Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»

Автор:
Хахулина Елена Анатольевна

Аннотация:

Рождение иконы «Древо Пресвятой Богородицы»

 

Щуринов Виктор Андреевич

 

МОУ СОШ № 4, 5 класс

п. Темижбекский, Новоалександровсий район, Ставропольский край

 

 

Цель работы: разработать теорию рождения составной иконы «Древо Пресвятой Богородицы» на основе изучения истории чудотворных Богородичных икон.

 

Методы работы: отбор и анализ источников информации, беседы, опросы.

 

Полученные данные: раскрыты вопросы о разнообразии икон Божией Матери, о почитании святыни земли Русской- «Владимирской» иконы Пресвятой Богородицы, изучен вопрос о появлении и нахождении иконы «Древо Пресвятой Богородицы». Разработана своя теория рождения иконы, дано наименование исследуемой иконы- «Древо возрождения Святой Руси».

 

Выводы:

 

Изучение исторических и религиозных источников не только расширяют кругозор, но и обогащают духовную жизнь человека.

 

Икона - наш посредник между миром горним и нашим, земным миром, окно из нашего мира в Царствие Небесное, поэтому они подлежат особому почитанию.

 

Каждая икона имеет свое символическое значение. И читать его может каждый.

 

Пресвятая Богородица может указать каждому человеку свой путь к Богу, лишь стоит от всего сердца обратиться к ней за помощью и поддержкой. Икона – творение соборное, икононаписание – не самовыражение автора, а служение Богу.                                     

Статья:

 

 

 

 

 

 

Рождение иконы
«Древо Пресвятой Богородицы»

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

  

 

                                                                                                        Автор работы

Щуринов Виктор

                                                                    Место выполнения работы

                                                                    п.Темижбекский,

                                                                    МОУ СОШ №4,

5 класс

 

                                                                  Научный руководитель

                                                                    Хахулина Елена Анатольевна,

                                                                    педагог дополнительного образования,

                                                                    учитель курса «Истоки»

 

 

 

п. Темижбекский, 2011 год

 

Содержание

 

 

Введение

 

1 Иконы Божией Матери

1.1 Разнообразие икон Божией Матери

1.2 Палладиум Русской Земли- Владимирская икона Пресвятой Богородицы

 

2 Икона «Древо Пресвятой Богородицы»

2.1 История появления и нахождения иконы «Древо Пресвятой богородицы»

2.2 Теория рождения иконы «Древо Пресвятой Богородицы»

2.3 Смысловое и символическое значение иконы

 

Заключение

Понятийный аппарат по теме

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Икона- окно в мир горний; как научиться понимать этот мир, как хотя бы краешком души дотянутся до него?.. за каждым таким окном – тайна. А еще там - даль, которая манит душу, зовет. И, растерянные, мы стоим перед образами, не умея сделать первый шаг в эту даль…

Анастасия Семенова.

В эпоху расцвета христианского искусства - на вершине средневековья образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира.

Икона на Руси выполняла  совершенно особую функцию - она была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются, и спутником жизни, и святыней, и главным  богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквах и домах верующих по сей день удивляет иностранцев (даже православного исповедания). Иконы Богородицы тем более были любимы, что Ее образ близок народной душе, доступен, ему открывалось сердце - в народном сознании Богородица- вечная Заступница, способная смягчить гнев Божий. Образ Приснодевы Марии и Матери Господа нашего Иисуса Христа обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Эта чисто народная стихия любви к Богоматери - родник почитания Ее на Руси чист и светел, и таковым остается. «Святая икона, особенно Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной»- пишет Александр Киселев в книге «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории». Этими словами подтверждается актуальность выбранной темы. Противоречивость темы в том, что имеется большое желание изучить вопрос о составной иконе «Древо Пресвятой Богородицы», а информации по данному вопросу нет, именно поэтому и возникает интерес к выбранной теме. Новизна в том, что нами будет предпринята попытка самостоятельно разработать теорию «Рождения иконы». Практическая значимость темы заключается в распространении полученных знаний об чудотворных иконах на Руси, о создании иконы «Древо Пресвятой Богородицы» в кабинете ТО «Благовест».

Объект - исследуемые чудотворные иконы Богоматери.

Предмет - исследуемая икона Божьей Матери «Древо Пресвятой Богородицы».

