Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок "Современная политическая карта мира". 10 класс

Автор:
Телепенко Юрий Андреевич

Аннотация:

Вниманию учителей представлен комбинированный урок с элементами исследовательской работы, использованием ИКТ, преобладают активные поисковые методы изучения нового материала. Формирование новых знаний происходит с опорой на межпредметные и внутрипредметные связи. Изучение материала происходит путём анализа разных источников информации. Учитель формирует географическую культуру учащихся, развивает  навыки самостоятельной добычи знаний, учит делать выводы, сравнивая их с эталоном. Уделяется внимание здоровьесбережению, снимая нагрузку с глаз. Закрепление материала проходит по заданиям ЕГЭ.

Статья:

Тема урока: Современная политическая карта мира.

 10 класс.

Цели и задачи урока:

  1. Выявить этапы формирования современной политической карты мира;
  2. Сформировать понятия: политическая карта, суверенное государство, колония, валовый внутренний продукт;
  3. Совершенствование навыков исследовательской  работы со статистическими материалами;
  4. Формирование географического мышления и географической культуры.
  5. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по географии.

 

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы (для каждого ученика), мультимедийный учебник, медиапроектор, компьютер, экран.

 

Форма проведения: комбинированный урок с элементами исследовательской работы.

 

 

СТРУКТУРА УРОКА.

  1. Организация урока.
  2. Актуализация знаний:

Вспомните, что изображается на политической карте мира?

            Что такое политическая карта? (Выслушиваются ответы учащихся, сравниваются с текстом диктора по мультимедийному учебнику).

            Что такое страна, государство?

  1. Изучение нового материала:

Объявление темы и целей урока, запись темы урока в тетради.

 

            3.1. Этапы формирования современной политической карты мира.

            Перед Вами современная карта мира. Как вы думаете, она всегда выглядела таким же образом.

            - Нет, политическая карта мира постоянно изменялась.

            - Рассмотрим изменения политической карты мира, рассмотрим карты разных эпох, послушаем диктора мультимедиаучебника. На основании этого заполним таблицу:

 

 

Табл. 1. Этапы формирования политической карты мира.

            этап

подэтап

время

            характеристика

            древний

             

            до 5 в. н.э.

возникновение и крушение первых государств

            средневековый

             

            5-16 в.в.

возникновение крупных феодальных государств Европы и Азии

            новый

             

            16-19 в.в.

формирование колониальных империй

            новейший

             

первая половина 20 в.

формирование социалистических стран, крах колониальной системы

            современный

            первый

40-50-е годы 20 в.

образование МСС, образование независимых государств Азии

             

            второй

60-70-е годы 20 в.

Образование независимых государств Африки

             

            третий

80-е годы по настоящее время

Крушение социалистической системы, изменения политической карты Европы, Азии.

Таким образом, современная политическая карта мира прошла сложную историю формирования и изменения политической карты продолжаются как количественные, так и качественные.

3.2. Количество и группировка стран мира.

Проанализируйте таблицу медиаучебника, сделайте возможные выводы:

Табл. 2. Количество стран мира.

Часть света

Число политических единиц

Независимые государства

Колониальные и зависимые страны

Европа

43

1

Азия

47

1

Африка

53

5

Америка

35

16

Австралия и Океания

14

14

Весь мир

192

37

 

Таким образом, мы видим, что на современной политической карте мира более 200 стран и территорий. Большая часть из которых суверенные.

- Дайте определение понятия суверенного государства. Сравните свои высказывания с определением учебника (с. 9).

- Какие страны называются колониями?

- Как называется страна, владеющая колонией?

- Рассмотрите политическую карту мира. По каким признакам можно разделить страны? Составим схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Группировка стран.

Организационная диаграмма

Первый признак, по которому различаются страны, виден на карте сразу. Это размер территории. По тексту учебника определите на какие группы делятся страны по размерам территории?

- По форзацу учебника назовите 7 стран-гигантов по площади, найдите и покажите их на карте. Запишите их названия на схеме. Прочитайте примеры 1, 2 на с. 10 учебника.

- Приведите примеры крупных стран. Чему равна их площадь(площадь определите по форзацу учебника)? Покажите эти страны на карте. Примеры стран запишите на схеме.

- Назовите микрогосударства. Покажите их на карте, запишите названия в схему.

-По численности населения все страны делятся на 3 группы. Какие? Запишите на схеме.

- По форзацу учебника выпишите, найдите и покажите на карте 11 стран-гигантов, в которых численность населения превышает 100 млн. чел.

- Приведите примеры средних и малых стран.

