Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н. Лескова

Автор:
Чекмарева Ирина Георгиевна

Аннотация:

Урок литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №78 г. Волгограда Чекмаревой И.Г.

 

 

В МОУ СОШ №78 в течение 6 лет работает опытно-экспериментальная площадка, научным руководителем которой является Гриценко Л.И., зав. кафедрой педагогики и психологии развития личности ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», профессор, доктор педагогических наук.

            Урок проводился в предварении сначала педсовета, а позже – городского семинара по теме: «Индивидуальный познавательный стиль обучающегося и пути его формирования».

На педсовете и городском семинаре учитель показала мастер-класс по теме: «Стили кодирования и переработки информации». Цели данного урока: 1. Уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать их. 2. Уметь применять синтетический, аналитический и интерактивный познавательные стили.

            На уроке литературы использовался психолого-педагогический прием, предложенный британским психологом и писателем, экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно «Шесть шляп мышления». Слово «шляпа» заменено на стилистически нейтральное для русского языка – «шар». Получилось название приема – «цветные шары».

            Значение цвета в жизни человека играет большую роль: тот или иной цвет воспринимается по-разному разными людьми, что и использовано в данном приеме.

            Итак, учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа имеет определенный шар, т.е. цвет. Каждому цвету соответствует конкретное задание. Цвет шара направляет мышление ученика в заданное русло критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д.

            Прием позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое «задает» каждая шляпа-шар. Например, белый цвет – нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации, статистики. Черный – критический, негативный. Обосновывает негативные аспекты – почему что-либо неосуществимо. Желтый – солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм, обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего. Синий – аналитический, поисковый. Синяя шляпа «отвечает» за организацию и использование остальных шляп, предполагает построить размышления, сделать прогноз. Зеленый – изобретательский, креативный, «бредовый». Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей. Красный – эмоциональный. Непосредственная читательская реакция, эмоциональное восприятие текста.

            Также на уроке использовалась художественная форма письменной рефлексии – синквейн – быстрый, но мощный инструмент, который дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Учащиеся составляли один синквейн от группы, что, с одной стороны, облегчило процесс подбора слов, с другой – помогло выбрать наиболее точные, образные.

            На уроке учащиеся  показали не только хорошее знание текста, умение анализировать эпизоды, поступки героев, но самое главное, на мой взгляд, задумались над серьезными проблемами, которые поднимает автор в своем произведении. Проблемы нравственности, духовности, которые будут актуальны в любое время.

 

 

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №78                                                                                                     И.Г. Чекмарева

Статья:

Урок литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №78 г. Волгограда Чекмаревой И.Г.

 

 

Тема урока: «Запечатленный ангел» и сокровенные идеи Н. Лескова

Цели урока:

1. Уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать их.

            2. Уметь применять аналитический, синтетический и интерактивный познавательные стили.

            3. Попытаться понять, какие сокровенные идеи высказал автор в произведении, какие проблемы поднял, насколько актуальны они сегодня.

            На доске написаны эпиграфы к уроку:

Н. Лесков – тончайший и, может быть, единственный изограф русской литературы.

А. Волынский

Василий Блаженный в письменности, - великолепный «Запечатленный ангел».

А. Измайлов, исследователь творчества Н. Лескова

Ход урока

            «Иконостасом праведников и святых» России назвал М. Горький созданную Н. Лесковым галерею самобытных народных характеров. Большой интерес представляет его повесть о раскольниках «Запечатленный ангел». Автор ставит в ней сложнейшую для своего времени проблему «положительного прекрасного человека», которую по-своему пытались решить в то время такие большие русские писатели как Н. Гоголь, Л. Толстой и Ф. Достоевский. По свидетельству Андрея Николаевича Лескова, «Ангел» настежь открыл автору «двери самых головокружительных гостиных», «не остался равнодушен и сам Зимний дворец». Однако такой головокружительный успех не означал, что повесть действительно понята. Критика по-разному отнеслась к этому произведению.

