детей.

3. Воспитывать интерес к читательской деятельности.

4. Воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, сотрудничество.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, коммуникативно - личностное развитие.

 

Организация развивающей среды: портрет В. Евдокимова, оформление выставки  книг, иллюстрации к произведениям, рисунки детей к рассказам писателя.

 

Ход занятия

 

Ι. Организационный момент. Инициация. Активный метод обучения - энергизатор «Дружная группа». ( Дети находятся в «Игровом центре», стоят в свободном порядке).

Учитель-дефектолог: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Я с вами, кто со мной?» При этом педагог показывает большой палец правой руки. Любой ребёнок подходит и берётся левой рукой за палец педагога и говорит: «Я!» - и, показывая большой палец правой руки, продолжает: «Кто со мной?». Подобным образом все дети цепляются друг за друга. Как только все дети встали в круг, они все вместе повторяют слова:

 

И я, и я, и я –

Группа дружная моя!

Мы играем, не кричим,

- Здравствуйте! - всем говорим.

 

 

ӀӀ. Основная часть.

  1. 1.               Введение в тему занятия. Активный метод обучения - «Письмо».

СЛАЙД 2.

(Дети находятся в «Игровом центре». Звучит аудиозапись – звук ветра).

 

Учитель-дефектолог: «Ребята, вы слышите звук? Что это? (Ветер). Что он нам принес? (Письмо). Давайте прочитаем!»

СЛАЙД 3.

 

Учитель-дефектолог читает текст письма: «Здравствуйте, ребята.Мне сообщили, что вы изучаете свою малую родину, читаете мои рассказы. Мне очень приятно. Буду рад встретиться с вами. Я придумал вам интересные задания. Уверен, что вы с ними справитесь. Желаю успехов. В. Евдокимов».

 

- Учитель-дефектолог: «Ребята, давайте мы с вами сядем удобнее  и побеседуем». (Дети садятся).

 

  1. 2.               Сообщение темы занятия.

СЛАЙД 4.

Учитель-дефектолог: «Ребята, кто такой Виктор Алексеевич Евдокимов? Правильно, это  известный камчатский писатель, журналист, почетный житель нашего района. Много лет он прожил в Усть-Большерецком районе и даже несколько лет жил в нашем селе Апача. Виктор Алексеевич – член Союза писателей России, лауреат Государственной премии Камчатского края в области литературы; 2015 год в России указом президента объявлен Годом литературы. Наше сегодняшнее мероприятие мы проводим в рамках Года литературы и посвящаем юбилею Усть-Большерецкого района».

 

  1. 3.               Викторина по книге «Походы за околицу».

СЛАЙД 5.

Учитель-дефектолог: «Для Виктора Алексеевича  очень дорого наше село. В Старой Апаче прошло детство писателя. Свои детские годы он описал в книге «Походы за околицу», которую вы  читали вместе с родителями. Виктор Алексеевич приготовил нам интересные задания по этой книге».

 

3.1.Игра «Найди половинку».

Учитель-дефектолог: «А чтобы нам интересно было выполнять задания, давайте разделимся  на команды и посоревнуемся друг с другом». (У детей разрезанные на 2 части картинки-иллюстрации к рассказам В. Евдокимова. Дети находят свою половинку и делятся на 2 команды).

 

3.2.Представление команд. Название, девиз, капитан.

 

СЛАЙД 6.

  • Команда «Книголюбы». Девиз: «С книгой жить – век не тужить».
  • Команда «Читай-ка». Девиз: «Будешь книги читать – будешь много знать».

 

Дефектолог: «Вы готовы выполнять задания, которые нам приготовил В. Евдокимов? Тогда начинаем нашу игру».

 

СЛАЙД 7.

Конкурс 1). БЛИЦ-ОПРОС.(Вопросы задаются по очереди каждой команде).

СЛАЙД 8.

  • В каком году родился писатель? (В 1935 г.)
  • Где родился В. Евдокимов? (с. Усть-Большерецк).
  • Где прошло детство писателя? (с. Старая Апача).
  • В каком селе он закончил 7 классов? (с. Кавалерское).
  • Чем увлекается писатель? (Охота, рыбалка, фотография).
  • Чем увлекается главный герой книги «Походы за околицу»? (Любит бывать в кузнице, на конюшне, на речке).
  • Сколько книг написал писатель? (Четыре).
  • Как называется первая книга Виктора Евдокимова? (В царстве багрового солнца).
  • Где сейчас проживает писатель? (с. Сосновка).
  • Как называется последняя книга писателя? (Походы за околицу).

 

Конкурс 2). «ВСПОМИНАЙ-КА» (Из какого рассказа отрывок?)

СЛАЙД 9.

  • - Пойду я , сынок, на тот берег. Смотри, весь кижуч там сбился.