- Определите по тексту учебника (с. 10) как делятся страны по географическому положению. Приведите примеры стран, входящих в каждую группу, покажите на карте.

- Чем отличаются островные страны от стран-архипелагов?

Физкультминутка (упражнения для глаз).

 

 

3.3. Типология стран.

Как, по-вашему, какие признаки положены в типологию стран.

Какой из них главный?

- Что включает в себя понятие уровень социально-экономического развития?

- Найдите в учебнике определение ВВП, прочитайте его.

- Что включает в себя понятие ИЧР? (учебник, с.11).

- Что автор вашего учебника берёт за основу типологии стран?

- Какие группы стран он выделяет по уровню социально-экономического развития. Рассмотрите карту медиаучебника в разделе «Типология стран» Составим схему и дадим их характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2. Типология стран.

Организационная диаграмма

 

 

3.4. Экономически развитые страны.

- Чем характеризуется эта группа стран.

- Где они располагаются?

- Какие подгруппы выделяются? Ответ дайте на основании анализа карты медиаучебника в разделе «Типология стран».

- Найдите на карте и покажите страны «большой семёрки», дайте их краткую характеристику. Названия стран запишите в схему.

- Какие страны образуют группу менее крупных стран Западной Европы, охарактеризуем их, примеры запишите в схему.

- Назовите страны переселенческого капитализма, покажите их на карте, названия запишите в схему.

3.5. Развивающиеся страны.

Самая обширная группа, в которую входит около 150 стран и территорий. Какие подгруппы выделяются среди развивающихся стран? Ответ дайте на основании анализа карты медиаучебника в разделе «Типология стран». Дадим их краткую характеристику, пользуясь текстом учебника.

Ключевые страны, назовите их, покажите на карте, запишите названия в схему.

Группа стран, в которых ВВП превышает 1000 долларов. Назовите эти страны, покажите на карте, запишите в тетради.

Новые индустриальные страны. Назовите, покажите и охарактеризуйте 1 и 2 эшелона НИС. Названия стран запишите в схему.

Нефтеэкспортирующие страны. Приведите примеры, покажите на карте эти страны. Дайте им краткую характеристику. Заполните схему.

Страны, отстающие в своём развитии. Пользуясь текстом учебника, приведите примеры этой группы стран, покажите их на карте. Подумайте, почему они носят такое название? Заполните схему.

Наименее развитые страны. Чему равен ВВП этих стран? Приведите примеры, заполните схему, покажите на карте.

Страны плантационного хозяйства – «банановые республики». Эта группа стран расположена в Центральной Америке.

«Страны-квартиросдатчики» - Мальта, Кипр, Либерия, Панама. Почему они получили такое название. Почему под их флагами ходят большинство морских судов развитых стран?

 

3.6. Страны с переходной экономикой.

Приведите примеры стран с переходной экономикой. Какие показатели их характеризуют. Запишите примеры стран в схему.

4. Подведение итогов урока.

5. Закрепление изученного материала, определение уровня усвоения.

Усвоение материалам определяется по тестам ЕГЭ.

А1. Какая из стран образовалась в 80-е годы 20 века:

1. Великобритания.                                        3. Бразилия.

2. Чехия                                                            4. Индия.

А 2.  Эта страна является самой крупной по площади и входит в число стран-гигантов по численности населения:

1. США.                                                              3. Россия.

2. Китай                                                              4. Судан.

А 3.  Какая из перечисленных стран входит в состав «большой семёрки», число стран-лидеров по площади и численности населения:

1. Франция.                                                        3. Япония.

2. США.                                                               4. Китай.

А 4. Развивающаяся страна-архипелаг, входящая в НИС второго эшелона:

1. Сингапур.                                                       3. Индонезия.

2. Монголия.                                                       4. Япония.

А 5. На этом материке расположены только развивающиеся страны:

1. Африка.                                                            3. Южная Америка.

2. Евразия.                                                           4. Австралия.

В 1. ……. показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах США).

С 1. Определите страну по её описанию:

«Страна входит в состав большой семёрки, располагается на островах. В прошлом была крупнейшей метрополией и имела много колоний.»

  1. Домашнее задание: стр. 9-14 учебника, выполнение творческих заданий № 1,2, 3 на стр.22-23 учебника. Составьте творческий проект «Политическая карта мира 2050 года».

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.         Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. Волгоград: Учитель, 2002.

2.         Лиознер В.Л. Поурочные разработки по географии: 10 класс  к учебнику В.П. Максаковского.  М.: «Экзамен», 2006.

3.         Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2006.

4.         Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». М.: «Экзамен», 2006.



Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010