            Сегодня мы с вами попытаемся понять, какие же сокровенные идеи высказал автор в своем произведении, какие проблемы поднял, насколько актуальна эта повесть в наше время (Учащимся раздаются карточки с заданиями).

После вступительного слова учителя учащиеся работали над анализом эпиграфов и синквейнов, которые были приготовлены от каждой группы. (Синквейн – эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат). Образцы синквейнов:

 

Дух

Национальный исступленный

Помогает, борется, торжествует

Дух – великая сила

Мощь

Вера

Чистая, истинная

Поклоняться, отстаивать, познавать

Дающая надежду на благополучие

Помощь

 

– Какой синквейн более точно и емко характеризует главную мысль повести? Почему? Докажите свою точку зрения.

            После обсуждения учащиеся работали в группах. Каждая группа имеет определенный цвет, которому соответствует конкретное задание.

            Учащимся в группы раздавались карточки-задания. Ребята в течение некоторого времени готовились к ответу. Примеры заданий.

Белая карточка: Расскажите историю создания повести «Запечатленный ангел». Где и когда была напечатана? Какой подзаголовок имела? Кто был прототипом изографа Севастьяна? Почему автор решил написать повесть о раскольниках? Кто стоит в центре системы образов «Запечатленного ангела»?

Черная карточка: Что негативного, отрицательного вы увидели в повести? Почему? Согласны ли вы с оценкой Ф.М. Достоевского, который выразил недоверие к «правде описанного», неубедительность мотивировок повести? Можно ли считать сцены с «безгневным старцем» Памвой  и юношей Леонтием малоубедительными и слащавыми? Почему? Поведение, поступки, характер каких героев вызвали негодование, протест? В чем бездуховность этих героев? Докажите текстуально.

Желтая карточка: Что положительного вы увидели в этом повествовании? Дайте полную характеристику староверам. Каковы принципы их жизни, обычаи, традиции. Что ценно и свято для артели раскольников? А что значит для них духовность? Чем силен жизненный уклад староверов? Докажите примерами из текста.

Зеленая карточка: Что в повести подлинного, соответствующего жизни, а что чисто беллетристического? Немного пофантазируйте: что бы вы изменили в сюжете? Почему? Обоснуйте свой ответ. Постарайтесь мыслить креативно.

Красная карточка: Какова ваша непосредственная читательская реакция на данное произведение? Какие эмоции вызывает прочитанная повесть? Охарактеризуйте изографа Севастьяна. Каковы его жизненные принципы, взгляды? Почему его можно назвать мастером с большой буквы? Что значат для него высокие традиции русской иконописи? Что для него духовно и свято? Подтвердите текстуально.

Синяя карточка: Кратко подведите итог всему сказанному. Н. Лесков говорил: «Писатель должен быть всегда около крупных вопросов». Какой «крупный» вопрос поднял Н. Лесков в «Запечатленном ангеле»? Какую роль в повести играет мотив дороги? Какие, на ваш взгляд, сокровенные идеи высказал автор в «Запечатленном ангеле»?

            После выступления каждой группы подводились итоги. Далее учащимся предлагалось написать небольшое эссе на тему: Что такое духовный подвиг? Насколько актуальна эта проблема сегодня? Какой опыт вы приобрели, прочитав повесть Н. Лескова «Запечатленный ангел»?

Примеры ученических работ:

«Духовный подвиг – это не только поступок, который несет в себе некую долю героизма, самоотверженности и совершается во благо других людей, но это прежде всего состояние души, заключающееся в преобладании нравственных интересов над материальными».

Златева Аня

 

«Подвиг – это не всегда событие, влияющее на судьбы многих людей. Это может быть поступок обыкновенного человека, который проявил честность, отстоял справедливость, защитил слабого, т.е. подтвердил действиями то, во что он верит. Важно не только верить, но и доказывать поступками. Не каждый может преступить через себя, но в каждом должен быть сильный дух. Эта тема будет актуальна всегда».

Косенкова Настя

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010