Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование анаморфированных изображений в преподавании географии

Автор:
Горбатова Ольга Николаевна

Аннотация:

В статье проводится анализ существующих подходов к конструированию уроков с применением анаморфированных изображений, предлагается алгоритм анализа таких карт, приводятся примеры конкретных заданий для организации работы школьников на уроках географии

Статья:

SC-3180

Горбатова О.Н., учитель географии и экономики

МБОУ «Гимназия № 27» имени

Героя Советского Союза В.Е.Смирнова»

г. Барнаула

 

Использование анаморфированных изображений в преподавании географии

 

Развитие многих наук о Земле, связанных с пространственно-временным анализом, предполагает не только совершенствование способов отображения географических явлений, но и показ их отношений  и связей с другими явлениями, особенно в тех случаях, когда мы анализируем их как системы. Возникает необходимость исследовать варьирующие в пространстве характеристики сразу нескольких явлений. Выполнить такой анализ проще, если хотя бы одну из меняющихся в пространстве характеристик полагать равномерно распределенной и на ее фоне анализировать все остальные с ней взаимосвязанные. Для этой цели прибегают к трансформации изображения явления, взятого за основу. Под трансформацией будем понимать переход от картографического изображения, в основу которого, как правило, положена топографическая характеристика земной поверхности, к другому изображению, в основе которого – характеристика картографируемого явления. Трансформация осуществляется для теоретических и практических нужд и служит инструментом географического анализа.

Анаморфозы (анаморфированные изображения, карты-анаморфозы) можно определить, как географические изображения, производные от традиционных карт, масштаб которых  трансформируется в зависимости от величины характеристики явлений на исходной карте [4]. Процесс создания анаморфоз называется анаморфированием [4].

            Среди анаморфированных изображений можно выделить линейные и площадные. Существуют и объемные анаморфозы, например в виде трансформированных блок-диаграмм или рельефных карт.

За всю историю создания и использования анаморфоз можно найти примеры, относящиеся к самым различным областям. Наиболее часто они используются для разнообразных характеристик населения территории, в электоральной и медицинской географии, отображения качества окружающей среды.

Анализ литературы и ресурсов сети интернет позволяет сделать вывод, что пока разработано и опубликовано небольшое количество уроков с использованием анаморфированных изображений [2,3,6,8]. Объяснить это можно следующими причинами: отсутствует цельная методика использования анаморфоз в преподавании географии, широкому пользователю доступна лишь небольшая часть созданных учеными анаморфированных изображений (в том числе России), анаморфозы регионов России присутствуют фрагментарно [5,7].

Чаще всего на уроках используются анаморфозы в курсе «Экономическая и социальная география мира». Это карты: «Численность населения мира»  и  «Объем ВВП по странам мира». Как правило, учитель предлагает сравнить обычные карты с анаморфозами, а также найти на них территорию России. То есть используют простейший прием визуального анализа для иллюстрации темы урока. Как исключение, можно представить опыт Пастухова Д.А. [6], который использует анаморфированные изображения на разных этапах урока для реализации разных целей: на этапе  мотивации, на этапе освоения нового материала (школьники, работая в группах, составляют доклад с использованием анаморфозы), на этапе рефлексии, когда учитель задает школьникам вопрос: «В чем вы увидели плюсы, а в чем – минусы применения анаморфоз при изучении  проблем?». Буланов С.В. [2], работая с учениками по методу проектов,  предлагает школьникам самостоятельно построить простейшие анаморфозы, например,  численности населения федеральных округов России.

