Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Классика в классе:театрализация урока

Автор:
Тараканова Галина Васильевна

Аннотация:

Из опыта работы.В форме эссе знакомлю с нетрадиционной методической структурой уроков литературы – театрализованными уроками.Проект «Классика в классе:театрализация» преследует цель:формировать у учащихся личностное восприятие художественных произведений русской классики.Это попытка совмещения школьного преподавания литературы и театральной атмосферы,когда творчество не дополняет,а переводит учебный процесс на новый уровень.Нестандартные театрализованные уроки предполагают необычный путь анализа текста и использование форм работы,способствующих развитию личности ученика:упражнения в инсценировке,сочинение стилизаций,литературоведческие исследования,наблюдения над языком художественного произведения и т.д.

Статья:

Говорят,что дидактика,не упрятанная в волшебство,убивает идею,которую призвана утвер-

ждать.Самое трудное умение в работе учителя-упрятать дидактику в волшебство,чтобы дети

верили нашему взгляду,слову и даже не подозревали,что их воспитывают в это время.Нет,это

не обман и не лицемерие.Это просто очень трудная дорога,которой идёт учитель к своим уче-

никам,дорога,которая не кончается,пока жив в нас учитель.А если кончается,мы перестаём быть учителями и становимся просто урокодателями,ненужными,лишними в школе всегда,а в

современной школе особенно.Да,упрятать дидактику в волшебство-самое трудное умение.И каждый раз,входя в класс,учитель мучается не над тем,что сказать,но как сказать,чтоб заста-

вить думать,делать,действовать.

    Вопросы преподавания литературы в школе вот уже долгие годы приковывают внимание нашей общественности:искусство слова ничем не заменимо в формировании нравственного облика молодёжи.

    «Уроки лучших учителей-это поистине сплав мысли и чувства.Высокого духовного наслаждения и труда.Эстетических переживаний и «добывания» знаний-о людях,о жизни…»-писал ещё в 80-х годах Г.Беленький,но я соглашаюсь с ним и сегодня.Урок русской классической и современной литературы-это практикум жизни во всей её глубине и богатстве,школа нравственности и культуры чувств.Но нельзя закрывать глаза и на серьёзные

недостатки преподавания,складывавшиеся годами и особенно остро проявляющиеся сегодня.

Тревожит то,что возможности уроков литературы используются не в полную силу.Живой ди-

алог учителя с учениками,зажигающий чувства,высекающий мысль,нередко заменяются унылой беседой : за однотипными вопросами и ответами-неоднократное воспроизведение прочитанного.Не всегда даже ясна цель-во имя чего изучается то или иное произведение. Опасна здесь и другая крайность:прямолинейные сопоставления с нашей действительностью,

назидательность,морализирование.Отсюда скука,серость и как следствие-потеря интереса к

предмету.

    А ведь давно известно,что  нормальное учение есть учение с интересом.Главное в школьном преподавании литературы:ученик должен прочесть художественное произведение

и его полюбить.А школьник и прочесть-то не может.Оглушённый темпами и громом современной культуры,задавленный информацией,нагруженный-перегруженный,подросток не в силах по собственному почину читать толстые медлительные книги с их глубоководной мудростью. Психологически не может,а не только физически,тем более что та же современная культура услужливо (и легкомысленно) предлагает ему краткие кино- и телеэрзацы-быстрота,ударность,экспрессия,всё подвижно,всё в красках.Подросток с младенчества этим испорчен,хотя и не его в том вина,он растёт нетерпеливым и невнимательным к серьёзному и прекрасному. Отсюда один-единственный вывод:перед современным учителем литературы стоят задачи поистине огромной трудности.

    И сегодня,когда интерес к образованию несколько снижается,особенно важно,чтобы обучение воспринималось ребёнком не только как необходимость,но вызывало позитивные

чувства,проходило в условиях психологического комфорта.Время безжалостно вносит коррективы в образовательный процесс,поэтому арсенал методических средств каждого учи-

теля,который хочет быть хорошим учителем,постоянно пополняется.Нам всё время повто- ряют,что непременным условием нашей успешности сегодня является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику и для убеди-

тельности приводят слова Л.Н.Толстого: «Чем легче учителю,тем труднее ученику…Чем труднее учителю,тем легче постигать азы знаний учащимся.»Нельзя не согласиться.Иногда уже кажется,что ты можешь научить других даже тому,чего сам не умеешь…И дело не в том, традиционными или нетрадиционными будут мои уроки (а я принадлежу к тем учителям,для которых непреложен культ урока),инновационные или другие будут использованы технологии (всё это дело времени,потому что «уча других,сам учишься»),а в том,чтобы заинтересовать каждого ученика,научить его полюбить учиться.

