Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Гуманитарное / Литература в школе
Лирика Афанасия Фета на уроках литературы в 10 классе
Автор: Ясинская Светлана Георгиевна

    Методическая разработка содержит конспекты уроков литературы в 10 классе по теме «Лирика Афанасия Фета». На уроках решались такие задачи: узнать особенности поэтики стихотворений Фета (музыкальность и импрессионистичность); «безглагольные» стихотворения Фета; приёмы анализа композиции поэтического текста; понятие импрессионизма в искусстве; научиться применять приёмы композиционного анализа поэтического текста, интерпретировать поэтический текст.

План-конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Изображение А. П. Чеховым в рассказе «На мельнице» ненастоящего человека как нравственный приговор жадности и бессердечию».
Автор: Горбунова Ольга Викторовна

Целями данного урока являются: формирование умений и навыков по филологическому анализу текста, обучение сравнительной характеристики двух героев. На занятии предполагается активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью проблемных вопросов, поиска афоризмов и составления синквейна. Важен на уроке нравственный аспект – на примере жизни главного героя воспитать в учащихся неприятие таких качеств в человеке как бессердечие и жадность.

Жалобная песнь для успокоения сердца, или разговор совсем не веселый.
Автор: Носкова Галина Ивановна

В наше время учителя-словесники, мне кажется, ощущают необходимость системного подхода к урокам внеклассного чтения. Уроки литературы позволяют пробуждать чувства добрые, подвести учащихся к пониманию самооценки, неповторимости личности, индивидуальности. Пробуждают чувства прекрасного, учат видеть красоту человека, природы. В подборе и анализе произведений исхожу прежде всего из проблем нравственных: добро и зло (Мир добра и зла в сказке Ю.К. Олеши «Три толстяка»), ответственность человека за все происходящее (По произведению А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), жестокость и милосердие («Жалобная песнь для успокоения сердца, или Разговор совсем не веселый» по произведениям А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», Кукушата») и другие. Именно нравственные проблемы – основа для создания системы уроков для внеклассного чтенияДля проведения таких уроков практикую нестандартные формы обучения: «круглые столы», уроки-рекомендации, путешествия в мир поэта («В гостях у Роберта Бернса»), урок-размышление (Роман А.Лиханова «Невинные тайны») и другие.Кульминацией урока считаю живой разговор, когда ребята высказывают свою точку зрения, спорят друг с другом, пытаются отстаивать свое мнение, подтверждая его строками из произведения. Не всегда ответы детей ведут к тем выводам, к которым я планировала прийти в конце урока. Но, безусловно, радовало то, что в классе не было равнодушных, что совершенно взрослый разговор о совести, чести, достоинстве, добре и зле, милосердии вызвал такое волнение у ребят. Рассматривать литературу в отрыве от жизни нельзя. И именно уроки внеклассного чтения в наибольшей степени, как мне кажется, являются тем связующим звеном, которое сближает с современностью, с ее проблемами. Я абсолютно согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца». Что я и стараюсь делать.

«Красною кистью рябина зажглась...» Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Автор: Раденко Наталья Александровна

Методическая разработка знакомит с основными этапами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и творчества поэтессы, отрывками из автобиографической прозы, воспоминаниями А.И.Цветаевой, родной сестры М.И.Цветаевой.

Организация художественной деятельности на уроках литературы как средство развития личности, формирования ее творческого потенциала.
Автор: Симонова Нина Петровна

В статье рассматривается организация художественной деятельности учащихся  как одно из средств создания условий  гармоничного развития личности и её самореализации. Обращается внимание  на особенности организации художественной деятельности через фазы художественного восприятия и систему творческих заданий на примере изучения творчества Ф.М. Достоевского.

Классика в классе:театрализация урока
Автор: Тараканова Галина Васильевна

Из опыта работы.В форме эссе знакомлю с нетрадиционной методической структурой уроков литературы – театрализованными уроками.Проект «Классика в классе:театрализация» преследует цель:формировать у учащихся личностное восприятие художественных произведений русской классики.Это попытка совмещения школьного преподавания литературы и театральной атмосферы,когда творчество не дополняет,а переводит учебный процесс на новый уровень.Нестандартные театрализованные уроки предполагают необычный путь анализа текста и использование форм работы,способствующих развитию личности ученика:упражнения в инсценировке,сочинение стилизаций,литературоведческие исследования,наблюдения над языком художественного произведения и т.д.

