Автор:
Жамойда Людмила Николаевна
Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок.
(Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности).
Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.
Цель данного занятия - закрепить навык подробного пересказа текста у дошкольников с задержкой психического развития с опорой на серию сюжетных картинок. На протяжении занятия дети учатся задавать проблемные и поисковые вопросы. Многие задания способствуют развитию речеслуховой памяти, активизации мыслительной деятельности, формированию навыка речевого самоконтроля. Занятие, построенное в игровой форме, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, способствует воспитанию бережного, заботливого отношения к домашним животным.
Статья:
Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка» с опорой на серию сюжетных картинок.
(Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности).
Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.
Цели: Коррекционно-образовательные:
- Закрепить навык подробного пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок.
- Научить ребенка задавать проблемные и поисковые вопросы, способствовать тому, чтобы вопросы были более осмысленными.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речеслуховую память.
- Активизировать мыслительную деятельность.
- Формировать навык речевого самоконтроля.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование:
- Диктофон.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал:
- «Электронное» письмо от Незнайки
- Презентация к занятию.
- Сказка В.Сутеева «Три котенка».
Раздаточный материал:
- Серии предметных картинок к сказке (5 экземпляров).
- Шапочки-маски мышей.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Звуковое сообщение.
(Логопед сообщает детям, что им пришло звуковое сообщение и включает диктофон. Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Витя. Я учусь в первом классе. Мне задали прочитать сказку, а мой младший брат зачеркнул некоторые слова, и я ничего не могу понять. Помогите мне. Высылаю вам электронное письмо с текстом сказки»).
Логопед: «Ребята, поможем мальчику Вите? Давайте включим компьютер и попробуем прочитать сказку». (Логопед предлагает детям сесть за столы).
II. Основная часть.
1. Чтение текста в деформированном варианте (пропуск слова котята).
(На экране размещен текст, отрывок из сказки В. Сутеева «Три котенка» с зачеркнутым словом котята).
Жили три ...: черный, серый, белый. Три ...: черный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой, ... за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых ... .
2. Беседа по содержанию сказки.
Логопед: «О ком эта сказка?».
Дети: «Эта сказка о котятах».
Логопед: «Как вы догадались?».
(Дети высказывают свои предположения).
Логопед: «Какое слово зачеркнул брат Вити?»
Дети: «Он зачеркнул слово котята».
Логопед: «Правильно, ребята. Эта сказка о трех котятах. (Слайд 1).
Рис. 1. Три котенка.
Логопед: «А написал эту сказку детский писатель Владимир Сутеев». (Слайд 2).
Рис. 2. Владимир Сутеев.
Логопед: «Ребята, вам понравилась сказка? Но Витя еще просит, чтобы мы помогли ему выполнить задания к сказке, потому что он сам затрудняется. Поможем ему?» (Дети отвечают).
Логопед: «Кого увидели котята?»
Дети: «Котята увидели мышку». (Слайд 3).
Рис.3. Котята увидели мышку.
Логопед: «Что они сделали?»
Дети: «Котята бросились за ней». (Слайд 4).
Рис. 4. Котята гонятся за мышкой.
Логопед: «Куда прыгнула мышка?»
Дети: «Мышка прыгнула в банку с мукой». (Слайд 5).
Рис.5. Мышь прыгнула в банку с мукой.
Логопед: «Что случилось с котятами?»
Дети: «Они тоже полезли в банку с мукой».
Логопед: «Что произошло дальше?»
Дети: «Мышь убежала». (Слайд 6).
Рис. 6. Мышь убежала.
Логопед: «Как изменились котята?»
Дети: «Они стали белыми». (Слайд 7).
Рис.7. Котята стали белыми.
Логопед: «Почему котята стали белыми?»
Дети: «Они испачкались в муке».
Логопед: «Ребята, а могут ли котята, испачкавшись в муке, стать белыми? (Предположения детей). Давайте мы с вами проверим.
3. Опыт «Свойства муки».
(Логопед вместе с ребятами отправляется в центр экспериментирования и проводит опыт с мукой. Дети помещают в банки с мукой игрушки котят черного, серого и белого цвета, наблюдают за изменением цвета и делают выводы).
