Автор:
Тишин Игорь Вячеславович
Формирование практических умений и организация предметно-практической
деятельности обучающихся.
«Иду на урок!» Из года в год миллионы учителей по несколько раз в день произносят эту фразу. «Иду на урок!» С чем? Для чего и главное, для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким ему видится урок? Прохождение ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении обучающихся? Гладких ли ответов отдельных учеников по изученному или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех?
Каким быть уроку в современной школе? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда, школой самостоятельности и творчества. Все чаще и чаше задумываются над этими вопросами учителя. Каким он должен быть? Как его подготовить? И самое главное, как его диагностировать? Современный урок должен быть «вмонтирован» в жизнедеятельность ребенка, потому что в школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создается фундамент образования, происходит воспитание, развитие, общение, раскрывается его творческая индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются с уроков в школе. И поэтому к уроку необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении. Психолого-педагогическая ценность современного урока состоит в том, что он выступает, главным образом, как система, обеспечивающая разумное, рациональное и эффективное осуществление совместной деятельности учителя и обучающихся, способной осуществлять все функции обучения.
Урок часто называют лабораторией учителя - самой сложной, так как работа идет с «человеческим материалом» и требует прогнозирования возможностей обучающихся, методической отработки необходимого материала, представленного программами, заботы об общем образовании обучающихся, а в еще большей мере - воспитания тех личностных свойств, тех общественных и нравственных качеств, которые им необходимы.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. В своей работе я продемонстрировал некоторые варианты методики обучения, которые позволяют решить важнейший вопрос педагогики: как обеспечить отход от системы воспроизведения знаний, от передачи их в готовом виде от учителя к ученику, как организовать самостоятельную работу, творческую деятельность учащихся, максимально способствующую их развитию.
Статья:Негосударственное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД»
Формирование практических умений и организация предметно-практической
деятельности обучающихся.
Описание опыта работыучителя географии и экономики
высшей квалификационной категории
негосударственного общеобразовательного
учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД».
Тишина Игоря Вячеславовича.
г. Красный Кут
Содержание
Введение………………………………………………………..…………................стр. 3-4
1. Организация учебной деятельности школьников при изучении физической географии,
6 класс.……………………………………………………………………………………….стр. 5-8
2. Формирование практических умений и навыков, учебный рассказ и речевая деятельность обучающихся в 7 классе. (курс географии материков и океанов)…………...........................................................................................................................стр.9-12
3.Опорные схемы, конспекты, лекции в курсе «География России»………………………………………………………………………………………...стр. 13-14
4. Планирование учебного материала блоками, семинарские занятия, защита рефератов, пресс-конференции в курсе экономической и социальной географии мира.……………………............................................................................................................стр.15-16 5. Использования компьютерных технологий в преподавании географии…...............стр. 17-18
6. Заключение. ……………………………………………………………………………....стр. 19
Введение
Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией.
Начитавшись и насмотревшись телевизор про разные страны, путешествия и животных, они приходят на первый урок географии с надеждой, что учитель продолжит рассказы о путешественниках и Бермудском треугольнике, об акулах и исчезнувших экспедициях. Задача учителя подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.
В преподавании географии все нацелено на то, чтобы за дверью со знакомой табличкой «Кабинет географии» раскрывался мир Тайн и открытий, мир разнообразия природы, жизни и быта людей; мир научных споров, поражений и побед, мир могущественного величия природы и одновременно ее беззащитности. Здесь есть все необходимое для того, чтобы оборудовать рабочее место каждого ученика: атласы, глобусы, карты, типовые планы, карточки с индивидуальными заданиями, тесты, коллекции горных пород и полезных ископаемых, портреты путешественников. Кабинет географии оснащен интерактивной доской и ноутбуком.
