Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Работа сердца» 8 класс.

Автор:
Шишова Ирина Анатольевна

Аннотация:

Задача учителя на данном уроке – привлечь к работе каждого ученика, формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле, анатомии работы сердца. На уроке формировались навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. В течение всего урока пропагандировался здоровый образ жизни.

Статья:

Урок биологии в 8 классе на тему: «Работа сердца»

«Сердце, тебе не хочется покоя,

Сердце, как хорошо на свете жить.

Сердце, как хорошо, что ты такое

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить»

 

Цели и задачи урока

Образовательные:

1.    Знать фазы работы сердца, способы его регуляции, работу сердца.

2.    Уметь, используя саморегуляцию, восстанавливать нормальный ритм сердечной деятельности, бороться с пагубными привычками, влияющими на работу сердца.

3.    Формировать умения работы в коллективе.

 

Воспитательные:

1.    Формирование потребности ведения здорового образа жизни.

2.    Воспитание силы воли, адекватной самооценки.

 

Развивающие:

1.      Развивать когнитивные процессы учащихся.

2.      Умение сопоставлять, анализировать информацию, сравнивать и делать свои выводы.

 

Оборудование

§      Муляж сердца.

§      Метроном.

§      Музыкальные записи.

§      Магнитофон.

§      Опорный конспект.

§      Слайды.

§      Рисунки.

§      ТСО (графопроектор, кодопленка).

§      Телевизор.

§      Фильм «Никотин. Алкоголь. В чем его опасность?»

§      Карточки для индивидуальной работы учащихся, домашнее задание.

§      Плакат с отрывком из стихотворения В.Маяковского:

«Пусть с фронта борьбы поступают сводки,

Что вышли победителями из боя злого:

Не выпито ни единого стакана водки,

Не сказано нм единого бранного слова!»

§      Высказывание Боуви: «Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшими за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей»

§      «Ромашка» с индивидуальными заданиями к следующему уроку.

 

План урока

1.     Организация урока

 

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.

Сообщение содержания урока.

 

2.     Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

 

1.     Тестирование учащихся по теме: «Кровь и кровообращение».

Вариант 1.

1.     Внутреннюю среду организма образуют:

а)     кровь, лимфа, тканевая жидкость;

б)     полости тела;

в)     внутренние органы;

г)     ткани, образующие внутренние органы.

2.     Жидкая часть крови называется:

а)     тканевой жидкостью;

б)     плазмой;

в)     лимфой;

г)     физиологическим раствором.

3.     Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а)     участие в свертывание крови;

б)     обезвреживание бактерий;

в)     перенос кислорода;

г)     выработка антител.

4.     Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

а)     защиту от образования тромбов;

б)     иммунитет;

в)     постоянство внутренней среды;

г)     превращение фибриногена в фибрин.

5.     Любой круг кровообращения начинается в:

а)     одном из предсердий;

б)     в одном из желудочков;

в)     предсердии или желудочке;

г)     тканях внутренних органов.

6.     Артерии – это сосуды, несущие:

а)     только артериальную кровь;

б)     только венозную кровь;

в)     кровь от органов к сердцу;

г)     кровь от сердца к органам.

Вариант 2.

1.     Резус-фактор - это:

а)     особый белок, находящийся в эритроцитах;

б)     невосприимчивость к заболеванию;

в)     заболевание крови;

г)     вещество, связанное со свертыванием крови.

2.     Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

а)     вакцину;

б)     сыворотку;

в)     физиологическим раствором;

г)     антигены.

3.     Любой круг кровообращения начинается в:

а)     одном из предсердий;

б)     в одном из желудочков;

в)     предсердии или желудочке;

г)     тканях внутренних органов.

4.     Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

а)     участие в свертывание крови;

б)     обезвреживание бактерий;

в)     перенос кислорода;

г)     выработка антител.

5.     Антигенами называют:

а)     белки, нейтрализующие вредное воздействие чужеродных тел и веществ;

б)     чужеродные для организма вещества, способные вызывать ответную иммунную реакцию;

в)     форменные элементы крови;

г)     особый белок, который назвали резус-фактором.

6.     При заболевании СПИДом:

а)     уменьшается способность организма вырабатывать антитела;

б)     нарушается противоопухолевый иммунитет;

в)     понижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям;

г)     происходит быстрая потеря веса без видимой причины.

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

I  вариант

А

Б

Б

В

Б

    А,Б,В,Г

II вариант

А,Г

Б

В

Б

Б

   Г

 

2.     Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через графопроектор, подготовленного учителем, с помощью кодопленки.

 

3.     Сообщение критериев оценки. Взаимооценка, самооценка.

 

3.Изучение и закрепление новой темы.

 

1. Сообщение задач урока. Эмблема урока проецируется на экран через графопроектор.

 

2. Выступление ведущих на уроке.

