Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему «Железы внутренней секреции»

Автор:
Сидорова Наталья Владимировна

Аннотация:

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему «Железы внутренней секреции» (2 учебных часа).

Сидорова Н. В., учитель биологии МОУ гимназия №2 г. Зарайска Московской области

Код автора SC-3654

Данная разработка посвящена одной из важнейших тем биологии – железам внутренней секреции. Целями урока являются формирование анатомо-физиологических понятий о железах, о гормонах, их свойствах и значении для жизнедеятельности организма человека, выявление значения знаний о гормонах для медицины. Форма урока – лекция с фиксированием информации в тетради об основных железах и их функциях. Закрепление изученного материла производится в форме фронтального опроса и тестовой работы.

 

                                                         

Статья:

Методическая разработка урока биологии в 8 классе на тему «Железы внутренней секреции» (2 учебных часа).

Сидорова Н. В., учитель биологии МОУ гимназия №2 г. Зарайска Московской области Код автора SC-3654

 

Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, о гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины.

Оборудование: таблица с изображением желез внутренней секреции, схемы, MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология».

Тип класса: гимназический

Ход урока.

I. Организационный момент.

 

 

II. Изучение новой темы.

 

 

1. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - ги­пофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 г.

2. Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества - гормоны (от греч. «гармао» - привожу в движение, побуждаю) в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина - в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!).

3. Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организ­ма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают болез­ненные изменения массы и пропорции частей тела (известны случаи, когда масса тела некоторых людей достигала 500-600 кг).

- Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?

- Какова их функция в организме?

- Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы при изуче­нии темы. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учебная лекция «Железы внутренней секреции и гормоны».

План (на доске).

1. Железы внешней, смешанной и внутренней секреции. Гуморальная регуля­ция деятельности организма.

2. Гормоны - продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции. Свойс­тва гормонов и их значение в организме.

3. Внутрисекреторные функции поджелудочной железы, надпочечников. Роль инсулина и адреналина в углеводном обмене.

4. Значение деятельности щитовидной железы и гипофиза.

5. Роль половых желез в развитии организма.

6. Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система.

 

Первая древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточных организмов - гуморальная регуляция. Химические вещества, образующиеся в орга­низме в процессе его жизнедеятельности, поступают в кровь, тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества действуют на деятель­ность его органов, обеспечивают их взаимодействие.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями. (запись в тетрадь)

1. Отсутствием точного адреса, по которому направляется химическое вещество, поступающее в кровь или другие жидкости тела. Химическое вещество может, следовательно, действовать на все органы и ткани. Его действие не локализовано, не ограничено определенным местом.

2. Химическое вещество распространяется относительно медленно.

3. Химическое вещество действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается или выводится из организма.

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующих­ся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важных про­цессы. Это железы внутренней секреции.

       Какие железы называют железами внутренней секреции?

Имеющиеся в организме железы вырабатывают специфические вещества — сек­реты. Секреты могут выделяться по специальным протокам в какие-либо полос­ти тела (в ротовую полость, желудок, кишечник), либо во внешнюю среду. В таком случае говорят о внешней секреции, а железы называют железами внешней секреции. Это сложные, желудочные, сальные, потовые железы, железы кишечника. Но в ор­ганизме есть железы, которые не имеют выводных протоков в тот орган, где будут действовать и выделяют образующиеся в них секреты прямо в кровь. Это железы внутренней секреции, или эндокринные железы (греч. endon - внутрь, krinein - вы­делять). Строение их различно, но все они обладают очень развитой кровеносной системой, значительным кровоснабжением, и стенки их кровеносных сосудов отли­чаются особенной тонкостью и проницаемостью. Раньше их называли кровяными железами. К эндокринной системе относят шишковидное тело, или эпифиз, гипо­физ, щитовидную железу, вилочковую железу, поджелудочную, надпочечники и по­ловые железы (яичники и семенники).

Продукты желез внутренней секреции называют гормонами.

