Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор:
Жамойда Людмила Николаевна

Аннотация:

Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Жамойда Людмила Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Березка» с. Апача, Усть-Большерецкий район, Камчатский край.

 

Индивидуальное логопедическое занятие посвящено проблеме автоматизации звука [с]на этапе введения его в предложение. Речевой материал подобран с учетом степени сформированности других звуков речи. В занятие включены задания на тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, задания на развитие мелкой моторики пальцев рук.

 

 

 

2014-12-16

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Дошкольное и начальное школьное образование, Модуль: Логопедия

Статья:

Автоматизации звука [с] в предложении у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Сведения об авторе:

Л.Н. Жамойда

Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Березка» комбинированного вида»,  с.Апача, Усть-Большерецкий район,  Камчатский край.

 

 

Ключевые слова

Автоматизация звука, речевой  материал, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, мелкая моторика.

 

Конспект индивидуального занятия по формированию

правильного звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звука [с] в предложении».

Цель:

1. Автоматизировать звук [с] в предложении.

2. Учить отвечать на вопросы распространенным предложением.

3. Упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.

4. Развивать устойчивость, переключение, распределение внимания.

5. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Оборудование:

1. Кубик с картинками на боковых гранях, в названии которых есть звук  [с].

2. Предметные картинки: Соня, сумка, стол, миска, лес, сова, Саша, самокат, собака, колбаса.

3. Две сюжетные картинки, отличающиеся некоторыми деталями.

4. Недорисованные картинки.

 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Упражнение «Волшебный кубик».

(Ребенок бросает кубик и называет картинку, в названии которой есть звук [с]).

 

II. Основная часть.  

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: «Какой звук встречается во всех названных тобою словах?».

Ребенок: «Звук  [с]».

Логопед: «Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [с]».

 

2. Автоматизация звука  в предложении.

Упражнение «Запомни и повтори».  

(Логопед произносит  предложения, а ребенок повторяет их).

Са — са — са - села мне на нос оса.

Са — са — са - укусила в нос оса.

Со — со — со - стал мой нос как колесо.

Су — су — су - сумкой я гоню осу.

Сы — сы — сы - нету в комнате осы.

 

Логопед: «Повтори предложения, которые ты запомнил».

 

3. Упражнение «Дополни предложения».

(У ребенка картинки: собака, сова, самолет, сосна, скамейка, миска. Логопед произносит начало предложения, ребенок подбирает нужное слово и заканчивает  предложение).

На соломе сидит  собака.

На суку сидит  сова.

Высоко летит  самолет.

В лесу растет  сосна.

В саду стоит  скамейка.

Суп налили в  миску.

 

4. Упражнение «Ответь на вопрос, найди картинку».

(У ребенка  картинки: солонка, соль, сад, сова, скатерть.  Логопед задает вопросы, ребенок отвечает на них, подбирая соответствующую картинку).

Логопед: «Куда насыпают соль?».

Ребенок: «Соль насыпают в солонку».

Логопед: «Чем солят суп?».

       Ребенок: «Суп солят солью».

       Логопед: «Где растут фрукты?».

       Ребенок: «Фрукты растут в саду».

       Логопед: «Какая птица не спит ночью?»

       Ребенок: «Ночью не спит сова».

 

6. Физминутка «Самолет построим сами».    

(Координация речи с движениями. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения).

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

 

7. Упражнение «Придумай предложение по двум картинкам».   

(Логопед дает ребенку картинки: Соня - сумка, стол - миска, лес - сова, Саша - самокат, собака - колбаса. Ребенок придумывает  предложения по двум опорным картинкам).

Ребенок: «Соне купили  сумку. На столе стоит миска. В лесу живет сова. Саша едет на самокате. Собака ест колбасу».

 

8. Упражнение «Сравни картинки. Найди отличия».

(Логопед показывает ребенку две картинки, ребенок их сравнивает и находит отличительные черты).

Логопед: «Чем отличаются картинки?»

Ребенок: «На картинке справа слон смотрит в левую сторону, а на картинке слева слон смотрит в правую сторону. На картинке справа у слона поднят хобот, а на картинке слева опущен хобот. На картинке справа есть слоненок, а на картинке слева нет слоненка. На картинке справа страус зарыл голову в песок, а на картинке слева голову поднял. На картинке справа есть солнце, а на картинке слева солнца нет».

 

9. Упражнение «Что забыл нарисовать художник».

(У ребенка картинки с недорисованными деталями).

Логопед: «Без чего лиса?».

Ребенок: «Лиса без хвоста».

     Логопед: «Без чего самокат?».

Ребенок: «Самокат без колеса».

Логопед: «Без чего собака?».

Ребенок: «Собака без носа».

 

10. Упражнение «Дорисуй».

(У ребенка картинки, аналогичные картинкам из упражнения «Что забыл нарисовать художник»).

Логопед: «Дорисуй недостающие детали».

(Ребенок дорисовывает недостающие части предметов).

Логопед: «С чем лиса?».

Ребенок: «Лиса с хвостом».

Логопед: «С чем самокат?».

Ребенок: «Самокат с колесом».

Логопед: «С чем собака?».

Ребенок: «Собака с носом».

 

III. Итог занятия.

Логопед: «Какой звук мы учились правильно произносить?

Ребенок: «Звук [с]».

Логопед: «Ты сегодня очень хорошо и правильно произносил звук [с], за это я даю тебе картинки: Соня, сумка, колбаса, стол, собака. Дома раскрасишь картинки и придумаешь рассказ с этими словами».

 

Литература:

 

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. / Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
  2. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников. /Сост. Е. И. Шаблыко. – Мозырь: ООО ИД  Белый ветер, 2008.
  3. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия, – М.: ООО ТД  Мир книги, 2008.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010