Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Естественно-математическое / Биология в школе
Класс Насекомые. Общая характеристика.
Автор: Маннапова Насиба Ахнафовна

Методической особенностью урока является то, что учебный материал представлен как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Данный урок можно использовать при изучении новой темы. А также при обобщении раздела Типа Членистоногие. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Урок биологии «Твоё здоровье – в твоих руках»
Автор: Чеховская Ирина Ивановна

Формирование представлений о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности - одна из первостепенных целей при обучении биологии. Содержание урока направлено на достижение указанной цели. Предполагаемый результат урока: формирование представления о здоровье как величайшей ценности для личности и общества; формирование у учащихся собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья.

Использование технологии проектов при изучении курса биологии в 11 классе.
Автор: Руппель Елена Васильевна

Учебный проект реализуется в 11 классе при изучении темы «Эволюция живых организмов». Типология проекта по содержанию – информационный; по времени выполнения – долгосрочный; по количеству участников – групповой. Тема проекта: «Эволюция систем органов животных». Цель проекта: проследить эволюционные изменения систем органов животных. Продукт проекта – электронные презентации. Подборкой электронных презентаций можно воспользоваться при подготовке к экзамену, контрольной работе.

«Работа сердца» 8 класс.
Автор: Шишова Ирина Анатольевна

Задача учителя на данном уроке – привлечь к работе каждого ученика, формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле, анатомии работы сердца. На уроке формировались навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. В течение всего урока пропагандировался здоровый образ жизни.

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему «Железы внутренней секреции»
Автор: Сидорова Наталья Владимировна

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему «Железы внутренней секреции» (2 учебных часа). Сидорова Н. В., учитель биологии МОУ гимназия №2 г. Зарайска Московской области Код автора SC-3654 Данная разработка посвящена одной из важнейших тем биологии – железам внутренней секреции. Целями урока являются формирование анатомо-физиологических понятий о железах, о гормонах, их свойствах и значении для жизнедеятельности организма человека, выявление значения знаний о гормонах для медицины. Форма урока – лекция с фиксированием информации в тетради об основных железах и их функциях. Закрепление изученного материла производится в форме фронтального опроса и тестовой работы.                                                            

Тема: Как питаются разные животные.
Автор: Степанько Елена Николаевна

                                                              Аннотация .                                      Как питаются разные животные.                                                Учитель:Степанько Е.Н.   Урок природоведения в 5 классе(учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов; изд.Вентана-Граф) продолжает знакомство учащихся со способами питания живых организмов, формирует у учащихся представление о пищеварении и роли питательных веществ как источника строительного материала. Урок в форме заочной экскурсии предполагает организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.Дети знакомятся с различными способами питания, с растительноядными и плотоядными животными. В ходе просмотра фильма проводят небольшой эксперемент, выясняя роль питательных веществ, как основного источника  энергии. А  активное восприятие материала обеспечивает  эмоциональная насыщенность урока: заочная экскурсия в лес ,на луг, на водоем в стихотворной форме, яркие слайды презентации . Просмотр фильма и эксперемент, в котором они участвуют, творческие задания вызывают заинтересованность у детей. Ключевые слова: питательные вещества, пищеварение, энергия пищи.        

«Активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества школьников».
Автор: Борисова Анна Владимировна

«Активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества школьников».   Борисова Анна Владимировна, учитель биологии МОУ «Гимназии №3 г. Белгорода».   Посильное и реальное участие в жизни школьного общества не  проходит бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Ребенок, реализовавший себя в социально значимой деятельности в общественных организациях любого типа (детские общественные организации, научные школьные общества, спортивные кружки и секции), и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, будет не бояться ответственности, не будет потребителем, а будет созидателем. Сможет работать в команде, вести и быть ведомым, то есть человеком, обладающим лидерской позицией.      

«Полная характеристика растения. Биология. 6 класс»
Автор: Дьячкова Екатерина Валериановна

