Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование познавательных УУД на уроках географии

Автор:
Горбатова Ольга Николаевна

Аннотация:

Горбатова О.Н.

Формирование познавательных УУД на уроках географии

 

В работе представлена разработанная автором технология, позволяющая работать над формированием у учащихся познавательных исследовательских УУД. Практическое значение и актуальность представленной технологии подтверждается публикацией ее основных положений в учебном пособии «Методика преподавания географии» для студентов географического факультета (АлтГУ, 2014 г.). Ряд заданий включены в учебник «География Алтайского края», готовящийся к изданию в 2015 г.

 

 

2015-16-07

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2015,

Направление: Естественно-математическое   , Модуль: География в школе

Статья:

Горбатова О.Н., учитель географии МБОУ «Гимназия № 27»

имени Героя Советского Союза В.Е.Смирнова»

 

Формирование познавательных УУД на уроках географии

 

            Предметом данной работы являются «познавательные исследовательские» [9] универсальные учебные действия (УУД). Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически [6]. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Савенков А.И. [7] предлагает рассматривать исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации. Внутреннее стремление школьника к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения, направленное на развитие у ученика умений и навыков научного поиска, совершенствование собственного образования школьника в процессе, максимально напоминающем научный поиск.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В связи с выше  сказанным, важнейшее место в процессе исследовательского обучения занимает развитие у школьников интеллектуальной инициативы, то есть особого типа интеллектуального поведения учащихся, который не только обеспечивает умение ориентироваться в различных областях знания, но и способствует самостоятельному открытию нового [2]. Главные особенности интеллектуальной инициативы – выход за рамки требуемого как вглубь, так и вширь. Побуждение к совершению самостоятельного бескорыстного познавательного действия. 

Носаевой И.В. [8] описана модель содержания исследовательской культуры личности, содержащая четыре взаимосвязанных компонента: 1) знание о самой исследовательской деятельности; 2) мотивы и ценностные ориентации исследовательской деятельности; 3) исследовательские умения; 4) опыт исследовательской деятельности.

Процесс формирования исследовательских УУД представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное развитие всех компонентов исследовательской культуры школьника:

• мыслительных действий (видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, анализировать  и выделять главное, сравнивать; видеть противоречия, обобщать и систематизировать, классифицировать, определять и объяснять понятия, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения и делать умозаключения, доказывать и опровергать, работать с метафорами);

• действий работы с книгой и другими источниками информации;

• действий, связанных с культурой устной и письменной речи;

• специальных исследовательских действий [5].

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения учащимися отдельными УУД, составляющими этапы исследования.

Далее представлены разработанные автором методики, позволяющие работать над формированием у учащихся познавательных исследовательских УУД. 

Развитие умений видеть проблемы.

            Под проблемой обычно понимают четко сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. В психологии творчества определяют способность творчески одаренного человека видеть проблемы как особый дар. Известный философ Ф. Ницше писал: «Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его» [8]. Развивается умение видеть проблемы при выполнении разных заданий и в разных видах деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Задание  «Восстановите текст».

Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Выполнение таких заданий позволяет развивать у учеников способы действий для выстраивания логики событий, оперирования фактами, анализа, способствует совершенствованию устной и письменной речи.

1. «…Так ученые доказали, что если течение Гольфстрим изменит направление течения, то это отразится на климате Алтайского края».

2. «…Так на карте Алтайского края появилась пещера, открытая теоретически – пещера В.К. Вистингаузена»

3. «…Так ученые предотвратили угрозу оползней в районе речного вокзала Барнаула»

4. «…Благодаря этим предпосылкам, ученые доказали рентабельность строительства солнечных батарей в Алтайском крае»

5. «..Так Краснощековский район попал в книгу рекордов Алтайского края»

6. «…Учитывая данные факты, Г. Барышников предположил, что отрицательные микроформы на скалах в окрестностях Колыванского озера возникли в прибрежной зоне какого-то довольно крупного водоема, существовавшего в прошлые геологические эпохи».

Задания с использованием метода «Шести думательных шляп».

Эта интересная методика разработана Эдвардом де Боно [3]. Для того, чтобы решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Чтоб каждый этап четко фиксировать в сознании, автор предлагает мысленно снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп. После того, как ученик посмотрит на проблему с точек зрения, предписанных каждой шляпой, он получает всесторонний комплексный взгляд на нее.