Таблица. Классификация желез организма человека. (запись в тетрадь)

Железы внешней секреции

Железы смешанной секреции

Железы внутренней секреции

Слюнные железы

Поджелудочная

Эпифиз

Желудочные железы

Половые железы

Гипофиз

Сальные железы

 

Щитовидная железа

Потовые железы

 

Вилочковая железа

 

 

Надпочечники

 

(Запись в тетрадь) Гормоны - специфические, физиологически активные вещества, вырабатыва­емые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.

Свойства гормонов (запись в тетрадь)

1. Гормоны обладают высокой биологической активностью. Так, 1 г адреналина (гормон надпочечников) достаточно, чтобы усилить работу 100 000000 изо­лированных сердец лягушек, т. е. для стимуляции деятельности одного серд­ца достаточно 1/100000000 г адреналина.

1 г инсулина (гормон поджелудочной железы) способен понизить уровень саха­ра в крови 125 000 кроликов.

2. Размер молекул гормонов сравнительно небольшой. Это обеспечивает их проникновение через стенки капилляров из кровяного русла в ткани. Кро­ме того, малые размеры молекул облегчают гормонам выход из клеток через клеточные мембраны.

3. Гормоны сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспе­чения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь. Только в этом случае возможно поддержание постоянной концентрации гор­монов в крови.

4. Гормоны обладают относительной специфичностью, что имеет важное прак­тическое значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме человека компенсировать введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желез животных.

5. Гормоны оказывают влияние на процессы обмена веществ через ферментные системы. Могут стимулировать синтез ферментов, активизировать один фер­ментные системы и блокировать другие. Обладая специфическим действием, стимулируя и тормозя определенные ферментные системы, гормоны изме­няют функциональные проявления соответствующих органов. Воздействуют только на те клетки-мишени, которые обладают специальными рецептора­ми, реагирующими с данным гормоном.

 

 

Внутрисекреторная функция поджелудочной железы.

 

 

(В тетради фиксируются основные гормоны различных желез и их действие на организм)

Поджелудочная железа располагается в изгибе двенадцатиперст­ной кишки. Она является железой смешанной секреции. Как железа внешней секреции поджелудочная железа вырабатывает пищевари­тельный сок. Часть клеток поджелудочной железы образуют неболь­шие скопления — островки Лангерганса. В этих клетках синтезируют­ся гормоны. (запись в тетрадь)

Впервые на эндокринную роль поджелудочной железы обратили внимание немецкие ученые Дж. Меринг и О. Минковский (1889). Они обнаружили, что у собак после удаления поджелудочной железы раз­виваются те же симптомы, что и у человека при заболевании сахарным диабетом: резко увеличивается уровень сахара в крови, глюкоза вы­деляется с мочой, происходит усиленное отделение мочи, появляются повышенный аппетит и жажда. Впоследствии была подтверждена эндо­кринная функция поджелудочной железы.

Основной гормон поджелудочной железы — инсулин. Инсулин регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под действием этого гормона происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани (в норме содержание глюкозы в крови — 4,45—5,65 ммоль/л, или 60—120 мг%). Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот и активный транспорт аминокислот в клетки; способствует образованию высших жирных кислот из продуктов углеводного обме­на, а также тормозит использование жира, запасенного в жировой ткани.

При гипофункции поджелудочной железы развивается заболева­ние сахарный диабет. У больных сахарным диабетом высокое содер­жание глюкозы в крови, а клеткам организма ее не хватает. Из-за не­достатка инсулина глюкоза не может перейти из крови в ткани. При некоторых формах сахарного диабета больным помогают инъекции инсулина. С 1930-х гг. в медицинской практике применяли инсулины свиней и коров, которые отличаются от инсулина человека на 1—3 аминокислотных остатка. В настоящее время инсулин получают мето­дами генной инженерии.

Второй гормон этой железы - глюкагон. Его действие противоположно инсулину: при недостатке глюкозы в крови глюкагон способствует превращению гликогена в глюкозу. При пониженной функции островков Лангерганса нарушается обмен угле­водов, а затем белков и жиров.  

