Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Христианские мотивы в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах» (1887г.), или ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Урок литературы в 8 классе.

Автор:
Эрикайкина Елена Васильевна

Аннотация:

Н.С.Лесков, озабоченный  судьбой России, утверждал, что  избавлению от бед русской жизни  должно предшествовать изменение в человеке. В каком же направлении должны идти эти перемены в человеке? По убеждению писателя, люди должны следовать неписаным законам  «практической нравственности» -- «проповеди непритязательно простых и обыденных добрых дел». 2  На земле есть ярчайший пример того – жизнь Христа. Его заветам и следуют  лучшие герои Лескова. «Главная черта его героев – постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку – соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». 3  Эти герои не теоретики, они практики, поэтому в его произведениях «не противоборство идей, доктрин, теорий, а столкновение добра и зла… альтруистической любви и холодного безучастия, высокой честности и беззастенчивой изворотливости». 4 «Праведники Лескова ощущают и мыслят себя лично ответственными за сохранение миропорядка – обязанными самоотверженно ему служить… Нравственные принципы мыслятся героями Лескова как должные неукоснительно воплощаться прежде всего в их собственной жизни – независимо от того, что являют собою окружающие». 5 «…они хотят немедленного воплощения праведных заветов. Без малейшей поправки на обстоятельства или на слабость людскую. Они намерены, эти лесковские праведники, жить прямо «по Евангелию», буквально, буквалистски, даже буквоедски» 6  М.Горький: «Его огромные люди. Их основная черта – самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или дела не из соображений  идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве. Лесков изображает своих героев праведниками, людьми крепкими, ищущими упрямо некоей всесветной правды…». 7  Им «совершенно и никогда нет времени подумать о своём личном спасении – они непрерывно заботятся только о спасении и утешении ближнего». 8 В рассказе «Кадетский монастырь» автор говорит: «такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения… сильнее других делают историю». 9Вот почему М.Горький назвал этих лесковских героев «маленькими великими людьми», «очарованными любовью к людям». 10 «Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков выставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающуюся над предубеждением и личным пристрастием, деятельную, щедрую на добро и поддержку любовь»

Статья:


                                                              Очеловечить евангельское учение – это задача самая благородная и  вполне своевременная.

                                                                                                                                                                                                                              Н.С.Лесков о Л.Толстой.

                                                              Кто говорит: «знаю Иисуса», -- но заповеди Его не соблюдает, тот лжец и истины нет в  нём. А кто

                                                    соблюдает Слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего  узнаём, что мы в нём пребываем.

                                                                                                                                                                                  Первое послание апостола  Иоанна Богослова.                                                                               

 Оборудование: «Нагорная проповедь», «Евангелие от Марка», карточки-задания, презентация.

       «В русской литературе… религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от христианской веры» 1  ,-- утверждал Н.А.Бердяев.                                                     

