Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Естественно-математическое / География в школе
Игра“Счастливый случай“ на уроке географии.
Автор: Гизатуллин Фаяз Биргалиевич

Урок проводится в форме игры "Счастливый случай". Целью данного урока является расширение и углубление знаний учащихся по географии,познакомить их на ярких примерах с интересными данными из жизни растений,животных,воспитывать любви и бережного отношения к природе.  

Концепция преподавания географии как условие перехода на стандарты нового поколения
Автор: Семенова Галина Федоровна

В современных условиях развития общества ключевой характеристикой качественного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь со школьной скамьи. Определяющим является внедрение нового государственного стандарта для основной школы, который заставляет по-новому посмотреть на географическую подготовку учащихся в школе. Основным критерием качественного географического образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу.

КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР – УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Авторы: Семенова Галина Федоровна, Григорьев Евгений Витальевич

Григорьев Евгений. 4 класс Шабуровская СОШ Проблема экологии космоса является на сегодняшний день актуальной. Особенно остро стоит вопрос об его загрязненности объектами так называемого космического мусора. Космический мусор – все объекты, созданные человеком, которые находятся на околоземной орбите/ Как с этим бороться? Автор предлагает ряд мер.

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой активности школьников на уроках географии
Автор: Бабкин Геннадий Георгиевич

Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Данное описание определяет пути трансформации развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие. Исследование понимается как процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний, обучения школьников специальным знаниям. Исследовательское обучение в современной образовательной практике включает в себя исследовательское поведение и культуру, а важным условием формирования и развития творческой активности школьников является исследовательская деятельность. Под способами и приемами исследовательской деятельности понимаются такие виды, как: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты.На примерах творческих проектов раскрыты способы и приемы исследовательской деятельности.

Строение и свойства географической оболочки
Автор: Рафикова Екатерина Георгиевна

Урок проводится с применением групповых технологий, где за один урок можно обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Мировой океан», дать понятие о биосфере, сформировать представление о главных свойствах и закономерностях географической оболочки, способствовать экологическому воспитанию.В ходе урока учащиеся учатся общению, учатся четко выражать свои мысли и уважать мнение собеседника, развиваются речь, мышление, воображение, фантазия, творчество.

Почвенные ресурсы России. Охрана почв России
Автор: Хвастова Надежда Николаевна

Задачи урока: Учебные: - обобщить, систематизировать и закрепить знания о почвах России - познакомить учащихся с хозяйственным использованием почв - изучить условия плодородия почв - познакомить с экологическими проблемами почвРазвивающие: - развитие познавательного интереса к предмету - развитие информационной и коммуникативной компетенции - развитие умения выделять наиболее значимый материал - развивать ораторские способности и отстаивать свою точку зрения Воспитательные: - воспитывать чувство бережного отношения к природеФорма организации учащихся: в процессе подготовки- индивидуальная, на уроке- групповая и коллективнаяТип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знанийМетодической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, является традиционная форма его проведения с использованием презентации и опережающего задания по новой теме, что позволяет учащимся изучить и отобрать необходимую литературу по теме, развивает творческие способности.Подготовка к уроку ведется заранее. Подготавливается и распределяется необходимый материал. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, то есть словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Брейн- ринг» по теме «Хабаровский край»
Автор: Кураева Тамара Федоровна

Данная разработка посвящена актуальной проблеме школьного обучения – активизации познавательной деятельности через использование игра на уроках и внеурочных мероприятиях. Опыт проведения подобных мероприятий показал, что применение географических игр повышает качество усвоения знаний школьников, делает процесс обучения более эффективным. Предложенные задания позволяют расширить кругозор учащихся, пробудить интерес к дальнейшему изучению Хабаровского края, закрепить навыки групповой работы.

Урок "Современная политическая карта мира". 10 класс
Автор: Телепенко Юрий Андреевич

Вниманию учителей представлен комбинированный урок с элементами исследовательской работы, использованием ИКТ, преобладают активные поисковые методы изучения нового материала. Формирование новых знаний происходит с опорой на межпредметные и внутрипредметные связи. Изучение материала происходит путём анализа разных источников информации. Учитель формирует географическую культуру учащихся, развивает  навыки самостоятельной добычи знаний, учит делать выводы, сравнивая их с эталоном. Уделяется внимание здоровьесбережению, снимая нагрузку с глаз. Закрепление материала проходит по заданиям ЕГЭ.

Использование презентаций на уроках географии.
Автор: Новикова Людмила Михайловна

В данной статье показано практическое использование презентаций на уроках географии. Цель – мотивация учащихся на усвоение учебного материала по географии. Задачи: научить учащихся создавать презентации, использовать их на уроках географии, научить публичному выступлению.      Включение презентаций происходит как фрагментарно, как урок изучение нового, как конференция. Описание данного метода обучения поможет учителям географии повысить интерес к предмету и выработать межпредметные навыки.

«Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки».
Автор: Ягниченко Ольга Ивановна

Автор разработки урока: учитель географии  Ягниченко Ольга Ивановна. Предмет, класс География материков и океанов, 7 класс. Аннотация. Данная разработка урока содержит подробный план-конспект урока по теме «Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки». Тип урока – изучение нового материала.  Основная цель урока - изучение экологических проблем  возникших на материке Африка в результате хозяйственной деятельности человека; поиск  путей решения  экологических проблем на материке. Данный урок спланирован в большей степени на самостоятельный поиск информации, развитие навыков работы с картами атласа и другими источниками. Форма организации учебной деятельности – групповая. В ходе урока используется презентация «Влияние человека на природу Африки», видеофильм «“Серенгети – заповедник Африки”, сообщения учащихся. Работой могут пользоваться учителя – предметники и учащиеся 7 классов.                                                                                                    Ягниченко О.И.

Программа элективного курса для обучающихся в 8 – 9 классах
Автор: Бавкум Людмила Александровна

Программа разработана на краеведческом материале. Цель: знакомство с географическим положением, природой, хозяйством и историей становления города, который отмечает в 2011 году 350 лет со дня основания. Задачи: обучающиеся получат знания: ·         о населении, минерально-сырьевых и других ресурсах, определяющих основные направления экономического и социального развития города; ·         навыки составления собственных авторских описаний памятников природы и культуры г. Иркутска, очерков об известных и знаменитых земляках.

Использование анаморфированных изображений в преподавании географии
Автор: Горбатова Ольга Николаевна

В статье проводится анализ существующих подходов к конструированию уроков с применением анаморфированных изображений, предлагается алгоритм анализа таких карт, приводятся примеры конкретных заданий для организации работы школьников на уроках географии

Межпредметный урок география – кубановедение в 9 классе «Национальный состав населения Краснодарского края».
Автор: Черкашина Наталья Борисовна

Межпредметный урок география – кубановедение в 9 классе «Национальный состав населения Краснодарского края».     Главная идея урока: провести линию от народов России к народам Краснодарского края, от проблем расселения и миграции в стране к проблемам в крае. Вывести каждого ребенка на личную заинтересованность этими проблемами, побудить их как часть единого государства присоединиться к поискам решения проблем. Материал рассчитан на среднего ученика, владеющего основными понятийными знаниями по данной теме и умением работать со статистической информацией. В календарно – тематическом планировании целесообразно разместить урок после изучения народов России.

Внеклассное мероприятие по теме « Пустыни Африки и Австралии» - заседание суда.
Автор: Александрина Татьяна Николаевна

. Аннотация к разработке внеклассного мероприятия по теме « Пустыни Африки и Австралии» - заседание суда. Данное мероприятие разработано на основе учебных программ – рекомендованных Министерством образования России. Отражает опыт автора, Александриной Татьяны Николаевны, учителя географии высшей категории муниципального образовательного учреждения Поклоновской средней общеобразовательной школы Алексеевского района Волгоградской области.                              Разработка мероприятия сделана с учетом возрастных особенностей учащихся и объема учебного времени для внеклассных мероприятий. Данное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели или месячника и в любое желаемое время учителя и учащихся. Оно содержит материал для закрепления по предмету и новое знакомство с интересными фактами по данной теме.                                                                                            Мероприятие соответствует современным требованиям. Его форма проведения учить общению, пониманию и умению работать в команде;            прививает интерес работать нестандартно и находить выход из неожиданной ситуации.    Материал использовался из журналов  « Вокруг света», Интернет

Экскурсия как форма организации учебно-воспитательной работы: познавательная, эстетическая и духовно-нравственная ориентация школьников.
Автор: Ефимова Татьяна Петровна

Ефимова Т.П. Экскурсия как форма организации учебно-воспитательной работы: познавательная, эстетическая и духовно-нравственная ориентация школьников.             Данный материал знакомит с опытом проведения экскурсий как форм учебно-воспитательной работы.             Основная цель – интеграция, активизация урочной и внеклассной деятельности школьников в процессе гидрологической (о. Кошкуль) и геологических (Ильменский заповедник и «Яшмовый пояс Урала») экскурсий.             Практическое значение этих видов познавательной ориентации – «перевод географии со страниц учебника в жизнь» (Н.Н. Баранский), воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала учащихся.  

«Национальный и религиозный состав Забайкальского края»
Автор: Матвеева Людмила Николаевна

    Забайкалье – край,  в  котором проживают люди разных  национальностей. Это один из немногих регионов,  где накоплен опыт положительного сотрудничества между народами во всех сферах жизнедеятельности общества. Каждый народ имеет свои национально-психологические особенности, которые отличают его от других народов.  Эти черты проявляются в религии, культуре, обычаях, традициях, ритуалах, восприятии окружающего мира, эмоциях, темпераменте и др.    Высокая культура, хорошее знание и убеждение, что  плохих народов не бывает или нет народов  избранных и отверженных» являются основой доброго соседства, благоприятного сотрудничества во имя процветания  многонационального Забайкальского края. В  результате сложных   исторических процессов в Забайкалье сложилась своеобразная этническая ситуация.  Находясь в глубине Евразии, этот край своеобразным  «домом» для многих народов. Здесь   проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов:  это русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др. Ландшафтное разнообразие Забайкалья, возможность заниматься различными видами хозяйственной деятельности стали причиной длительного, относительно бесконфликтного проживания на ее территории разных народов и обеспечили этническое многообразие  региона.  Край всегда отличался и отличается этнической толерантностью и стремлением представителей разных народов к взаимопомощи. Важное  значение  в настоящее время имеет формирование у учащихся патриотического сознания и гражданского достоинства. Развитие данных компетенций происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Цель урока: Сформировать  представление о национальном и  религиозном составе Забайкальского края.     Задачи: Образовательные: Выявить особенности национального состава Забайкальского края с позиций численности и языкового родства народов; Рассмотреть особенности размещения народов на карте Забайкальского края; Изучить  причины многонациональности  края. Развивающие: Развивать способность учащихся анализировать статистический и картографический материал, умение логически мыслить и высказывать свою точку зрения; ·        Продолжить  формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы. Воспитательные: Воспитывать чувство толерантности. ·        Развивать  коммуникативные навыки. Ценностный компонент: многонациональность  как феномен Забайкальского края, общность народов Забайкальского края. Формы организации учебной деятельности: фронтальная,  индивидуальная. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый. Тип учебного занятия: урок изучения нового материала Форма учебного занятия: урок-исследование     На данном уроке   учащиеся получают знания о народах, проживающих на территории края, определяют причины многонациональности,   поднимают проблемы.    

« Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения».
Автор: Дудникова Светлана Викторовна

« Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения». Автор:  Дудникова  Светлана Викторовна – учитель географии МБОУ Семеновской СОШ. Урок географии с разнообразными формами работы. Частично- поисковая деятельность способствует организовать работу учащихся на уроке для решения проблемы.  Карточки- задания закрепляют ранее изученный материал о Восточной Сибири и расширяют кругозор. В уроке прослеживается и его экологическая направленность, стремление использовать интернет- технологии и дополнительные источники информации при изучении природы России. Урок учит размышлять, анализировать, показывает преимущества групповой формы работы.  

Урок по географии Республики Тыва «Семь чудес Улуг-Хема». 8 класс.
Автор: Свиридова Надежда Петровна

Урок на тему «Семь чудес Улуг-Хема» при изучении курса «География Республики Тыва» в 8 классе. Урок проводится после изучения общего раздела природы республики в разделе заданий по изучению природы своего района. Учащиеся получают опережающие задания по сбору материала об уникальных объектах природы своего района, готовят компьютерные презентации. В ходе урока учащиеся закрепляют полученные знания, расширяют  знания, знакомясь с легендами о природных объектах, продолжают развивать умения работать с различными источниками географической информации. Улуг-Хем это название административного района Республики Тыва по имени реки Енисей, которую тувинцы называют Улуг-Хем (великая река). Цели и задачи урока. Образовательные: обобщить знания о природе Республики Тыва, познакомиться с уникальными объектами природы своего района, прослушать легенды народа о происхождении природных объектов. Развивающие: закрепить умения составления проекта;  развивать творческие способности учащихся путем выполнения опережающего задания творческого характера;  продолжить формировать умения пользоваться источниками информации и краеведческим материалом. Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, любви к своей республики, природе своего района; формирование познавательного интереса к предмету; формировать умение работать со специальной литературой и краеведческим материалом.

Мероприятие в форме географической викторины «Родной мой край, тебя прекрасней нет!» для 6 класса
Автор: Буевич Елена Викторовна

Мероприятие в форме географической викторины «Родной мой край, тебя прекрасней нет!» для 6 класса   В соответствии с рабочей программой учителя, в курсе географии 6 класса 1 час в неделю отводится на изучение родного края. Обобщить знания можно в виде внеклассного мероприятия - в форме географической викторины «Родной мой край, тебя прекрасней нет!» Цели викторины: Обобщение знаний о природе, казачестве, традициях родного края; Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к родной земле и культуре своего народа; Внеклассные мероприятия нравятся детям, они формируют интерес к географии, развивают интеллектуальные способности школьников.

Конспект урока в классе "Породы, слагающие земную кору"
Автор: Попова Марина Николаевна

Аннотация На уроке учащиеся познакомятся с новыми понятиями, научатся распознавать горные породы по образцам и узнают как применяются полезные ископаемые человеком. Во время урока будут решены следующие  цели и задачи: способствовать расширению и углублению знаний учащихся об основных видах горных пород и минералах, слагающих земную кору; формированию представлений о магматических, осадочных и метаморфических горных породах; способствовать формированию у учащихся умения  различать по внешним признакам горные породы; способствовать расширению знаний учащихся о применении горных пород человеком. После изучения данной темы учащиеся смогут лучше понимать значение полезных ископаемых для человека и называть области их применения, а так же самостоятельно распознавать горные породы.  

Урок географии в 6 классе по теме «Погода»
Автор: Алексеева Людмила Ивановна

                          Урок географии в 6 классе по теме  «Погода». Цели работы:  сформировать представление о погоде и её элементах, причинах, влияющих на её изменение; ознакомить с признаками  типов погоды и её предсказаниями. Задачи: научить ребят предсказывать погоду по местным признакам и знать значение синоптических карт для человека. Практическое значение: учащиеся смогут самостоятельно, по местным признакам, составлять прогнозы погоды, знать назначение синоптических карт.   Автор работы                                                                                          Алексеева Л.И.  

