Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование практических умений и организация предметно-практической деятельности обучающихся

Автор:
Тишин Игорь Вячеславович

Аннотация:

Формирование практических умений и организация предметно-практической

деятельности обучающихся.

   «Иду на урок!» Из года в год миллионы учителей по несколько раз в день произносят эту фразу. «Иду на урок!» С чем? Для чего и главное, для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким ему видится урок? Прохождение ли программного материала при абсолютной тишине и повиновении обучающихся? Гладких ли ответов отдельных учеников по изученному или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех?

Каким быть уроку в современной школе? Как сделать его источником радостного и вдохновенного труда, школой самостоятельности и творчества. Все чаще и чаше задумываются над этими вопросами учителя. Каким он должен быть? Как его подготовить? И самое главное, как его диагностировать? Современный урок должен быть «вмонтирован» в жизнедеятельность ребенка, потому что в школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроке в большей степени осуществляется его познание: создается фундамент образования, происходит воспитание, развитие, общение, раскрывается его творческая индивидуальность, складываются интересы, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются с уроков в школе. И поэтому к уроку необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении. Психолого-педагогическая ценность современного урока состоит в том, что он выступает, главным образом, как система, обеспечивающая разумное, рациональное и эффективное осуществление совместной деятельности учителя и обучающихся, способной осуществлять все функции обучения.

Урок часто называют лабораторией учителя - самой сложной, так как работа идет с «человеческим материалом» и требует прогнозирования возможностей обучающихся, методической отработки необходимого материала, представленного программами, заботы об общем образовании обучающихся, а в еще большей мере - воспитания тех личностных свойств, тех общественных и нравственных качеств, которые им необходимы.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. В своей работе я продемонстрировал некоторые варианты мето­дики обучения, которые позволяют решить важнейший вопрос педагогики: как обеспечить отход от системы воспроизведения знаний, от передачи их в готовом виде от учителя к ученику, как организовать самостоятельную работу, творческую деятельность учащихся, максимально способствующую их развитию.

Статья:

Негосударственное общеобразовательное  учреждение «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование практических умений и организация предметно-практической

деятельности обучающихся.

 

Описание опыта работыучителя географии и экономики 

высшей квалификационной категории

 негосударственного общеобразовательного

учреждения «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД».

Тишина   Игоря    Вячеславовича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красный Кут

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………..…………................стр. 3-4

           

     1. Организация учебной деятельности школьников при изучении физиче­ской географии,

 6 класс.……………………………………………………………………………………….стр. 5-8

     2. Формирование практических умений и навыков, учебный рассказ и ре­чевая деятельность обучающихся в 7 классе. (курс географии материков и океанов)…………...........................................................................................................................стр.9-12

     3.Опорные схемы, конспекты, лекции в курсе «География России»………………………………………………………………………………………...стр. 13-14

     4. Планирование учебного материала блоками, семинарские занятия, за­щита рефератов, пресс-конференции в курсе экономической и социаль­ной географии мира.……………………............................................................................................................стр.15-16       5. Использования компьютерных технологий в преподавании географии…...............стр. 17-18

    

 6. Заключение.  ……………………………………………………………………………....стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией.    

Начитавшись и насмотревшись телевизор про разные страны, путеше­ствия и животных, они приходят на первый урок географии с надеждой, что учитель продолжит рассказы о путешественниках и Бермудском тре­угольнике, об акулах и исчезнувших экспедициях. Задача учителя подхва­тить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

В преподавании географии все нацелено на то, чтобы за дверью со зна­комой табличкой «Кабинет географии» раскрывался мир Тайн и откры­тий, мир разнообразия природы, жизни и быта людей; мир научных спо­ров, поражений и побед, мир могущественного величия природы и одно­временно ее беззащитности. Здесь есть все необходимое для того, чтобы оборудовать рабочее место каждого ученика: атласы, глобусы, карты, ти­повые планы, карточки с индивидуальными заданиями, тесты, коллекции горных пород и полезных ископаемых, портреты путешественников.  Кабинет географии оснащен интерактивной доской  и ноутбуком.

