Автор:
Сазонова Светлана Леонидовна
Аннотация.
Региональный компонент «Литература Дона».
Автор: Сазонова С. Л. код №SC-4694
Статья будет интересна тем учителям-словесникам, которые преподают предмет регионального компонента литературного образования или внедряют его элементы на уроках. В ней говорится о тесной связи региональной литературы с базовым курсом литературы общеобразовательной школы и о видах работы на уроках.
Цель работы - поделиться своим опытом и найти единомышленников, для которых эта тема близка и понятна.
Статья:
Статья.
Региональный компонент «Литература Дона»
Автор: Сазонова С. Л. код №SC-4694
В новой редакции «Закона об образовании РФ» говорится, что Федеральные Госы включают в себя требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Предмет регионального компонента - «Литература Дона», который я веду с 2006года, как раз и относится к этой части. Реализуется он в рамках часов учебного плана школы. Преподавание вводится поэтапно, начиная с 5 класса и завершая в 9 классе. Содержание разделов и тем рассматривается последовательно с учётом возрастных особенностей учащихся. Для их изучения в каждом классе отводится по 35 часов в год. Работа на уроках ведётся по хрестоматиям для чтения учащихся средней общеобразовательной школы под редакцией В. Б. Небратенко и В. Д. Яцык.
В результате изучения регионального казачьего компонента литературного образования ученики должны знать и уметь:
· Образную природу словесного искусства;
· Содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;
· Связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне;
· Уметь сопоставлять тематически и проблемно близкие произведения общероссийской и региональной литературы, раскрывать регионально обусловленные различия.
У учащихся 5 – 6 классов формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, ведущим из которых является сказка, как фольклорная, так и литературная. Предлагаемые тексты учитывают интерес обучающихся этого возраста к сюжету и героям произведений.
В 7-8 классах на первый план выдвигаются задачи развития способности формулировать, аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установления связей произведений с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, усложняется литературный материал, вводятся произведения крупных жанров, акцентируется внимание на историческом процессе развития донской литературы, проблемно – тематическом разнообразии произведении, неразрывной связи донской литературы с общим процессом развития русской литературы. Девятиклассники знакомятся с донскими литературоведческими исследованиями и статьями, посвящёнными творчеству русских классиков.
Моя главная цель - увлечь обучающихся, расширить их круг чтения и воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота.
Во время занятий мы говорим о том, что население нашего края не существовало изолированно от остального народа многонациональной России и жило одними думами и настроениями со всей страной, что идеи и образы писателей – земляков, несмотря на своеобразие и особый местный колорит их произведений, перекликаются с идеями и образами большой литературы.
Знакомясь с произведениями донских писателей, мы не только лучше познаём свой край и людей, живущих и давно живших на нашей земле, но и углубляем свои знания о литературных процессах, протекающих в нашей отечественной, региональной, и всемирной литературе. При чтении мы сопоставляем их с произведениями базового школьного курса литературы. Например, знакомясь со старинной казачьей песней «Ермак у Ивана Грозного», мы увидели, что в ней много общего с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова, и говорили о казачьих истоках лермонтовской «Песни…». Казачья легенда «Братья» привела нас к выводу, что Н. Гоголь в какой – то мере опирался на идеи и образы этой легенды при создании повести «Тарас Бульба».
Часто я прибегаю к нестандартным формам проведения уроков. Например, в 5 – 6 классах при изучении донского фольклора, в частности казачий народный театр. Мы устраивали уроки – спектакли, пытались сочинить свою сказку, учитывая особенности природы, быта, речи и обычаев донских жителей, создавали книжки – раскладушки, страницы которых посвящали жанрам донского творчества . В 7 классе, знакомясь с фрагментом романа Д. А. Мордовцева «Царь и Гетман», провели урок – суд над Мазепой, распределив роли обвинителей и защитников между уч-ся. В свое работе я использую такие формы работы, как групповая и индивидуальная, исследовательская, познавательная, проблемно-поисковая, проектная, презентации.
На уроках литературы Дона компьютер стал первым помощником. Уроки с использованием ИКТ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Такие уроки дают высокие результаты: развивают творческие, исследовательские способности обучающихся, повышают их активность; способствуют более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные.
Предлагаю фрагмент урока, проведённого в 8 классе по теме «Донские казачьи песни» в разделе «Фольклор Дона».
За несколько уроков до изучения темы я дала задание выбрать одну из песен донских казаков, собрать о ней материал, рассказать какие мысли и чувства она вызывает, и представить на уроке в виде проекта.
Выступление детей:
1-й: - Казак без песни, что птица без крыльев,- гласит народная мудрость.
2-й: - Нет на земле ни одного человека, который был бы равнодушен к народным казачьим песням. Слушая их, ты больше узнаёшь, как жили наши предки, в воображении рождаются картины быта, уклада и трогательных отношений между мужчиной и женщиной.
3-й: - Вот уже более полутора веков песня «По Дону гуляет казак молодой» является едва ли не самым популярным шлягером и воспринимается как подлинно народная. Хотя первоисточник- не только литературное произведение, но ещё и переводное. В её основу легла шведская баллада, переведённая в 1835 году поэтом Д. Ознобшиным и получившая название «Чудная бандура».
В авторском варианте казак спасает утонувшую героиню с помощь чудной бандуры. Народная версия от спасения отказалась.
Презентация песни
Вывод:
-Что вы можете сказать о жанрах донских песен и каков жанр выбранной вами песни?
-Каковы отличительные особенности донских песен?
-Какое же значение имела песня для казака?
Литература нашего края интересна и своеобразна, поэтому уроки литературы Дона помогают лучше усвоить и региональный и базовый компоненты литературы, приобщиться к духовной жизни нашего края, а также лучше узнать нашу малую родину, её людей, её словесное искусство.