Характерной стороной урока географии является организация предметно-практической деятельности, в ходе которой формируются определенные программой по предмету обязательные умения, в том числе и умения работать с картой. В процессе обучения обучающиеся овладевают различными способами деятельности. На уроках ученики учатся применять полученные знания на практике, использовать различные источники географических знаний и информации в поисках решения, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, аргументировано доказывать и объяснять свою позицию. Урок основан на тесной взаимосвязи деятельности ученика и учителя, поэтому деятельность учащегося необходимо продумывать заранее в зависимости от ведущего метода обучения и от уровня подготовленности класса. Решающим фактором познавательного интереса к предмету являются методы обучения: словесные (беседа, рассказ, описание, объяснение, лекция); практические (наблюдения, практические работы на местности, практические работы с использованием карт, атласов, глобусов, анализ схем, таблиц, диаграмм); самостоятельная работа с учебником; наглядные методы обучения - в компьютерной мастерской с использованием компьютерных программ. На уроках применяются электронные формы контроля знаний обучающихся в виде тестов, вопросов для повторения и обобщения материала и индивидуальных заданий, а также используется в образовательном процессе мультимедийная компьютерная программа «Развитие единой образовательной информационной среды и федеральной программы развития образования»; мультимедиа учебник по географии для 7 класса – авторы Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А., мультимедиа учебник по географии для 8 класса – автор Баринова И.И.; мультимедиа учебник по географии для 10 класса – авторы Максаковский В.П., Горохов С.А., Роготень Н.Н.; издательство: Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования Р.Ф.,2004г.
На уроках использую ЦОР – Демонстрационные презентации по курсу географии – Учительский портал- My Geography- Microsoft Internet Explorer .
Характеристики ресурса
Уровни образования |
Классы
|
Предмет
|
Целевая аудитория
|
Тип ресурса
|
Краткое описание ресурса |
Основное, среднее образование
|
6-11
|
География
|
Учитель (преподаватель)
|
Дидактический материал
|
Материал представляет собой серию презентаций по основным темам курса географии 6-11 классов.
|
При этом необходимо избегать однообразия, чтобы один урок был не похож на другой. Провожу различные типы уроков:
1. Уроки формирования новых знаний (лекция, уроки-исследования);
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (тренировочные уроки, урок-экскурсия);
3. Уроки закрепления и совершенствования знаний (практические уроки);
4. Уроки обобщения и систематизации знаний - (игровые уроки, тесты, кроссворды, «КВН», «Счастливый случай»);
5. Уроки контроля знаний, умений и навыков (урок-зачет, викторины, тесты);
6. Комбинированные уроки.
Организация учебной деятельности школьников при изучении физической географии,
6 класс.
В 6 классе, приступая к изучению темы «План и карта», говорю учащимся, что «карта - это второй язык географии». Из курса математики повторяются знания о масштабе, сравнивают планы местности, составленные в разных масштабах. По атласу учатся читать карту, пользуясь условными топографическими знаками, зарисовывают их в тетрадь.
Полученные знания закрепляются в тренировочных упражнениях, при выполнении которых учащиеся запоминают условные топографические знаки: прочитайте рассказ, замените слова топографическими знаками, например: «От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника - цели нашего пути».
После того, как учащиеся усвоили условные знаки, предлагаю им более
сложные задания – работа с топографической картой:
1. В каком направлении от с. Лавровка находится река, железная дорога, мост, колодец, железнодорожная станция, тропинка, дерево?
2. В каком направлении течет река? На каком из ее берегов имеется обрыв?
Учащиеся любят такие уроки. Они сами придумывают рассказы, применяя условные знаки.
Серия тренировочных упражнений завершается практической работой «Топографический диктант». В заключение изучения темы проводится практическая работа на местности «Составление плана школьного двора».
Далее готовимся к осенней экскурсии: составляем схематичный план пути, записываем вопросы, на которые необходимо ответить во время экскурсии.
Вопросы к осенней экскурсии:
1. Что значит уметь ориентироваться на местности?
2. Определите по компасу стороны горизонта.
3. Что называется горизонтом?
4. Какой горизонт на севере, юге, востоке, западе? (открытый, закрытый).
5. Местность вокруг вас - холмистая или пологая?
6. Как называется река в нашей местности?
7. Определите правый и левый берег реки, в каком направлении течет река, какой берег у реки пологий, какой обрывистый?
8. На каком берегу расположен г. Красный Кут?
9. Какова температура воздуха в данный момент?
10. Как человек использует нашу реку в своей хозяйственной деятельности?