 

 

Надпочечники

 

 

Надпочечники — это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г. Располагаются на верхних полюсах почек. Железы окружены плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. В надпочечниках выделяют два слоя — корковый и мозговой. Корковый слой имеет мезодермальное происхождение, мозговой развивается из зачатков симпатического ганглия. Кора надпочечников является жизненно важным образованием. Удаление этой части железы в эксперименте на животных неизбежно приводит к смерти.

В корковом слое вырабатывается большая группа гормонов, по хи­мической природе относящихся к стероидам: глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны. Предшественником всех стерои­дов является холестерин. Кортикоиды связываются с внутриклеточными рецепторами и оказывают влияние на экспрессию генов (регулируют экспрессию на транскрипционном и посттранскрипционном уровнях), поэтому могут изменять многие функции организма.

Глюкокортикоиды (кортизол, кортикостерон, гидрокортизон) ре­гулируют обмен органических веществ (белков, жиров, углеводов), участвуют в развитии стресс-реакции, являются антагонистами им­мунной системы: уменьшают выраженность воспалительных реак­ций. В высоких дозах глюкокортикоиды выступают как иммунодепрессанты (применяются для предупреждения отторжения трансплантированных органов). Минералокортикоиды регулируют обмен воды и минеральных солей. Половые гормоны играют важную роль в детском и старческом возрасте, когда половые железы не функционируют.

Гормонами мозгового вещества надпочечников являются адрена­лин и норадреналин. Образование адреналина усиливается при воз­буждении симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца; сужает кро­веносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелет­ных мышц, увеличивает просвет бронхов, ускоряет обмен веществ, особенно углеводов, ускоряет превращение гликогена (печени и работающих мышц) в глюкозу; замедляет процессы пищеварения. В связи с тем, что адреналин, как и симпатический отдел нервной системы, обеспечивает реакции орга­низма в экстремальных ситуациях, его иногда называют гормоном борьбы и бегства.

 

 

Щитовидная железа

 

 

Щитовидная железа — самая крупная железа внутренней секре­ции. Она прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет размер примерно 5x5 см и массу 30—40 г. Щитовидная железа вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, наиболее важ­ными из которых являются трийодтиронин (ТЗ) и тироксин (Т4).

Гормоны щитовидной железы усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров и углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сокращений сердца, повышают возбудимость нервной системы, регулируют процессы роста, физического и умствен­ного развития. На ранних стадиях развития (последний триместр бере­менности) гормоны щитовидной железы регулируют дифференцировку нервных клеток.

При недостатке гормонов в этот период развития дифференцировка нервных клеток нарушается, нормальное становление функций нервной системы становится невозможным. При этом развивается заболевание, получившее название кретинизм, сопровождающееся за­держкой роста, нарушением физического и умственного развития. Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижа­ется обмен веществ, повышается масса тела, нарушается деятель­ность нервной системы, появляются вялость, сонливость, снижение интеллекта. Такое нарушение называется микседема (в переводе с греческого - слизистый отек).

При недостаточном поступлении йода с водой и пищей (например, у жителей некоторых горных районов) щитовидная железа также синтезирует мало гормона. При этом ткань щитовидной железы раз­растается, возникает эндемический (т.е. приуроченный к определен­ной местности) зоб. Для профилактики эндемического зоба некото­рые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.

При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова бо­лезнь (диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз). Признаками этого заболевания является увеличение щитовидной железы (зоб), повышение обмена веществ, потеря массы тела, учащение сердцеби­ений, повышение возбудимости нервной системы. В подростковом возрасте может наблюдаться временное увеличение активности щитовидной железы. У таких подростков снижается работоспособность, они быстро утомляются, становятся раздражительными, капризны­ми. Эти нарушения проходят после полового созревания.