Мы считаем, что весьма полезным для конструирования уроков с применением анаморфированных изображений является сайт «Карты мира», созданный исследовательской группой пространственных социальных различий Шеффилдского университета Великобритании (www.worldmapper.org). Здесь размещено  366 анаморфоз. Карты в хорошем качестве в tiff, таблицы с данными в xls, постеры в pdf. Наиболее интересны анаморфозы, посвященные мировому транспорту (№ 27—40), международной торговле товарами (№ 41—92), энергетике (№ 109—120), военным расходам и вооруженным силам (№ 279—286). Поиск на сайте организован очень удобно. Нужную анаморфозу можно найти тремя разными способами: по тематическому каталогу (ссылка Map Categories), изображению-миниатюре (Thumbnail Index), алфавитному указателю (A-Z MapIndex). Все анаморфозы могут быть показаны в версии с высоким разрешением (High Resolution image), для всех доступны базовые таблицы показателей, принятых для расчетов — Data files: Excel (large with map), Excel (small no map). Оба варианта представляют собой файлы табличной программы Excel, но в первом варианте в таблицу добавлена анаморфоза, а во втором варианте ее нет. Здесь размещены как статические анаморфозы, так и динамические. Статические анаморфозы представлены картами: «Численность населения мира» и «Площадь стран мира». Для удобства чтения карт,  при подведении курсора мыши высвечивается название страны. Можно перейти и на страничку «Постер», где представлена карта с текстовым описанием, статистическими данными, диаграммами и т.д. Эти изображения готовы для вставки в презентацию к уроку. На сайте размещен также Атлас стран мира. Для того, чтобы им воспользоваться, нужно выбрать курсором мыши страну на карте. Открывается вложенная карта страны, на которой показано анаморфированное изображение численности населения по регионам этого государства.  Кроме статических, на сайте представлены и динамические или анимационные анаморфозы двух видов. Движущиеся геоизображения передают изменения объектов не только в пространстве, но и во времени, то есть как бы в четвертом измерении. Созданием и изучением таких изображений занимается анимационная картография [1]. В первом случае обычная карта по щелчку мыши начинает трансформацию и превращается  в анаморфозу. Например, политическая карта мира преобразовывается в анаморфированное изображение, составленное с использованием данных о численности населения стран: постепенно  растет территория Китая и Индии, сжимается территория других стран. Во втором случае меняется изначально анаморфированное изображение. Например,  в динамике показана ситуация, фиксирующая численность людей, живущих  на один доллар в день (площадь страны соответствует доходу), затем постепенно площади стран изменяются  и зритель видит увеличение площади стран (в соответствии с ростом доходов) вплоть до 200 долларов в день. На сайте представлены  и другие динамические анаморфозы. Например, карта, иллюстрирующая изменение количества пользователей интернет в мире с 2000 по 2007 годы, а также карта, показывающая возраст наступления смерти в странах мира (от младенчества до возраста более 100 лет).

            Данный сайт предоставляет возможность  работы и  с меню «Категории карт». Для этого в левом столбце нужно выбрать категорию, например, образование, миграции, природные ресурсы и т.д., затем в таблице справа выбрать необходимую карту.  Карты можно распечатывать.

            Очень интересен раздел «Атлас». Здесь собраны карты стран мира, отображающие размещение населения этих стран.

На форуме «Мост» размещены анаморфозы: «Железнодорожный транспорт мира», «Авиа-перевозки», «Цены на жилье», «Страны, имеющие ядерное оружие», «Количество людей, погибших от боевых действий в 1947-2004 гг.». Интересен сайт «Человек и окружающая среда» (http://www.priroda.su/item/548). На страничке этого сайта  «Реальный мир в картах» размещены анаморфозы: «Нефтяные гиганты земли», «Газовые гиганты Земли», «Площадь стран мира», «Международные иммигранты», «Страны, излюбленные туристами», «Мопеды и мотоциклы», «Самые богатые страны в начале нашей эры», «Благосостояние стран в 1900 и 2015 гг.», «Потребление алкоголя» и «Эмиссия углекислого газа». Составители карт: Даниэль Дорлинг, Марк Ньюмэн и Анна Барфорд, Карты были впервые напечатаны в журнале «Thames & Hudson».