Белая шляпа – факты, цифры, информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция. Что чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления.

Например,  задания с применением выше указанного метода могут быть следующими. 

  1. Разработайте содержание книжки для первоклассников об Алтайском крае
  2. Придумайте макет памятника  снежному барсу
  3. Придумайте оригинальные природоохранные плакаты, которые можно было бы повесить в лесу
  4. Придумайте план участия вашего класса в движении «Друзья заповедных островов»

Задание «Развиваем наблюдательность».

Одним из способов выявления проблем является наблюдение. Этот способ лишь внешне выглядит простым. Наблюдению необходимо учить. Познание начинается с удивления тому, что обыденно – говорили древние греки. Помогут в развитии действия наблюдения следующие  упражнения.

  1. Рассмотрите внимательно фрагмент географической карты. Закройте глаза и представьте себе карту во всех подробностях. Откройте глаза и опишите, что вы запомнили. Затем рассмотрите карту внимательно еще раз и найдите допущенные вами ошибки.
  2. Сравните карту строения земной коры и физическую карту Алтайского края (климатическую и поверхностного стока). Найдите общие контуры объектов. Сделайте выводы.
  3. Проверьте выполненные одноклассниками задания на контурных картах и найдите ошибки
  4. Напишите  заметки о вашем летнем путешествии, постарайтесь упомянуть как можно больше подробностей
  5. Перечислите как можно больше объектов, которые вы увидели в краеведческом музее

Задание «Нарисуйте или напишите как можно больше сюжетов на одну и ту же тему».

            Большое внимание умению смотреть и видеть уделяется методистами, занимающимися обучению детей изобразительному искусству. Создание изображений учит ребенка наблюдать за живыми и неживыми объектами, моделировать.

Идея этого упражнения разработана педагогами В.Н.Волковым и В.С. Кузиным [8].

  1. Нарисуйте несколько обложек для книги стихов об Алтайском крае
  2. Предложите, как оформить страницу «Население» в атласе Алтайского края
  3. Предложите варианты оформления стенда «По следам экспедиции»
  4. Нарисуйте, как выглядела территория Алтайского края в мезозое
  5. Нарисуйте облака
  6. Предложите, как лучше оборудовать стоянку для туристов

Задание «Представьте объекты или явления в другом  свете (цвете)»

Не для кого не секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Красивые, в нежных лучах утреннего солнца кусты роз, ночью могут показаться страшными чудовищами. Можно поменять не только освещение предмета, но и его цвет.

  1. Нарисуйте две картины: «Сосновый бор днем» и «Сосновый бор ночью»
  2. Что было бы, если бы в Оби вода стала  бирюзового цвета
  3. В Катунском  заповеднике открыт новый вид: розовый медведь
  4. Нарисуйте две картины: «Ночной дозор» и «Дневной дозор» на тему охраны природы
  5. Если бы цветы подсолнечника стали белого цвета, как бы это отразилось на урожайности?

Развитие умений выдвигать гипотезы.

Задание «Выдвини гипотезу».

1. Почему листья на деревьях начинают желтеть с верхней части кроны?

2. Почему в лесополосах не все деревья одинаковой высоты?

3. Путешествуя по Тигирекскому хребту в 1771 г. П. С. Паллас в ручье Грязнуха нашел «редкости природы», которые он описывает таким образом: «..Я… как в ручье так и на берегу…нашел множество…круглых и легких весьма ноздреватых камней…кои если их разобьешь, содержат остатки согнивших корней или ветвей». Как можно объяснить происхождение этих «редкостей природы»?

4. В.К. Вистингаузен предположил наличие пещер в скалах правобережья Ини в районе п. Тигирек не выходя из рабочего кабинета. Чем он руководствовался ученый в своих предположениях?

5. Предположите, какое явление, произошедшее на Алтае,  описывается в следующем отрывке. Приведите примеры подобных явлений. «Явление сопровождал сильный  шум, перешедший  в оглушительные удары, подобные выстрелам из пушки. Качались  лампады,  ощущались  слабые толчки,   дрожали стекла домов,  по реке пошла зыбь, стекла из окон домов повыпали.  Все очевидцы были очень перепуганы.  Перепугались лошади, а некоторые свалились с ног».  (Ответ: Алтайский метеорит 1904 г.)

