Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Обобщение по теме „Африка“. Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита».

Автор:
Нажиткова Наталья Владимировна

Аннотация:

Тема: Обобщение по теме „Африка“. Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита».

Урок  обобщения по теме  «Африка» представлен урок в форме  путешествия по следам Доктора Айболита,  помогающий решать образовательные, развивающие, воспитательные  задачи с применением межпредметных связей. На уроке создается  целостный образ территории на основе анализа разнообразных источников географической информации и применении активных форм обучения.

 

Статья:

Нажиткова  Наталья Владимировна, SC-3507

Тема: Обобщение по теме „Африка“.

Урок – путешествие «По следам Доктора Айболита».

 

 

Цель урокаучащиеся проверяют и обобщают знания о природе, населении материка  Африка в ходе дидактической игры, выявляют причинно-следственные связи между природными компонентами на основе анализа тематических карт, текста и иллюстраций в ходе индивидуальной, фронтальной и групповой работы, формируя оценочные суждения своей деятельности, своих знаний.

Задачи:

  1. Учащиеся обобщают знания об особенностях ФГП, рельефа, климата, внутренних вод, природных зонах Африки при выполнении фронтальных, групповых и индивидуальных практических заданий;
  2. Учащиеся выявляют причинно-следственные связи на основе анализа карт, климатодиаграмм, раздаточных материалов;
  3. Учащиеся определяют географическое положение, формы рельефа, тип климата, природные зоны с характерным видовым составом растений и животных, население и направления хозяйственной деятельности на заданной территории при осуществлении виртуального путешествия;
  4. Учащиеся развивают пространственное мышление через выполнение заданий с контурами карты Африки;
  5. Учащиеся развивают умения коллективного решения учебных задач в совместной практической деятельности; самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом  и подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме;
  6. Учащиеся воспитывают основы географической культуры, развивая познавательный интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме

Методы обучения:

1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).

2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно -иллюстративный, частично - поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Учебное пособие: 

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

Оборудование:   индивидуальные задания для проверки знаний в трех вариантах, маршрут каждой команды (инструктивные карточки,  картосхемы материка), жетоны для оценки ответов учащихся, компьютерная презентация, листы самооценки, интерактивное приложение «Повторение и контроль знаний. География. 6-7 классы».

Место урока в теме: заключительный урок в теме «Африка» раздела «Материки и океаны».

 

Ход урока:

Этап урока, хронометраж

Действия учителя

Действия учащихся

Методические комментарии

1. Организа-ционный момент

(1 мин)

 

Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

До урока рассаживаются по группам, готовят необходимые материалы. Реализация функциональных возможностей дежурных. Готовность класса к работе.

Создание положительного отношения к уроку, подготовка учащихся к серьезной, вдумчивой работе.

2. Привлекательная цель

1 мин.

Включается музыкальный фрагмент из сказки «Айболит», слайд презентации.

Зачитывает стихотворение

«Добрый Доктор Айболит»

Добрый Доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый Доктор Айболит!

 

Смотрят на слайд презентации. Слушают муз. фрагмент,   учителя, вспоминают литературное произведение

Активизация внимания учащихся за счет привлечения межпредметных связей с литературой и музыкой

3. Постановка целей и задач

2 мин.

Какие же задачи стоят перед нами сегодня?

Открывает слайд презентации с целями и задачами на урок.

 

Проводит инструктаж. Знакомит с видами деятельности на уроке в ходе отрывка стихотворения.(слайд презентации)

 

Называют задачи урока в ходе фронтальной беседы.

 

 

 

Получают инструктивные карточки и листы самооценки

Принятие целей и задач самими учащимися.

 

 

 

 

Организация внимания учащихся на форму проведения урока и оценки знаний учащихся.

4. Игра – путешествие  «По следам Доктора  Айболита»

  1. Геолото

1мин

Вдоль по жаркой Африке

Бегают жирафики.

Наизусть жирафики

Знают карту Африки.

Выйдем и мы просто из положения:

Карту создадим в одно мгновенье.

 

Предлагает составить  карту материка из кусочков.

Слайд презентации

Командой выполняют задание

Игровой момент представляет собой разминку, вход в игру по материку. Сплочение команды на выполнение заданий.

  1. Немая карта

 3мин.

А теперь прошу на этом плане

Нанести моря и океаны.

Реки, заливы и проливы…

Ну, смелее! Кто здесь непугливый?

 

Предлагает нанести объекты географической номенклатуры на немую карту.

Слайд презентации

Выполняют задание командой.

Основные знания детей по географии сводятся к определению географической номенклатуры. Проверяются как индивидуальные знания, так и предоставляется возможность взаимообучения в ходе совместной деятельности.

