Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Географический марафон «Необыкновенные приключения»

Автор:
Горбатова Ольга Николаевна

Аннотация:

В статье представлена методическая разработка географического марафона «Необыкновенные приключения»  для учащихся 7 классов по произведению Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Цель создания разработки: способствовать воспитанию географической культуры учащихся, взаимоотношений людей друг с другом, отношения человека к природе.

Статья:

 

Географический марафон «Необыкновенные приключения»

(методическая разработка)

 

Мероприятие посвящено 185-летию Ж.Верна

 

 

            Цель проведения марафона: способствовать воспитанию географической культуры учащихся, взаимоотношений людей друг с другом, отношения человека к природе.

Географический марафон проводится по произведению Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

Возраст школьников: 7 класс.

Количество участников: команды по 5-6 человек.

Каждая команда должна иметь название, девиз, эмблему (связанные с произведением Ж. Верна «Дети капитана Гранта»). Команда должна избрать капитана.

Оборудование и подготовка помещений: необходимо просторное помещение для проведения линейки, девять кабинетов-станций, кабинет для просмотра презентации и отрывков из фильма «Дети капитана Гранта», комната для жюри, гардероб. На дверях кабинетов вывешиваются таблички с номерами и названиями станций. Для жюри необходимо заготовить бланки вопросов с ответами и инструкцией по оцениванию, конверты с частями ключевой фразы (приложение 1). Количество фрагментов ключевой фразы в конверте на каждой станции должно соответствовать количеству команд (например, 9 команд – на станции 1 - 9 фрагментов [УКАОПЕ]. Для команд на каждой станции должны быть подготовлены карточки с вопросами. Для каждой команды необходима сводная ведомость для выставления баллов (путевой лист), которая выдается на линейке (см. приложение 3). Для проведения линейки необходимо подготовить презентацию, грамоты, фотокамеру, листы для рефлексии (см. приложение 4).

Технология проведения марафона.

  1. Звучит песня из к/ф «Дети капитана Гранта». Проводится торжественная линейка, на которой с приветственными словами выступают организаторы мероприятия, представляют жюри конкурса. Затем команды проводят короткую самопрезентацию: произносят название коллектива, девиз, рассказывают об эмблемах и т.д.
  2. Школьники-организаторы коротко рассказывают о жизни и творчестве писателя Ж. Верна (с использованием презентации) (см. приложение 2). 
  3. Организаторы информируют команды о порядке проведения марафона: капитаны получают путевые листы, где отмечена станция, с которой начинается марафон у конкретной команды. Время пребывания на станции – 3 минуты. На каждой станции за правильные ответы школьники получают определенное количество очков, а также фрагмент фразы для составления высказывания Ж.Верна.
  4. Ребята расходятся по станциям, начинается марафон.
  5. После окончания марафона, ребята собираются в помещении для просмотра фрагментов их кинофильма «Дети капитана Гранта». В это время жюри подводит итоги и подписывает наградной материал. Школьники заполняют листы рефлексии.
  6. Итоговая линейка. Дети читают листы рефлексии. Жюри оглашает результаты. Вручается наградной материал. Фотографирование на память.

 

Приложение 1

Задания по станциям (для жюри)

 

Станция № 1 Записка из брюха акулы

Оценивание: за каждый правильно определенный пункт   – 1 балл. Всего- 9 баллов.

Оборудование: команде выдается записка, в которой пропущены координаты пунктов. Географическая карта мира. Часть фразы: [УКАОПЕ].

Текст записки:

В июне 1862 г. трехмачтовое судно «Британия», из Глазго, двигалось по маршруту: (1)64*с.ш. 21*з.д., (2)37* с.ш 14*в.д., (3)30*с.ш 32*в.д., (4)7*ю.ш. 105* в.д., (5)27*ю.ш. 109*з.д., (6)69*ю.ш 90*з.д., (7)0*ш. 50* з.д., (8)9*с.ш 80*з.д. Судно потерпело крушение в (9) ________океане у архипелага Галапагос. Удалось спастись только капитану и двум матросам. Они терпят жестокие лишения. Окажите им помощь, иначе они погибнут.