 

Цель: Разработать теорию рождения составной иконы «Древо Пресвятой Богородицы» на основе изучения истории чудотворных Богородичных икон

 

Задачи:

1 Изучение исторических и религиозных источников по теме (чудотворные иконы Богоматери)

 

2 Исследование появления, нахождения и авторства составной иконы «Древо Пресвятой Богородицы»

 

3 Обобщение смыслового и символического значения икон Богородицы в исследуемой иконе

 

1.1  Разнообразие икон Божией Матери

 

Сколько всего на свете чудотворных икон Пресвятой Заступницы рода христианского – то ведомо лишь Ей Одной, чудес, совершившихся по молитве перед ними, - что звезд на небе. Она Сама избрала иконы как средство постоянного и близкого общения с родом человеческим, благословив первую икону Ее, написанную Евангелистом Лукой.

В какой бы храм вы не вошли – везде и всюду: и там, где не обозначился разрушением и поруганием след богоборцев ХХ века, и там, где храм только – только восстает из руин, и там, где еще пахнет свежеструганным лесом или свежей штукатуркой,- везде и всюду вас встретят всевидящие, всех любящие и всех принимающие, чуть печальные, кроткие глаза Матери Божией, Которой Сам Господь Иисус Христос на Кресте усыновил весь род человеческий. <Рисунок 1>

На земле остаются мощи святых. Мощей Богородицы нет, так как тело Ее взято на небо. Но Богородица не оставляет землю без Своей милости и помощи. Христиане всегда любили изображать Божию Матерь на иконах, и по всей земле, в разных странах, есть изображения Божией Матери, у которых происходят чудеса.  Эти иконы имели свои названия или по тому месту, где они находились - Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, или же другие: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали»,  «Благоуханный цвет», « Благодатное Небо», « Взыскание погибших»,    «Путеводительница», «Умиление», в самих названиях которых, отражение Ее материнской милости и любви к нам грешным и немощным, и благодарного, от всего сердца восторга верующих сердец.

Основными, ведущими типами в иконографии Богородицы являются- «Знамение», «Одигитрия», «Умиление». В их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

 

Тип иконографии «Знамение» (сокращенный и усеченный вариант - Оранта).< Рисунок 2> Это наиболее богословски насыщенный   иконографический тип  и связан с темой Воплощения. В основе схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: «итак сам Господь даст нам знамение: се Дево во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7.14) и из Нового Завета- слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины. Богородицу мы видим в момент предстояния к Богу: Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход.17.11).

Второй иконографический тип получил название «Одигитрия», что по-гречески значит «Путеводительница». <Рисунок 3>. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией. В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы- в чудный Божий свет, от греха- к спасению, от смерти- в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница- Пресвятая Богородица.

Фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся- Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она сохраняет нас на пути к Нему.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», в греческом варианте этот тип икон назывался «Сладкое лобзание». <Рисунок 4>. Это наиболее лиричный из всех типов иконографий: Богородица и Богомладенец, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. Здесь глубокая богословская идея: Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

 

1.2  Палладиум Русской земли - Владимирская икона Пресвятой Богородицы

 

Сколько молитв было вознесено на нашей земле Пресвятой Деве, сколько икон посвящено Ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории.  Яркий тому пример – Владимирская икона Божьей Матери <Рисунок 5>, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории. Она была привезена на Русь в начале 12 века из Константинополя в дар от патриарха Луки Хризоверга. Этот дар символизировал глубокое преемство двух культур - византийской и русской, и теснейшую связь двух миров- греческого и славянского. Из Киева икону перенес в новую столицу- Владимир- князь Андрей Боголюбский. В конце 14 века святыня перемещается  в новый духовный и политический центр – Москву. Московский Успенский собор с тех пор называется Домом Богородицы, но за самой иконой  закрепляется наименование «Владимирской».

С тех пор это национальная святыня земли русской: « яко уно есть нам умерети, нежели предати на поругание Пречистыя Богородицы образ Владимирския».

В 17 веке царский иконописец Симон Ушаков пишет икону «Богоматерь- древо Государства Российского». <Рисунок 6>. В центре иконы образ Владимирской как прекрасный цветок на древе, которое поливают митрополит и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Таким образом, Симон Ушаков  увековечил и прославил палладиум русской земли- Владимирскую икону Богоматери. Ни одна другая икона такой чести не удостаивалась.

