Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Гуманитарное / Русский язык в школе
Разработка урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении».
Автор: Ушакова Татьяна Владимировна

Урок изучения новой темы разработан Татьяной Владимировной Ушаковой для учащихся 9 класса, работающих по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О. М.Александровой «Русский язык», под редакцией Н.М.Шанского.- М.: Просвещение, 2008. Урок «Понятие о бессоюзном сложном предложении» открывает большую тему «Бессоюзное сложное предложение». Занятие построено на основе использования методики «полётного» повторения (система постоянного попутного повторения изученного), проблемного обучения, игровых технологий, что позволяет эффективно изучить материал, отработать правописные навыки и подготовить учащихся к итоговой аттестации. 

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну чистых слов»
Автор: Кончакова Татьяна Михайловна

Данное внеклассное мероприятие рассчитано для школьников 5-6 классов, проведение возможно на предметной неделе. Мероприятие способствует развитию языковой культуры школьников, воспитанию бережного, вдумчивого отношения к речи. Дети учатся правильному употреблению слов, возвышается исконно-русское слово, в противовес современным обстоятельствам, когда все чаще люди стремятся к употреблению заимствованных слов, не думая, что в русском языке есть синонимы заимствованных слов, более красивые и благозвучные. Данное мероприятие воспитывает человека-патриота. Прививает любовь и уважение к родному языку как культурному   достоянию нации.

Путешествие в город Существительное
Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Урок проводился с целью систематизации знаний и умений, поэтому в его структуре присутствуют компоненты дифференциации в ходе самостоятельной работы. Структура урока отвечает следующей схеме: 1.Определение уровня знаний учащихся по изучаемой теме, формулировка задач занятия, определение вопросов для работы. 2.Систематизация материала в ходе групповой работы  и самостоятельная работа с дидактическим материалом 3.Формулировка выводов. 4.Контроль усвоенных знаний с помощью тестов. 5.Подведение итогов. При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся: групповая; работа в малых группах; индивидуальная работа; самостоятельная работа. Тестовые задания были сформулированы по типу заданий ЕГЭ. Практическая значимость работы состоит в формировании у учащихся основных навыков изучения предмета и прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Формирование орфографической грамотности
Автор: Сивцева Нарьяна Семеновна

  Формирование орфографической грамотности Автор: Сивцева Нарьяна Семеновна.             В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку  школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на уроках русского языка, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.     Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Поэтому на своих уроках я большое внимание уделяю именно орфографической грамотности. На уроке по теме «Буквы А и О в корне ЛАГ и ЛОЖ» мы должны научиться правильно писать эти буквы и правильно использовать данную орфограмму. Урок проходит в виде путешествия по стране русского языка. На этом уроке  использованы различные задания: работу с учебником, самостоятельную работу, работу по перфокартам, работу в парах. Уроки повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Имя существительное» и «Имя числительное» провожу в игровой форме, с целью проверки и анализа усвоенных знаний. Каждый урок представлен в виде презентации, что позволяет учащимся лучше усвоить и закрепить данный материал.   Сивцева Нарьяна Семеновна

Психологические закономерности формирования орфографической грамотности.
Автор: Казанцева Наталья Александровна

                                                        АННОТАЦИЯ к статье «Психологические закономерности формирования орфографической грамотности».      В данной статье поднимается актуальная проблема, встающая при изучении родного языка, -  формирования грамотной письменной речи. В начале статьи анализируется состояние исследований и научные точки зрения ученых по поводу изучения психологических механизмов орфографической грамотности.     Интересна идея немецких ученых-педагогов А. Дистерверга и Э. Бормана, пытающихся обосновать необходимость включения в процесс овладения грамотным письмом работу различных анализаторов: слуховых и зрительных.     Именно эту идею автор статьи пытается применять на своих уроках. Об этом рассказывается в конце статьи.                                            Казанцева Наталья Александровна, учитель     русского языка и литературы                                                                                                        МОКУ  «Красноусовская сош».  