Подсказки:

  1. Герои Жюля Верна совершили фантастическое путешествие к центру Земли через кратер этого вулкана (вулкан на о. Исландия)
  2. Древние греки дали название этой горе «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста (вулкан Этна) 
  3. Этот канал имеет длину почти 200 км. И сокращает путь из Европы в Азию почти в 3 раза (Суэцкий канал)
  4. В 1883 году произошло сильнейшее извержение вулкана пепел от него был выброшен на высоту несколько километров и он облетел Землю дважды (вулкан Кракатау)
  5. Этот остров известен своими гигантскими статуями, он имеет несколько названий: Рапандун, Райгу, но чаще его обозначают под другим названием (о. Пасхи)
  6. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыли остров (о. Петра 1)
  7. Это очень удивительная река во всех отношениях: это самая полноводная река, местами ее ширина достигает 15 км. Здесь водятся удивительные рыбы, например пираруку длиной 5 метров, весом 90 кг (устье р. Амазонка)
  8. Этот канал соединяет Тихий и Атлантический океан, разделяет Северную Америку и Южную (Панамский канал)
  9. Тихий океан

 

Станция № 2 Маршрут экспедиции

Оценивание: за каждый правильно расположенный пункт   – 1 балл. Всего- 12 баллов.

Оборудование:  на отдельных карточках написаны пункты путешествия яхты «Дункан» из Европы в Южную Америку. Необходимо восстановить маршрут путешествия, сложив по порядку карточки. Географическая карта, на которой отмечен маршрут, показывается командам после выполнения задания. Часть фразы: [НТАЗИЮ.].

 

Слова на карточках (ответ): Глазго, Мадейра, Канарские острова, тропик Рака, о-ва Зеленого мыса, Бразильское течение, тропик Козерога, Патагония, Магелланов пролив, п-в Брансуик, м. Фроуорд, Талькауано (Чили).

 

Станция № 3 Калейдоскоп событий

Оценивание: за каждый правильный ответ   – 1 балл. Всего- 40 баллов.

Оборудование: текст с вопросами, команды выбирают карточки, на каждой записано по одному вопросу. Часть фразы: [РЕДИТФА].

1.         Какая рыба доставила послание капитана Гранта? (рыба-молот)

2.         На каких языках были написаны документы? Что в них смогли прочитать? (английский, французский, немецкий)

3.         О чем мечтал капитан Грант, отправляясь в плавание? (основать колонию в Тихом океане)

4.         "Слишком редко доходят мольбы до подножия трона, и кажется, что над входом царских дворцов начертаны слова, которые англичане помещают у штурвала своих кораблей..." Какие это слова? (Пассажиров просят не разговаривать с рулевым)

5.         Что за пассажир находился в каюте №6? Кто он, как оказался на корабле? (Жак Паганель)

6.         Какой язык собирался выучить Паганель и какой выучил? (испанский, португальский)

7.         О жителях какой страны говорят в шутку: "Это люди шести футов роста, когда сидят, и пяти, когда стоят"? (Патагония)

8.         Что такое пончо? (шерстяной плащ)

9.         Какие горы в Южной Америке преодолели путешественники? (Анды)

10.       Почему на вершине Кордильер Паганелю не удалось угостить друзей "пищей богов" - жарким из гуаноко? (мясо было не съедобно, т.к. гуанако долго бегали)

11.       Каким необычным способом путешественники спустились с Кордильер? (горная площадка катилась вниз со скоростью поезда из-за землетрясения)

12.       Каким образом отыскался Роберт Грант? Кто его спас?  (кондор)

13.       Кто продержал почти всю ночь в осаде Гленарвана, Талькава и Роберта? Как им удалось спастись? (красные волки, Роберт на лошади отвлек волков)

14.       Почему путешественники вели "птичий образ жизни"? (наводнение)

15.       Какое открытие совершил Паганель, падая с дерева? (что Гранта нужно искать в Австралии)

16.       Какое пари держали майор и Паганель? Кто выиграл?  Что было выигрышем? (более 50 человек исследовали Австралию, карабин и подзорная труба)

17.       С помощью чего команда «Дункана» смогла спастись от шторма в Индийском океане у берегов Австралии? (жир)

18.       С кем познакомились путешественники на австралийской ферме? (Айртон)

19.       Почему Паганель считал Австралию "самой причудливой, самой нелогичной страной"?

20.       Кого называли "бесплатными пассажирами" на английских судах? (крысы)

21.       Какое открытие вызвало резкое увеличение населения Австралии? (золото)

22.       Какая фантастическая ошибка Паганеля в конечном итоге спасла жизнь всем остальным?

23.       Каким образом герои попадают в Новую Зеландию?