         Н.С.Лесков, озабоченный  судьбой России, утверждал, что  избавлению от бед русской жизни  должно предшествовать изменение в человеке. В каком же направлении должны идти эти перемены в человеке? По убеждению писателя, люди должны следовать неписаным законам  «практической нравственности» -- «проповеди непритязательно простых и обыденных добрых дел». 2  На земле есть ярчайший пример того – жизнь Христа. Его заветам и следуют  лучшие герои Лескова. «Главная черта его героев – постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку – соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». 3  Эти герои не теоретики, они практики, поэтому в его произведениях «не противоборство идей, доктрин, теорий, а столкновение добра и зла… альтруистической любви и холодного безучастия, высокой честности и беззастенчивой изворотливости». 4 «Праведники Лескова ощущают и мыслят себя лично ответственными за сохранение миропорядка – обязанными самоотверженно ему служить… Нравственные принципы мыслятся героями Лескова как должные неукоснительно воплощаться прежде всего в их собственной жизни – независимо от того, что являют собою окружающие». 5 «…они хотят немедленного воплощения праведных заветов. Без малейшей поправки на обстоятельства или на слабость людскую. Они намерены, эти лесковские праведники, жить прямо «по Евангелию», буквально, буквалистски, даже буквоедски» 6  М.Горький: «Его огромные люди. Их основная черта – самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или дела не из соображений  идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве. Лесков изображает своих героев праведниками, людьми крепкими, ищущими упрямо некоей всесветной правды…». 7  Им «совершенно и никогда нет времени подумать о своём личном спасении – они непрерывно заботятся только о спасении и утешении ближнего». 8 В рассказе «Кадетский монастырь» автор говорит: «такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения… сильнее других делают историю». 9Вот почему М.Горький назвал этих лесковских героев «маленькими великими людьми», «очарованными любовью к людям». 10 «Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков выставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающуюся над предубеждением и личным пристрастием, деятельную, щедрую на добро и поддержку любовь». 11 Что же заставило Лескова обратиться к теме праведничества? «Пафос его произведений – это не в последнюю очередь противостояние уходу русского праведничества в безвестность». 12 Сам же писатель был убеждён: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть» 9 «…он верил в русских праведников, в праведную Россию, человека, делателя божественной правды и справедливости. «Россия во Христе крестится, но во Христа ещё не облеклась» Это тоже слова Лескова…. Лесков окружил себя русскими праведниками как магнетическим кругом» 13, и это давало ему человеческие силы, веру в Россию, питало его творчество.

                                                                                            Ход урока.

Н.С. Лесков заявлял: «…меня подёргивает написать русского еретика – умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой…»  Какую же художественную задачу он смог выполнить написанием рассказа, название которого не даёт подсказки ни на один из указанных вариантов? На этот вопрос нам предстоит ответить в процессе анализа текста.   - Первичное восприятие вами текста проверим посредством чтения самостоятельно заполненной таблицы. Вы перед чтением рассказа получили задание, содержащее цитаты из Евангелия,  и  должны были вписать имена персонажей, где возможно, главы рассказа, в которых звучит указанный библейский мотив. (Приложение 1 по Евангелию от Матфея    14  )

  - В чём особенности художественного времени рассказа «Человек на часах»? (В подзаголовке:  1839г., в I главе: «эпоха тридцатых годов девятнадцатого столетия» ).

 - В чём смысл такого обозначения времени? (от более узкого понятия к широкому).

  - Что о хронологии событий сказано во II главе? (конкретизация: «Зимою, около Крещения…»).

   - Укажите  лексику, связанную с христианством (предварительное индивидуальное домашнее задание: составить «Малый толковый словарь», отражающий значение слов христианской лексики.

Христианская лексика. Вопросы для беседы

Фрагменты Евангелия

Крещение

     -Что известно об этом обряде?

     - Какими деталями в тексте рассказа воссоздан образ воды? (гл. II,IV)

       - Определите художественное пространство? (Россия – Петербург – на Неве перед Зимним дворцом – у Иорданского подъезда – иорданская прорубь).

      - В чём сходство построения образа времени и пространства? (от общего к частному)

     - Происходят ли какие-либо перемены в образе пространства в главе XVII, XVIII? (действия переносятся в обитель, в финале  -- царство небесное)

 

Крещенская ночь – ночь Богоявления: «и все принимали крещение от Него на реке Иордане, исповедуя Ему грех свой»

(гл. 1.5) («Во Христа облекотеся»)

 

  - Чем является Зимний дворец? (средоточием власти – царствием).

   - Какое отношение к этой резиденции имеет Постников, главный герой рассказа?

  - Попробуйте дать этимологию фамилии героя. (ПОСТников от «пост» - 1)стоящий на посту, караульный или 2)соблюдающий пост; пост – ограничение в чём-либо). Какое толкование применимо к корню слова, обозначающего фамилию главного героя?

           - В чём особенности конфликта в рассказе?

