Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Автор:
Дедюхина Галина Ивановна

Аннотация:

Аннотация.

Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Дедюхина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 9» города  Краснотурьинска Свердловской области (код автора SC – 3758)

            В данной статье особое внимание уделяется схематизации лингвистической теории, развитию творческих способностей учащихся в устной и письменной речи. Рассматривается  материал уроков русского языка в 6-7 классах. В статье содержатся конкретные примеры творческих работ учащихся.

 

Дедюхина Галина Ивановна

Статья:

Дедюхина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 9» города Краснотурьинска Свердловской области (код автора № SC – 3758)

«Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе»

Язык является обязательным важнейшим средством человеческого общения. Именно такое понимание роли языка в обществе определяет особое место предмета «русский язык» среди других учебных предметов. Без знания языка невозможна социализация личности, с помощью языка ребенок познает окружающий мир. Язык формирует его понятийный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. С помощью языка он познает самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения, то есть формируется как личность. В состав различных видов человеческой деятельности как необходимый компонент, обеспечивающий общение, входит речевая деятельность.

Основными целями преподавания русского языка на современном этапе модернизации российского образования являются воспитание уважения к родному языку, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, цели обучения, его содержания определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.

Компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном языке и речи).

Лингвистическая компетенция – это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарных сведений о этапах ее развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Коммуникативная компетенция – это овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностями обучающихся.

Большие возможности для языкового и умственного развития учащихся содержит обучение грамматики родного языка, которое способствует общему образованию учащихся, обогащает их знанием основных законов и правил, языковых средств выражения мысли, развивает логическое мышление школьников, является основой формирования практических навыков (речевых и правописных). Морфологические знания, умения и навыки являются базовыми для формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

 К. Д. Ушинский говорил, что грамматические знания приводят в систему языковые факты, а их систематичность стимулирует самостоятельность мышления ученика, так что развивать в детях дар слова – значит то же самое, что развивать в них логичность мышления».

Опираясь в своей педагогической деятельности и на учение Ушинского, считаю, что для овладения учащимися основами культуры устной и письменной речи нужно прежде всего научить учащихся владеть орфографическими и пунктуационными нормами.

Сложилась определенная система работы в формировании орфографической грамотности. Орфографические правила многообразны, многочисленны. Чтобы помочь учащимся овладеть ими, вырабатывать орфографическую зоркость, применяю использование составленных мною таблиц. Схематизация правил позволяет в процессе учебной деятельности составлять алгоритмы их усвоения и использования после опознания орфограммы. Например, таблицы по правописанию приставок пре – при, одна Н, две Н в прилагательных, образованных от существительных, одна Н, две Н в прилагательных, образованных от глаголов,  одна Н, две Н в причастиях.  

Таблица 1

Правописание ПРЕ- и ПРИ_ зависит от значения

Приставка ПРИ-

Приставка ПРЕ-

  1. Обозначает близость (пришкольный)
  2. Обозначает приближение (приехать)
  3. Обозначает присоединение  (прибить)
  4. Обозначает неполное действие (приоткрыть)

1.       Равна по значению слово ОЧЕНЬ (премудрый)

2.       Равна по значению приставки ПЕРЕ (преступник – переступил черту закона; преграда – перегородили)

 

ЗАПОМНИТЬ:

1. Слова, с неясным значение приставки

Причудливый, привлекательный, привольный, притеснять, привычка, присутствовать, принудительный, пристрастие, примечать

 

Преследовать, прельщать, преклонный (возраст)

2. ПРЕ- ПРИ входят в корень

Приключение, прибаутка, привередливый, прививка, привилегированный, притворяться, принадлежать, природа, пригласить, придираться, признание, примета, приоритет, приватизация

Препятствие, преподаватель, превращение, прекращение, презрение, знаки препинания, престиж, президент, президиум, презирать

     

 

Таблица 2

Правописание Н-НН в суффиксах отглагольных прилагательных

-НН

  1. Образовано от глагола несовершенного вида:

бешеный (бесить нес. в)

вареный (варить нес. в)

незваный (звать нес. в)

Запомнить:

священный

желанный

негаданный

нежданный

нечаянный

смышленый

 

  1. Образовано от глагола совершенного вида

купленная (купить сов .в)

решенная (решить сов. в)

Исключение: раненый, НО израненный (прич.)