24.       Какой девиз был у Паганеля - лучший девиз на свете? (Пока дышу – надеюсь!)

25.       Перечислите путешественников, которые исследовали Новую Зеландию (А. Тасман,  Д. Кук)

26.       Зачем тюлени глотают гальку? (для балласта)

27.       Как выглядит птица кюре? (черная с белым воротничком)

28.       Кто такой киви-киви? (птица)

30.       Что такое "табу" (запрет)?

31.       Кто сумел припрятать от дикарей револьвер? (Элен Гленарван)

32.       Почему майорийцы не убили путешественников сразу? (хотели получить выкуп)

33.       Кто проложил путь к спасению пленников? (Роберт)

34.       Где и почему они смогли укрыться от гнева дикарей? (на вершине вулкана, где был похоронен вождь)

38.       Как назывался остров, на котором обитал капитан Грант? (о. Табор или Марии Терезы)

39.       Какова была судьба Айртона? (высадили на о. Табор)

40.       Какая тайна была у Паганеля? (маори покрыли его тело татуировками).

 

Станция № 4 Таинственные незнакомцы

Оценивание: за каждый правильный ответ   – 1 балл. Всего- 10 баллов.

Оборудование: карточки с описаниями объектов. Часть фразы: [ЕТВР].

Описание объектов:

  1. « У всех вырвался из груди крик восторга при виде «деревьев, достигающих200 фунтов в высоту, с губчатой корой толщиной в 5 дюймов. Их гладкие стволы в 20 футов в обхвате поднимались на 150 футов вверх, причем ни сучок, ни ветка не нарушали их идеальной прямизны. Они не были бы глаже, если бы их обтачивали на токарном станке. Чаща…деревьев представлялась глазу бесконечным рядом одинаковых колонн, уходящих вдаль. На огромной высоте колонны эти увеличивались капителью из ветвей, на концах которых росли листья. У оснований листьев кое-где виднелись одинаковые цветы, формой своей напоминающие опрокинутые урны. Ветер свободно разгуливал под этим вечнозеленым сводом. Зеленый ковер из подножия деревьев, зеленые зонты вверху, далекая перспектива высоких прямых стволов, почти полное отсутствие тени и прохлады, странное освещение, точно лучи света, проходили через редкую ткань, - все это вместе взятое придавало необычайный вид этому лесу, ни в чем не похожему на леса Старого и Нового Света». - Что это за деревья? (эвкалипты)
  2. «Глядите, обезьяна! И он указал на большое черное существо, перескакивающее с ветки на ветку и с дерева на дерево с непостижимой ловкостью. Можно было подумать, что у него есть крылья. Все следили за существом, быстро удаляющимся в чащу леса. Вскоре оно опустилось вниз и, с быстротой молнии, пробежав несколько метров по земле, ухватилось своими длинными руками за совершенно гладкий толстый ствол камедного дерева. Путешественники не представляли себе, как можно подняться вверх по этому скользкому стволу, который нельзя обнять даже руками, как вдруг странное существо вытащило нечто вроде топорика и, делая небольшие зарубки на стволе, быстро вскарабкалось по ним до самой верхушки дерева. Какая оригинальная обезьяна!- воскликнул майор. Это не обезьяна. Это…». - Кто это был? (чистокровный австралиец)
  3. Точная длина _____________составляет всего триста семьдесят шесть миль. Глубок он настолько, что по нему могут проходить даже у самых берегов крупнейшие суда. Дно его чрезвычайно удобно для якорных стоянок. По его берегам много источников пресной воды; рек, изобилующих рыбой; лесов, богатых дичью; ряд легкодоступных и безопасных гаваней. Словом, здесь множество преимуществ, отсутствующих и в проливе Лемера и у мыса Горн с его грозными скалами, где непрестанно свирепствуют ураганы и штормы (Магелланов пролив).
  4. Магеллан назвал здешних туземцев _______, но фиджинцы зовут их тиременеи, чилийцы — коукалу, колонисты Кармена — тегуэльхи, арауканцы — уилихи. У Бугенвиля они известны под именем чаухи. Сами они себя зовут общим именем ипакси (патагонцы).
  5. Этот хищник известен у натуралистов под именем canis jubatus. Ростом он с большую собаку, голова его похожа на лисью, шерсть у него красно-бурая, а по спине вдоль всего хребта идет черная грива. Зверь этот очень проворен и силен. Живет он обыкновенно в болотистых местах и часто преследует свою добычу даже вплавь. Спит днем. Голодный агуар нападает даже на крупный скот и производит немалые опустошения. В одиночку красный волк не страшен, но голодная стая их представляет большую опасность. Лучше даже встретиться с кугуаром или ягуаром: с теми можно, по крайней мере, сразиться один на один (красный волк).
  6. Это был ябиру. Ростом он был пяти футов, а клюв его, черный, широкий, конической формы, очень заостренный с конца, имел восемнадцать дюймов длины. Лилово-пурпурная окраска его головы составляла резкий контраст с лоснящейся зеленой шеей, блестящей белой грудью и ярко-красными длинными ногами. Казалось, что природа израсходовала все свои основные краски на оперение этого ябиру (гигантский журавль).
    1. Встречается на равнинах Австралии все реже и реже. Это крупная птица в два с половиной фута вышиной, с белым мясом, напоминающим мясо индейки. На голове роговая чешуя, глаза его светло-коричневые, клюв черный, загнутый вниз. На ногах — по три пальца, вооруженных могучими когтями. Крылья его, настоящие культяпки, не могут служить для летания. Его оперение, или, можно сказать, его шерсть, более темного цвета на шее и на груди. Бегает так быстро, что свободно обгонит самую быструю скаковую лошадь. Захватить можно только хитростью (эму, или австралийский казуар).
    2. От ноздрей его орлиного носа шли спиралью две черные линии; обведя его желтые глаза, они соединялись на лбу, а затем терялись в пышных волосах. Вокруг рта с блестящими зубами, а также по подбородку тянулись разноцветные линии, изящными завитками спускавшиеся на могучую грудь (маори).
    3. Затем пошли громадные, бесконечные леса, напоминавшие австралийские, только вместо эвкалиптов здесь росли ______. Они были так высоки, что только футах в ста от земли начинались ветви. Лес состоял из бесконечного количества отдельных рощиц этих гигантов, простиравших на двухсотфутовую высоту зонты из зеленых листьев. Некоторые, еще молодые ____, едва достигшие столетнего возраста, походили на красные ели европейских стран: у них была конусообразная крона темного цвета. У более старых деревьев, переваливших за пятьсот-шестьсот лет, кроны представляли собой огромные шатры зелени, покоившиеся на бесчисленных переплетающихся ветвях. У этих патриархов новозеландских лесов стволы были до пятидесяти футов в окружности (деревья каури – гигантские сосны).
    4. Где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не свои листья, а кору: где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где лес часто не способен гореть; где каменные плиты тают от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, как у ехидны и утконоса, что заставило ученых создать особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины; где у баранов свиные головы; где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черного цвета; где крысы вьют себе гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения и своих способностей: одна подражает бою часов, другая — щелканью бича почтовой кареты, третья — точильщику, четвертая отбивает секунды, точно маятник часов; есть такая, которая смеется утром, при восходе солнца, и такая, которая плачет вечером, при его заходе (Австралия).

