Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок.

Автор:
Жамойда Людмила Николаевна

Аннотация:

Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок. 

(Конспект занятия по развитию связной речи в старшей  группе компенсирующей направленности).

 

Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.

 

Цель данного занятия - закрепить навык подробного пересказа текста у дошкольников с задержкой психического развития с опорой на серию сюжетных картинок. На протяжении занятия дети учатся  задавать проблемные и поисковые  вопросы. Многие задания способствуют  развитию речеслуховой  памяти, активизации мыслительной деятельности, формированию навыка речевого самоконтроля. Занятие, построенное в игровой форме, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к домашним животным.

 

 

Статья:

Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок. 

(Конспект занятия по развитию связной речи в старшей  группе компенсирующей направленности).

 

 

Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.

 

 

Цели:  Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепить навык подробного пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  2. Научить ребенка задавать проблемные и поисковые  вопросы, способствовать тому, чтобы вопросы были более осмысленными.

 

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать речеслуховую память.
  2. Активизировать мыслительную деятельность.
  3. Формировать навык речевого самоконтроля.

 

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.

 

Оборудование:

 

  1. Диктофон.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.

 

Демонстрационный материал:

 

  1. «Электронное» письмо  от Незнайки
  2. Презентация к занятию.
  3. Сказка В.Сутеева «Три котенка».

 

  Раздаточный материал:

  1. Серии предметных картинок к сказке (5 экземпляров).
  2. Шапочки-маски мышей.

 

Ход занятия.

 

I. Организационный момент.  Звуковое сообщение.

(Логопед сообщает детям, что им  пришло звуковое сообщение и включает диктофон. Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Витя.  Я учусь в первом классе. Мне задали  прочитать сказку, а мой младший брат зачеркнул некоторые  слова, и я ничего не могу понять. Помогите мне. Высылаю вам электронное письмо с текстом сказки»).

 

Логопед: «Ребята, поможем мальчику Вите? Давайте включим компьютер и попробуем прочитать сказку». (Логопед предлагает  детям сесть за столы).

 

II. Основная часть.

 

1. Чтение текста в деформированном варианте (пропуск слова котята).

(На экране размещен текст,  отрывок из сказки В. Сутеева «Три котенка» с зачеркнутым словом котята).

 

Жили три ...: черный, серый, белый. Три ...: черный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой, ... за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых ... .

 

2. Беседа по содержанию сказки.

 

Логопед: «О ком эта сказка?».

Дети: «Эта сказка о котятах».

Логопед: «Как вы догадались?».

(Дети высказывают свои предположения).

Логопед: «Какое слово зачеркнул брат Вити?»

Дети: «Он зачеркнул  слово котята».

Логопед: «Правильно, ребята. Эта сказка о трех котятах. (Слайд 1).

 

 

 

Рис. 1. Три котенка.

 

Логопед: «А написал эту сказку  детский писатель Владимир Сутеев». (Слайд 2).

 

 

Рис. 2.  Владимир Сутеев.

 

Логопед: «Ребята, вам понравилась сказка? Но Витя еще просит, чтобы мы помогли ему выполнить задания к сказке, потому что он сам затрудняется. Поможем ему?» (Дети отвечают).

 

Логопед: «Кого увидели котята?»

Дети: «Котята увидели мышку». (Слайд 3).

 

 

 

Рис.3. Котята увидели мышку.

 

         Логопед: «Что они сделали?»

Дети: «Котята бросились за ней». (Слайд 4).

 

 

Рис. 4. Котята гонятся за мышкой.

 

Логопед: «Куда прыгнула мышка?»

Дети: «Мышка прыгнула в банку с мукой». (Слайд 5).

 

 

Рис.5. Мышь прыгнула в банку с мукой.

 

Логопед: «Что случилось с котятами?»

Дети: «Они тоже полезли в банку с мукой».

Логопед: «Что произошло дальше?»

Дети: «Мышь убежала». (Слайд 6).

 

 

Рис. 6. Мышь убежала.

 

Логопед: «Как изменились котята?»

Дети: «Они стали белыми». (Слайд 7).

 

Рис.7. Котята стали белыми.

 

Логопед: «Почему котята стали белыми?»

Дети: «Они испачкались в муке».

Логопед: «Ребята, а могут ли котята, испачкавшись в муке, стать белыми? (Предположения детей). Давайте мы с вами проверим.

 

3. Опыт «Свойства муки».

 

(Логопед вместе с ребятами отправляется в центр экспериментирования и проводит опыт с мукой. Дети помещают в банки с мукой игрушки котят черного, серого и белого цвета, наблюдают за изменением цвета и делают выводы).