          -  В чём сущность внешнего конфликта?

          - Сомневается ли герой  в своих решениях, когда определяет  местонахождение утопающего?

          - Что определяет внутренний конфликт? (сердце – рассудок).

          - Сопоставьте фрагменты текста, в которых рассказывается о сердечных порывах Постникова, вступившими в конфликт с тем, что диктует рассудок? Сравните их с точки зрения объема текста, языковых средств, используемых автором. Где Постников более убедителен?

          - Есть ли в рассказе другие персонажи, к которым применим термин «внутренний конфликт»?

          - Какой эпизод наиболее остро передаёт суть внутреннего конфликта? (гл.IV) Как он развивается и чем разрешается?

 - Какие блаженства, о которых говорил Иисус Христос в Нагорной проповеди, обнаруживаются в ПОСТникове?

    -Почему? Подтвердите деталями сюжета.

 - Почему и какими средствами, деталями в II-IV главах автор воссоздаёт образ тишины? (см. гл.IV, IX)

    - Кому и какая характеристика дана этим?

По тексту Нагорной проповеди учащиеся находят ответы: «Блаженны нищие…» (смиренные, уповающие на Бога, скромные, униженные, ищущие истины, духа), «Блаженны милосердные…», «Блаженны чистые сердцем…»

« Кто имеет уши слышать, да услышит!»

        - Итак, услышал один Постников. Почему не услышали другие?

        - Как сам Постников объясняет мотивы своего поступка? (см. гл.VIII: искушение).

         - Как понимаете смысл слова «искушение»? ( Соблазн, посланный дьяволом, зло, которое толкает на совершение ещё большего зла).

         - Противоречит ли представление Постникова об искушении библейскому представлению? Почему? (Переплелись две системы ценностей, как и два мира, связанные с особенностями художественного пространства в рассказе).

         - Расположите все действующие лица в соответствии с иерархией, указанной в рассказе, и местом в определённой системе (государственной, в том числе военной) власти. (Приложение 2)

  - Чем руководствовался в своих решениях, действиях  каждый из них долгом службы  ) и какие человеческие качества проявил каждый? (трусость, корысть и предательство по отношению к Постникову).

 - Кто активнее всего участвует в решении участи Постникова? ( Свиньин).

  - Был ли участником реальной  истории с часовым полковник Свиньин (по рассказу – подполковник), достоверно неизвестно. Если нет, то почему, по-вашему, автор  делает участником описываемой истории человека именно с такой фамилией?

- Почему  Лесков  умалил Свиньина в чине?

- Какой же бес вселился в Свиньина?

Евангелие: «и все бесы стали умолять Его: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» (гл. 5.12)

(Автор вступительной статьи  Собр.Соч. Лескова Л. Аннинский отмечал: «Фамилии ведь тоже не случайны у такого изографа, как Лесков: постное и свиное имеют смысл только одно относительно другого…»)

 Слово «спасти» и производные от его корня изобилуют в рассказе. Это одно из ключевых христианских понятий.

 - Где впервые встречаемся с ним? (гл.IV). Посчитайте, сколько раз встречаемся? Случайно ли?               

 Другое ключевое понятие – вина. В главе VII впервые его произносит Свиньин: «На службе всякая вина виновата» (обратите внимание на повтор корня в словах, рядом стоящих). Выставляя в образе Свиньина на первый план службиста, автор отказывает ему в человеческих качествах. По мнению автора, здесь есть единственный персонаж, кого можно назвать истинно человеком

  - Кого? (Постникова). Какими художественными приёмами это показано?

  - Первоначальный вариант названия рассказа – «Спасение погибавшего» (Под названием «Человек на часах» рассказ впервые был включён в Собр.соч.  Н.С.Лескова). Подумайте, почему автор остановился на другом  – «Человек на часах»? Дайте толкование названия.  - Вспомните, в каком контексте употребляет слово «вина» Постников? (гл.VIII: «Богу и государю виноват без милосердия»).