 

Станция № 5 Прав ли Ж. Верн?

Оценивание: за каждый правильный ответ   – 1 балл. Всего- 6 баллов.

Оборудование: карточки с вопросами. Часть фразы: [ДАНА].

Текст на карточках.

  1. — Это очень благоприятно для нас, — прибавил Паганель, — ибо в Южном полушарии летом в среднем более жарко, чем в Северном. А почему? — спросил Роберт. Прав ли Ж. Верн? (Да, прав. В перигелии 2.01 Земля получает больше тепла, чем обычно, в офелии 2.07 тепла на 7% больше, чем в северном полушарии. Поэтому в северном полушарии теплее зима, а в южном полушарии теплее лето).
  2. При взгляде на современную карту Австралии бросается в глаза прямолинейность границ австралийских провинций… колонии-провинции представляют собой примыкающие друг к другу прямоугольники, напоминающие мозаику. Во всех этих прямых линиях и прямых углах чувствуется не столько рука географа, сколько рука геометра. Только берега с их разнообразными изгибами, бухтами, мысами, заливами протестуют своей очаровательной неправильностью от имени природы против этой прямолинейности. Прав ли Ж. Верн? (Да. Прав. Границы английских колоний).
  3.  Роберт, обогнавший отряд чуть не на полмили, прискакал назад, крича: — Господин Паганель! Господин Паганель! Там целый лес рогов!