        На уроках географии также можно использовать анаморфированные изображения России, вошедшие в Атлас «Le Monde diplomatique» (под  редакцией Игнасио Рамоне, Алена Греша, Жана Радваньи, Филиппа Рекацевича, Катрин Самари и Доминика Видаля).  Этот Атлас подготовлен Центром исследований постиндустриального общества в 2007 году и  представляет собой русскую версию атласа, выпускаемого раз в три года редакцией одноименной французской газеты. Атлас знакомит с направлениями и ходом развития современных глобальных процессов. В Атлас вошла специальная глава о России, подготовленная Лабораторией комплексного картографирования и лабораторией устойчивого развития географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Анаморфированные изображения можно найти и в Атласе «Устойчивое развития России» - комплексном фундаментальном научно-справочном картографическом произведении. Атлас создан коллективом автором МГУ им. М.В.Ломоносова. Готовится к изданию и мультимедийная версия Атласа, которая дает возможность, в том числе, и для демонстрации динамических картографических изображений. Например, здесь размещены анимации, характеризующие рост антропогенной нагрузки на природную среду России. Картографическая анимация «Изменение распаханности и лесистости регионов России за последние 300 лет» дает динамическую картину этих процессов с помощью плавного изменения оттенков цвета в зависимости от величины показателей. Эффект непрерывности достигается за счет экспериментально подобранного размера шага (3-5% изменения насыщенности цвета на каждый процент изменения показателя распаханности или лесистости). При достижении пороговых значений этих показателей происходит смена одного цвета на другой. Анимация «Рост сети городов России» демонстрирует процесс возникновения и переименования российских городов при помощи последовательного появления на экране значков населенных пунктов и их названий. Каждой исторической эпохе соответствует свой цвет значков. Анимация «Развитие металлургической промышленности России в XVIII-XX вв.» является первым этапом подготовки комплексной анимации «Развитие промышленности и транспорта России». Появление на экране значков металлургических центров, постепенное изменение их размера (увеличение или уменьшение - вплоть до исчезновения) дают наглядную картину развития этой отрасли промышленности. В демонстрационном режиме все анимации показываются со скоростью 10 кадров в секунду (каждый кадр соответствует одному году).

Для конструирования уроков по географии России можно использовать анаморфированные изображения, представленные в  книге Тикунова В.С.  [4]. Например, это карты: «Численность населения России», «Численность умерших», «Численность родившихся», «Объем промышленного производства», «Инвестиции в основной капитал», «Общий объем розничного товарооборота». К сожалению, эти карты можно использовать только для сравнения, т.к. составлены они в 90-е годы ХХ века и исходные статистические данные сильно устарели. Анаморфированных изображений, созданных для регионов России очень мало. Есть карты Чистякова П. «ВРП регионов России» и анаморфозы по Бурятии.

Предлагаем следующий алгоритм анализа анаморфозы:

  1. Укажите вид карты по охвату территории.
  2. Укажите вид карты по масштабу.
  3. Укажите вид карты по содержанию.
  4. Изучите легенду карты и сделайте вывод о назначении анаморфозы.
  5. Какие знания можно получить при работе с этой картой?
  6. Какие текстовые источники (административные справочники, материалы переписей населения) необходимо привлечь для более полного анализа анаморфозы?
  7. Оцените зарамочное оформление (текст, таблицы, дополнительные карты, профили, диаграммы) и его назначение
  8. С какими картами можно сравнить анаморфозу, чтобы получить более полную картину явления?
  9. Людям каких профессий необходима данная карта при работе?
  10. Как можно преобразовать  (усовершенствовать) карту?

Далее  представлены возможные типы заданий с использованием анаморфоз на уроках географии.