Характерной стороной урока географии является организация предмет­но-практической деятельности, в ходе которой формируются определен­ные программой по предмету обязательные умения, в том числе и умения работать с картой. В процессе обучения обучающиеся овладевают различны­ми способами деятельности. На уроках ученики учатся применять полу­ченные знания на практике, использовать различные источники географи­ческих знаний и информации в поисках решения, высказывать свои мыс­ли, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, аргументировано доказывать и объяснять свою позицию. Урок основан на тесной взаимо­связи деятельности ученика и учителя, поэтому деятельность учащегося необходимо продумывать заранее в зависимости от ведущего метода обу­чения и от уровня подготовленности класса. Решающим фактором позна­вательного интереса к предмету являются методы обучения: словесные (беседа, рассказ, описание, объяснение, лекция); практические (наблюде­ния, практические работы на местности, практические работы с использо­ванием карт, атласов, глобусов, анализ схем, таблиц, диаграмм); самостоя­тельная работа с учебником; наглядные методы обучения - в компьютерной мас­терской с использованием компьютерных программ. На уроках  применяются электронные формы контроля знаний обучающихся в виде тестов, вопросов для повторения и обобщения материала и индивидуальных заданий, а также   используется в образовательном процессе мультимедийная компьютерная программа «Развитие единой образовательной  информационной среды и федеральной программы развития образования»; мультимедиа учебник по географии для 7 класса – авторы Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А., мультимедиа учебник по географии для 8 класса – автор Баринова И.И.; мультимедиа учебник по географии для 10 класса – авторы Максаковский В.П., Горохов С.А., Роготень Н.Н.; издательство: Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования Р.Ф.,2004г.

На уроках   использую ЦОР – Демонстрационные презентации по курсу географии – Учительский портал- My Geography- Microsoft Internet Explorer .

 

 

Характеристики ресурса

Уровни

образования

Классы

 

Предмет

 

Целевая

аудитория

 

Тип

ресурса

 

Краткое

описание

ресурса

Основное, среднее
общее

образование

 

6-11

 

География

 

Учитель (преподаватель)

 

Дидактический

материал

 

Материал представляет собой серию презентаций по основным темам курса географии

6-11 классов.

 

 

При этом необходи­мо избегать однообразия, чтобы один урок был не похож на другой. Про­вожу различные типы уроков:

1. Уроки формирования новых знаний (лекция, уроки-исследования);

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (тренировоч­ные уроки, урок-экскурсия);

3. Уроки закрепления и совершенствования знаний (практические уро­ки);       

4. Уроки обобщения и систематизации знаний - (игровые уроки, тес­ты, кроссворды, «КВН», «Счастливый случай»);

 5. Уроки контроля знаний, умений и навыков (урок-зачет, викторины, тесты);

6. Комбинированные уроки.

 

 

 

 

Организация учебной деятельности школьников при изучении физиче­ской географии,

6 класс.

 

 

В 6 классе, приступая к изучению темы «План и карта», говорю учащим­ся, что «карта - это второй язык географии». Из курса математики повторяются знания о масштабе, сравнивают пла­ны местности, составленные в разных масштабах. По атласу учатся читать карту, пользуясь условными топографическими знаками, зарисовывают их в тетрадь.

Полученные знания закрепляются в тренировочных упражнениях, при выполнении которых учащиеся запоминают условные топографические знаки: прочитайте рассказ, замените слова топографическими знаками, например: «От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просе­ку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника - цели нашего пути».

После того, как учащиеся усвоили условные знаки, предлагаю им более

сложные задания – работа с топографической картой:

1. В каком направлении от с. Лавровка находится река, железная дорога, мост, колодец, железнодорожная станция, тропинка, дерево?

