Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Лирика Афанасия Фета на уроках литературы в 10 классе

Автор:
Ясинская Светлана Георгиевна

Аннотация:

    Методическая разработка содержит конспекты уроков литературы в 10 классе по теме «Лирика Афанасия Фета».
На уроках решались такие задачи: узнать особенности поэтики стихотворений Фета (музыкальность и импрессионистичность); «безглагольные» стихотворения Фета; приёмы анализа композиции поэтического текста; понятие импрессионизма в искусстве; научиться применять приёмы композиционного анализа поэтического текста, интерпретировать поэтический текст.

Статья:

Конспект уроков литературы 1-2

Тема

Импрессионистичность и музыкальность лирики А.Фета.

Обучение композиционному анализу и интерпретации поэтического текста

Цель

Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Задачи

1.Образовательная:

 - узнать особенности поэтики стихотворений Фета (музыкальность и импрессионистичность); пародии Д.Минаева на Фета; «безглагольные» стихотворения Фета; приёмы анализа композиции поэтического текста; понятие импрессионизма в искусстве,  имена художников – импрессионистов и их картины;

 - научиться применять приёмы композиционного анализа поэтического текста, интерпретировать поэтический текст.

2. Развивающая:

- обогащение  и   усложнение словарного запаса, овладение выразительными свойствами  языка;

 -  развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитательная:

 - воспитание эстетического вкуса.

Оборудование

1.Распечатки стихотворений: «Холод, грязные селенья…» Минаева, «Как беден наш язык!», «Чудная картина…», «Это утро, радость эта…», «Только в мире и есть…», «Сияла ночь»,  «Шёпот, робкое дыханье…» Фета,

2.Мультимедийная презентация «Импрессионизм в живописи».

3.Аудиозапись романса Ширяева «Сияла ночь».

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности

Атрибуция текста. Чтение стихотворения. Кто автор? Докажите.

Холод, грязные селенья,

Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят, -

Посрамленье, гибель Руси.

И разврат, разврат!..

Это не Фет, это пародия поэта Дмитрия Минаева на стихи Фета. Какие черты поэтики Фета здесь пародируются?

II.Целеполагание

Мы продолжаем знакомиться с особенностями лирики Фета, продолжаем учиться анализировать и интерпретировать поэтический текст.

III.Введение новых знаний

1.Чтение стихотворения Фета «Как беден наш язык!».

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Почему в этом стихотворении две строфы? Какие же две мысли? Эти мысли близки или противопоставлены? (Обычный человек не может высказать свои мысли, лишь поэт способен передать в словах свои и чужие мысли и чувства.) Вам близка такая позиция?

2.Импрессионистичность лирики

Прочитайте три стихотворения Фета. Что объединяет эти тексты? Какое стихотворение противопоставлено другим? Обратите внимание на части речи.

1.Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

 

2.Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
                Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
                 Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
                  Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
                  Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
                  Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
                  Это всё - весна.

 

3.Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

     Эти стихи Фета безглагольные (кроме последнего). Почему поэт избегает глаголов? (Не нужны действия, просто отдельные мгновения жизни, впечатления поэта.)

    В Европе  в это же время появляются художники, которых все отвергают: у них непонятные картины. Позднее живописцы с такой же манерой появятся и в России. Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Камилл Писсарро, Фредерик Базиль, Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь.

      Импрессионизм (фр.- впечатление) – направление в искусстве конца 19 в. – начала 20 в.

Фрагментарность композиции, мгновения жизни, впечатления художника от реальности (а не реальность), воздушность, размытость, свежесть. Раздельные мазки, наложенные на холст.

Мультимедийная презентация «Импрессионизм в живописи».

Вывод. Фет стремится зафиксировать в стихах впечатления от мига жизни (не реальность), создаёт импрессионистический образ природы в лирике.

3.Музыкальность лирики

Аудиозапись романса Ширяева «Сияла ночь».

Прослушивание романса Н.Ширяева «Сияла ночь» на стихи Фета.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

 

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

 

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Средства, создающие музыкальность стихотворений Фета:

 - фонетические средства - звукопись (аллитерация, ассонанс),

 - синтаксические средства (параллелизм, анафора, повтор союзов, однородные члены).

