Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок биологии «Твоё здоровье – в твоих руках»

Автор:
Чеховская Ирина Ивановна

Аннотация:

Формирование представлений о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности - одна из первостепенных целей при обучении биологии. Содержание урока направлено на достижение указанной цели. Предполагаемый результат урока: формирование представления о здоровье как величайшей ценности для личности и общества; формирование у учащихся собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья.

Статья:

Урок биологии «Твоё здоровье – в твоих руках»

Цели:

познавательные: формировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности; о значении здорового образа жизни, о пагубных последствиях вредных привычек; раскрыть их социальную опасность; подчеркнуть нравственные аспекты проблемы; разъяснить значение здоровья для жизни и деятельности человека, развития общества.

развивающие: развивать общеучебные умения и навыки анализ, синтез, обобщение, критическое мышление;

воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; вырабатывать активную жизненную позицию по вопросу сохранения и укрепления своего здоровья.

 

Ход урока

 

I. Мотивация

В одной из глав Евангелие имеет место следующий эпизод:

К Иисусу подошел молодой человек и спросил: «Учитель! Что делать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»

Как бы вы ответили на это вопрос?

Одним из условий не только долгой, но и счастливой жизни человека является здоровье.

Приложение №1 (слайд 2)

Ведь недаром немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил, что девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

Какие ощущения вы связываете со здоровьем?

- ощущение полноты сил, хорошего настроения, самочувствия

- чувство «мышечной радости» при занятии физическими упражнениями

- красота поступков человека

- красота окружающего мира

Как вы считаете, можем ли мы сделать так, чтобы наше здоровье было отличным в полном смысле этого слова?

 

 

II. Изучение нового материала

 

1. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье

Приложение №1 (слайд 3)

Задание №1

Приложение 2.

Составьте общую характеристику здорового образа жизни, используя следующий перечень показателей: рациональное питание, гиподинамия, закаливание, переедание, исключение вредных привычек, курение, употребление алкоголя, достаточная физическая нагрузка, творческое самосовершенствование, недоброжелательное отношение к окружающим, четкий режим дня, употребление наркотиков, голодание, беспорядочные половые связи, стрессы, постоянное общение с природой, чистота, опрятность.

Обсуждение.

Расположите эти показатели в порядке их значимости для сохранения и укрепления здоровья.

Какие показатели вы поставили на первое место?

Почему именно эти показатели вы поставили на первые места?

Для этого определим, что мы приобретаем, соблюдая эти правила.

Приложение №1 (слайд 4)

Задание №2

Обоснуйте отдельные показатели здорового образа жизни.

Заполните таблицу.

Показатель здорового образа жизни

Обоснование

Рациональное питание

 

Физическая нагрузка

 

Закаливание

 

Чистота, опрятность

 

Обсуждение.

Приложение №1 (слайд 5 – 8)

Какие факторы разрушают здоровье? (смотри задание №1)

Приложение №1 (слайд 9)

Задание №3

Определите, что мы приобретаем, нарушая правила здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Последствия

Переедание

 

Гиподинамия

 

Вредные привычки

 

Беспорядочные половые связи

 

Приложение №1 (слайд 10 – 13)

Итак, чтобы жить долго, нужно вести здоровый образ жизни, в противном случае мы приобретаем болезни, сокращающие продолжительность жизни.

2. Здоровье физическое, психологическое, нравственное

Но только лишь состоянием организма определяется здоровье человека?

Приложение №1 (слайд 14)

Согласно определению Всемирной организации здавоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Ведь не секрет, что творческое самосовершенствование и доброта удлиняет жизнь. К примеру, греческий драматург Софокл написал трагедию «Эдип» на 100 году жизни, Гиппократ жил 104 года, Микеланджело творил в 90 лет, Репин в 86 лет. Также отмечено, что среди долгожителей нет угрюмых, черствых, нелюдимых.

Приложение №1 (слайд 15)

Таким образом, здоровье – многогранное неоднозначное понятие. Включает в себя: здоровье физическое, основа которого нормальная работа всех органов и систем органов; здоровье психологическое, которое определяется уверенностью в себе, основанной на умении управлять своими чувствами и мыслями;  здоровье нравственное – умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Снова вернемся к Евангелии. Что же ответил Иисус молодому человеку на вопрос о вечной жизни?

Приложение №1 (слайд 16)

 «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не чревоугодничай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего твоего, как самого себя».

Задание №4

Подумайте над тем, каким  образом заповеди Христа соотносятся с физическим, психологическим, нравственным компонентами  здоровья.

Приложение №1 (слайд 17)

Приложение №1 (слайд 18)

Заповедь

Компонент здоровья    

Результат

Не убивай

Нравственное

Доброжелательное отношение к окружающим, способность жить своими мыслями и чужими чувствами, толерантность

Не кради

Нравственное

Не лжесвидетельствуй

Нравственное

Почитай отца и мать

 

Нравственное

Люби ближнего твоего, как самого себя

 

Нравственное

Не прелюбодействуй

Психологическое

Нравственное

Профилактика венерических заболеваний

Не чревоугодничай

Психическое

Физическое

Восстановление энергетических затрат, повышение сопротивляемости инфекциям, профилактика многих заболеваний

Обсуждение.

 

 

III. Обобщение

 

 

Таким образом, заповеди Христа можно отнести к правилам  и физического, и психологического, и нравственного  здоровья. Стоит заметить, что психологическое и нравственное  здоровье не менее важно, чем физическое. И только человек здоровый и физически и психологически сможет сделать свою жизнь полноценной, содержательной, раскрыть и реализовать свои способности и возможности в учебе, в выбранной профессии, в создании крепкой семьи, рождении здоровых детей.

И в завершении я предлагаю вам определить, как соотносится ваш образ жизни с заповедями Иисуса Христа, насколько он является здоровым. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Приложение №3.

Обсуждение.

Кто набрал 60 – 70 очков? 50 – 59 очков? 40 – 49 очков?

Я думаю, что вы определили аспекты вашего поведения, нуждающиеся в корректировке. Ведь потерять здоровье легко, гораздо труднее вернуть его.

Приложение №1 (слайд 19)

Помните, что здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Человек имеет право выбирать, какой образ жизни вести. При этом он должен помнить, что несет ответственность перед окружающими его людьми и перед самим собой. Человек в ответе и за своих будущих детей, когда выбирает, какому образу жизни отдать предпочтение.

Ваше будущее зависти от вас. И если будет здоров каждый из нас, то будет здоров народ нашей Родины, а значит – будущее России будет в здоровых руках.

Приложение №1 (слайд 20)

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010