2. В каком направлении течет река? На каком из ее берегов име­ется обрыв?

Учащиеся любят такие уроки. Они сами придумывают рассказы, приме­няя условные знаки.

Серия тренировочных упражнений завершается практической работой «Топографический диктант». В заключение изучения темы проводится прак­тическая работа на местности «Составление плана школьного двора».

Далее готовимся к осенней экскурсии: составляем схематичный план пу­ти, записываем вопросы, на которые необходимо ответить во время экскур­сии.

Вопросы к осенней экскурсии:

1. Что значит уметь ориентироваться на местности?

2. Определите по компасу стороны горизонта.

3. Что называется горизонтом?

4. Какой горизонт на севере, юге, востоке, западе? (открытый, за­крытый).

5. Местность вокруг вас - холмистая или пологая?

6. Как называется река в нашей местности?

7. Определите правый и левый берег реки, в каком направлении те­чет река, какой берег у реки пологий, какой обрывистый?

8. На каком берегу расположен г. Красный Кут?

9. Какова температура воздуха в данный момент?

10. Как человек использует нашу реку в своей хозяйственной деятель­ности?

 

  Уменьшаясь к северу и югу       -

Форму круга сохранить сумели

  Параллельны все они друг другу

                                                      Потому зовутся параллелями.

                                                     Самую большую звать экватор

                                                     Маленькая - это точка полюс

                                                     Все с востока тянутся на запад

   И по ним к широтам ведут поиск.

 

Формируя у обучающихся умения определять географические координаты, предлагаю задания, содержание которых имеет познавательную или игровую направленность, а не просто механически закрепляем умение определять ко­ординаты.

Перед нами пропасть, братцы!

 Жутко, страшно, не сорваться б

                                                      Чтобы к цели нам прийти

                                                      И объекты нам найти

                                                     Я даю координаты.

  1. Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам 34° с. ш. и 139° в. д. - Вблизи каких островов?
  2.  Моряки нашли в океане бутылку, в которой содержалась бумага с просьбой о помощи потерпевшим кораблекрушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы, и вместо точного указания места со­хранились только следующие обрывки: 38° .... ш и….    на остр. Нов....ердам. Найдите на карте местонахождение потерпевших крушение.

Далее формируется умение определять по карте высоты и глубины с помощью заданий:

1. По шкале глубин и высот определите абсолютные высоты терри­торий: Амазонская низменность, Тибет, Альпы;

2. Определите абсолютные глубины Балтийского, Японского, Чер­ного морей;

3. Назовите самую высокую точку Африки, Северной Америки, Южной Америки;

4. Определите: Какое из двух морей более глубокое:

а) Черное; б) Балтийское.

5. Определите: Какая из двух горных стран самая высокая:

а) Тибет;   б) Кавказ.

Изучение темы «Географическая карта» завершаю географическим диктантом:

1. Назовите материк, который пересекает все меридианы.

2. Какое кругосветное путешествие будет короче: по 60-й паралле­ли или по меридиану?

3. Существует ли океан, который пересекают все меридианы?

 Все эти практические работы необходимы обучающимся для приобретения  главного умения - читать географическую карту и пользоваться ею как важ­ным источником информации.

После изучения таких тем как «Гидросфера», «Атмосфера» провожу обобщающие уроки. На таких уроках обучающиеся учатся творчески мыслить, «добывать» знания, быстро находить правильный ответ. Учатся они и внима­тельно слушать, понимать своих товарищей, выручать команду в трудную минуту. Основная задача учителя - задействовать каждого ученика, прове­рить знания каждого, оценить его деятельность на уроке и подготовке к нему. КВН на тему «Гидросфера» состоит из следующих конкурсов:

 

 1 конкурс - «5 подсказок». Ответы на задания этого конкурса требу­ют от обучающихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Всего подсказок пять, и я зачитываю их поочередно.

Например: 1-я подсказка - S этого объекта = 7 млн. кв.км.