Дьячкова Екатерина Валериановна, учитель биологии МОУ «СОШ» с.Усть-Уса «Полная характеристика растения. Биология. 6 класс» На данном уроке  используется гербарный материал, который дети выполнили летом в качестве летнего задания, значит, они понимают важность этого задания, еще раз подробно знакомятся с растительным миром родного села.  Метод логико-смысловой модели ребята уже знают, но на примере одного растения кратко объясняю. Обучение с применением логико-смысловых моделей (ЛСМ) предполагает наличие у учащихся определённых умений и навыков: мыслить и рассуждать логически, отбирать главные моменты из массы прочитанного, конструировать знания по степени значимости. ЛСМ наглядно и компактно представляют информацию в универсальной форме с помощью ключевых слов. Можно использовать логико-смысловые модели, как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения и обобщения знаний. ЛСМ также дают возможность преподавателю провести ученика через три философских категории системы развивающего обучения:  сущность, особенность, единичность. В результате применения логико-смысловых моделей учебная деятельность разворачивается в наглядно-смысловом пространстве урока. Координаты позволяют подавать материал небольшими порциями, акцентируя внимание учащихся на отдельных моментах излагаемого материала, которые затем всесторонне обсуждаются и закрепляются. Используя результаты экспериментов, учащиеся могут сами под руководством учителя конструировать модель, выделяя главное и второстепенное в теме. При этом повышается эффективность усвоения материала. Цель урока: 1.     Обобщить и расширить знания о растениях 2.     Повторить и использовать полученные знания. 3.     Сформировать навыки исследовательской работы, 4.     Развивать в учащихся коммуникативные, целеполагающие качества, способности самооценки проделанной работы Задачи урока: систематизировать знания учащихся о растениях, особенностях их строения распространения, размножения и роли в природе и жизни человека; обобщить знания о многообразии растительного мира закрепить знания о семействах цветковых растений, их харак­терных признаках, о значении растений в природе и жизни человека, формирование умений и навыков поиска необходимой информации средствами  ИКТ.  

Озеро Саусканово как экосистема
Автор: Вайц Татьяна Александровна

 Тип данного урока - формирование новых знаний и практических умений. Содержание урока, непосредственная работа школьников в природе при изучении своей местности способствует формированию у них правильных представлений об объектах, явлениях. Работая на местности, учащиеся овладевают практическими умениями: ведут наблюдения, анализируют хозяйственную деятельность людей.  Содержание урока направлено на развитие познавательного интереса и желание внести свой вклад в охрану природы.

Природа – жертва войны.
Автор: Ботов Геннадий Александрович

Автор: Ботов Геннадий Александрович, учитель биологии МОУ «Алабугская СОШ» Красноармейского района Челябинской области. Код автора: SC-4808                                                      Природа – жертва войны.   Мир един, войны несут беды не только для людей, но и для всей планеты и её природного наследия. В составленной композиции, где природа и человек являются главными действующими лицами, показано осознание собственного опыта человечества, которое может спасти лишь его высокая нравственность. А стать духовно богатым и высоконравственным  помогает отношение к природе, сопереживание братьям нашим меньшим. Материал может быть использован в целях нравственно-патриотического воспитания.    

Использование компетентностного подхода при подготовке к ЕГЭ по биологии
Автор: Рунда Сергей Иванович

    Использование компетентностного подхода при подготовке к ЕГЭ по биологии.     Использование компетентностного подхода при подготовке к ЕГЭ значительно может помочь реализовать социальный заказ общества на качественную подготовку выпускников. Автор данной статьи предлагает развивать у учащихся общеучебные компетенции, такие как умение слушать объяснение учителя, умение комментировать ответ одноклассника, умение записывать лекцию, составлять конспекты. Для этого им разработаны специальные справочники по развитию компетенций. В статье показаны простые и весьма эффективные способы запоминания, хранения и воспроизведения информации. Эти приёмы можно использовать учителям биологии при изучении конкретных тем и разделов, а справочник по развитию компетенций позволит организовать систематическую и целенаправленную работу с учащимися по развитию умений.   Автор _______________ (Рунда С. И.)  Код SC-3720  

: Конский волос - один из видов технологического образования в сельской местности
Автор: Попова Валентина Гаврильевна

 «Работа с конским волосом»  формирует у детей художественной культуры, творческой активности, помогает в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства, и ставит перед собой основные задачи: - способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;  - ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    - приобщить к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом.

«Модульные уроки по теме «Химическая организация клетки»».
Автор:

Аннотация к статье «Модульные уроки по теме «Химическая организация клетки»». Биология 9 класс. На сегодняшний день остаётся актуальной тема «Современные образовательные технологии». Мне давно интересна технология модульного обучения. Прежде чем я стала использовать приёмы данной технологии на уроках биологии, мне пришлось прочитать и проанализировать достаточное количество литературы по данной теме, в частности, изучить опыт О.Ю.Бурцевой – учителя биологии школы №1508 г.Москвы, который освещался на страницах журнала «Биология в школе».  В 2009 году я разработала тему «Химическая организация клетки» по биологии в 9 классе с применением  элементов модульной технологии. При разработке уроков – модулей пыталась учесть все особенности данной технологии, но внесла некоторые коррективы. Каждый модуль рассчитан на 45 минут. Чётко определены временные рамки каждого учебного элемента. Это организует детей, позволяет им спланировать свою деятельность. В модуль добавлена колонка «Ключи к источнику информации». Это позволяет учащимся быстрее ориентироваться в тексте учебника при выполнении заданий, а учителю позволяет сэкономить время на уроке. Каждый модуль сопровождает мультимедийная презентация, в которую внесены ответы для проверки заданий (ответы также приготовлены в виде карточек), краткие выводы, необходимый наглядный материал для лучшего восприятия материала. Несмотря на коррекцию, сущность модульного обучения (по П.А.Юцявичене) сохраняется, обучающийся может работать самостоятельно с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. В этом году модульные уроки буду использовать уже третий раз. Я смогла убедиться в эффективности данной технологии. Модульная технология – это удачно спланированное изложение темы, обеспечивающее положительный результат. На уроках «царит» рабочая атмосфера, ни один из учеников не «отлынивает». А самые ленивые ученики дают высокую оценку такому типу уроков. Им нравится право выбора заданий для контроля, самооценивание, освобождение от домашнего задания, а самое главное, возможность получить положительную и даже высокую отметку за урок, если трудился успешно и всё успел. Модульный урок на печатной основе, выданный каждому ученику, позволяет ему доделать дома то, что он не успел. На таких уроках учитель выступает в новой роли – роли консультанта и координатора. Учитывая, что подготовка модульных уроков занимает много времени, я решила поделиться разработкой темы с участниками открытого педагогического Форума, уверена, что они пригодятся коллегам, интересующимся модульной технологией. ………………………      Нечаева Татьяна Александровна  

Модульные уроки по биологии 9 класс по теме «Химическая организация клетки».
Автор: Нечаева Татьяна Александровна

Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно–познавательной деятельности  в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как удачно спланированную программу обучения, обеспечивающую положительный результат каждому ученику. На таких уроках учитель выступает в новой роли – роли консультанта и координатора. Учитывая, что подготовка модульных уроков занимает много времени, я решила поделиться разработкой темы «Химическая организация клетки» по биологии в 9 классе с применением элементов модульной технологии с участниками открытого педагогического Форума, уверена, что они пригодятся коллегам, интересующимся модульной технологией. На изучение данной темы отводится 6 часов. Структура модульных уроков выглядит следующим образом (Смотри статью).

Интеллектуальная игра «Экологическая тропа».
Автор: Иванова Наталья Николаевна

       Интеллектуальная игра «Экологическая тропа».     В формировании экологического мышления учащихся важную роль играет краеведение. Изучение родного края способствует развитию экологической культуры. «Думай глобально, действуй локально!»- очень действенный девиз в реализации экологического образования.         Учитель биологии МОУ « СОШ  №4» города Десногорска  Иванова Наталья Николаевна.

Использование исследовательского метода при обучении биологии
Автор: Игнатова Ирина Викторовна

Использование исследовательского метода  при  обучении биологии       В условиях нарастания противоречий  между обществом и природой особую актуальность  приобретает  проблема формирования у молодого поколения нового, экологического, стиля мышления. Его характерная особенность – понимание мира  как сложной  системы, все  компоненты которой, включая и человека,  взаимосвязаны  и взаимозависимы. Задача  учителя биологии   -  создать педагогические   условия, в  которых   школьники будут овладевать  комплексными умениями, составляющими фундамент ответственного, экологически  целесообразного поведения (умение  выявлять и объяснять причинно - следственные связи  человека и природы; прогностические  умения;  практические умения по уходу и улучшению состояния  своего природного окружения и др.) Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии: личностно – ориентированного и развивающего характера:   метод  проблемного обучения, метод коллективной  мыслительной деятельности,  исследовательский метод. Принципы  развивающего  обучения,  применяемые  в практике  современной  школы, требуют  специальной  организации  продуктивной деятельности учащихся по усвоению  теоретических  знаний, включенных  в содержание  курса  биологии. Существенную  роль в этом   играют лабораторные и практические  работы. Они  позволяют  учащимся  не  только  изучать  биологические  объекты,  но  и  знакомиться  с  методами  биологической  науки, что  несомненно,  способствует  развитию  исследовательских  умений. Цели и задачи биологического образования  наиболее эффективно  реализуются  через  модульные курсы,  учебные исследовательские и проектные работы, внеклассные мероприятия,  а  также во время летних практик.   Игнатова Ирина Викторовна, учитель биологии 1-ая квалификационная категория, МОУ Юголукская СОШ.