- Чтение и визуальный анализ анаморфозы;

- Анализ анаморфоз различной тематики;

- Обозначение на анаморфозе географических объектов (как вариант использовать анаморфозу как контурную карту);

- Составление анаморфоз и простейших картодиаграмм;

- Использование статистических данных и геоинформационных систем разных форм и содержания для построения анаморфоз;

- Использование анаморфозных изображений для иллюстрации сообщения, доклада, презентации, проекта;

- Сравнение анаморфозных изображений с традиционными картами;

- Составление по карте-анаморфозе вопросов и заданий;

- Организация коллективной, групповой или индивидуальной работы по карте;

- Анализ дополнительного материала, размещенного на полях карты;

- Использование возможностей графических программ (выполнение рисунков на карте, надписей в цифровом виде);

- Построение профилей, разрезов с помощью анаморфоз;

-Составление таблиц, диаграмм, используя данные анаморфированного изображения;

- Решение творческих (теоретических, практических) задач и т.д.

Все это разнообразие приемов дает возможность учителю выбирать свой путь методики включения анаморфоз в учебно-познавательный процесс в зависимости от темы урока, учебных задач, возможностей и интересов учащихся.

В результате выполнения следующих заданий ученики должны усвоить, что карта-анаморфоза является, с одной стороны, важнейшим источником географической информации, а с другой стороны, методом географического исследования.

В ходе выполнения заданий ученики приобретают или закрепляют следующие умения:

− отбирать необходимую информацию с представленной для анализа анаморфозы;

− отбирать критерии для сравнения полученной информации в ходе анализа нескольких анаморфоз или анаморфоз с обычными географическими картами;

− оценивать и объяснять полученную при анализе информацию;

− использовать различные источники географической информации для выполнения поставленных задач;

− применять различные картографические способы нанесения географической информации на карту-анаморфозу;

− составлять анаморфозы с применением традиционных или разработанных самостоятельно обозначений.

1.       Используйте анаморфозы, опубликованные на сайте www.worldmapper.org, и составьте компьютерную презентацию «Место России в мировой экономике». Какие карты вы отобрали для презентации? В каком порядке их расположили?

2.       Найдите данные по численности населения 10 крупнейших агломераций мира на сайте www.world-gazetteer.com. Нанесите эти агломерации на анаморфозу (площади стран пропорциональны численности населения). Размеры условных знаков должны быть  пропорциональны численности населения агломераций. Проанализируйте получившееся изображение и сделайте все возможные выводы.

3.       Пользуясь материалами сайта www.worldmapper.org, подберите анаморфозы для иллюстрации глобальной демографической проблемы. Подберите примеры демографических пирамид на основе базы данных сайта Бюро переписей США www. census.gov. Сделайте выводы.

4.        Составьте базу данных и постройте анаморфированные  изображения Алтайского края: «Памятники природы», «Рождаемость в районах Алтайского края» и т.д.

5.       Составьте классификацию известных вам анаморфированных изображений.

6.       Внимательно рассмотрите анаморфированное изображение, предложенное учителем. Ответьте на вопросы: в каких целях использована фоновая окраска на данной карте, какие географические объекты обязательно должны быть обозначены на анаморфозном изображении мира, какая информация вынесена в легенду карты-анаморфозы? Почему?

7.        Для выполнения задания используйте анаморфозу «Численность населения стран мира». Определите пять самых крупных стран по численности населения, сравните полученные данные с площадью стран на политической карте мира. Какие выводы можно сделать при сравнении анаморфозы и карты плотности населения? Можно ли с помощью политической карты и карты плотности населения мира выделить две крупнейшие страны мира по численности населения? Если да, то что это за страны. Можно ли с помощью анаморфозы определить страны, в которых население преимущественно сконцентрировано в прибрежных областях?

8.       Придумайте сюжет для анимационной анаморфозы (например, расширение границ Европейского Союза с момента его основания до настоящего времени, освобождение стран от колониальной зависимости и т.д.).  Какое анаморфированное изображение необходимо взять за основу для составления данных карт?

9.       Выберите две любые карты: обычную тематическую и анаморфозу и проведите свой самостоятельный сравнительный анализ. Для этого продумайте план действий, в котором выделите критерии сравнительного анализа. Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.