Формы и методы работы со словом на уроках русского языка и литературы
Автор: Волкова Ольга Степановна

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу современных уроков русского языка и литературы– формированию языковой личности посредством анализа художественного текста. Представлены фрагменты четырех уроков разных типов с комментариями. Это опыт работы со словом в тексте и методы выделения ключевого словесного ряда. Приемы работы со словом активизируют мыслительную деятельность обучающихся, обуславливают медленное, вдумчивое чтение.

Региональный компонент «Литература Дона».
Автор: Сазонова Светлана Леонидовна

                                       Аннотация. Региональный компонент «Литература Дона». Автор: Сазонова С. Л. код №SC-4694     Статья будет интересна тем учителям-словесникам, которые преподают предмет регионального компонента литературного образования или внедряют его элементы на уроках. В ней говорится о тесной связи региональной литературы с базовым курсом литературы общеобразовательной школы и о видах работы на уроках. Цель работы - поделиться своим опытом и найти единомышленников, для которых эта тема близка и понятна.

Жанровые особенности романов-притч Ильи Бояшова.
Авторы: Лукьянова Ирина Геннадьевна, Филин Олег Дмитриевич

Аннотация. Жанровые особенности романов-притч Ильи Бояшова. Автор Филин Олег Дмитриевич Руководитель Лукьянова Ирина Геннадьевна   Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа текстов – притч И.Бояшова показать не только их новаторский характер, но и доказать наличие в них культурного семиотического пространства, используемого автором как средство общения с читателем, с одной стороны, и как способ выражения собственных взглядов на мир, с другой. В качестве исследовательского материала избраны произведения «Путь Мури», «Повесть о плуте и монахе», « Конунг», «Безумец и его сыновья».  

Компьютерные технологии в организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Автор: Щербинина Светлана Александровна

Компьютерные технологии в организации научно-исследовательской деятельности учащихся             Щербинина С.А. считает: современные тенденции информационных технологий в сфере образования требуют новых подходов к организации научно-исследовательской  деятельности  учащихся. Интерес к научному поиску школьники объясняют практической направленностью работы: это возможность применения  умений и навыков по смежным дисциплинам и формирование собственной информационной компетенции. Щербинина Светлана Александровна                  

«С высоты духовной мне руку простираешь ты…»
Автор: Ерёмин Андрей Валерьевич

Аннотация работы «С высоты духовной мне руку простираешь ты…» (Размышления о поэтической встрече А.С. Пушкина и святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского) Ерёмина Андрея Валерьевича. Персональный код автора: SC-4445   В центре внимания работы – «литературное состязание» великого поэта и фактического главы Русской Православной Церкви пушкинского времени, их стихотворный диалог о смысле жизни, состоявшийся 170 лет назад. Эта работа о союзе веры и светской культуры; о благотворном влиянии православных идеалов на мирскую жизнь, на художественное творчество. Опираясь на лучшие источники конца XIX – начала XXI века, освещающие выбранную тему (труды литераторов, богословов, священников), мы не только анализируем поэтическую встречу А.С. Пушкина и святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, но и, вычленив в этих источниках проблемные моменты, уделяем им особое внимание. Кроме того, мы обосновываем гипотетическое суждение о неединственности стихотворного диалога великого поэта и церковного первоиерарха; сопоставляя речи митрополита Филарета и произведения А.С. Пушкина, приводим примеры «переклички» их мыслей. Утверждая, что история литературы первой половины XIX века свидетельствует о духовном процессе единения архипастыря и лучших его современников, мы сочли целесообразным привести наиболее красноречивые и убедительные, на наш взгляд, примеры такого единения. Завершает работу рассуждение о мудрых уроках митрополита Филарета нашим современникам.     Автор работы                                                      Ерёмин А. В.                

«Слов модных полный лексикон»
Автор: Барбашова Юлия Михайловна

Аннотация работы «Слов модных полный лексикон» в стихотворной повести А.С. Пушкина «Граф Нулин» (Тенденции моды пушкинской поры в языке повести) Барбашовой Юлии Михайловны. Персональный код автора: SC-4446     Работа представляет попытку анализа «модной» лексики стихотворной повести А.С. Пушкина «Граф Нулин» с целью выявления тенденций моды XIX века, нашедших отражение в творчестве поэта. Для получения информации о модной в пушкинское время женской и мужской одежде автор углубляется в историю моды, обращается к словарям, составляет картотеку слов указанной тематики, рассматривает их с разных точек зрения: толкования, происхождения, употребления.     Результаты исследования имеют практическую значимость: они могут быть использованы на уроках литературы, мировой художественной культуры, на уроках русского языка при прохождении раздела «Лексикология», на элективных курсах по истории литературы.     Автор работы                                                      Барбашова Ю. М.                          