Итак, Постников – часовой (солдат на службе)  и человек. («Что есть Истина?» -- задал вопрос, «Се человек!» -- воскликнул он же, указав на Иисуса. --  от Иоанна 18:38, 19:5)

 - Какие понятия применимы к его ситуации: «вина», «заслуга»?

   - Составьте словосочетания,  соединив в пары слова из каждого ряда в соответствии с авторским замыслом. (заслуга Постникова-человека и вина Постникова-часового)

            - Представим, что на чаши весов необходимо разместить эти фразы. Как бы это сделали и почем


 

 

 

 

 

- «Богу и государю виноват без милосердия».Что  означают эти слова Постникова? (и признание вины, и раскаяние за грех)

- Кого ещё  вы можете признать виновными и в чём?

- Дайте характеристику Миллера. Какая перспектива его личностного роста дана в рассказе? (гл.2,3,6,14: офицер – полный генерал; человек с «гуманным направлением – директор лицея). Почему удалось достичь таких высот?

- Как охарактеризована обстановка? (тепло, тихо, спокойно, «самая спокойная ночь»).

- Почему же  Миллер не услышал тревожные крики утопающего?

- Что из представленной характеристики Миллера подтверждается его словами и поступками, а что опровергается?

- Что Миллеру ставил в вину батальонный командир Свиньин?

- Обратимся к Свиньину (гл.7,8,13,17).О чём подполковник мечтал ?

- Как повёл себя в сложившейся ситуации.  Почему именно так, ради чего?

- Каким образом Свиньин поставил для себя «точку над в случившемся? («…возвратясь домой с успокоенной душою». Наверное, не составляет труда успокоить того, чего нет. Вспомним в гл.4: «…как назло, не усматривал ни одной живой души»).

-Какой приказ отдал в отношении  Постникова?

- Почему навещает Постникова и дарит подарки? (замаливает свой грех, спасти этим душу, успокоить совесть, если она у него есть).

- В чём он лицемерит перед владыкой?(«смущает, что я должен был подвергнуть наказанию этого солдата…». Но прежде ведь не смущало! Ему более чем остальным подходит библейское: «не можете служить Богу и мамоне». (Лук. 16.13)

- В чём был уверен Свиньин, первоначально собираясь отправиться к великому князю Михаилу Павловичу?

- Был ли уверен в том, что утопающего спас именно инвалидный офицер?

- Какой вопрос его интересует в разговоре с инвалидным офицером больше всего?

- Кокошкин (гл.9,11-13). Был ли уверен в том, что утопающего спас именно инвалидный офицер?

- Какой вопрос его интересует в разговоре с инвалидным офицером больше всего?

- Почему поинтересовался у Свиньина, был ли тот у великого князя?

-Что советует спасённому, стремясь подчеркнуть роль «благодетеля» в инвалидном офицере?

- Что делает сам?

Инвалидный офицер (гл.5,10,12). - Какие цели в сложившейся ситуации преследовал инвалидный офицер?

-Какими словами охарактеризован? («бестолковый», «изрядный наглец», «честолюбец», «лгун», «пройдоха», «проходимец»

- Вспомните, какую первоначальную характеристику автор даёт инвалидному офицеру и как назван этот офицер Свиньиным в гл. XI? («благодетель», который «жертвовал»).

- Почему пристав сомневался в правдивости слов инвалидного офицера? Разгадал ли он мотивы действий «спасителя»? Разоблачил?

- Что ещё раздражало его? (гл.10)

- Как описано состояние спасённого? (гл.5,11)

- В чём его вина?

- Какие чувства управляют этими людьми? (2 гл.: «тревожный случай», 3гл.: «разводной унтер-офицер…объятый страхом», гл.6: «послал тревожную записку…пособить…страшной беде», гл.8: «под влиянием страха»). За что, за кого они переживали?