    Скука на уроках-один из барьеров на пути к гармоничному учебно-воспитательному процессу.Преодоление его является важным условием совершенствования преподавания.Разумеется,не единственным.Многое зависит от дидактической основательности урока,соответствия принимаемых методических решений природе учебного предмета,верно найденной тональности общения между учителем и учащимися…Только мы,

учителя русского языка и литературы,находимся в школе в более выгодном положении.У нас

такой широкий простор для творчества и вдохновения,поиска,интеллектуального напряжения и человеческого общения с нашими учениками,поэтому именно литература позволяет что-то

новое активно брать на вооружение и смело внедрять в свою работу,что-то тщательно изучать и осторожно,поэтапно вводить в структуру своих занятий,но всегда я точно знаю,что сегодня

урок литературы не может быть не личностно ориентированным.

    Я - учитель и иду рядом со своими учениками,открывая им тайны и прислушиваясь одновременно к их чувствам и мыслям.Каждая новая встреча на уроке должна стать незабываемой.За 36 лет работы в школе накоплен богатый материал в моей педагогической

«копилке», и я готова поделиться драгоценными «крупицами» опыта.Об одной из них подробнее…

     Желание сделать учёбу моих учеников интересной привело меня к проекту «Классика в классе:театрализация урока».Почему только сейчас и почему именно этот проект?

    С тех пор как литература не входит в разряд предметов,обязательных для сдачи экзаменов,школьники заметно расслабились и порой игнорируют требование учителя читать произведения классиков,ограничиваясь кратким  изложением содержания.Я поняла:в этой ситуации срочно что-то нужно менять,чтобы сохранить интерес к урокам литературы и формировать мотивацию чтения.Театрализация на уроках - это выход!Она оказалась тем действенным методическим средством,которое позволило мне не только разнообразить формы обучения (теперь я располагаю целым «букетом» конкретных нестандартных уроков),но и позволило на достаточно высоком уровне решать конкретные учебно-воспитательные задачи,например,эмоциональной подготовки школьников к изучению того или иного произведения.

     На мой взгляд,введение элементов драматического действия целесообразно лишь в особых

условиях,но всегда это незабываемое ощущение и праздник для ребят.Кстати,интерактивная доска,Интернет стали моими верными «помощниками»:презентации,концептуальные и логические схемы разбора произведений,музыкальное оформление,отрывки из кинофильмов и спектаклей, иллюстрации,портреты и т.д. - намного легче стало и освободило меня от папок,в которые все годы собирала всё,что касается разных писателей.Конечно,приём театрализации-далеко не единственный способ внести нечто свежее в урок литературы.Но то,что театральные уроки - это погружение в творческий процесс,который несёт моим ученикам, как это не покажется странным,и муки,и горечь,и сомнение,но пробиваясь сквозь них,они познают радость,ощутив восторг художественного и человеческих открытий,-это не вызывает сомнения!

    Помочь школьнику познать себя,самоопределиться и самореализоваться,а не формировать заранее заданные свойства – вот на чём акцентируется моя работа,и театральные уроки в этом мне очень помогают.Они укрепляют детскую дружбу,дают повод для внешкольных встреч – разучивание ролей,изготовление костюмов.На таких уроках я не готовлю будущих актёров,а

лишь помогаю хорошо и с интересом учиться.Никакого кастинга на роли!Участвуют все,кто

желает.В каждом классе есть дети явно одарённые.Конечно,рано или поздно они вырастают,уходят,и кажется,что таких-то уж точно больше не будет.А потом приходит новый

класс,и в нём обнаруживаются новые «звёзды».И начинается новый момент самовыражения.Вот так возникает образ школы,которая умеет быть разной:серьёзной и весёлой,требовательной и увлекательной,душевной и радостной.Я уверена,что мои театральные уроки разрушают однотипность школьного процесса.Одно дело – «проходить» Гоголя или Островского и совсем другое – вникать в характеры и проблемы персонажей,примерять их на себя.Если ребёнок примерит на себя проблемы,он лучше их поймёт.

