Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Межпредметный урок география – кубановедение в 9 классе «Национальный состав населения Краснодарского края».

Автор:
Черкашина Наталья Борисовна

Аннотация:

Межпредметный урок география – кубановедение в 9 классе

«Национальный состав населения Краснодарского края».

 

 

Главная идея урока: провести линию от народов России к народам Краснодарского края, от проблем расселения и миграции в стране к проблемам в крае. Вывести каждого ребенка на личную заинтересованность этими проблемами, побудить их как часть единого государства присоединиться к поискам решения проблем.

Материал рассчитан на среднего ученика, владеющего основными понятийными знаниями по данной теме и умением работать со статистической информацией. В календарно – тематическом планировании целесообразно разместить урок после изучения народов России.

Статья:

Межпредметный урок география – кубановедение в 9 классе

«Национальный состав населения Краснодарского края».

 

 

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Форма учебного занятия: урок-практикум
Цели урока:
Образовательные:

  • Сформировать представление о разнообразии народов Краснодарского края;
  • Закрепить понятие «этнос», «трудовая миграция», «вынужденные переселенцы», «беженцы», «депортация народов».
  • Выявить особенности национального состава России и Краснодарского края с позиций численности, языкового родства народов и миграционных процессов;
  • Рассмотреть особенности размещения народов на карте АТУ России и Краснодарского края;
  • Назвать и обсудить причины сложного национального состава Краснодарского края

Развивающие:

  • Развивать способность учащихся анализировать статистический и картографический материал, умение логически мыслить и высказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство толерантности.

Учебное оборудование и литература:

  • карта АТУ России,
  • карта АТУ Краснодарского края,
  • раздаточный статистический материал,
  • набор слов-карточек из  определения «Этнос»,
  • атлас по географии России,
  • атлас по географии Краснодарского края,
  • медиапроектор.

Термины и понятия:
Этнос.

План урока:

  • Понятие «Этнос»
  • Классификация народов по численности в России и в Краснодарском крае
  • Размещение народов в России
  • Классификация народов по языковому принципу
  • Народы, проживающие на территории края  в АТУ страны

Дидактическая задача

Содержание учебного материала

Формы организации учебной деятельности

Результат

1

Организационный момент.

Стадия вызова

Погрузить учащихся в  проблему

Организовать обучающихся на продуктивную деятельность через целеполагание

Вступительное слово учителя:
Наступает время, когда каждый из нас задает себе вопрос: Кто я? Какой я? Кто рядом со мной?
-  А что объединяет людей, которых вы видите? Кто они?
- действительно, все они россияне и все – представители разных народов. Хотя до 15 века наша страна называлась Русь,  и только после 15 века появилось название Россия. А в чем разница?

 -Насколько актуально это сегодня?
-Как вы думаете, какая главная цель сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы не только рассмотрим особенности размещения народов, их численности, степени родства. Мы попытаемся выяснить почему у нашего края особое отношения к  понятию «народ», «этнос».
А для чего необходимо знать какие народы проживают в стране, в крае?

 

 

 Слайд1.

Фронтальная беседа

/Это представители разных народов, населяющих нашу страну/
Определение темы урока.
Запись темы  в тетрадь.

Мотивация к продуктивной деятельности на уроке.

2

Стадия осмысления

Закрепить понятие «Этнос»

«Этнос»  синоним слова «народ». А чем различаются разные народы?
Давайте вспомним определение. Составьте из предложенного списка слов определения понятию «Этнос».
Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общим языком, культурой, бытом, самосознанием.

  Слайд 2.

 

 

 

 

Индивидуальная:
1 человек выполняет задание у доски, остальные в тетради.

Слайд 3.

Формулирование понятия «этнос»

 

 

 

Из предложенных слов составляют определение понятия «Этнос»

Проверка- формулируют определение

 

Выявить самые многочисленные народы, проживающие в России, крае

Россия –  одна из самых многонациональных стран в мире. Здесь проживает представители более 160 национальностей.
Какие из народов являются самыми многочисленными? 
(Приложение 1).
Семь народов в России – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне – имеют численность населения более 1 млн. чел. Самым многочисленным народом являются русские – 116 млн. чел. 
А  у нас, в Краснодарском крае сохраняется эта тенденция?

 Слайд 4-6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Индивидуальная: работа со статистическими материалами

 

 

 

Слайд 6-8.

 

Выявление самых многочисленных народов России и Краснодарском крае.

 

Классифицировать народы по степени языкового родства

 Впервые после переписи населения в 1897 году появилась группа людей, относящих себя к казакам, кряшенам, а около 1, 5 млн. чел. Не отнесли себя ни к одному из народов.  Но сколько бы человек не относили себя к тому или иному народу, у всех равные права. Кроме того, многие народы похожи друг на друга: обрядами, традициями, языком. Почему?
По карте народов и карте АТУ России  в атласе определите, где проживают самые многочисленные народы края на территории России, заполните таблицу в тетради. Для работы воспользуйтесь (приложением 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с картой атласа и таблицей

 

Повторить принадлежности народов России к 4 языковым семьям и группам.

 

 

 

 

 

Выявление различий  в классификации народов Краснодарского края, и причин, их обусловивших.

 

Выяснить, где проживают народы России.

Россия – страна многонациональная, а значит, многоязычная.
Язык – самый устойчивый признак народа, именно он лежит в основе национального деления. Ученые – лингвисты насчитывают в России 150 языков. На русском говорят – 98% населения.
Некоторые языки очень похожи, а на других точно не договоришься. Народы объединяют по родству языка. К каким группам принадлежат самые многочисленные народы нашего края? Для ответа используйте таблицу или карту народов в атласе.
Проверяем. (Приложение 1,2)
Народы, каких групп есть на территории Краснодарского края? С чем это связано?
Где проживают народы на территории края? Работа с атласом Краснодарского края.

 Слайд 9-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное обсуждение после работы по карте «Народа России».

Выявление особенностей размещения народов по территории страны и причин на это, повлиявших.

 

Определить причины изменения исторического места жительства народов Кубани

 «Краткая историческая справка о народах, населявших территорию Краснодарского края в начале 20 века.

Что изменилось за первую половину 20 века. Почему?

Какие изменения происходили во второй половине 20 века? Что происходит сейчас?

Выскажите Ваше отношения к этим процессам.

 Выступление ученика.

Слайд 13

 

 

 

Беседа.

 

 

Слайд 14

Вспомнить и применить к народам края понятия «трудовая миграция», «вынужденные переселенцы», «беженцы», «депортация народов».

3

Стадия рефлексии.

Обсуждение. Влияет ли на развитие и жизнь края большое количество национальностей? Какого влияния больше + или - ?

 

Оценка способности задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения

 4

 Подведение  итогов. 

 

 

 Выставление оценок за работу на уроке. Несколько тетрадей собрать с таблицей.

 5

 Домашнее задание.

Индивидуальные задания по поставленным проблемным вопросам

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010