Критерий

сравнительного

анализа

Характерные

особенности

тематической карты

Характерные

особенности

анаморфозы

Выводы

по результатам

сравнения

 

 

 

 

10.   На анаморфозе ««Численность населения России» подпишите названия субъектов федерации.

11.   Специально выбранным цветом фоновой окраски на анаморфозе «Численность населения стран мира» обозначьте страны бедные нефтью. Обозначьте выделенные страны цифрами, которые отразите в легенде карты с расшифровкой названий стран и их столиц. Специальной штриховкой отметьте десять стран самых богатых нефтью и (другой штриховкой) государства, имеющие с ними общую сухопутную границу. Внесите обозначения в легенду. Сделайте выводы.

12.    Используя статистические данные, составьте необходимые диаграммы и нанесите их на карту-анаморфозу «Уровень экономического развития субъектов РФ». Сделайте анализ получившейся картодиаграммы.

13.   Составьте задания и вопросы по анаморфированному изображению.

14.   Вставьте пропущенные на анаморфозе названия стран.

15.   Используя анаморфозу «Обеспеченность стран углем», отметьте на карте предполагаемые направления международной торговли этим сырьем.  Сравните результат с традиционной картой экономических связей.

16.   Используя анаморфированные изображения сайта www.worldmapper.org составьте как можно более полную географическую характеристику одной из стран мира.

17.   Используя анаморфозу «Обеспеченность лесами», постройте столбчатые диаграммы для первых 10 стран наиболее обеспеченных этим ресурсом.

18.   Составьте комплексную характеристику производства энергии на АЭС, используя одноименную анаморфозу и постер с дополнительными данными.

19.   Используя возможности интерактивной доски, дополните анаморфозу «Производство электроэнергии в странах мира» информацией о нетрадиционной энергетике. Сделайте вывод.

20.   Используя анаморфозу «Население Китая» опишите закономерности размещения населения в этой стране.

21.   Используя анимационную анаморфозу «Изменение  численности населения стран мира», сделайте вывод о тенденциях в изменении численности населения по странам и регионам мира.

22.   Используя анимационную анаморфозу «Доходы населения», сделайте вывод о распространенности проблемы бедности по странам мира.

23.   Используя анимационную анаморфозу «Детская смертность», сделайте вывод о возрасте детской смертности по странам и регионам мира. Объясните ситуацию.

24.   Используя анимационную анаморфозу «Пользователи сетью интернет», сделайте вывод о распространении     Интернета по странам мира с 2000 по 2007 годы.

25.   Выполните следующие действия и составьте карту-анаморфозу валового регионального продукта в одном из федеральных округов России. 1.Составьте список субъектов, входящих в предложенный федеральный округ. 2. Определите субъекты с наименьшими и наибольшими показателями ВРП и выберите оптимальный масштаб (например, масштаб: в 1 клетке-10 млрд. руб). 3. Произведите необходимые  расчеты. 4. Начертите карту-анаморфозу по показателю ВРП (выраженному через масштаб), так чтобы контуры субъектов максимально напоминали действительное их очертание и отражали реальное соседство между субъектами федерального округа. 5. Показатель ВРП на душу населения отразите на карте цветом, т.е. произведите типологию регионов по этому показателю, выделив богатые, средние и бедные регионы.

Требования к оформлению

1. Работа должна быть выполнена на листе формата А4.

2. Название «Карта-анаморфоза. Показатель – название региона – год, по которому использовались данные».

3. В легенде картосхемы указать:

- масштаб, с помощью которого отображался показатель ВРП;

- типологию регионов по ВРП на душу населения (отобразить цветом и градацией значений);

- название субъектов Федерации, обозначенных на карте-анаморфозе,

цифрами.

