Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

План-конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Изображение А. П. Чеховым в рассказе «На мельнице» ненастоящего человека как нравственный приговор жадности и бессердечию».

Автор:
Горбунова Ольга Викторовна

Аннотация:

Целями данного урока являются: формирование умений и навыков по филологическому анализу текста, обучение сравнительной характеристики двух героев. На занятии предполагается активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью проблемных вопросов, поиска афоризмов и составления синквейна. Важен на уроке нравственный аспект – на примере жизни главного героя воспитать в учащихся неприятие таких качеств в человеке как бессердечие и жадность.

Статья:

Цели урока:

 

 

 обучающая – формирование умений и навыков по филологическому анализу текста; обучение выразительному чтению, умению погружаться в творческую лабораторию писателя, обучение сравнительному анализу двух героев;

развивающая – развитие устной и письменной речи, внимания, памяти учащихся; активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, поиска афоризмов, составления синквейна; формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать;

воспитывающая – на примере жизни главного героя рассказа воспитать в учащихся неприятие таких качеств в человеке как злость, жадность, бессердечие.

 

 

Оборудование:

 

 

портрет писателя, тесты, на доске написаны афоризмы и эпиграф к уроку.

 

 

План урока.

 

 

I.Осмысление темы урока с помощью эпиграфа.

II.Анализ текста с выборочным чтением рассказа.

III.Чтение по ролям ключевых сцен из рассказа.

IY.Групповая работа (сравнительная характеристика двух героев и составление синквейна).

Y.Выводы по уроку.

YI.Тестирование.

YII.Оценивание ответов учащихся. Домашнее задание.

 

 

Ход урока.

 

 

I.-Мы продолжаем изучать творчество А. П. Чехова. Прочитаем тему урока, написанную на доске. Какие цели мы будем преследовать на уроке? (Мы будем говорить о ненастоящем человеке, почему появляются такие люди, как А.П.Чехову удаётся вынести нравственный приговор бессердечию и жадности главного героя).

Эпиграфом к нашему уроку будут слова немецкого писателя 19 века Ауэрбаха, который писал: «Богатство тем опасно, что оно портит людей». Подтверждая мысль Ауэрбаха, мы на нашем уроке должны будем увидеть, как писателю удалось изобразить ненастоящего человека.

II.-Как вы знаете, что одно из средств создания образа героя является портрет. Рассказ начинается с портретного описания героя – мельника Алексея Бирюкова. Найдите в тексте описание внешности героя (…здоровенный коренастый…фигурой и лицом похожий на…топорных, толстокожих…матросов…тело большое, чёрствое, как мозоль…красное…лицо…апатично и дрябло…маленькие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам…).

-О каких чертах характера героя говорит его портрет? (Человек грубый, неприветливый, угрюмый, с зачерствевшей душой, безразличный).

-В какое время года происходит действие? (Осень, сырая и холодная, т. к. последующие события не предвещают ничего хорошего, мало приятного).

-Как характеризует мельника его разговор с монахами? (сначала он лениво ругает монахов, потом плохо говорит об архимандрите, затем бранит пьяного Евсея).

-Как мельник относится к людям? (Все у него воры, жулики, бездельники; разговаривая с людьми, он постоянно ворчит, ругается и передразнивает их. Ленивое ворчание – его привычное состояние. Для монаха Клиопы ездить на мельницу и каждый раз выслушивать отборную брань Бирюкова и угрозы побить их за рыбу – тягостное испытание).

III.-Ещё одно средство создания образа – это речь героя. Перечитаем по ролям диалог матери с мельником. Сравним слова матери и сына и авторские пояснения к словам героев. (Чтение текста от слов «Скоро мельник умолк…»до слов «Ведь ты мне родное дитя, кровь моя…»).