Тема урока: «Спряжение глаголов»
Автор: Москвитина Татьяна Семеновна

Аннотация Тема урока: «Спряжение глаголов» Учитель: Москвитина Татьяна Семеновна МОУ СОШ №1 г. Черемхово Иркутской области Персональный код автора  SC-3737 Цели урока: 1.           Обогащать  словарный запас учащихся. 2.           Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. 3.           Развивать речевую и мыслительную деятельности. 4.           Совершенствование умений определять спряжение глаголов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  5.           Освоение алгоритма применения правила правописания гласной  в личных   окончаниях глагола.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 6.           Повторение орфографии. ·       Организационный момент, сообщение темы урока ·       Проверка домашнего задания ·       Работа с эпиграфом урока ·       Индивидуальное сообщение учащегося о глаголе ·       Проспрягать глаголы ·       Распределительный диктант ·       Самостоятельная работа ·       Работа с учебником ·       Работа с текстом ·       Рефлексия ·       Домашнее задание

Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе.
Автор: Дедюхина Галина Ивановна

Аннотация. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе. Дедюхина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 9» города  Краснотурьинска Свердловской области (код автора SC – 3758)             В данной статье особое внимание уделяется схематизации лингвистической теории, развитию творческих способностей учащихся в устной и письменной речи. Рассматривается  материал уроков русского языка в 6-7 классах. В статье содержатся конкретные примеры творческих работ учащихся.   Дедюхина Галина Ивановна

Урок-практикум по подготовке к ГИА по русскому языку с использованием ИКТ.
Автор: Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Аннотация урока-практикума по подготовке к ГИА по русскому языку с использованием ИКТ.  При подготовке девятиклассников к ГИА учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Конспект урока Мухутдиновой Н.Г. , целью которого является формирование и развитие основных компетенций, проверяемых во время ГИА, является примером одного из технологических подходов, которые могут быть использованы в процессе отработки умений и навыков выполнения тестовых заданий и написания сжатого изложения. Разработка может быть полезной учителям, готовящим учащихся не только к ГИА, но и к ЕГЭ по русскому языку.                

«Односоставные предложения. Закрепление и обобщение материала»
Автор: Бойкова Маргарита Федоровна

Данная разработка представляет собой конспект урока  обобщающего повторения в 8 классе по теме «Односоставные предложения» по программе Бабайцевой В.В. Тип урока: урок-практикум. Данный урок помогает учителю проверить знания учащихся – как теоретические, так и практические. Контроль умений и навыков осуществляется с помощью тестовых заданий, комплексного анализа текста, творческой работы - создания собственного текста. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.   Автор: Бойкова М.Ф.

«Игра как средство повышения интереса к изучению русского языка».
Автор: Петрова Елизавета Владимировна

«Игра как средство повышения интереса к изучению русского языка».      Как одно из средств повышения интереса семиклассников к урокам русского языка учитель предлагает использовать игру «Умники и умницы». Не исключает возможности, что в каждом классе есть одарённые дети, которые готовы всегда подходить творчески к проведению праздников знаний. Они под руководством учителя могут сами подготовить сценарий и даже играть роль ведущего. С помощью игры трудные вопросы грамматики усваиваются всеми учащимися легко и прочно. Класс становится сплочённее и ответственнее.   Учитель русского языка и литературы ООШ д. Самаро – Ивановка Петрова Е.В.________             

«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Автор: Махмутова Айсылу Айдашовна

 «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».                                                                                                Преподаватель: Махмутова Айсылу  Айдашовна.                                                                                                         Цели урока: познакомить учащихся с правилом употребления Ь после шипящих на конце наречий и учить применять его на практике; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать бережное и внимательное отношение к слову. Задачи: повторить правила написания Ь  после шипящих в разных частях речи; формировать умение правильно писать Ь после шипящих в наречиях; воспитывать умение чувствовать,  понимать и любить красоту родного языка. Урок проводится в разделе «Морфология и орфография». Он отражает учебный план и соответствует программе. Урок ориентирован  на усвоение новых теоретических знаний, на закрепление навыков синтаксического разбора предложения, повторение сведений о написании Ь после шипящих в разных частях речи, развитие орфографической зоркости и монологической речи учащихся.   