    Так ли это важно сегодня,когда прагматичный век диктует свои,очень жёсткие условия решений жизненных задач?Оказывается,важно.Порой ученик,не готовый к восприятию творчества того или иного писателя,вдруг иначе начинает чувствовать и понимать его произведение,услышанное,увиденное в необычном, «неурочном» звучании.А порой привычные и,быть может, «навязшие» произведения вдруг «оживают»,слова и образы,которым не придавал значения,оказываются зримыми,волнующими.А что,если в ли-

тературном слове,столетие назад обронённом,современный школьник услышал свою боль

или свою радость,своё восхищение красотой или своё смятение от столкновения с беспощадной действительностью?Разве это не важно?

    Я против того,что подчас коллеги,одержимые подготовкой учащихся к ЕГЭ,не дают ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова,связывая крылья мечты,фантазии,творчества.Вспоминаю,как отмечал в своих работах Василий Александрович Сухомлинский,что «духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,когда он живёт в мире игры,сказки,музыки,фантазии,творчества.Без этого он – засушенный цветок».

    Урок литературы,где преобладает работа над текстом художественного произведения,где главной задачей является проникновение в тайны авторского замысла,постижение идеи текста,предполагает и реализацию личностных качеств ученика,уровень его эмоциональной и

общей культуры.Ведь чтение-в принципе-это акт не массового,а интимного действия,часто своеобразного,глубоко неповторимого.Опыт убеждает,что ученики,если каждому найти дело по душе,увлечь,пробудить интерес,способны на многое.

    Особенности,например,средней школы(5-8 кл.) работают не против учителя,а на него.Однако это происходит в тех случаях,когда ты,продумывая и определяя стратегию и так- тику своего поведения,заботишься прежде всего не только и не столько о технологии,а о

принципах урока литературы,его идеях.Ибо методика-это не система приёмов,а система педагогических идей.Среди них важнейшей является идея мотивации учения вообще.

    Что сегодня как правило,а не как исключение мотивирует деятельность,например,пяти-

классника?Стремление получить высокую оценку:тогда обеспечена радость родителей,авторитет педагогов.Но «оценочный» авторитет ложен в своей основе и плохой союзник учителя литературы,потому что не даёт объективного критерия понимания творческих возможностей и способностей школьника,не позволяет всех без исключения учащихся включать в одинаково интересный,личностный процесс постижения литературы.

Вместо оценочного мотива предлагаю другой - мотив,основанный на радости открытия,сопереживания и сопричастности одновременно.Когда каждый ученик будет поддержан и понят как неповторимый,глубоко индивидуальный читатель,когда эта радость

будет разделена наставником единолично с каждым,только тогда школьник почувствует  свою победу и захочет взять новый рубеж.

   Так,изучая в 5 классе тему «Сказка как жанр фольклора»,мои ребята параллельно готовятся к обобщающему театральному уроку:читают по списку русские народные сказки,выбирают

самую интересную для инсценирования,пишут сценарий,готовят костюмы…Все в ожидании праздника:и дети,и родители,и учитель.В процессе подготовительной работы пятиклассники

испытывают чувства открытия,обретения,прозрения,которые,естественно,вызывают следующее чувство:рассказать об этом другим,поделиться с одноклассниками.Я сознательно не предлагаю здесь материалы,которые воспринимались бы как готовые сценарии …Нет,это

должен быть результат работы,к которому в таком ли,в другом ли виде должны прийти сами ученики с помощью своего учителя.Такие театральные уроки проводятся не столь часто:три-четыре раза в год.Для моих пятиклассников я провожу инсценированные уроки ещё и по сказам П.П.Бажова,по пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» и по страницам романа Д.Дефо «Робинзон Крузо».И каждый урок  не похож на другой.Польза несомненная:ученики

начинают думать «с пером в руках»,они становятся словно бы соавторами известных писателей,проходят через процесс сотворчества с ними,а значит глубже и,что не менее

важно,естественней,заинтересованней проникают в авторский замысел,в содержание и значение каждой фразы,каждого эпизода.