                   2-я подсказка - этот объект находится в Южной Америке;

                   3-я подсказка - он собирает воду ~ с половины территории материка;

                   4-я подсказка - на этой площади расположена Амазонка со своими притоками;

                   5-я подсказка - это территория, с которой Амазонка собирает воду.

 

2 конкурс - «Немая карта». На контурной карте подписывают географиче­ские объекты, не пользуясь при этом атласом.

 

 

3 конкурс - «Ассоциации».

Необходимо угадать географический термин, используя логиче­ский ряд и пояснить ход своих рассуждений. Задания данного типа способствуют развитию мышления, учат школьников нахо­дить взаимосвязь между различными объектами и процессами. Примеры заданий:

1. Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения.

2. Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище.

 

4 конкурс «Третий лишний»

1. Река, полуостров, море, залив, озеро.

2. Сахалин, Гренландия, Мадагаскар, Камчатка.

3. Черное, Балтийское, Фанди, Карское. 

 

При изучении темы «Атмосфера» решаем задачи:

1. Определите t° воздуха за бортом самолета, который летит на вы­соте 3000 м., если t° на уровне моря + 20° С.   

2. На какой высоте летит самолет, если известно, что за бортом самолета  - 36°С., а на поверхности Земли + 18° С.

3. Вычислите высоту горы, если у ее подножия барометр показывает 760 мм., а на вершине 660 мм.

Большинство работ учащиеся выполняют самостоятельно. Ведут ка­лендарь погоды, высчитывают среднемесячную температуру воздуха, строят графики изменения температуры за месяц, определяют годовую амплитуду температуры, строят годовой ход температуры воздуха, диаграмму среднего­дового количества осадков своей местности, чертят розу ветров.

Изучение курса географии 6 класса завершается составлением характе­ристики своего населенного пункта.

а) Год возникновения Красного Кута;

б) Когда возник и почему на этом месте?

в) Что означает его название?

г) Географическое положение;

д) Численность населения;

е) Основное место работы населения.

 

В 6 классе школьники учатся давать характеристику географического гор, равнин, морей, рек, чертят первые контурные карты, много и с удоволь­ствием рисуют (строение Земли, схему речного бассейна реки).

 

 

 

 

 

 

 

Формирование практических умений и навыков, учебный рассказ и ре­чевая деятельность обучающихся в 7 классе (курс географии материков и океанов).

 

 

Курс географии материков и океанов в 7 классе опирается на предше­ствующий курс физической географии 6 класса. В процессе обучения обучаю­щиеся овладевают различными способами деятельности, учатся работать с различными источниками географической информацией - картами, глобусом, читать и анализировать схемы, таблицы, графики и диаграммы. Приме­няю раздаточный материал - это различные планы, например: план изучения материка, план характеристики географического положения материка, план описания рельефа, план описания климата, план описания реки, план описа­ния природной зоны. Цель: вооружить школьников приемами работы с тема­тическими картами. К концу учебного года они умеют составлять по картам географические характеристики отдельных территорий. Кроме того, это по­могает систематизировать знания обучающихся, излагать их последовательно.

В курсе географии материков и океанов широко использую работу с контурами материков или контурными картами. Это способствует развитию зрительной памяти, закреплению знаний географической номенклатуры, пра­вильному грамотному написанию географических названий. Школьники лю­бят работать с контурными картами, эту работу могут выполнять все обучаю­щиеся. А у учителя есть возможность оценить каждого ученика.

Большое внимание уделяю самостоятельной работе с книгой, учебни­ком. Приемы работы с учебником разнообразны:

 1. Работа с текстом (объяснительное чтение, выборочное чтение тек­ста, составление плана или конспекта на статью учебника, составле­ние сравнительных характеристик, составление карт с текстом учеб­ника);

2. Работа по вопросам и заданиям;

3. Работа с цифровыми показателями;

4. Работа с иллюстрациями учебника;   

5. Работа с учебником дома.