Уменьшаясь к северу и югу -
Форму круга сохранить сумели
Параллельны все они друг другу
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор
Маленькая - это точка полюс
Все с востока тянутся на запад
И по ним к широтам ведут поиск.
Формируя у обучающихся умения определять географические координаты, предлагаю задания, содержание которых имеет познавательную или игровую направленность, а не просто механически закрепляем умение определять координаты.
Перед нами пропасть, братцы!
Жутко, страшно, не сорваться б
Чтобы к цели нам прийти
И объекты нам найти
Я даю координаты.
- Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам 34° с. ш. и 139° в. д. - Вблизи каких островов?
- Моряки нашли в океане бутылку, в которой содержалась бумага с просьбой о помощи потерпевшим кораблекрушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 38° .... ш и…. на остр. Нов....ердам. Найдите на карте местонахождение потерпевших крушение.
Далее формируется умение определять по карте высоты и глубины с помощью заданий:
1. По шкале глубин и высот определите абсолютные высоты территорий: Амазонская низменность, Тибет, Альпы;
2. Определите абсолютные глубины Балтийского, Японского, Черного морей;
3. Назовите самую высокую точку Африки, Северной Америки, Южной Америки;
4. Определите: Какое из двух морей более глубокое:
а) Черное; б) Балтийское.
5. Определите: Какая из двух горных стран самая высокая:
а) Тибет; б) Кавказ.
Изучение темы «Географическая карта» завершаю географическим диктантом:
1. Назовите материк, который пересекает все меридианы.
2. Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й параллели или по меридиану?
3. Существует ли океан, который пересекают все меридианы?
Все эти практические работы необходимы обучающимся для приобретения главного умения - читать географическую карту и пользоваться ею как важным источником информации.
После изучения таких тем как «Гидросфера», «Атмосфера» провожу обобщающие уроки. На таких уроках обучающиеся учатся творчески мыслить, «добывать» знания, быстро находить правильный ответ. Учатся они и внимательно слушать, понимать своих товарищей, выручать команду в трудную минуту. Основная задача учителя - задействовать каждого ученика, проверить знания каждого, оценить его деятельность на уроке и подготовке к нему. КВН на тему «Гидросфера» состоит из следующих конкурсов:
1 конкурс - «5 подсказок». Ответы на задания этого конкурса требуют от обучающихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Всего подсказок пять, и я зачитываю их поочередно.
Например: 1-я подсказка - S этого объекта = 7 млн. кв.км.
2-я подсказка - этот объект находится в Южной Америке;
3-я подсказка - он собирает воду ~ с половины территории материка;
4-я подсказка - на этой площади расположена Амазонка со своими притоками;
5-я подсказка - это территория, с которой Амазонка собирает воду.
2 конкурс - «Немая карта». На контурной карте подписывают географические объекты, не пользуясь при этом атласом.
3 конкурс - «Ассоциации».
Необходимо угадать географический термин, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствуют развитию мышления, учат школьников находить взаимосвязь между различными объектами и процессами. Примеры заданий:
1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения.
2. Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище.
4 конкурс «Третий лишний»
1. Река, полуостров, море, залив, озеро.
2. Сахалин, Гренландия, Мадагаскар, Камчатка.
3. Черное, Балтийское, Фанди, Карское.
При изучении темы «Атмосфера» решаем задачи:
1. Определите t° воздуха за бортом самолета, который летит на высоте 3000 м., если t° на уровне моря + 20° С.
2. На какой высоте летит самолет, если известно, что за бортом самолета - 36°С., а на поверхности Земли + 18° С.
3. Вычислите высоту горы, если у ее подножия барометр показывает 760 мм., а на вершине 660 мм.
Большинство работ учащиеся выполняют самостоятельно. Ведут календарь погоды, высчитывают среднемесячную температуру воздуха, строят графики изменения температуры за месяц, определяют годовую амплитуду температуры, строят годовой ход температуры воздуха, диаграмму среднегодового количества осадков своей местности, чертят розу ветров.
Изучение курса географии 6 класса завершается составлением характеристики своего населенного пункта.