Раненный в плечо (прич.)

  1. Есть –ова-  (-ева-) –ирова

маринованный

асфальтированный

Исключение: кованый, жеваный

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!

Правописание однокоренных

              Прилагательных                                                                   

                       

Варить                 вареный

Бесить                 бешеный

Жарить                жареный

печь                     печеный

Причастий

 

 

НО      сваренный

НО     взбешенный

НО     жаренный в сметане

НО     печенная в костре

 

 

Разработаны карточки-тренажеры как по этим темам, так и по другим орфографическим правилам.

 

Соловьи…ые                                                                      стекл…ый                                                                                         

Революцио…ый                                                                                                                        глухарн…ый

Цели…ый                                                                                           ути…ый

Лед…ой                                                                                              каме…ый

Вяз…ый                                                                                              песч…ый

Клюкв…ый                                                                                                                        отечеств…ый

Листо…ый                                                                                        вод…ой

Сте…ой                                                                                             солом…ый

Масл…ый                                                                                          дерев…ый

Песч…ый                                                                                                                        единств…ый

 

Пр…вет                                                                          пр…кратить

Пр…мер                                                                         пр…готовить

Пр…одолеть                                                                пр…способить

Пр…рода                                                                      пр…образовать

Пр…чина                                                                      пр…сутствовать

Пр…пятствие                                                             пр…мерять

Пр…ключение                                                              пр…гласить

Пр…лежный                                                                пр…смотреться

Пр…зирать                                                                 пр…вратить

Пр…ятный                                                                  пр…выкать

 

Схематизация помогает и при изучении пунктограмм. Начиная с 5 класса, анализируя предложения, составляем схемы

O

 
однородных членов [O, O, O]

обращений

прямой речи «П»,-а. А: «П».

            При анализе сложных предложений сразу называю виды сложных предложений (ССП, СПП, БСП) и даю такие схемы, которые будут встречаться  в учебниках 9 класса. А в 9 классе эти схемы будут конкретизироваться, появятся таблицы о видах этих предложений и знаках препинания в БСП.

            Выдающийся ученый-лингвист Л. А. Щерба высказал мысль о всестороннем языковом развитии и о роли грамматики в этом вопросе. Действительно, наблюдение за языковыми явлениями учит школьников грамматическим обобщениям, которые воспитывают самостоятельность мышления.

Грамматика выявляет своеобразие устной и письменной речи. Поэтому часто учащимся предлагаю такие задания:

·       По итогам диктантов, изложений, сочинений прошу учащихся, поработав над своими ошибками, написать письмо ученому соседу, соблюдая этикетные формулы. Вот отрывок из такого письма-сочинения ученика 7 класса Димы К.: «Здравствуй, Саша! Я решил написать тебе письмо, так как за контрольный диктант по теме «Причастие» я получил двойку. Представляешь, я допустил совсем глупые ошибки: в слове защищены я написал в суффиксе две буквы НН. Но я ведь мог объяснить ошибку: это слово краткое причастие, в кототром всегда пишется одна Н. А в слове сложенный я наоборот написал одну Н, а это же полное причастие. В нем есть и приставка С, значит надо было писать две Н…»

·       Предлагаются учащимся проблемные задания по орфографии с опознавательной функцией: Выделить «третий лишний» на основе проблем орфографии

Капус…ный                  реч…нка                                   жаре…ая (картошка)

Опас…ный                 дев…нка                                      реше…ая (задача)

Сви…нуть                печ…нка                                       кваше…ая (капуста)

·       Готовя учащихся в ГИА, уже в 7 классе  предлагаю учащимся творческие задания на лингвистические темы. После изучения темы «Наречие» было задание: написать сочинение-рассуждение «Чем сходны и чем различаются наречия и причастия», после изучения тем «Предлоги» и «Союзы» - «В чем сходство и различие между предлогами и союзами». Вот пример такой работы ученика 7 класса Алексея С.:

«Союзы и предлоги как части речи имеют сходства и различия».

