Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений и преодолению недостатков в развитии неязыковых функций и процессов у детей дошкольного возраста

Автор:
Чубаева Марина Михайловна

Аннотация:

Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором модель обучения призвана гармонизировать процесс развития всех сторон личности ребенка-дошкольника, создать благоприятную базу для успешного обучения в школе.
Цель Осуществление помощи дошкольникам с нарушениями речи в овладении необходимыми знаниями, умениями для успешного обучения в школе.
Задачи:
 Формировать и развивать личность ребенка с речевыми недостатками в целом.
 Корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.
 Модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.
 Установить преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Статья:

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

            Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служат залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

            Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей в определенной мере, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

            Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.  От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

            В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого,  индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

            Поэтому необходим поиск новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

            Необходимость всесторонней  и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) направлений  в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Предлагаемая комплексная, систематичная, целенаправленная коррекционная работа, направленная на каждого ребенка индивидуально, на подгрупповые занятия и рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы детского сада).

Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Цель    Осуществление помощи дошкольникам с нарушениями речи в овладении необходимыми знаниями, умениями для успешного обучения в школе.

Задачи:

Ø     Формировать и развивать личность ребенка с речевыми недостатками в целом.

Ø     Корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

Ø     Модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

Ø     Установить преемственность в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Основные направления:

Ø     Коррекция звуковой стороны речи;

Ø     Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

Ø     Формирование лексико-грамматических средств языка;

Ø     Развитие связной речи

Этапы реализации:

Ø      Организационный этап:

Ø      направлен на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Ø      Основной этап:

                    первый блок – “Звукознайка”

                    второй блок – “Словознайка”

                    третий блок – “Читайка”

Ø      Заключительный  этап:

·        качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия

·        мониторинг профессионального роста

Ожидаемые результаты:

Ø   Коррекция всех средств речи и ее основных функций.

Ø   Преемственность и сознательное включение специалистов МДОУ и  членов семьи в работу по профилактике и коррекции нарушений речи,  психических процессов, здоровья детей-логопатов.

Ø   Всесторонняя  готовность детей к школьному обучению.

Основные принципы работы:

1.      Принцип учета этиологии и механизмов речевых и зрительных нарушений.

2.      Принцип качественного и количественного анализа результатов  обследования (качественный – для построения коррекционной работы; количественный – для отслеживания динамики коррекционной работы).

3.      Принцип системности (в коррекционной работе воздействовать  на все компоненты речи).

4.      Принцип комплексности (комплексное медико-педагогическое воздействие на ребенка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса).

5.      Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка).

I.                   Организационный этап коррекционно-развивающего процесса.

1.      Стартовое психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.

2.      Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации, формулировка объектного логопедического заключения, составление индивидуальных планов коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3.      Формирование коррекционно-развивающей направленности деятельности участников коррекционно-образовательного процесса.

4.      Формирование у педагогов МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе с детьми.

5.      Формирование позитивной установки детей на участие в логопедической работе.

Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов.

Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Основная цель состоит в следующем:

  • изучение условий воспитания и развития ребенка на основе беседы с педагогом и анализа документов;
  • выявление уровня развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
  • выявление характера особенностей эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
  • оценке состояния связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления.
  • определение степени овладения компонентами языковой системы.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи, к каким последствиям такие “взаимоотношения” могут привести.

Обследование ребенка должно быть комплексным, то есть включающим как педагогическое заключение, так и медицинский диагноз.

Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания.

В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние общего недоразвития речи. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система обработки полученного при обследовании материала, результаты которой могут быть выражены в количественной форме.

В качестве инструментария диагностики речевого развития детей используется:

  • Методики обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи детей дошкольного возраста речи Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной (рекомендованы Министерством образования РФ).

Опыт в применении методики обследования устной речи детей с балльно-уровневой системой оценки показывает, что данная методика удобна для:

– диагностики;
– уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
– построения системы индивидуальной коррекционной работы;
– комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
– отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Полученная во время обследования информация фиксируется в протоколах обследования и речевых картах, которые заводятся на каждого обследуемого ребенка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.

II.                Основной этап коррекционно-развивающего процесса.

На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-речевой работе с детьми. Несмотря на значительные различия в задачах коррекционно-речевой работы, определяемых, прежде всего возрастными, речевым и индивидуально-личностными особенностями дошкольников, она, тем не менее, базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

ü      Индивидуализация;

ü      Разносторонность;

ü      Комплексность;

ü      Систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Структура программы. Программа коррекционно-логопедического обучения имеет три определенное построение, с которым необходимо подробно ознакомиться, прежде чем начинать работу по реализации программного материала. Программа состоит из трех блоков коррекционно-развивающей работы; блоки, в свою очередь, разбиты на разделы.

I блок программы “Звукознайка” подразделяется на три раздела:

1 раздел. Развитие общих речевых навыков.

2 раздел. Формирование фонематических процессов.

3 раздел. Устранение дефектов звукопроизношения.

II блок  программы “Словознайка” также подразделяется на три раздела (для удобства нумерация разделов продолжается далее):

4 раздел. Работа над слоговой структурой слова.

5 раздел. Формирование грамматического строя речи и развитие словаря.

6 раздел. Развитие связной речи.

III блок программы “Читайка” включает в себя заключительный раздел:

7 раздел. Обучение грамоте.

Особенности планирования коррекционной работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I блока – устранение произносительной стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации фонетико-фонематических процессов речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала II и III блоков, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи.