Использование игровых проектов на уроках биологии
Автор: Баронова Ирина Аркадьевна

Использование игровых проектов на уроках биологии Баронова Ирина Аркадьевна учитель биологии первой квалификационной категории МОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко» г. Братска Аннотация   Современный этап развития образования в нашей стране обуславливает необходимость применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить инструментарий современного учителя продуктивными методами обучения. Реализация проектов в рамках учебной программы по биологии с использованием регионального компонента, позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть красоту своего города, наблюдая из года в год за изменениями, происходящими в окружающей среде, выявлять экологические проблемы. Обоснованием  для разработки проекта стало формирование устойчивого интереса к предмету. Инновационные идеи проекта - динамичная форма организации учебной деятельности учащихся. Результаты (показатели) работы: 1. Развитие творческого потенциала учащихся. 2. Расширение кругозора. 3. Формирование эстетического вкуса. 4. Закрепление знаний полученных на уроках.  

Методическая разработка урока по биологии (11 класс) по теме: «Современное состояние эволюционной теории»
Автор: Русанова Людмила Ивановна

Методическая разработка урока по биологии (11 класс) по теме: «Современное состояние эволюционной теории» Построение фундаментальной эволюционной концепции Дарвина   позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах организации жизни на нашей планете, изменить ход развития биологических наук, повлиять на мировоззрение людей. В то же время раздаются критические голоса в адрес эволюционной теории   среди учащихся и их родителей. Урок позволяет возобновить  информацию об основных положениях теории Дарвина, изучить положения СТЭ, поставить перед учащимися проблему  актуальности теории эволюции на современном этапе развития науки.    Автор _______________ Русанова Людмила Ивановна Код автора: SC-4097        

Трудовое воспитание в ученических производственных бригадах
Автор: Унру Елена Сергеевна

Трудовое воспитание в ученических производственных бригадах Готовность выпускников школы  к жизни одна из главных задач современного образования. Решение этой задачи  возможно в соединении обучения с производственным трудом.  Применительно к сельской школе  задача подготовки учащихся к жизни означает прежде всего воспитание у них любви к земле, глубокого понимания  значения сельскохозяйственного труда, интереса к сельскохозяйственным профессиям и стремления к овладению ими. Определяющим фактором в трудовом воспитании учащихся, в целенаправленной профессиональной ориентации является непосредственный труд школьников в бригаде. Трудно переоценить значение ученической  бригады в целенаправленной и профессиональной ориентации. Производительный труд, сельскохозяйственное опытничество, кружковая работа, рационализаторская и изобретательская деятельность учащихся — все это конкретно и предметно знакомит школьников с различными профессиями. А главное — в бригаде учащиеся не просто получают сведения о сельскохозяйственных профессиях, а непосредственно, в процессе труда, знакомятся с их содержанием

Викторина «Что мы знаем о витаминах»
Автор: Чистякова Людмила Александровна

Викторина «Что мы знаем о витаминах»   Цель: развитие познавательного интереса, точности и краткости речи учащихся. Задачи: закрепить знания учащихся о значении витаминов для организма человека, способах сохранения витаминов в пище. Ключевые слова: биологическая викторина, витамины. Данную викторину рекомендуется проводить в 8 классе на уроке по теме «Витамины». Автор: Л.А.Чистякова, учитель биологии МБОУ «Ильинская СОШ №1», п. Ильинский, Пермский край.

Использование информационно – коммуникационных технологий при проведении элективного курса «Эта удивительная генетика»
Автор: Федорова Инна Владимировна

Использование информационно – коммуникационных технологий  при проведении  элективного  курса  «Эта удивительная генетика» (9 класс). Методические рекомендации                 Данное пособие  содержит программу элективного курса в рамках предпрофильной         подготовки учащихся по биологии.     Предлагаемая программа  формирует интерес к  разделу биологии – генетике, проблемам клонирования.  В программе сочетаются  различные формы работы с опорой на практическую деятельность учащихся: решение генетических  задач, самостоятельное составление условий задач, работа с дополнительной литературой, ЦОР, сетью Интернет, что позволяет развивать навыки самообразования. Поэтому обучение биологии с использованием новых информационных технологий (НИТ) следует рассматривать не столько как процесс передачи знаний, а главным образом как новую форму организации самостоятельного освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития. Использование НИТ в общем  биологическом  образовании  наиболее целесообразно в тех случаях, если: - требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся; - ЦОР содержат материал, который нельзя показать традиционными  способами (модели и анимационные иллюстрации, видеофрагменты, отражающие динамику описываемых процессов и т.д.); - проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме; - требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве; - реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося.     В биологическом образовании НИТ необходимы там, где они повышают  информативность, наглядность, привлекательность.          Данное пособие апробировано в МОУ Урлукской СОШ при проведении элективного        курса «Эта удивительная генетика». Оно поможет учителям биологии  при проведении      уроков биологии в рамках темы «Генетика», при проведении уроков, кружков.        