 

2       Икона «Древо Пресвятой Богородицы»

 

Несколько лет назад в церковных лавках появилась необычная икона. <Рисунок 7>. На золотистом фоне изображено цветущее дерево, на ветвях которого, словно плоды, размещены иконы Пресвятой Богородицы. При внимательном рассмотрении замечаешь, что все иконы чудотворные, относятся ко всем трем известным типам иконографии. У основания ветвей на стволе помещена «Владимирская» икона Божьей Матери. Чуть выше, по обеим сторонам ствола на ветвях две иконы «Знамение» и далее, по правую сторону вверх размещены иконы типа «Одигитрия», по левую- «Умиление». Выше кроны дерева находится икона «Троица». На стволе, в центре- «Рождество Христово». У самого основания дерева изображен в легкой дымке  белый город, над которым надпись- «Горний Иерусалим». Что это- название города, иконы, страны? Попробуем провести исследование и сделаем попытку выстроить гипотезу появления этой иконы.

 

2.1  История появления и нахождения иконы «Древо Пресвятой Богородицы»

 

Интерес к данной иконе у жителей нашей страны  начал проявляться еще с 2005 года, когда в Интернете появился вопрос жительницы Казани: «Не могу ничего найти об иконе «Древо Пресвятой Богородицы», в каких случаях ей молиться, когда бывает празднование в честь данной иконы?»

Сведения об иконе «Древо Пресвятой Богородицы», которые смогли собрать, следующие:

Ответ отца Олега Моленко (04.11.2005)

«Икона Матери Божией «Древо Пресвятой Богородицы» изображает 16 основных чудотворных икон (образов) Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом Христом, расположенных на ветвистом дереве. В центре дерева изображена Вифлеемская пещера и Богоматерь с Младенцем Иисусом, возлежащим в яслях. Это Рождество Господа дало основание изображать Приснодеву Марию как Матерь Божию. Вот почему икона помещена на стволе символического дерева и выделена большим размером в сравнении с другими иконами. Под иконой Рождества на стволе изображена икона «Сладкое лобзание», символизирующая дивную любовь и непрерывную связь между Матерью Божией и Сыном Божиим Иисусом Христом. Слева и справа по ветвям дерева расположены по 7-мь известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы с Богомладенцем… поскольку икона эта составная, т.е. состоит из изображения 16 икон Богородицы, то молиться соскольку икона эта составная, т.ены по 7-мь известных чудотворныхикон Пресвятой Богородицы с Богомладенцем.7777777777777777777 ей, как одному образу, не годится. Можно молиться каждой изображенной иконе или просто Самой Богородице. День празднования этой иконы я не знаю. В каких случаях ей молятся (кроме общих молитв к Богородице), я тоже не знаю».

Диакон А. Степанов, клирик Благовещенского собора г. Павлодара (21.02.2009)

«…молиться перед этой иконой можно Пресвятой Деве и Богомладенцу. Где же находится она, нам неизвестно».

Итак, автор, составивший эту икону, неизвестен, где она находится, тоже неизвестно.

 

2.2  Теория рождения иконы «Древо Пресвятой Богородицы»

 

Появление исследуемой иконы относится ко времени начала 21 века. Это тяжелейший период для России. Не потому ли и появилась столь необычная икона? Пресвятая Богородица Покровительница и Заступница Руси. И на этот раз вновь пришла на помощь.

 

2.3  Смысловое и символическое значение иконы

 

По словам диакона Алексея Степанова «Смысл данной иконы в том, что она отражает связь всех икон Богородицы, как ветвей одного дерева, которое произросло в таинстве Рождества Богочеловека Иисуса Христа в Вифлееме».

Мы же попытаемся выстроить свою гипотезу смыслового и символического значения рассматриваемой иконы. «Горний Иерусалим»- наша Отчизна, жизнь которой неразрывно связана с Богом. Символическое значение «Древа»- и есть жизнь. Оттого и вырастает это древо жизни из «белого города, подернутого легкой дымкой». Красные розы (считается, что роза - райский цветок, красный цвет- цвет крови, победы) означают, по нашему мнению, что невозможно жить, стремиться, развиваться без осознания того, что Богочеловек пролил Свою Божественную Кровь за каждого человека, во имя его спасения. И этого спасения не было бы, если бы не совершилось Его Рождество. Потому и икона «Рождества Христова», гораздо большая по размеру, находится в центре этого живоностного дерева. Как говорилось выше, у основания- «Владимирская» икона Пресвятой Богородицы- величайшая национальная русская святыня. Взгляните в глаза Владимирской иконы Божией Матери, и вы прочтете в них величайшую силу духа, веру в безграничное милосердие Божие к людям, надежду на их спасение.  Немного выше видим чудотворные иконы «Знамение» и «Неупиваемая чаша» (относится также к иконографическому типу «Знамение»). На иконах этого типа Пресвятая Дева с воздетыми к небу руками молит Создателя, да примет Он сей плод (Богомладенца), как жертву за спасение всего мира, за нашу Родину. И не случайно по правую сторону «Неупиваемая чаша» - икона, перед которой возносятся молитвы о самых страшных российских бедах: пьянстве, наркомании, курении. И далее расположены иконы: «Тихвинская», «Скоропослушница», «Черниговская», «Казанская», «Смоленская», «Иверская». Очень распростаненные и почитаемые иконы. Кто не слышал о них? Все иконы иконографического типа «Одигитрия», что значит Путеводительница, не Сама ли Богородица указывает нам путь ко спасению? И как же символично венчает крону дерева «Иверская» икона- Вратарница, будто бы зовет постучать во врата Рая, только открой, а там- Бог. Правая сторона древа, православие, путеводительница. Иди этим путем, и не собьешься с дороги.