Разработка открытого урока «Путешествие по Австралии вместе с героями романа Эмилио Сальгари «Страна чудес» (7 класс).
Автор: Бакирова Гульшат Ришатовна

Разработка открытого урока «Путешествие по Австралии вместе с героями романа Эмилио Сальгари «Страна чудес» (7 класс). Бакирова Гульшат Ришатовна, РБ, МОБУ СОШ с.Тарказы, учитель географии Цели урока: знакомство с материком Австралия. Задачи урока: формировать умение работать с дополнительными источниками знаний, развивать творческие способности; воспитывать познавательный  интерес к географии. Работа содержит мультимедийные презентации и план урока, непосредственно связанного с содержанием книги.        

«Уроки географии в экспериментальном лицее»
Автор: Пяткова Лариса Васильевна

                                                                       Аннотация                            «Уроки географии в экспериментальном лицее»                                                                             Пяткова Лариса Васильевна, учитель географии                                                                            высшей квалификацинной категории МОУ                                                                            «Усть-Илимский экспериментальный лицей»     В экспериментальном лицее география преподается по авторскому учебно-методическому комплексу. На уроках  используются комплексные рабочие тетради. Они решают многие проблемы при изучении  устного предмета – это минимум записей, время используется для мыслительной деятельности, у учащихся - свой индивидуальный темп работы.  Особое внимание уделено работе в малых группах и роли учителя и ученика. Происходит процесс взаимообучения,  взаимопомощи.      

«Международная экономическая интеграция» «Интернационализация хозяйственной жизни. ТНК»
Автор: Голубкова Галина Ивановна

«Международная экономическая интеграция»      «Интернационализация хозяйственной жизни. ТНК»     •        Лекция. •        Характеристика основной темы: Данная методическая разработка посвящена Международной экономической интеграции, которую нужно рассматривать как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни, основанный на взаимном сближении и адаптации национальных экономик отдельных групп стран. •        Цель: дать представление о главных проблемах политических и социально-экономических процессов •        Практическое значение работы: 1.   Совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими  материалами   Голубкова Галина Ивановна  

Конференция «Поклонимся великим тем годам…».
Автор: Игнатьева Надежда Анатольевна

Урок-конференция: «Поклонимся великим тем годам…».                           Материалы, представленные  в конференции,  являются результатом  поисково-исследовательской  деятельности обучающихся при изучении регионального курса «Родное Подмосковье» и посвящены 70-летию битвы под Москвой. Содержание работы позволяет решать задачи познавательного и воспитательного характера через творческую деятельность и реализацию личностного потенциала  каждого обучающегося и могут быть использованы на уроках географии, истории и во внеклассной деятельности.         Игнатьева Надежда Анатольевна, МОУ Большевяземская гимназия                                                          (SC-5141)                                                      

Урок по теме «Народы и страны.» (География 7 класс)
Автор: Гамеза Надежда Алексеевна

Урок по теме  «Народы и страны.» (География 7 класс) Урок предназначен для учащихся 7-го класса, изучающих географию по учебнику И.В.Душиной.  Материки, океаны, народы и страны. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев; под редакцией В.П.Дронова. – М.: Дрофа, 2011. На уроке географии в 7-м классе используются средства и приемы учебной деятельности, направленные на формирование у учащихся яркого образа Евразии. Поставленные задачи направлены на развитие творческих способностей учащихся и умение применять уже полученные знания по географии при изучении нового материала. Знакомство с типологией стран, основанной на качественных признаках, учитывающих уровень социально-экономического развития стран Евразии. В процессе использования ИКТ (предлагается презентация к уроку созданная в программе Power  Point) на уроке активизируется познавательная деятельность и повышается мотивация обучения. В процессе урока активно используются игровые методики, что позволяет развивать географическое мышление учащихся и творческие способности; формировать грамотную устную речь; воспитывать в детях чувство товарищества, умения работы в коллективе, ответственности и самостоятельности; развивать познавательный интерес к предмету.  Данный урок, представляет особый интерес для учащихся 7 класса.  

Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме «Путешествие по Австралии»
Автор: Григорян Мария Николаевна

Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме «Путешествие по Австралии» Данная методическая разработка может быть использована на уроке обобщающего повторения и закрепления изученной темы; а также как внеклассное мероприятие при проведении предметной недели «География». Отдельные задания могут быть использованы как самостоятельные единицы на уроке изучения нового материала: отрывок из книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта» с последующим заданием: правда или вымысел об образовании материка Австралия и особенностях его природы (в словах Паганеля). Задания, предлагаемые учителем командам учащихся для выполнения, могут быть использованы на уроке проверки знаний учащихся; стихотворение «Австралия» применимо на уроках как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении темы. В методической разработке, помимо программной, содержится дополнительная информация к теме: красочные виды достопримечательностей Австралии, художественно-литературное описание природы Австралии, представители австралийской фауны.     Учитель географии и обществознания МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Хлебновка» Балаковского района Саратовской области                                                            М. Н. Григорян                                                                              

Урок географии в 9 классе « Хозяйство Европейского Юга».
Автор: Нажиткова Наталья Владимировна

Урок географии в 9 классе « Хозяйство Европейского Юга». Предполагает использование разнообразных форм и методов обучения, мультимедийных учебных пособий. Урок направлен на поддержание познавательного интереса школьников к географии своей страны, развитие информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Учащиеся характеризуют важнейшие отрасли хозяйства и их географию, раскрывая проблемы и перспективы экономического развития  региона, на основе анализа разнообразных источников информации. Нажиткова Наталья Владимировна, SC-3507  

Берегите Землю, берегите
Автор: Никольская Римма Михайловна

Земля является для человека самым большим богатством. В сценарии отражено отношение человека к окружающей среде: к лесам, полям, рекам. Природа, которая дает нам все для жизни, требует бережного внимательного отношения к себе. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Материал призывает подрастающее поколение к бережному отношению человека к природе. Земле необходима забота и тепло человеческих рук. Только заботясь о природе мы можем сохранить нашу Землю.