6. Метеоросейсмические явления очень хорошо известны. В 1925 г. А. В. Вознесенский писал: «Можно считать установленным, что падение метеори­та может производить в наше время землетрясения, чувствительные для на­ших современных сейсмографов на расстоянии до 900 км от места падения». Много написал о метеоросейсмических явлениях И.С. Астапович. Он впервые обратил внимание на то, что они бывают, как правило, зимой. Объясните такую  удивительную, на первый взгляд, зависимость сейсмического явления от времени года.

Задание «Обсудите известные  гипотезы».

1. Русский мореплаватель Евгений Сергеевич Гарнет первым высказал гипотезу о ледниково-климатических колебаниях. Он считает, что ледники образовались потому, что на земле из-за каких-то внешних причин изменился климат. При этом ледники сами оказали огромное влияния на его изменения. Ученые уверены, что ледниковых эпох было как минимум четыре за последний миллион лет. Докажите правильность гипотезы Гарнета на примере Алтая.

2. В конце 80-х годов Американская академия наук опубликовала тревожное сообщение о том, что увеличение содержания углекислого газа в атмосфере, которое наблюдается сейчас, может вызвать так называемый парниковый эффект, что приведет к глобальному потеплению климата. Докажите правильность или ложность  этого утверждения на примере Алтайского края.

Развитие умения задавать вопросы.

В процессе обучения детей искусству задавать вопросы существует иерархическая лесенка. Следующие уровни креативной постановки вопросов предлагает психолог Э. Ландау[8].

  1. Кто, как, где, что, когда? (описательный вопрос)
  2. Почему, кто, как, что делает? (казуальный вопрос)
  3. Что чувствую, что я знаю? (субъективный вопрос)
  4. Что было бы, если бы? (воображаемый вопрос)
  5. Что правильно, а что нет (оценочный вопрос)
  6. Куда дальше (вопрос, ориентированный на будущее).

Последовательное прохождение через эти уровни позволяет научить ребенка более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.

Задание  «Найдите причину события с помощью вопросов».

  1. Каковы причины падения рождаемости в Алтайском крае?
  2. В краеведческом музее им. В. Бианки в г. Бийске пропал клок шерсти мамонта
  3. В сентябре вороны собираются большими стаями и летают над полями
  4. Всем известно, что атмосфера нагревается от поверхности Земли. Поэтому в горах – чем выше, тем холоднее. А почему воздух не нагревается от земной поверхности в горах?
  5. Когда у завоевателя Мексики Э. Кортеса спросили, как выглядит эта страна, он смял в кулаке лист бумаги и ответил: «Вот Мексика», то же самое мы могли бы сделать и сказать при описании республики Алтай. Объясните ход мысли Кортеса
  6. На территории Алтайского края нет субарктического пояса, однако его растительность имеется. Объясните причину
  7. Почему Алтайский край, завися от импорта пшеницы, все равно продолжает ее выращивать?

Развитие умения давать определения понятиям.

Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определение понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет значение термина. В науке есть несколько правил определения. К ним относятся:

- определение должно быть соразмерным;

- нельзя определять понятие через самого себя;

- определение должно быть ясным и четким;

- определения понятий должны быть свободны от двусмысленности [8].

Задание «Опишите явление или объект и сравните с описаниями  ученых и одноклассников».

  1. Опишите шиповник. Сравните ваше описание со следующим: «Шиповник майский - кустарник семейства розоцветных, высотой 200 см, с тонкими ветвями, покрытыми блестящей коричнево-красной корой. Старые ветви буровато-коричневые. Цветоносные ветви усажены редкими, загнутыми книзу серповидно изогнутыми шипами, в основании сплюснутыми, сидящими обычно попарно в основании листовых черешков; редко цветоносные ветви лишены шипов. Листья сложные, непарноперистые, с 5 - 7 парами боковых листочков. Листочки тонкие, сближенные, длиной 1,4 - 6 см, шириной 8 - 28 мм, продолговато-эллиптические или продолговато-яйцевидные. Цветки крупные, диаметром 3 - 7 см, с пятью розовыми лепестками и пятираздельной чашечкой; тычинок и пестиков много».
  2. Опишите Кулундинскую равнину. Сравните ваше описание со следующим: «Кулундинская равнина, как крупная форма рельефа, напоминает удлиненное чашеобразное понижение, открытое на северо-запад. Центральная часть занята крупными озерами. Озерные впадины - это или тектонические депрессии, часто занесенные наносами, или остатки русел древних рек. Поверхность равнины представляет собой плосковолнистую озерную и озерно - аллювиальную поверхность с абсолютными отметками от 96 м в центральной части до 160 м - на периферии. Считается, что они являются остатками существовавшего здесь когда-то крупного озерного бассейна».

