Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии

Автор:
Шишкова Галия Михайловна

Аннотация:

Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии 

 

Шишкова Галия Михайловна

Код автора: SC – 4777

               Статья посвящена проблеме реализации деятельностного подхода в обучении биологии. Рассмотрено формирование коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии на основе деятельностного подхода. Практическая значимость - деятельностный подход является основой всех современных развивающих технологий, предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания и обеспечивает формирование коммуникативных умений в процессе организации коллективной исследовательской деятельности биологического направления. 

 

Статья:

Деятельностный подход как основа формирования коммуникативных умений учащихся в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии 

 

Шишкова Галия Михайловна

Код автора: SC – 4777

 

            Современное образование направлено на развитие личности. Личность формируется, развивается и проявляет себя только в процессе своей деятельности. Следовательно, цель современного образования - формирование у обучаемых умения осуществлять деятельность. Деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека.

            Деятельностный подход является основой всех современных развивающих технологий, предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания и обеспечивает:

 - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 - проектирование  и  конструирование  социальной  среды  развития обучающихся в системе

   образования;

 - активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;

 - построение    образовательного    процесса     с     учётом    индивидуальных      возрастных,

   психологических и физиологических особенностей обучающихся;

 - выбор и организацию деятельности обучающихся;

 - активизацию и перевод  обучающихся в позицию субьекта познания, труда и общения.

               В связи с этим результативно-целевой основой Концепции ФГОС ООО выступает деятельностная парадигма образования – т.е. развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

               Исследовательский аспект деятельности предполагает формирование, развитие и совершенствование исследовательской компетенции учащихся.

               Коммуникативный аспект деятельности предполагает формирование, развитие и совершенствование  коммуникативной  компетенции учащихся .

               Наиболее эффективной с точки зрения формирования, развития и совершенствования  коммуникативной  компетенции учащихся является  коллективная исследовательская деятельность биологического направления.

               Коммуникативная компетенция выражается в готовности обучаемых к общению с другими людьми и в умении:

-       самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником и  поддерживать этот контакт с соблюдением норм и правил в различных формах (монолога, диалога и полилога);

-       слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

-       высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

-       грамотно разрешать конфликты, возникающие при общении;

-       изменять при необходимости свое речевое поведение;

-       оченивать успешность ситуации общения и

-       корректно завершить общение.

               При организации и осуществлении коллективной исследовательской деятельности биологического направления невозможно обойтись без формирования, развития и совершенствования умений общаться. Организация и проведение коллективной исследовательской деятельности предполагает выявление, обьединение и создание творческой группы учащихся, которых интересуют проблемы биологического характера. Коллективная  исследовательская деятельность — это наиболее эффективный путь формирования коммуникативных умений учащихся. Как правило, общение и совместная исследовательская деятельность максимально эффективно могут быть организованы при обьединении учеников в пары, звенья и группы.

Творческая группа учащихся - исследователей может состоять:

-       только из девочек;

-       только из мальчиков;

-       из мальчиков и девочек

-       Творческая группа учащихся - исследователей может обьединять ребят:

-       одного возраста;

- разных возрастов;

-       одного класса;

-       разных классов;

-       с одинаковым уровнем знаний, способностей, общего развития;

-        с разным уровнем знаний, способностей, общего развития.

 

            Организация и проведение коллективной исследовательской деятельности предполагает несколько этапов ее осуществления. Каждый этап характеризуется определенным видом деятельности учителя и учащихся.

Таблица   Деятельность учителя и учащихся при организации и проведении коллективной исследовательской деятельности биологического направления.

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Подготовительный этап

1. Знакомит       учащихся      с        методикой

   проведения и тематикой исследовательских

   работ.

2. Формулирует цели и задачи исследовангия.

3. Информирует об обязательных результатах

    исследования,  формах  и  видах   контроля

    и отчета деятельности группы.

4. Создает    ситуацию    свободного    выбора

    темы  исследования   и   исследовательской

    группы.

5. Мотивирует деятельность школьников.

1. Самостоятельное              формулирование

    проблемного    вопроса,    выбор         темы

    для дальнейшего исследования.

2. Формирование исследовательской группы.

3. Обсуждение      и      составление       плана

    выполнения  исследовательской работы.

4.  Обсуждение        возможных          методов

    исследования.

5. Распределение обязанностей в группе.

 

Основной этап

1. Осуществляет  наблюдение  и  контроль за

    ходом выполнения исследования.

2. Консультирует      учащихся      по       ходу

    проведения исследования.

3. Корректирует  и направляет работу группы

    и  отдельных  учащихся  в  ней, регулирует

    взаимодействие учащихся в группе.

4. Создает      условия      для         проявления

    активности,      самостоятельности            и

    творчества.

5. Создает    ситуации     взаимопомощи      и

    заинтересованности   результатами общей

    работы.

1. Самостоятельная   работа     участников

    исследования         по            реализации

    индивидуальных и групповых планов:

А) — поиск    и    сбор    информации      и

    иллюстративного  материала  в  учебной,

    научно-популярной,               справочной

    литературе,           средствах      массовой

    информации, сети Интернет;

Б) — анализ, систематизация, обобщение и

    обработка полученных данных

 

Заключительный этап

1. Создание    условий    для     развития      у

    учащихся     способности     к    оценке    и

    самооценке результатов деятельности.

2. Стимулирующее оценивание деятельности

    учащихся и группы в целом.

1. Оформление     отчета     о      проведении

   исследования.

2. Выступление    учащихся   с    основными

    результатами исследования.

3. Самооценка     своей     деятельности     и

    деятельности группы.

4. Защита исследовательской работы.

               Совместная деятельность требует широкого спектра умений:

 - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

 - обеспечивать бесконфликтную  совместную работу в группе;

 - устанавливать с людьми теплые отношения взаимопонимания;

 - устраивать эффективные групповые обсуждения;

 - обеспнчивать обмен знаниями между членами группы для принятия продуктивных

    совместных решений;

 - четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную

   энергию для достижений этих целей [1].

               Коллективная исследовательская деятельность учащихся в группах способствует развитию умения осуществлять познавательную, исследовательскую, коммуникативную деятельность и активность, творческие навыки и умения, создает условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.

               Таким образом, использование деятельностного подхода создает необходимые условия для развития коммуникативных умений учащихся и является основой их формирования в процессе организации коллективной исследовательской деятельности по биологии. 
                                                                 ЛИТЕРАТУРА

 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

     Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская

     и др.; Под ред.  А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010