Электроэнергетика России
Автор: Борисова Елена Васильевна

Цели: Ученик должен знать такие понятия как, «электроэнергия», «энергосистема»; особенности электростанций и их расположение; способы получения электрической энергии  и  ее использование. Ученик должен уметь объяснить значение электроэнергии для экономики страны; сравнивать и выявлять более перспективные современные технологии в получении и передаче электрической энергии. Ученик должен научиться применять полученные знания на практике в рациональном использовании электроэнергии и ее сбережении, соблюдать правила техники безопасности при  пользовании электроприборами с целью сохранения своего здоровья. Задачи:  Общеобразовательные: Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации. Развивающие:Формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Воспитательные:Воспитание интереса к урокам географии.  Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний о типах электростанций и их расположении. Формы организации работы детей: дискуссия, деловая игра, работа с картой, проектная работа. Формы организации работы учителя: учебная дискуссия, проблемный урок, метод проектов.  В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний,  коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Учебная деятельность построена в соответствии с дидактическим циклом: выделение смысла – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение – систематизация.                                                                                                                                               Класс делится на четыре рабочие группы. Работа по этапам:  сообщение о типе станции;    презентация; заполнение опорного конспекта на доске, анализ результатов, рефлексия учащихся.                                                                                                                                        В процессе работы происходит смена деятельности – работа на компьютере, проведение опроса, дискуссии внутри группы. В течение урока проводится 1 физкульт.минутка.

Викторина «Океаны\"
Авторы: Гамеза Надежда Алексеевна, Старкин Алексей Владимирович

Викторина «Океаны\" Презентация викторины составлена таким образом, что учитель может воспользоваться ею во время изучения темы «Океаны» в 7 классе. Презентация содержит 43 слайдов, на которых представлены вопросы об океанах: географическом положении, климате, природе, животном мире и т.д. Викторину можно использовать для закрепления знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме «Океаны». Данная викторина представляет особый интерес для учащихся 7-9 классов при проведении недели географии   Старкин А.В.

Web-quest как средство реализации идей киберпедагогики
Автор: Горбатова Ольга Николаевна

Web-quest как средство реализации идей киберпедагогики В статье рассматриваются  возможности учебного Web-quest`а как средства для успешной киберсоциализации школьников.          

Формирование практических умений и организация предметно-практической деятельности обучающихся
Автор: Тишин Игорь Вячеславович

Формирование практических умений и организация предметно-практической деятельности обучающихся.    «Иду на урок!» Из года в год миллионы учителей по несколько раз в день произносят эту фразу. «Иду на урок!» С чем? Для чего и главное, для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким ему видится урок? Прохождение ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении обучающихся? Гладких ли ответов отдельных учеников по изученному или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех? Каким быть уроку в современной школе? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда, школой самостоятельности и творчества. Все чаще и чаше задумываются над этими вопросами учителя. Каким он должен быть? Как его подготовить? И самое главное, как его диагностировать? Современный урок должен быть «вмонтирован» в жизнедеятельность ребенка, потому что в школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создается фундамент образования, происходит воспитание, развитие, общение, раскрывается его творческая индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются с уроков в школе. И поэтому к уроку необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении. Психолого-педагогическая ценность современного урока состоит в том, что он выступает, главным образом, как система, обеспечивающая разумное, рациональное и эффективное осуществление совместной деятельности учителя и обучающихся, способной осуществлять все функции обучения. Урок часто называют лабораторией учителя - самой сложной, так как работа идет с «человеческим материалом» и требует прогнозирования возможностей обучающихся, методической отработки необходимого материала, представленного программами, заботы об общем образовании обучающихся, а в еще большей мере - воспитания тех личностных свойств, тех общественных и нравственных качеств, которые им необходимы. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. В своей работе я продемонстрировал некоторые варианты мето­дики обучения, которые позволяют решить важнейший вопрос педагогики: как обеспечить отход от системы воспроизведения знаний, от передачи их в готовом виде от учителя к ученику, как организовать самостоятельную работу, творческую деятельность учащихся, максимально способствующую их развитию.

Использование разнообразных форм работы с текстом учебника на уроках географии
Автор: Матвеева Людмила Николаевна

Аннотация       В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках географии.  Обычно работа с текстом  начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. В данной статье представлены разнообразные формы работы с учебником географии.