Найдите подобные средства в этом стихотворении.

Вывод. Стихи Фета музыкальны и мелодичны.

IV.Формирование умений анализа и интерпретации поэтического текста

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

                                                  Серебро и колыханье

Сонного ручья,

 

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

                                               И лобзания, и слёзы;

И заря, заря!

                                          1850

         1.Восприятие стихотворения.

Что в тексте показалось необычным?

Что непонятно?

Что увидели?

Что услышали?

Что почувствовали?

Что необычно с точки зрения синтаксиса?

Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Что необычно с точки зрения морфологии?

В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

          2. Языковая композиция текста.

Какие имена существительные указывают на природу?

Какие имена существительные указывают на состояние человека?

Построим два словесных тематических ряда – природа и человек.

«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.

«Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

Вывод. В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.

        3. Композиционный анализ.

Первая строфа

Какова микротема?

Свидание влюблённых вечером у ручья.

Какие краски? Почему?

Неяркие краски.

Какие звуки? Почему?

Шёпот, колыханье.

Какова роль средств художественной выразительности?

Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро».

Вторая строфа

О чём идёт речь?

Ночь, которую проводят влюблённые.

Какие звуки?

Тишина.

Какие краски? Почему?

Нет цветовых определений.

Какова роль эпитетов?

Третья строфа

Какова микротема?

Утро, расставание влюблённых.

Какие краски? Почему?

Яркие тона.

Какие звуки? Почему?

Слёзы, поцелуи.

Какова роль средств художественной выразительности?

Вывод. Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

         4.Время и действие.

В стихотворении глаголов нет, а действие есть.

Как автор этого добивается?

В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье.

Какова временная характеристика?

Вечер, ночь, утро.

       5. Ритмический рисунок стихотворения.

Работа в парах или группах.

Метр – хорей. Размер -  разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная ,богатая, открытая и закрытая. Рифмовка в строфе перекрёстная.

Вывод. Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.

           6. Особенности композиции стихотворения.

В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.

Вывод. Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность. 

V.Рефлексия

Что узнали на уроке?

Чему научились?

В чём польза урока?

VI.Домашнее задание

Анализ любого безглагольного стихотворения.

Примерная схема анализа поэтического текста

1.Ритмический рисунок (организация)

Метр (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).  Размер (количество стоп в строчках).  Константа (последнее сильное место в строке).  Клаузула (окончание).  Длина строчек.  Анакруза (начальное слабое место в строке).  Цезура (словораздел внутри строки).  Рифма в стихе.  Рифмовка в строфе.

2.Композиция поэтического текста

Строфы и стихи.  Микротема каждой части.

Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.

Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

3. Художественные образы и мотивы

Лирический герой.

4.Художественное время и пространство

5. Языковые уровни текста

а) Фонетический уровень.  Звукопись.  Аллитерация на …(согласные). Ассонанс на …(гласные).

б) Морфемный уровень.  Роль морфем.

в) Лексический уровень.  Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы.  Эмоциональная окраска.  Цветопись.

г) Морфологический уровень.  Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).

д) Синтаксический уровень.  Синтаксические конструкции.  Необычный порядок слов.  Роль знаков препинания.  Фигуры.

6. Языковые средства художественной изобразительности

Тропы и фигуры.

7. Тема и идея текста

8. Связь ритма с содержанием текста

Конспект урока литературы 3

Тема

А. Фет “Тополь”. Обучение анализу и интерпретации поэтического текста

Тополь

Сады молчат.  Унылыми глазами

С унынием в душе гляжу вокруг;

Последний лист разметан под ногами,

Последний лучезарный день потух.

 

Лишь ты один над мертвыми степями

Таишь, мой тополь, смертный свой недуг

И, трепеща по-прежнему листами,

О вешних днях лепечешь мне как друг.

 

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями

И осени тлетворный веет дух;

С подъятыми ты к небесам ветвями

Стоишь один и помнишь теплый юг.