   В последующих классах полученные навыки закрепляются.Увлечение театральной деятельностью помогает моим воспитанникам в учёбе,повышает успеваемость,их речь становится яркой и образной,ребята легко справляются с различными творческими работами,становятся коммуникабельнее,активнее,раскованнее.Воспитательный потенциал уроков литературы велик!    Инсценирование,как особый вид деятельности,выполняется мной на протяжении ряда лет неоднократно,причём не только на уроках,но и во внеурочной деятельности.Уже в 6-8 классах театрализация,как один из видов творческой работы,усложняется.Первые опыты проводятся на текстах,где диалогическая речь доминирует,где незначителен объём авторской речи.Кроме того,как правило,предлагается диалогическая речь,в которой участвуют два персонажа.Постепенно вводятся такие тексты,в которых принимает участие всё большее и большее число действующих лиц,а объём авторской речи значительно увеличен.В шестом классе полученные навыки закрепляются при работе над повестью В.Г.Короленко «Дети подземелья»(гл. «Я приобретаю новое знакомство», «Среди серых камней», «Кукла»).В седьмом классе можно использовать данный вид работы при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»(гл.4).При инсценировании данного эпизода отрабатывается умение передачи в форме диалоговой речи массовой сцены.А в восьмом классе обязательно провожу урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»,на котором совмещаю два подхода:интегрирование для более осознанного восприятия философско-исторической позиции писателя и инсценирование,дающее возможность школьникам наиболее тщательно и активно вжиться в текст произведения.На таком уроке как никогда важно развитие не только филологического, но и исторического мышления учащихся.

       И,наконец,старшие классы…К третьему этапу литературного образования ученики уже многому научились,как утверждают психологи,у десятиклассников повышается способность к теоретизированию,обдумыванию.Литература данного периода характеризуется вниманием к внутреннему миру человека,глубоким психологизмом,что оказывается исключительно благотворным для старшеклассников,стремящихся к самопознанию.Проникновение читателей в духовный мир автора,его героя,включение в сопереживание с ним создают предпосылки для нахождения в произведении личностного смысла,для понимания его общечеловеческого,современного значения. Интерес у школьников к инценированию и в этих классах не пропадает.Они  начинают понимать,что автор классического произведения знал и отобразил не только прошлое и настоящее,но и будущее.Он знал тех читателей,которые возьмут его книги через десять,пятьдесят,двести лет.Он знал нас!Произведения,вошедшие в школьную программу,показывают жизнь в сложнейших её противоречиях,раскрывают борьбу различных убеждений,идеалов.Как помочь старшеклассникам войти «внутрь изображаемой жизни»,занять определённую нравственную позицию в разрешаемом конфликте?Организация

сложной духовной деятельности учащихся при изучении литературы здесь уже требует серьёзного педагогического руководства.Возникает необходимость обеспечить активность каждому учащемуся не только на этапе анализа произведения,но и при первоначальном его восприятии,помочь удовлетворить растущую потребность в общении.Кстати,одной из серьёзных проблем последних десятилетий стала культура общения.Не умеют общаться взрослые,не учат,не прививают навыков общения в семье и школе-круг замкнулся.И если собирается компания-о чём говорить,как говорить,что обсуждать,что и зачем слушать?Не знают и не умеют.Это далеко не праздные вопросы. Мои ученики обычно называют лучшими те уроки литературы,на которых можно выразить своё мнение,высказаться всем.И это есте- ственно:только при широком обсуждении вопроса можно осознать свои мысли,пережива- ния,определить истинность оценок,мнений,суждений.А ещё им помогают наши театральные уроки,потому что сценические воплощения требуют от них более отчётливого осмысления текста произведения,большего проникновения в художественную ткань текста,чем только его чтение.Однако и здесь,конечно,не приходится говорить об исчерпывающем понимании старшеклассниками исполняемого произведения.Они могут более или менее правдиво и

выразительно сценически воплотить лишь отдельные грани образа.Важно,чтобы ученики глубже проникали в художественную ткань произведения,тоньше разбирались и понимали значение каждой авторской фразы и в меру развития и опыта «видели» в словах текста отражение определённых отношений людей,быта.И театральные уроки в старших классах принимают форму литературной гостиной,одной из важнейших целей которой становится стремление воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом.Общению в не формальной,не казённой,а почти домашней (или максимально к ней приближенной) обстановке.Не менее значимой представляется и другая задача:формировать творческую активность старшеклассников.Каждая встреча в литературной гостиной может готовиться и проходить по-разному и всего два-три раза в год в каждом классе.