- Ты бредишь, мальчик! — промолвил Паганель, пожимая плечами.

Роберт не ошибался: вскоре отряд подъехал к огромному полю, утыканному рогами. Рога эти торчали правильными рядами, и им не было видно конца. Действительно, это место производило впечатление какой-то низкорослой, густой, но странной лесной поросли.

— Ну что? — спросил Роберт.

— Вот это оригинально! — промолвил Паганель. Прав ли Ж. Верн?

(Да, прав. В трясине увязло целое стадо. На востоке Южной Америки находятся «пантаны» - топкие трясины).

  1. В пять часов утра барометр показал, что путешественники уже достигли высоты в семь тысяч пятьсот футов. Они находились на так называемых вторичных плоскогорьях, где кончалась древесная растительность. Тут была шиншилла — маленький кроткий, боязливый грызун, нечто среднее между зайцем и тушканчиком, ценный своим мехом. Задние лапки делали его похожим на кенгуру. Очень забавно было смотреть, как этот проворный зверек, подобно белке, носился по верхушкам деревьев. Прав ли Ж. Верн? (Нет, не прав. Шиншиллы живут в камнях среди скал и не могут прыгать по деревьям).
  2. Отряд достиг красавицы-реки пампасов. Индейское название ее — Кобу-Лебу, что значит «великая река». Пересекая на значительном протяжении пампасы, она впадает в Атлантический океан. Там, вблизи устья, происходит любопытное явление: количество воды в этой реке по мере приближения к океану все уменьшается — потому ли, что почва дна реки впитывает влагу? Прав ли Ж.Верн? (Речь идет о реке Рио-Колорадо. Река протекает с субтропическом климате в засушливой области Патагонии. В январе (лето) приходят сухие тропические массы. Поэтому в январе межень. У берегов материка в устье реки проходит холодное Фолклендское течение. Но причины, названные писателем, не верны).
  3. Паганель не ошибся: то был действительно кондор, делавшийся все более и более ясно видимым. Этот великолепный хищник, перед которым некогда так благоговели инки, был царем южных Кордильер. В этом краю он достигает необычайно крупных размеров. Сила его изумительна: ему нередко случается сталкивать в пропасть быков. Он набрасывается на бродящих по равнинам овец, козлят, телят и, вцепившись в свою жертву когтями, поднимается с ней на большую высоту. Прав ли Ж. Верн? (Строение лап кондора таково, что он не может поднять что-либо, да еще на более или менее значительную высоту. Жюль Верн был введен в заблуждение многочисленными сказками о кондорах, рассказываемыми в его время, но полностью опровергнутыми позднейшими научными наблюдениями).

 

Станция № 6 Герои

Оценивание: за каждый правильный ответ   – 1 балл. Всего- 7 баллов.

Оборудование: карточки с описаниями героев книги. Часть фразы: [ПРИД].

Текст на карточках.

  1. Владельцу Малькольм-Кэстля только что исполнилось 32 года. Это был человек высокого роста, с несколько суровыми глазами; он был беззаветно храбрым, деятельным, великодушным и отзывчивым. Женат он был всего 3 месяца назад. (Эдуард Гленараван)
  2. Ей, дочери знаменитого путешественник Вильяма Туффисля, было 22 года. Она была блондинкой с глазами, синими, как вода шотландских озёр в радостное весеннее утро. (Элен Гленаравен)
  3. Девушке было лет 16. Её красивое, измученное личико, большие, видимо, много плакавшие глаза с грустным, но робким выражением, её бедная, но опрятная одежда – всё это сразу располагало в её пользу. (Мэри)
  4. Мальчику с открытым и смелым лицом было лет 12. Казалось, он считал себя защитником и покровителем сестры и готов был наказать всякого , кто отнёсся бы к ней недостаточно почтительно. (Роберт)
  5. Несмотря на молодость, он не был новичком в своём деле: он считался одним из лучших шкиперов Глазго. Ему было около 30 лет. Черты лица его были несколько суровы, но, присмотревшись, можно было заметить, что этот человек добр и отзывчив. Он был воспитанником семьи Гленараванов, успел уже совершить несколько дальних плаваний, во время которых неоднократно давал доказательства хладнокровия, смелости. Энергичности, распорядительности и ловкости.(Джон Мангльс)
  6. Это был человек лет 50, с правильными чертами постоянно спокойного лица, молчаливый,кроткий и добродушный, всегда готовый пойти туда, куда его посылают, всегда согласный со всеми и во всём, никогда ни с кем не спорящий и не теряющий хладнокровия. Свой майорский чин он получил в 42 полку горной гвардии, состоявшем целиком из шотландцев.(Мак-Набс)
  7. Это был высокий сухопарый мужчина лет 40. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. У него круглая крепкая голова, высокий лоб, длинный нос, большой рот и выдающийся вперёд подбородок. На носу большие круглые очки. И хотя он ещё не раскрывал рта, всё же видно было, что он большой говорун и очень рассеянный человек.(Жак Паганель)

