Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: "Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева"

Автор:
Горбунова Ольга Викторовна

Аннотация:

 На уроке преследовались следующие цели: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста,  активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности через проблемные вопросы, поиск изобразительно-выразительных средств языка и  связей между разными видами искусств, лингвистический эксперимент, подбор цитат из стихотворений к иллюстрациям.

 

 

                                                                                              Горбунова О. В.

Статья:

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Картины       природы в поэзии Ф. И. Тютчева. Автор:  Горбунова Ольга Викторовна, SC-3192.

 

 

Цели урока.

 

 

            1.Обучающая: формирование умений и навыков по филологическому анализу поэтического текста, обучение выразительному чтению, элементам сравнительного анализа двух стихотворений.

 2. Развивающая: развитие устной и письменной речи, внимания к слову; активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности через проблемные вопросы, поиск изобразительно-выразительных средств языка, словарную работу, поиск связей между разными видами искусств, лингвистический эксперимент, подбор цитат из стихотворений к иллюстрациям.

3.Воспитывающая: необходимо помочь школьникам увидеть и услышать картины природы, нарисованные Тютчевым, помочь ученикам преодолеть свойственную им неполноту восприятия, привить любовь к родной природе.

Оборудование: портрет писателя, учебники, иллюстрации, словари литературоведческих терминов, магнитофонные записи.

 

 

                                                       План урока.

 

 

  1. Осмысление темы урока, определение целей.
  2. Краткие биографические сведения о поэте.
  3. Работа с эпиграфом.
  4. Выразительное чтение стихотворений поэта, аналитическая беседа по тексту стихотворений.
  5. Общие выводы по уроку.
  6. Оценивание ответов учащихся.
  7. Домашнее задание.

 

 

Ход урока.

 

 

            1. Мы продолжаем беседу о поэзии, начатую на прошлых уроках. Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Картины природы в поэзии Ф. И. Тютчева». Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, какие цели преследовать? (На уроке будем читать стихи о природе, узнаем, как и с помощью чего поэт создаёт картины родной природы).

Не всем людям свойственно понимать природу. Об этом Тютчев писал:

                                   Не то, что мните вы, природа:

                                   Не слепок, не бездушный лик -

                                   В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                   В ней есть любовь, в ней есть язык…

            Призывая читателя видеть и слышать, поэт утверждает, что природа даёт человеку почувствовать неизъяснимую радость жизни, делает богаче его внутренний мир.

            2. На уроке мы будем читать стихи о природе русского поэта 19 века Ф. И. Тютчева.        Несколько слов об авторе стихотворений. (Чтение биографии поэта в учебнике).

            3. Какое ключевое предложение в последнем абзаце статьи учебника? (И. С. Тургенев писал: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно»). Эти слова возьмём в качестве эпиграфа к уроку.

4.  Вы дома прочитали стихотворения, нарисовали к ним рисунки. О чём эти стихи? Какое время года изображается в каждом из них? (Стихи о природе, в них изображаются 4 времени года).

            Перечитаем стихотворение «Весенние воды». Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостным, приподнятым, весёлым).

Как поэт показывает бурное наступление весны, с помощью каких слов и какой части речи? (С помощью глаголов «бегут», «будят», «блещут», «гласят» передаётся безостановочное и шумное движение весенних вод). Особую торжественность передают устаревшие слова «брег», «гласят».

            Какие предложения по интонации передают радостное настроение во втором четверостишии. (Восклицательные).

Зачем нужен повтор предложения «Весна идёт, весна идёт!»?

            В последнем предложении мы наблюдаем инверсию (в словарике читаем определение слова «инверсия»). Проведём лингвистический эксперимент: перестроим последнее предложение так, чтобы в предложении стал прямой порядок слов. Что потеряло предложение? («Тёплых, майских дней румяный, светлый хоровод весело толпится за ней». Это предложение потеряло выразительность и ритм).

Многие слова и словосочетания употреблены в стихотворении в переносном значении. Прочитаем в словарике определение слов «эпитет» и «олицетворение». Какие эпитеты мы встречаем в стихотворении? (Сонный брег, молодая весна, румяный хоровод. Эпитеты придают живость и неожиданность стихотворению). Велика и роль олицетворений. Найдём их. (Воды будят, весна идёт, дни толпятся). Природа с помощью олицетворений одушевляется.

Следующее стихотворение тоже о весне. (Ученик читает стихотворение «Зима недаром злится»). Как показаны характеры Зимы и Весны? (Образы Зимы и Весны уподобляются живым существам, всё стихотворение построено на олицетворениях; Зима злая, Весна – прекрасное дитя; Зима злится, Весна хохочет, шумит, ей горя мало). Даже повтор согласных звуков [щ,ш] и гласных звуков [у, и] придают стихотворению выразительность. Прочитаем о слове «звукопись» в словаре. (Далее учащиеся подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации, изображающей весну, звучит музыка).

            Н. А. Некрасов писал, что «самый трудный род поэтических произведений – это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная 2-3 чертами». Как удаётся это Тютчеву, мы сейчас увидим в стихотворении «В небе тают облака». (Ученик читает стихотворение).

Какие слова передают томление жаркого дня? (Зной, жар). Какова роль эпитетов в этом стихотворении? (Лучистая река, немые дубровы, чудный день).  Как изображается река  поэтом? («Река, словно зеркало стальное». Это сравнение. Прочитаем  в словарике определение термина «сравнение»).

Какое ключевое выражение в 3 четверостишии? (Чудный день). (Рассматриваем иллюстрации, звучит музыка; учащиеся подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации).

Справедливо заметил по поводу этого стихотворения Л. Н. Толстой: «Красота». Но такую характеристику в полной мере можно отнести и к стихотворению «Есть в осени первоначальной». (Ученик читает стихотворение).

В каких строках поэт передаёт необыкновенное ощущение света, прозрачности, сияния дня и вечера? («Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера».)

            В каких строках поэт выражает лёгкое грустное ощущение пустоты и простора? («Теперь уж пусто всё – простор везде», «Пустеет воздух, птиц не слышно боле».)

Какие картины в нашем воображении вызывают эпитеты: «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле»? (Далее ученики подбирают строчки из стихотворения к иллюстрации с осенним пейзажем, звучит музыка).

            Одно из лучших стихотворений Тютчева, посвящённых зиме, - «Чародейкою Зимою…». Что обозначает слово «чародейка»? (Волшебница, колдунья). Прочитаем стихотворение.

            В каких строках показан покой заснувшего леса? (« И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован».)

            А какие слова рисуют сверкание леса в солнечных лучах? («Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой»).

            Почему в одном стихотворении поэт называет Зиму ведьмой злой, а в другой – чародейкой? (Звучит музыка).

Какая иллюстрация больше подходит к стихотворению? Какие строки из стихотворения мы подписали бы к первой иллюстрации, какие – ко второй? И живописец, и поэт увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой».

5. Мы сегодня на уроке читали стихи о природе поэта Ф. И. Тютчева, который своими произведениями помогает почувствовать и увидеть красоту родной природы, увидели, как это удаётся поэту, с помощью каких художественных приёмов. Я думаю, что после сегодняшнего урока кто-то из вас по-другому будет смотреть на природу и относится к поэзии о природе, ведь этому нас научил поэт Ф. И. Тютчев.

6. Оценивание ответов учащихся.

7. Домашнее задание: напишите отзыв о стихотворении, используя знания, полученные на уроке; выучите понравившееся стихотворение.

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010