Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Разработка урока развития речи в 5 классе «Путь к слову» (творческая мастерская).

Автор:
Сова Людмила Алексеевна

Аннотация:

Разработка урока развития речи  в 5 классе «Путь к слову» (творческая мастерская).

Автор:

Сова Людмила Алексеевна.

Урок «Путь к слову» назван творческой мастерской, то есть учащиеся должны научиться первым шагам работы над сочинениям. Кроме этого целью урока было высвободить творческие силы учащихся, их интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал. Такие уроки помогут детям в дальнейшем выработать умения систематизировать отобранный материал, составлять план будущего сочинения. Использование музыки, живописи позволят детям настроиться на творческую работу.

По такому принципу (применяя «Слово-магнит») учащиеся  смогут написать любое  сочинение на уроках русского языка и литературы. Проведение таких уроков – залог успешной подготовки в написании творческих работ при сдаче ЕГЭ и ГИА.

Статья:

                                              Урок развития речи в 5 классе.

                                      Творческая мастерская« Путь к слову»                       (обучение  написанию сочинения)

Цели: Обучить творческой работе над словом,  сделать шаг к умению своеобразно, непринужденно и ответственно пользоваться словом, его художественными возможностями, его гибкой и музыкальной природой;   высвободить внутренние и творческие силы учащихся, их интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал.

Оборудование  урока.  Репродукции картин  (Крымов «Зима»,  Левитан  «Золотая осень», Грабарь «Февральская лазурь») и т.д., на усмотрение учителя. Музыка Римского-Корсакова «Сцена таяния Снегурочки» или Э. Грига «Утро».

Ход урока.

1.Вступительное слово.

Учитель. Сегодня  мы  будем работать  над  словом,  научимся  подбирать  необходимый материал к сочинению разных жанров.                               

                                                                                         Эпиграф урока:

  Откуда вы приходите, слова,
Исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда ,где трава,

                                                                                  По-моему, оттуда, где деревья.

                                                                                   Как вы понимаете эти слова?

                                                                                                                   Ю.Левитанский

- Как вы его понимаете? (дети объясняют смысл эпиграфа)

2. Работа над понятием «Слово-магнит».

(Дети делятся на 4 группы. Название команд «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».)

-Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке»

 -Как вы понимаете эти слова?

-Что означает слово «магнит»? (притягивать, присоединять).

-Мы говорим: « Слово-друг и враг, словом можно излечить и ранить.

-В каких жизненных ситуациях слово приносит пользу, а в каких - вред?

-Слово - это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться.

-А как узнать лексическое значение слова? ( С помощью словарей, подбора синонимов.)

-Слова бывают « добрые» и «злые». Обозначим «добрые» слова (+), а «злые» (-).

Запишите любое доброе слово. Представьте, что это слово превратилось в магнит. Какие слова притянутся к вашему? ( Притягивающие слова могут оказаться различными частями речи, это могут быть и сочетания слов).

Например: Солнышко, (+)  поле слов: радость, доброта, птицы, день, звери, улыбка, золотое, красивое, любимое, светит, восход и т.д.

 

3.Практическая работа учащихся. (Каждая команда составляет «Поле» слов в соответствии с ее названием)

- Вот вы приготовили целое « поле» слов. Вы как бы собрали строительный материал («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания- связного письменного текста).

Опираясь на поле слов, получаем текст.

Например. Проснулось золотое солнышко. Улыбнулось зверям, людям, птицам. Весь день освещало поля, леса, горы. Всех радовало своей красотой и улыбкой и т.д.

Составление текста учащимися по соответствующей теме. (Дети составляют небольшие тексты, по желанию читают их)

4.  Дидактическая игра: «Собери фразу».(Приложение 2)

Цель: научить конструкции предложений по смыслу. ( Фразы взяты из книги М.Пришвина «Времена года» Каждое слово дано на отдельной карточке).

A) Вчера видел Снегурочку в лесу:  одна сережка у нее из золотого листика,
а другая еще зеленая.

Б) В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья, а где птицы летят.

B) Всех  цветов листья  насыпаны  в лесу:  и между  ними ждешь  увидеть  грибы.

Г) Сплошное серое небо, как осенью, и мелкий дождь с утра моросит.

Итог. (Чтение составленных предложений и сравнение с авторским текстом)

5.Физминутка для предупреждения усталости глаз.

Звучит музыка Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка» (Сцена таяния Снегурочки) или Э. Грига « Утро».

(Закрыть глаза, опустить головы на руки, сложенные на парте)

-Что вы «увидели», прослушав мелодию? (Учащиеся обмениваются впечатлениями)

-Какое произведение слушали?

6.Дидактическая игра. (Найти неточности в тексте).

Возможно, эти стихи помогут вам при написании работ. Условие: хлопнуть в ладоши на услышанную неточность.

  1. Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас (-)
  2. Бык рогатый на лугу летом прыгает в снегу (-)
  3. В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят (+)
  4. А зимой среди ветвей запел звонко соловей (-)
  5. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло зимою (-)
  6. Вот пришли морозы и зима настала (+)
  7. Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки (+)
    1. Идет матушка - Весна, отворяй-ка ворота. Первым март пришел, белый снег сошел (+)
  8. А за ним февраль отворил окно и дверь (-)

 

7. Практическая работа по составлению текста.

-Мы   приступаем  к   самому  важному  и  ответственному  этапу   нашей деятельности - практической работе. Каждая группа носит название одного из  времен года.Поэтому и сочинения ваши будут посвящены ему. Можете оформить свое сочинение рисунками.

Повторим этапы работы над текстом:

-Определение темы и основной мысли;

-Определение слова - магнита ;

-Собирание слов («Поле слов»);

-Определение жанра сочинения (рассказ, сказка, стихотворение, фантазия и т.д.)