 

Станция № 7 По долинам и по взгорьям

Оценивание: за каждый правильный ответ   – 1 балл. Всего- 5 баллов.

Оборудование: карточки с описанием ландшафтов. Часть фразы: [ЕМЯ,].

Текст на карточках.

  1. Они могут быть разделены на три части: первая часть, покрытая низкорослыми деревьями и кустарником, тянется от Кордильер на двести пятьдесят миль; вторая часть, шириною в четыреста пятьдесят миль, поросшая великолепными травами, кончается в ста восьмидесяти милях от Буэнос-Айреса. Отсюда до самого моря путешественник едет по безбрежным лугам, покрытым дикой люцерной и чертополохом (Пампасы)
  2. Обширные, поросшие злаковыми растениями пространства, где пасся скот индейцев, высокотравные степи (Льянос)
  3. Горный кряж, хребет (Сьерра)
  4. Баррерос (Земли, пропитанные солью)
  5. В 1814 году Родерик Мерчисон, ныне президент Королевского географического общества в Лондоне, изучив строение горной цепи, которая тянется с севера на юг, …нашел, что существует замечательное сходство между нею и Уральским хребтом. А так как Уральский хребет золотоносен, то геолог, естественно, предположил, что этот драгоценный металл должен встречаться и здесь. И он не ошибся. Действительно, два года спустя Мерчисону были присланы из Нового Южного Уэлльса образцы золота, и геолог побудил большое количество корнуэльских рудокопов отправиться в золотоносные районы Новой Голландии (Большой водораздельный хребет, Австралийские Альпы).

 

Станция № 8 С точностью до миллиметра…

Оценивание: за каждый правильный ответ   – 5 баллов. Всего- 10 баллов.

Оборудование: карточки с задачей. Часть фразы: [КОГ].

Текст на карточках.

Задание 1.

Паганель захватил с собой барометр. Взглянув на него, он убедился, что давление ртути соответствует высоте в одиннадцать тысяч семьсот футов. Определите:

- на какой высоте находились путешественники (если 1 фут=30 см);

- что показывал барометр?

 

Ответ:

Высота: 3510 м (11700*0,3 м=3510 м), давление упало: 3510/12 м=292,5 мм. Показания барометра 760-292,5 мм=467,5 мм.

 

Задание 2.

Паганель захватил с собой барометр и, взглянув на него, убедился, что ртуть держится на уровне ртуть держится на уровне 0,495 миллиметра.

На какой высоте находились путешественники? Исправен ли  прибор Паганеля? (Ответ подтвердите расчетом).

 

Ответ:

Давление меняется с высотой на каждые 12 метров примерно на 1 мм рт.ст.

Нормальное атмосферное давление на уровне моря (о м высоты) 760 мм.

Давление упало на 760 мм – 0, 495 мм =759, 505 мм

ратм= 759, 505 мм * 12 м= 9114,06 м

Полученный нами результат не соответствует реальности, т.к. самая высокая вершина мира имеет высоту 8848 м.

 

Станция № 9 Ключ

Команды складывают из найденных частей слов ключевое выражение: «Придет время, когда наука опередит фантазию».

Оценивание: за правильно составленную фразу – 10 баллов.

Приложение 2

Текст для составления презентации

1-й ведущий.

Погляди, оживает

Этот старый портрет

Он из рамы шагает:

«Сколько зим, сколько лет! »

Жар труда и таланта,

Благородная цель-

Дети смелого Гранта

И чудак Паганель.

Как живая легенда,

«Наутилус» плывёт,

Честь и совесть Дик Сенда

Увлекают вперёд.

Вновь на полюс стремится

Капитан Гаттерас…

Опалённые лица,

Блеск решительных глаз.

Всё и странно и просто!