Задание «Придумайте загадку».

  1. Придумайте загадку про явление природы, растение, животное, промышленный объект
  2.  Придумайте фото-загадку
  3. Придумайте графическую загадку

Задание «Придумайте слово для обозначения процесса или явления».

  1. Придумайте одно слово, которым можно было бы описать следующее. «Опытные  таежники часто делают на стволах деревьев два ряда частых засечек, пересекающихся под углом 450  в виде буквы «V». Засечки параллельны друг-другу» (Устройство для сбора живицы).
  2. Придумайте одно слово, которым можно было бы описать следующее. «…Они были худые рудокопы, потому, что они руд брали с поверхности земли или близ оной, нигде глубоко не копали…а что они были еще гораздо худшие плавильщики, то доказывают окалины, стоящие вторичной переплавки, и промывальный сор, содержащий в себе серебристое золото; они умели промывать только крупные самородные металлические зерна». (Процесс добычи и обработки металла чудью).

Задание «Придумайте  мнемоническую формулу».

  1. Придумайте мнемоническую формулу для запоминания названий городов Алтайского края
  2. Придумайте мнемоническую формулу для запоминания факторов размещения производства

Задание «Исправьте ошибки  учеников».

Каждое понятие ученик может усвоить на разном уровне. Например, можно требовать от школьников знания понятия «мелиорация» (то есть простого его заучивания), в то же время, ученики должны уметь показывать районы страны с разными видами мелиорации и объяснять их применение. В то же время, представлять смысл используемого понятия – это не значит владеть им. Владеть понятием – это знать его содержание,  то есть множество, а не один-два существенных признака, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. В этом случае ученики смогут грамотно использовать термины и понятия в устной и письменной речи.

  1. На одной из контрольных работ ученики дали следующие определения понятиям: «место, где хранится вода», «когда человечество умнеет и его численность растет», «опускание определенного участка земли», «предупреждение о плохой погоде», «когда дома сходят с мест», «ситуация, в которой происходит здоровая жизнь», «добыча полезных ископаемых в воде», «вода, проходящая через машины для питья», «уникальные, очень старые животные», «место, где вечная мерзлота», «когда вода расходится в разные стороны», «это глаза окружающей среды», «тот, кто заказывает умерших животных», «когда радиоактивные вещества не превышают норму», «мель в реке». Какие понятие определяли ученики? В чем заключаются ошибки этой работы? (Ответы: водохранилище, устойчивое развитие, межень, антициклон, оползень, экологическая ситуация, водные ресурсы, водопотребление, памятники природы, холодный фронт, расход воды, мониторинг, заказник, радиационный баланс, мелиорация).

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Задание «Проверьте правильность утверждений».

1. Все деревья имеют ствол и ветви. Береза имеет ствол и ветви. Следовательно, береза – дерево.

2. Если идет снег – значит сейчас зима. Сейчас идет снег. Следовательно, сейчас зима

3. Городом в России называется населенный пункт с численностью населения от 12 тыс. человек. В Алтайском крае 12 городов. Следовательно, в каждом из них численность населения более 12 тыс. человек. (В Змеиногорске менее 12 тыс. человек).

4. Газотурбинные станции во всем мире зарекомендовали себя как безоварийные и экологичные. В Барнауле строится газотурбинная станция. Следовательно, можно надеяться на ее безаварийную работу.

5. Говорят, что алтайские сказители-кайчи умеют вызывать град. В 2006 г. в республике Алтай крупный град посыпался с неба во время выступления кайчи на межрегиональном фестивале горлового пения. Следовательно, град был вызван сказителями.

Развитие умений работать с метафорами.

Аристотель назвал метафору отличительным признаком гения. Он считал способность к образованию хороших метафор тождественной способности распознавать сходство. Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения. Метафорой называется перенос названия предмета (действия, качества) на другой на основании их сходства [8]. 

Начинать работать с метафорами можно со следующего упражнения.

Задание «Объясните значение выражения»

  1. Всякому овощу свое время.
  2. Дыма без огня не бывает

Задание «Поработаем с метафорами».