-Написание работы в черновик;

-Проверка текста, исправление ошибок;

-Написание сочинения, его оформление.

8.Чтение работ, определение лучших.

9. Итог. Награда за лучшее сочинение.

Работу по такому принципу можно проводить с учащимися 3-11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Фотографии из личного архива учителя «Люблю тебя, мое Приморье!»

Для  команды «Зима»

 

Для  команды «Весна»

 

Для  команды «Лето»

 

Для  команды «Осень»

 

Приложение 2. Разрезные карточки для задания «Собери фразу»

A)

Вчера

видел

Снегурочку

в лесу:

одна

сережка

у  нее

 

из

золотого

листика,

а

другая

еще

зеленая.

 

Б) 

В лучах

солнца,

проникающих

в   лес

осенний,

не   поймешь

 

где

листья,

а

где

птицы

летят.

 

B) 

Всех

цветов

листья

насыпаны

в

лесу:

 

и

между

ними

ждешь

увидеть

грибы.

 

Г) 

Сплошное

серое

небо,

как

осенью,

и

 

мелкий

дождь

с

утра

моросит.

 

 

 

 

Приложение 3.Примерная работа над сочинением на тему «Весна».( Весна - слово-магнит)

1.Поле слов и словосочетаний: яркое солнышко, ласковое, чистое небо, ясное, белые облака, теплая погода, зеленая травка, нежная зелень, подснежники, первоцветы, тепло, легкий ветерок, пение птиц, звон ручейка, пар над землей, первые насекомые, жужжат, порхают бабочки, хорошее настроение, хочется на улицу, всеобщее пробуждение и т. д.

2.Систематизация материала.

 

Что

Материал

Весна

Ранняя, теплая, солнечная, нежная

Небо

Чистое, ясное, белые облака, похожие на барашков

Солнышко

Яркое, ласковое, припекает, улыбается, отражается в лужицах,

 

радует все живое

 

Пробивается нежная, зеленая травка,    первые подснежники,

Растения

первоцветы, проклевываются клейкие листочки, все радует глаз

Животные

Звонкое  пение,  щебетание  птиц,  порхают  бабочки,  жужжат

 

первые насекомые, проснулись после зимней спячки животные,

 

птицы вьют гнезда, лес наполнен весенними звуками

Реки, ручьи

Звенят как колокольчики    говорливые ручьи, бормочут реки,

 

солнышко  поблескивает  на  перекатах,  прибрежные  деревья

 

отражаются в воде

Настроение

Радостное,  веселое настроение, хочется выбежать на улицу,

 

вдохнуть свежий воздух

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4 (примеры сочинений)

 «Лес, точно терем расписной»

Выйдя из чащи, лесник оказался на поляне. Он сделал глубокий вдох и почувствовал свежесть утреннего воздуха. Осмотревшись, он заметил: деревья золотые, уже нет зеленой травы, и вокруг под лучами солнца все искрится, будто правда в золоте.

- Золотая осень в этом году, - подумал лесник, - правда, золотая. Проговорив это, он побрел в сторону дома и не думал, что скоро зима. Он думал о золотой осени. Эти русские березы в золоте, трава. Он шел и повторял:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Филиппова Катя, 5 класс.

 

Путешествие одинокого листка.

Маленький желтый листок оторвался от родной ветки. Он долго кружился в воздухе и, наконец, опустился на воду. Волна подхватила маленького путешественника, и он поплыл как кораблик все дальше и дальше. Дети увидели листок и побежали за ним. Но листок-кораблик оказался быстрее, и они не догнали его. Плыл он, плыл очень долго и попал в страну тепла. Там его встретили его веселые братья и закружили в разноцветном хороводе.

Сергеева Юлия, 5 класс.

Листик.

Стояла осень. Я был вялый, некрасивый. Мои друзья листья прогнали меня, и я полетел по ветру. Долго летал я и очутился в стране Зимы. Она была жестокая, холодная и прогнала меня. Тогда я попал в страну Весны. Я ей очень понравился, она приняла меня ласково. Потом я нашел приют в листве березы и начал расцветать и зеленеть. Меня все полюбили, я был счастлив. Я нашел друзей.

Левина Мария, 5 класс.

                                                              Весна.

Началась весна, бегут первые ручьи. Прилетели птички. Солнышко греет жарко, топит снег.

Дети играют, веселятся: « Как хороша весна! Как хорошо, что она пришла!» На полянках кормятся прилетевшие скворцы. На деревьях лопаются почки. Пробивается первая зеленая травка. Весна пришла!

Лембет Таня, 5 класс.

Зима.

      Зима прекрасна и чудна. Она окутала все наши леса. Реки обновила белым, белым льдом.

Мы возьмем санки и выйдем на улицу. Будем кататься с горки, смеяться, играть в снежки. А как придет вечер, побежим домой. Дома бабушку попросим сказку рассказать. Бабушка начинает сказки свои говорить тихим голосом. А мы уже спим крепким детским сном.

Ширшов Павел , 5 класс.

Золотая осень.        

Наступила осень,

Осень золотая.

Золотая осень,

Разная такая:

Теплая, холодная,

Красная и желтая.

Не совсем веселая,

А совсем печальная.

Улетают птицы,

Засыпают звери.

Замолкают пчелки.

И кусты без листьев-

Голые метелки.

Кошелева Даша , 5 класс.

 

 

Литература:

1.Журнал «Русский язык в школе» № 6  2000 г. В.А.Синицын  «Праздник творчества на уроках  русского языка» (из записок учителя словесности) с.16-22

2. М.М.Пришвин «Дорога к другу»  ( глава «Глаза земли» очерк «Времена года») Издательство «Молодая гвардия» 1957 г.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010