 Это о подобных им сказано в Библии: «люди  эти устами чтут Меня, сердца же их далеко отстоят от Меня» (гл.15.8)

 - Страхом охвачен и Постников (4 гл.) Но это страх иного порядка. Какого?

 - Для чего автор до мельчайших подробностей ведёт отсчет времени? (подчеркнуть механическую подчинённость отношений системы, в которой оказались действующие лица, сходство с механизмом, в подтверждение фраза из главы IV: «Нигде ни души» -- двойное отрицание).

- Покажите по тексту течение времени ( Зима, ночь: в течение получаса – второй час – около трёх – рано утром – в час по полудни – однажды).

Обратимся к Евангелию от Матфея: «…этой же ночью, прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня. (26.34)…Тогда они стали плевать в лицо ему и избивать Его, а некоторые стали бить Его по лицу. (26.67)…А когда наступило утро, все первосвященники и старейшины из народа собрали совет, чтобы утвердить принятое решение…(26.1) В полдень же на всей земле наступила тьма до трёх часов дня.(27.45)»

- Может быть, худшие качества своей натуры эти люди проявляют в силу  крайней зависимости от Системы, т.е. именно Система выхолащивает в людях лучшее, делает каждого своим заложником? (Несомненно «человеческие отношения заменены здесь отношениями служебной субординации, нивелирующей личность, требующей от неё только автоматического послушания… Сохраняющиеся в глубине души каждого из них мягкость и сострадание, готовность понять и защитить другого – всё это по господствующим общественным представлениям – лишь опасная слабость, большое неудобство для службы».15 ) И это неудобство не преминуло проявиться в истории Постникова: надо было держать ответ перед начальством.

Виноват Постников, покинувший караульную будку, все остальные же – в том, что лицемерят, фактически предают Постникова. Виноваты все по-разному. Присущ страх всем им, но если Постников страшится, что может погибнуть человек («Подать помощь утопающему никто не может, и он непременно зальётся»), то другие боятся только за собственное благополучие. Так что  и мотив спасения звучит по-разному.

          Итак, вина предполагает муки наказания и возможное прощение за раскаяние. Как же всё происходит в истории с Постниковым?

- Когда начинает мучиться Постников? (гл.IV).

   - Почему же, сомневаясь, терзаясь,

Постников всё же оставляет пост? («…самоотверженность представляет собой ценность только тогда, когда она не средство для личного нравственного спасения, а проявление искренней любви и сострадания к людям… Не для спасения своей души идёт под палки часовой Постников, а потому что у него отзывчивое сердце и он не может видеть, как гибнет человек».) Но обернулось это для Постникова, как некогда для Христа, несправедливой расплатой.

 «…любить Его всем сердцем, всею силою и всею душою, и любить ближнего, как самого себя, -- важнее всех сожжений и жертв» (гл. 12.33).

 

Евангелие от Марка: «…насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя Самого не может спасти» (гл.15.31).

 

 - Прочитайте финал гл. 11: «Свиньин стоял и недоумевал, как это такой оборот всё принимает милостью Божиею!» Имеет ли происшедшее  отношение к Божьему промыслу?

  - Почему осеняет себя крестом пристав? (гл.12).

 - Благодаря чему, по мнению Свиньина, все оказались спасены? (гл.13: «обязаны сначала милосердию Божию»).

   Это правда всех, кроме Постникова, правда тех, кто живёт стяжательством, живёт во лжи (в грехе), кается и опять грешит.

  - Почему события той ночи в главе 16  определены словом  «слухи»? Дайте толкование этого слова. Можно ли слухи назвать правдой? А определить как ложь?

Истина = правда  -- ?

- В контексте с чьим именем упоминается слово «истина»? (гл. 10: «пристав…старался выпытать у него истину»)

- Какие слова из следующего ряда встречаются в гл.17: правда – ложь –

истина? Из чьих уст «слышим» их?

Таким образом, автор переносит читателя в иное художественное пространство: пребывание «в миру» сменяется обителью. Если всё так неправедно оказывается в миру, может быть, иначе там, в обители.  Выясним.