Учебная конференция «НТР, мировое хозяйство и США» с элементами конкурса. 10-11 класс.
Автор: Тетерева Ольга Ивановна

Аннотация   Учебная конференция «НТР, мировое хозяйство и США» с элементами конкурса. 10-11 класс.          Вниманию учителей представлена разработка учебной конференции (проводилась в рамках предметной недели по географии в школе). Углубляются и расширяются знания учащихся по вопросам мирового хозяйства и НТР, рассматриваются процессы интеграции и глобализации на примере отдельных отраслей мирового хозяйства, а также на примере хозяйства США. Развивается умение учащихся переносить информацию с бумажных носителей на электронные носители в сжатом виде и доступной для электората форме.                                                                                               Автор Тетерева Ольга Ивановна  

География городов. Строительство и проблемы современных городов. Усть – Илимск. Иркутская область
Автор: Пяткова Лариса Васильевна

                                   География городов. Строительство и проблемы современных городов.                                               Усть – Илимск.   Иркутская область        «Город – особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук     человеческих».  «Усть-Илим – на далёкой таёжной реке» - распевала в  начале 60-х вся страна. И эта песня до сих пор является визитной карточкой  Усть-Илимска.      Сегодня современный молодой город столкнулся с многочисленными проблемами, которые возникли в процессе его исторического раз­вития.                                                                                                 Пяткова Лариса Васильевна

Обобщение по теме „Африка“. Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита».
Автор: Нажиткова Наталья Владимировна

Тема: Обобщение по теме „Африка“. Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита». Урок  обобщения по теме  «Африка» представлен урок в форме  путешествия по следам Доктора Айболита,  помогающий решать образовательные, развивающие, воспитательные  задачи с применением межпредметных связей. На уроке создается  целостный образ территории на основе анализа разнообразных источников географической информации и применении активных форм обучения.  

Интегрированный урок географии и информатики, 8 класс Тема «Стихийные природные явления в литосфере»
Авторы: Трошкина Галина Петровна, Петухова Инна Юрьевна

Интегрированный урок  географии + информатики. Урок по теме «Стихийные природные явления в литосфере».  Цель урока:- познакомить с видами стихийных природных  явлений  в литосфере и причинами их возникновения; - продолжить формирование умений работать с картами атласа и ресурсами Интернета; Тип: урок усвоения новых знаний;  Метод: интернет-урок. Урок имеет большое практическое значение, так как он знакомит учащихся с причинами  возникновения стихийных природных явлений в литосфере, их последствиями и мерами борьбы с ними и формирует умения  быстро получать и анализировать  необходимую информацию.  

Вопросы на установление причинно-следственных связей на уроках географии материков и океанов. (7 класс).
Автор: Сапончик Ольга Николаевна

Вопросы на установление причинно-следственных связей на уроках географии материков и океанов. (7 класс). В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязие между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно. Если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинно-следственных связей между компанентами природы. Мною разработаны вопросы втрого и третьего уровней и данны краткие ответы на них по всему курсу географии 7 класса. Их можно применять как на традицонных уроках так и на уроках проблемного изучения. Вопросы способствуют активизации позновательной и мыслительной деятельности учащихся.                               Сапончик   О.Н.

Природно - ресурсный потенциал России.
Автор: Дудникова Светлана Викторовна

Аннотация к уроку географии  в 8 классе Урок по теме «Природно- ресурсный потенциал России», занимает важное место в теме и особенно в первом  разделе  «Особенности природы и природные ресурсы»,  идея этого урока пронизывает все темы при изучении регионов России и завершающую тему курса «Человек и природа».  Он связывает  предыдущие уроки и последующие. Знания этой темы будут необходимы при изучении экономической географии России в 9 классе.      Урок по данной теме позволяет полно использовать возможности  учащихся 8 класса,  проявить  их самостоятельность в поиске дополнительного материала,  развивать творческое мышление, прогностические, коммуникативные умения,  развивать  познавательный  интерес   учащихся, их творческие  способности. Урок  способствует  формированию  единой  картины  мира,  создает   положительный   эмоциональный  фон обучения, способствует  самореализации  личности через проигрывание ролевых отношений ;  воспитывает позитивное ценностное  отношение  к природе и природным ресурсам,  повышает экологическую  культуру  обучающихся.  Для раскрытия главного материала использовались методы : частично- поисковый, исследовательский.      Формированию  критического мышления способствовала  игровая  технология (ролевая игра). Использовались групповая и индивидуальная форма обучения, дифференцированный подход в отборе объема изучаемого на уроке материала.      

Географический марафон «Необыкновенные приключения»
Автор: Горбатова Ольга Николаевна

В статье представлена методическая разработка географического марафона «Необыкновенные приключения»  для учащихся 7 классов по произведению Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Цель создания разработки: способствовать воспитанию географической культуры учащихся, взаимоотношений людей друг с другом, отношения человека к природе.

