Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества школьников».

Автор:
Борисова Анна Владимировна

Аннотация:

«Активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества школьников».

 

Борисова Анна Владимировна,

учитель биологии

МОУ «Гимназии №3 г. Белгорода».

 

Посильное и реальное участие в жизни школьного общества не  проходит бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Ребенок, реализовавший себя в социально значимой деятельности в общественных организациях любого типа (детские общественные организации, научные школьные общества, спортивные кружки и секции), и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, будет не бояться ответственности, не будет потребителем, а будет созидателем. Сможет работать в команде, вести и быть ведомым, то есть человеком, обладающим лидерской позицией.

 

 

 

Статья:

«Активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества школьников».

 

 

Борисова Анна Владимировна,

учитель химии

МОУ «Гимназии №3 г. Белгорода»

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в информационное образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенным изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Традиционное образование, опирающееся только на классические формы обучения, не в состоянии справиться с растущими требованиями к качеству подготовки специалистов в информационном обществе, которое диктует необходимость перехода от образования «на всю жизнь», к образованию «через всю жизнь», то есть непрерывному, открытому, соответствующему современным запросам общества.

Модернизация общего образования коснулась и преподавания биологии. Сократилось число часов, отведенных на изучение этой сложной научной дисциплины, это повлекло за собой снижение интереса к изучению предмета. А это, в свою очередь ставит перед каждым учителем биологии вопрос об активизации познавательного интереса.

Опыт работы, анализ конкретных условий гимназии №3 г. Белгорода  позволили сделать вывод о том, что наиболее оптимальным является активизация познавательной деятельности обучающихся через систему деятельности научного школьного общества. Именно это позволяет перенести акцент образовательной деятельности на воспитание активной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать, принимать решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Анализ научной литературы, изучение опыта работы научных обществ учащихся позволил выделить сложившиеся на данный момент противоречия между:

-        Востребованной современным обществом необходимостью активизации познавательного интереса обучающихся через систему деятельности научного общества учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью основ, обеспечивающих успешность данного процесса;

-        Декларированными требованиями наиболее полной реализации способностей и личностного потенциала обучающихся и необходимостью обеспечения для такой реализации определенных условий в деятельности научного общества учащихся.

При определении деятельности научного общества учащихся был взят системный подход. Участие обучающихся в деятельности научного общества учащихся имеет большое значение для развития личности, ее социализации, так как помогает детям проявить социальную активность, инициативность, самостоятельность в научных поисках. Посильное и реальное участие в деятельности научного общества школьников не проходит бесследно для обучающихся, а ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек во взрослой жизни.

Активизировать познавательный интерес, значит, создать наиболее оптимальные условия для его развития. Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что в современных условиях для активизации познавательного интереса наиболее оптимальным является система деятельности научного общества учащихся, так как она является основой для развития личности, его познавательного потенциала путем создания условий для исследовательской деятельности, удовлетворяющей потребность в творческом поиске, обучении, освоении и формировании отношений к миру в освоении наследия, созданного предшествующими поколениями.

Достижение этого становится возможным только тогда, когда деятельность научного общества учащихся представляет собой систему, в основе которой лежит целостность ее элементов, ведущих к развитию системы, к ее реализации.

Целостность системы деятельности научного общества учащихся обеспечивается единством цели, задач, содержания принципов, организационных форм и методов деятельности.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что лидирующую позицию среди компонентов системы научного общества учащихся занимает цель. Именно цель обуславливает функциональное единство всех элементов системы. Корректировка любого элемента целостной системы влияет на все другие, на систему в целом, а в конкретном результате на реализацию общей цели деятельности (1)

«Цель, поставленная в конкретных условиях, требующая применения известного или изобретения нового способа для ее решения» (2) понимается нами как задачи. Таким образом, задачи конкретизируют цель, определяют целевую установку системы деятельности научного общества учащихся. Они должны носить конкретный характер, определяться с учетом уровня развития коллектива, его возможностей и способностей, социальных запросов  личности и общества. Правильная постановка задач позволяет осуществить программу активизации познавательного интереса. Задачи прогнозируются дальнейшим развитием школьных научных обществ и реализуются в содержании деятельности.

Мы согласны с Р.А.Литвак, которая рассматривает содержание деятельности «как выражение внутреннего единства всех элементов системы в их взаимодействии». (1)

Содержание тесно связано с  формой. Единство формы и содержания представляет наиболее подвижную, динамическую сторону целого. Между содержанием и формой часто возникают противоречия, что приводит к изменению содержания и возникновению новых форм.

Содержание деятельности научного общества учащихся воплощается в программах их деятельности, которые определяют ожидаемый и заранее спланированный результат деятельности детей и взрослых, отражающие специфику конкретных обществ.

Приведем пример такой системы работы на примере системы деятельности секции  «Юный исследователь природы» НОУ «Поиск» гимназии №3 г. Белгорода.

Цель:  активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества учащихся секции «Юный исследователь химии»

Задачи:

       Активное включение учащихся гимназии в процесс самообразования и саморазвития;

       Совершенствование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции;

       Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Принципы деятельности:

       добровольности;

       творческой активности;

       самодеятельности;

Законы:

       закон добротворчества:  прояви милосердие к людям, и оно вернется к тебе;

       закон равноправия:  здесь никто никого не учит, а живет сплоченный дружный коллектив;

       закон добросовестности:  нельзя заставить, надо увлечь;

       закон взаимопонимания:  чтобы понимать другого – встань на его место;

       закон творчества:  все делать весело и с выдумкой;

       закон  точности:   все делать вовремя и в срок.