Организация коллективной исследовательской деятельности- важный фактор реализации компетентностного подхода к обучению биологии.
Автор: Шишкова Галия Михайловна

Организация коллективной исследовательской деятельности- важный фактор реализации компетентностного подхода к обучению биологии.   Шишкова Галия Михайловна               Статья посвящена проблеме реализации компетентностного подхода к обучению биологии. Рассмотрено формирование ключевых компетенций при организации коллективной исследовательской деятельности учащихся по биологии на различных ее этапах по теме: «Выявление отношения учащихся разных возрастных групп и пола к амфибиям и рептилиям и их роли».Выступает в качестве методической рекомендации и служит методическим руководством для учителей школ, занимающихся исследовательской работой с учащимися.

Педагогические технологии формирования компетенций обучающихся в интегративной образовательной среде
Автор: Ушаков Алексей Антонидович

Педагогические технологии формирования компетенций обучающихся в интегративной образовательной среде В статье рассматривается использование технологии развитие критического мышления и проектно-исследовательской технологии в условиях интегративной среды среднего профессионального образования (на примере биологии цикла общеобразовательных дисциплин).  

«Влияние бобовых культур на урожай картофеля»
Авторы: Верхотуров Данил Александрович, Верхотурова Марина Николаевна

Введение Первые жители нашего села были казаками. Ещё в девяностых годах прошлого столетия приезжали переселенцы с разных мест. Каждый из них нес культуру тех мест, откуда приехал, традиции своей родины. Многие везли семена, методику выращивания культур, которую опробовали на Амурской земле. Переселенцы, приехавшие с Урала в 1975, 1976 года,  производили посадки  картофеля совместно с горохом. Интересно, что не у всех это принято, а только 2-3 семья, которые до Урала проживали в республике Казахстан. В течение 35 лет на своих огородах они в практике возделывания  занимаются, совместным выращивание культур картофеля и гороха. Я решил проверить этот способ выращивания на учебно-опытном участке школы. Нужно решить для себя будет ли выше урожай, «миф» это или реальность. Актуальность данной темы заключается в том, что, используя особенности бобовых культур, можно совместной посадкой повысить урожай картофеля.   Картофель - важная продовольственная культура, поэтому очень важно повышать её урожайность.  Основной метод работы: опыт и сравнение результатов, полученных в ходе эксперимента.  Тема: «Влияние бобовых культур на урожай картофеля» Цель: выявить, влияние на урожай картофеля бобовых культур. Задачи: 1.Изучить литературу 2.Познакомится с  основными  приёмами агротехники  семейства паслёновых  и семейства бобовых 3.Разработать методику проведения опыта 4.Вести  систематические наблюдения в течение вегетационного периода растений. 5.Сделать анализ опыта и выявить влияние гороха на урожайность картофеля при  совместной посадки  Выводы Изучил литературу по данному вопросу, познакомился с агротехническим особенностями выращивания культур: гороха и картофеля. Научился вести наблюдения в течение вегетационного периода за растениями и систематически оформлять записи в дневник наблюдений. Посетил школьный музей, где узнал историю заселения села Ушаково и быт первых поселенцев. Из истории своей семьи узнал, что данный способ посадки картофеля, мой дедушка привёз с республики Казахстан село Мариногорка, где его родители,  производили посадки картофеля совместно с горохом, ещё в начале пошлого века.  Взвесив и измерив,  картофель  с контрольного и опытного участков сделал вывод, что горох благотворно  повлиял на общую урожайность картофеля, на размеры и вес клубней. В дальнейшем  следует, рекомендовать жителям села,  использовать бобовые при посадке картофеля, для получения высоких урожаев данной культуры. В ходе работы выяснил для себя, что существует  цветной картофель, эта тема моей будущей  работы.

Воспитание экологической культуры у учащихся
Автор: Болкисева Надежда Ивановна

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Экспедиция в каньон реки Лава Кировского района Ленинградской области.
Автор: Алексеева Ирина Геннадьевна

Представлена разработка экскурсии по учебной теме: « Возникновение и развитие жизни на Земле» на примере уникального геологического объекта каньона реки Лава. В ходе практической деятельности учащимися обнаруживается большое количество палеонтологических находок, доказывающих наличие эволюционного процесса. Это упрощает изучение картины исторического развития органического и неорганического мира, понимание которой в школьном курсе, в основном, базируется на теории.

