Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

: Конский волос - один из видов технологического образования в сельской местности

Автор:
Попова Валентина Гаврильевна

Аннотация:

 «Работа с конским волосом»  формирует у детей художественной культуры, творческой активности, помогает в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства, и ставит перед собой основные задачи:

- способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;

 - ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  - приобщить к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом.

Статья:

 Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.

И именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец.

Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» также найдут отражения по успешной реализации  проекта  «Наша новая школа» в нашей школе. 

 В целях поддержки талантливой молодежи, развития творческой инициативы педагогических кадров свою лепту внесут администрация школы и глава МО «Ботуобуйинский наслег».  И мы учителя технологии, обязательно будем заниматься по реализации проекта.

Работа с конским волосом – один из самых древних техник  изготовления изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Работа с конским волосом как вид рукоделия позволяет развивать творческие способности и художественный вкус учащихся, формировать моторные навыки.

Отличительная особенность конского волоса – необычная прочность и практичность в быту. Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Таким уникальным материалом является конский волос – натуральный, эластичный, вечный.

Цель: ознакомление с традициями народа Саха, обобщить представление о лошади и его роли в жизни народа Саха, приобщение к декоративно – прикладному искусству, к работе с конским волосом.

Актуальность этой темы в том, что в своей работе я попыталась показать красоту форм, прелесть и неповторимость пропорций в использовании необычного местного бросового материала – конского волоса

Все мы хорошо понимаем, что меняются требования к качеству образования, сегодня необходимо воспитание личности, способной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

 Целью современного технологического образования является развитие каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, умеющего разрабатывать и изготавливать объекты и системы.

«Технология» является предметом учебного плана, имеющая большой нереализованный педагогический потенциал.

При условии грамотно выстроенного педагогического процесса она несет большую гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец.

Мы сегодня много говорим о необходимости динамичной работы с одаренными детьми – и это правильно.

Другой вопрос: кого мы в своей учительской практике считаем талантливыми и почему? Если серьезно, на современном уровне развивать технологическое образование то значительная часть детей, сможет найти свою образовательную нишу с ростом познавательных интересов и, следовательно, с высокой степенью учебной и творческой мотивации.

В нашей сельской школе дети талантливы и успешны, такими их делает учебный курс технологии и вся система технологического образования.

 Интерес нашей школы к технологии и системные разработки в этом направлении объясняются высоким потенциалом интеграции этой образовательной области, которая дает возможность в полном объеме применить в практической деятельности, знания, полученные на уроках физики, химии, математики, истории и других предметов.

Технология обеспечивает структурно-логические и межпредметные связи, дает представление о современных технологиях преобразования материалов, энергии, информации, объектов социальной среды, живой природы, тем самым помогает сформировать специализированные интересы ребят в той или иной области научных знаний.

Именно технология, как ни какая другая позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность.

Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся  решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой. Проект  в переводе с греческого – «бросание вперед».

  В результате развития проектно-исследовательских навыков и научно-технологического творчества учащихся:

- повышается уровень познавательного интереса школьников;

- активизируется стремление к овладению практическими навыками деятельности;

- появляется устойчивый интерес к учебе в процессе выполнения лабораторных практических заданий (физика, химия);

- формируются потребности в самообучении, саморазвитии, самореализации;

- усиливается мотивация  к успешному продвижению в индивидуальной образовательной траектории с учетом профнамерений.

 В условиях развития информационной среды, каждый второй ребенок считает, возможным получить результат, если нажать клавишу компьютера. Виртуальные магазины, виртуальные путешествия,  в результате виртуальная жизнь. Если еще 15 лет назад человек воспринимал реальность всерьез, как естественную данность, в которой приходится жить и трудиться, то сегодня ребенок ищет пути самоактуализации в виртуальной жизни, все больше времени, отдавая компьютерным играм – это «разрушительные» технологии.

  Медики, психологи, педагоги бьют тревогу, диагноз один – сидром компьютерной зависимости и неадекватных поведенческих навыков в реальном мире. Что можно этому противопоставить? Природа человека ничего другого не изобрела – это только созидательный труд, воплощенный в образовательной практике предметом «Технология» и других форм трудовой деятельности.

В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит:

·                    продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;

·                    развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;

·                    поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;

·                    стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного  образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;

·                    обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;

·                    разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры,  основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению

·                    нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

·                    продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.

           Наша школа тоже работает по успешной реализации  проекта  «Наша новая школа».  Создана система работы по поддержки детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, условия для внедрения инноваций в малокомплектной школе.

 В целях поддержки талантливой молодежи, развития творческой инициативы педагогических кадров учреждены различные гранты главы МО «Ботуобуйинского наслега». Например,  реализовывается  проект молодежи села «Чэбдик», школьной телестудии «Саьар5а», стимулирующая поддержка для молодых учителей, проведения конкурсов  «Учитель года», «Воспитатель года» на 2010-11 учебный год. Это очень важное, социально значимое направление. И мы учителя, обязательно будем заниматься по реализации проекта, полностью поддерживая позицию Президента РФ Д.А.Медведева.

Интерес мною как учителя технологии в работе с конским волосом и системные разработки в этом направлении объясняются высоким потенциалом этой образовательной области. И дает возможность в полном объеме применить в практической деятельности  и обеспечивает структурно-логические и межпредметные связи, дает представление о современных технологиях преобразования материалов, объектов социальной среды, живой природы, тем самым помогает сформировать специализированные интересы ребят в той или иной области знаний.