1. Прочитайте стихотворение алтайского поэта В.Косарецкого. Найдите метафоры. Объясните их применение

Пьет лучи подсолнух в огороде...

Пьет лучи подсолнух в огороде,
Никнут травы, словно во хмелю.
На высоком знойном небосводе
Коршун вывел мертвую петлю.
Луг – в цветах. Горит, как хвост павлина
У обских прохладно-плавных вод,
И стоят стога, как исполины,
Сторожа деревню от невзгод.
Слушаю кукушкино гаданье,
Спутались и радость, и мечты...
Мать-природа! В пору испытаний
Нет искусней лекаря, чем ты!

2. Вспомните или найдите географические тексты, где бы использовалась метафора.

3. Напишите свой рассказ о хозяйстве края с использованием метафор.

4. Почему Алтайский край называют «житницей Сибири»?

5. Найдите метафоры среди названий географических объектов Алтайского края.

Задание. «Объясните значение поговорки или высказывания».

  1. Имеет ли под собой почву изречение М. Твена «Если вам не нравится погода, подождите немного!»
  2. Что такое «бабье лето»?
  3. Наши предки называли апрель цветень, а май – травень, август - серпень  – почему?
  4. Объясните значение поговорок: «Коли март сух да мокр май, так будет каша и каравай», «Рад бы жениться, да май не велит», «В июле на дворе пусто, а на поле густо», «На Илью (20 июля) до обеда лето, а после обеда осень», «На день Св. Николая (6 декабря) зима ходит с гвоздем».

Развитие умений классифицировать.

Задание «Учимся классифицировать».

1.Проведите классификацию: Обь, Бурла, Кучукское, Ануйский, Денисова, Яровое, Салаир, Белокуриха, Загонная, Алтайская, Колыванский, Синюха, Белая 

2. Проведите классификацию: свинец, цинк, природный газ, медь, нефть, бурый уголь, алмазы, бокситы (основание классификации: наличие полезных ископаемых в Алтайском крае)

3.Вычеркните лишнее. К области внутреннего стока относятся: Иня, Песчаная, Чарыш, Кулунда, Касмала, Чумыш, Кучук, Барнаулка, Бурла, Алей, Катунь

Развитие умений наблюдать.

            Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и художественном творчестве умение наблюдать связано с умением видеть проблемы.

Задание «Наблюдение за  знакомыми предметами или явлениями».

  1. Правда ли, что дождь, при котором на поверхности луж образуются пузыри, скоро кончается?
  2. Правда ли, что при грозе скисает молоко?
  3. Правда ли, что  снег может согревать землю и растения, ведь он холодный?
  4. Может ли дождь быть соленым на вкус?
  5. Правда ли, что спасти от заморозка цветущую яблоню можно, поливая ее водой?
  6. Может ли мороз высушить белье?
  7. Могут ли старые люди предсказывать погоду?
  8. Правда ли, что подо мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью?

Развитие умений и навыков экспериментирования.

      Особое место в географической науке принадлежит эксперименту. Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба», «опыт». Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Задание «Проведите эксперимент»

1. Проведите эксперимент «Изучение воздействия морозного выветривания на горные породы Алтайского края и строительные материалы».

Для проведения эксперимента, который выполняется в домашних условиях, ребятам необходимо собрать образцы горных пород и строительных материалов, поместить их в пластиковую ванночку, залить водой, после чего несколько раз заморозить и разморозить воду (в морозилке). Результаты эксперимента ученики должны оформить по схеме: название эксперимента, оборудование, цель исследования, ход работы, рисунок (схема), результаты исследования.

2. Измерьте глубину водоема в разные сезоны года. Оформите результаты работы. Сделайте выводы о зависимости глубины от разных факторов окружающей среды

Развитие умений анализировать и создавать тексты.

Научный текст – ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения и обрывы нитей, дыры, плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления автора. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

Задание «Анализируем текст»

1. Прочитай текст, найди на карте озеро Кок-Коль. Подготовься к пересказу. Выдели в тексте объект исследования, причину, побудившую ученых провести исследование, как рассуждали ученые, методы исследования и полученные результаты. Почему местные жители обратились именно к геологам, а не к другим ученым? Выскажи свою точку зрения по проблеме.

Развеянные легенды озера Кок-Коль.