Урок – обобщение по теме «Московская область»
Автор: Ладисова Елена Анатольевна

                      Урок – обобщение по теме «Московская область»     Данный урок является заключительным по теме «География своей области» и проводится в 8 классе в виде урока-путешествия. Основные цели и задачи урока: систематизация и контроль знаний учащихся  по теме, воспитание патриотизма и любви к своей малой родине, природо- и культуроохранное экологическое сознание, продолжение формирования навыков проектно-поисковой работы, самоконтроля и взаимоконтроля.                                                                                                                                                                                     /Ладисова Е.А./                                                            

Климат, внутренние воды, природные зоны Австралии
Автор: Кураева Тамара Федоровна

Урок географии:  «Климат, внутренние воды, природные зоны Австралии» 7 класс. Автор: Кураева Тамара Фёдоровна  код – SC -4128   Цель: Ученик   научится выделять  особенности природы материка               Австралия через работу с      картами,   учебником и другими               источниками географической информации. Задачи:   Ученик получит возможность сформировать представление о своеобразии, неповторимости природы Австралии – «материк наоборот». Создать условия для развития системы умений  работать с различными источниками информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.  Способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей   разрешать нестандартные проблемы; воспитывать коммуникативность, толерантность в работе в группе. Средства обучения: учебник географии  и атлас 7 класса, настенные карты  «Физическая карта    Австралии», ЦОР «Климатическая карта мира»,    Ход урока:    1 Создание проблемной ситуации для постановки цели урока. Я  хочу начать  сегодняшний урок со слов Жюля Верна из книги «Дети капитана Гранта» - «… Этот край самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения и климат – всё это удивляло, удивляет и  ещё удивит…».     Сформулируйте, пожалуйста,  тему    урока и задачи (что мы будем изучать). Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.   2.     Организация работы по воспроизведению в памяти опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний и умений.   Мы устремимся к берегам Австралии , а по пути вспомним и повторим изученный материал.      1.Блиц – опрос: ответы краткие и точные, попытайтесь не прерывать цепочку. Какое место по площади среди материков занимает Австралия? Пересекает ли Австралию экватор? Значит, Австралия находится в _________________  полушарии. Какая условная линия пересекает Австралию? В каких климатических поясах расположен материк? Что лежит в основе материка? В какой части Австралии расположены горы? Какие объекты природы отсутствуют в Австралии? Первенство в открытии материка принадлежи _____________. Какой путешественник доказал, что Австралия самостоятельный материк? Любая экспедиция начинается с изучения карт: опишите  береговую линию,   покажите   на   карте Австралии  моря, заливы, проливы и полуострова.   3. Мотивация.         И так, часть информации о материке мы уже узнали, но многое остаётся тайной, поэтому продолжим изучение материка. Если бы вы собрались в экспедицию в Австралию, какие бы вы вещи взяли с собой? На что нужно обратить внимание при подготовке? Ваши ответы:                                                                                                                                                                                                            Можно ли сразу составить точный список? – НЕТ. Для этого нам нужно более подробно изучить природу материка. Для того, чтобы вы точнее выделили особенности, послушайте, как описала Австралию  Г.Усова.   Австралия – страна наоборот. Она располагается под нами. Там очевидно ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год.   Там расцветают в октябре сады. Там в январе, а не в июле лето. Там протекают реки без воды Они в пустыне пропадают где – то.   Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи. Рождаются зверята из яиц И там собаки лаять не умеют.   Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводнение. Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населения.   Австралия – страна наоборот. Её исток на Лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ Австралия – страна наоборот!   4. Изучение нового материала –работа в группах.     Я предлагаю вам поработать в группах, выяснить особенности климата, внутренних вод, природных зон, в т.ч. органического мира.  (на работу   7-8  мин.). Если затрудняетесь самостоятельно дать характеристику, то на столах  план, подготовить выступление. Выберите ученика. Который будет выступать с информацией. Зачертите таблицу в тетради, занесите в неё результаты.   Климат Внутренние воды Природные зоны, органический мир.               I группа: описание климата. В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает? Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля? Чему равны максимальные и минимальные температуры? Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка? Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят? Общий вывод о закономерностях распределения основных компонентов климата.   II группа: описание внутренних вод Назовите реки и озёра материка. Как они распределяются по материку? От чего зависит их распределение? Какие особенности вы увидели на карте? Что они означают? Назовите основную особенность озёр. Вывод: почему в Австралии нет крупных, полноводных рек и распространены солёные озёра.   III группа: описание природных зон, особенностей органического мира. В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения? Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни? Чем отличаются природные зоны друг от друга? Какими растениями и животными они представлены? Вывод: почему Австралию можно  назвать природным заповедником? В чём уникальность органического мира материка?   ? Так какие же предметы вы должны взять с собой в экспедицию в Австралию?    Общий вывод: Почему Австралию называют  «страной наоборот»?            Вернёмся к нашему стихотворению и объясним смысл четверостиший.                                                                                          Повторение:  на столе карточки, вставьте пропущенные слова.   Задание для самопроверки: заполните текст, вставьте пропущенные слова.   Австралия расположена в ___________ климатических поясах. Наибольшее количество осадков выпадает на _______________ и _______________ материка. Большую часть занимают природные зоны _____________ и ________________. Переменно – влажные леса расположены на _____________ материка,  представлены в основном _________________, т.к. листья повёрнуты к солнцу ребром. Австралию можно назвать заповедником, т.к. только там обитают животные из отряда _____________________ и звери выводят детёнышей из __________.   Домашнее задание: Подготовить материал о животном или растении, которое                                      бы вы изобразили на эмблеме материка.   Рефлексия: заполнить таблицу   Что вы знали об Австралии до сегодняшнего урока Что узнали нового.        