«Единого прекрасного жрецы» (Пушкин и Петрарка)
Автор: Полушина Валерия Алексеевна

Аннотация работы «Единого прекрасного жрецы» (Пушкин и Петрарка) Полушиной Валерии Алексеевны. Персональный код автора: SC-4447     Автором собран и прокомментирован – с опорой на авторитетные источники и собственные суждения и впечатления – полный свод фактов и сведений об обращении А.С. Пушкина к творчеству великого итальянского поэта XIV века, основоположника гуманизма – Франческо Петрарки (упоминания, цитирование, отзывы, оценки и т.п.).     Автор работы                                                      Полушина В. А.

Урок литературы в 10 классе. Визуальная лекция. И.В. Гёте «Фауст». Духовное развитие и бесконечное восхождение человека к истине
Автор: Викулина Любовь Александровна

  Аннотация Урок литературы в 10 классе. Визуальная лекция. И.В. Гёте «Фауст». Духовное развитие и бесконечное восхождение человека к истине «Фауст» Гёте сложен и многогранен как с точки зрения заключенного в нём содержания, так и с точки зрения языка, стиля. В произведении соединились жизненное правдоподобие, символика, аллегория, которые способствуют осмыслению вечных философских проблем бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба, в чём смысл жизни. Эти особенности произведения находят отражение в лекции. Урок направлен как на развитие навыков и умений идейно-художественного анализа произведения по сюжету и композиции, так и на формирование стремления к постижению смысла жизни. Схемы-тезисы, тренинг работы с опорными записями способствуют визуальному запоминанию содержания лекции.   Учитель русского языка и литературы Викулина Любовь Александровна

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «В гостях у сказки»
Автор: Жданова Елена Михайловна

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «В гостях у сказки» Повторительно-обобщающий урок с использованием ИКТ в форме игры, т. к. в среднем звене игровые формы   способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. Цель урока: расширить представления пятиклассников о волшебной сказке, развивать творческие способности детей. Жданова Елена Михайловна, код №SC-4289  

«В письмах вы, как и в жизни…»
Автор: Виданова Наталия Владимировна

«В письмах вы, как и в жизни…» Работа «В письмах вы, как и в жизни» посвящена исследованию эпистолярного наследия А.П. Чехова. Она нацелена на то, чтобы вовлечь обучающихся в удивительный мир моральной гениальности писем А.П. Чехова, показать высокие нравственные и эстетические стремления великого писателя. Одна из основных целей исследования – синтез элементов всех языковых и художественных уровней при анализе художественного текста писем.  Каждое  отдельное письмо (или фрагмент) рассматривается с учетом контекста всего творчества изучаемого художника слова и – шире – интертекстуального пространства, в котором существует данный текст. Особенностью работы является ее диалогичность. Обращает на себя внимание тщательный отбор используемого материала. Работа имеет практическое значение, она привлекает внимание обучающихся, надеющихся сохранить свою личность, учителей и специалистов широкого гуманитарного профиля, читателей. Виданова Наталия Владимировна учитель русского языка и литературы Зеленогайский филиал МОУ Заворонежской СОШ  

«Взгляд Игоря Северянина на символизм и акмеизм, или «Мечта о Красоте, которая спасет мир» в 11 классе»
Автор: Пастырева Александра Семеновна

Аннотация Урок по теме «Взгляд Игоря Северянина на символизм и  акмеизм, или «Мечта о Красоте, которая спасет мир» в 11 классе» (возможный вариант) Автор: Пастырева Александра Семеновна. Работа представляет собой модель урока, проведенного в рамках календарно-тематического планирования по программе С.Зинина, В. Чалмаева «Русская литература  XX века». Автор работы предлагает возможный вариант проведения учебного занятия по лите-ратуре в 11-ом классе социально-гуманитарного профиля. Цель работы: показать возможности современного урока, реализующего ФГОС второ-го поколения. Задачи: 1. Актуализировать идеи культурного, историко-литературного диалога в рамках «се-ребряного века». 2. На примере стихотворений Игоря Северянина раскрыть воспитательный потенциал литературного процесса, направленного на совершенствование ценностного мира у одинна-дцатиклассников. Работа актуальна для учителей русского языка и литературы, работающих в 11-ых классах, способна оказать практическую помощь педагогу при разработке урока на тему «Преодолевшие символизм». Автор    А.С. Пастырева  