26.    Используя анаморфированную карту «Численность населения стран мира» выполните следующие действия. 1. Подпишите на анаморфированной карте названия государств. 2. Сравните анаморфированную карту с политической картой мира. 3. Приведите примеры а) десяти государств размеры, которых на анаморфированной карте больше их реальных размеров, б) меньше их реальных размеров. Охарактеризуйте причины найденных несоответствий. 4.  Пользуясь статистическими данными (коэффициенты рождаемости и смертности) выделите 10 стран с наибольшим коэффициентом рождаемости и 10 стран с наименьшим. 5. Обозначьте выделенные страны на анаморфированной карте соответствующими цветами. Это поможет посмотреть на анаморфированную карту как будто сквозь «фильтр» и выявить причины анаморфоз. 6. Найдите 10 стран с наибольшим коэффициентом смертности и 10 стран с наименьшим. Обозначьте их на карте. Сделайте вывод о причинах анаморфоз. 7.Пользуясь анаморфированной картой и таблицей коэффициентов рождаемости и смертности охарактеризуйте демографические проблемы нашей страны. Обратите внимание на демографические характеристики окружающих ее стран и политические изменения, произошедшие посте распада социалистической системы. Сделайте выводы и оформите их в виде эссе.

27.   Изучите анаморфозу, предложенную учителем. Определите по какому показателю она составлена.

28.   Изучите анаморфозу «Производство зерновых» на сайте www.worldmapper.org. Сравните изображения Канады и России. Почему Россия, занимая большую площадь, не входит в число ведущих мировых экспортеров зерна?

29.   Изучите анаморфозу «Распределение информационных сюжетов программы «Вести» по субъектам РФ» (http://www.scholar.ru). Составьте список субъектов-лидеров. Объясните. Чем вы можете объяснить низкий интерес СМИ к азиатским регионам? Какие интересные сюжеты можно было бы предложить телевидению об этих регионах? Проведите собственное исследование на примере своей области (края).

            Подведем итоги практической целесообразности и перспективности использования анаморфоз. Во-первых, и это не самое главное, их убедительность как иллюстраций, позволяющих зрительно представить себе некоторые неочевидные факты, а, возможно, даже и увидеть какие-то скрытые географические закономерности. Во-вторых, анаморфозы делают более наглядным анализ взаимосвязей между явлениями, на фоне определяющих их характеристик, заложенных в проекцию. В-третьих, создание анаморфированных изображений в целом ряде случаев целесообразно для моделирования структуры, взаимосвязей и динамики географических явлений.

Мы считаем, что использовать анаморфированные изображения в учебном процессе необходимо не вместо, а наряду с другими средствами обучения. Сочетание анаморфоз с другими картами и средствами наглядности позволит в ходе занятий более эффективно структурировать разрозненные знания, объединять их в целостный географический образ изучаемой территории. Применение анаморфоз возможно на всем протяжении изучения курса, что позволит обеспечить заинтересованность, мотивационную готовность, положительный эмоциональный настрой учащихся, инициировать их на активную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.

 

 

Список литературы

 

1.     Берлянт А.М. Графические модели мира/Соросовский образовательный журнал. – 1999. - № 4. – с. 65-71

2.     Буланов С.В. Метод проектов в географическом образовании// География в школе. – 2002.- № 6.- с. 37 - 44

3.     Габдуллина М.В. Конспект урока «Численность населения мира и его воспроизводство». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// mrcpk.marsu.ru/.../gabdullina/_private/urok.doc

4.     Гусейн-Заде С.М., Тикунов В.С. Анаморфозы: что это такое? - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 168 с.

5.     Ивлиева Н.Г. Картографические исследования в решении социально-географических проблем. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.geoeko.mrsu.ru/2009-2/pdf/ivllieva.pdf

6.       Пастухов Д.А. Конспект урока по географии для 11 класса на тему «Глобальные проблемы человечества». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pkipkro.perm.ru/.../Pastuhov_D.A.-4-_Konspekt.doc

7.     Салищев К.А. Картоведение – М.: Изд-во МГУ, 1990. - 400 с.

8.     Третьякова Е.И. Австралия – страна наоборот. Разработка урока в 11-м классе. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/574890 Австралия

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010