 - Кто представляет этот иной мир?

  - Для чего введён образ владыки? (Поставить под сомнение слухи и допытаться до истины, так как владыка – последняя инстанция: он «высокочтимый»).

 - Только ли для этой цели? Почему Свиньин отправляется к нему, ведь молебен во искупление своего греха уже отслужил? (Владыка, «данной ему властью освобождает его совесть от последних сомнений». 16  )

  - Какую характеристику даёт ему автор? (гл. 17– разговор).

 - Как владыка относится к семейству Свиньина, в том числе к Свиньину? ( гл.16 – благоволит)

 - Не смущает ли вас во владыке его отношение к Свиньину? Почему?

  - В чём проявилась «свиньинская» натура в разговоре с владыкой? (свалил всё на Кокошкина).

 - Проследите, как и о чём ведёт разговор владыка?

 - Какими средствами создаётся образ тишины в  главе17? («выслушал… в молчании», «тихой… речью произнёс», « в молчании перепустил несколько раз чётки», «опять молчание», «тихоструйная речь», «тихоструйный перебив», «пауза, чётки и тихоструй»). Обратите внимание на то, как «работают» глагол, разные формы одного и того же слова, однокоренные слова?

- Что выдаёт речь владыки? (Лицемерие. «…в лице «архирея» во всех статьях и чертах подан не иной кто, как прославленнейший иерарх, митрополит Московский, Филарет Дроздов… В письмах статьях и рассказах Лесков не уставал исповедовать, что не может «чтить» этого бессердечного святителя, который в своём постничестве «одну просфору в день ел, да целым попом закусывал»17  )   - Для чего в его руках чётки? Если отвлекающий маневр, то от чего отвлекающий? (от пустословия). Что скрывается за ним?

Итак,  выстраивается следующая цепочка: крик, вопль утопающего – правдивое признание Постникова – ложь всех – слухи – пустословие и умолчание  владыки, равные лжи.

- Какую ловушку Постникову в оправдание своей позиции придумал владыка? (долг службы никогда не должен быть не исполнендолг спасения погибающих не может быть не исполнен; в любом случае кара за неисполнение долга). И это говорит поборник истины. Кстати сказать, он говорит, что «наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит…духу писания». Так и напрашивается: как же: «Все равны перед Богом»? Поистине лицемерие!

В творчестве Н.С.Лескова Евангелие – единственный критерий истины. Так и для его главного героя в рассказе «Человек на часах» Божье Слово – единственный  в жизни путеводитель.

  - Был ли у Постникова выбор? А если был, то какой? Почему  Постников поступил так, как показано в повествовании? (У часового Постникова не было выбора: долг службы превыше всего. У человека Постникова был выбор: поступить по-христиански или же следовать служебному долгу, и даже третье – прикрывшись служебной обязанностью, смалодушничать из  страха перед наказанием. У христианина Постникова не было выбора, ибо он руководствуется живущей в его сердце Христовой любовью.)

  - Можно ли владыку причислить к тем, кто виноват? Значит, и священнослужители «заражены» неправедным? (выходит – да, так как благословил на ложь тех, кто душу продали, как Иуда за 30 сребреников).

Понятие «совесть» ни разу не упоминается  в рассказе, но его присутствие неизбежно всегда там, где человеку приходится делать выбор между ДОБРОМ и ЗЛОМ.  Каждый в рассказе Н.С.Лескова делает свой выбор, выбор между лицемерием, карьеризмом, жестокостью, эгоизмом, чинопочитанием, с одной стороны, и  чистосердечием, человеколюбием, бескорыстием, совестливостью, с другой стороны. Совесть диктует этот выбор. Совершившего проступок СОВЕСТЬ толкает на  раскаяние.

 - Кто раскаивается искренне, смиренно принимая наказание?

 - Значит, он достоин прощения?

