Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование разнообразных форм работы с текстом учебника на уроках географии

Автор:
Матвеева Людмила Николаевна

Аннотация:

Аннотация

      В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках географии.  Обычно работа с текстом  начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. В данной статье представлены разнообразные формы работы с учебником географии.

Статья:

Использование разнообразных форм работы с текстом

учебника на уроках  географии

Матвеева Людмила Николаевна

учитель  географии  высшей категории

МБОУ СОШ № 2 г.Чита

 

           Для современных школьников  основным источником получения знаний остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией. Проблемы школьного учебника и работы с ним на уроках изучали  Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Б.П. Есипов,  Д.Д. Зуев, Б.П. Эрдниев, А.В. Хуторской и другие.

         При  работе с учебником на  первый план  выходят  такие важные  функции, как закрепление материала, осуществление самоконтроля детьми, интегрирующая функция (приращение дополнительных знаний к основным), координирующая функция  (привлечение к обучению таких качеств личности, как трудолюбие, мыслительная активность, творческие способности) и обучающая, наравне с информационной,  трансформационной (преобразование материалов с возрастом) и систематизирующей  логика в изложении)  функциями.

  В  ФГОС предъявляются определённые требования к предметным и метапредметным результатам учащихся:

  • умение работать с различными источниками географической информации;
  • умение выделять,  описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и   явлений;
  • способности  к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

      В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках географии.  Обычно работа с текстом  начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. Все эти приёмы обработки информации  можно использовать при работе  с учебниками географии.  

  1. Упражнение  «Редактор» или перевод «с русского на русский». Читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами. Уточняем предложение, упрощаем его, но так, чтобы смысл не потерялся.
  2.  Поставить  вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговорённостей).
  3.  Заполнить   «слепой»  текст  с  терминами из изучаемой темы (с поддержкой).
  4.  Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: Почему?.. Зачем?.. Как можно объяснить?..
  5. Зашифровать   понятия в  символы, систему или последовательность символов.
  6. Составить  разные предложения с одним и тем же понятием.
  7. Заполнение   таблицы. На основе текста учебника заполнить различные  виды таблиц.

7.1    «Тонкие»  и «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Дайте три объяснения почему…?

Что…?

Объясните почему…?

Когда…?

Почему вы думаете…?

Может…?

Почему вы считаете…?

Как звали…?

В чём различие…?

Согласны ли вы…?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли…?

Что, если…?

 

7.2   «Что?   Где?  Когда?»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

 

7.3     Сводная таблица

Линии сравнения

Объект №1

Объект №2

 

 

 

       Пример  таблицы:

Линии сравнения

Баренцево море

Охотское

Географическое положение

 

 

Площадь

 

 

Соленость

 

 

Температура

 

 

Солёность

 

 

Органический мир

 

 

 

7.4    Таблица-синтеза.

 

Ключевые слова

Толкование

Выписка из текста

До прочтения

1.

2.

Во время чтения

1.

2.

 

 

 

  1. Составить  интеллект-карту темы.

  Интеллект – карта  отличается от системы понятий тем, что при её создании проектирование начинается с центра от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Сама готовая карта,   как правило,  напоминает  рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков.  В интеллект - карте могут  присутствовать символы, рисунки и т.д.

9.  Найти место в учебнике, где описывается  объект, представленный картинкой.

10. В настоящее время  для обобщения изучаемого материала часто  используется приём синквейн (слово происходит от французского слова «пять»). Это стихотворение состоит из пяти строк.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

 Вторая  строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.

 Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.

Пятая строка  - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

Пример синквейна:

11 класс

Индия

Древняя, красивая

Увлекает, оживляет, притягивает

Самая  необычная страна мира

Чудесная.

8 класс

Река

Широкая, полноводная

Протекает, изменяет, восхищает

Удивительный водный объект России

Водная артерия.

11.  Составить схему понятий  по прочитанному тексту.  Система понятий – форма представления больших объёмов, связанных между собой  понятий, терминов. Обычно это выглядит так:

 

 

 

 

 

 12.   Сравнить два близких  понятия по смыслу, найти сходство.

Что общего между тундрой и пустыней?

Что общего в    географическом  положении  Польши и  Китая?

Ответы найти в тексте учебника.

13.  Сравнить два близких понятий по смыслу, найти различия.

Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов.

Сравните циклоны с антициклонами, найдите не менее 4-х отличий. Назовите различия между паводком и половодьем.

14.   «Свернуть»   информацию,  данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы   и др.   Проанализировать   и   сделать вывод.

Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.

  1. Прочитать текст.
  2. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс  ( процессы).
  3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –граф- могут быть:
  • название объекта;
  • состав объекта;
  •  структура объекта;
  • особенности объекта.

Название

Состав

Структура (рисунок)

Особенности

 

 

 

 

  1.  Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать информацию о:
  • название процесса;
    • условие процесса;
    • механизмах процесса;
    • результатах процесса;
    • значение процесса в природе (или для человека).

Название процесса

Условия процесса

Механизмы процесса

Результаты процесса

Значение процесса в природе  (или для человека)

 

 

 

 

 

 

  1. Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трёх столбцов:
  • название объекта (процесса);
  • сходство;
  • различие.

Название

Сходство

Различие

Объект 1.

 

 

Объект 2.

 

 

 

     Одним из наиболее часто применяемых видов    работы с учебником в классе является его комментированное  чтение Оно обычно проводится в начале курса а затем – при изучении  сложных разделов комментированное чтение учебника может происходить в форме фронтальной работы.  Ученики  читают текст, учитель попутно объясняет сроки и непонятные  положения; ученики после чтения пересказывают  текст  своими словами и задают по нему вопросы. Эта работа проводится, в основном, с учащимися младшего возраста.  В дальнейшем работа с текстом учебника усложняется, и по нему выдаются задания, а также различные виды самостоятельной работы, важнейшая из которых – составление по тексту плана изложение материала.

  План представляет собой перечень проблем, рассматриваемых в тексте. Он может быть простым или сложным (развёрнутым). План способствует лучшему ориентированию в содержании текста. Есть два способа составления плана. Один – работа над планом в процессе чтения, второй – составление плана после ознакомления с текстом, что позволяет суммировать работу.  План при этом получается более последовательным, чётким и даже более сжатым.

   Работа над составлением плана по тексту учебника выполняется обычно так. Ученики читают текст определённого раздела, разделяют его на части, подбирают к ним  заголовки и задают к тексту каждой из этих частей вопрос.  Затем им предлагается пересказать текст по составленному плану или ответить на поставленные вопросы.

 В наш век человеку трудно выжить без научных географических знаний, без правильного понимания, восприятия и интерпретации разнообразной социальной, экономической и политической информации. Чтобы  не отстать от быстроменяющейся ситуации, человеку необходимо обращаться к книге или к электронным носителям информации, в которых также приходится работать в основном  с текстовой информацией.  Из книг  он черпает знания, находит, читает в справочниках и применяет нужную информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, формул. Умения и навыки работы с книгой человек должен приобрести в школе. Учитель, который видит своё назначение о том, чтобы создать условия конкретному ребёнку для свободного  саморазвития, рано или поздно осознаёт в числе   прочих такую проблему: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника».  Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником географии на каждом уроке и дома. Умения и навыки работы с книгой впоследствии  призваны помочь каждому ребёнку в успешном  самообразовании.

Литература.

  1. Галеева  Н.Л. , Мельчук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: - М.: «5 за знание»,  2006.
  2. Заир- Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. –М.: Просвещение, 2011.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010