Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Дошкольное и начальное школьное образование / Логопедия
Целесообразность введения дополнительного периода подготовки дошкольников к овладению звуковым анализом и синтезом.
Автор: Журавкова Ирина Николаевна

Журавкова Ирина Николаевна – учитель-логопед высшей категории МДОУ №38 города Казани. Автор статьи делится своим практическим опытом обучения дошкольников с нарушениями речи звуковому анализу и синзезу с применением дополнительного периода, в течение которого дети обучаются анализировать состав и строение предметного ряда, а также звуковых сочетаний, состоящих из неречевых звуков. Предметные ряды, состоящие из 1 – 6 предметов, выстроенные слева направо, являются прообразом будущих звуковых рядов, из которых состоит слово, а умение их анализировать является для ребёнка хорошей базой для обучения навыкам фонемного анализа. В статье приводится план коррекционной работы данного периода. Виды работ, используемые на данном этапе, представлены в иллюстрированном конспекте занятия. Опыт работы показал высокую эффективность введения дополнительного периода или его элементов в процесс формирования фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи, имеющими различную степень фонематического недоразвития. 

Банк возможных вариантов фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей.
Автор: Багинская Наталья Анатольевна

Практикующие учителя-логопеды часто испытывают трудности в правильном определении полученного результата обследования. Много времени учитель-логопед тратит на правильное оформление данных обследования. Представленный материал является обобщением многолетнего опыта работы и может оказать значительную практическую помощь в ходе проведения психолого-педагогического обследования. Это дает возможность учитывать, что ребенок знает и умеет, чем он способен овладеть, и чему его можно научить.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ – СИРОТ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Автор:

Влияние социально – психологической депривации на развитие речи детей  раннего  возраста, проживающих в условиях Дома ребенка. Психолингвистический уровень  языка в онтогенезе и дизонтогенезе. Эффективность коррекционной работы в развитии коммуникативной  функции речи детей  до 3-х лет  / из опыта работы логопедов  СДР N 8 г. Москвы /.

Дидактическая игра как средство преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Автор: КОНЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

Дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержания игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.             Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Конспект занятия по обучению грамоте в коррекционной (дети с нарушением ОДА),
Автор: Юрова Марина Андреевна

В конспекте представлено занятие по обучению грамоте дошкольников коррекционной (детей с нарушением ОДА), подготовительной к школе группы на тему : «Звуки [З], [З’], буква З.». Предлагаемые игры и упражнения помогут закрепить правильное произношение звука [З] в речи детей, сформировать у детей такие понятия, как «звук», «слово», «предложение», а так же способствуют развитию фонематического восприятия, внимания, мышления и памяти.  В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ буквы [З], дети обучаются чтению. Конспект может быть использован в работе логопедов, воспитателей, коррекционных, логопедических, так и массовых групп детских садов.

Массаж тонкой моторики руки как метод логопедического воздействия
Автор: Салина Марианна Викторовна

В статье рассматривается важность развития мелкой моторики руки у учащихся младших классов. Приведен комплекс массажа и типовых упражнений для пальцев и кистей рук. В результате его использования возрастает темп письма, нормализуется почерк, значительно ускоряется процесс развития речи.

Фронтальное занятие с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня
Авторы: Сенченко Людмила Федоровна, Абдулова Гульнара Маратовна, Егупова Вера Валерьевна, Гумерова Лилия Вакилевна

 Данное фронтальное занятие рекомендуется к использованию учителями начальных классов и логопедами, работающими с детьми с общим недоразвитием речи III уровня для закрепления темы «Предлоги» и начального этапа дифференциации предлогов и приставок.

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III.
Автор: Игнатьева Светлана Ивановна

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III. Автор: Игнатьева Светлана Ивановна. Цель: развитие навыка словообразования на основе лексической темы «Рыбы». Занятие направлено на решение следующих задач: активизация словаря по теме «Рыбы», развитие навыков словообразования, совершенствование психических процессов. Сюжетно-тематическая организация занятия способствует развитию речи, поддержанию интереса и внимания, а значит лучшей результативности в усвоении знаний. Рекомендуется к использованию логопедами, воспитателями детских садов, учителями начальных классов.                           SC-5450                     (код автора)                                                   (подпись)  

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Черкасова Татьяна Николаевна

АННОТАЦИЯ     ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ     Т.Н. Черкасова   В статье приведены виды нарушений письменной речи младших школьников и комплексы упражнений по их преодолению. Этими наработками могут воспользоваться не только школьные логопеды, но учителя начальных классов. Проанализировав характер допускаемых учениками ошибок, педагог может включать нужные упражнения во фронтальную или индивидуальную работу.