      В десятом классе,например,изучение драматического произведения,вследствие его жанрового своеобразия,всегда вызывает у учащихся определённые трудности.Восприятие пьесы А.Островского «Гроза»,как известно, оказывается особенно неадекватным,более того-образ главной героини часто вызывает неприятие,а воспитывающий эффект изучения драмы оказывается минимальным.Такое отношение к данному произведению объясняю тем,что его изучение часто не затрагивает личности ученика,не включает в процесс постижения литературного материала его жизненного опыта.Безусловно,этого нелегко достичь,ибо представления,переживания,сколько-нибудь близкие изображённым,отсутствуют у наших десятиклассников,нюансы психологических состояний героини,их переходы,напряжённость внутренней жизни не всегда улавливаются.В таком случае трагический исход пьесы не потрясает и ожидаемый «катарсис» не наступает.Изображённые события воспринимаются

юными читателями с позиций современных представлений и понятий,самая сложная ситуация в таком случае разрешается ими очень быстро и легко,нравственные качества героев оцениваются по собственно сложившимся критериям.Так,положение Катерины подчас не воспринимается как трагическое,её самоубийство рассматривается как проявление слабости,религиозного мистицизма,а некоторые признают Катерину виноватой,заслуживающей определённого наказания.И вот тут-то на помощь приходит инсценирование.Подготовка предполагает подбор не только сцен, важных для понимания характера героини, но и ответы на вопросы: в чём проявляется свободолюбие Катерины?Почему мировосприятию героини очень дорога и близка природа?Почему молитвы занимают в её жизни столь значительное место?Каково отношение Катерины к труду?А как проявляет себя героиня в общении с людьми и каково нравственное содержание её отношения к ним?...Поиски учащимися ответов на поставленные вопросы вызывают необходимость рассмотреть взаимоотношения:Катерина-Варвара,Катерина-дети(действие

второе,явление восьмое),Катерина-Борис,Катерина-Тихон,Катерина-Кабаниха.Работая над постановками этих сцен,несомненный интерес и воспитательный эффект приносит наблюдение «артистов» за речевой характеристикой героев.Казалось бы,подобное задание нейтрально по отношению к процессу воспитания.Однако именно анализ лексики,синтаксиса,интонации монологов Катерины ярче выявляет поэтичность,художественность её натуры,а следовательно,и чужеродность её корыстному кабановскому дому.Кроме того,анализ речевой характеристики героини проясняет отношение писателя к ней,его нравственную позицию.И уже вся последующая работа над пьесой рассчитана на активную познавательную деятельность учащихся,самостоятельное решение нравственных проблемных ситуаций.Учащиеся как бы проигрывают их,что непременно оказывает влияние на волевую сферу.Вспоминая театральный урок «Душевная драма Катерины»,десятиклассники вскрывают мотивы поведения Бориса и размышляют над вопросами:догадался ли Борис о страшном решении Катерины?Если да,то почему он не предпринимал никаких действий для спасения,почему не отговорил её?Какой выход из создавшегося положения мог найти Борис?Чем он должен был пожерствовать во имя любви?Почему Островский лишает своего героя способности спасти Катерину?Мысленно анализируя ситуацию,учащиеся приходят к пониманию её социального смысла.Такое разрешение частных нравственных ситуаций стимулирует развитие морального сознания личности,его мировоззренческого аспекта.При подобном подходе к этическому просвещению юношество получает возможность вырабатывать свою линию поведения,сознание,как следует поступать в различных обстоятельствах.

       А  во втором полугодии десятиклассники уже готовятся к инсценированному уроку «Наташа Ростова на пути к счастью»,над эпизодами работают самостоятельно,перечитывают роман и составляют сценарии,сами готовят костюмы и декорацию…И уже никто не смеет назвать Наташу Ростову легкомысленной.Посмотрев инсценированные отрывки( «Ночь в Отрадном»,монолог«Первый бал Наташи», «Помолвка», «Перед побегом с Анатолем Курагиным», «У постели раненого Андрея»),ребята начинают понимать,что и в совсем недавнем прошлом многие нравственные проблемы решались не безболезненно,а позже в разговоре вспоминают,как Наташу заманивали в западню,как она доверчиво шла к ней,не чуя погибели,что пережил князь Андрей,когда узнал об измене…Девочки представляют себе,что было бы с Наташей,если  бы она попала в руки Анатоля Курагина…Эта трагедия,она будет понятна всегда.И совсем другой душевный настрой у моих современных девочек,они запомнят этот театральный урок.Ведь о жизни и множестве жизней,воссозданных чудом толстовского таланта,в учебнике почти ничего не сказано,а такой урок может по крайней мере дать почувствовать проблемы жизни.Роман грандиозен и порою труден для чтения;я думаю,ни один подросток целиком прочесть его не в силах.И пусть: великий роман люди читают по нескольку раз в жизни.Ребятам совсем не обязательно подробно знать о композиции,экспозиции,кульминации - зачем им вообще эти жалкие начатки литературоведения?Их дело – читать и стараться по мере сил (и с помощью учителя,конечно) вникать в то,что читают.И очень плохо,что отменили устный экзамен по литературе.Я убеждена,должен быть такой экзамен,на котором  только одно требование к ученику:пусть покажет,что читал,и расскажет,как понял…Пусть только прочтёт,а уж Толстой,Тургенев, Чехов сами постоят за себя,позаботятся о том,чтобы воздействовать на умы и сердца.