Открытый урок по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды»
Автор: Киселева Елена Ивановна

Открытый урок по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды».   В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний, и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим на данном уроке я применяю такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста дополнительной литературы, составление учащимися сообщений и свободное  изложение их содержание своим одноклассникам. В ходе урока используются задания, выполнение которых основывается на знаниях полученных ранее, а так же способствовало получению новых знаний необходимых при изучении следующего материала.

Личностно-деятельностный подход в обучении
Автор: Макаров Юрий Борисович

   В основе современной модели процесса обучения лежит личностно- деятельностный подход, при котором акценты смещены с предоставления учащимся готовых знаний на создание условий для приобретения ими опыта самостоятельного познания. И это вполне обоснованно. Современный ученик находится в огромном информационном пространстве. Востребованными становятся не столько сами знания, сколько умения их добывать, применять в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, мыслить творчески.    Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве результатов обучения школьников называют: в личном плане- умение управлять своей деятельностью; в метапредметном- использование навыков различных видов деятельности, методов познания; в предметном- умение классифицировать изучаемые объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать результат.    Роль учителя на уроке: он уже не источник информации, а организатор познавательной деятельности учащихся.  Опыт показывает, что, изменив структуру урока, удаётся, сохранив объём изучаемого содержания, превратить учащихся в активных субъектов познания.    В работе приведена  разработка одного такого урока по биологии в 6 классе по теме «Побег».                              Автор                                                         Ю.Б.Макаров

Применение технологии развития критического мышления на уроках биологии
Автор: Пуртова Галина Александровна

  В статье кратко раскрывается сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо, и возможность её применения на уроках биологии. Данная технология способствует формированию умений овладения информацией, её критического оценивания, осмысления и применения. Наличие навыков осмысленного чтения повышает интеллектуальный уровень школьников и качество обучения. Данную технологию можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.   Автор статьи: Пуртова Галина Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории, победитель ПНПО.

Состояние ценопопуляции и запасы сырья редкого лекарственного вида Phlojodicarpus sibiricus в бассейнах рек Тяня и Токко
Авторы: Николаева Надежда Федоровна, Пешперов Григорий Анатольевич

Данная работа основана на материале исследований уникального вида – Вздутоплодника сибирского (Phlojodicarpussibiricus(Steрh. exSрreng.) K.-Рol., сем. АрiaceaeLindl. – Сельдерейные)  в северо-восточном направлении от с. Тяня, на правом берегу одноименной реки и в местности «Чуках» на правом берегу реки Токко. Вид внесен в Красную книгу Республики Саха (Якутия) (2000) как сокращающий численность популяций (категория II), нуждается в контроле за состоянием численности популяции. Целью настоящей работы является изучение состояния ценопопуляции и запасов сырья редкого вида Ph. sibiricus в бассейнах рек Тяня и Токко. Для этого необходимо решить следующие задачи: - изучить состояние ценопопуляций вида в исследуемом районе; - определить запас сырья; - на основании сравнения данных 2010 и 2011 гг. сделать выводы о динамике состояния ценопопуляций. Начиная с весны 2010 года началось детальное ценопопуляционное изучение Ph. sibiricus. Для сравнительного анализа состояния ценопопуляции вида в природе были определены два участка: в окрестностях села Тяня на берегу р. Тяня, испытывающий значительное антропогенное влияние, и в местности «Чуках» в 74 км от села, на правом берегу реки Токко, характеризующийся незначительным действием антропогенного фактора. Результаты изучения демографического состава, плотности и численности свидетельствуют о неблагополучном состоянии ценопопуляции Ph. sibiricusв окрестностях населенного пункта. Запасы сырья, его внешний вид также свидетельствуют о критическом состоянии вида на данном участке. Предварительные выводы свидетельствуют, что дальнейшее усиление антропогенного пресса может привести к уничтожению ценопопуляции в окрестностях с. Тяня. Для сохранения и восстановления этой ценопопуляции рекомендуем строгое регламентирование или полное прекращение сбора лекарственного сырья. Дальнейшее изучение состояния ценопопуляции, сравнение полученных данных с результатами наблюдения за другими ценопопуляциями (не подвергающихся антропогенной трансформации или подвергающихся в меньшей степени) позволит определить наиболее перспективные и действенные направления охраны этого редкого вида.    