 

 

Околощитовидные (паращитовидные) железы

 

 

На задней поверхности и под капсулой щитовидной железы рас­полагаются четыре небольшие (4x6 мм) околощитовидные железы. Гормон околощитовидных желез – паратгормон - вместе с витами­ном D регулирует обмен кальция в организме. Под влиянием паратгормона ионы кальция всасываются в кишечнике из пищи, а также освобождаются из минерального вещества кости (гидроксиапатита) и поступают в кровь. При недостатке гормонов околощитовидных желез возникают вялость, потеря аппетита, рвота, разрозненные со­кращения отдельных мышц, судороги. В тяжелых случаях происхо­дят спазм гортани, паралич дыхательных мышц, остановка сердца, заканчивающиеся смертью.

 

 

Гипофиз

 

 

Гипофиз — это небольшое образование овальной формы, распо­ложенное в полости черепа под промежуточным мозгом. В гипофизе выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли.

Передняя доля гипофиза (аденогипофиз)

В передней доле синтезируются так называемые тропные гормоны (соматотропный, тиреотропный, кортикотропный, гонадотропные) и пролактин. Тропными называют гормоны, мишенями которых явля­ются другие эндокринные клетки.

Соматотропный гормон, или гормон роста, вызывает выделе­ние клетками печени и некоторых других органов соматомединов - веществ, усиливающих образование белка в организме. Содержание соматотропного гормона в плазме крови максимально в раннем детском возрасте, а затем постепенно уменьшается: от 5 до 20 лет - 6 нг/мл (с пиком в подрост­ковом возрасте), от 20 до 40 лет - 3 нг/мл, после 40 лет - 1 нг/мл.

При недостатке соматотропного гормона в организме развивается гипофизарная карликовость, при которой все части тела развиваются пропорционально, но их рост крайне замедлен. Карлики имеют сниженную половую функцию.

При избыточной продукции соматотропного гормона (обычно наблюдается при аденомах передней доли гипофиза) до завершения остеогенеза (у детей) развивается гипофизарный гигантизм. По завершении окостенения точек роста (у взрослых) избыток соматотропного гормона приводит к акромегалии, т.е. увеличению край­них, выступающих частей тела. При акромегалии происходит рост ко­стей в толщину, особенно заметный на руках и ногах и на плоских костях, включая кости черепа, носа, выпуклости лицевого черепа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы (например, язык, печень, почки) также увеличиваются в размерах.

Тиреотропный гормон стимулирует образование гормонов щито­видной железой. Кортикотропный гормон регулирует функцию коры надпочечников. Гонадотропные гормоны (фоллитропин и лютропин) регулируют работу семенников и яичников. Фоллитропин вызывает рост фолликулов в женском организме и образование сперматозои­дов в мужском. Лютропин стимулирует синтез половых гормонов семенниками и яичниками и процесс овуляции.

Пролактин ускоряет развитие молочной железы и стимулирует се­крецию молока. При дефиците пролактина у женщин после родов об­разуется недостаточно молока. Пролактин - один из гормонов, кото­рый оказывает выраженное влияние на функции нервной системы. Он обеспечивает проявление реакций, относящихся к группе роди­тельских инстинктов. Все реакции, связанные с заботой о потомстве (строительство гнезд и нор; выкармливание и защита детенышей и др.), проявляются только при достаточном количестве пролактина в организме. Такое действие пролактина доказано в опытах, проведенных на животных. Например, если агрессивно настроенным самцам крыс, находящимся в одной клетке с новорожденными крысятами, ввести пролактин, у них будет проявляться весь комплекс реакций, обеспечивающих заботу о потомстве: вылизывание крысят, обустрой­ство гнезда, защита от других агрессивно настроенных сородичей и т.п. Важным фактором, способствующим секреции пролактина у ма­тери, является акт кормления детеныша.

Средняя доля гипофиза

В средней доле гипофиза вырабатывается меланотропный гормон, который повышает активность ферментов в меланофорах. Под дей­ствием меланотропного гормона фермент тирозиназа стимулирует образование из аминокислоты тирозина пигмента меланина. Мела­нин придает окраску радужной оболочке глаз, волосам и коже чело­века. Под влиянием солнечного света меланин переходит из дисперс­ного состояния в агрегатное, что дает эффект загара. Средняя доля гипофиза у человека развита плохо.

Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз)

В задней доле гипофиза хранятся гормоны, которые синтезируются в одном из отделов промежуточного мозга - гипоталамусе: вазопрессин (антидиуретический гормон - АДГ) и окситоцин. Основной мише­нью для АДГ являются почки. Под действием АДГ повышается обрат­ное всасывание воды из мочи в собирательных трубочках, что препятствует потере жидкости. При недостаточном образовании АДГ развивается заболевание несахарный диабет, или несахарное моче­изнурение, когда количество выделяющейся из организма мочи мо­жет достигать 20 л. В больших концентрациях АДГ вызывает повы­шение кровяного давления, отсюда его название - вазопрессин.

Окситоцин у женщин регулирует маточную активность и участвует в процессах образования молока. Выброс окситоцина в кровь в конце беременности обеспечивает роды. У новорожденных детей оксито­цин, как и АДГ, оказывает антидиуретическое действие. Использова­ние экзогенного окситоцина для родостимуляции вызывает снижение образования мочи у плода и новорожденного вплоть до водной ин­токсикации.

 

 

Эпифиз

 

 

Эпифиз (от греч, epiphysis нарост, шишка), или шишковидная железа, — небольшое образование конусовидной формы массой 100—200 мг (эпифизами называются также расширенные концы трубчатых костей). По внешнему виду напоминает еловую шишку, что и послужило основанием для его названия. Эпифиз расположен в по­лости черепа над средним мозгом. В процессе эволюционного раз­вития эпифиз претерпевал существенные изменения. У предков по­звоночных животных он выполнял функцию органа зрения. У круглоротых эпифиз имеет строение, близкое к строению глаза. У гаттерий и некоторых ящериц эпифиз представлен так называемым теменным (третьим) глазом, обладающим светочувствительностью. У других позвоночных животных эпифиз превратился в железу вну­тренней секреции. Эпифиз хорошо развит у птиц. Считается, что он участвует в компасной ориентации при перелетах.

Основной функцией эпифиза у человека является приспособление организма к суточным ритмам, т.е. смене дня и ночи. Эпифиз получа­ет информацию о времени суток через зрительный анализатор и, уве­личивая или снижая синтез гормонов, изменяет активность физиоло­гических и психических процессов. Таким образом, эпифиз играет роль «биологических часов» в организме. Кроме этого эпифиз регу­лирует процессы полового созревания человека. Гормоны эпифиза тормозят функции половых желез в детском возрасте. В период по­лового созревания активность эпифиза снижается и начинается уско­ренное развитие половых желез. При гипофункции эпифиза проис­ходит преждевременное половое и физическое созревание, при гиперфункции - недоразвитие половых желез, признаков пола и ожирение.

 

 

Роль половых желез в развитии организма.

 

 

Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) от­носятся к железам смешанной секреции. В этих железах образуют­ся мужские и женские половые клетки - сперматозоиды и яйцеклет­ки (внешнесекреторная функция). Внутрисекреторная функция половых желез проявляется в образовании и секреции мужских и женских половых гормонов, которые непосредственно поступают в кровь.

Развитие половых желез и поступление из них в кровь половых гормонов определяют половое развитие и созревание. Половое со­зревание у человека происходит в возрасте 11-16 лет. Оно характе­ризуется полным развитием первичных и появлением вторичных признаков пола. К первичным половым признакам относят наличие половых желез (семенников и яичников) и половых органов (полово­го члена, предстательной железы, влагалища, матки, яйцеводов). Они определяют возможность полового акта и деторождения. Вторичны­ми половыми признаками у мужчин являются растительность на лице, волосяной покров на теле, низкий тембр голоса; у женщин - молоч­ные железы, особенности телосложения.

Половые железы (как семенники, так и яичники) вырабатывают как мужские, так и женские половые гормоны. Мужские половые гормо­ны называются андрогенами (наиболее активный - тестостерон), женские - эстрогенами (эстрон, эстрол, эстрадиол). В мужском орга­низме содержание андрогенов выше, а эстрогенов ниже, чем в жен­ском.