-Что можем сказать о мельнике и его матери? (Мать безумно любит своего сына, даже принесла ему гостинец – мятный пряник. Но она видит, что сын превратился в зверя, в ненастоящего человека. Из слов матери мы узнаём, что, кроме мельницы, Бирюков держит огороды, торгует рыбой, но долги отдавать не любит. Сын недоволен приездом матери, он знает, что она будет просить денег для бедной семьи брата Василия. Такие ремарки, как «угрюмо, не глядя, хмурясь, в сторону», говорят о нежелании видеть мать и помогать семье брата, находящейся в тяжёлом материальном положении).

-Прочитаем сцену прощания матери с сыном. (От слов «Одначе мне пора ехать…» до конца рассказа).

-Почему эта сцена вызывает тяжёлое впечатление на монахов, Евсея и читателя? Почему писатель подробно описывает каждый жест мельника? (Бирюков грубо отстраняет мать рукой, пряник, протянутый сыну, падает на землю, «старуха повернулась и тихо поплелась к плотине». Монахи вскрикнули, Евсей окаменел. И в этот момент в груди мельника «шевельнулось давно уснувшее чувство…и на лице мелькнуло что-то вроде испуга…». Из большого кошелька он достаёт комок, состоящий из бумажек и серебра. Чехов кинематографично описывает каждый жест, каждое движение пальцев в кошельке. Из всего комка мельник выбирает самую мелкую монету – двугривенный и, побагровев, подаёт матери. Жадность восторжествовала. Слово побагровев говорит о том, что и этих денег ему жалко).

-Почему рассказ назван «На мельнице»? (Мельница – место работы героя, по роду занятия он мельник, мельница перемолола его в ненастоящего человека).

IY.-Недавно мы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бирюк». Герой рассказа Тургенева в чём-то очень похож на героя рассказа Чехова. Предлагаю поработать по группам: 1 группа найдёт общее в героях, 2 группа найдёт различное в героях, 3 группа составит синквейн.

              Общее.

               Различное.

               Синквейн.

Оба грубы, одиноки, нелюдимы, им желают смерти, их ненавидят.

Тургеневский герой беден, бескорыстен, добросовестно относится к службе, от него сбежала жена, он обижен поступком жены, но в глубине души он сохраняет жалость к людям (отпускает крестьянина, воровавшего господский лес).

1.Мельник Алексей Бирюков.

2.Жадный, бессердечный.

3.Обманывает, унижает людей.

4.Афоризмы.

5.Скряга, зверь, Каин, Ирод.

                                           

 

Афоризмы для синквейна.

 

 

«Богатый склонен к мошенничеству». (Ж.. Лабрюйер).

«Некоторые богатства тяжелы от пролитых человеческих слёз». (Д. Рескин).

«Большие деньги редко делают кого-либо добрым малым». (Э. Севрус).

-Почему различаются герои? В чём причина? (Находились в разных жизненных обстоятельствах). Проверим синквейн.

-Почему получился такой ненастоящий человек? (Деньги и богатство испортили мельника Бирюкова).

-С помощью каких средств создания образа А. П. Чехову удаётся нарисовать мельника Бирюкова? (Портрет, речь, поступки, авторская характеристика, высказывание о герое других действующих лиц и т.д.).

-Какой нравственный урок мы вынесем из рассказа? (Не надо быть таким жадным и бессердечным, рабом денег, не надо забывать в себе человека).

YI.Тестирование.

1.Определтие жанр изученного произведения.

А – повесть, Б – роман, В – рассказ.

2.Рассказ «На мельнице» относится к какому роду литературы?

А – эпос, Б – лирика, В – драма.

3.Какое средство создания образа использует писатель в начале рассказа?

4.В словосочетании «ненастоящий человек» слово «ненастоящий»

А – сравнение. Б – эпитет, В – метафора?

5.Почему так назван рассказ?  

А – события происходят на мельнице, Б – главный герой – мельник, В – и то, и другое.

6.Что вызывает негодование в характере Бирюкова?

А – доброта, Б – искренность, В – жадность и бессердечие.

YII.Выставление оценок за урок. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Как Алексей Бирюков превратился в ненастоящего человека?»

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010