Именно работа с конским волосом, как ни какая другая позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения. Где учащийся проявляет себя как  активно познающий информацию, помогает себе познавать себя,  развивает свои рефлексивные способности, выявляет резервы личностного развития. В  ходе освоения программы он узнает потребности рынка труда села, оказывает консультации другим ребятам не занятым в данной программе, готовит квалификационную работу по выбранной теме. Например: «Мой личный профессиональный план».  А затем защищает ее на конференции старшеклассников «Шаг в будущее».

Программа «Возрождение традиционных занятий из конских волос» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства, и ставит перед собой основные задачи:

- способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;

 - ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 10 – 15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

    Учащиеся должны знать:

- виды ДПИ  своего народа, творчество народных умельцев своей деревни, края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

- способы подготовки  конские волосы  к плетению из конских волос;

 - возможности использования природных материалов для создания композиций;

- роль цвета и принципы формообразования, композиции.

- технологические приемы   видов плетений.

 - возможности использования отходов  производства;

- знать основы проектирования изделий.

    Учащиеся должны уметь:

 -Подбирать и подготовить к работе, закреплять рабочую  шерсть  на основу без узла   ---    подготовить пасму  из конских волос к работе, выполнять простейшие  узлы плетения.

- составлять композиционные схемы, увеличивать и уменьшать рисунок

-сочетание цветов;

- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;

 - уметь проектировать новые изделия

Отслеживанию результатов  помогает система стимулирования, позволяющая отслеживать результаты и поддерживать интерес учащихся. Для поощрения используется стимулирующий прием награждений более отличившихся учащихся. Таким образом, у участников в конце года определяются  лучшие  учащиеся в следующих номинациях: «Открытие года», «Лучшая идея года», «Лучшая команда года»

 Награждение проходит  в рамках проведения недели технологии, где вручаются призы, грамоты.

Характер учебных заданий, вопросов, задач, упражнений:

 -проблемный поисковый, творческий;

Форма занятия:

занятие - исследование,  занятия - аукцион идей, игровое занятие,  занятие – дискуссия, традиционное занятие.

Высокое мастерство и художественное чутье, отразившиеся в красоте линий, пластическом совершенстве форм, своеобразии цветовых  построений, сделало простые предметы быта подлинными произведениями народного прикладного искусства, не потерявшими своей эстетической ценности.

Применение конского волоса в создании работ (гобелен, циновка, панно, картин и т.д.) дает много творческой работы.

Конский волос – это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм.

В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Люди заметили еще и его целебные качества, и оберегающие свойства.

Конский волос имеет много особенностей, отличающих ее от других видов шерсти и придающих ей длительно уникальные целебные свойства. Конский волос внутри полый, что обеспечивает ему дополнительные теплоизолирующие свойства и легкость.

Изделия из конского волоса создает тепловую изоляцию, согревая больные органы, а выступающие кончики жесткого ворса, раздражают кожные покровы и через нервные окончания, связанные с внутренними органами, помогают проникать в тело человека.

Также конский волос способен нейтрализовать отрицательные электрические заряды, что помогает снимать боли, нервные напряжения.

Коневодство было традиционным занятием якутского населения. Их использовали как верховых животных и вьюк. И в обрядах видное место занимал конь. У народа Саха конь связан благополучием и довольствием.

Конский волос у народа Саха имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Иногда в пути охотники привязывали пучки волос к ветвям деревьев.

Конским волосом расшивалась берестяная посуда.

Плетением из конского волоса создавались такие изящные вещи, как ковры-циновки, головные уборы.

Изделия из конского волоса является творением вечным, ибо конский волос не берет время, ему не страшны солнечный свет, влага, мороз и даже всеядный моль.

Это вечный материал и, следовательно, вечная красота.

В нашей школе мы работаем с конским волосом с 2003 года. И вдохновителем для нас является Ноговицына М.М. Мария Михайловна Ноговицына - народная мастерица, член союза мастеров РС (Якутия) участник многочисленных республиканских и всероссийских выставок, победитель республиканского конкурсов за ЗОЖ- 99 автор более 20 видов массажеров из конского волоса.

Мария Михайловна родилась в 1940 году в селе Таас - Юрях. Семья была дружной работящей, родители славились тем, что были запевалами осуохая, исполнителями тойука. Мария Михайловна работала в училище киномехаником в течение 20 лет. Она ветеран труда, ветеран кино, сейчас на заслуженном отдыхе. Выйдя на пенсию, Мария Михайловна, начала заниматься рукоделием. Как рассказывает Мария Михайловна,  попробовала и так увлеклась, что теперь не может оторваться. Получаются сувениры, аппликации, коврики как подскажет фантазия вдохновения и фактура.

С 1994 года Мария Михайловна своими работами начала участвовать в художественных выставках разного уровня. Она участница выставки посвященной 50-летию победы, посвященного ко дню матери, 110 – летию села Таас- Юрях, Республиканского ысыаха «Олонхо-2011» в г. Мирный. и.т.д.

Инструктаж при работе с конским волосом

 Конский волос при работе надо держать от себя подальше,  т.к. волос очень мягкий и прилипает к одежде, разлетается во все стороны.

 Поэтому после работы надо провести тщательную уборку.

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.

Учитывая, что деятельность по созданию оригинальных изделий не является репродуктивной, а требует определенных задатков и обязательного творческого мышления, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развить дальше те достижения, которые являются культовым достоянием нашей Республики.

Нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010