Ведущий 1:

Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные по сей день.

Ведущий 2:

На руке лежит муляж сердца.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

Звучит музыка песни «Сердце не тронешь» А.Фадеева, А.Сахарова, на ее фоне раздается «стук сердца»

Ведущий 3:

-Ученые сравнивают меня с удивительным насосом.

-Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину.

-Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, а в этой простоте мое совершенство.

-За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят: «Сердце – это жизнь».

Учитель:

- Почему сердце, работая всю жизнь, не устает? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами рассмотреть как работает сердце.

- Человек не создал еще такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70-80 и более лет. Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает 100 тысяч, а за год почти 40 миллионов ударов.

- Чем можно объяснить такую работоспособность сердца?

- Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену фаз сердечного цикла. Сердечный цикл – это чередование сокращений (0,4 сек) и расслаблений (0,4 сек) сердца.

Он состоит из 3-фаз:

1) сокращение предсердий           0,1 сек

2)сокращение желудочков           0,3 сек

3)общего расслабления сердца    0,4 сек

 

3. Закрепление 1 части содержания новой темы:

а)     самостоятельное знакомство с таблицей «Цикл сердечного сокращения» (1 экземпляр на стол) (Приложение 1);

б)    поиск ответов на вопросы содержащихся в карточке с таблицей парах, работа с учебником стр.56.

Фазы сердечного цикла

Длительность

фазы (сек)

Движение крови

Состояние клапанов

Створчатые

Полулунные

Систола предсердий

0,1

Из предсердий в желудочки

Открыты

Закрыты

Систола желудочков

0,3

Из желудочков в сосуды

Закрыты

Открыты

Диастола

0,4

Кровь переходит в предсердия и желудочки

Открыты

Закрыты

Ознакомившись с таблицей, ответьте на вопросы:

- Сколько времени длится сердечный цикл? (0,8сек)

- Сколько времени приходится на фазу общего расслабления сердца? (0,4 сек) Этого времени достаточно для того, чтобы полностью восстановить работу сердечной мышцы?

- В чем заключается особенность сердечного цикла? (В сохранении рабочей активности сердца в течение всей жизни)

- Во время каждого сокращения желудочков в сосуды выталкивается определенная порция крови. Ее объем составляет 70-80 мл. За 1 мин сердце взрослого человека, находящегося в покое, прокачивает 5-5,5 л крови, за сутки около 10000 л крови, за 70 лет – 200000000 л крови.

- Меняется ли количество перекачиваемой сердцем крови при физической нагрузке? За 1 мин у здорового нетренированного человека увеличивается на 15-20 л, у спортсменов – 30-40 л/мин.

- Ребята, сделайте вывод о значении тренировки сердца в жизни человека.

Вывод: систематические тренировки приводят к увеличению массы и размеров сердца, повышают его мощность.

 

4. Ответы учащихся на вопросы. Оценивание ответов.

 

5.Обобщение ответов учащихся учителем и изложение им 2 части новой темы с опорой на знания учеников и привлечением опорного конспекта (на доске).

Учитель:

- Изолированное сердце животных может долго работать ритмически, если через сосуды, питающие сердце, пропускать питательные растворы, насыщенные кислородом. Эти наблюдения показывают, что сердце способно самопроизвольно ритмически сокращаться. Такое явление называется автоматия сердечной мышцы. Автоматия сердца – периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом.

- Источником автоматизма в сердце служат особые клетки. Главный центр – мышечные клетки, расположенные в правом предсердии. Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые сигналы от поверхности кожи рук и ног, грудной клетки называются электрокардиограммой. Она отражает состояние мышц сердца и служит важным показателем его деятельности.

- Ребята, кому из вас известно, кто первый из ученых наблюдал за работой живого сердца? (Знаменитый римский врач Гален. Он наблюдал за работой сердца у больного, у которого была разрушена значительная часть грудной клетки, и сердце билось прямо под кожей. Однако он не смог объяснить, почему сердце бьется.)

- От чего зависит работа сердца?

Работа сердца осуществляется двумя способами. (см. приложение 1. Работа с опорным конспектом «Способы регуляции работы сердца»)

 

6.Закрепление 2 части темы урока по вопросам учителя.

а)     Может ли сердце самопроизвольно сокращаться? Почему?

б)    От каких факторов зависит работа сердца?

в)     Почему сердце, работая всю жизнь, не устает?

Оценивание ответов.

 

7.Обобщение полученных знаний по теме учащимися. Выводы учащихся о необходимости воспитания силы воли, адекватной самооценки.

 

8.Информация медицинского работника о факторах, снижающих работоспособность сердца:

а)     влияние алкоголя на работу сердца;

б)    влияние никотина на работу сердца;

в)     диагностика употребления алкоголя и никотина среди учащихся школы.

