Автор:
Матвеева Людмила Николаевна
Аннотация
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии. Обычно работа с текстом начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. В данной статье представлены разнообразные формы работы с учебником географии.
Статья:Использование разнообразных форм работы с текстом
учебника на уроках географии
Матвеева Людмила Николаевна
учитель географии высшей категории
МБОУ СОШ № 2 г.Чита
Для современных школьников основным источником получения знаний остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией. Проблемы школьного учебника и работы с ним на уроках изучали Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Б.П. Есипов, Д.Д. Зуев, Б.П. Эрдниев, А.В. Хуторской и другие.
При работе с учебником на первый план выходят такие важные функции, как закрепление материала, осуществление самоконтроля детьми, интегрирующая функция (приращение дополнительных знаний к основным), координирующая функция (привлечение к обучению таких качеств личности, как трудолюбие, мыслительная активность, творческие способности) и обучающая, наравне с информационной, трансформационной (преобразование материалов с возрастом) и систематизирующей логика в изложении) функциями.
В ФГОС предъявляются определённые требования к предметным и метапредметным результатам учащихся:
- умение работать с различными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии. Обычно работа с текстом начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. Все эти приёмы обработки информации можно использовать при работе с учебниками географии.
- Упражнение «Редактор» или перевод «с русского на русский». Читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами. Уточняем предложение, упрощаем его, но так, чтобы смысл не потерялся.
- Поставить вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговорённостей).
- Заполнить «слепой» текст с терминами из изучаемой темы (с поддержкой).
- Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: Почему?.. Зачем?.. Как можно объяснить?..
- Зашифровать понятия в символы, систему или последовательность символов.
- Составить разные предложения с одним и тем же понятием.
- Заполнение таблицы. На основе текста учебника заполнить различные виды таблиц.
7.1 «Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто…? |
Дайте три объяснения почему…? |
Что…? |
Объясните почему…? |
Когда…? |
Почему вы думаете…? |
Может…? |
Почему вы считаете…? |
Как звали…? |
В чём различие…? |
Согласны ли вы…? |
Предположите, что будет, если…? |
Верно ли…? |
Что, если…? |
7.2 «Что? Где? Когда?»
Кто? |
Что? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
|
|
|
|
|
7.3 Сводная таблица
Линии сравнения |
Объект №1 |
Объект №2 |
|
|
|
Пример таблицы:
Линии сравнения |
Баренцево море |
Охотское |
Географическое положение |
|
|
Площадь |
|
|
Соленость |
|
|
Температура |
|
|
Солёность |
|
|
Органический мир |
|
|
7.4 Таблица-синтеза.
Ключевые слова |
Толкование |
Выписка из текста |
До прочтения 1. 2. Во время чтения 1. 2. |
|
|
- Составить интеллект-карту темы.
Интеллект – карта отличается от системы понятий тем, что при её создании проектирование начинается с центра от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Сама готовая карта, как правило, напоминает рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков. В интеллект - карте могут присутствовать символы, рисунки и т.д.
9. Найти место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой.
10. В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение состоит из пяти строк.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.
Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.
Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Пример синквейна:
11 класс
Индия
Древняя, красивая
Увлекает, оживляет, притягивает
Самая необычная страна мира
Чудесная.
8 класс
Река
Широкая, полноводная
Протекает, изменяет, восхищает
Удивительный водный объект России
Водная артерия.
11. Составить схему понятий по прочитанному тексту. Система понятий – форма представления больших объёмов, связанных между собой понятий, терминов. Обычно это выглядит так:
12. Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство.
Что общего между тундрой и пустыней?
Что общего в географическом положении Польши и Китая?
Ответы найти в тексте учебника.
13. Сравнить два близких понятий по смыслу, найти различия.
Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов.
Сравните циклоны с антициклонами, найдите не менее 4-х отличий. Назовите различия между паводком и половодьем.
14. «Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы и др. Проанализировать и сделать вывод.
Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.
- Прочитать текст.
- Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс ( процессы).
- Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –граф- могут быть:
- название объекта;
- состав объекта;
- структура объекта;
- особенности объекта.
Название |
Состав |
Структура (рисунок) |
Особенности |
|
|
|
|
- Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать информацию о:
- название процесса;
- условие процесса;
- механизмах процесса;
- результатах процесса;
- значение процесса в природе (или для человека).
Название процесса |
Условия процесса |
Механизмы процесса |
Результаты процесса |
Значение процесса в природе (или для человека) |
|
|
|
|
|
- Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трёх столбцов:
- название объекта (процесса);
- сходство;
- различие.
Название |
Сходство |
Различие |
Объект 1. |
|
|
Объект 2. |
|
|
Одним из наиболее часто применяемых видов работы с учебником в классе является его комментированное чтение Оно обычно проводится в начале курса а затем – при изучении сложных разделов комментированное чтение учебника может происходить в форме фронтальной работы. Ученики читают текст, учитель попутно объясняет сроки и непонятные положения; ученики после чтения пересказывают текст своими словами и задают по нему вопросы. Эта работа проводится, в основном, с учащимися младшего возраста. В дальнейшем работа с текстом учебника усложняется, и по нему выдаются задания, а также различные виды самостоятельной работы, важнейшая из которых – составление по тексту плана изложение материала.
План представляет собой перечень проблем, рассматриваемых в тексте. Он может быть простым или сложным (развёрнутым). План способствует лучшему ориентированию в содержании текста. Есть два способа составления плана. Один – работа над планом в процессе чтения, второй – составление плана после ознакомления с текстом, что позволяет суммировать работу. План при этом получается более последовательным, чётким и даже более сжатым.
Работа над составлением плана по тексту учебника выполняется обычно так. Ученики читают текст определённого раздела, разделяют его на части, подбирают к ним заголовки и задают к тексту каждой из этих частей вопрос. Затем им предлагается пересказать текст по составленному плану или ответить на поставленные вопросы.
В наш век человеку трудно выжить без научных географических знаний, без правильного понимания, восприятия и интерпретации разнообразной социальной, экономической и политической информации. Чтобы не отстать от быстроменяющейся ситуации, человеку необходимо обращаться к книге или к электронным носителям информации, в которых также приходится работать в основном с текстовой информацией. Из книг он черпает знания, находит, читает в справочниках и применяет нужную информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, формул. Умения и навыки работы с книгой человек должен приобрести в школе. Учитель, который видит своё назначение о том, чтобы создать условия конкретному ребёнку для свободного саморазвития, рано или поздно осознаёт в числе прочих такую проблему: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником географии на каждом уроке и дома. Умения и навыки работы с книгой впоследствии призваны помочь каждому ребёнку в успешном самообразовании.
Литература.
- Галеева Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: «5 за знание», 2006.
- Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. –М.: Просвещение, 2011.