Автор:
Шишкова Галия Михайловна
Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии
Шишкова Галия Михайловна
Код автора: SC – 4777
Статья посвящена проблеме реализации деятельностного подхода в обучении биологии. Рассмотрено формирование коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии на основе деятельностного подхода. Практическая значимость - деятельностный подход является основой всех современных развивающих технологий, предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания и обеспечивает формирование коммуникативных умений в процессе организации коллективной исследовательской деятельности биологического направления.
Статья:
Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии
Шишкова Галия Михайловна
Код автора: SC – 4777
Современное образование направлено на развитие личности. Личность формируется, развивается и проявляет себя только в процессе своей деятельности. Следовательно, цель современного образования - формирование у обучаемых умения осуществлять деятельность. Деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.
Деятельностный подход является основой всех современных развивающих технологий, предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания и обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе
образования;
- активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- выбор и организацию деятельности обучающихся;
- активизацию и перевод обучающихся в позицию субьекта познания, труда и общения.
В связи с этим результативно-целевой основой Концепции ФГОС ООО выступает деятельностная парадигма образования – т.е. развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Исследовательский аспект деятельности предполагает формирование, развитие и совершенствование исследовательской компетенции учащихся.
Коммуникативный аспект деятельности предполагает формирование, развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся .
Наиболее эффективной с точки зрения формирования, развития и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся является коллективная исследовательская деятельность биологического направления.
Коммуникативная компетенция выражается в готовности обучаемых к общению с другими людьми и в умении:
- самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником и поддерживать этот контакт с соблюдением норм и правил в различных формах (монолога, диалога и полилога);
- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
- грамотно разрешать конфликты, возникающие при общении;
- изменять при необходимости свое речевое поведение;
- оченивать успешность ситуации общения и
- корректно завершить общение.
При организации и осуществлении коллективной исследовательской деятельности биологического направления невозможно обойтись без формирования, развития и совершенствования умений общаться. Организация и проведение коллективной исследовательской деятельности предполагает выявление, обьединение и создание творческой группы учащихся, которых интересуют проблемы биологического характера. Коллективная исследовательская деятельность — это наиболее эффективный путь формирования коммуникативных умений учащихся. Как правило, общение и совместная исследовательская деятельность максимально эффективно могут быть организованы при обьединении учеников в пары, звенья и группы.
Творческая группа учащихся - исследователей может состоять:
- только из девочек;
- только из мальчиков;
- из мальчиков и девочек
- Творческая группа учащихся - исследователей может обьединять ребят:
- одного возраста;
- разных возрастов;
- одного класса;
- разных классов;
- с одинаковым уровнем знаний, способностей, общего развития;
- с разным уровнем знаний, способностей, общего развития.
Организация и проведение коллективной исследовательской деятельности предполагает несколько этапов ее осуществления. Каждый этап характеризуется определенным видом деятельности учителя и учащихся.
Таблица Деятельность учителя и учащихся при организации и проведении коллективной исследовательской деятельности биологического направления.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Подготовительный этап |
|
1. Знакомит учащихся с методикой проведения и тематикой исследовательских работ. 2. Формулирует цели и задачи исследовангия. 3. Информирует об обязательных результатах исследования, формах и видах контроля и отчета деятельности группы. 4. Создает ситуацию свободного выбора темы исследования и исследовательской группы. 5. Мотивирует деятельность школьников. |
1. Самостоятельное формулирование проблемного вопроса, выбор темы для дальнейшего исследования. 2. Формирование исследовательской группы. 3. Обсуждение и составление плана выполнения исследовательской работы. 4. Обсуждение возможных методов исследования. 5. Распределение обязанностей в группе.
|
Основной этап |
|
1. Осуществляет наблюдение и контроль за ходом выполнения исследования. 2. Консультирует учащихся по ходу проведения исследования. 3. Корректирует и направляет работу группы и отдельных учащихся в ней, регулирует взаимодействие учащихся в группе. 4. Создает условия для проявления активности, самостоятельности и творчества. 5. Создает ситуации взаимопомощи и заинтересованности результатами общей работы. |
1. Самостоятельная работа участников исследования по реализации индивидуальных и групповых планов: А) — поиск и сбор информации и иллюстративного материала в учебной, научно-популярной, справочной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет; Б) — анализ, систематизация, обобщение и обработка полученных данных
|
Заключительный этап |
|
1. Создание условий для развития у учащихся способности к оценке и самооценке результатов деятельности. 2. Стимулирующее оценивание деятельности учащихся и группы в целом. |
1. Оформление отчета о проведении исследования. 2. Выступление учащихся с основными результатами исследования. 3. Самооценка своей деятельности и деятельности группы. 4. Защита исследовательской работы. |
Совместная деятельность требует широкого спектра умений:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- устанавливать с людьми теплые отношения взаимопонимания;
- устраивать эффективные групповые обсуждения;
- обеспнчивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных
совместных решений;
- четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную
энергию для достижений этих целей [1].
Коллективная исследовательская деятельность учащихся в группах способствует развитию умения осуществлять познавательную, исследовательскую, коммуникативную деятельность и активность, творческие навыки и умения, создает условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.
Таким образом, использование деятельностного подхода создает необходимые условия для развития коммуникативных умений учащихся и является основой их формирования в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская
и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.