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) «Трудности при выполнении задания А4 ЕГЭ по русскому языку».
Автор: Белоусова Илиза Фанисовна

Автор: Белоусова Илиза Фанисовна   Место работы: МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2  с углубленным изучением отдельных предметов» Республики Татарстан Аннотация на тему: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) «Трудности при выполнении  задания  А4 ЕГЭ по русскому языку  Цели: •Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку: работа над заданиями, проверяющими уровень овладения синтаксическими нормами расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте. ◦умение использовать теоретические знания по синтаксису для грамотного письма;. ◦развитие навыков самоконтроля, необходимого для выполнения тестов; ◦помощь в преодолении трудностей в выборе вариативных конструкций; работа по развитию речи: • воспитывать чувство такта,  умение анализировать и обобщать. ◦формирование верной позиции учащегося, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями.   Год от года меняется формулировка некоторых заданий теста, то появляются, то исчезают задания по фонетике, но задания,  проверяющие уровень владения синтаксическими нормами, то есть нормами построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов, обязательно присутствуют в тесте. Особую трудность вызывает задание продолжить предложение, начинающееся с деепричастного оборота (А 4 в КИМах 2012 г.) 1.Понятие о деепричастии и о деепричастном обороте.   2.Основная часть.   3.Употребление деепричастного оборота в безличном предложении при      инфинитиве           4 Ловушка. (Случаи, когда нельзя употреблять деепричастный оборот) 5. Алгоритм действий. 6.  Разбор задания. 7.  Тренировка

«Ромашки для Маши» - повесть-сказка.
Автор: Усачева Галина Николаевна

                               «Ромашки для Маши» - повесть-сказка (1-4 главы) под редакцией Усачёвой Г.Н. Книга предназначена для учащихся 5-9 классов В живой, увлекательной форме автор рассказывает о том, как ученица 6 класса Маша изучает правила грамматики. Читатели вместе с девочкой будут изучать орфограммы, выполнять творческие задания, которые помогут им лучше осмыслить правила граммматики.  

Что такое любовь к людям? (Урок развития речи в 6-8 классах)
Автор: Данилова Людмила Валентиновна

Что такое любовь к людям? Статья Н. Акимова «Гуманность» должна привести к размышлению о том, как научиться любить людей. На уроке дети знакомятся с понятиями «гуманизм», «культура общения». Чтение текста методом «двойного дневника» поможет глубже вникнуть в раскрытие общечеловеческих ценностей. Тема эта очень актуальна, т.к. сейчас вызывает серьезную тревогу повсеместная потеря духовности. Стремлению к добыванию денег любыми способами, жить в роскоши без забот должны противостоять честь, справедливость, человеческое достоинство. Данилова Л. В. SC-3850  

Глагол. Повторение пройденного в 6 классе
Автор: Закиуллина Нурзия Накиповна

Поурочное планирование по русскому языку для 7 класса.Презентация  +конспект  урока поможет  ученикам  вспомнить  тему о  глаголе  пройденном  в  6 классе.В статью  включены упражнения,которые помогут ученикам вспомнить  спряжение,вид,наклонение глагола.Немой диктант поможет логическому  мышлению. Поурочное планирование  по русскому языку  для  5 класса.Презентация+конспект обобщающего урока по теме «Имя существительное» в-5  класс  »На предыдущих уроках дети усились определять тип  склонения имени существительного  по роду и окончанию.Данный урок является  обобщающим.Втечение всего урока используется презентация к уроку.

Обучение русскому языку в условиях многоязычия.
Автор: Ледкова Юлия Александровна

Представлены  конспекты уроков для отработки наиболее трудных для изучения звуков, детьми нерусской национальности. Показаны различные формы, приёмы обучения,  используемые на занятиях для формирования у учащихся навыков правильного русского произношения, а впоследствии грамотного письма. Конспекты уроков будут интересны всем,  кто занимается с детьми, выросшими в многоязычной среде и плохо владеющими русским языком.