Работа по разделам внутри блоков протекает параллельно. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй раздел вплетается в третий. В этом разделе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука).

Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. пятый раздел вплетается в шестой. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы воспитанников, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешной подготовки к школе. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на занятиях.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся с подгруппами воспитанников с 1 октября по 15 мая.

Первый год обучения - реализация трех блоков коррекционной программы – предусматривает 63 занятия (часов), занятия проводятся два раза в неделю.

Второй год обучения - реализация трех блоков коррекционной программы - предусматривает 80 занятий (часов), занятия проводятся три раза в неделю.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения (два года) предполагает 143 занятий (часов).

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий и т.д.

Коррекционные блоки рассчитаны на дошкольный возраст детей 5-7 лет и структуру речевого дефекта.

В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Первый блок – “Звукознайка”

Задачи:

  • корригировать звуковую сторону речи;
  • развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Важным, при коррекции звукопроизношения, является учет специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии (алалия, дизартрия, и др.).

Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от сложности дефекта, и их цикличность составляет 2-5 раз в неделю.

Первый год обучения – октябрь – декабрь (31 занятия).

Второй год обучения – октябрь- декабрь (24 занятий).

Всего  55 часа.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Второй блок – “Словознайка”

Основные задачи:

  • развитие понимания устной речи;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • развитие лексической системности;
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
  • формирование диалогической формы общения;
  • формирование умений составлять короткие рассказы по картинке, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Система коррекционных занятий направлена на формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 5-7 лет с нарушением речи.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Первый год обучения – январь – март (23 занятия).

Второй год обучения – январь – март (26 занятий).

Всего 49 часов.

Данные занятия можно проводить как с подгруппой детей, а также их можно использовать при индивидуальной работе с детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

1 этап (подготовительный).

Цель этого этапа состоит в закреплении у дошкольников с нарушениями речи умения использовать однословные и двухсловные высказывания в самостоятельной речи. Первый этап включает  в себя четыре комплекса игровых приемов. [Приложение]

1.                            Установление соответствия между пиктограммой и обозначаемой лексемой.

2.                            Усвоение детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры.

3.                            Изучение грамматических категорий в структуре двухсловного высказывания.

4.                            Включение двухсловных конструкций в диалогическую речь.

При употреблении однословных конструкций используется следующий алгоритм:

1)      сопряженное проговаривание слова;

2)      показ действия детьми;

3)      предъявление пиктограммы данного слова-действия;

4)      отраженное и самостоятельное произнесение слова детьми;

5)      повторение детьми за логопедом слов, обозначающих данные предметы.

2 этап (основной).

Цель данного этапа работы заключается в формировании у дошкольников с речевой патологией умения использовать предикативные лексемы в структуре многословного высказывания. [Приложение]

Второй (основной) этап включает три игровых приема.

1.                           Овладение детьми парадигматическими и синтагматическими связями в структуре многословного высказывания.

2.                           Усвоение грамматических категорий в структуре высказываний различной длины.

3.                           Включение высказываний различной длины в диалог.

На логопедических занятиях применяются такие формы работы, которые способствуют расширению предикативного словаря. Детям предлагается:

- повторять за логопедом образцы коротких диалогов из 3 – 4 реплик;

- самостоятельно закончить заданную логопедом коммуникативную ситуацию;

- самостоятельно задавать вопросы друг другу и отвечать на них, следуя образцу, данному логопедом;

- беседовать в парах об окружающих предметах, одежде, о погоде по картинке, серии картин;

- воспроизводить диалог с изменением ситуации (беседующие меняются ролями, меняется предмет высказывания, меняется лицо, о котором говорилось)

Согласно цели основного этапа использование игровых приемов и упражнений: применение пиктографического кода с постепенным сворачиванием количества зрительных опор и выходом на самостоятельную речь; разыгрывание диалога по ролям; дополнение реплик диалога; составление многословных высказываний по «рассыпанным» пиктограммам, графической схеме позволяет детям адекватно и точно употреблять предикативные лексемы в самостоятельных высказываниях различной длины.

Третий блок – “Читайка”

Основные задачи:

  • подготовка детей к усвоению грамоты;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • развитие лексической системности;
  • устранение недостатков грамматического строя;
  • подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи

Система коррекционных занятий рассчитана на детей 6-7 лет с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи, которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, остаточная сформированность фонематических представлений, а так же у данной категории детей наблюдается отставание в лексико-грамматическом развитии. 

Коррекционная работа рассчитана в первый год обучения  на апрель (10 занятий).

Во второй год обучения на апрель – май (30 занятий).

Всего 40 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Данные занятия можно проводить как с подгруппой детей, а также их можно использовать при индивидуальной работе с детьми.

На всех этапах ведется параллельная работа по развитию высших психических функций и укреплению здоровья детей.

III.             Заключительный  этап коррекционно-развивающего процесса.

Заключительный, или итоговый этап коррекционно-речевой работы с ребенком, предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия, а у старших дошкольников дополнительно и определения общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы.

Обычно проведение итоговой психолого-педагогической и логопедической диагностики и сравнение наличных достижений, в общем, и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

Для учителя - логопеда и всего педагогического коллектива МДОУ заключительный этап означает не только оценку результативности работы с детьми, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников коррекционно-образовательного процесса. Поэтому на итоговом педагогическом совете важно объективно проанализировать данные психолого-педагогического и логопедического мониторинга в течение всего учебного года, оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов работы наметить пути ее реализации на следующий год.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010