«Христианские мотивы в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах» (1887г.), или ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Урок литературы в 8 классе.
Автор: Эрикайкина Елена Васильевна

Н.С.Лесков, озабоченный  судьбой России, утверждал, что  избавлению от бед русской жизни  должно предшествовать изменение в человеке. В каком же направлении должны идти эти перемены в человеке? По убеждению писателя, люди должны следовать неписаным законам  «практической нравственности» -- «проповеди непритязательно простых и обыденных добрых дел». 2  На земле есть ярчайший пример того – жизнь Христа. Его заветам и следуют  лучшие герои Лескова. «Главная черта его героев – постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку – соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». 3  Эти герои не теоретики, они практики, поэтому в его произведениях «не противоборство идей, доктрин, теорий, а столкновение добра и зла… альтруистической любви и холодного безучастия, высокой честности и беззастенчивой изворотливости». 4 «Праведники Лескова ощущают и мыслят себя лично ответственными за сохранение миропорядка – обязанными самоотверженно ему служить… Нравственные принципы мыслятся героями Лескова как должные неукоснительно воплощаться прежде всего в их собственной жизни – независимо от того, что являют собою окружающие». 5 «…они хотят немедленного воплощения праведных заветов. Без малейшей поправки на обстоятельства или на слабость людскую. Они намерены, эти лесковские праведники, жить прямо «по Евангелию», буквально, буквалистски, даже буквоедски» 6  М.Горький: «Его огромные люди. Их основная черта – самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или дела не из соображений  идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве. Лесков изображает своих героев праведниками, людьми крепкими, ищущими упрямо некоей всесветной правды…». 7  Им «совершенно и никогда нет времени подумать о своём личном спасении – они непрерывно заботятся только о спасении и утешении ближнего». 8 В рассказе «Кадетский монастырь» автор говорит: «такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения… сильнее других делают историю». 9Вот почему М.Горький назвал этих лесковских героев «маленькими великими людьми», «очарованными любовью к людям». 10 «Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков выставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающуюся над предубеждением и личным пристрастием, деятельную, щедрую на добро и поддержку любовь»

«…все думы мои о родимой земле?!» Внеклассное чтение (по творчеству Т. Т. Манданова)
Автор: Семенова Альбина Антоновна

В далеком сибирском краю затерялся красивый улус под названием Хандагай, что в переводе с бурятского языка означает «сохатый». В таком живописном краю родился наш земляк, выпускник нашей школы, член союза писателей России Т.Т. Манданов. В 2009 году, после выхода  книги  Т. Т. Манданова «Обретения и потери», в 10 классе  был дан урок внеклассного чтения.

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Коль любить, так без рассудку… « (Любовная лирика А. К. Толстого в романсах П. И. Чайковского).
Автор: Баранова Надежда Александровна

        Данный урок проводился в 10 классе при изучении предмета на профильном уровне (социально – гуманитарный профиль) по учебному пособию В.И.Сахарова и С.А.Зинина «Литература 19 века». Урок построен на основе межпредметных связей,  включает в себя анализ стихотворений с прослушиванием романсов П.И.Чайковского на стихи поэта, просмотр фильма – слайда  с репродукциями картин И.П.Глазунова, К.Брюллова, В.Э.Борисова – Мусатова. Тема урока:«Коль любить, так без рассудку… « (Любовная лирика А. К. Толстого в романсах П. И. Чайковского). Цель урока: познакомить учащихся с лирическими стихотворениями А. К Толстого на тему любви с ярко выраженным музыкальным началом. Задачи урока: 1. Проанализировать историю создания стихотворений А. К. Толстого «Средь шумного бала…», «То было раннею весной…» и написанных на данные стихи романсов П. И. Чайковского. 2. Развитие речи учащихся, обогащение словаря, умение работать с текстом художественного произведения, анализировать стихотворения, умение работать в малых группах. 3. Воспитание у детей чувства прекрасного, любви к классической музыке, уважения к творчеству великих художников.            