Длительное время небольшое южно-казахстанское озеро Кок-Коль было овеяно легендами. Рассказывают, что в этом озере обитает таинственное существо айдахир – огромный змей или похожий на одногорбого верблюда с длинной шеей доисторический ящер, подобный жителю шотландского озера Лох-Несс. Из вод озера часто доносятся вздохи, звуки похожие на крик. На поверхности озера появляются извивающиеся движения, напоминающие передвижение под водой гигантского змееподобного существа. Интересно, что в той части где проплыл «змей», вода становится минерализованной и приобретает лечебные свойства. Как установили недавно геологи, озеро Кок-Коль ледникового происхождения. Оно находится среди моренных отложений, в которых часто находятся промоины, даже каналы. Один из них был обнаружен и измерен. Время от времени, массы озерной воды всасываются в недра озера. Именно тогда появляются таинственные звуки и движения на поверхности. Закачанная в подземные глубины часть озерной воды насыщается там газами и солями, а на ее место приходит минерализованная. Так наука объяснила еще одну интересную загадку природы.

2. Прочитай текст. Найди на карте упомянутые географические объекты. Приготовься к пересказу. О каком методе исследования говорится в этом отрывке? Почему ученые предпочли именно этот метод исследования? Как ученые объяснили последнюю загадку Колымо-Индигирского края?

Географические загадки помогают разрешать авиационные методы исследования. Например, к югу от хребта Черского в 1946 г. с помощью авиации был открыт высокий, одетый снегами, хребет Сунтар-Хаята протяженностью 450 км. Его наивысшая гора Мус-Хая (2959 м) по своей высоте среди гор северо-восточной Азии уступает лишь г. Победа (3147 м) в хребте Черского. С открытием Сунтар-Хаята бала раскрыта последняя загадка Колымо-Индигирского края, связанная с непонятным дотоле летним разливом местных рек.

3.         Найди на карте географические объекты. Перескажи текст. Почему исследователи называют Карское море «ледяной мешок»? Какие цели были поставлены перед экспедицией Брусилова Г.Л.? Какие методы использовали исследователи? Каких практических результатов добились ученые в своих исследованиях? Что значит «теоретическое» открытие? Всегда ли такие открытия можно признавать достоверными?

При исследовании Северного Ледовитого океана особое внимание ученых привлекло Карское море, так называемый «ледяной мешок». Это море даже летом забито льдом. Его необходимо было исследовать так как через Карское море должен был проходить значительный участок Великого Северного пути. Исследователь Арктики академик В.Ю.Визе, читая судовой журнал шхуны «Святая Анна» (экспедиция Брусилова Г.Л.), установил, что эта экспедиция  пересекла Карское море в тех широтах, где до этого не проходил ни один корабль. Прежде всего Визе должен был установить, в каком направлении и с какой скоростью двигаются льды. Для этого ученый прокладывал на карте линию дрейфа «Святой Анны» изо дня в день, при этом он заметил, что на 800 с.ш. льды перестали двигаться в обычном направлении на север и почему-то сдвинулись в сторону, несмотря на попутный ветер. На пути дрейфа возникло какое-то препятствие, которое мешало движению льдов. Так на карте Карского моря возник остров, открытый теоретически -  остров Визе.

4.         Найди географические объекты на карте и подготовь пересказ. Как ты считаешь, свидетельством какого глобального процесса является рост отделяющихся от Антарктиды айсбергов гигантских размеров? Какие ошибки могут подстерегать картографов? Почему существует необходимость постоянного обновления географических карт? Можно ли при проведении географических исследований «опираться» только на данные полученные за короткий отрезок времени? Можно ли считать достоверными выводы, полученные при анализе многолетних рядов данных?

Вы знаете, что бывают не только географические открытия, но и «закрытия». Наверное, больше всего географических «закрытий» происходит у берегов Антарктиды. Время от времени от шестого материка Земли  отрываются огромные айсберги. Ученые подсчитали, что ледяные берега южного материка постепенно смещаются на север со скоростью от 50 до 2000 м в год. Это неминуемо приводит к постоянному изменению береговой линии Антарктиды. Например, на огромных айсбергах недавно уплыли в океан мыс Эймери, бухты Торехавн, Эванса и Инграм, Китовая (открытая Амундсеном). Самый большой айсберг был зарегистрирован в 1951 г. в южной части Тихого океана, его площадь составила больше площади Армении.

