Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Региональный компонент «Литература Дона».

Автор:
Сазонова Светлана Леонидовна

Аннотация:

                                       Аннотация.

Региональный компонент «Литература Дона».

Автор: Сазонова С. Л. код №SC-4694

 

 

Статья будет интересна тем учителям-словесникам, которые преподают предмет регионального компонента литературного образования или внедряют его элементы на уроках. В ней говорится о тесной связи региональной литературы с базовым курсом литературы общеобразовательной школы и о видах работы на уроках.

Цель работы - поделиться своим опытом и найти единомышленников, для которых эта тема близка и понятна.

Статья:

Статья.

Региональный компонент «Литература Дона»

Автор: Сазонова С. Л. код №SC-4694

 

 

  В новой редакции «Закона об образовании РФ» говорится, что Федеральные Госы включают в себя требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Предмет регионального компонента - «Литература Дона», который я веду с 2006года, как раз и  относится к этой части. Реализуется он в рамках часов учебного плана школы.  Преподавание вводится поэтапно, начиная с 5 класса и завершая в 9 классе. Содержание разделов и тем рассматривается последовательно с учётом возрастных особенностей учащихся. Для их изучения в каждом классе отводится по 35 часов в год. Работа на уроках ведётся по хрестоматиям для чтения учащихся средней общеобразовательной школы под редакцией В. Б. Небратенко и В. Д. Яцык.       

 В результате изучения регионального казачьего компонента литературного образования ученики должны знать и уметь:

·       Образную природу словесного искусства;

·       Содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;

·                                                                                                                                                                                                                                            Связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне;

·       Уметь сопоставлять тематически и проблемно близкие произведения общероссийской и региональной литературы, раскрывать регионально обусловленные различия.

  У учащихся 5 – 6 классов формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес обучающихся этого возраста к сюжету и героям произведений.

                В 7-8 классах на первый план выдвигаются задачи развития способности формулировать, аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также  совершенствования анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установления связей произведений с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

               На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, усложняется литературный материал, вводятся произведения крупных жанров, акцентируется внимание на историческом процессе развития донской литературы, проблемно – тематическом разнообразии произведении, неразрывной связи донской литературы с общим процессом развития русской литературы. Девятиклассники знакомятся с донскими литературоведческими исследованиями и статьями, посвящёнными творчеству русских классиков.

                Моя главная цель -  увлечь обучающихся, расширить их круг чтения и воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота.

               Во время занятий мы  говорим о том, что  население нашего края не существовало изолированно от остального народа многонациональной России и жило одними думами и настроениями со всей страной, что идеи и образы писателей – земляков, несмотря на своеобразие и особый местный колорит их произведений, перекликаются с идеями и образами большой литературы.

                 Знакомясь с произведениями донских писателей, мы не только лучше познаём свой край и людей, живущих и давно живших на нашей земле, но и  углубляем свои знания о литературных процессах, протекающих в нашей отечественной, региональной, и всемирной литературе. При чтении мы сопоставляем их с произведениями базового школьного курса литературы. Например, знакомясь со старинной казачьей песней «Ермак у Ивана Грозного», мы увидели, что в ней много общего с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова, и говорили о казачьих истоках лермонтовской «Песни…». Казачья легенда «Братья» привела нас к выводу, что Н. Гоголь в какой – то мере опирался на идеи и образы этой легенды при создании повести «Тарас Бульба».

                 Часто я прибегаю к нестандартным формам проведения уроков. Например, в 5 – 6 классах при изучении донского фольклора, в частности казачий народный театр. Мы устраивали уроки – спектакли, пытались сочинить свою сказку, учитывая особенности природы, быта, речи  и обычаев донских жителей, создавали книжки – раскладушки, страницы которых посвящали жанрам донского творчества . В 7 классе, знакомясь с фрагментом романа Д. А. Мордовцева «Царь и Гетман», провели урок – суд над Мазепой, распределив роли  обвинителей и защитников между уч-ся.  В свое работе я использую такие формы работы, как групповая и индивидуальная, исследовательская, познавательная, проблемно-поисковая, проектная, презентации.

               На уроках литературы Дона компьютер стал первым помощником. Уроки с использованием ИКТ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Такие уроки дают высокие результаты: развивают творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность; способствуют более осмысленному изучению материала,  приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные.

                    Предлагаю фрагмент урока, проведённого в 8 классе по теме «Донские казачьи песни» в разделе «Фольклор Дона».

               За несколько уроков до изучения темы я дала задание  выбрать одну из песен донских казаков, собрать о ней материал, рассказать какие мысли и чувства она вызывает, и представить на уроке в виде проекта.

               Выступление детей:

               1-й:  - Казак без песни, что птица без крыльев,- гласит народная мудрость.

               2-й: - Нет на земле ни одного человека, который был бы равнодушен к народным казачьим песням. Слушая их, ты больше узнаёшь, как жили наши предки, в воображении рождаются картины быта, уклада и трогательных отношений между мужчиной и женщиной.

               3-й:  - Вот уже более полутора веков песня «По Дону гуляет казак молодой» является едва ли не самым популярным шлягером и воспринимается как подлинно народная. Хотя первоисточник- не только литературное произведение, но ещё и переводное. В её основу легла шведская баллада, переведённая в 1835 году поэтом Д. Ознобшиным и получившая название «Чудная бандура».

                В авторском варианте казак спасает утонувшую героиню с помощь чудной бандуры. Народная версия от спасения отказалась.

               Презентация песни

               Вывод:

              -Что вы можете сказать о жанрах донских песен и каков жанр выбранной вами песни?

             -Каковы отличительные особенности донских песен?

             -Какое же значение имела песня для казака?

              Литература нашего края интересна и своеобразна, поэтому уроки литературы Дона помогают лучше усвоить и региональный и базовый компоненты литературы, приобщиться к духовной жизни нашего края, а также лучше узнать нашу малую родину, её людей, её словесное искусство.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010