Урок-исследование в 6 классе. Атмосферное давление.
Автор: Матвеева Людмила Николаевна

Урок-исследование  в 6 классе. Атмосферное давление.   Матвеева Людмила Николаевна, учитель географии МБОУ «СОШ №11» г.Чита     Аннотация    Данный урок  посвящён изучению атмосферного давления, основных  закономерностях его изменения. Планируемые результаты: личностные: изучать природу с целью правильного  понимания природных явлений; метапредметные: продолжить развивать умения выделять главное при работе с учебником предметные: дать представление  о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным  путём доказать наличие атмосферного давления. На уроке предусмотрено использование  разнообразныхметодов и методических приёмов: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, проблемный, практический, исследовательский. Урок включает разнообразные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную.  В процессе проведения урока  используется  ИКТ. Большое место на данном уроке занимают практические задания и задачи краеведческого  характера.          

Карта нашего стойбища
Автор: Витязева Марина Владимировна

Аннотация   Проектная работа: «Карта нашего стойбища» была выполнена воспитанниками 7 семьи по заказу воспитателя Витязевой М.В.Цель работы: Изучение истории своего края; развитие умений работать с географической картой ЯНАО; воспитание любви к родному краю.   В проектной работе участвовало 13 детей, возраст с 10 - 17 лет. Активные участники: Вылко Виктор, Вылко Виктория, Варцапов Егор.  Актуальность работы заключается в том, что ребята не знают  географического расположения своих стойбищ. Это работа началась в марте 2008 года. Ребята получили домашнее задание: - Узнать о географическом положении своего чума; - географических объектах  вблизи твоего стойбища. В начале работы ребята в беседе познакомились с историей своего края, изучили географическую карту ЯНАО, подробно ознакомились с картой Приуральского района. Освоили первоначальные топонимические знания. В индивидуальной беседе ребята рассказали и показали месторасположения своих стойбищ. Оформитель Вылко Виктор и Варцапов Егор составили карту нашего стойбища. Составитель географических указателей Вылко Виктория, составила географические названия на русском и ненецком языке:  

Познавательные задания по географии по темам: «География в древности», « Географические знания в Древней Европе», «Великие географические открытия»
Автор: Лебедева Елена Васильевна

Аннотация Название материала: Познавательные задания по географии по темам: «География в древности»,  « Географические знания в Древней Европе»,  «Великие географические открытия». При составлении материала использован учебник: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля 5-6 Кл. М., «Просвещение» 2013. Автор: учитель географии Лебедева Елена Васильевна Целью познавательных заданий по географии (в форме кроссвордов) является развитие познавательного интереса, а значит и творческой активности обучающихся 5 класса к такому предмету, как география.   Задания, которые представлены в форме кроссворда, на мой взгляд, содержат элементы новизны, которые  предполагают включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Выполнить такие задания ребенок может как самостоятельно, так и сотрудничая с учителем, родителями. Кроме того, так как уровень познавательного  интереса у  обучающихся разный можно использовать кроссворды  дифференцированно, более подготовленные дети получают задания повышенного уровня сложности, менее подготовленные - попроще. Выполнить кроссворд обучающийся может  как на уроке (на этапе закрепления), так и вначале его (входной контроль). Можно также  использовать кроссворд в качестве домашнего задания.   Более того, для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к предмету, необходимо систематически применять данные задания на уроках и во внеурочной деятельности.     2014-09-02   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Естественно-математическое , Модуль: География в школе     

Урок по географии 5 класс Тема: «Путешествие по Африке»
Автор: Матвеева Людмила Николаевна

Урок  по географии  5 класс   Тема:  «Путешествие по Африке»   Матвеева Людмила Николаевна учитель географии  МБОУ  «СОШ   № 11»  г.Чита   Данный урок посвящён одному из самых  интересных материков - Африки.  На уроке  предусмотрено изучение  следующих вопросов: Особенности природы Африки. Природные «рекордсмены» материка. Закономерности  изменения природы на материке. Население  Африки. В процессе изучения  темы урока  обучающиеся   выполняют разные  задания: отчёт экспедиций,   работа с учебником и атласом,  составление словесного  портрета,  заполнение таблиц  и т.д.  Все задания  направлены на формирование  предметных и метапредметных   учебных действий.   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Естественно-математическое , Модуль: География в школе

Урок по теме: Соседи Солнца.
Автор: Ладисова Елена Анатольевна

Урок в 5 классе по учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина   посвящен изучению планет земной группы. Планируемые результаты: Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.  Предметные УУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.  Метапредметные УУД:                                                                                                                                     - Познавательные УУД:формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. - Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, нахождение общего решения, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь. - Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу. В ходе урока применяются индивидуальные, групповые формы работы, работа в группах.   2014-12-26   Журнал: Открытый педагогический форум-2014, Направление: Естественно-математическое  , Модуль: География в школе

Формирование познавательных УУД на уроках географии
Автор: Горбатова Ольга Николаевна

Горбатова О.Н. Формирование познавательных УУД на уроках географии   В работе представлена разработанная автором технология, позволяющая работать над формированием у учащихся познавательных исследовательских УУД. Практическое значение и актуальность представленной технологии подтверждается публикацией ее основных положений в учебном пособии «Методика преподавания географии» для студентов географического факультета (АлтГУ, 2014 г.). Ряд заданий включены в учебник «География Алтайского края», готовящийся к изданию в 2015 г.     2015-16-07   Журнал: Открытый педагогический форум-2015, Направление: Естественно-математическое   , Модуль: География в школе


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010