а) Год возникновения Красного Кута;
б) Когда возник и почему на этом месте?
в) Что означает его название?
г) Географическое положение;
д) Численность населения;
е) Основное место работы населения.
В 6 классе школьники учатся давать характеристику географического гор, равнин, морей, рек, чертят первые контурные карты, много и с удовольствием рисуют (строение Земли, схему речного бассейна реки).
Формирование практических умений и навыков, учебный рассказ и речевая деятельность обучающихся в 7 классе (курс географии материков и океанов).
Курс географии материков и океанов в 7 классе опирается на предшествующий курс физической географии 6 класса. В процессе обучения обучающиеся овладевают различными способами деятельности, учатся работать с различными источниками географической информацией - картами, глобусом, читать и анализировать схемы, таблицы, графики и диаграммы. Применяю раздаточный материал - это различные планы, например: план изучения материка, план характеристики географического положения материка, план описания рельефа, план описания климата, план описания реки, план описания природной зоны. Цель: вооружить школьников приемами работы с тематическими картами. К концу учебного года они умеют составлять по картам географические характеристики отдельных территорий. Кроме того, это помогает систематизировать знания обучающихся, излагать их последовательно.
В курсе географии материков и океанов широко использую работу с контурами материков или контурными картами. Это способствует развитию зрительной памяти, закреплению знаний географической номенклатуры, правильному грамотному написанию географических названий. Школьники любят работать с контурными картами, эту работу могут выполнять все обучающиеся. А у учителя есть возможность оценить каждого ученика.
Большое внимание уделяю самостоятельной работе с книгой, учебником. Приемы работы с учебником разнообразны:
1. Работа с текстом (объяснительное чтение, выборочное чтение текста, составление плана или конспекта на статью учебника, составление сравнительных характеристик, составление карт с текстом учебника);
2. Работа по вопросам и заданиям;
3. Работа с цифровыми показателями;
4. Работа с иллюстрациями учебника;
5. Работа с учебником дома.
Наряду с учебником географии важную роль в организации самостоятельной работы с географической литературой играют хрестоматии.
Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать. Если ребенок в детстве не прочитает Ж.Верна, М.Рида и т.д., он скорее всего уже не прочитает их никогда. Если ребенок не прочитает ни одной книги о путешествиях, мир дальних стран уже вряд ли позовет его за собой.
Год от года расширяется круг книг, без которых урок не обходится. Тщательно подобранные отрывки становятся основой учительского рассказа. На первом уроке по изучению Австралии читаю отрывок из романа Ж.Верна
«Дети капитана Гранта»: «....Этот край - самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира...!»
Австралия - страна наоборот
Она располагается над нами
Там, очевидно ходят вверх ногами
Там наизнанку вывернутый год
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то.
О своем путешествии в тропическом лесу Южной Америки очень образно написал А.Фидлер в книге «Зов Амазонки». «Ты дерзкий человек, бери ружье, нож мачете, врезайся в чащу и входи. Осторожно, вот дерево, из которого сочатся капли белой смолы. Если одна такая капля попадет тебе в глаза - потеряешь зрение навсегда. Человек, попавший в тропические леса Амазонки, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда он ослепленный сказочными богатствами Амазонки, думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада».
Такие яркие отрывки обучающиеся легко запоминают и расшифровывают во время ответов. Редкий урок географии обходится без организации речевой деятельности. Например, предлагаю составить рассказ в форме дневника на тему: «День в Caxape» или «День в сельве».
Возможны и другие формы творческих заданий: «Дневники несостоявшихся путешествий» - это описательный рассказ с умышленными географическими ошибками, задача обучающихся их обнаружить, исправить, где требуется, объяснить. «Судя по всему нас выбросило на африканский берег. Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты...»
В курсе географии материков и океанов провожу урок - КВН, викторину «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», конкурс на лучшего знатока географии. Применяю разнообразные формы творческих заданий.
ОКНАЗМИБСЛ - придумать слово, (в течение 1 минуты) связанное с образом Африки - например - Сомали, Намиб, Нил, Слон.