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Действительные причастия прошедшего времени»
Автор: Прилепина Ирина Александровна

Цели урока: дать понятие о действительных причастиях прошедшего времени; познакомить с образованием действительных причастий прошедшего времени ;развивать аналитическое мышление, лингвистическую компетентность по теме урока, творческие способности учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать любовь к природе, внимание к слову.

Особенности игровой технологии на уроках русского языка
Автор: Бурцева Саргылана Владимировна

Человеческая культура воз­никла и                                                                         развертывается в игре, как игра.                                                                                                                                            Й.Хейзинга        Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Как заставить учеников слушать на уроке?        С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний?        Вот здесь на помощь приходит игра. У игры есть прекрасное свойство - она сама организует обучение. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика у самих учеников, родятся новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей, и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.        Она способствует развитию любознательности, помогает формированию у подростков воли, настойчивости и стремления к научному поиску, активизирует внимание и память.        «Игра - это искра, зажигающая в детях огонек пытливости», - писал выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский. Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль.

Моделирование при подготовке сочинения – рассуждения части 3 ( ЕГЭ)
Автор: Кирякова Любовь Васильевна

Моделирование при подготовке сочинения – рассуждения  части С  ЕГЭ     Автором  предложена система заданий,  направленных на  определение в исходном тексте смысловой информации,  личностной позиции по поводу  прочитанного, система заданий по композиционно – речевому оформлению  сочинения – рассуждения. Конкретные указания определяют  характер и содержание действий обучающихся по формулировке проблемы, комментарию к ней. Ориентируясь   по мере необходимости на  вопросы, обучающиеся  выбирают  из предложенного перечня слово либо словосочетание. В случае затруднения обращаются к типовым  конструкциям, используемым для выражения собственного мнения потому или иному вопросу (проблеме, комментарию проблемы, авторской позиции). Одним из наиболее продуктивных методов, весьма эффективным для формирования коммуникативной компетенции и приобретения опыта речевой деятельности, признают метод моделирования.  Как отмечает В.И.Капинос,  «коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения…, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания»  [Капинос 1994: 1]. На наш взгляд, чтобы развить чувство слова, побудить  обучающихся к созданию собственных высказываний разного уровня сложности, необходимо провести работу  по смысловому анализу исходного текста.  Продумать систему заданий по композиционно – речевому оформлению  сочинения – рассуждения.  Для совершенствования способов восприятия и анализа текста мы используем универсальную модель текста как речевого произведения. Примером модели  служит схема, составленная  Рябухиной Е.А. [Рябухина Е.А.2012]. Модель даёт возможность поработать при обучении сочинению–рассуждению над каждым из входящих в неё компонентов: смыслом текста, его строением, языковыми средствами – и объединить их на уровне вновь созданного высказывания. При обучении написанию сочинения – рассуждения мы опираемся на исследования Е.В.Архиповой. Она считает, что «важно научить видеть движение от мысли к слову и осознавать, как реализуется замысел в слове, в его движении» [Архипова 2004: 60]. Сочинение  пишется по  предложенной модели, которая носит рекомендательный характер, предполагает критическое отношение к  предложенным вариантам. Система заданий  позволяет определить  объём,  смысл, композиционное строение, синтаксическую структуру высказывания.   Сообразуясь со смыслом, учитывая стилевую принадлежность текста,  обучающиеся выбирают речевые клише   для формулировки проблемы, прямого или косвенного выражения авторской позиции, самостоятельно подбирают аргументы.  В процессе  предварительной работы  анализируют свою деятельность,   определяют, с чем были связаны трудности, создают черновой вариант сочинения–рассуждения. В результате происходит овладение опытом языковой деятельности – от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.  