И предлог и союз – это служебные слова, которые не изменяются и не являются челнами предложений. И предлоги, и союзы бывают простыми (В, НА, И, ДА) и составными (НЕСМОТРЯ НА, В ТЕЧЕНИЕ, КАК БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО). И предлоги, и союзы можно спутать с  созвучными словоформами.

Но есть и отличия у предлогов и союзов. Предлог указывает на грамматические отношения между словами в словосочетаниях и предложениях, а союз связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Предлоги бывают производными и непроизводными, и только союзы могут иметь разряды по значению (сочинительные, подчинительные).

Несмотря на сходство и различия союзов и предлогов, мы не можем обойтись без них, постоянно используя их в нашей речи».

  • Учащимся нравится составлять лингвистические миниатюры на разные темы: «Утенок Кряк в стране Лингвистики», «Пропали запятые», «Про приставки ПРЕ и ПРИ», «Числительное», «Бродячий цирк» (про знаки препинания), «Сказка о частицах». Например, лингвистическая миниатюра о приставках ПРЕ и ПРИ, написанная ученицей 7 класса Светланой К.:

Жили-были две приставки ПРЕ и ПРИ.

Каждый день они сидели во дворе,

Думали, пытались все понять

В каком случае кого из них писать

Приставка ПРЕ была такой премилой

С приставкой ПЕРЕ она очень дружила

Приставка ПРИ была привольной,

Причудливою Примадонной

Но привычка у нее была:

Приклеить, прибить - она все могла!

Могла придти она, примкнуть,

 

Но делала она все по чуть-чуть.

Могла лишь прикрикнуть она инстинктивно,

Могла приоткрыть деверь,

Но все ж не была примитивной.

Она принципиальной была.

 

И вот те приставки

Судили, рядили, считали

Придумывали и предлагали,

Но как их солнышко не жарило,

Не смогли они придумать правила.

Тогда пошли они к лингвистам

Филологам-специалистам.

Узнали ученые, что приставки приличные

И что привычки у них необычные,

Взяли значения для приставок различные

И сформулировали правила преотличные.

На уроке по теме «Дефисное написание наречий» даются опорные слова: ЕЛЕ-ЕЛЕ, КОЕ-КАК, ЧУТЬ-ЧУТЬ, ЕДВА-ЕДВА и задание: составить текст по теме «Так работает лентяй». Кто - то составляет прозаический текст, а кто-то и стихотворный, как, например, Татьяна И.:

Как работает лентяй?

Возьмем, к примеру, Сашу

Он еле-еле выпил чай,

Не доварил и кашу,

Уроки сделал как-нибудь,

Стих выучил совсем чуть-чуть.

Решил он в школу не идти:

Портфель тяжелый-лень нести…

А при изучении темы «Частицы» в домашнем задании нужно будет продолжить фразу «И о чем только не говорят служебные части речи в неслужебное время!...»

При работе над лингвистическими сочинениями активизируются знания по грамматике, развивается образное мышление. Такая форма работы помогает выйти на коммуникативную компетенцию. Решая творческие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, становятся более самостоятельными в своих суждениях.

  • Развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся способствует и большая внеклассная работа по предмету. Вовлечение учащихся во внеклассную работу позволяет расширять творческие способности учащихся, выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся. Проводятся конкурсы «Знатоки русского зыка», КВН «Страна Фразеология», «Грамматический бой», «Брейн-ринг по русскому языку», участие в Олимпиадах как школьных, так и городских, областных, международных. В школе издается газеты «Переменка», с редакцией которой активно сотрудничают мои ученики. В газете были помещены отрывки из сочинений учащихся на разные темы: «Старые семейные фотографии», «Как я первый раз…», «О моем друге», «Письмо президенту», «Письмо водителю», «Сочинение о маме», «Безопасные дороги детям»…

Таким образом, тщательно продуманное содержание и организационные формы каждого урока, применение современных технологий обучения, работа над развитием устной и письменной речи учащихся, система работы над формирование орфографической и пунктуационной грамотности способствуют привитию интереса к учебной деятельности, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков. 

 

   

 

 

           

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010