Половые гормоны регулируют обмен веществ, рост, развитие по­ловых органов, появление вторичных признаков пола, влияют на функции нервной системы. Андрогены стимулируют синтез белков (поэтому в мужском организме больше мышечная масса, более высо­кое содержание гемоглобина в эритроцитах), снижают содержание жира. После полового созревания останавливается рост человека, т.к. половые гормоны подавляют активность эпифизарных точек ро­ста длинных трубчатых костей.

Значение половых гормонов в развитии вторичных признаков пола хорошо показано в опытах с удалением и пересадкой половых желез у птиц. Например, после кастрации у петухов исчезают характерные половые признаки, а пересадка им половых желез противоположного пола приводит к появлению признаков и черт поведения курицы. Подобные нарушения у мужчин называются феминизацией, у женщин - маскулинизацией.

Половые гормоны оказывают выраженное влияние на функции нервной системы. В опытах на птицах показано, что нервные клетки способны «захватывать» половые гормоны и использовать их для коррекции свойств нервных центров. Так, кастрированные самцы птиц теряют способность петь, а введение андрогенов восстанавлива­ет вокализацию. Если самкам птиц на ранних стадиях развития вво­дить мужские половые гормоны, они также становятся способными петь видоспецифическую песню. Половые гормоны регулируют поло­вое поведение организмов.

 

 

Нейрогормоны. Гипоталамо-гипофизарная система

 

 

В целом организме нервный и гуморальный механизмы регуляции действуют совместно. Оба механизма регуляции взаимосвязаны. Гуморальные факторы — звено в нейрогуморальной регуляции. В качестве примера напомним регуляцию уровня сахара в крови. При избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В результате в кровь поступает больше гормона инсулина, и лишний сахар под его влиянием откладывается в пече­ни и мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной работе, когда повышает­ся потребление сахара и в крови его становится недостаточно, усиливается деятель­ность надпочечников.

Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар. Так нервная система, воздействуя на железы внутренней секреции, стимулирует или тормозит отделение ими биологически активных веществ.

Влияния нервной системы осуществляются через секреторные нервы. Нервы под­ходят к кровеносным сосудам эндокринных желез. Меняя просвет сосудов, они влияют на деятельность этих желез.

В эндокринных железах располагаются чувствительные окончания центростремительных нервов, сигнализирующих в центральную нервную систему о состоянии эндокринной железы.

Главными центрами координации и интеграции функций двух регуляторных сис­тем служат гипоталамус и гипофиз.

Гипоталамус расположен в промежуточном отделе головного мозга, играет ведущую роль в сборе информации от других участков головного мозга и от собс­твенных кровеносных сосудов. Он способен регистрировать содержание различных веществ (продуктов обмена веществ) и гормонов в крови.

Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной желе­зой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обыч­ными: они способны вырабатывать особые вещества - нейрогормоны (такие клетки называют нейросекреторными). Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу.

Гипофиз, в свою очередь, путем секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

Между гипоталамусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами существует прямая и обратная связь. Например, гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон, который стимулирует деятельность щитовидной железы. Под влиянием тиреотропного гормона гипофиза щитовидная железа вырабатывает свой гормон - тироксин, который влияет на все органы и ткани организма. Тироксин влияет и на сам гипофиз, как бы информируя его о результатах деятельности: чем больше гипофиз выделяет тиреотропного гормона, тем больше щитовидная железа выделяет тирокси­на. Но если тиреотропный гормон стимулирует работу щитовидной железы (это пря­мая связь), то, напротив, тироксин тормозит деятельность гипофиза, уменьшая вы­работку тиреотропного гормона (это обратная связь). Механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности эндокринной системы, так как благодаря ему работа всех желез не выходит за границы физиологической нормы.

Изучение функциональных отношений между разными железами внутренней секреции показало, что почти все они влияют друг на друга, тесно взаимодействуя.

Нейросекреторные ядра гипоталамуса являются одновременно нервными образованиями и эндокринной частью головного мозга. Сюда стекается обширный поток информации от органов чувств и других внутренних органов человека. Это дости­гается либо генерацией нервных импульсов, либо выделением специальных гормо­нов. Часть этих гормонов регулирует функции передней доли гипофиза, где выраба­тываются гормоны, контролирующие остальные железы внутренней секреции.

