Автор:
Жамойда Людмила Николаевна
Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.
Индивидуальное логопедическое занятие посвящено проблеме автоматизации звука [с]на этапе введения его в предложение. Речевой материал подобран с учетом степени сформированности других звуков речи. В занятие включены задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, задания на развитие мелкой моторики пальцев рук.
2014-12-16
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Дошкольное и начальное школьное образование, Модуль: Логопедия
Статья:Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Сведения об авторе:
Л.Н. Жамойда
Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида», с.Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.
Ключевые слова
Автоматизация звука, речевой материал, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, мелкая моторика.
Конспект индивидуального занятия по формированию
правильного звукопроизношения.
Тема: «Автоматизация звука [с] в предложении».
Цель:
1. Автоматизировать звук [с] в предложении.
2. Учить отвечать на вопросы распространенным предложением.
3. Упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.
4. Развивать устойчивость, переключение, распределение внимания.
5. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
Оборудование:
1. Кубик с картинками на боковых гранях, в названии которых есть звук [с].
2. Предметные картинки: Соня, сумка, стол, миска, лес, сова, Саша, самокат, собака, колбаса.
3. Две сюжетные картинки, отличающиеся некоторыми деталями.
4. Недорисованные картинки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Упражнение «Волшебный кубик».
(Ребенок бросает кубик и называет картинку, в названии которой есть звук [с]).
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: «Какой звук встречается во всех названных тобою словах?».
Ребенок: «Звук [с]».
Логопед: «Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [с]».
2. Автоматизация звука в предложении.
Упражнение «Запомни и повтори».
(Логопед произносит предложения, а ребенок повторяет их).
Са — са — са - села мне на нос оса.
Са — са — са - укусила в нос оса.
Со — со — со - стал мой нос как колесо.
Су — су — су - сумкой я гоню осу.
Сы — сы — сы - нету в комнате осы.
Логопед: «Повтори предложения, которые ты запомнил».
3. Упражнение «Дополни предложения».
(У ребенка картинки: собака, сова, самолет, сосна, скамейка, миска. Логопед произносит начало предложения, ребенок подбирает нужное слово и заканчивает предложение).
На соломе сидит собака.
На суку сидит сова.
Высоко летит самолет.
В лесу растет сосна.
В саду стоит скамейка.
Суп налили в миску.
4. Упражнение «Ответь на вопрос, найди картинку».
(У ребенка картинки: солонка, соль, сад, сова, скатерть. Логопед задает вопросы, ребенок отвечает на них, подбирая соответствующую картинку).
Логопед: «Куда насыпают соль?».
Ребенок: «Соль насыпают в солонку».
Логопед: «Чем солят суп?».
Ребенок: «Суп солят солью».
Логопед: «Где растут фрукты?».
Ребенок: «Фрукты растут в саду».
Логопед: «Какая птица не спит ночью?»
Ребенок: «Ночью не спит сова».
6. Физминутка «Самолет построим сами».
(Координация речи с движениями. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения).
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
7. Упражнение «Придумай предложение по двум картинкам».
(Логопед дает ребенку картинки: Соня - сумка, стол - миска, лес - сова, Саша - самокат, собака - колбаса. Ребенок придумывает предложения по двум опорным картинкам).
Ребенок: «Соне купили сумку. На столе стоит миска. В лесу живет сова. Саша едет на самокате. Собака ест колбасу».
8. Упражнение «Сравни картинки. Найди отличия».
(Логопед показывает ребенку две картинки, ребенок их сравнивает и находит отличительные черты).
Логопед: «Чем отличаются картинки?»
Ребенок: «На картинке справа слон смотрит в левую сторону, а на картинке слева слон смотрит в правую сторону. На картинке справа у слона поднят хобот, а на картинке слева опущен хобот. На картинке справа есть слоненок, а на картинке слева нет слоненка. На картинке справа страус зарыл голову в песок, а на картинке слева голову поднял. На картинке справа есть солнце, а на картинке слева солнца нет».
9. Упражнение «Что забыл нарисовать художник».
(У ребенка картинки с недорисованными деталями).
Логопед: «Без чего лиса?».
Ребенок: «Лиса без хвоста».
Логопед: «Без чего самокат?».
Ребенок: «Самокат без колеса».
Логопед: «Без чего собака?».
Ребенок: «Собака без носа».
10. Упражнение «Дорисуй».
(У ребенка картинки, аналогичные картинкам из упражнения «Что забыл нарисовать художник»).
Логопед: «Дорисуй недостающие детали».
(Ребенок дорисовывает недостающие части предметов).
Логопед: «С чем лиса?».
Ребенок: «Лиса с хвостом».
Логопед: «С чем самокат?».
Ребенок: «Самокат с колесом».
Логопед: «С чем собака?».
Ребенок: «Собака с носом».
III. Итог занятия.
Логопед: «Какой звук мы учились правильно произносить?
Ребенок: «Звук [с]».
Логопед: «Ты сегодня очень хорошо и правильно произносил звук [с], за это я даю тебе картинки: Соня, сумка, колбаса, стол, собака. Дома раскрасишь картинки и придумаешь рассказ с этими словами».
Литература:
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. / Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
- Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников. /Сост. Е. И. Шаблыко. – Мозырь: ООО ИД Белый ветер, 2008.
- Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия, – М.: ООО ТД Мир книги, 2008.