 - Почему автор говорит, что многие в этой истории довольны, в том числе и владыка. Чем доволен он?

-  А были ли в этой истории недовольные? (гл.18).

 - В главе18,готовя к этому в 17главе, автор выводит читателя в другое художественное время и пространство? Какое? (вечность).

Именно в вечности Богом будет определена истина в отношении поступка Постникова, хотя, лебезя перед владыкой, Свиньин, отдавший приказ наказать Постникова, говорит в главе17: «Это высокое, святое чувство!»

 - Что на это отвечает владыка? («Святое известно Богу…»).

 Упоминание имени Божьего часто в рассказе. «Господи! Господи», --  говорит оборотень Свиньин в главе 9.  Вот и Постников, спасая утопающего взывает: «Господи…»

  - Что же читаем в Нагорной проповеди? («Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи», войдёт в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», Мф. 7:21)

 Только один истинно близок к Богу, единственный, о ком можно сказать, что он творение Божие, созданное по образу Божьему («Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». Мф. 3.17), истинно Человек, который «любит   добро просто для самого добра»), который следует Божьей заповеди: «…любить всем сердцем, всею силою и  всею душою, и любить ближнего, как самого себя, -- важнеее всех всесожжений и жертв» (Втор.6.5; Лев.19.18) «Не для спасения своей души идёт под палки часовой Постников, а потому что у него отзывчивое сердце и он не может видеть, как гибнет человек». 18 «…добро может делать любой, даже нравственно  несовершенный, была бы только у него решимость». 18

-- Почему же сюжет  рассказа развивается именно в крещенскую ночь и у Иорданского подъезда?

 Подтверждением   его истовой    веры в Христа стало крещение в иорданской проруби  зимней ночью 1839 года. («Во Христа облекотеся»)        

Соотнесите содержание гл. I и XVIII. Как выражена авторская позиция?

Выходит, подтвердилось библейское: «Если же кто из вас хочет стать главным, пусть будет слугой» (гл. 10.43).

- После такого детального анализа вам несложно  понять, кто же из героев  рассказа достоин занять место в «иконостасе праведников» (М.Горький). Почему именно Постников?   

Свиньин стремился безупречной службой, пусть и ложью, предательством, «оставить свой портрет в галерее исторических лиц государства Российского». Вот только вопрос: достигнет ли желаемого? В то время как Постников, не кривя душой, следуя заповедям Христовым, точно попал в авторский «иконостас праведников», единственный в рассказе, несмотря на своё подневольное крепостническое положение, «свободомысленный духовный христианин».

  - За что же был одарен милостью Божьей солдат Постников? Почему он единственный оказался ближе к Богу?

 И как похоже произошедшее с  Сыном Божьим и маленьким человеком Постниковым!

Христос                     христианин Постников

Спаситель                спаситель

Жертва                      жертва

Милосердный         милосердный

Принял крест          наказан

                     Постников подвергнут экзекуции, однако остался доволен: ожидал худшего. Тем более довольны остальные: до истины так и не добрались, царь ни о чём не узнал -- карьера не пострадала. В самом деле довольны все. Но «страшно, так как цена, заплаченная за это довольство – оболванивание, расчеловечивание каждого» 19

 - Почему в гл. 18 меняется хронотоп?

  - Подтверждает ли сюжет рассказа слова из «Поучения Владимира Мономаха»: «…малым делом можно получить милость Божию»?Как заканчивается рассказ?

      Что касается, остальных действующих лиц данной истории, то к ним относится следующее библейское изречение: «Если же не простите, то и Отец ваш небесный не простит вам прегрешений ваших» (гл.11.26). Более того: «Я возвещу им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, творящие беззакония». Лесковым более кратко о подобных людях сказано в письме И.Е.Репину от 18 февраля 1889 года: «добровольцы оподления».

  Обратимся ещё к нескольким строкам Библии и вспомним историю городов Содома и Гоморры.

