Автор:
Бабкин Геннадий Георгиевич
Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Данное описание определяет пути трансформации развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие. Исследование понимается как процесс поиска неизвестного, выработки новых знаний, обучения школьников специальным знаниям. Исследовательское обучение в современной образовательной практике включает в себя исследовательское поведение и культуру, а важным условием формирования и развития творческой активности школьников является исследовательская деятельность. Под способами и приемами исследовательской деятельности понимаются такие виды, как: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты.
На примерах творческих проектов раскрыты способы и приемы исследовательской деятельности.
Ученик учится лишь тогда, когда у него возникает эмоциональное
удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не
понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по
принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет
учителю мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по
трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и
порицаниям. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучающихся. обучение в
системе «ученик – учитель» создает возможности для решения творческих заданий.
Новые образовательные технологии построены на исследовательском поиске ребенка
в процессе обучения.
Мой опыт работы с детьми позволяет определить пути трансформации развития
интеллектуально-творческого потенциала личности ученика в саморазвитие.
Разрабатывая технологию решения творческих задач, ученики развивают
познавательные потребности и способности.
Поставленные перед образованием задачи заставляют нас пересматривать роль
и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских
методов обучения в практике массового образования. Новизна заключается в том,
что разрабатываются новые подходы к терминам и понятиям как «исследовательская
культура», «исследовательское поведение», «исследовательское обучение»,
«исследовательские (или продуктивные) методы обучения».
В зарубежной практике они используются давно, а в нашей стране они
разрабатываются пока фрагментарно.
Вот поэтому используя концепцию развития исследовательских способностей
учащихся, можно развивать исследовательские учения и навыки на уроках
географии. Более результативной эта
работа будет при подготовке учащихся к географическим олимпиадам.
Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске
обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.
Основой исследовательского обучения является поведение ученика, направленное на
поиск и приобретение новой информации. На базе этого выстраивается поисковая
активность. А вот исследовательская деятельность не исчерпывается только
наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых
результатов, оценку на их основе
развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез), можно сюда
присовокупить и моделирование – коррекцию исследовательского поведения.
Для успешного осуществления исследовательской
деятельности требуются исследовательские способности.
Можно выделить учение «активное» и учение»пассивное» но настоящие время
происходит активизация интереса к обучению посредством исследовательского
обучения, т.е. посредством собственного опыта. Главная задача состоит в том,
чтобы у учащихся формировались способности к тому, чтобы он мог самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. В связи с этим
в процессе обучения развивается интеллектуальная инициатива, способная вглубь и
вширь побуждать учащихся к совершению
самостоятельного бескорыстного познавательного действия.
Развитие у учащихся навыков исследовательской работы по географии
целесообразно начинать с шестого класса. Вот поэтому новая технология развития
творческого мышления помогает формировать у школьников основы культуры мышления
и развития основных умений и навыков исследовательского поведения в области
географии.
Как с педагогической так и психологической точки зрения творчество
определяют в человеке, способном видеть проблемы, а это способность изменять
собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это
позволяет увидеть то, что ранее ускользало от взгляда, и не было замечено
другими.
Представим какие-то объекты или явления в другом цвете. Ни для кого не
секрет, что одни и теже предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются
по-разному. Красивый куст сирени в нежных лучах утреннего солнца, ночью может
показаться страшным чудовищем. Одним из базовых умений исследования является
умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Почему
в лесотундре низкорослые деревья? Меняется ли климат Земли? Почему в
лесу деревья разной высоты? Что может привести к глобальному потеплению
климата? Вот здесь рождаются гипотезы. Чем больше событий, тем больше гипотез.
Изначально гипотеза не истинна и не ложна. Она проста не определена. Выдвижение
гипотез – важная мыслительная операция, обеспечивающая исследовательский поиск.
Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и
явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих осуществленных
признаков. Наблюдения можно без преувеличения квалифицировать как самый
доступный метод исследования географической науки. Постоянно используется
наблюдение человеком и в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно
незаменимым источником получения разнообразных данных. Наблюдением обычно
называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта
целенаправленность и отличает наблюдение от простого созерцания. Я с учащимися
часто выполняю разнообразные исследовательские проекты, требующие длительного
наблюдения, сравнения, выявления сходного и различного в объектах и явлениях.
Многое зависит от творчества, т.е. той деятельности, которое порождает что-то
новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно –
исторической уникальностью. Прилагаю творческие исследовательские работы
учащихся в области охраны водных ресурсов и исследования почв и почвенного
разреза своей местности х. Заливский Октябрьского района Волгоградской области.
Итак, на всех этапах исследовательской работы мы должны четко осознавать,
что основной ожидаемый результат – развитие психики ребенка. Речь идет не только
об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы
ребенка. Кроме развития когнитивных потребностей и способностей, мы должны
заботиться о расширении детского кругозора, о приобретении ребенком знаний,
умений, навыков.
Но все же педагогический результат – это, прежде всего, опыт
самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания, умения,
навыки.