Опыты на пришкольном учебно-опытном участке
Автор: Шосталь Елена Алексеевна

В данной разработке описана методика проведения практических работ на учебно-опытном участке с учащимися 5-8 классов. Все предложенные работы прошли апробацию и показали хорошую результативность при решении образовательных и воспитательных задач. Цель данной разработки: оказать определенную помощь учителям сельских школ, особенно начинающим, которые хотят организовать учебно-опытническую работу в своей школе.

Интегрированная игра «Счастливый случай»
Автор: Замбровская Елена Ивановна

Интегрированная интеллектуальная игра «Счастливый случай», реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, географии, литературы, истории, представляет широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, воспитывает у них культуру общения, доброжелательность, чувство коллективизма, взаимовыручки, настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, помогает осознать необходимость всестороннего развития собственного интеллекта.

Тема: Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи.
Автор: Калинина Людмила Михайловна

Урок изучения нового материала с использованием презентации.  Основная задача- расширение кругозора учащихся о многообразии и значении насекомых.  Представлены  задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала.

Метапредметное занятие «Творчество и генетика»
Автор: Богдашевская Татьяна Петровна

Метапредметное занятие «Творчество и генетика» Автор: Богдашевская Татьяна Петровна,                                                                        учитель биологии и химии                                                                                                                               высшей квалификационной категории,                                                                              ГБОУ СОШ №235, ЦАО г. Москва.                                                                                             Метапредметное занятие «Творчество и генетика» разработано для учащихся 9 класса, обучающихся по программе для  общеобразовательных школ по  биологии, по линии И.Н. Пономаревой. Это - вариант урока по теме «Генетика человека», в рамках которого формируется первоначальное представление философского понятия «творчество». Урок соединяет в один узел множество важных вопросов для современной молодежи: профориентацию, роль знаний и творчества в решении ежедневных проблем.  Материал занятия актуально демонстрирует тесное переплетение законов генетики и реальной жизни. Новизна урока прослеживается, во-первых, - в форме организации урока. Это урок биологии с использованием ИКТ. Во-вторых, в содержании - это проблемный, личностно ориентированный урок.  В разработке дается подход к решению  проблемы: «Что такое творчество и как оно связано с генетикой и будущей профессией?».  Учащиеся представили взгляды на генетику и лечебное дело,  профессию журналиста и законы наследственности и изменчивости, генетику и наномедицину, генетику и искусство.  В-третьих, новизна заключается в формировании метапредметных знаний.  В разработке урока сделаны разные акценты на понятие «творчество». В широком смысле, оно – новаторская деятельность человека, инструмент решения сложнейших глобальных проблем.  В узком смысле,  творчество – это нестандартные решения, нешаблонные подходы, качественно новые действия и взгляды в любой работе. Урок реализует важные цели школьного образования – обучение учащихся навыкам творческой деятельности, универсальным учебным действиям.  Цели занятия:                                                                                                                                                                  - обучающие:  повторить, обобщить,  расширить знания по генетике,  установить связи  генетики с другими науками, искусством;                                                                                                                  - развивающие:   развивать интеллект,  мыслительные операции, речь, внимание, память, коммуникативные навыки;                                                                                                                                              - воспитательные:  воспитывать нравственные основы, ЗОЖ, культуру общения, эстетический вкус, коллективизм;                                                                                                                                                        - метапредметные: сформулировать понятие «творчество», обосновать важность творческого подхода к решению задач разного уровня,  в том числе в генетике;                                          УУД: ставить цели и задачи, работать с разными источниками информации, создавать  презентации, уметь работать по презентациям, формулировать выводы, подводить итоги работы на уроке.      Данный урок адресован творческим педагогам и начинающим учителям. Разработка поможет в  выборе интересных тем  для ученических презентаций и в разработке  научной, доступной, эвристичной методики их изложения. Урок раскрывает практическую ценность генетики в повседневной жизни: ГМО  – в магазине, мутации – в книгах, в картинах,  в причинах ряда  болезней.  Урок формирует нравственные основы: отношения к инвалидам и человеческой жизни.  Предлагаемая методическая разработка – инновационный урок. Она отвечает современной образовательной концепции и второй образовательной парадигме: учащиеся самостоятельно добывают знания и обучают других учеников.                               

Урок биологии в 11 классе по теме "Видообразование как результат микроэволюции"
Автор: Верещагина Светлана Михайловна

Урок биологии в 11 классе по теме "Видообразование как результат микроэволюции".     Технологии проведения данного урока дают возможность формировать познавательный интерес к окружающему миру у обучающихся, стремление познать многообразие его форм, закономерностей существования, взаимосвязей. Вырабатываются навыки применения теоретических знаний на конкретные природные объекты, а самостоятельная деятельность развивает творческий аспект личности ученика.