Урок литературы в 10 классе по теме: \"Ф.М.Достоевский. \"Преступление и наказание\". Мотивы преступления Р.Раскольникова\".
Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Урок-суд (ролевая игра) проводился с целью систематизации знаний и умений использовать эти знания в новых условиях. Перед учащимися была поставлена задача выявить мотивы преступления Р.Раскольникова.  Этому уроку предшествовала большая самостоятельная работа учащихся: необходимо было не просто прочитать текст, но и вжиться в роль, осмыслить прочитанное и высказать свою позицию по поводу мотивов преступления Р.Раскольникова..Урок направлен на воспитание у учащихся культуры общения, осознанного отношения к изучаемому, активной гражданской позиции, правовой культуры, способствует социализации личности.. Практическая значимость работы состоит в формировании у учащихся основных навыков анализа художественного текста, умении вести дебаты, развитии аналитического мышления, монологической и диалогической речи.

Урок - мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить (по рассказу Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель»)
Автор: Усманова Римма Александровна

Представленная форма урока побуждает к самостоятельному, бесстрессовому контролю знаний и умений учащихся. Она развивает мыслительные способности, обостряет интуицию, развивает творческое начало и связную речь. Учащиеся находятся в состоянии собственного поиска и открытия своего «я». В ходе урока учитель мотивирует учащихся на решение образовательной задачи, воспитательных проблем, предлагая различные методические приёмы и методы,  создавая благоприятный микроклимат.

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: "Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева"
Автор: Горбунова Ольга Викторовна

 На уроке преследовались следующие цели: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста,  активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности через проблемные вопросы, поиск изобразительно-выразительных средств языка и  связей между разными видами искусств, лингвистический эксперимент, подбор цитат из стихотворений к иллюстрациям.                                                                                                   Горбунова О. В.

Тема: «Антуан де Сент-Экзюпери. «Ты нам нужен, Маленький принц». Урок - общение с элементами театрализации.
Автор: Сова Людмила Алексеевна

Разработка урока литературы «Ты нам нужен, Маленький принц!» Автор: Сова Людмила Алексеевна. Данный урок-общение помогает учащимся  осознать и осмыслить идейное содержаниесказки, содействует  развитию творческих способностей и представлений о ценностях жизни: добре, справедливости, взаимовыручке.   На уроке дети совершенствуют навыки   осознанного  чтения, умения выражать свои мысли, самостоятельно работать с книгой. В процессе беседы развивается речь учащихся, пополняется словарный запас. Участие ребят в инсценировке фрагментов сказки, иллюстрации, музыкальные заставки помогут им глубже вникнуть в философский смысл произведения.   Материал занятия может быть использован и во внеурочной деятельности: на классном часе, литературной гостиной.  

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н. Лескова
Автор: Чекмарева Ирина Георгиевна

Урок литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №78 г. Волгограда Чекмаревой И.Г.     В МОУ СОШ №78 в течение 6 лет работает опытно-экспериментальная площадка, научным руководителем которой является Гриценко Л.И., зав. кафедрой педагогики и психологии развития личности ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», профессор, доктор педагогических наук.             Урок проводился в предварении сначала педсовета, а позже – городского семинара по теме: «Индивидуальный познавательный стиль обучающегося и пути его формирования». На педсовете и городском семинаре учитель показала мастер-класс по теме: «Стили кодирования и переработки информации». Цели данного урока: 1. Уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать их. 2. Уметь применять синтетический, аналитический и интерактивный познавательные стили.             На уроке литературы использовался психолого-педагогический прием, предложенный британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно «Шесть шляп мышления». Слово «шляпа» заменено на стилистически нейтральное для русского языка – «шар». Получилось название приема – «цветные шары».             Значение цвета в жизни человека играет большую роль: тот или иной цвет воспринимается по-разному разными людьми, что и использовано в данном приеме.             Итак, учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа имеет определенный шар, т.е. цвет. Каждому цвету соответствует конкретное задание. Цвет шара направляет мышление ученика в заданное русло критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д.             Прием позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое «задает» каждая шляпа-шар. Например, белый цвет – нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации, статистики. Черный – критический, негативный. Обосновывает негативные аспекты – почему что-либо неосуществимо. Желтый – солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм, обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего. Синий – аналитический, поисковый. Синяя шляпа «отвечает» за организацию и использование остальных шляп, предполагает построить размышления, сделать прогноз. Зеленый – изобретательский, креативный, «бредовый». Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей. Красный – эмоциональный. Непосредственная читательская реакция, эмоциональное восприятие текста.             Также на уроке использовалась художественная форма письменной рефлексии – синквейн – быстрый, но мощный инструмент, который дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Учащиеся составляли один синквейн от группы, что, с одной стороны, облегчило процесс подбора слов, с другой – помогло выбрать наиболее точные, образные.             На уроке учащиеся  показали не только хорошее знание текста, умение анализировать эпизоды, поступки героев, но самое главное, на мой взгляд, задумались над серьезными проблемами, которые поднимает автор в своем произведении. Проблемы нравственности, духовности, которые будут актуальны в любое время.     Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №78                                                                                                     И.Г. Чекмарева