( предварительно подготовленный пересказ о том, как Господь обещает Аврааму, что не рухнет город, если в нём осталось хотя бы десять праведников).

 - Нужны ли миру праведники? Согласны ли вы, что на праведниках стоит мир?

 Лесков утверждал: «Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит не один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе, мой читатель?» 20 Он был убеждён, что именно в праведниках спасение России. Вот почему эпиграфом  к циклу произведений о праведниках он взял слова: «Без трёх праведных несть граду стояние».

  - Любому ли под силу стать праведником?

 «Вселенная когда-нибудь разрушится, каждый из нас умрёт ещё ранее, но пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя. До идеала мы не достигнем, но если постараемся быть добрее и жить хорошо, то что-нибудь сделаем. Опыт показывает, что сумма добра и зла, радости и горя, правды и неправды в человеческом обществе может то увеличиваться, то уменьшаться, -- и в этом увеличении или уменьшении, конечно, не последним фактором служит усиление отдельных лиц». 21 (1882 г., ответ Н.С.Лескова на книгу К.Н.Леонтьева «Наши «новые христиане». Ф.М.Достоевский и граф Лев Толстой»). Вот таким «отдельным лицом» в рассказе «Человек на часах» и был главный герой, милосердный и сердобольный Постников.

 - Как в неправедном мире существовать праведнику? (в романе «Некуда» Лесков предупреждает: «Пока мы не будем считать для себя обязательным участие к каждому человеку, до тех пор все эти гуманные теории – вздор, ахинея и ложь, только вредящие делу». 22  Эти слова звучат как наказ.

 

 

 

 

 

 

                                         Использованная литература.

1    Цит по кн. – Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов/ Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – 5-е изд., испр. И доп. – М. «православная педагогика». 2004, с. 302

2, 5,12  В.Хализиев, О. Майорова. «Лесковская концепция праведничества» в кн. – В мире Лескова. Сб. статей, Сост.В.А. Богданов, М., Сов.писатель, 1983

3    Видуэцкая.И.П.Толстой и Лесков. Нравственно-философские искания (1880-1890-е годы) – в кн.: «Толстой и литература народов СССР». Ереван. 1978, с.158. 

4, 15, 16  И.В.Столярова. В поисках идеала  -- по кн.: Творчество Н.С.Лескова. Изд-во Ленинградского университета, Л-д, 1978

6    Л.Аннинский. Блажные и блаженные. Вступ.ст. к СС в 6-ти томах, т.6, с.13

7    Цит. По комплекту из 12 фотооткрыток . «н.С.Лесков». Изд. «Планета».М., 1984.

8, 10   А.М.Горький. СС в 30-ти томах. – т.24, М., 1953, с. 232

9    Н.С.Лесков Собр соч. в 12-ти томах, т. Библ. «Огонёк».  М. Изд. «Правда»,1989.

11   В мире Лескова. Сб. статей. Сост.В.А. Богданов. М., «Сов. писатель», 1983

13  И.С.Лукаш. Критика о Н.С.Лескове в кн. -- «Н.Лесков Повести и рассказы. Книга для ученика и учителя». М., АСТ, Олимп, 1999, с.591

14  Евангелие от Матфея

17  Н.С.Лесков Собр соч. в 12-ти томах, т.2 Библ. «Огонёк».  М. Изд. «Правда»,1989

18  И.П.Видуэцкая. Николай Семёнович Лесков.  М., Знание», 1979   

19    Б.Дыханова «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова, М., «Худож. л-ра, 1980.

20    Н.С.Лесков Собр соч. в 12-ти томах, т.2 Библ. «Огонёк».  М. Изд. «Правда»,1989

21 Статья «Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия добра) в кн.: Н.С.Лесков о литературе и искусстве, Л-д, изд. Ленинград. Ун-та, 1984, с.116

22   Н.С.Лесков Собр соч. в 12-ти томах, т.4 Библ. «Огонёк».  М. Изд. «Правда»,1989

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010