2. В течение 1 минуты придумать слово, начинающееся на каждую из букв слова
Г винейский зал;
И ндийский ок;
Б отсвана;
Р уанда;
А тлас;
Л импопо;
Т уареги;
А ххаггар;
Р увензори;
С омали;
К апские;
И гольный;
Й оханнесбург.
3. «Географический силуэт» Первоначальная задача - определить по очертаниям географический объект. В дальнейшем задание усложняю: озеро (реку, море, остров) нужно не только узнать, но и показать на карте, дать краткую характеристику.
4. Составить книгу рекордов Африки.
(самая длинная река, самая большая пустыня, самые маленькие бегемоты и т.д.).
5. Вы - менеджер туристической фирмы. Составьте памятку туристу, отправляющемуся в Австралию, в которой кратко изложите необходимые сведения о материке или составьте памятку туристу, предостерегающего его от опасностей в Кордильерах. Давая обучающимся широкую тему для устного ответа, ограничиваю время на ответ. Такая форма работы учит отбору материала, умению выделить в нем главное.
На далекой Амазонке не бывал я никогда
Никогда туда не ходят иностранные суда
Только «Дон» и «Магдалина» - быстроходные суда,
Только «Дон» и «Магдалина» - ходят по морю туда...
…Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию до старости моей?
При изучении Южной Америки здесь и конкурс капитанов, и конкурс штурманов - Рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 40° ю.ш. и 120° з.д. В какое течение попал плот? Поможет ли оно людям добраться до берега?
Наряду с использованием заданий творческого характера провожу работу с контурными картами. Вот примеры таких заданий: При изучении Африки: «Какие животные и растения встретятся на вашем пути из Кипра в Луанду? При изучении Северной Америки - какие животные и растения встретятся на вашем пути из Виннипега в Мехико или какие природные зоны пересекают 40° параллель.
Для того, чтобы легче было запомнить географическую номенклатуру по Евразии, отправляю обучающихся в морское плавание вдоль берегов Евразии, при этом они должны описать, пользуясь картой, через какие моря будет пролегать их путь, мимо каких островов и полуостровов будет плыть их корабль, в какие порты каких стран заходить. Очень важно, чтобы обучающиеся как можно больше работали самостоятельно. Провожу ролевые игры. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» класс делится на группы экспедиции по числу изучаемых природных зон (экваториальные леса, саванны, степи). Задания обучающимся:
1. Менеджеру: составить «Памятку туристу» для путешествия по природной зоне.
2. Руководителю экспедиции: показать на карте природную зону и дать краткую ее характеристику.
3. Климатологу: составить характеристику климата природной зоны.
4. Почвоведу: ответить, какие почвы находятся в природной зоне.
5. Зоологу: изучить разнообразие животного мира.
6. Ботанику: выявить растительный мир природной зоны.
А при изучении стран Южной Америки проводится устный отчет по странам.
1. Менеджер: составляет «Памятку туристу».
2. Руководитель экспедиции: готовит «Визитку страны».
3. Географ: дает краткую характеристику природы страны.
4. Демограф: рассказывает о населении страны.
5. Художник: рисует герб изучаемой страны.
Такие уроки развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее и правильнее ответит, кто больше знает). Условия игры часто требуют от обучающегося самостоятельного анализа учебного материала, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуации.
Опорные схемы, конспекты, лекции в курсе «География России».
Курс географии России 8-9 класса по своей структуре характеристики компонентов природы во многом сходен с характеристиками компонентов природы материков и океанов. Методы близки к методам изучения их в предыдущем курсе, но в 8-м классе практические работы усложняются. Если в 6-7 классе обучающиеся давали характеристику моря, то в 8-м классе сравнивают 2 моря (например, Черное и Белое) по географическому положению, глубинам, климату, флоре и фауне, хозяйственному использованию и экологическим проблемам. При изучении темы: «Часовые пояса на территории России» обучающиеся решают задачи на вычисление поясного времени.
1. Определить, сколько времени в Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч. утра.
2. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск?
3. Почему при перелете из Норильска в Салехард надо переводит часы, а при перелете в Новосибирск, находящийся почти вдвое дальше, не надо?