Но спешат корабли,

И Таинственный остров

Исчезает вдали…

Поражается каждый:

Были рядом, и нет!

Вот что может однажды

Нам поведать портрет!

«Путешествовал ли он? Весьма возможно, т.к. никто лучше его не знал карты земного шара». Нет, это не характеристика Ж. Верна. Это его собственные слова, описывающие одного из его персонажей Филеаса Фогга из «Вокруг света в 80 дней». А сам писатель отнюдь не был морским волком. НО он не был и кабинетным ученым! Не был он  и целым коллективом соавторов, псевдонимом, а которым скрывалась группа литераторов, географов и путешественников (как думали люди, не верившие в мощь его разума и исключительное трудолюбие). Так кто еж он был на самом деле?

2-й ведущий.

Жюль-Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 г. в приморском г. Нанте. Его отец был потомственным адвокатов, мать – из семьи моряков и судостроителей. Отец требовал, чтобы Жюль пошел по его стопам. Но уже в 11 лет будущий писатель сбежал из дома, чтобы наняться юнгой на корабль, отправляющийся в Индию. Его вернули в тот же день.  Он хорошо  успевал по всем предметам, особенно по математике,  истории и географии. В 1847 г. Верн отправился в Париж для сдачи экзамена на адвоката. НЕ прекращая учебы, он пишет стихи, пробует себя в драматургии. Ему повезло – он вошел в кружок Александра Дюма-отца, великого писателя. И тогда Жюль решил: «То, что Дюма сделал для истории, я сделаю для географии!».

1-й ведущий.

И он сделал это! Рукопись первого романа отвергли 13 издательств. Принял к изданию его роман «Пять недель на воздушном шаре» только издатель Пьер Этцель. Так началась серия «Необыкновенные путешествия», которая продолжалась 56 лет, и даже после смерти и Ж. Верна и его издателя. Серия составила 63 романа, 2 сборника повестей и рассказов, многочисленные драматические и научно-популярные произведения, «Иллюстрированную географию Франции», «Историю великих путешествий». Таково наследие писателя. В 1962 г. группа школьников0читателей Ж. Верна составила таблицу, какие идеи фантаста осуществились, они убедились, что из 108 гипотез писателя 64 были реализованы. Любопытно, насколько изменилось их число на истекшие полвека?

2-й ведущий.

Среди поклонников творчества писателя-фантаста назовем И, Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина, Л.Толстого, М. Горького, Д. Менделеева, Ю. Гагарина, К. Циолковского, В. Обручева, Нансена и множества других выдающихся писателей и путешественников. Паскаль Груссе (друг и соавтор писателя) говорил: «Еще не один писатель до Ж. Верна не делал из науки основы монументального произведения, посвященного изучению Земли и Вселенной, промышленного прогресса, результатов, достигнутых человеческим знанием и предстоящих завоеваний».

1-й ведущий. Ж. Верн скончался в возрасте 77 лет. Надпись-эпитафия на его памятнике гласит: «К бессмертию и вечной юности!».  И действительно! Его герои всегда будут с нами. Остаются с нами их благородство, мужество, сила воли и ума, все, чем наделили их гениальный создатель.

Он предсказал подводные суда

И корабли, плывущие в эфире.

Он фантастичней всех фантастов в мире

И потому – вне нашего суда.

2-й ведущий.

А вот слова самого писателя: «Чтобы я ни сочинял, чтобы ни  выдумывал, - все это будет уступать истине, ибо настанет время, когда достижения науки превзойдут силу воображения».

Жюль Верн был и остался неумирающим спутником юности. Отправимся в удивительное путешествие по страницам его романа «Дети капитана Гранта»!

Приложение 3

Путевой лист

Команда______________ школа №_______________

 

Название станции

Баллы

Подпись члена жюри

1

Записка из брюха акулы

 

 

2

Маршрут экспедиции

 

 

3

Калейдоскоп событий

 

 

4

Таинственные незнакомцы

 

 

5

Прав ли ж. Верн?

 

 

6

Герои

 

 

7

По долинам и по взгорьям

 

 

8

С точностью до миллиметра

 

 

9

Ключ

 

 

 

ВСЕГО баллов:

 

 

 

Приложение 4

Лист рефлексии

Команда_____________________________ школа_____________________

 

1.Перечислите, что интересного и нового для себя вы узнали во время игры?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Чем полученные знания помогут вам в жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Как игра в команде помогла достигнуть лучшего результата?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010