Наряду с учебником географии важную роль в организации самостоя­тельной работы с географической литературой играют хрестоматии.

Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потреб­ность читать. Если ребенок в детстве не прочитает Ж.Верна, М.Рида и т.д., он скорее всего уже не прочитает их никогда. Если ребенок не прочитает ни од­ной книги о путешествиях, мир дальних стран уже вряд ли позовет его за со­бой.

Год от года расширяется круг книг, без которых урок не обходится. Тщательно подобранные отрывки становятся основой учительского рассказа. На первом уроке по изучению Австралии читаю отрывок из романа Ж.Верна

«Дети капитана Гранта»:  «....Этот край - самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира...!»

Австралия - страна наоборот

                                                       Она располагается над нами

        Там, очевидно ходят вверх ногами

   Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады

  Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

     Они в пустыне пропадают где-то.

О своем путешествии в тропическом лесу Южной Америки очень об­разно написал А.Фидлер в книге «Зов Амазонки». «Ты дерзкий человек, бери ружье, нож мачете, врезайся в чащу и входи. Осторожно, вот дерево, из кото­рого сочатся капли белой смолы. Если одна такая капля попадет тебе в глаза - потеряешь зрение навсегда. Человек, попавший в тропические леса Ама­зонки, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда он ослеп­ленный сказочными богатствами Амазонки, думает, что попал в рай, и в по­следний день, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеле­ного ада».

Такие яркие отрывки обучающиеся легко запоминают и расшифровывают во время ответов. Редкий урок географии обходится без организации речевой деятельности. Например, предлагаю составить рассказ в форме дневника на тему: «День  в Caxape» или  «День в сельве».

Возможны и другие формы творческих заданий: «Дневники несосто­явшихся путешествий» - это описательный рассказ с умышленными геогра­фическими ошибками, задача обучающихся их обнаружить, исправить, где тре­буется, объяснить. «Судя по всему нас выбросило на африканский берег. Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты...»

В курсе географии материков и океанов провожу урок - КВН, виктори­ну «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», конкурс на лучшего знатока географии. Применяю разнообразные формы творческих заданий.

 ОКНАЗМИБСЛ - придумать слово, (в течение 1 минуты) связанное с образом Африки - например - Сомали, Намиб, Нил, Слон.

2. В течение 1 минуты придумать слово, начинающееся на каждую из букв слова

 Г винейский зал;

 И ндийский ок;

 Б отсвана;

 Р уанда;

А тлас;

Л импопо;

Т уареги;

А ххаггар;

Р увензори;

С омали;

К апские;

И гольный;

Й оханнесбург.

3. «Географический силуэт» Первоначальная задача - определить по очертаниям географический объект. В дальнейшем задание усложняю: озеро (реку, море, остров) нужно не только узнать, но и показать на карте, дать краткую характеристику.

4. Составить книгу рекордов Африки.

(самая длинная река, самая большая пустыня, самые маленькие бегемо­ты и т.д.).

5. Вы - менеджер туристической фирмы. Составьте памятку туристу, от­правляющемуся в Австралию, в которой кратко изложите необходимые све­дения о материке или составьте памятку туристу, предостерегающего его от опасностей в Кордильерах. Давая обучающимся широкую тему для устного отве­та, ограничиваю время на ответ. Такая форма работы учит отбору материала, умению выделить в нем главное.

                     На далекой Амазонке не бывал я никогда

                     Никогда туда не ходят иностранные суда

                     Только «Дон» и «Магдалина» - быстроходные суда,

                     Только «Дон» и «Магдалина» - ходят по морю туда...

                    …Никогда вы не найдете в наших северных лесах

                    Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах

                   Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей

                   Такое изобилие невиданных зверей!

                   Увижу ли Бразилию до старости моей?