 

 

III. Закрепление изученного материала.

 

 

Вопросы:

1. Какую роль в организме человека играют железы внутренней секреции? Каково их отличие от желез внешней секреции?

2. Что такое гормоны? Каков механизм их действия?

3. В чём заключается гуморальная регуляция организма?

4. Какую функцию выполняет в организме щитовидная железа?

5. Каково значение надпочечников?

6. Какие функции выполняет поджелудочная железа?

7. Какова роль гипофиза?

8. Каково значение половых желез для роста и развития организма?

 

 

Тестовая работа по вариантам

Вариант I

1. Регуляция     функций в организме осуществляется:

А. Только нервной системой                                    В. Нервно-гуморальным способом

Б. Только эндокринной системой                 Г. С помощью безусловных рефлексов

2. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

А. Передаче органам нервного импульса   

Б. Химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь

В. Удалении из клеток углекислого газа путем диффузии

Г. Поступлении питательных веществ с пищей

3. Слюнные железы относятся к железам:

А. Внешней секреции                                               В. Смешанной секреции

Б. Внутренней секреции                                          Г. Пищеварительной системы

4. К железам смешанной секреции относят:

А. Гипофиз                                                    В. Щитовидную железу

Б. Поджелудочную железу                           Г. Половые железы

5. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

А. Они не имеют специальных протоков

Б. Клетки железы соприкасаются со стен кой кровеносного сосуда

В. Выделяемый гормон поступает в кровь

Г. Выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные про­токи

6. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?

А. Обеспечение механической защиты организма

Б. Обеспечение роста и развития организма

В. Контроль процессов обмена веществ

Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

7. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?

 А. Окситоцин                Б. Тироксин                  В. Адреналин                     Г. Инсулин

8. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечиваю­щие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:

 А. Адреналин                Б. Инсулин                   В. Гормон роста           Г. Тироксин

 

Вариант II

1. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:

А. Выделяют секреты на поверхность тела              Б. Имеют выводные протоки

В. Выделяют секреты непосредственно в кровь или лимфу

 Г. Выделяют секреты в полости тела

2. Свойство, не присущее гормонам:

А. Действуют только на живые клетки      

Б. Орган, на который они действуют, может быть расположен далеко от желез

В. Строгая специфичность действия

Г. Оказывают действие только в очень высоких концентрациях

3. Железа, выделяющая соматотропный гормон (гормон роста):

А. Поджелудочная железа        Б. Щитовидная железа            В. Яичник              Г. Гипофиз

4. Какой отдел мозга осуществляет нервно-гуморальную регуляцию секреции гипофизарных гормонов?

А. Гипоталамус             Б. Мозжечок               В. Таламус           Г. Продолговатый мозг

5. Какой гормон продуцируют надпочечники?

А. Инсулин                  Б. Адреналин            В. Нейрогормоны                Г. Тироксин

6. Какую железу внутренней секреции образно можно называть «дирижером ор­кестра» эндокринных желез:

А. Щитовидную железу                                     В. Надпочечники

 Б. Гипофиз                                                          Г. Поджелудочную железу

7. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине - гор­моне щитовидной железы:

А. Бром                          Б. Калий                     В. Йод                           Г. Железо

8. Фактор, не оказывающий заметного влияния на активность эндокринных же­лез:

А. Водно-солевой состав крови           Б. Относительная влажность воздуха    

В. Механическое и химическое воздействие на железы    Г. Беременность

 

Домашнее задание: § 58-59. Заполните таблицу «Строение и функционирование эндокринной системы»

Железа внутренней секреции

Место расположения в организме

Секретируемые гормоны

Регулируемые процессы жизне-деятельности

Заболевания при гипо-функции

Заболевания при гипер-функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные пособия, используемые при изучении курса «Человек и его здоровье»:

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек.8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.

2. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.

3. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Человек». 9 кл. – 2-е изд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010