  1. Подведение итогов первых этапов игры

4 мин.

Что ж! Сравним все с картой настоящей,

Думаю, эскиз наш подходящий.

А теперь, используя все это,

Дайте обстоятельней ответы.

Доказать при этом вы попробуйте

Положенье Африки особое!

Проводит взаимопроверку выполнения заданий с привлечением компьютерной презентации.

Собирает немые карты для оценки.

Проверяют выполнение работы, сопоставляя свои ответы с картой на презентации.

Ребята оценивают свою работу в листах оценки по этим конкурсам.

Способствование развитию самооценки учебной деятельности.

4. Определи климатический пояс

Организует работу о характеристике климатических поясов с привлечением слайдов презентации.

 

 

 

Проводит проверку после ответов ребят. Показывает слайд с верными ответами.

Команды выбирают характеристики климатических поясов: 1 команда - экваториальный, субэкваториальный,

2 команда - тропический и субтропический. Поясняют свой выбор.

Проверяют себя и оценивают работу по этой игре.

Сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной работы по характеристике

5. Физ. минутка

Учитель проводит минутку разминку под музыку. Демонстрируется слайд презентации.

  • Потянемся, как усталые львята;
  • Попрыгаем, как древесные лягушки;
  • Подурачимся, как маленькие обезьянки;
  • И наконец,  улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.

 

Ребята выполняют движения.

Осуществление здоровьесберегающих элементов в урочной деятельности.

6. По следам Доктора Айболита.

14 мин.

Предлагает командам маршрут по Африке и карточку-инструкцию по его характеристике.

Получают задание, описывают маршрут в течение 7 мин.

 

Представляют свой маршрут на аудиторию. 5 мин.

Ребята оценивают свою работу в листах оценки по этим конкурсам.

Основное задание по составлению комплексной характеристики территории материка, на которой побывал Доктор Айболит.

7. Что это? Кто это?

5 мин.

Предлагает определить объекты материка, описать их по изображению в презентации.

Отмечает верные ответы ребят жетонами

Поочереди определяют объект.

.

Главная цель - набрать больше жетонов за правильный ответ и объяснение.

Подготовка к индивидуальной проверке знаний по теме.

8. Ты мне, я тебе

5 мин.

Организует работу команд по задаванию своих вопросов.

Корректирует работу команд

Команды по жребию задают вопросы друг другу.

Отвечают на вопросы.

Проявляется самостоятельность в выборе интересующих вопросов и оценке работы команды.

9. Индивидуальный опрос

5 мин.

Где-то под руками были близко

Доктора Айболита записки.

Он себя считает знатоком,

Африканский мир ему знаком.

Постарайтесь вы найти при чтении,

Что здесь подвергается сомнению?

 

Предлагает каждому учащемуся индивидуальную работу на 5 мин.

Получают задание от учителя. Выполняют его индивидуально в течение определенного времени.

Предложенные задания дифференцированные. Учитель самостоятельно определяет вид работы для каждого учащегося в команде. Определение качества знаний учащихся по теме.

9. Самоанализ и рефлексия.

2 мин.

Предлагает каждому учащемуся проанализировать свою работу на уроке. (демонстрируется слайд). Отметить в карточке самооценки свое настроение под цифрами 1,2,3 соответственно изображениям.

Предлагает оценить свою работу на уроке, высказать сове мнение о получивших знаниях, умениях

 

Проводят рефлексию своей деятельности  в карточках оценки и на аудиторию.

Сдают свои карточки учителю

 

Подведение итогов урока самими учащимися способствует развитию объективной самооценки, умению рефлексировать свою деятельность.

10. Заключение. Подведение итогов урока.

Хоть заданья были и  с подвохом,                                Справились вы с ними совсем не плохо.

 

Подводит итог урока стихами, слайдом презентации. Благодарит ребят, оценивает кратко их работу.

 

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

                                                                       Николай Гумилев,                                      русский поэт (1886 - 1921)

 

 

 

Слушают учителя, соотносят свое настроение с итогами учителя.

Позитивное заключение урока способствует сохранению познавательного интереса учащихся к урокам географии.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агеева, И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие / И.Д.Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Воробцова, Т.Н. Гоеграфия.7 класс / Т.Н.Воробцова. – Волгоград: Изд-во «Учитель-АСТ», 2002
  3. Крылова, О.В. Уроки географии: 7 класс из опыта работы / О.В.Крылова. - М.: Просвещение, 1990
  4. Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс / Н.А.Никитина. – М.: «Вако», 2006
  5. Чуковский, К. У меня зазвонил телефон / К. Чуковский. – РИО «Самовар», 1998

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010