При изучении Южной Америки здесь и конкурс капитанов, и конкурс штурманов - Рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 40° ю.ш. и 120° з.д. В какое течение попал плот? Поможет ли оно людям добраться до берега?

Наряду с использованием заданий творческого характера провожу  работу с контурными картами. Вот примеры таких заданий: При изучении Аф­рики: «Какие животные и растения встретятся на вашем пути из Кипра в Лу­анду? При изучении Северной Америки - какие животные и растения встре­тятся на вашем пути из Виннипега в Мехико или какие природные зоны пе­ресекают 40° параллель.

Для того, чтобы легче было запомнить географическую номенклатуру по Евразии, отправляю обучающихся в морское плавание вдоль берегов Евразии, при этом они должны описать, пользуясь картой, через какие моря будет пролегать их путь, мимо каких островов и полуостровов будет плыть их ко­рабль, в какие порты каких стран заходить. Очень важно, чтобы обучающиеся как можно больше работали самостоятельно. Провожу ролевые игры. При изучении темы «Природные зоны Южной Америки» класс делится на груп­пы экспедиции по числу изучаемых природных зон (экваториальные леса, саванны, степи). Задания обучающимся:

1. Менеджеру: составить «Памятку туристу» для путешествия по при­родной зоне.

2. Руководителю экспедиции: показать на карте природную зону и дать краткую ее характеристику.

3. Климатологу: составить характеристику климата природной зоны.

4. Почвоведу: ответить, какие почвы находятся в природной зоне.

5. Зоологу: изучить разнообразие животного мира.

6. Ботанику: выявить растительный мир природной зоны.

 

А при изучении стран Южной Америки проводится устный отчет по странам.

 1. Менеджер: составляет «Памятку туристу».

2. Руководитель экспедиции: готовит «Визитку страны».

3. Географ: дает краткую характеристику природы страны.

4. Демограф: рассказывает о населении страны.

5. Художник: рисует герб изучаемой страны.

Такие уроки развивают воображение, сообразительность и наблюда­тельность. В них присутствует элемент соревновательности (кто быстрее и правильнее ответит, кто больше знает). Условия игры часто требуют от обучаю­щегося самостоятельного анализа учебного материала, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуации.

 

 

 

 

Опорные схемы, конспекты, лекции в курсе «География России».

 

 

Курс географии России 8-9 класса по своей структуре характеристики компонентов природы во многом сходен с характеристиками компонентов природы материков и океанов. Методы близки к методам изучения их в пре­дыдущем курсе, но в 8-м классе практические работы усложняются. Если в 6-7 классе обучающиеся давали характеристику моря, то в 8-м классе сравнивают 2 моря (например, Черное и Белое) по географическому положению, глубинам, климату, флоре и фауне, хозяйственному использованию и экологическим проблемам. При изучении темы: «Часовые пояса на территории России» обучающиеся решают задачи на вычисление поясного времени.

1. Определить, сколько времени в Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч. утра.

2. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, если они прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск?

3. Почему при перелете из Норильска в Салехард надо переводит часы, а при перелете в Новосибирск, находящийся почти вдвое дальше, не надо?

 

В ходе выполнения подобных заданий обучающиеся приобретают умение определять поясное время, местное время, закрепляют знания о часовых поя­сах.   Происходит   совершенствование   умения   сопоставлять   политико-административную карту и карту часовых поясов, обучающиеся знакомятся с на­званием и географическим положением городов России.

По теме «Рельеф России» на обобщающем уроке провожу «географи­ческую почту». Обучающиеся получают конверты с надписями «Рельеф», «Гео­логия», «Тектоника». На столе письма, в которых - понятие или термин по определенной теме. Задача - собрать в свой конверт как можно больше пи­сем, относящихся к своей теме (своему конверту).

   При изучении климата России учащиеся анализируют климатические карты, выполняя практические задания.

1. Вы проживаете на территории Саратовской области. Определите климатический пояс и тип климата для этой территории.