"Быть человеком- это значит чувствовать, что ты за все в ответе"
Автор: Носкова Галина Ивановна

«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе» А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»     В процессе литературного образования происходит передача от поколения к поколению духовных ценностей, эстетических представлений, нравственных и правовых понятий. Уроки литературы позволяют пробуждать чувства добрые, подвести учащихся к пониманию самооценки, неповторимости личности, индивидуальности. Пробуждают чувства прекрасного, учат видеть красоту человека, природы. В подборе и анализе произведений исхожу, прежде всего из проблем нравственных: добро и зло (Мир добра и зла в сказке Ю.К.Олеши «Три толстяка»), ответственность человека за все происходящее (По произведению А.де Сент-Экзюпери «маленький принц»), жесткость и милосердие («Жалобная песнь для успокоения сердца, или Разговор совсем не веселый» по произведениям А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», «Кукушата») и другие. Именно нравственные проблемы – основа для создания системы уроков для внеклассного чтения. Кульминацией урока считаю живой разговор, когда ребята высказывают свою точку зрения, спорят друг с другом, пытаются отстаивать свое мнение, подтверждая его строками из произведения. Не всегда ответы детей ведут к тем выводам, к которым я планировала прийти в конце урока. Но, безусловно, радовало то, что в классе не было равнодушных, что совершенно взрослый разговор о совести, чести, достоинстве, добре и зле, милосердии вызвал такое волнение у ребят. Стремлюсь помочь учащимся в общении с произведениями литературы. Понимаю, что от моего творчества зависит успех дела. Продумываю задания для самостоятельной работы учащихся, предлагаю формы активизации чтения произведений, приемлемые, для разноуровнего класса.   Рассматривать литературу в отрыве от жизни нельзя. И именно уроки внеклассного чтения в наибольшей степени, как мне кажется, являются тем связующим звеном, которое сближает с современностью, с ее проблемами. Я абсолютно согласна с высказыванием В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца». Что я и стараюсь делать.     Автор: Носкова Галина Ивановна       2014-07-15   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное, Модуль: Литература в школе  

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Турнир знатоков русской словесности»
Автор: Мухутдинова Наталия Геннадьевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Турнир знатоков русской словесности»,  подготовленная  Мухутдиновой Н.Г., учителем русского языка и литературы  МБОУ «БСОШ №2» Спасского района РТ, нацелена на развитие познавательного интереса старшеклассников к изучению родного языка и литературы и  может быть  использована учителями-словесниками  не только как готовый  сценарий для внеклассной работы, но и как  источник информации для создания  собственных методических материалов.                                                                          _________ Мухутдинова Н.Г.       2014-12-11   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное, Модуль: Русский язык в школе Направление: Гуманитарное, Модуль: Литература в школе Направление: Гуманитарное, Модуль: Внеклассная работа по русскому языку и литературе

«Историческая память о Великой Отечественной войне в художественной литературе»
Автор: Колупаева Ирина Дмитриевна

На сегодняшний день школа сталкивается с ситуацией потери мотивации к чтению у обучающихся, снижением эффективности освоения базового курса по литературе. Методы и приёмы, направленные на решение этой проблемы, не могут быть успешно реализованы только во время основных занятий по литературе, таким образом возникает необходимость в факультативных, внеурочных занятиях по литературе, с целью преодоления возникающих проблем и трудностей.   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Гуманитарное , Модуль: Литература в школе


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010