В ходе выполнения подобных заданий обучающиеся приобретают умение определять поясное время, местное время, закрепляют знания о часовых поясах. Происходит совершенствование умения сопоставлять политико-административную карту и карту часовых поясов, обучающиеся знакомятся с названием и географическим положением городов России.
По теме «Рельеф России» на обобщающем уроке провожу «географическую почту». Обучающиеся получают конверты с надписями «Рельеф», «Геология», «Тектоника». На столе письма, в которых - понятие или термин по определенной теме. Задача - собрать в свой конверт как можно больше писем, относящихся к своей теме (своему конверту).
При изучении климата России учащиеся анализируют климатические карты, выполняя практические задания.
1. Вы проживаете на территории Саратовской области. Определите климатический пояс и тип климата для этой территории.
2. В зимний период времени на территорию Саратовской области вторгается МУМ, какую погоду она принесет?
При изучении курса географии «Природа России учащиеся выполняют и творческие работы. Вот некоторые из них:
Класс делится на 5 команд: «Флора», «Фауна», «Аква», Терра», «Атмос». Придумывают название острова, связанное с данным символом, проливы, моря, омывающие остров. Пантомимой изображают явление природы, связанное с символом. «Жители» других островов будут отгадывать.
Разгадываем головоломку «Арифметика и города России». Нужно сложить слова и в сумме получить название российского города. При этом разрешается переставлять буквы в пределах одного «примера».
1. КУСТ + КРИТ =? 6. ВАЛ + СТОК + ДИВО =?
2. МОСТ + КОРА =? 7. БАР + УЛАН =?
З.ЯК + КУСТ =? 8. ДОГОВОР + Н =?
4. ВОР + ГАД + ГОЛ =? 9. КРАН + Р + СОДА =?
5. СТО + ЛАК =? 10. БОРИС + ГЛЕБ + СОК =?
При изучении тем «Общая характеристика хозяйства России», «География важнейших межотраслевых комплексов», а также при рассмотрении крупнейших районов России большое внимание уделяю лекционной форме обучения. К 9-му классу обучающиеся владеют приемом определения географического положения гор, морей, рек, а далее учатся давать сравнительную характеристику географического положения, например, выполняя практическую работу «Сравнение географического положения планировки городов Москвы и Санкт-Петербурга. Обучающиеся учатся делать вывод: какой город занимает более выгодное географическое положение? С чем связаны типы планировки городов? Какой тип планировки более удобен и почему? Или делают анализ экологической ситуации Урала, ищут возможные пути решения проблем.
Уроки обобщающего повторения провожу в форме зачета или семинара, на которых отрабатываются навыки самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к нему. Самостоятельное изучение карт, справочников дополнительной литературы позволит сформулировать у школьников умение работать с различными источниками информации, развить их познавательную и творческую активность.
Планирование учебного материала блоками, семинарские занятия, защита рефератов, пресс-конференции в курсе экономической и социальной географии мира.
Лекторно-семинарская форма обучения позволяет обучающимся оперативно использовать, систематизировать появляющуюся информацию о быстро меняющемся мире, находить главное, актуальное в текущий момент и активно применять эту информацию в учебном процессе. Целесообразно материал давать блоками: первая часть блока - лекция обучающимся, вторая часть - самостоятельная работа обучающихся, третья часть - контрольно-обобщающий урок (это может быть урок-зачет).
Урок по теме «Проблемы урбанизации» провожу в форме семинарского занятия, старшеклассники получают задания опережающего характера для выступления на последующем уроке. Вопросы для обсуждения:
1. 7 млрд. человек. Для планеты Земля это много или мало?
2. Существуют ли закономерности в размещении городов-миллионеров?
3. Менялись ли функции городов в течение длительного существования?
4. Как различные источники характеризуют понятие «урбанизация?
Изучая тему «Развитие ифраструктуры. Международные экономические связи» провожу конференцию. Темы выступлений:
1. Транспортные коридоры конца XX века.
2. История развития мировой транспортной системы.
3. Крупнейшие транспортные катастрофы века.
4. Новые формы международных экономических связей.
5. Международный туризм как одна из перспективных форм услуг.
Провожу практикум по теме «Экономико-географическая характеристика Японии».