2. В зимний период времени на территорию Саратовской области втор­гается МУМ, какую погоду она принесет?

    При изучении курса географии «Природа России учащиеся выполняют и творческие работы. Вот некоторые из них:

  Класс делится на 5 команд: «Флора», «Фауна», «Аква», Терра», «Атмос». Придумывают название острова, связанное с данным символом, проли­вы, моря, омывающие остров. Пантомимой изображают явление природы, связанное с символом. «Жители» других островов будут отгадывать.

Разгадываем головоломку «Арифметика и города России». Нужно сло­жить слова и в сумме получить название российского города. При этом раз­решается переставлять буквы в пределах одного «примера».

 1. КУСТ + КРИТ =?                                6. ВАЛ + СТОК + ДИВО =?

2. МОСТ + КОРА =?                               7. БАР + УЛАН =?

З.ЯК + КУСТ =?                                       8. ДОГОВОР + Н =?

4. ВОР + ГАД + ГОЛ =?                          9. КРАН + Р + СОДА =?

5. СТО + ЛАК =?                                     10. БОРИС + ГЛЕБ + СОК =?

При изучении тем «Общая характеристика хозяйства России», «Гео­графия важнейших межотраслевых комплексов», а также при рассмотрении крупнейших районов России большое внимание уделяю лекционной форме обучения. К 9-му классу обучающиеся владеют приемом определения географи­ческого положения гор, морей, рек, а далее учатся давать сравнительную ха­рактеристику географического положения, например, выполняя практиче­скую работу «Сравнение географического положения планировки городов Москвы и Санкт-Петербурга. Обучающиеся учатся делать вывод: какой город за­нимает более выгодное географическое положение? С чем связаны типы планировки городов? Какой тип планировки более удобен и почему? Или дела­ют анализ экологической ситуации Урала, ищут возможные пути решения проблем.

Уроки обобщающего повторения провожу в форме зачета или семина­ра, на которых отрабатываются навыки самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к нему. Самостоятельное изучение карт, справочников дополнительной литературы позволит сформулировать у школьников уме­ние работать с различными источниками информации, развить их познава­тельную и творческую активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование учебного материала блоками, семинарские занятия, за­щита рефератов, пресс-конференции в курсе экономической и социаль­ной географии мира.

 

 

Лекторно-семинарская форма обучения позволяет обучающимся оператив­но использовать, систематизировать появляющуюся информацию о быстро меняющемся мире, находить главное, актуальное в текущий момент и актив­но применять эту информацию в учебном процессе. Целесообразно материал давать блоками: первая часть блока - лекция обучающимся, вторая часть - само­стоятельная работа обучающихся, третья часть - контрольно-обобщающий урок (это может быть урок-зачет).

Урок по теме «Проблемы урбанизации» провожу в форме семинарско­го занятия, старшеклассники получают задания опережающего характера для выступления на последующем уроке.   Вопросы для обсуждения:

1. 7 млрд. человек.  Для планеты Земля это много или мало?

2. Существуют ли закономерности в размещении городов-миллионеров?

3. Менялись ли функции городов в течение длительного существова­ния?

4. Как различные источники характеризуют понятие «урбанизация?

    Изучая тему «Развитие ифраструктуры. Международные экономические связи» провожу конференцию.  Темы выступлений:

1. Транспортные коридоры конца XX века.

2. История развития мировой транспортной системы.        

3. Крупнейшие транспортные катастрофы века.

4. Новые формы международных экономических связей.

5. Международный туризм как одна из перспективных форм услуг.

Провожу практикум по теме «Экономико-географическая характери­стика Японии».

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

1. Подготовить «визитную карточку» Японии.

2.По тексту учебника, справочным материалам, картам атласа опреде­лить национальные черты населения Японии.

3. Подготовить сообщения о культурах, художественных и бытовых традициях японцев.

4. Определить место Японии в мировом хозяйстве.