Урок русского языка в 6 классе по теме «Собирательные числительные»
Автор: Мухутдинова Наталия Геннадьевна

  Урок русского языка в 6 классе по теме «Собирательные числительные» (автор Мухутдинова Н.Г.)  является попыткой проектирования учебного занятия в соответствии с системно-деятельностным подходом, который является методологической основой ФГОС нового поколения. Урок был дан как открытое занятие в рамках республиканского научно-практического семинара для руководителей образовательных учреждений Республики Татарстан по теме «Роль и функции школы-центра компетенции в электронном образовании в осуществлении задач развития профессиональных умений учителя в контексте введения ФГОС нового поколения».                                                                                                          Автор материала  __________________  Мухутдинова Н.Г.

Разработка урока развития речи в 5 классе «Путь к слову» (творческая мастерская).
Автор: Сова Людмила Алексеевна

Разработка урока развития речи  в 5 классе «Путь к слову» (творческая мастерская). Автор: Сова Людмила Алексеевна. Урок «Путь к слову» назван творческой мастерской, то есть учащиеся должны научиться первым шагам работы над сочинениям. Кроме этого целью урока было высвободить творческие силы учащихся, их интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал. Такие уроки помогут детям в дальнейшем выработать умения систематизировать отобранный материал, составлять план будущего сочинения. Использование музыки, живописи позволят детям настроиться на творческую работу. По такому принципу (применяя «Слово-магнит») учащиеся  смогут написать любое  сочинение на уроках русского языка и литературы. Проведение таких уроков – залог успешной подготовки в написании творческих работ при сдаче ЕГЭ и ГИА.

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
Автор: Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Конспект урока-практикума по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Мухутдиновой Н.Г., целью которого является развитие основных компетенций, проверяемых во время ЕГЭ, является примером одного из технологических подходов, которые могут быть использованы в процессе отработки навыков выполнения тестовых заданий (А1,А3,А4,А5,А6) и подготовки к написанию сочинения (частьС). Разработка может быть полезной учителям, готовящим учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Технология модульного обучения на уроке обобщения изученного
Автор: Кирякова Любовь Васильевна

                    Технология модульного обучения на уроке обобщения  изученного.                    Ключевые слова: интеграция, деятельностный подход; личностно-ориентированное обучение. В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметилась  тенденция к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения.      На наш взгляд, инновации, построенные на основе простого расширения содержания образования или перемещения учебных тем в различные разделы учебной программы, бесперспективны. Наше предпочтение отдаётся технологиям, направленным на выработку умения применять лингвистический материал в работе с языковыми задачами,  позволяющими включать в учебный процесс мотивационную сферу обучающегося, В этой связи особую актуальность приобретает интеграция в образовательном процессе совокупности психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов и  традиционных приёмов анализа языковых единиц.  Общеизвестно,  что достигнуть эффективного результата можно лишь в том случае, если дидактическая единица предъявляется обучающемуся во всей системе внутренних и внешних связей. Система заданий, составляющих структуру учебника  по русскому языку под редакцией М.В.Панова,   включает  учащихся в учебную деятельность, позволяет  осуществлять деятельностный подход в обучении русскому языку. Сопоставление разных точек зрения вырабатывает умение обосновывать свою позицию, формирует  различные виды речевой деятельности, развивает важные коммуникативные умения и навыки, способствует отработке   способов  применения теоретических сведений в языковой и речевой практике.       В статье представлен конспект обобщения изученного о местоимении на основе технологии модульного обучения. Учебные задания, представленные в  технологической карте, направлены на развитие языковой и коммуникативной компетенций учащихся..      В учебнике М.В.Панова местоимения  не рассматриваются как грамматический класс слов и не включаются в систему частей речи     Кирякова Л.В