С левой стороны выше иконы «Знамение» икона с необычным наименованием «Утоли моя печали». На свитке в руках Богомладенца написано: «Суд праведный  судите, милость и щедроты творите…»- это как завещание нам, живущим сейчас в России.  На этой стороне собраны поразительные иконы типа «Умиление»: «Млекопитательница», весьма редкая в России икона, но Богородица, кормящая Своего Божественного Сына как будто взывает к заботе о детях- будущего России. «Феодоровская»- у нее долгая сложная история и очень трудная задача: охранять и наставлять властителей Руси. «Донская»- защитница и помощница воинства русского. «Почаевская»- сохраняет от ересей и расколов, исцеляет от слепоты и телесной и духовной. Венчает левую сторону кроны древа икона «Достойно есть». «Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих родшая, паче всех возвеличенная, Пречудная Владычице!»

Сам Архангел Гавриил возвестил людям слова Славословия Пречистой Богородицы.

Итак, некогда Русь Святая, отвернувшаяся от Бога, вновь может возродиться.  И Пресвятая Богородица указывает путь к этому возрождению. И мы осмелимся назвать исследуемую икону «Древо возрождения Святой Руси».

 

Заключение

 

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть хотя  бы из огромного количества икон, посвященных Ей. «Любовь и почитание  Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистой Матерью, вера во Христа, как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери»,- пишет о. Сергий Булгаков. Этой любви и учат нас богородичные иконы.

Важнейшей стороной почитания Богородицы, что засвидетельствовано множеством чудотворных икон, является вера в Ее заступничество за род человеческий «по вся дни».

Наше исследование окончено.  Мы попытались  разработать свою теорию рождения иконы, известной под названием «Древо Пресвятой Богородицы», и осмелились дать ей свое наименование «Древо возрождения Святой Руси». Поставленные задачи выполнены, следовательно, цель достигнута. По ходу работы сделаны следующие выводы:

 

Изучение исторических и религиозных источников не только расширяют кругозор, но и обогащают духовную жизнь человека.

 

Икона - наш посредник между миром горним и нашим, земным миром, окно из нашего мира в Царствие Небесное, поэтому они подлежат особому почитанию.

 

Каждая икона имеет свое символическое значение. И читать его может каждый.

 

Пресвятая Богородица может указать каждому человеку свой путь к Богу, лишь стоит от всего сердца обратиться к ней за помощью и поддержкой.

 

Икона – творение соборное, икононаписание – не самовыражение автора, а служение Богу.

 

Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим (по словам святителя Игнатия Брянчанинова), говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.

 

Я впервые увидел икону «Древо Пресвятой Богородицы» в кабинете объединения «Благовест», когда создавал ее своими руками вместе с другими воспитанниками.  Она и сейчас располагается на стене согревая, восхищая, воспитывая всех, кто заходит туда. <Рисунок 8>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятийный аппарат по теме

 

Икона – предмет поклонения – изображение самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или св. Угодников.

Почитание – отношение к кому- чему- нибудь с глубоким уважением и любовью.

Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным.

Поклонение – благоговейное прошение, благодарение к тому, чему поклоняются.

Знамение – чудо, символ, знак.

Древо – дерево.

Палладиум – (лат.) Статуя, охранявшая по верованиям древних греков и римлян безопасность города.

Горний Иерусалим -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.«Основы нашей веры». А.Семенова, 2009 г.

2.Словарь русского языка С.И. Ожегов.

3.Толковый словарь. Даль.

4.«Черные доски» В. Солодухин

5.Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, Москва, 1904г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 1>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 2>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 3>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 4>

 

 

 

<Рисунок 5>

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 6>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 7>

 

 

 

 

 

 

<Рисунок 8>

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010