Практический сборник упражнений для преодоления заикания.
Автор: Мазурина Ольга Сергеевна

Практический сборник упражнений для преодоления заикания.     Данная работа Мазуриной Ольги Сергеевны представляет собой сборник практических упражнений, направленных на преодоление заикания. Здесь предлагается модель коррекционно-педагогической помощи, включающая в себя медикаментозную терапию, рекомендуемую врачом - неврологом, логопедическую коррекцию, лечебную физкультуру. Основываясь на ритмике стихов, упражнения помогут развить: подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление. Каждое занятие должно включать в себя упражнения: 1)     на расслабление мышечного тонуса; 2)     на выработку длительного выдоха; 3)     на развитие мелкой моторики рук. Остальные упражнения можно варьировать в зависимости от возраста, физических особенностей, личностных качеств ребенка. Пособие адресовано логопедам и родителям детей, стремящимся помочь своим детям в преодолении заикания. __________________________Мазурина О.С.  

"Работа над голосом у детей с нарушением речи в условиях логопедического пункта".
Автор: Кошкарова Галина Николаевна

Работа над голосом у детей с нарушением речи в условиях логопедического пункта ДОУ   В статье изложена комплексная работа над голосом у детей с нарушением речи в условиях логопедического пункта с целью профилактики и коррекции этих нарушений для улучшения состояния голоса. Задача решена на основе применения традиционных и нетрадиционных методов, что позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий. Описана работа в течение учебного года, приведена сравнительная характеристика состояния голоса у детей. Автор – Кошкарова Галина Николаевна.  

«Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста».
Автор: Фролова Наталья Викторовна

      «Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста».      В статье представлена система работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. Статья включает теоретическую часть, упражнения и задания, направленные на развитие навыков чтения и письма, логического мышления, пространственного восприятия. Эти материалы могут быть использованы учителями-дефектологами, логопедами, психологами дошкольных образовательных учреждений.      

Подходы к обследованию речевого развития двуязычных детей.
Автор: Букреева Надежда Ивановна

Подходы к обследованию речевого развития двуязычных детей.     Актуальность данного материала подтверждается миграцией и увеличением категории детей с двуязычием, прибывающих из стран  ближнего зарубежья и поступающих в образовательные учреждения России. В статье предлагаются протоколы, разработанные логопедом ГПМПК, для обследования речевого развития двуязычных детей. Материал может использоваться логопедами для обследования речевого развития двуязычных детей. Позволит специалистам разработать рекомендации для простроения эффективной логопедической работы с данной категорией детей. Ключевые понятия: двуязычные дети, двуязычие, диагностика, речевое развитие, логопедическое обследование.   Авторы: Н.И. Букреева,  руководитель  ГПМПК   г. Сосновоборска, Красноярского края. Код автора: SC-4438.  О.А. Пашинина,  учитель-логопед ГПМПК, г. Сосновоборска, Красноярского края.  

«Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР»
Автор: Дмитриева Гузель Фанисовна

Тема: «Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР» Автор:  Дмитриева Гузель Фанисовна, учитель-логопед МДОУ № 19. В статье изложена комплексная логопедическая работа по формированию и коррекции речи у детей с задержкой психического развития. Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи. Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивая многие стороны речевой системы, как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической.  Работа по коррекции речи у дошкольников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные детям психологические особенности. Она должна быть связана с развитием их познавательных процессов, коррекцией недостатков психофизического развития. В статье представлена поэтапность логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР на основе применения методов и приемов по формированию фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и развитию  навыков связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с использованием здоровьесберегающих технологий. Первое направление представлено методикой формирования фонетико-фонематической стороной речи и состоит из трех этапов: подготовка слуховой, моторной и зрительной систем к последующей работе над звуками; уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков речи. Второе направление представлено работой над формированием и развитием лексики и состоит из трех этапов: расширение объема словаря; уточнение значение слов; активизация словаря, перевод словаря из активного в пассивный. Третье направление представлено работой по формированию грамматического строя речи и состоит из трех направлений: уточнение грамматического значения слова; формирование словоизменения; формирование словообразования; развитие умения определять родственные слова. Четвертое направление представлено работой по развитию навыков связной речи.  Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР в литературе мало освещены, здесь же представлена целостно и поэтапно, с представлением разнообразных дидактических игр и упражнений. Использование данной логопедической методики на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности. Применяя на практике, результаты коррекции нарушений речи показывают положительную динамику. Адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.   Дмитриева Г.Ф.   _________________                           