 

9.Демонстрация фрагмента из фильма «Никотин, алкоголь. В чем его опасность?» Предлагаются для обсуждения вопросы на доске:

1)    Почему употребление алкоголя особенно опасно для детей?

2)    К каким заболеваниям сердца приводит злоупотребление спиртными напитками?

3)    К каким последствиям приводит курение?

 

10.Разыгрывается сценка (опережающее задание) «Успехи науки в области кардиологии». Трое учеников выходят в белых халатах. Их выступление сопровождается демонстрацией слайдов и рисунков.

1-й ученик. Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного здравоохранения.

Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог А.А.Кулябко. Он оживил сердце ребенка спустя 20 ч после его смерти. Профессору С.С.Брюшенко удалось восстановить деятельность сердца через 100 ч после смерти человека.

А профессор Андреев заставил биться 170 сердец, изъятых из трупов. Все эти опыты позволили проникнуть в тайны сердца.

В нашей стране было сделано много операций на сердце. Этому способствовало создание в 1961 г. Института сердечнососудистой хирургии, которому впоследствии было присвоено имя академика А.Н.Бакулева – одного из основоположников советской кардиохирургии. Имена А.А.Вишневского, А.Л.Мясьникова, А.П.Амосова, Ф.Г.Углова, Е.И.Чазова, В.И.Шумакова и многих другиг известны всему миру.

2-й ученик. Важнейшая задача кардиологии – профилактика сердечнососудистых заболеваний. Болезни сердца вызывают повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, токсические вещества, малоподвижный образ жизни, эмоциональные стрессы, генетический фактор, неблагоприятная экологическая обстановка и, конечно, наркотики, алкоголь, курение. За последние 20 лет потребления алкоголя в мире увеличилось на 50%. А ведь пристрастие к нему сокращает жизнь человека на 10-12 лет. Уже спустя несколько минут после принятия спиртного алкоголь поступает в кровь и циркулирует в ней 5-7 часов. Все это время сердце работает в неблагоприятном для него режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Она перерождается все больше и больше. В конце концов от острой коронарной недостаточности наступает внезапная смерть.

3-й ученик. В пьющих семьях 38,6% детей оказываются недоразвитыми с больным сердцем. В таких семьях в два раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в три раза выше, чем в семьях непьющих родителей.

Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, который также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и в первую очередь – сердечной мышцы. И это только два вещества, выделяемых из табачного дыма, а их 300!

После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса. Курильщики заболевают в 12 раз чаще стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом сердечной мышцы, чем некурящие.

 

Ученица читает стихотворение Б.Бершанского.

Мое имя – сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо – слабакам.

Запомни – человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

И, призирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!»

 

11.Звучит стихотворение Расума Гамзатова «Прости меня, сердце мое» (запись)

Тебя я помучил немало,

Как вспомню, ни ночи, ни дня

Со мной ты покоя не знало,

Прости, мое сердце, меня.

Как плетью, ах, будь я не ладен,

Твое подгонял колотье.

За то, что я был беспощаден,

Прости меня, сердце мое.

За то, что железным ты мнилось

И мог подставлять под копье

Тебя я, безумью на милость,

Прости меня, сердце мое.

Кружит, как над полем сраженья,

Порой над тобой воронье.

За подвиги долголетия

Прости меня, сердце мое!

 

4.Итог урока

 

Учитель:

- Что мы узнали о главном жизненном органе человека – сердце?

- Как актуально звучат слова из отрывка стихотворения В.Маяковского:

«Пусть с фронта борьбы поступают сводки,

Что вышли победителями из боя злого:

Не выпито ни единого стакана водки,

Не сказано нм единого бранного слова!»

 

- Верно ли высказывание Боуви: «Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей». (плакат вывешивается на доску).

-Что полезно для себя вы узнали на уроке. Выводы учащихся.

 

5. Домашнее задание

 

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о д/з.§16 стр.56, §19 стр.65, вопросы проработать стр.67.

Приглашаются 5 учащихся к «Ромашке» для получения индивидуального домашнего задания:

1)    подготовить сообщение о правилах тренировки сердечнососудистой системв;

2)    взять интервью у медицинского работника на тему: Гипертонический кризис. Стенокардия. Симптомы. Первая медицинская помощь»;

3)    изготовить модель сердца из предложенного материала;

4)    подготовить сообщение о профилактике сердечнососудистых заболеваний;

5)    подготовить сообщение о правильном питании при сердечнососудистых заболеваниях.

 

Литература

1.          Амосов Н.М. «Мысли и сердце» издательство «Молодая гвардия»,1976г.

2.          Журнал «Биология в школе», №2, 1992г.

3.          Журнал «Биология в школе», №3,1995г.

4.          Книга для чтения. – М.:Просвещение,1989г.

5.          Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» издательство «Просвещение», 1988г.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010