Автор:
Матвеева Людмила Николаевна
Забайкалье – край, в котором проживают люди разных национальностей. Это один из немногих регионов, где накоплен опыт положительного сотрудничества между народами во всех сферах жизнедеятельности общества. Каждый народ имеет свои национально-психологические особенности, которые отличают его от других народов. Эти черты проявляются в религии, культуре, обычаях, традициях, ритуалах, восприятии окружающего мира, эмоциях, темпераменте и др.
Высокая культура, хорошее знание и убеждение, что плохих народов не бывает или нет народов избранных и отверженных» являются основой доброго соседства, благоприятного сотрудничества во имя процветания многонационального Забайкальского края. В результате сложных исторических процессов в Забайкалье сложилась своеобразная этническая ситуация. Находясь в глубине Евразии, этот край своеобразным «домом» для многих народов. Здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов: это русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др.
Ландшафтное разнообразие Забайкалья, возможность заниматься различными видами хозяйственной деятельности стали причиной длительного, относительно бесконфликтного проживания на ее территории разных народов и обеспечили этническое многообразие региона. Край всегда отличался и отличается этнической толерантностью и стремлением представителей разных народов к взаимопомощи. Важное значение в настоящее время имеет формирование у учащихся патриотического сознания и гражданского достоинства.
Развитие данных компетенций происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель урока: Сформировать представление о национальном и религиозном составе Забайкальского края.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить особенности национального состава Забайкальского края с позиций численности и языкового родства народов;
- Рассмотреть особенности размещения народов на карте Забайкальского края;
- Изучить причины многонациональности края.
Развивающие:
- Развивать способность учащихся анализировать статистический и картографический материал, умение логически мыслить и высказывать свою точку зрения;
· Продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивают умение работать с текстом учебника и исторического источника, выделять главное и сворачивать информацию в виде сравнительной таблицы.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство толерантности.
· Развивать коммуникативные навыки.
Ценностный компонент: многонациональность как феномен Забайкальского края, общность народов Забайкальского края.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Форма учебного занятия: урок-исследование
На данном уроке учащиеся получают знания о народах, проживающих на территории края, определяют причины многонациональности, поднимают проблемы.
Статья: