Авторы: Лещинский Евгений Львович, Бакиров Евгений Русланович
Старообрядчество станицы Магнитной Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии — одна из слабоизученных страниц дореволюционной истории Южного Урала. В работе на основе анализа разноплановых источников исследованы возникновение и эволюция, материальная и духовная культура старообрядчества станицы Магнитной.
Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»Автор: Хахулина Елена Анатольевна
Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы» Щуринов Виктор Андреевич МОУ СОШ № 4, 5 класс п. Темижбекский, Новоалександровсий район, Ставропольский край Цель работы: разработать теорию рождения составной иконы «Древо Пресвятой Богородицы» на основе изучения истории чудотворных Богородичных икон. Методы работы: отбор и анализ источников информации, беседы, опросы. Полученные данные: раскрыты вопросы о разнообразии икон Божией Матери, о почитании святыни земли Русской- «Владимирской» иконы Пресвятой Богородицы, изучен вопрос о появлении и нахождении иконы «Древо Пресвятой Богородицы». Разработана своя теория рождения иконы, дано наименование исследуемой иконы- «Древо возрождения Святой Руси». Выводы: Изучение исторических и религиозных источников не только расширяют кругозор, но и обогащают духовную жизнь человека. Икона - наш посредник между миром горним и нашим, земным миром, окно из нашего мира в Царствие Небесное, поэтому они подлежат особому почитанию. Каждая икона имеет свое символическое значение. И читать его может каждый. Пресвятая Богородица может указать каждому человеку свой путь к Богу, лишь стоит от всего сердца обратиться к ней за помощью и поддержкой. Икона – творение соборное, икононаписание – не самовыражение автора, а служение Богу.
Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»Авторы: Хахулина Елена Анатольевна, Щуринов Виктор Андреевич
Изучение исторических и религиозных источников не только расширяют кругозор, но и обогащают духовную жизнь человека. Икона - наш посредник между миром горним и нашим, земным миром, окно из нашего мира в Царствие Небесное, поэтому они подлежат особому почитанию. Каждая икона имеет свое символическое значение. И читать его может каждый. Пресвятая Богородица может указать каждому человеку свой путь к Богу, лишь стоит от всего сердца обратиться к ней за помощью и поддержкой. Икона – творение соборное, икононаписание – не самовыражение автора, а служение Богу.
Образ Пресвятой Богородицы «Казанская». Почитание иконы в храме «Всех святых, в земле Российской просиявших» поселка ТемижбекскийАвторы: Хахулина Елена Анатольевна, Апалькова Анастасия Игоревна
Цель работы: Изготовить икону Божией Матери «Казанская» в технике бисероткачества. Изучить историю появления и почитания иконы в храме поселка Темижбекский. Методы работы: отбор и изучение источников информации, беседы, опросы, практическое выполнение работы. Полученные данные: в ходе теоретического исследования был составлен понятийный аппарат со значениями некоторых определений, раскрыты вопросы об обретении иконы Пресвятой Богородицы «Казанская», о появлении и почитании такой иконы в храме поселка Темижбекский. Выявлены и описаны подтвержденные факты помощи Пресвятой Богородицы верующим, обращающимся к ней с молитвой и своими бедами. Изготовлена икона Божией Матери «Казанская» в технике бисероткачества размером 28Х35 см. Выводы: Местночтимых Казанских икон по русским градам и весям, по приходам и семьям христиан такое множество, что и не перечислить. Чудеса в жизни происходят и в наши дни. Вера и молитвенное обращение к Богородице оказывает действенную помощь. Созданная даже руками ребенка и освященная икона может стать Образом для почитания и поклонения верующими.
"Идеал святости в материнском подвиге"Автор: Горбулина Татьяна Геннадьевна
Горбулина Татьяна Геннадьевна SC-4746 Классный час подготовлен для воспитанников Белореченской воспитательной колонии и проведён в рамках краевого марафона, посвящённого Дню матери. Цель данного мероприятия - воспитание любви к матери, воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, её любви и помощи людям. Была поставлена задача: подвести учащихся к пониманию того, что мать – самое святое для человека, первоначало жизни на земле, основа счастья, добра, любви.
Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра.Автор: Тарасова Елена Александровна
Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях социально-реабилитационного центра. В статье на основе анализа изменений в социально-экономической и политической сферах жизни общества показана актуальность обновления подхода в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Говорится о формах организации досуга несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра, направленных на решение поставленной задачи. В заключение предлагается пример КТД «День флага Белгородской области», устный журнал «Были версты, обгорелые в пыли...» Е.А.Тарасова
Литературно-музыкальная композиция "Рождество"Авторы: Белова Тамара Александровна, Нижебецкая Светлана Ивановна
Авторы: Белова Тамара Александровна Нижебецкая Светлана Ивановна В сферу деятельности учителя входят задачи не только образовательные, но и воспитательные, которые в современной школе при отсутствии детских общественных организаций, учитывая специфику времени (доступность информации с одной стороны, ограниченный объем материала в школьной программе гуманитарного цикла с другой) становятся очень важными. Среди множества форм внеклассной воспитательной работы особое место занимают литературно-музыкальные, историко-литературные композиции, подготовленные не только к значимым памятным датам в истории нашего государства, но и к двунадесятым праздникам православного мира. Они являются составной частью направления «Нравственность», цель которого – приобщение к ценностям православной культуры, формирование у учащихся осознания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. При подготовке композиции в полной мере использованы принципы сотворчества, обратной связи, успешности. Совместная работа учителя и учащихся позволила проявить творческие способности детям, для которых усвоение учебного материала затруднительно. Эмоциональный настрой, который ученики испытали по окончании данного мероприятия, позволяет надеяться, что в будущем они будут инициаторами подобных мероприятий. На данном мероприятии использовались костюмы, декорации. Дополнительно можно сделать презентацию из предложенных рисунков.
Разработка внеклассного мероприятия в форме проекта в рамках изучения курса истории Отечества и «ОРКиСЭ» в 4-6 классах.Авторы: Романченко Мария Васильевна, Лис Лилия Александровна
Разработка внеклассного мероприятия в форме проекта в рамках изучения курса истории Отечества и «ОРКиСЭ» в 4-6 классах. Авторы: Лис Л.А., учитель истории и обществознания ОРКи СЭ МБОУ Курагинская СОШ №3 стаж 6 лет, Романченко М.В., учитель истории и обществознания МБОУ Алексеевская СОШ №9. Стаж 32 года Внеклассное мероприятие, имеющее широкие воспитательные возможности воздействия на младших школьников. Мероприятие предполагает поиск, изучение, обработку и применение народных традиций, обрядов, народного костюма. Включение в подготовку и проведение мероприятия членов семьи и педагогов способствует пониманию ребенком важности изучения и сохранения народных традиций как основы народной культуры. Цели: приобщение младших школьников к русской народной культуре, традициям, сохранению нравственных и духовных ценностей в человеке, уважение к старшему поколению как хранителю народных традиций. развитие представлений о традициях русского народа, как неотъемлемой части мировой культуры. Задачи: познакомить - с главными языческими праздниками, отражающими годовой календарный цикл славян. вызвать интерес к народным традициям через общение со старшим поколением (при сборе пословиц , поговорок, хороводных песен, рецептов обрядовых блюд, и др.) сплотить школьников, учителей и родителей через совместное творческое дело, сотрудничество;
Спорт - это жизнь и несколько больше.Автор: Сидорова Людмила Владимировна
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующие наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида. Физическое воспитание имеет образовательные, воспитательные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничное развитие личности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям физической культурой. Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе метода в тренировки выносливости. При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного, сильного, устойчивого напряжения воли. Интервальные нагрузки развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях. Для каждого спортсмена существуют соответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышением работоспособности его организма. Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировочных программ. В спортивном движении действуют такие мотивы занятий спортом, как стремление к всестороннему гармоническому развитию личности, полноценной подготовки к трудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Эти мотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивную тренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности, спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характера и т. д. Спортивная деятельность, занимая существенное место в жизни человека, становится одним из основных факторов его нравственного воспитания и самовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных отношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических. Спорт, рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный облик спортсмена, не может расцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Его конкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условий социально-педагогической организации спортивной деятельности. Направленное формирование личности спортсмена - результат совместного действия многих факторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции. Являясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности. Индивидуальные потребности и мотивы, которые приводят к занятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная задача тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, интересы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную устремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах. Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного результата становится для спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременно источником его ориентации на очередные результаты, определяющие степень субъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ориентации на конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна из самых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы и установки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизируются, детализируются и видоизменяются в зависимости от его возможностей, этапов спортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие и существенные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанном стремлении к всестороннему гармоническому развитию личности, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного прогресса.
Тема урока: «Духовная жизнь общества»Автор: Лебедева Елена Васильевна
Духовная культура общества - явление многогранное. Сюда входит множество элементов: наука, образование, религия, нравственность и многое другое. От того, как развиты те или иные элементы духовности зависит становление общества. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Поэтому, сегодня культура приобретает особое значение. Это, прежде всего, связано с теми проблемами, которые появились в конце 20- начале 21 века. Здесь наблюдаются некие противоречия- с одной стороны технический прогресс шагает семимильными шагами, с другой - такого в нравственности мы не наблюдаем. Достаточно привести пример, когда, к сожалению, на первое место в социуме часто ставятся не духовные, а материальные ценности. И это, прежде всего это касается подрастающего поколения, а они - наше будущее. Поэтому такие уроки, как «Духовная жизнь общества», считаю актуальными сегодня. Цели урока: 1.Продолжить работу с понятием «культура», добиться понимания видов культуры, ее форм и функций, сформировать знания о традициях и новаторстве в культуре. 2.Продолжить развивать у учащихся умения и навыки анализа текста. 3.Продолжить формирование умения работы в группе. 4.Продолжить учить высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. 5.Развивать навыки исследовательской работы. 6.Воспитание общей культуры, ответственности, активности. Практическое значение работы велико. Ее можно использовать не только на уроках, но отдельные ее элементы могут быть полезны и на классных часах в старших классах.
Формирование духовно – нравственных ценностей в преподавании учебного курса «ОРКСЭ»Автор: Рощина Ирина Алексеевна
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.
Классный час: «И мы отсюда родом»Автор: Брикс Нина Андреевна
Аннотация к классному часу «И мы отсюда родом». Классный час предназначен для старших школьников, студентов СУЗОВ. Цель: Вспомнить памятные места и события нашего города. Воспитывать любовь и уважение к малой родине. Учить видеть прекрасное, ценить прошлое, вызвать чувство гордости от принадлежности к родному краю. Учить бережно относиться к природе и к культурному наследию Брянщины. Классный час проводится с помощью ИКТ – технологий. Нацелен на результативность проведённой работы.
Духовно-нравственные ценности русской семьи.Автор: Каменщикова Людмила Михайловна
Классный час «Духовно-нравственные ценности русской семьи» разработан учителем МОУ «Базковская СОШ» Каменщиковой Людмилой Михайловной для 7 класса. Выбранная тема создаёт условия для развития духовно-нравственных качеств личности школьников. Дети знакомятся с историей возникновения и становления традиций православной семьи. Кроме того уделено внимание семейному укладу донских казаков. В разработке использованы «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», жития святых Петра и Февронии Муромских.
Размышление о воспитании нравственностиАвтор: Кривова Людмила Федоровна
Духовно – нравственное воспитание и совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека. Начинается эта работа в раннем детстве родителями, затем продолжается в различных общественных институтах. Хорошо, если с ребенком, подростком, юношей, да и с каждым из нас рядом будет мудрый советчик, готовый выслушать и помочь разобраться в ситуации.
"Программа по патриотическому воспитанию"Автор: Антонова Светлана Александровна
Аннотация Антонова Светлана Александровна, заместитель директора по УВР, ОГСКОУ СКОШ №1 г.Черемхово, Иркутской области. Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города Черемхово Иркутской области.
Роль и значение Креста в жизни человека, общества, государстваАвторы: Хахулина Елена Анатольевна, Щуринов Виктор Андреевич
Роль и значение Креста в жизни человека, общества, государства Щуринов Виктор Андреевич Цель: исследовать влияние Креста на сущность человека Задачи: раскрыть вопросы по основным направлениям работы исследовать влияние креста на человека, общество, государство сделать выводы В работе раскрыты вопросы об основных понятиях Креста, его смысловом значении; дано научное обоснование животворности креста; проведено исследование о влиянии креста на сущность человека; доказано непосредственное влияние креста на общество, государство. Полученные данные исследования применялись на уроках Основы православной культуры, материал размещен на сайте школы.
Сохранение, применение и современное развитие бисерного искусства в православной культуреАвторы: Хахулина Елена Анатольевна, Рыкова Валентина Алексеевна, Тарасова Дарья Андреевна
Сохранение, применение и современное развитие бисерного искусства в православной культуре Тарасова Дарья Рыкова Валентина Цель:доказать благотворное влияние бисерного искусства в православной культуре на человека. Доказано, что традиции бисерного искусства в церковной культуре сохранились и продолжают развиваться. Подтверждена гипотеза о том, что бисерное изделие способно взывать не только эстетическое наслаждение, но и оказывать духовное влияние на человека. Полученные данные исследования используются на уроках Основ православной культуры, на занятиях в воскресной школе
Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла»Автор: Жученко Ольга Григорьевна
Жученко Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования МАУДОД «Народные ремесла», г. Хабаровск Поликультурное образование и межнациональное общение в условиях Центра детского творчества «Народные ремесла» Одной из особенностей современного общества являются интеграционные процессы, которые выражаются в интенсификации международного сотрудничества, культурного взаимодействия и возрастающей мобильности населения. В мировом сообществе возрастает межнациональная напряженность, которая проявляется в негативных тенденциях. В нашем российском обществе актуальными и востребованными стали задачи воспитания национального патриотизма и национального самосознания молодежи. _______________ /Жученко О.Г./