 

4. Повторное чтение текста. Выкладывание  серии сюжетных картинок.

 

(Логопед раздает каждому ребенку серию сюжетных картинок к сказке. Затем читает текст, а дети по ходу чтения раскладывают картинки в логической последовательности. При чтении логопед преднамеренно допускает смысловые неточности, а дети исправляют ошибки логопеда).

 

Жили три котенка: черный, серый, розовый. Три котенка: черный, серый и белый увидели кузнечика и бросились за ним. Мышь прыгнула в банку с водой, котята за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых щенка.

 

5. Самопроверка.

        Логопед: «А теперь посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы разложили картинки». (Слайд 8).

 

 

Рис.1.

 

          

Рис. 3.                                  Рис.4.                                     Рис.5.

      

Рис.6.                                    Рис.7.

 

7. Музыкальная физминутка «Мышка».

 

Мышка в гору поднялась,

Посмотреть, который час.

А часы пробили: «Бом!».

Мышь скатилась кувырком.

 

Мышка в гору поднялась,

Посмотреть, который час.

А часы пробили: «Бом! Бом!».

Мышь скатилась кувырком.

 

Мышка в гору поднялась,

Посмотреть, который час.

А часы пробили: «Бом! Бом! Бом!».

Мышь скатилась кувырком.

 

 (Руки детей «превращаются в мышей» и «карабкаются» по туловищу вверх,  задерживаются на голове, затем скатываются, словно мышка,  вниз.  Движения выполняются под музыку).

 

8. Работа с серией сюжетных картинок.

 

Логопед: «Ребята, давайте немного отдохнем, закроем глазки и представим наших котят». (Дети закрывают глаза, а логопед меняет картинки местами).

 

Игра «Что с чем поменялось местами».

 

Логопед: «Пока мы отдыхали, мышка напроказничала у нас. Посмотрите, все ли правильно?» (Дети меняют картинки местами и комментируют выполненное задание)

 

Игра «Чего не стало» (Логопед убирает по одной картинке у каждого ребенка, дети говорят, какую картинку унесла мышка).).

 

9.  Пересказ сказки.

 

а) пересказ  по цепочке с опорой на полную серию предметных картинок.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей).

 

10. Игра «Вопросики».

Логопед: « Ребята, сейчас мы с вами поучимся задавать  вопросы. Поможет мне Лена. Лена, спроси у меня о том, что делала мышь, когда ее увидели котята. (Девочка спрашивает).
Логопед: «Когда котята увидели мышь,   она сидела в уголке и грызла зернышко».

Логопед: « Этот же вопрос Лена задаст любому из вас, но нужно ответить по-другому, не так как я ответила».
Лена: « Коля, что делала мышь, когда ее увидели котята?»
Коля: «Мышь  пробегала вдоль стеночки».
Логопед: «Коля ответил по-другому, он справился с заданием». 

(Дети задают друг другу вопросы со словами:  какие? Кого? Куда? За кем? Откуда? Почему? Например: Кого увидели котята? Куда прыгнула мышка? и т. д.).

  1. Игра «Бюро добрых услуг».

 

Детям предлагаются различные ситуации для анализа:

 

а) котенок залез на дерево и не может слезть;

б) на маленького котенка хочет напасть злая собака;

в) на улице мяукает голодный котенок.

 

(Дети высказывают свое мнение и предлагают, какую помощь они могут оказать котенку  в каждой ситуации).

 

III. Итог занятия.

 

Логопед: «Чем мы сегодня занимались на занятии?»

Дети: «Мы пересказывали сказку о котятах».

Логопед: «Какие приключения с ними произошли?» (Ответы детей).

Логопед: «Что вам понравилось на занятии?» (Ответы детей).

Логопед: «Ребята, Витя очень обрадуется, что мы  смогли прочитать сказку  и выполнить все задания. Я обязательно отправлю  ему текст сказки  электронным письмом. Вы – молодцы, очень хорошо сегодня занимались ».

 

Использованная литература:

  1. 1.     Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Астрель, 2007.
  1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Часть 1-2. Под ред. С.Г.Шевченко.  М.: Школьная пресса, 2004.
  2. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1991.
  3. Сутеев В.Г. Сказки-мультфильмы В.Сутеева. ООО «Издательство Астрель», М., 2006.
  4. Ткаченко Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П., Детство-пресс, 1998.
  5. Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
  6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.
  7. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М., Школьная пресса, 2005г.

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010