Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Гуманитарное / Подготовка к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам
Рабочая программа элективного курса. Работа с источниками социальной информации
Автор: Шелковская Галина Ивановна

«Работа с источниками социальной информации»       Программа является авторской. Предназначена для выпускников 9 - х классов. Реализация программы позволит девятиклассникам приобрести опыт выполнения наиболее трудных для них заданий повышенного и высокого уровней сложности из третьей части экзаменационной работы, связанных с анализом текста – источником социальной информации. Учителя истории и обществознания общеобразовательных школ, лицеев, гимназий найдут в программе методические материалы, которые помогут им научить учащихся работать с текстом. Шелковская Г.И.

Моделирование при подготовке сочинения – рассуждения части 3 ( ЕГЭ)
Автор: Кирякова Любовь Васильевна

Моделирование при подготовке сочинения – рассуждения  части С  ЕГЭ     Автором  предложена система заданий,  направленных на  определение в исходном тексте смысловой информации,  личностной позиции по поводу  прочитанного, система заданий по композиционно – речевому оформлению  сочинения – рассуждения. Конкретные указания определяют  характер и содержание действий обучающихся по формулировке проблемы, комментарию к ней. Ориентируясь   по мере необходимости на  вопросы, обучающиеся  выбирают  из предложенного перечня слово либо словосочетание. В случае затруднения обращаются к типовым  конструкциям, используемым для выражения собственного мнения потому или иному вопросу (проблеме, комментарию проблемы, авторской позиции). Одним из наиболее продуктивных методов, весьма эффективным для формирования коммуникативной компетенции и приобретения опыта речевой деятельности, признают метод моделирования.  Как отмечает В.И.Капинос,  «коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения…, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания»  [Капинос 1994: 1]. На наш взгляд, чтобы развить чувство слова, побудить  обучающихся к созданию собственных высказываний разного уровня сложности, необходимо провести работу  по смысловому анализу исходного текста.  Продумать систему заданий по композиционно – речевому оформлению  сочинения – рассуждения.  Для совершенствования способов восприятия и анализа текста мы используем универсальную модель текста как речевого произведения. Примером модели  служит схема, составленная  Рябухиной Е.А. [Рябухина Е.А.2012]. Модель даёт возможность поработать при обучении сочинению–рассуждению над каждым из входящих в неё компонентов: смыслом текста, его строением, языковыми средствами – и объединить их на уровне вновь созданного высказывания. При обучении написанию сочинения – рассуждения мы опираемся на исследования Е.В.Архиповой. Она считает, что «важно научить видеть движение от мысли к слову и осознавать, как реализуется замысел в слове, в его движении» [Архипова 2004: 60]. Сочинение  пишется по  предложенной модели, которая носит рекомендательный характер, предполагает критическое отношение к  предложенным вариантам. Система заданий  позволяет определить  объём,  смысл, композиционное строение, синтаксическую структуру высказывания.   Сообразуясь со смыслом, учитывая стилевую принадлежность текста,  обучающиеся выбирают речевые клише   для формулировки проблемы, прямого или косвенного выражения авторской позиции, самостоятельно подбирают аргументы.  В процессе  предварительной работы  анализируют свою деятельность,   определяют, с чем были связаны трудности, создают черновой вариант сочинения–рассуждения. В результате происходит овладение опытом языковой деятельности – от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.  

Подготовка к ЕГЭ по истории
Автор: Сторожук Елена Павловна

Материал, представляемый на открытый педагогический форум «НОВАЯ ШКОЛА 2012»   Фамилия автора: Сторожук Е.П., учитель истории   / э.адрес: s6124@rambler/ru Код автора: SC-4863 Направление: Второе направление — гуманитарное — для учителей истории, МХК, а также учащихся 5–11 классов. Модуль: Подготовка к ЕГЭ Вопросы  подготовки  к ЕГЭ волнуют учителей по всем предметам, история также не является исключением. На протяжении всего существования итоговой аттестации в данной форме,  задания, связанные  с изучением вопросов истории культуры, выполняются  выпускниками  значительно хуже, чем  задания по другим темам, что подтверждается материалами аналитических отчетов по результатам ЕГЭ, на протяжении нескольких лет. Причин несколько: одна из них это то, что многие учителя истории считают вопросы истории культуры второстепенными и нацелены скорее на изучение социально-экономических и политических аспектов истории. Вторая причина заключается в  сокращении количества часов, отведенных на изучение уроков истории, третья, на мой взгляд, причина – это недостаточное количество материала для подготовки выпускников по вопросам культуры. Специфика вопросов культуры состоит в необходимости усвоить значительное количество сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников. Один из вариантов решения этой проблемы - это  эффективное изучение с использованием иллюстративного материала. Материал,  который я предлагаю, охватывает вопросы культуры XVIII века-начало XIX века, составлен он по нескольким направлениям: архитектура, живопись, скульптура, исторические имена. Данный дидактический материал позволяет сочетать проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену. Помимо этого, возможно  использование  представленного материала в рамках изучения МКХ  в 10-11 классах.  В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. Работа с иллюстративным материалом, как известно, является неотъемлемым компонентом преподавания истории в школе. Роль нетекстовой информации для понимания истории также растет в условиях расширения возможностей для путешествий, общения через сеть Интернет. Ее необходимо правильно воспринимать и понимать. В процессе обучения в школе у учащихся должен сформироваться определенный запас зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории. В этот запас должны войти образы произведений мировой и национальной культуры, символы разных эпох мировой и национальной истории. Сторожук Е.П.

Обобщающий урок истории в 11 классе «СССР в 1945-1991 гг.»
Автор: Витязева Вера Алексеевна

Аннотация. Работа представляет разработку обобщающего урока.  Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов интерактивных технологий обучения: технологии развития критического мышления     и технологии «Дебаты». Цели урока: 1. Обобщение и систематизация изученного по теме «СССР в 1945-1991 гг.». 2. Формирование компетенций: информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной Форма проведения урока позволяет охватить большой объем материала. Витязева Вера Алексеевна, учитель истории и обществознания МОШИ «Белоярская ШИС(П)ОО»


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010