Программа деятельности секции «Юный исследователь природы» НОУ «Поиск» гимназии №3 г. Белгорода.

1.     Пояснительная записка

Образовательная программа «Юный исследователь природы» предназначен для учащихся 6-11 классов.

Цель данного курса – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к предмету «биология».  Достичь это предполагается путем знакомства учащихся со специфическими видами исследовательской деятельности при решении практических задач. Содержание этих задач предлагает уровень базовых знаний, умений и навыков учащихся.

Программа состоит из 6 модулей, содержание которых позволяет обобщить, систематизировать знания по отдельным темам базовой общеобразовательной программы. В каждом модуле предусматривается проведение лабораторных опытов и практических работ, что даст возможность учащимся познакомится с особенностями научно-исследовательской деятельности в области химии. В модуле «Практикум» предлагаются как достаточно простые знания, так и по-настоящему научные исследования, что позволяет ученику любого уровня подготовки включится в учебно-познавательный процесс и максимально проверить себя. Задания практикума логически связаны с темами ученических проектов, которые предлагаются для выбора на первом занятии.

Содержание программы определялось следующими требованиями:

1. Содержание должно создать условия для самоопределения будущего профиля обучения, для поддержания мотивации ученика.

2. Содержание теоретических вопросов должно создать условия для подготовки к экзаменам по выбору и для успешной сдачи этого экзамена.

3. Практическая часть программы должна включать задания разного уровня выполнения, иметь ясную и интересную постановку.

4. Задания практической части должны быть просты в выполнении и обеспечиваться обычным лабораторным комплектом.

5. Последовательность заданий должна подчинятся определенной логике, основанной на постепенном усложнении исследовательских действий.

6. Сценарий учебных занятий должен включать виды коммуникативной деятельности: групповая работа на семинарских и практических занятиях, при выполнении лабораторных опытах в группах переменного состава.

При проведении практикума предусматривается работа в группах с разным уровнем подготовки учащихся, что позволит всем ученикам включится в учебно-познавательный процесс.

Итогом изучения данного курса каждым учеником должен стать его «портфель достижений», включающий сообщения, практические исследования, ученические проекты, олимпиадные  работы.

Приоритетные проблемы

-        Проблема индивидуального подхода в деятельности секции;

-        Проблема организации массовой, командной работы.

2.     Цели и задачи:

Цель:  активизация познавательного интереса обучающихся в системе деятельности научного общества учащихся секции «Юный исследователь природы»

Задачи:

       Активное включение учащихся гимназии в процесс самообразования и саморазвития;

       Совершенствование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции;

       Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Организация работы.

Основные формы и методы деятельности:

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технические умения. Для решения этой задачи в работе используются методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Структура обучения на основе проектов трансформирует обучающую деятельность, она не формируется вокруг того, что говорит учитель, а концентрируется на том, что делает ученик. Работа над выбранной темой идет в течение учебного года, а защита происходит на общешкольной научно-практической ученической конференции. Защита проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом, веб-страницей в Интернете или изготовленным макетом, действующей моделью. По итогам конференции и решением педагогического совета защита на научно-практической конференции приравнивается к сдаче промежуточной и итоговой аттестации.

В настоящее время в литературе очень много разных  типов проектов. Анализ их, а так же практический опыт позволяют сделать вывод, что самым оптимальным в условиях нашей гимназии является интегрированный тип, который предложен на сайте «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru 

Работа над проектом является первой ступенью к исследовательской работе учащихся. Основная задача учителя научить видеть, находить противоречия, разрешение которых возможно при правильной постановке цели исследования, подборе эксперимента.

Большой потенциал несут в себе заочные олимпиады, которые повышают познавательный интерес, когда обучающиеся работают самостоятельно с литературными источниками, отыскивая ответы на поставленные вопросы Интересны и командные сетевые олимпиады.

Так же используем большой потенциал  внеклассной работы. Мы стремимся создать камерные традиции внутри самой секции, которые помогают научить детей общаться.

Устав от круговорота школьных дел, члены секции «Юный исследователь химии» собираются в кабинете химии, чтобы остановиться на бегу, оглянуться, - как живем? Для чего? В чем смысл жизни? А лучше всего это получается на «тихом вечере».

Система деятельности научного общества учащихся весьма целесообразна, так как помогает развитию творческих способностей, логического мышления, профессиональных умений и навыков, она личностно ориентирована, позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле, приносит удовлетворение участникам, поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уровнях – знания, понимания, применения, анализа, синтеза.

Библиографический список

  1. Ерина Е.Л. «Педагогические условия формирования рефлексивной позиции старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей» кандидатская диссертация Российская государственная библиотека

2.     Литвак Р.А. Автореферат кандидатской диссертации;

  1. Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». Москва, 2005
  2. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» Москва, 2006, том 1, с.59

5.     Современный словарь по педагогике / Составитель Рапацевич Е.С. – Минск: Современное слово, 2001, стр.928;

6.     Учебные проекты с использованием Microsoft Office.  Методическое пособие для учителей. Москва «Бином. Лаборатория знаний» 2006г.

7.     Чубар Б.С. «Школа искателей» Москва издательство «Педагогика» 1989 год;

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010