Открытое занятие по развитию речи детей 4-5 лет «В гостях у трех зимних месяцев»
Автор: Кобзева Людмила Александровна

В данной работе представлен практический материал по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста, 4-5 лет. Занятие содержит задачи, ход деятельности, различный словесный материал: стихи, загадки,  игры «Закончи предложение», физминутку, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка. Материалы занятия будут полезны при работе над закреплением правильного произношения звука «С», интонационным произношением звука в словах и фразовой речи, а также заучивании стихотворений с опорой на мнемотаблицу.

«Использование средств логопедической ритмики на коррекционных занятиях для укрепления здоровья детей».
Автор: Ледкова Юлия Александровна

В работе представлены конспекты занятий, которые учитывают требования к коррекции речи, предлагают оздоровительные упражнения. Это релаксация, игры и упражнения на развитие моторики, дыхательные упражнения. Все задания и упражнения объединены одной лексической темой. Конспекты занятий будут интересны всем,  кто занимается с детьми, имеющими проблемы в обучении. 

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью наглядно-игровых приемов.
Автор: Жамойда Людмила Николаевна

Автоматизация звука – достаточно длительный и трудоемкий этап. Его трудно спрогнозировать по срокам, так как он зависит от многих факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых приемов, которые помогут разнообразить процесс автоматизации звуков. В предложенном занятии применяются разнообразные методические приемы: договаривание слов, замена первого звука в слове на автоматизируемый звук, добавление недостающего слова в рифмованном тексте и другие игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на занятии и превратить занятие в игру

Логопункт, как путь интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада
Автор: Фархутдинова Надежда Александровна

В статье кратко описан многолетний эффективный опыт работы логопеда  в  дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида на 270 детей. Автор часто общается с коллегами в своём регионе, проводя семинары, в том числе и по теме «Логопункт в ДОУ». Наработки востребованы логопедами  области.  Детей, у которых речевые нарушения препятствуют качественному психологическому, интеллектуальному и личностному развитию в обычных детских садах много.  Одним из путей решения данной проблемы является создание логопунктов. Есть положение о логопункте, но у дошкольных педагогов возникает много вопросов по организации и содержанию деятельности логопедического пункта.  Цель данной статьи: обозначить задачи, описать основные направления работы логопеда на  логопункте в ДОУ, условия и принципиально важные подходы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, показать факторы, влияющие нарезультативность логопедической работы в интеграции детей с речевой патологией в образовательный процесс ДОУ. В статье отмечены эффективные методы организации логопедической работы, и есть предостережения от неэффективных методов. В приложении есть образцы  практических материалов:  таблица для диагностики речи детей 3-4 лет;  карточки  для родителей по закреплению,  сформированных логопедом речевых навыков; тезисы консультаций для педагогов по взаимодействию с детьми, имеющими дизартрию и ОНР. Материалы могут быть интересны логопедам, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида, реализующих любые образовательные программы. При желании автор готов к обсуждению заявленной темыс коллегами.