«Политическая карта мира» - самая сложная и, пожалуй, самая инте­ресная тема в курсе социально-экономической географии мира. Обучающиеся знакомятся с зарубежными странами, изучают географическое положение, форму правления, численность населения этих стран, а для закрепления изу­ченного материала провожу следующую работу.

 

«Страны мира».

республика (+) монархия (-)

федеративное государство (+) унитарное государства (-)

выход к морю есть (+) нет (-)  

столица крупнейший город (+) нет(-)

Индия (+++-) Венесуэла (++++) Швейцария (++--) Великобритания (--++) Канада (+++-) Бразилия (+++-)

 

С большим интересом обучающиеся 10 класса выполняют опережающее задание, которое они в начале года, собирают по стране, которая для них представляет наибольший интерес. Эта работа рассчитана на весь учебный год, обучающиеся пишут рефераты, а в конце года защищают их. Это памятные уроки, а ученики настоящие гиды по этой стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использования компьютерных технологий в преподавании географии.

 

 

Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий. В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Основные направления использования компьютерных технологий в преподавании географии:

I Направление - демонстрация материалов: наглядных пособий и карт.

ИКТ дает возможность демонстрировать на экране самые разные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные. С помощью ИКТ возможны переход от одних объектов к другим в любой последовательности, увеличение фрагментов, наложение друг на друга.

Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопостовлять представляемые объекты.

II Направление – проверка знаний

Здесь: программы – тренажеры – предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся, и контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.

Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

Уроки обобщающего повторения я провожу в компьютерной мастерской.

 Во первых - это удобно, наглядно и практично.

Во вторых - это повышает интерес (мотивацию) и творческую активность обучающихся.

В третьих - использование ПК усиливает интеграционную составляющую обучения.

В четвертых - умение работать с ПК диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития обучающихся.

И самое главное ученик работает индивидуально и самостоятельно.

 

Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы научить правильно найти, переработать и использовать материал географического содержания    в процессе выполнения заданий. Работа строится следующим образом:

1) демонстрация материалов, наглядных пособий, карт;

2) показ процессов;

3) геоинформационное обучение;

4) проверка знаний;

5) самостоятельная работа обучающихся, которая состоит из 3-х этапов:

1 этап - закрепление материала - учащиеся просматривают изученный учебный материал, который состоит из текста (его озвучивает компьютер) и также текст представлен на экране; карт, графиков, таблиц, видеоматериала (например: наводнение в Северной Америке или образ жизни коалы).

2 этап - тестирование (в 7-9кл - 15мин; в 10-11кл - 5мин).

3 этап - практика (например в 7кл: нанести на карту Африки географические объекты; в 8кл: страны, которые граничат с Россией; в 10 кл: нанести страны НАТО).

Перспективы: Возможность использования Интернета для поиска нужной учебной информации в ходе урока, для обмена информацией с учителем и одноклассниками при выполнении домашней работы, для получения консультаций и рекомендаций учителя по выполнению самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Каждый год первого сентября новые ученики садятся за парты и от­крывают для себя удивительный мир, мир географии, открытие происходит на обычном рядовом, но удивительном и неповторимом школьном уроке. Урок был и остается одним из основных форм учебно-воспитательной рабо­ты в школе. Урок видоизменяется, совершенствуется, приобретает новые, свойственные времени черты - урок-мысли, общения, творчества.

     Неоднократно мои ученики занимали первые места на районных олимпиадах, а в 2008 году учащийся 11 класса Дмитриев Дмитрий был награжден Дипломом III степени на третьем (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии. (В настоящее время Дмитриев Дмитрий студент V курса географического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского).

      Наша память хранит много воспоминаний, и школьные годы занимают среди них особое место. Именно от учителя зависит, какие будут воспомина­ния, какие будут наши ученики.

А учитель...  Учитель всегда в поиске, потому что лучший урок еще не проведен, а самая интересная практическая работа еще не составлена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010