Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Коррекционная педагогика / Инновации в воспитании и обучении
Основные направления коррекции речевого недоразвития и реализацией коррекционной программы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
Автор: Волкова Татьяна Анатольевна

Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи.. Учитывая значимость овладения речью, а также недостаточную разработанность вопроса о механизмах и путях коррекции речевого недоразвития у детей с нарушением зрения позволяют считать эту проблему актуальной. Цель написания данной статьи обоснование основных направлений логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с нарушением зрения. Задача исследования:-теоретически обосновать изучение лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;Практическая значимость. Разработанные направления коррекции речевого недоразвития будет способствовать совершенствованию практики дошкольного воспитания, развитию познавательной деятельности, готовности к школьному обучению.

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений и преодолению недостатков в развитии неязыковых функций и процессов у детей дошкольного возраста
Автор: Чубаева Марина Михайловна

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором модель обучения призвана гармонизировать процесс развития всех сторон личности ребенка-дошкольника, создать благоприятную базу для успешного обучения в школе.Цель Осуществление помощи дошкольникам с нарушениями речи в овладении необходимыми знаниями, умениями для успешного обучения в школе.Задачи: Формировать и развивать личность ребенка с речевыми недостатками в целом. Корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз. Модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. Установить преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Создание условий для социализации дошкольников с патологией зрения на занятиях по ориентировке в пространстве в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида
Автор: Шатрова Инесса Владимировна

Одной из главных задач МДОУ компенсирующего вида является формирование у детей социально-адаптивного поведения. Социально-адаптивное поведение позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях. Социализация включает познание ребёнком социальной действительности, овладения навыками практической, индивидуальной и групповой работы. По словам Е.Н. Подколзиной, социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование знаний, умений и навыков, являющихся прочной основой для дальнейшей успешности в школе.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через проектную деятельность
Автор: Липатова Нина Ивановна

Модернизация образования на современном этапе смещает акценты с развития личности исполнителя на развитие активной личности, что требует переосмысления не только того, как и чему учить детей, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать знания, но и сделать процесс преобразования этих знаний для каждого ребенка легкоусвояемым, интересным и эффективным. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.    Одним из перспективных методов, способствующих решению развитию личности учащихся, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов – это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.  В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевают их /интуитивно, с помощью сложившихся привычек и умений, посредством применения новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели/. Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу на благо самих себя и других людей. Проект – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. С помощью проекта мы создаём условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Педагогическим результатом проекта является, прежде всего, сама деятельность. Воспитанники что-то делали, у них родилось множество замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолевали их, узнали много нового, использовали свои знания. Проектный метод позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.   Существенной особенностью проектной методики работы с детьми школы – интерната заключается в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности.  Поэтому значительно возрастает роль взрослого в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, педагог подталкивает и направляет ребят к решению проблемы задуманного содержания. Познание ближайшего окружения превращается в захватывающий, интереснейший процесс на основе совместного с взрослым «открытием мира». Но и здесь исключительное место занимают отношения «ребёнок – взрослый», которые строятся на соучастии, сотворчестве. Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребенка. Ведь «интересно то, что интересно». Роль педагога в работе над проектом заключается в помощи ученикам, в поиске нужных источников, он сам может являться источником информации, координировать и направлять процесс, поощрять учащихся, поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Взрослый мотивирует деятельность учащихся. Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом. Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, считаться с мнением партнера, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Велика роль в воспитании учащихся использование фольклора. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей. Сказки помогают воссоздать черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют её сжатость и мудрость. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младших школьников актуальны  и очень важны.

Определение школьной зрелости детей подготовительного к школе возраста.
Автор: Букреева Надежда Ивановна

Определение школьной зрелости детей подготовительного к школе возраста.     Актуальность проблемы школьной зрелости детей подготовительного к школе возраста обусловлена рядом причин. В их числе – реформирование российского образования, введение единых федеральных государственных требований к выпускнику, высокие ожидания результатов дошкольного, школьного образования, своевременное определение адекватных условий для развития ребёнка. В данной статье представлена методика определения школьной зрелости, система взаимодействия специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии, ПМПконсилиумов дошкольных образовательных учреждений, центральной городской больницей города Сосновоборска Красноярского края в вопросах определения школьной зрелости выпускникам дошкольных образовательных учреждений, будущим первоклассникам.   Ключевые понятия: школьная зрелость; единые федеральные государственные требования образования; междисциплинарное, межведомственное  взаимодействие.   Авторы: Н.И. Букреева,  руководитель  ГПМПК   г. Сосновоборска, Красноярского края. Код автора: SC-4438.  В. П.  Евтушок, педагог-психолог ГПМПК г. Сосновоборска,  Красноярского края.  

Все мы разные
Автор: Мандрикова Наталья Валентиновна

Данный материал предназначен для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Целью данного классного часа является создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). Развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Знакомство  с понятием «толерантность».  Воспитание коллективизма.

Модель конспекта урока
Автор: Мосалова Ирина Александровна

Предлагаемый конспект урока был разработан мною для учащихся школы II вида. Урок составлен с использованием технологии системно-деятельностного подхода к обучению, в частности технологии продуктивного чтения.

Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность. Проект "Это всё кошки"
Автор: Липатова Нина Ивановна

Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность. Модернизация образования на современном этапе смещает акценты с развития личности исполнителя на развитие активной личности, что требует переосмысления не только того, как и чему учить детей, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Задача педагога состоит не только в том, чтобы дать знания, но и сделать процесс преобразования этих знаний для каждого ребенка легкоусвояемым, интересным и эффективным. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.    Одним из перспективных методов, способствующих решению развитию личности учащихся, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Метод проектов – это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности. Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу на благо самих себя и других людей. Проект – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. С помощью проекта мы создаём условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Педагогическим результатом проекта является, прежде всего, сама деятельность. Воспитанники что-то делали, у них родилось множество замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолевали их, узнали много нового, использовали свои знания. Существенной особенностью проектной методики работы с детьми школы – интерната заключается в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности.  Поэтому значительно возрастает роль взрослого в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, педагог подталкивает и направляет ребят к решению проблемы задуманного содержания. Познание ближайшего окружения превращается в захватывающий, интереснейший процесс на основе совместного с взрослым «открытием мира». Но и здесь исключительное место занимают отношения «ребёнок – взрослый», которые строятся на соучастии, сотворчестве. Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребенка. Ведь «интересно то, что интересно». Роль педагога в работе над проектом заключается в помощи ученикам, в поиске нужных источников, он сам может являться источником информации, координировать и направлять процесс, поощрять учащихся, поддерживать непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Взрослый мотивирует деятельность учащихся. Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом. Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя. Ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, считаться с мнением партнера, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Велика роль в воспитании учащихся использование фольклора. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей. Сказки помогают воссоздать черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют её сжатость и мудрость. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младших школьников актуальны  и очень важны. Липатова Нина Ивановна, воспитатель ГКСОУ  ВО «Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа – интернат VII вида г. Вязники».

Информационно-компьютерные технологии как повышение производительности и эффективности обучения детей с нарушениями слуха.
Автор: Тыщенко Наталья Юнызовна

АННОТАЦИЯ Автор: Тыщенко Наталья Юнызовна, сурдопедагог, учитель русского языка и литературы. Код: SC-5971 Информационно-компьютерные технологии как повышение производительности и эффективности обучения детей с нарушениями слуха. Использование информационно-компьютерных технологий – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала  детей с нарушением слуха. Применение компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Уроки с компьютерной  и мультимедийной поддержкой не могут заменить полностью традиционные формы обучения, однако помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большом объёме информационный материал.  Компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает не только объём полученной информации, но и качество её усвоения.  

Особенности развития речи ранооглохших школьников с ограниченным слуховым опытом после кохлеарной имплантации и основные направления оказания им необходимой коррекционной помощи.
Автор: Рудакова Оксана Борисовна

АННОТАЦИЯ Автор: Рудакова Оксана Борисовна, сурдопедагог. Код: SC – 5972 Особенности развития речи ранооглохших школьников с ограниченным слуховым опытом после кохлеарной имплантации и основные направления оказания им необходимой коррекционной помощи. Кохлеарная имплантация – наиболее эффективный метод оказания помощи лицам с нарушениями слуха на современном этапе, который позволяет восстановить слуховое восприятие и на его основе развивать слухоречевые возможности пациента. Однако процесс реабилитации пациентов с КИ у разной группы школьников протекает по -  разному и  на сегодня остаётся мало изученным в сурдопедагогике. А значит, особенно, привлекает внимание сурдопедагогов-практиков.

«Вспомним, братцы, россов славу!»
Автор: Баранец Анна Николаевна

Главный школьный проект 2011 – 2012 учебного года - «Вспомним, братцы, россов славу!» - разработан для воспитания у обучающихся чувства гордости, патриотизма и осознания величия своего народа. В реализации проекта принимают участие обучающиеся 10-х и 11-х классов и педагоги. Данный проект рассчитан на один год, носит исследовательский и творческий характер. Цель проекта: просвещение, воспитание современных поколений в духе патриотизма и уважения к отечественной истории, углубление знаний о прошлом своей Родины с помощью исследования и реконструкции событий 1812 года.

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет «Маленькими шагами в мир хороших манер»
Авторы: Максименко Ольга Леонидовна, Озимчук Светлана Николаевна

Проектная деятельность по формированию и развитию нравственного воспитания детей 4 -5 лет «Маленькими шагами в мир хороших манер»   Максименко О.Л. учитель-логопед Озимчук С.Н. учитель-дефектолог МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. В наши дни материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, справедливости, что ведёт к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому система нравственного воспитания дошкольника требуем переосмысления и в силу сложившихся обстоятельств, нравственное развитие должно ставиться на первое место в воспитании. В возрасте 4 – 5 лет способность осуществлять нравственный выбор складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания, который обусловлен их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.   2014-12-19   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Коррекционная педагогика, Модуль:Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ Направление: Коррекционная педагогика, Модуль : Инновации в воспитании и обучении         


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010