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Турнир знатоков русской словесности»
Автор: Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Турнир знатоков русской словесности»,  подготовленная  Мухутдиновой Н.Г., учителем русского языка и литературы  МБОУ «БСОШ №2» Спасского района РТ, нацелена на развитие познавательного интереса старшеклассников к изучению родного языка и литературы и  может быть  использована учителями-словесниками  не только как готовый  сценарий для внеклассной работы, но и как  источник информации для создания  собственных методических материалов.                                                                          _________ Мухутдинова Н.Г.       2014-12-11   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное, Модуль: Русский язык в школе Направление: Гуманитарное, Модуль: Литература в школе Направление: Гуманитарное, Модуль: Внеклассная работа по русскому языку и литературе

"Загадки текста…( приёмы лингвистического анализа при подготовке к ОГЭ в 9 классе)"
Автор: Москвитина Татьяна Семеновна

  Данный урок проводится в 9 классе в рамках подготовки к ОГЭ. Учащимся предлагается в разной форме закрепить задания №8, №11,№9. На уроке используются такие приемы работы с текстом, как цифровой диктант, графический диктант, работа с таблицами, актуализация знаний.   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное , Модуль: Русский язык в школе     

Конспект факультативного урока для 11 класса по теме «Исторические изменения состава слова: опрощение, переразложение усложнение»
Автор: Ларкина Алеся Владимировна

Конспект факультативного урока для 11 класса по теме «Исторические изменения состава слова: опрощение, переразложение усложнение» (аннотация). Данный материал представляет собой грамотно разработанный конспект урока по русскому языку в 11 классе с углублённым изучением русского языка в школе. Безусловно, усвоение теоретических сведений должно осуществляться в практической деятельности учащихся, поэтому разработанные задания будут способствовать формированию прочных и осознанных навыков при морфемном и словообразовательном анализах и при изучении раздела «Морфемика. Словообразование» в целом, а также при подготовке к ЕГЭ. Автор: Ларкина Алеся Владимировна, код автора – 6370.   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное , Модуль: Русский язык в школе       

Программа факультативного курса по русскому языку «Сокровищницы русской речи» для учащихся 5-6 классов
Автор: Чекмарева Ирина Георгиевна

Программа факультативного курса по русскому языку «Сокровищницы русской речи» для учащихся 5-6 классов   Ни один язык невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать все необходимые сведения о слове, помочь ученику овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словари расширяют познание языка, углубляют понимание слов, способствуют развитию логического мышления. В современном обществе с его быстрым ростом объема информации трудно переоценить умение четко и правильно пользоваться словарями и справочной литературой. Обычно на выработку этого умения направлена фрагментарная работа на уроках русского языка: использование орфографических словарей при анализе диктантов, толковых – при изучении лексики, словарей-справочников -  при выполнении определенных письменных заданий. Как показывает опыт, этого явно недостаточно. Учащиеся довольно редко обращаются за помощью к словарям или справочной литературе, не понимая, насколько это важно. Поэтому и возникла острая необходимость в создании факультативного курса для учащихся 5-6 классов.   И.Г. Чекмарева   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное , Модуль: Русский язык в школе

«Диалог с элементами модульного обучения на уроках русского языка » - 3 класс
Автор: Крылова Раиса Николаевна

    Аннотация работы Крыловой Раисы Николаевны, учителя начальных классов МКОУ Заливская СОШ Октябрьского района Волгоградской области  по теме «Диалог с элементами модульного обучения на уроках  русского  языка »  - 3 класс             Данный урок создает условия, при которых учащиеся могут открыть новый способ образования слов – сложение корней и введения понятия «сложные слова».  Важным условием формирования диалога с элементами модульного обучения  являются такие виды, как: - умение учащихся работать  коллективно и индивидуально; - коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умения слушать и слышать друг друга,  сопоставлять  свою точку зрения с другой,  умение формулировать и  задавать вопрос, делать выводы, применять на практике полученные знания); -  организационные  умения (ставить цель, работать по намеченному  плану ,  подводить  итог, давать самооценку); преобладание проблемно – поискового метода обучения; проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;  целенаправленное развитие самостоятельности учащихся. На  уроках с элементами  модульного обучения раскрыты способы и примеры ключевых компетенций.      


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010