    В одиннадцатом классе на уроках литературы я анализирую результаты своего труда. Самую большую награду,когда начинаешь понимать,что все усилия ненапрасны,получаешь

от детей-это их прсветлённые лица,обсуждения,споры,живой пересказ,артистический талант и очередное: «А давайте сделаем ещё что-нибудь интересное! »И вот уже самостоятельно го-

товят урок-монолог,на котором знакомят одноклассников с жизнью и творчеством А.Блока от

лица Прекрасной Дамы,а параллельный одиннадцатый приглашает в балаганчик:театральное представление-герои блоковских произведений рассказывают о своём «родителе». Потом защита пректов,интеллектуальный марафон,тесты,семинарские занятия,сочинения-т.е.  то,что мы называем повседневной урочной рутиной…И опять праздник: началось знакомство с А.Ахматовой,и вот уже сама поэтесса как будто бы у нас в гостях.Или на основе своих исследований самостоятельно составляют театрализованный урок «Герой-мошенник как литературный тип (по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и романам И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»)… 

   Не забывают мои юные любители литературы юбилейные даты, обязательно готовят и проводят или литературный вечер, или очередное представление в литературной гостиной,или показывают спектакль : «Из пламя и света рождённое слово…»(к 195-летию М.Ю.Лермонтова),урок-хэппенинг «Шибейя!» по произведениям Даниила Хармса(к 105-летию со дня рождения), «Суаре у Ольги Ивановны»(литературная вечеринка,знакомящая с творчеством писателя  - к150-летию А.П.Чехова);театральный урок «Да святится имя твоё»

(к 140-летию А.И.Куприна);литературное кафе «,,,И буду жить в своём народе!»-к 75-летию

Н.М.Рубцова…

    Вот уж поистине предмет преподавания особый – практикум жизни во всей её глубине и богатстве,школа нравственности и культуры чувств.

     Поверьте,театрализованные уроки и сегодня нужны нашим ученикам,потому что

         -инициируют их познавательную деятельность;

         -формируют навыки рефлексии (т.е.размышления,анализа собственных мыслей и       переживаний);

         -развивают творческие способности;

        -способствуют деловому сотрудничеству и сотворчеству учителя и учеников;                                       

        -позволяют максимально выявить,использовать и «окультурить» индивидуальный опыт   ребёнка.                                          .

    Уроки литературы и театрализация!Моя любовь и увлечение.Когда они есть и когда от

сердца – это праздник души.В них слышнее голос учителя и ученика,они разрушают любую

инертность,бросив ей вызов,зовут все способности школьников  к действию.Любой учитель,я

уверена,может найти в собственной душе ресурсы для того,чтобы оживить ребятам тексты наших удивительных классиков,поэтому нужно стремиться быть открытыми к новому,к творчеству,постоянно совершенствоваться и-самое главное-не бояться трудностей.Будущее школы вырастает из её сегодняшних успехов!

     Чувство причастности к  настоящей литературе рождается в напряжённом диалоге  с ней.А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца,без радости открытий и творчества,без осознания того,что всё лучшее в человеческой культуре рождалось в муках.И наша задача,учительская,дать детям возможность пережить эти «муки творчества»,пережить свои незабываемые «звёздные  минуты»,ибо в творчестве человек становится бесстрашным,свободным,щедрым,соучастником и – в конечном счёте – творцом культуры.

    Только каждому словеснику помнить нужно,что радость и ответственность ложатся на учителя:каждый раз,входя в класс,учить жить,учить быть человеком,учить добру…Да,школьный урок помогает нам,а каким быть этому обычному уроку,решает каждый учитель по-своему.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010