Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Воспитание / Духовно-нравственное воспитание
Старообрядчество в станице Магнитной во второй половине XIX — начале XX веков
Авторы: Лещинский Евгений Львович, Бакиров Евгений Русланович

Старообрядчество станицы Магнитной Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии — одна из слабоизученных страниц дореволюционной истории Южного Урала. В работе на основе анализа разноплановых источников исследованы возникновение и эволюция, материальная и духовная культура старообрядчества станицы Магнитной.

Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»
Автор: Хахулина Елена Анатольевна

Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»   Щуринов Виктор Андреевич   МОУ СОШ № 4, 5 класс п. Темижбекский, Новоалександровсий район, Ставропольский край     Цель работы: разработать теорию рождения составной иконы «Древо Пресвятой Богородицы» на основе изучения истории чудотворных Богородичных икон.   Методы работы: отбор и анализ источников информации, беседы, опросы.   Полученные данные: раскрыты вопросы о разнообразии икон Божией Матери, о почитании святыни земли Русской- «Владимирской» иконы Пресвятой Богородицы, изучен вопрос о появлении и нахождении иконы «Древо Пресвятой Богородицы». Разработана своя теория рождения иконы, дано наименование исследуемой иконы- «Древо возрождения Святой Руси».   Выводы:   Изучение исторических и религиозных источников не только расширяют кругозор, но и обогащают духовную жизнь человека.   Икона - наш посредник между миром горним и нашим, земным миром, окно из нашего мира в Царствие Небесное, поэтому они подлежат особому почитанию.   Каждая икона имеет свое символическое значение. И читать его может каждый.   Пресвятая Богородица может указать каждому человеку свой путь к Богу, лишь стоит от всего сердца обратиться к ней за помощью и поддержкой. Икона – творение соборное, икононаписание – не самовыражение автора, а служение Богу.                                     

Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»
Авторы: Хахулина Елена Анатольевна, Щуринов Виктор Андреевич

 Изучение исторических и религиозных источников не только расширяют кругозор, но и обогащают духовную жизнь человека.  Икона - наш посредник между миром горним и нашим, земным миром, окно из нашего мира в Царствие Небесное, поэтому они подлежат особому почитанию.  Каждая икона имеет свое символическое значение. И читать его может каждый.  Пресвятая Богородица может указать каждому человеку свой путь к Богу, лишь стоит от всего сердца обратиться к ней за помощью и поддержкой. Икона – творение соборное, икононаписание – не самовыражение автора, а служение Богу.

Образ Пресвятой Богородицы «Казанская». Почитание иконы в храме «Всех святых, в земле Российской просиявших» поселка Темижбекский
Авторы: Хахулина Елена Анатольевна, Апалькова Анастасия Игоревна

 Цель работы: Изготовить икону Божией Матери «Казанская» в технике бисероткачества. Изучить историю появления и почитания иконы в храме поселка Темижбекский.    Методы работы: отбор и изучение источников информации, беседы, опросы, практическое выполнение работы.   Полученные данные: в ходе теоретического исследования был составлен понятийный аппарат со значениями некоторых определений, раскрыты вопросы об обретении иконы Пресвятой Богородицы «Казанская», о появлении и почитании такой иконы в храме поселка Темижбекский. Выявлены и описаны подтвержденные факты помощи Пресвятой Богородицы верующим, обращающимся к ней с молитвой и своими бедами. Изготовлена икона Божией Матери «Казанская» в технике бисероткачества размером 28Х35 см.  Выводы: Местночтимых Казанских икон по русским градам и весям, по приходам и семьям христиан такое множество, что и не перечислить.  Чудеса в жизни происходят и в наши дни. Вера и молитвенное обращение к Богородице оказывает действенную помощь.  Созданная даже руками ребенка и освященная икона может стать Образом для почитания и поклонения верующими.

"Идеал святости в материнском подвиге"
Автор: Горбулина Татьяна Геннадьевна

Горбулина Татьяна Геннадьевна SC-4746   Классный час подготовлен для воспитанников Белореченской воспитательной колонии и проведён в рамках краевого марафона, посвящённого Дню матери. Цель данного мероприятия - воспитание любви к матери, воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, её любви и помощи людям. Была поставлена задача: подвести учащихся к пониманию того, что мать – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви.  

Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра.
Автор: Тарасова Елена Александровна

          Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра. В статье на основе анализа изменений в социально-экономической и политической сферах жизни общества показана актуальность обновления подхода в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Говорится о формах организации досуга несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра, направленных на  решение поставленной задачи. В заключение предлагается пример КТД  «День флага Белгородской области», устный журнал «Были версты, обгорелые в пыли...» Е.А.Тарасова  

Литературно-музыкальная композиция "Рождество"
Авторы: Белова Тамара Александровна, Нижебецкая Светлана Ивановна

Авторы: Белова Тамара Александровна                   Нижебецкая Светлана Ивановна В сферу деятельности учителя входят задачи не только образовательные, но и воспитательные, которые в современной школе при отсутствии детских общественных организаций, учитывая специфику времени (доступность информации с одной стороны, ограниченный объем материала в школьной программе гуманитарного цикла с другой) становятся очень важными. Среди множества форм внеклассной воспитательной работы  особое место занимают литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, подготовленные не только к   значимым памятным датам в истории нашего государства, но и к двунадесятым праздникам православного мира. Они являются составной частью направления «Нравственность», цель которого – приобщение к ценностям православной культуры, формирование у учащихся осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. При подготовке композиции в полной мере использованы принципы сотворчества, обратной связи, успешности. Совместная работа  учителя и учащихся   позволила проявить творческие  способности детям, для которых усвоение учебного материала затруднительно.   Эмоциональный  настрой, который  ученики испытали по окончании  данного мероприятия,  позволяет надеяться, что в будущем они будут инициаторами подобных мероприятий. На данном мероприятии использовались костюмы, декорации. Дополнительно можно сделать презентацию из предложенных рисунков.  

Разработка внеклассного мероприятия в форме проекта в рамках изучения курса истории Отечества и «ОРКиСЭ» в 4-6 классах.
Авторы: Романченко Мария Васильевна, Лис Лилия Александровна

Разработка внеклассного мероприятия в форме проекта в рамках изучения курса истории Отечества и  «ОРКиСЭ» в 4-6 классах.       Авторы: Лис Л.А., учитель истории и обществознания ОРКи СЭ МБОУ Курагинская СОШ №3 стаж 6 лет, Романченко М.В., учитель истории и обществознания МБОУ Алексеевская СОШ №9. Стаж 32 года    Внеклассное мероприятие, имеющее широкие воспитательные возможности воздействия на младших  школьников. Мероприятие предполагает поиск, изучение, обработку и применение народных традиций, обрядов, народного костюма. Включение в подготовку и проведение мероприятия членов семьи  и педагогов  способствует пониманию ребенком важности изучения и сохранения народных традиций как основы народной  культуры.   Цели: приобщение младших школьников к русской народной культуре, традициям, сохранению нравственных и духовных ценностей в человеке, уважение к старшему поколению как  хранителю народных  традиций. развитие представлений о традициях русского народа, как неотъемлемой части мировой культуры.    Задачи: познакомить - с главными языческими праздниками, отражающими годовой календарный цикл славян. вызвать интерес к народным традициям через общение со старшим поколением (при сборе пословиц , поговорок, хороводных песен, рецептов обрядовых блюд, и др.) сплотить школьников, учителей и родителей через  совместное творческое дело, сотрудничество;          

Спорт - это жизнь и несколько больше.
Автор: Сидорова Людмила Владимировна

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направ­ленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфи­ческую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Та­кое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повыше­ние функциональных возможностей организма, способствующие наиболее полной реализации генетической программы, обуслов­ленной биологическими особенностями конкретного индивида. Физическое воспитание имеет образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение фи­зического и психического здоровья и гармоничное развитие лич­ности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям фи­зической культурой. Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе метода в тренировки выносливости. При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые каче­ства, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного, сильного, устойчивого напряжения воли. Интервальные нагрузки развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяю­щимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьиру­ющий характер. Следовательно, интервальная тренировка разви­вает волевое усилие специфической структуры, нужное для до­стижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для до­стижений в длительных соревновательных упражнениях. Для каждого спортсмена существуют соответствующие состоя­нию его тренированности рациональные границы заданий, кото­рые изменяются вместе с повышением работоспособности его орга­низма. Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировоч­ных программ. В спортивном движении действуют такие мотивы занятий спор­том, как стремление к всестороннему гармоническому развитию лично­сти, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характе­ра и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жиз­ни человека, становится одним из основных факторов его нравственно­го воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных от­ношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических. Спорт, рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный об­лик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической органи­зации спортивной деятельности. Направленное формирование личности спортсмена - результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Явля­ясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограни­чивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности. Индивидуальные потребности и мотивы, которые приводят к за­нятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная зада­ча тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, инте­ресы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную уст­ремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах. Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с ус­тановкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного ре­зультата становится для спортсмена подтверждением реальности по­ставленной задачи и одновременно источником его ориентации на оче­редные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ори­ентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установ­ки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизи­руются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его воз­можностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всесторонне­му гармоническому развитию личности, приобретению и совершенст­вованию всего, что определяет ценность человека как активного участ­ника общественного прогресса.  

Тема урока: «Духовная жизнь общества»
Автор: Лебедева Елена Васильевна

 Духовная  культура общества - явление многогранное. Сюда входит множество элементов: наука, образование, религия, нравственность и многое другое. От того, как развиты те или иные элементы духовности зависит становление общества. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Поэтому, сегодня культура приобретает особое значение.  Это, прежде всего, связано с  теми проблемами, которые появились в конце 20- начале 21 века. Здесь наблюдаются некие противоречия- с одной стороны технический прогресс шагает семимильными шагами, с другой - такого в нравственности мы не наблюдаем. Достаточно привести пример, когда, к  сожалению,   на первое место в социуме часто ставятся не духовные, а материальные ценности. И это, прежде всего это  касается подрастающего поколения, а они - наше будущее. Поэтому такие уроки, как  «Духовная жизнь общества», считаю актуальными сегодня.  Цели урока: 1.Продолжить работу с понятием «культура», добиться понимания видов культуры, ее форм и функций, сформировать знания о традициях и новаторстве в культуре. 2.Продолжить развивать у учащихся умения и навыки анализа текста. 3.Продолжить формирование умения работы в группе. 4.Продолжить учить высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. 5.Развивать навыки исследовательской работы. 6.Воспитание общей культуры, ответственности, активности. Практическое значение работы велико. Ее можно использовать не только на уроках, но отдельные ее элементы могут быть полезны и на классных часах в старших классах.  

Формирование духовно – нравственных ценностей в преподавании учебного курса «ОРКСЭ»
Автор: Рощина Ирина Алексеевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Классный час: «И мы отсюда родом»
Автор: Брикс Нина Андреевна

                                    Аннотация к классному часу «И мы отсюда родом».                Классный час предназначен для старших школьников, студентов СУЗОВ.     Цель: Вспомнить памятные места и события нашего города. Воспитывать любовь и уважение к малой родине. Учить видеть прекрасное, ценить прошлое, вызвать чувство гордости от принадлежности к родному краю. Учить бережно относиться к природе и к культурному наследию Брянщины.      Классный час проводится с помощью ИКТ – технологий. Нацелен на результативность проведённой работы.

Духовно-нравственные ценности русской семьи.
Автор: Каменщикова Людмила Михайловна

Классный час «Духовно-нравственные ценности русской семьи» разработан учителем МОУ «Базковская СОШ» Каменщиковой Людмилой Михайловной для 7 класса. Выбранная тема создаёт условия для развития духовно-нравственных качеств личности школьников.  Дети знакомятся с историей возникновения и становления традиций православной семьи. Кроме того уделено внимание семейному укладу донских казаков.   В разработке использованы «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», жития святых Петра и Февронии Муромских.  

Размышление о воспитании нравственности
Автор: Кривова Людмила Федоровна

Духовно – нравственное воспитание и совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека. Начинается эта работа в раннем детстве родителями, затем продолжается в различных общественных институтах. Хорошо, если с ребенком, подростком, юношей, да и с каждым из нас рядом будет мудрый советчик, готовый выслушать и помочь разобраться в ситуации.

"Программа по патриотическому воспитанию"
Автор: Антонова Светлана Александровна

Аннотация    Антонова Светлана Александровна, заместитель директора по УВР, ОГСКОУ СКОШ №1 г.Черемхово, Иркутской области.  Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города Черемхово Иркутской области.  

Роль и значение Креста в жизни человека, общества, государства
Авторы: Хахулина Елена Анатольевна, Щуринов Виктор Андреевич

Роль и значение Креста в жизни человека, общества, государства   Щуринов  Виктор Андреевич   Цель: исследовать влияние Креста  на сущность человека Задачи: раскрыть вопросы  по основным направлениям работы исследовать влияние креста на человека, общество, государство сделать  выводы   В работе раскрыты вопросы об основных понятиях Креста, его смысловом значении; дано научное обоснование животворности креста; проведено исследование о влиянии креста на сущность человека; доказано непосредственное влияние креста на общество, государство.   Полученные данные исследования применялись на уроках Основы православной культуры, материал размещен на сайте школы.

Сохранение, применение и современное развитие бисерного искусства в православной культуре
Авторы: Хахулина Елена Анатольевна, Рыкова Валентина Алексеевна, Тарасова Дарья Андреевна

Сохранение, применение и современное развитие бисерного искусства в православной культуре Тарасова Дарья             Рыкова Валентина Цель:доказать благотворное влияние бисерного искусства в православной культуре на человека.   Доказано, что традиции бисерного искусства в церковной культуре  сохранились и продолжают развиваться. Подтверждена гипотеза о том, что бисерное изделие способно взывать не только эстетическое наслаждение, но и оказывать духовное влияние на человека.   Полученные данные исследования используются на уроках Основ православной культуры, на занятиях в воскресной школе                    

Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла»
Автор: Жученко Ольга Григорьевна

Жученко Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования  МАУДОД «Народные ремесла», г. Хабаровск     Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла»   Одной из особенностей современного общества являются интеграционные процессы, которые выражаются в интенсификации международного сотрудничества, культурного взаимодействия и возрастающей мобильности населения. В мировом сообществе возрастает межнациональная напряженность, которая проявляется в негативных тенденциях. В нашем российском обществе актуальными и востребованными стали задачи воспитания национального патриотизма и национального самосознания молодежи.     _______________ /Жученко О.Г./


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010