Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Использование презентаций на уроках географии.

Автор:
Новикова Людмила Михайловна

Аннотация:

В данной статье показано практическое использование презентаций на уроках географии. Цель – мотивация учащихся на усвоение учебного материала по географии. Задачи: научить учащихся создавать презентации, использовать их на уроках географии, научить публичному выступлению.

     Включение презентаций происходит как фрагментарно, как урок изучение нового, как конференция. Описание данного метода обучения поможет учителям географии повысить интерес к предмету и выработать межпредметные навыки.

Статья:

     Изучение географии невозможно без использования информационных технологий, так как они дают образное восприятие учебного материала, что помогает мотивировать учащихся на усвоение учебного материала по географии. Использование учебных дисков, интерактивных карт, библиотеки электронных наглядных пособий, видеофильмов и их фрагментов, презентаций широко используются мною на уроках. Презентации занимают особую роль в этом перечне, потому что их можно использовать не только как источник информации, но и создавать самим учащимся. За годы работы накоплен большой опыт по использованию презентаций на уроках и во внеурочное время, а технические возможности кабинета позволяют их создавать и демонстрировать. Знакомить учащихся с презентациями начинаю с первого года обучения, 6 класса, совершенствуя их в последующие годы.

     В 6-7-ых классах преобладают небольшие по объёму презентации, созданные мной по теме урока или использую презентации из интернета, соответствующие уровню данного возраста, например, презентации «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки» в 6 классе и «Бразилия» (приложение 1), «Австралия», «Животные Африки» в 7 классе. Однако иногда использую более продолжительные и сложные, насыщенные графиками, диаграммами, текстовым и статистическим материалом. Так в 6 классе в теме «Климат» использую презентацию «Особенности климата Голицыно», созданную ученицей 9 класса к одноимённой научной работе. Учащимся 6-7-ых классов предлагаю самим создавать презентации по желанию. Наблюдаются единичные случаи создания презентаций как набор слайдов из интернета, например, «Красная книга России», «Организмы Мирового океана», а также фотографии собственных путешествий.  

     В 8 классе кроме перечисленных презентаций проводится урок-конференция «Заповедники России» (приложение 2). Подготовка начинается за 10-14  дней до урока, когда предлагается выбрать из перечня заповедник и составить презентацию в соответствии с требованиями: наличие слайдов, небольшого текстового и картографического материала. Используя презентацию, ученик рассказывает о выбранном заповеднике. Создание презентаций не является обязательным для всех учащихся класса: кто не может подготовить, рассказывает текст без презентации. В теме «Население» использую три презентации, созданные учащимися: «Коренные малочисленные народы Севера России (приложение 3)», «Православие в России» и «Монастыри Центральной России».

     В 9 классе учащиеся готовят презентации в каждом экономическом районе по мере их изучения: о природных объектах района (моря Тихого океана, Арктические моря, озеро Байкал), городах (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, города Подмосковья), реже – об отраслях промышленности («Угольная промышленность России»). В 8-9-ых классах использую фрагментарно и полностью презентацию «Всемирное наследие России».

     Наиболее активно использую презентации в 10 классе. В теме «Зарубежная Европа» каждый учащийся готовит презентацию по следующим требованиям: содержание (общие сведения о стране, население, хозяйство), использование современной информации, ограниченный регламент (7-10 минут), демонстрация сопровождается рассказом. При подготовке и представлении презентации выявляются и преодолеваются определённые затруднения. Во-первых, выясняется, что кто-то никогда не готовил презентации (с каждым годом таких учащихся всё меньше). Таким учащимся помогаю сама, учитель информатики или одноклассники. Во-вторых, учащиеся используют, в основном, один источник информации – интернет, не  анализируют материал, не создают собственных текстовых слайдов. В-третьих, учащиеся отягощают презентации излишней текстовой информации и превышают регламент. В-четвёртых, при демонстрации презентации учащиеся при рассказе читают текст слайдов.

     В теме «Зарубежная Азия» учащимся предлагается урок-презентация по каждой из стран: Япония (приложение 4), Китай, Индия. Презентация готовится мною лично или совместно с учеником и ежегодно обновляется. Использование такой презентации позволяет не только ознакомить с информацией, но и искать заданную на слайде информацию в учебнике и карте, отвечать на вопросы, послушать дополнительные сообщения, увидеть определения и выводы.  В других регионах используются ознакомительные презентации (Канада, Бразилия, Австралия). Иногда использую короткие презентации «Реклама страны», куда включаются объекты природы, города, понятия, выражающие образ страны, достопримечательности.

    Особый вид презентаций – «Объекты Всемирного наследия». Накоплены презентации как по отдельным странам («Великобритания и Франция», «Греция и Италия», «Португалия, Испания, Германия»), так и по регионам («Восточная Европа», «Юго-Восточная Азия», «Юго-Западная Азия», «Америка»).  Ещё один вид презентаций – путешествия. Я сама люблю путешествовать и использую фотографии как слайды стран Греция, Италия, Израиль, Иордания, Турция, Египет, Австрия. В последние годы стали проводить такие презентации и ученики.

     В течение нескольких лет я вела элективный курс «Культура познания», в программу которого входит обучение создания презентаций. Ежегодно проводятся научно-практические конференции, где ученики защищают свои рефераты, научно-исследовательские работы, проекты. Презентация – необходимая часть работы, и я, как научный руководитель, помогаю ученикам сделать презентации более качественными. В школьные предметные недели естественного цикла ежегодно включается конкурс презентаций на разные темы. Мои ученики участвуют в районных конкурсах, где также необходимо умение создавать качественные презентации. Использование презентаций во внеурочное время даёт больше возможностей для индивидуальной работы с учениками.

     Использование презентаций помогает образно представить информацию, даёт возможность использовать современную информацию. Презентацию всегда можно остановить на любом слайде, обсудить информацию, проанализировать материал, сделать собственные выводы. Презентация – неотъемлемая часть научно-практических конференций и различных конкурсов. Создавая презентации, ученики приобретают межпредметные умения поиска и отбора информации, занимают активную позицию в обучении и приобретают опыт публичного выступления.

   

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010