Автор:
Ладисова Елена Анатольевна
Урок в 5 классе по учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина посвящен изучению планет земной группы.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
- Предметные УУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
- Метапредметные УУД:
- Познавательные УУД:формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
- Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, нахождение общего решения, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
- Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
В ходе урока применяются индивидуальные, групповые формы работы, работа в группах.
2014-12-26
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Естественно-математическое , Модуль: География в школе
Статья:Урок по теме: Соседи Солнца.
Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты: углубить знанияо Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
- Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
- Предметные УУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
- Метапредметные УУД:
- Познавательные УУД:формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
- Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, нахождение общего решения, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
- Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование: ПК, презентация к уроку, тесты, раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна. «Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако , нашему восприятию и нашему разуму». А.Эйнштейн |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Создание благоприятного для обучения климата (к) |
2. Мотивационный этап |
Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии. |
«знания, полученные ранее» |
Формирование познавательного интереса (л), формирование умений принимать учебную задачу (р) |
|
Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки: 1. Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает. |
Дети отгадыва-ют загадки
Солнце
|
Умение проявлять познавательную инициативу (р) |
2. Бегают вокруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???
Вопрос: Дети. А что вам известно о планетах??? |
Планеты
Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь Дети отвечают |
Ориентируются в своей системе знаний (л) Формирование способности к самоопределению (л) Целеполагание (р)
|
|
|
- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). - А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да) - Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Работа в группах Вернемся к нашей проблеме . Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет). Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими? - Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы незнаем) - Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе. - Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас. Итак, в путь! - Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть! Суперфизкультминутка ! (Слайд-мультфильм).
Заполнение таблицы (по опорным словам) (см. приложение). |
Дети отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике
Дети работают в группах, заполняют таблицы |
Формирование умений поиска новой информации (п) Сопоставление и отбор информации (п) Установление причинно-следственных связей
Смысловое чтение Извлечение нужной информации (п) Формирование умений работать с текстом учебника (п) Формирование навыков сотрудничества (к) Умение учитывать разные мнения и находить общее решение (к)
|
4. Закрепление |
Тест: Соседи Солнца (с самопроверкой)
А) 4 Б) 6 В) 8 2. Сколько спутников имеет Марс? А) 1 Б) 2 В) 3 3. Планета, самая близкая к Солнцу? А) Меркурий Б) Венера В) Земля 4. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь? А) Меркурий Б) Земля В) Марс 5. На какой планете средняя температура -70оС? А) Меркурий Б) Земля В) Марс |
Дети отвечают на вопросы теста
|
Формирование умений находить правильный ответ (п) Ориентация в своей системе знаний (л) Контроль и оценка результатов деятельности (л) Взаимоконтроль (к)
|
5. Рефлексия
|
Если урок понравился, то поднимаем радостные сердечки; Если что-то не понравилось, было не интересно – поднимаем грустные тучки. |
Дети поднимают радостные сердечки или грустные тучки. |
Контроль и оценка учебного процесса (л) Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме (л) |
6. Домашнее задание
|
§ 10, рабочая тетрадь с. 26-27 |
Записывают домашнее задание |
|
Приложение 1.
Задание для группы №1
- Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам:
Меркурий – это самая ……………………………………………………………………...
Эта планета названа в честь ……………………………………………………………..…
Она намного меньше …………………. но ……………………………… схожа с Луной
Поверхность Меркурия …………………………………………………………………..
Меркурий лишен…………………………………………………………………………….
Спутников……………………………………………………………………………………
- Заполните данные про планету Меркурий:
Характеристика планет земной группы
Название планеты |
Удаленность от Солнца |
Температура на планете и особенности поверхности |
Атмосфера |
Спутники |
Продолжительность года |
Меркурий
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Задание для группы №2
- Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам:
Венера названа ……………………………………………………………………………...
Большую поверхность …………………………………………………………………..…
Спутников……………………………………………………………………………………
Венера имеет ………………………….., поэтому температура …..…………….………..
- Заполните данные про планету Венера:
Характеристика планет земной группы
Название планеты |
Удаленность от Солнца |
Температура на планете и особенности поверхности |
Атмосфера |
Спутники |
Продолжительность года |
Венера
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Задание для группы №3
- Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам:
Земля - самая ………………………………………………………………………………...
Она имеет ………..………………………………………………………………………..…
Более 70% ……………………………………………………………………………………
Главное отличие Земли от …………………………………………………………………..
Земля имеет …………………………………………………………………………………
- Заполните данные про планету Земля:
Характеристика планет земной группы
Название планеты |
Удаленность от Солнца |
Температура на планете и особенности поверхности |
Атмосфера |
Спутники |
Продолжительность года |
Земля
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Задание для группы №4
- Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам:
Марс – ………………………… планета, названа в честь ……………..………………...
Марс в 2 раза меньше ……………………………………………………………………..…
Поверхность Марса …………………………………………………………………………
Вулкан Олимп достигает …………………………………………………………………..
У Марса тонкая …………………………………………………………………………….
Средняя температура Марса ………………………………………………………………
Марс имеет …………………………………………………………………………………..
- Заполните данные про планету Марс:
Характеристика планет земной группы
Название планеты |
Удаленность от Солнца |
Температура на планете и особенности поверхности |
Атмосфера |
Спутники |
Продолжительность года |
Марс
|
|
|
|
|
|