5.         Какие из следующих утверждений вы оцените как «научные»? Попытайтесь объяснить почему. Что такое наука?

Отрывок 1. Существует две теории происхождения террас в Европе. Одна предполагает, что террасы – это не естественная форма склонов, а тропки, вытоптанные пасущимися животными, другая предполагает, что животные могут использовать террасы, эти формы сами по себе связаны с оползнями. Современные детализированные исследования нескольких тысяч террас в Англии, Уэльсе и Норвегии подтверждают вторую теорию [10].

Отрывок 2. Река имеет равновесие, когда во время паводков ее скорость такова, что прочность ее ложа равна силе эрозии не только на дне, но также и на берегах. Если скорость увеличивается в два раза, то увеличивается эрозия и равновесие нарушается. Таким образом, под равновесием мы понимаем отношение между скоростью потока и устойчивостью к разрушению горных пород на дне реки. Скорость равновесия может изменяться в зависимости от природы дна [10].

Отрывок 3. Геополитическое положение Берлина

Многие люди мира действительно не понимают, что существует важная связь между свободным и коммунистическим миром. Этим людям можно рекомендовать  съездить в Берлин. Есть и такие, которые говорят, что коммунизм – это будущее (отрывок из речи J.F.Kennedy) [10].

Задание «Напишите рассказ».

Целенаправленно формируя письменную речь учеников, мы готовим их к написанию самостоятельных научных работ. Поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления.

1.Интересное задание для развития письменной речи учащихся предлагает О.В.Крылова [4]. «Известный географ Л.С. Берг назвал Байкал «чудом во всех отношениях». Напишите рассказ об озере, используя это определение. Перед тем как начать работу, познакомьтесь с трактовкой слова чудо в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля. Используйте в рассказе об озере возможно большее число приведенных в этом слове эпитетов». В данном задании Байкал можно заменить на Телецкое озеро.

Чудо – всякое явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Диво, необычайная вещь или явление, случай. Чудный, дивный, удивительный, изумительный, необычайный, непонятный, непостижимый, редкий, превосходный, редкостный (по В. Далю).

2.Составьте рассказ из пяти предложений на тему «Природные зоны Алтайского края» используя следующие слова: широта, площадь, степи, лесостепи, леса. Каждое слово употребите в отдельном предложении, не нарушая последовательности.

3. Расскажите о фасе Алтая, на основе предложенного определения. Для этого дополните содержание необходимым пояснением и возможными примерами и метафорами.

Фас Алтая – это уступ в рельефе высотой от 400 до 750 м и протяженностью более 250 км, образовавшийся во время альпийской складчатости. Представляет собой разрывное нарушение, внешний край горной области.

            Апробация методик, позволяющих формировать познавательные исследовательские УУД учащихся на уроках географии в МБОУ «Гимназия № 27» имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова», показала их высокую результативность, что проявляется в развитии у школьников всех компонентов исследовательской культуры, высоких достижениях учащихся на научно-практических конференциях. Большое практическое значение и актуальность представленной технологии подтверждается публикацией  ее основных положений во всероссийском издательстве «Учитель» в рубрике «Новое в преподавании в школе»:  Горбатова О.Н. География. 6-11 классы: технология решения творческих задач/О.Н. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 165 с. Представленная в статье технология включена в учебное пособие «Методика преподавания географии», изданное Алтайским государственным университетом  в 2015 г.  для студентов географического факультета. Ряд заданий включены в учебник «География Алтайского края», готовящийся к изданию в 2015 г.

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. -2001.- №. 1. С. 24-34.
  2. Белорукова Е.М. Развитие интеллектуальной инициативы младших школьников при изучении истории //Российская школа и Интернет. МА. IV краевой научно-практической конференции. – Барнаул: АКИПКРО. – 2005.- с. 10
  3. Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.- 1997. – с. 47

4. Крылова О.В. Как научить школьников выражать географические идеи/География.- 2006. - № 18. - с. 14

5.Кузьмин Р.И. Формирование исследовательской культуры школьников в системе дополнительного образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2005. – Загл. с экрана

6. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 127 с.

7.Савенков А.И.Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. -2003.- №10. -с. 35-40.

8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: изд-во «Учебная литература», 2006. – 208 с.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

10. Haines-Young R.H., Petch J.R. Physical geography: its nature and methods. – London.: Harper&Row Publishers, 1986. – 230 p.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010