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
1. Подготовить «визитную карточку» Японии.
2.По тексту учебника, справочным материалам, картам атласа определить национальные черты населения Японии.
3. Подготовить сообщения о культурах, художественных и бытовых традициях японцев.
4. Определить место Японии в мировом хозяйстве.
«Политическая карта мира» - самая сложная и, пожалуй, самая интересная тема в курсе социально-экономической географии мира. Обучающиеся знакомятся с зарубежными странами, изучают географическое положение, форму правления, численность населения этих стран, а для закрепления изученного материала провожу следующую работу.
«Страны мира».
республика (+) монархия (-)
федеративное государство (+) унитарное государства (-)
выход к морю есть (+) нет (-)
столица крупнейший город (+) нет(-)
Индия (+++-) Венесуэла (++++) Швейцария (++--) Великобритания (--++) Канада (+++-) Бразилия (+++-)
С большим интересом обучающиеся 10 класса выполняют опережающее задание, которое они в начале года, собирают по стране, которая для них представляет наибольший интерес. Эта работа рассчитана на весь учебный год, обучающиеся пишут рефераты, а в конце года защищают их. Это памятные уроки, а ученики настоящие гиды по этой стране.
Использования компьютерных технологий в преподавании географии.
Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий. В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Основные направления использования компьютерных технологий в преподавании географии:
I Направление - демонстрация материалов: наглядных пособий и карт.
ИКТ дает возможность демонстрировать на экране самые разные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные. С помощью ИКТ возможны переход от одних объектов к другим в любой последовательности, увеличение фрагментов, наложение друг на друга.
Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопостовлять представляемые объекты.
II Направление – проверка знаний
Здесь: программы – тренажеры – предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся, и контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
Уроки обобщающего повторения я провожу в компьютерной мастерской.
Во первых - это удобно, наглядно и практично.
Во вторых - это повышает интерес (мотивацию) и творческую активность обучающихся.
В третьих - использование ПК усиливает интеграционную составляющую обучения.
В четвертых - умение работать с ПК диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития обучающихся.
И самое главное ученик работает индивидуально и самостоятельно.
Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы научить правильно найти, переработать и использовать материал географического содержания в процессе выполнения заданий. Работа строится следующим образом:
1) демонстрация материалов, наглядных пособий, карт;
2) показ процессов;
3) геоинформационное обучение;
4) проверка знаний;
5) самостоятельная работа обучающихся, которая состоит из 3-х этапов:
1 этап - закрепление материала - учащиеся просматривают изученный учебный материал, который состоит из текста (его озвучивает компьютер) и также текст представлен на экране; карт, графиков, таблиц, видеоматериала (например: наводнение в Северной Америке или образ жизни коалы).
2 этап - тестирование (в 7-9кл - 15мин; в 10-11кл - 5мин).
3 этап - практика (например в 7кл: нанести на карту Африки географические объекты; в 8кл: страны, которые граничат с Россией; в 10 кл: нанести страны НАТО).
Перспективы: Возможность использования Интернета для поиска нужной учебной информации в ходе урока, для обмена информацией с учителем и одноклассниками при выполнении домашней работы, для получения консультаций и рекомендаций учителя по выполнению самостоятельной работы.
Заключение.
Каждый год первого сентября новые ученики садятся за парты и открывают для себя удивительный мир, мир географии, открытие происходит на обычном рядовом, но удивительном и неповторимом школьном уроке. Урок был и остается одним из основных форм учебно-воспитательной работы в школе. Урок видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые, свойственные времени черты - урок-мысли, общения, творчества.
Неоднократно мои ученики занимали первые места на районных олимпиадах, а в 2008 году учащийся 11 класса Дмитриев Дмитрий был награжден Дипломом III степени на третьем (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии. (В настоящее время Дмитриев Дмитрий студент V курса географического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского).
Наша память хранит много воспоминаний, и школьные годы занимают среди них особое место. Именно от учителя зависит, какие будут воспоминания, какие будут наши ученики.
А учитель... Учитель всегда в поиске, потому что лучший урок еще не проведен, а самая интересная практическая работа еще не составлена.