4. Повторное чтение текста. Выкладывание серии сюжетных картинок.
(Логопед раздает каждому ребенку серию сюжетных картинок к сказке. Затем читает текст, а дети по ходу чтения раскладывают картинки в логической последовательности. При чтении логопед преднамеренно допускает смысловые неточности, а дети исправляют ошибки логопеда).
Жили три котенка: черный, серый, розовый. Три котенка: черный, серый и белый увидели кузнечика и бросились за ним. Мышь прыгнула в банку с водой, котята за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых щенка.
5. Самопроверка.
Логопед: «А теперь посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы разложили картинки». (Слайд 8).
Рис.1.
Рис. 3. Рис.4. Рис.5.
Рис.6. Рис.7.
7. Музыкальная физминутка «Мышка».
Мышка в гору поднялась,
Посмотреть, который час.
А часы пробили: «Бом!».
Мышь скатилась кувырком.
Мышка в гору поднялась,
Посмотреть, который час.
А часы пробили: «Бом! Бом!».
Мышь скатилась кувырком.
Мышка в гору поднялась,
Посмотреть, который час.
А часы пробили: «Бом! Бом! Бом!».
Мышь скатилась кувырком.
(Руки детей «превращаются в мышей» и «карабкаются» по туловищу вверх, задерживаются на голове, затем скатываются, словно мышка, вниз. Движения выполняются под музыку).
8. Работа с серией сюжетных картинок.
Логопед: «Ребята, давайте немного отдохнем, закроем глазки и представим наших котят». (Дети закрывают глаза, а логопед меняет картинки местами).
Игра «Что с чем поменялось местами».
Логопед: «Пока мы отдыхали, мышка напроказничала у нас. Посмотрите, все ли правильно?» (Дети меняют картинки местами и комментируют выполненное задание)
Игра «Чего не стало» (Логопед убирает по одной картинке у каждого ребенка, дети говорят, какую картинку унесла мышка).).
9. Пересказ сказки.
а) пересказ по цепочке с опорой на полную серию предметных картинок.
б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей).
10. Игра «Вопросики».
Логопед: « Ребята, сейчас мы с вами поучимся задавать вопросы. Поможет мне Лена. Лена, спроси у меня о том, что делала мышь, когда ее увидели котята. (Девочка спрашивает).
Логопед: «Когда котята увидели мышь, она сидела в уголке и грызла зернышко».
Логопед: « Этот же вопрос Лена задаст любому из вас, но нужно ответить по-другому, не так как я ответила».
Лена: « Коля, что делала мышь, когда ее увидели котята?»
Коля: «Мышь пробегала вдоль стеночки».
Логопед: «Коля ответил по-другому, он справился с заданием».
(Дети задают друг другу вопросы со словами: какие? Кого? Куда? За кем? Откуда? Почему? Например: Кого увидели котята? Куда прыгнула мышка? и т. д.).
- Игра «Бюро добрых услуг».
Детям предлагаются различные ситуации для анализа:
а) котенок залез на дерево и не может слезть;
б) на маленького котенка хочет напасть злая собака;
в) на улице мяукает голодный котенок.
(Дети высказывают свое мнение и предлагают, какую помощь они могут оказать котенку в каждой ситуации).
III. Итог занятия.
Логопед: «Чем мы сегодня занимались на занятии?»
Дети: «Мы пересказывали сказку о котятах».
Логопед: «Какие приключения с ними произошли?» (Ответы детей).
Логопед: «Что вам понравилось на занятии?» (Ответы детей).
Логопед: «Ребята, Витя очень обрадуется, что мы смогли прочитать сказку и выполнить все задания. Я обязательно отправлю ему текст сказки электронным письмом. Вы – молодцы, очень хорошо сегодня занимались ».
Использованная литература:
- 1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Астрель, 2007.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Часть 1-2. Под ред. С.Г.Шевченко. М.: Школьная пресса, 2004.
- Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М., 1991.
- Сутеев В.Г. Сказки-мультфильмы В.Сутеева. ООО «Издательство Астрель», М., 2006.
- Ткаченко Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П., Детство-пресс, 1998.
- Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина.- 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.
- Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М., Школьная пресса, 2005г.