-Мама, холодно, же, вон уже вечереет, домой пора собираться. (Рассказ «Скороспелая молва»).

 

  • Одну за другой стала проедать ржа наши кастрюли. Мать затыкала дырки тряпками, тряпки прогорали, а дырок становилось все больше и больше. (Рассказ «Опять кузницей пропах»).

 

Конкурс 3. «УГАДАЙ-КА». (Угадай рассказ по иллюстрации).

СЛАЙД 10.

 

  • Рассказ «Неслыханное дело». СЛАЙД 11.
  • Рассказ «Ночной рыболов». СЛАЙД 12.
  • Рассказ «Жалко, цепь пропадет». СЛАЙД 13.
  • Рассказ «Спор». СЛАЙД 14.  

 

  1. 4.       Физминутка. СЛАЙД 15.

 

Конкурс 5).»Заморочки из бочки». СЛАЙД 16.

 

а) Из какого рассказа этот герой или предмет?

  • Ведро без ушка. (Рассказ «Опять кузницей пропах»).
  • Сапоги-бродни. (Рассказ «Нащупал рыбы на уху»).
  • Черемша.  (Рассказ «Метка от тупика»).
  • Пирожок.  (Рассказ «Пирожок с морковкой»).

 

б) Название какой рыбы встречается в рассказах В. Евдокимова?

  • Хариус (Рассказ «Бабушкина просьба»)
  • Кумжа (Рассказ «Рыба в платьице в горошек»)
  • Голец, нерка, горбуша (Рассказ «Первая вылазка»).

 

в) Вопросы капитанам команд.

  • Чем ловили рыбу рыбаки в рассказе «Улово»? (сачком)
  • Чем ловил рыбу главный герой в рассказе «Нащупал рыбы на уху»? (руками).

 

Конкурс 6. Загадки Виктора Евдокимова. СЛАЙД 17.

  • Очень подвижен он, быстрый и ловкий,

Гибкий такой, с аккуратной головкой.

Юркнул под снег, а где выйдет, узнай.

Белый, как заяц, зовут …(горностай).

 

  • Встретить их можно везде на Камчатке:

В тундре, на сопке, на речке, в распадке.

Почки для них тальниковые сладки.

Как же зовут этих птиц?...  (куропатки).

 

  • След к следочку, след к следочку.

По пороше ровной строчкой.

Может каждому приснится,

Ведь ходила здесь…(лисица).

 

  • Кто на лыже на одной

Здесь катался как шальной?

Вон как круто повернул,

В воду с берега нырнул.

Будто вовсе без ума, Ведь на улице зима.

Кто игру такую выбрал7

Что за зверь? Конечно… (выдра).

 

Конкурс 7.Черный ящик. СЛАЙД  18.

  • Этот предмет, который главный герой потерял в первый же выход в лес, оставил метку на пальце мальчика. (Ножик).
  • Эти предметы  заставляли мальчика много раз по дороге домой то падать на колени, то плюхаться в воду как поросенок. (Камни в воде)

 

Конкурс 8. «Разрезные картинки». СЛАЙД 19. (команды собирают разрезные картинки).

  • Рассказ «Полеты не во сне».
  • Рассказ «Непокорный Циклон».

 

Конкурс 9.  «Художники». СЛАЙД 20.(Дети комментируют свои рисунки и поделки, выполненные дома с родителями).

 

Конкурс 10. «Театральный». СЛАЙД  21.

а) Задание для детей и родителей.

Драматизация отрывка из рассказов В. Евдокимова

  • Рассказ «Бабушкина просьба».
  • Рассказ «Пропеллер на память».

 

б). Задание для гостей.

Составление синквейна, характеризующего  команды детей и родителей на занятии.

 

Синквейн - творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)

5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом).

 

11. Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.

 

ӀΙӀ. Итог занятия.

3.1. Сюрпризный момент.

Учитель-дефектолог:

- Понравились ли вам рассказы Виктора Алексеевича Евдокимова?

- Чему они посвящены?

- Чему они учат нас с вами?

- Какие конкурсы понравились вам больше всего?

Учитель-дефектолог: «Ребята, Виктор Алексеевич прислал нам не только задания, но и посылку. Давайте посмотрим, что там есть. (Дети находят в посылке конфеты).

 

3.2. Активный метод обучения - энергизатор «Дружная группа». ( Дети находятся в «Игровом центре», стоят в свободном порядке).

Учитель-дефектолог: «Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли и выполняли задания. Я обязательно напишу Виктору Алексеевичу об этом и расскажу, какие вы молодцы. Вы вместе с родителями прочитали много рассказов писателя».

Учитель-дефектолог: «Я с вами, кто со мной?» (Описание игры смотрите в начале занятия).

 

Дети: «И я, и я, и я –

Группа дружная моя!

Мы играем, не кричим,

- До свидания! - всем говорим».

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010