1859г.

I. Определим ритмический рисунок текста

Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы). Класс скандирует вслух.

Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная. Рифмовка в строфе перекрестная. В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.

Вывод. Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.

II. Приступим к анализу композиции

Какова микротема каждой строфы?

1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе гляжу вокруг”). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями”). 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь теплый юг”).

Найдем ключевые слова. Это будут “тополь”, “осень”.

Языковая композиция

Работа в парах. Построим словесные тематические ряды.

Какие слова создают образ тополя? Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.

Какие слова создают образ осени? Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.

Сравним два этих ряда. Композиция строиться на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.

Проанализируем сильные позиции текста

Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь” - символ стойкости, мужества, веры.

Вывод. Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.

III. Посмотрим, как развиваются эти художественные образы по строфам

В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (“последний лист”, “последний день”). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.

Вывод. Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.

IV. Приступим к анализу языковых уровней текста

1. Фонетический уровень

Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись. В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.

2. Морфемный уровень

Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.

3. Лексический уровень

Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Работа в парах.

В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний” два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один” во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней”, “мрачнее” нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день “лучезарный”, во 2 строфе дни “вешние”, в 3 строфе дни “мрачные” - так создается контраст.

4. Морфологический уровень

Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает?

1 ряд – имя существительное и личные местоимения (21 слово), 2 ряд – имя прилагательное, причастие (15 слов), 3 ряд – глаголы, деепричастия (8 слов). Преобладают слова, относящиеся к существительным, прилагательным, местоимениям и причастиям. Они создают предметность и описательность, т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты” создает диалогичность.

5. Синтаксический уровень

Охарактеризуем каждое предложение.

В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.

Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах?

В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.

Почему во 2 предложении используется точка с запятой?

Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.

Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?

Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.

Вывод. Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.

V. Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры. Какова их роль?

Групповая работа.

Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат” и “лепечешь” - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях.

“Тлетворный дух” осени – страшное существо, губящее все живое.

Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист – он еще был живым. “Последний” день – конец жизни, “лучезарный” день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые” степи – безжизненные, “смертный свой” недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние” дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные” дни – тоскливые, унылые, “тлетворный” дух осени – смертельный.

Сравнение. Тополь “как друг” - надежность, верность.

Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.

Анафора. В 1 строфе повтор слова “последний” создает трагическое ощущение.

Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя.

Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости.

Вывод. Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.

VI. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста

Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.

VII. Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов”

1. Внешний сюжет.

Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть.

2. Фантастика и реальность.

Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.

3. Природа и человек.

Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.

4. Мир и человек.

Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.

5. Человек.

Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.

VIII. Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста?

Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.

Вывод. Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.

Карточка – помощница

        Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…  Константа на …, анакруза …  придают ритму стройность.  Чередование …. .  клаузул, …. .  строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала.  Жесткий финал строфы создается мужским окончанием.  (Мягкий …. .  создается …. .  окончанием).  Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха.

          Образ …. .  создают слова …. .  Словесный ряд …. .  вызывает ощущение (ассоциации) …. .  Композиция строится на ….  Словесных рядов.  Автор использует композиционные приемы …. .

          Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .

         Аллитерация на …. .  создает ощущение …. .  Ассонанс на …. .  вызывает ассоциации …. .

           Повторы слов …. .  усиливают (подчеркивают) …. .  Противопоставление слов …. . создает …. .  На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. .

           Троп …. . используется с целью …. .  Троп …. .  вызывает ощущение …. .

         Название …. .  становится символом (метафорой) …. .  Анализ текста вывел нас к …. .  позиции.  С точки зрения поэта, …. .

«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)

1.     Внешний сюжет

2.     Фантастика и реальность

3.     Природа и человек

4.     Мир и человек

5.     Человек

Источники

1.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

2.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988.

3.Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970.

4.Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998.

5.Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997.

6.Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002.

7.Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001.

8.Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994.

9.Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11.

10.Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11.

11.Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982.

12.Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000.

Статьи в журналах «Литература в школе», «Уроки литературы», «Русская словесность», в газете «Литература».

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010