Плоды, их разнообразие и значение.
Автор: Дубова Татьяна Вячеславовна

 Дубова Татьяна Вячеславовна, учитель биологии МБОУ СОШ с. Горячие Ключи, Сахалинская обл.  Урок по теме «Плоды, их значение и разнообразие» является седьмым в первой теме  курса биологии «Органы цветковых растений» первого раздела «Строение и свойства живых организмов». Целью урока являетсяформирование  знаний о строенииплодов и семян, их разнообразии и значении.  На уроке предлагаются разнообразные формы деятельности учащихся, в том числе и организация лабораторной работы.  

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме: «Твой выбор – жизнь без наркотиков!»
Автор: Русанова Людмила Ивановна

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по биологии  по теме: «Твой выбор – жизнь без наркотиков!» Автор: учитель биологии МБОУ СОШ № 16 г. Смоленска  Русанова  Людмила Ивановна  Наркотизм – явление, обладающее универсальной опасностью для физического здоровья и социального статуса человека, вне зависимости от его  возраста и пола. Конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь! Необходимо подкреплять интерес в обществе к здоровью,  как условию достижения успеха, символу социального успеха, привлекательности. Мероприятие разработано  с целью привлечения учащихся и их родителей к проблеме наркомании.   Автор _______________ Русанова Людмила Ивановна        

Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии
Автор: Шишкова Галия Михайловна

Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии    Шишкова Галия Михайловна Код автора: SC – 4777                Статья посвящена проблеме реализации деятельностного подхода в обучении биологии. Рассмотрено формирование коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии на основе деятельностного подхода. Практическая значимость - деятельностный подход является основой всех современных развивающих технологий, предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания и обеспечивает формирование коммуникативных умений в процессе организации коллективной исследовательской деятельности биологического направления.   

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие
Автор: Баронова Ирина Аркадьевна

Урок обобщающего повторения по теме: Тип Членистоногие   Учитель биологии Баронова Ирина Аркадьевна, МБОУ «СОШ №39 им. П.Н. Самусенко» г. Братска. электронный адрес: baronova_ira@mail.ru   Аннотация   Раздел программы: биология: «Обобщающий урок» 7 класс; биология «Обобщение по теме: Тип Членистоногие» 7 класс. Цели и задачи учебного занятия: обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие; сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками; развивать умения решать ребусы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви  и бережному отношению к природе. Тип урока: Обобщающего повторения с применением: тестового контроля; игровой технологии; групповой работы. Оборудование: мультимедийный проектор; обучающая презентация к уроку «Тип Членистоногие» раздаточный материал на два варианта (тесты).  

«Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»
Автор: Шнейдер Елена Михайловна

                                                               МБОУ СОШ№3 г. Сураж Брянской области                                                                Учитель биологии Шнейдер Елена Михайловна       Аннотация на  урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».            Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко,- М: Вентана-Граф, 2009    По типу - урок изучения нового материала, по виду - комбинированный.     Тема продолжает развивать знания учащихся о внешнем строении животных и о среде их обитания; об основных признаках усложнения строения и поведения животных в процессе эволюции. Четко отобранное содержание урока, соответствует  возрастным особенностям учащихся.     Для формирования активной позиции обучающихся  на уроке была создана  проблемная ситуации. Учащиеся вместе с учителем отвечали на проблемный вопрос: «В чем состоит необычность  земноводных и  каковы ее причины?»                                                                                      В целях повышения мотивации применяются ИКТ- технология, технология сотрудничества, используется деятельностной подход, который позволяет создавать ситуацию успеха, благоприятствует развитию у учащихся мыслительных процессов, формирует интерес и положительную мотивацию к учению. Дети приобретают коммуникативные навыки, обмениваются информацией, моделируют ситуацию, делают выводы.  Представленный урок позволяет ученикам изменить свое отношение к земноводным.                                                                                                                                                                     Подпись      

Методическая разработка урока в 5 классе по биологии по теме: «Методы исследования в биологии»
Автор: Русанова Людмила Ивановна

Методическая разработка урока в 5 классе  по биологии  по теме: «Методы исследования в биологии» Русанова Людмила Ивановна.  Код автора: SC-4097 Урок ставит перед учащимися проблему: как можно разобраться во всём многообразии живой природы, как раскрыть тайны природных явлений, как узнать по каким законам живёт природа, как учёные-биологи изучают живые организмы.  Основное внимание уделяется расширению границ мировоззрения учащихся о понимании роли способов познания живой природы для осуществления практической деятельности человека при изучении биологических объектов, охраны жизни и  здоровья  при проведении исследований.     


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010