Методика коррекции зеркального письма и зеркального написания цифр.
Автор: Коникевич Мария Александровна

Данная методика предназначена для профилактики зеркального написания букв у детей дошкольного возраста, а также для коррекции зеркального письма у младших школьников. Цель данной методики – быстро научить детей

Классическое логопедическое занятие с использованием современной технологии
Автор: Давтян Светлана Асатуровна

      Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, культура использования компьютера становятся сейчас необходимым каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования. Научная психология сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего человека от качества прожитого детства.      Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии дошкольников.      Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным; объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Игровые компоненты повышают интерес детей к обучению, усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.      Использование компьютера на занятиях позволяет: ·       увеличить число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Практическое употребление существительных с прилагательными в форме единственного и множественного числа творительного падежа.
Автор: Шарифуллина Таржима Мунировна

  Данная тема является актуальной в логопедической работе с учащимися начальных классов. Упорядочению грамматического строя речи придается особое значение. Главная задача состоит в преодолении различных проявлении аграмматизма, с этой целью надо формировать у детей систему взаимосвязанных действий и операции с грамматическими элементами языка, научить их правильно отражать, дифференцировать в речи наиболее важные связи и отношение между словами, выражающиеся в грамматических категориях рода, числа, падежа, времени.  Ученики овладевают грамматическими формами и синтаксическими структурами языка в единстве с их значением. Выделяя ту или иную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, ученики приходят к определенным грамматическим обобщениям. Таким образом формируется сознательное усвоение учениками грамматических закономерностей языка и возникает перенос уже усвоенного на новые аналогичные понятия и явления.                                                                                                 На занятиях ведется работа по уточнению значений имеющихся у учеников слов и дальнейшее обогащение словарного запаса за счет развития у детей умение активно пользоваться различными способами  словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкции; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различных синтаксических конструкции.

Постановка автоматизация звука «Р»
Автор: Аменова Гульмайра Карабековна

Краткая аннотация           Постановка, автоматизация звука «Р» Цель: Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей. Задачи: Постановка звука через применение различных речевых упражнений.       Нарушение звукопроизношения составляет значительный процент среди других нарушений речи. Это является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения ,а на более поздних - в усвоении грамматики языка. Данный материал представляет собой занимательные упражнения, направленные на постановку автоматизацию  и дифференциацию звука Р в самостоятельной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задания способствуют развитию зрительного восприятия, обогащению словарного запаса, памяти и мышления детей, а также значительно повышают мотивацию к занятиям с логопедом. Представленный материал также может быть полезен и интересен родителям дошкольников.   _______   Аменова Гульмайра Карабековна 

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Автор: Жамойда Людмила Николаевна

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.   Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка»  с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.   Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются наиболее эффективные методы и приемы, используемые при коррекции звукопроизношения.  

Речевая гимнастика для общеобразовательных групп детского сада
Автор: Синицына Любовь Викторовна

Речевая гимнастика для общеобразовательных групп детского сада учитель-логопед Синицына Любовь Викторовна Современная ситуация в системе дошкольного образования побуждает педагогов к поиску новых технологий, выбору оптимальных средств  и методов, помогающих добиться поставленных целей и получить хороший результат. Предложенная  форма проведения речевой гимнастики помогает  сделать этот процесс интересным, насыщенным, содержательным и эффективным. В качестве лексического материала использованы стихотворные тексты различных авторов.       2014-08-27   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Дошкольное и начальное школьное образование , Модуль: Логопедия

Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Жамойда Людмила Николаевна

Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи.   Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.   Индивидуальное логопедическое занятие посвящено проблеме автоматизации звука [с]на этапе введения его в предложение. Речевой материал подобран с учетом степени сформированности других звуков речи. В занятие включены задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, задания на развитие мелкой моторики пальцев рук.       2014-12-16   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Дошкольное и начальное школьное образование, Модуль: Логопедия

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения
Автор: Максименко Ольга Леонидовна

Игры с мячом в логопедической коррекции у детей с нарушением зрения.   Максименко О.Л. учитель-логопед МБДОУ детский сад № 25 компенсирующего вида г. Мончегорска, Мурманской области   Неполноценная речевая деятельность у детей с нарушением зрения накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети с нарушением зрения не всегда понимают речь окружающих. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторым отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей с патологией зрения наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность, таким образом, ограничивается овладение социальным опытом. Игры с мячом широко применимы для интеграции физических упражнений, игровых действий, закрепления звукопроизношения и речевого сопровождения,  способствуют повышению эмоционального тонуса, что при правильном коррекционно-развивающем подходе побуждает ребёнка с нарушением зрения к общению.


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010